Биография митяев олега григорьевича. Олег Митяев: биография, фото, личная жизнь Олег митяев биография для детей
Оле́г Григо́рьевич Митя́ев (род. 19 февраля 1956 года , Челябинск) - советский и российский автор-исполнитель , музыкант , актёр . Член Союза писателей России . Народный артист Российской Федерации () . Автор и первый исполнитель песни « » ().
Биография
Песни пишет с 1978 года. Начал выступать в составе дуэта вместе с Петром Старцевым . В 1987 году познакомился с гитаристом и аранжировщиком Константином Тарасовым , совместно с которым записал несколько пластинок и шесть CD-дисков. С 1998 года выступает и записывается с музыкантом-мультиинструменталистом Леонидом Марголиным , в 2006 году к коллективу присоединился гитарист Родион Марченко. Митяев успешно гастролировал по всей России и во многих городах Германии, Италии, Франции, Израиля, ЮАР .
Личная жизнь
Видео по теме
Творчество
Наиболее известные песни
Год написания | I строка | Название | Примечания |
1978 | Изгиб гитары жёлтый ты обнимешь нежно… | Как здорово | Первая и наиболее известная песня автора |
1982 | В осеннем парке городском… | В осеннем парке | - |
1983 | Тронется, ещё чуть-чуть - и поезд тронется… | Фрагмент | - |
1986 | За Полярным кругом снег - белый-белый… | За Полярным кругом | - |
1986 | Мой отец алкоголиком не был… | Мой отец | - |
1987 | Давай с тобой поговорим… | Давай с тобой поговорим | - |
1987 | Снова гость к моей соседке… | Соседка | Также известна в исполнении
В 1993 году Тиграном Кеосаяном был снят клип. |
1990 | Неровность вычурная крыш… | Француженка | - |
1995 | Посмотри, в каком красивом доме ты живёшь... | Лето - это маленькая жизнь | - |
1997 | Я уже заскучал по столице... | Крепитесь, люди - скоро лето! | - |
2000 | Жизнь замечательных людей... | Жизнь замечательных людей | - |
Пластинки Давай с тобой поговорим. "Мелодия, 1989 г. ====== Музыка, слова, гитара и пение Олег Митяев. Аранжировка, гитара Константин Тарасов. Звукорежиссер – А. Синяев. Редакторы В. Заветный, Е. Ким. Художник В. Панкевич. Фото Л. Мелихова
Все начиналось с буквы "Л"...Песни Юрия Визбора исполняет Олег Митяев. "Мелодия". Запись 1990г.
Песни."Мелодия". 1990 г. Давай с тобой поговоримОлег Митяев - вокал, гитара. Константин Тарасов - гитара. Студия ДК МЭЛЗ. Андрей Синяев - звук. 2015 г.
Митяевские песни. Часть 1. (2015)
Митяевские песни. Часть 2 (2015).
Митяевские песни. Часть 3 (2015).
Митяевские песни. Часть 4 (2015).
Светлое прошлое. 1 часть
Светлое прошлое. 2 частьМузыка, текст, гитара, вокал: О. Митяев. Гитара, аранжировка: К. Тарасов. Клавишные, аранжировка: А. Прокопович. Звукорежиссер: А. Позмогов. Фотограф: В. Семенихин. 2016 г.
Давай с тобой поговорим. Часть 1
Давай с тобой поговорим. Часть 2Музыка, текст, гитара, вокал: О. Митяев. Аранжировка, гитара: К. Тарасов. Звукорежиссер: А. Синяев. Фотограф: С. Васильев. 2016 г.
|
Дискография (Официальные CD-издания)
Авторские диски
- 1990 - Автор и исполнитель Олег Митяев и гитарист Константин Тарасов. «Давай с тобой поговорим» // Becar records, RR-225013-2. В 2017 г. Ультра Продакшн выпустила компиляцию этого диска на двух винилах.
- 1993 - Oleg Mitjaev und Konstantin Tarasov. «Lieder und Poesie» // Krasnyj Klin Music Records, KK 019305.01 1 (из 18 песен 9 записано повторно)
- 1994 - Автор и исполнитель Олег Митяев и гитарист Константин Тарасов. «Светлое прошлое» // Becar records, BC-225008-2 (германский тираж) , RR 225081-2 (считается альбомом, при этом 7 песен издаются впервые, 10 - повторно) . В 2016 г. Ультра Продакшн выпустила этот диск на двух винилах
- 1996 - Олег Митяев и Константин Тарасов. «Лето - это маленькая жизнь» // Becar records, RR 225064-2
- 1998 / 2007 - Олег Митяев. «Крепитесь, люди, скоро лето!» // Familia Pablishing, FE-225101-2 / Мистерия звука, MZ 386-2
- 2002 - Олег Митяев. «Небесный калькулятор, или Жизнь замечательных людей» // Мистерия звука, MZ 092-2
- 2005 - Олег Митяев. «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Четверть века спустя» // Квадро-Диск, EXL 05-197 (перезаписанный заново с другими аранжировками альбом «Давай с тобой поговорим» с несколько иной последовательностью номеров и двумя новыми песнями)
- 2005 - Олег Митяев. «Запах снега» // Мистерия звука, MZ 304-2/9
- 2008 - Олег Митяев. «Романтики больше не будет» // Мистерия звука, MZ 441-9/B (CD MZ 441-2/9 + DVD)
- 2011 - Олег Митяев. «Позабытое чувство» // Мистерия звука, MZ 506-9/DG (CD MZ 506-2/9 + DVD)
- 2015 - Олег Митяев. «Просыпаясь, улыбаться…» (включены пять песен, ранее изданные: Просыпаясь, улыбаться… ; Друг мой; Герой Кузбасса; Территория - на сборнике «Самое-самое» и Волгари - на одноименном корпоративном сборнике) // (Выходных данных нет)
- 2018 - Олег Митяев. «Никому не хватает любви» (включены три ранее записанные в исполнении других артистов песни /Уж ёлки на кострах, Пятый легион, Домой/ и одна - ранее издававшаяся песня в авторском исполнении /Аннушка/) // (Выходных данных нет)
Песни других авторов
- 1992 - «Теперь толкуют о деньгах» (песни Юрия Визбора) . Исполняют Олег Митяев и Константин Тарасов // Becar records, RR-225014-2
- 2002 - «Ни страны, ни погоста…» // Мистерия звука, MZ 091-2 (На стихи Иосифа Бродского песни Леонида Марголина поёт Олег Митяев)
- 2009 - «Да здравствуют музы!» Литературно-музыкальное признание // Мистерия звука, MZ 442-9/DG (CD MZ 442-2/9 + DVD) (идея проекта Олега Митяева, стихи Александра Пушкина , музыка Давида Тухманова . Олег Митяев исполняет 3 песни и ещё в двух участвует среди других исполнителей)
- 2017 - «НезабываемоЁ» (сборник песен разных авторов. Выходных данных нет)
Авторские сборники, концертные записи и компиляции
- 1994 / 1996 - Oleg Mitjaev & Konstantin Tarasov. «A Letter From Africa» / Олег Митяев и Константин Тарасов. «Письмо из Африки» // JNS Musiek, JNSD 0008 / Becar records, RR-225038-2 (концертная запись: из 19 номеров 8 песен Олега Митяева, одна из которых издана на CD впервые, 7 - повторно; 11 песен - других авторов или народные)
- 1999 - Олег Митяев. Лучшие песни // Familia Pablishing, FE-225110-2
- 2000 - Олег Митяев. Нелучшие песни // Familia Pablishing, FE-225202-2 (сборник с двумя новыми песнями)
- 2003 - Олег Митяев. Концерт в Кремле // Мистерия Звука, MZ 095/1/2-2 (2 CD)
- 2007 - Олег Митяев в гостях у Эльдара Рязанова. Живой концерт // Мистерия звука, MZ 414-2/9-1,2 (2 CD, 7 песен записаны впервые)
- 2008 - «Новая коллекция». Лучшие песни Олега Митяева // Монолит, MT 715391-857-1 (сборник)
- 2010 - Российские барды. Том 14: Олег Митяев // Moroz Records, MR 10014 CD (сборник)
- 2013 - Олег Митяев. «Волгари» (сборник с одной новой песней, выходных данных нет)
- 2014 - Олег Митяев. «Самое-самое» (2 CD, сборник с четырьмя новыми песнями, выходных данных нет)
- 2016 - Oleg Mityaev in Begleitung von Konstantin Tarasov (gitarre). «Trennung» / Разлука. Концерт в Мюнстере (Германия), 1993 год / (сборник: из 14 номеров 2 ранее издававшиеся песни Олега Митяева, остальные - других авторов или народные. Выходных данных нет)
- 2018 - Олег Митяев. «Опять мне снится старый двор» (сборник с одной новой песней)
- 2019 - Олег Митяев. (сборник, 22 ранее издававшиеся песни)
Митяевские песни
Митяевские песни - юбилейные (2006 г. - Кремль, 2011 г. - Театр Эстрады, 2016 г. - Крокус Сити Холл) сборники песен Олега Митяева, в исполнении других артистов.
- 2006 - Митяевские песни // Мистерия звука, MZ-318-2 (Разные исполнители. Сам О. Митяев исполняет две песни)
- 2006 - Митяевские песни. Часть II // Мистерия звука, MZ 342-2 (Разные исполнители. Сам О. Митяев исполняет 1 песню)
- 2011 - Митяевские песни. Часть III // Мистерия звука, MZ 497-2 (Разные исполнители. О. Митяев исполняет 1 песню сам и одну - совместно.)
- 2016 - Митяевские песни. Часть IV (Разные исполнители. О. Митяев представлен только совместным исполнением)
В 2016 году CD «Митяевские песни», I-IV части переизданы в одной коробке (отпечатаны компанией Recordsman, № 1409-1 - 4) в несколько ином оформлении. В том же году «Ультра Продакшн» выпустила «Митяевские песни, 1 - 4» на виниле с отличным от CD содержанием.
Библиография
- Давай с тобой поговорим. Песни Олега Митяева: Для голоса с букв.-цифр. обозначением сопровожд. / Предисл. авт. - М.: Текмахом, 1992. - 72 с. ISBN 5-8496-0002-7
- Песни Олега Митяева про войну, про жизнь и про любовь / Авторский сборник. - М.: ИЦ «Вагант», 1995. - 64 с., 1000 экз. (серия «Библиотека журнала „Вагант“», вып. 34-35). Учредитель - ГКЦМ «Дом Высоцкого»©. ISBN/ISSN не указаны
- Песни. - М.: Издательский дом Евгения Федорова, 1995. - 60 с. ISBN 5-7139-48-7
- Песни. - М.: «Черси-Издат», 2000. - 224 с. ISBN 5-88759-075-0
- Непраздничные вещи. Сб. песен: Для голоса с букв.-цифр. обозначением сопровожд. - СПб.: Фонд рус. поэзии, 2000. - 157 с. ISBN 5-89108-059-1
- Травник: Книга песен. - СПб.: Фамилия Паблишинг, 2001. - 141 с. ISBN 5-89108-065-6
- Светлое прошлое: стихи и песни с нотным приложением. - М.: Локид-Пресс, 2001. - 427 с. (серия «Соло XX века»). ISBN 5-320-00433-8
- Вечная история: стихи и песни с нотным приложением. - М.: Изд-во «АиФ Принт», 2003. - 383 с. - (Серия «Золотая коллекция АиФа»). ISBN 5-94736-052-7
- Давай с тобой поговорим: Стихи, песни. - М.: Эксмо, 2004. - 384 с. ISBN 5-699-05362-X (ВБ); 5-699-05396-4 (ПИ)
- Лето - это маленькая жизнь: стихи и песни. - М.: Эксмо, 2004. - 349 с. ISBN 5-699-06688-8
- Песни. Книга вторая. - М.: «Бератор», 2005. - 271 с. ISBN 5-9531-0064-7
- Небесный калькулятор. - М.: Эксмо, 2009. - 301 с. ISBN 978-5-699-34407-9
- Одинаковые сны. - М.: «Жук», 2009. - 232 с. ISBN 978-5-903305-23-0
- Стихи о любви. - М.: ЭКСМО, 2009. - 240 с. ISBN 978-5-699-37779-4
- По прожилкам лиственной руки. - М.: Эксмо, 2010. - 445 с. ISBN 978-5-699-39209-4
- Песни. Книга 3 / Ред. О. Гилева, Э. Кулагина. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2012. - 351 с. ISBN 978-5-905763-13-7
- Oleg Mityaev. Stille lern ich von den Wolken. Lieder; Russisch und Deutsch (Олег Митяев. Я учусь у облаков. Песни. На русском и немецком языках) / I. Schajmardanov, illustr. (И. Шаймарданов, иллюстрации). - Ludwigsburg: Pop-Verlag, 2013. - 133 s. ISBN 978-3-86356-064-5
- На порог души: стихи и песни / Сост. П. Крючков, худож. оформл. А. Коротич. - 2016. (ISBN не указан)
- Книга встреч и дорог: Папины рецепты от Саввы Митяева / Худож. оформл. В. Чекашов - М., 2017 (Издательство и ISBN не указаны)
- Песни. В 3-х кн. / Фото С. Васильев, И. Гайдай, А. Гольянов др.; худож. В. Макеев. - 2018 Издательство не указано. Штрих-код / ISBN(?) 978-5-9500-8484-3
Фильмография
Участие в фильмах
Песни в кино и сериалах
Видеокассеты и концертные DVD
- 1992 - Как здорово, что все мы здесь… Кассета издавалась ЗАО «Фонд Сергея Фоминцева».
- 1998 - Как здорово, что все мы здесь…
- 1999 - Песни нашего века /VHS/
- 2001 - Крепитесь, люди, скоро лето! /VHS/ (Концерт в Государственном центральном концертном зале «Россия» 28 февраля 1999 г.; + Видеофильм ; + 4 клипа)
- 2002 - Почему мы так долго не видимся? /VHS/ (в 2 частях)
- 2003 - Концерт в Кремле /VHS/
- 2004 - «Из ничегонеделанья». Концерт в Кремле. (Запись с концертов 28 и 29 февраля 2004 года в Государственном Кремлёвском Дворце. Дополнен видео и фото) // Мистерия, MDVD 007-0 (Повторно включен в издание 2017 г. "Олег Митяев. Концерты разных лет")
- 2006 - Олег Митяев и Владимир Кристовский. Концерт на Ильменском фестивале 10 июня 2005 г.
- 2007 - Митяевские песни. Юбилейный концерт в Кремле. (Запись концерта 19 февраля 2006 года, посвящённого 50-летию артиста) // Мистерия звука, MZ 381-0 (Повторно включен в издание 2017 г. "Олег Митяев. Концерты разных лет")
- 2008 - Романтики больше не будет (DVD MZ 441-0 + CD) /Семь видеоклипов/
- 2009 - Да здравствуют музы! Литературно-музыкальное признание. Мистерия звука, MZ 442-9/DG (DVD MZ 442-0 + CD) /Видеоклип «Вакхическая песня» (реж. И. Миронова) и фильм о съёмках клипа/
- 2011 - …которому за 50 (DVD) /Видеоверсия юбилейного концерта Олега Митяева с участием приглашённых гостей/ (Повторно включен в издание 2017 г. "Олег Митяев. Концерты разных лет")
- 2011 - Песни Олега Митяева. Архивная запись 1992 г. (DVD MZ 506-0) /Издано как bonus-DVD к CD Позабытое чувство . (переписано видео, выпускавшееся на VHS-кассете Крепитесь, люди, скоро лето! как видеофильм Театр общения: Песни Олега Митяева / Режиссёр
В детстве Митяев хотел стать собаководом (кинологом) и приручил всех собак в округу. Мать воспитывала строго, но спроведливо. Отец пил, поэтому сам Олег не употреблял спиртного до тридцати лет. В школе учился плохо, поэтому очень любил каникулы и перемены.
Гитара начиналась, как у всех. Мальчики и девочки выучили бой "восьмерочкой", еще не зная никаких аккордов. Потом появилась гитара, на которой было вначале две струны, и все научились играть "Цыганочку", ведь ее как раз очень удобно играть на двух струнах. Когда появились все струны, пошли уже "маленькая звездочка", "большая звездочка", "барре", "Гимн восходящему солнцу" и весь набор тех лет: "От меня до тебя шагать...", "Синий-синий иней..." и т.д.
В 1971г. из-за любви к песне "Марш монтажников" поступил и в 1975 г. закончил Челябинский монтажный техникум по специальности техник-электрик, но быстро понял что это не его. С 1975 по 1977 г. служил в армии. Служить выпало в городе Москве, где он охранял адмирала флота Советского Союза, был матросом, носил морскую форму.
В 1977 г. поступил и в 1981 г. окончМитяев Олег Григорьевич ил с отличием Челябинский институт физкультуры. Специальность - тренер по плаванию. С 1981 - 85 г. работал преподавателем в институте и зав. клубом в пансионате "Сосновая горка" под Челябинском. С Петей Старцевым познакомились в Институте физкультуры, когда убирали картошку, и стали петь дуэтом.
Послушав первые песни Митяева, Окуджава скажет: "У Олега Митяева есть неукротимое стремление совершенствоваться, работать над собой. А это иногда важнее, чем неизменно ровный, средний, хороший уровень. Когда работа не прекращается - значит зреет открытие".
В 1985г. приглашен на работу в Челябинскую филармонию в качестве артиста. С 1986 по 1991 г. закончил ГИТИС им. Луначарского. И ни одно из полученных образований до сих пор не пригодилось.
Олег Митяев снялся в нескольких фильмах: д/ф "Два часа с бардами" (Мосфильм), х/ф "Игра с неизвестным" (киностудия им А. Довженко), х/ф "Сафари номер шесть" и "Убийца" (Свердловская киностудия).
Песни Митяев пишет с 1979 года на свои стихи.
Лучшие дня
В 1987 году Митяев знакомится с Константином Тарасовым, и они начинают выступать вместе. С ним же, как аранжировщиком и вторым гитаристом, записаны три пластинки Митяева и три компакт-диска.
Константин Тарасов до шестнадцати лет вместе с родителями жил в небольшом колымском поселке, и всегда на чем-нибудь играл. В 1972 году, в составе ансамбля Тарасов стал лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества.
"После того как мы переехали в Москву, я играл в небольших оркестрах и занимался гитарой, немного сочинял, - рассказывает К. Тарасов. - До сих пор отношусь к композиторам, как к небожителям... Я закончил исторический факультет пединститута, решив не заниматься музыкой. Но все вернулось на круги своя. Мы встретились с Олегом Митяевым, и я перешел на работу в Челябинскую филармонию..."
В 1992 году с группой актеров Театра им. Моссовета О. Митяев и К. Тарасов участвовали в спектакле "Большой Владимир" (Митяев в роли В. Маяковского, Тарасов - как актер и автор музыки к спектаклю). Премьера спектакля состоялась в Италии.
В последние годы Олег Митяев работает с аккомпаниатором и аранжировщиком Леонидом Марголиным, с которым записано 3 альбома, в том числе альбом "Крепитесь, люди! Скоро лето!". В записи альбома принимали участие С. Манукян и группа "Ариэль" - это девятый по счету альбом Митяева. Также с Леонидом Марголиным Олег Митяев записал альбом "ЖЗЛ" и альбом на стихи И.Бродского и музыку Леонида Марголина, которые вышли в 2002 году.
На такие песни Олега Митяева как "Лето-это маленькая жизнь", "С добрым утром, любимая", "Дорога" и "Крепитесь, люди! Скоро лето!" сняты видеоклипы, которые вошли в видеокассету с записью концерта в ГЦКЗ "Россия".
Концерты Олега Митяева обычно длятся от двух с половиной до трех часов, хотя слово "концерт" в привычном понимании к выступлению Митяева не совсем подходит. Его концерт - чистая импровизация, песни зависят от настроения зала, а шутки и воспоминания - от интонации сказанного кем-то из зрителей слова. Несмотря на то, что песни Митяева зачастую грустные, на сцене Митяев очень веселый, зал прекрасно реагирует на его шутки, хотя в песнях и грусть.
С гастролями Митяев объездил всю Россию и множество стран: был в Германии и США, Франции и Израиле, в Италии и ЮАР (дважды), где записал диск в зале Национального театра в Претории, также диск вышел в Кёльне (Германия).
У Олега Митяева вышло несколько сборников песен, в том числе книга "Песни" - на сегодняшний день самое полное собрание его сочинений: стихи, ноты, записные книжки, коллекция записок из зала, множество фотографий, готовится новая книга "Светлое прошлое", составителем которой является Р.А. Шипов. В нее вошли 18 еще неизданных песен: очень ранних, которые так и не были записаны ни на один диск, и совсем поздние, еще незаписанные.
За поэтический сборник "Непраздничные вещи" Фонд русской поэзии в 2001 году вручил Митяеву премию "Петрополь".
Олег Митяев приехал из Челябинска и моментально оброс друзьями, среди которых артисты, космонавты, врачи – люди разных народов и разных профессий. К нему тянутся. Рядом с ним тепло и светло. Олег выстроил большой дом и поставил на участке большой стол. И все приходят и садятся – тот самый случай, когда «поднимем бокалы, сдвинем их разом» или «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…» В этих Митяевских словах – какая-то магия. Казалось бы, что за фраза?.. Элементарно, как «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла»… Просто до примитивизма. И вот живет эта ёлочка – из года в год, из десятилетия в десятилетие. И Митяевская строчка – такой же судьбы.
Для туристов и компанейской публики Митяев - это «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Для публики ресторанной он - «Ненаточенные ножи» и другие песни из репертуара М. Шуфутинского. Из тех кто любит авторскую песню, одни безоговорочно присваивают … Читать всё
Заслуженный артист России, член Союза писателей, Лауреат национальной премии «Овация», Лауреат премий Фонда русской поэзии, премии «Золотой Остап».
Для туристов и компанейской публики Митяев - это «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Для публики ресторанной он - «Ненаточенные ножи» и другие песни из репертуара М. Шуфутинского. Из тех кто любит авторскую песню, одни безоговорочно присваивают ему первое место в «новой волне» бардовской песни, другие столь же безоговорочно заявляют, что Митяев - это вовсе не авторская песня.
Концерты Олега Митяева - всегда приятный сюрприз для публики. Он задушевно и просто общается со зрителями, он непредсказуем, остроумен и лиричен.
В последнее время Олег Митяев работает с аккомпаниатором и аранжировщиком Леонидом Марголиным, с которым и записаны альбомы: «Крепитесь, люди, скоро лето!», «Лучшие песни», «Нелучшие песни», «Небесный калькулятор», «Ни страны, ни погоста» (стихи И. Бродского, муз. Л. Марголина), «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Четверть века спустя» и «Запах снега».
Олег Григорьевич МИТЯЕВ . Заслуженный артист России, лауреат Национальной российской музыкальной премии «Овация», лауреат песенных фестивалей.
Родился 19 февраля 1956 года в Челябинске. Отец – Митяев Григорий Степанович (1927–1982), рабочий Челябинского трубопрокатного завода, родом из крестьян Курской губернии. Мать – Митяева Лидия Яковлевна (1925 г. рожд.). Супруга – Есипенко Марина Николаевна (1965 г. рожд.). Сыновья: Сергей (1981 г. рожд.), Филипп (1984 г. рожд.), Савва (1998 г. рожд.). Дочь – Дарья (2000 г. рожд.).
Детство Олега Митяева прошло в Ленинском районе Челябинска, рядом с трубопрокатным заводом. Все его воспоминания того периода удивительно светлые, имеют оттенок желтого, яркого, солнечного дня – это и желтые здания, и парусиновые туфли, и льняная одежда. В 1963 году Олегу исполнилось 7 лет – это лето стало для него самым беззаботным, длинным и желтым, после которого он пошел в школу. Митяевы жили на берегу озера, и в их дворе спасти тонущего человека не считалось подвигом: в возрасте от 7 до 13 лет Олег спас 7 человек. Летом он спал на балконе, видел красоту природы, и мальчику казалось, что все так живут. Это были удивительные времена с играми, рыбалками, порками за то, что без разрешения купался, или вырезал ромбики на новых занавесках.
В том году Олег Митяев поступил в начальную школу № 59, в 1967 году перешел в среднюю школу № 55, а в 1969 году – в среднюю школу № 68. Если бы в детстве Олега спросили, кем он хочет стать, он, не задумываясь, ответил бы: «Собаководом», – потому что тогда еще не знал, что эта профессия называется кинолог. Но это не помешало мальчику приручить всех собак в округе. С ними он сразу находил общий язык – кормил, строил будки, а зимой собаки на лыжах возили его по озеру. Когда приезжали «отловщики дворняг», Олег делал большое тимуровское дело – собирал всех собак и прятал.
В семье Митяевых практиковалось уважительное отношение друг к другу. Олег благодарен своей маме за правильное воспитание – иногда он мог выйти, громко хлопнув дверью, но тут же получал нагоняй. И для Митяева это оказалось полезно, потому что в дальнейшем он научился держать себя в руках. Лидия Яковлевна приучила сына помогать по дому – он всегда понимал, что раз в неделю должен вымыть полы, вытрясти половики и обязательно мыть за собой посуду. В их дворе жили лихие ребята – в дальнейшем кое-кто проявил свою лихость, став восьмикратным чемпионом мира по хоккею, как Сергей Макаров или Сергей Стариков; некоторые, не менее талантливые, попали в тюрьму. Родители тщательно следили за Олегом, даже юношеские попытки закурить тут же пресекались. В детстве Митяев насмотрелся ковбойских фильмов, а потом, заточив все столовые ножи, тренировался в технике метания, бросая их в дверь кладовки. Занимался фотографией, печатал черно-белые карточки, считавшиеся одним из самых ценных подарков, которые тогда можно было сделать друзьям.
В юности Митяев увлекся песней, и ему уже тогда стала важна ее действенность.
В первый раз в 7-м классе взяв в руки гитару, он просто спел песню, которая ему нравилась, – «От меня до тебя шагать целый год – это в лучшем случае». Гитара начиналась, как у всех: выучили бой «восьмерочкой», еще не зная никаких аккордов, затем научились играть «Цыганочку», а потом пошли «маленькая звездочка», «большая звездочка», «барре», «Гимн восходящему солнцу» и весь набор тех лет: «Синий-синий иней», авторские песни, музыка «Битлз».
Из-за любви к песне «Марш монтажников» Олег Митяев поступил в монтажный техникум Челябинска. Тогда он думал: «Вот это работа! Вот это жизнь!» Но потом, когда столкнулся с сопроматом и другими точными науками, загрустил и ходил на занятия, очень четко понимая, что все это не его. К тому же ездить на занятия приходилось к 8 часам утра через весь морозный Челябинск. Тогда Митяев сформулировал: «Надо брать себя в руки. Если я сейчас не привыкну работать, то все пойдет прахом...» – вставал в 5 часов утра, шел в бассейн, потом ехал на строительно-монтажный участок, где его ждали заскорузлая роба и звенящее от мороза железо. Во время обеда ложился спать на фуфайках в вагончике, затем поднимался и вновь работал, после чего бежал на тренировку. В 1975 году Олег Митяев окончил техникум по специальности техник-электрик («монтаж электрооборудования промышленных предприятий»), еще полгода работал электромонтажником в «Южуралэнерго», по-прежнему увлекался плаванием, – даже получил 1-й разряд. А потом ушел в армию.
С 1975 по 1977 год служил в Москве в охране адмирала флота Советского Союза.
После окончания службы Митяев поступил в Челябинский институт физкультуры. За отличную учебу получал Ленинскую стипендию. Учебу совмещал с работой электрика и художника – постоянно делал стенгазету, благодаря чему научился неплохо писать пером. Одновременно подрабатывал дворником. Олег уверен в том, что благодаря профессии, в которой заложено сочетание физического труда с общением с природой, можно воспитать гармонически развитую личность. Дворник – это человек, приводящий планету в порядок, у которого днем еще остается время почитать, сходить в библиотеку или кино. В пору студенчества часто проходили комсомольские собрания, и Митяев использовал свой темперамент, чтобы поднять народ, провести субботник, а «на картошке» придумывал игры, старался завести всех, и ребята откликались, боролись за победу.
В пионерском лагере, где работал Олег, ему показали песни Юрия Визбора и Владимира Ланцберга. Открылся огромный пласт, которым он долгое время заслушивался. В то время песни этих авторов были чрезвычайно популярны, и Митяев сам увлекся самодеятельной песней.
С 1978 года он начал писать и исполнять свои песни, пел в дуэте с Петром Старцевым. После окончания 1-го курса они поехали отдыхать на Ильменское озеро под Миассом, и поразились необычному зрелищу – стоял теплый июньский вечер, все побережье было усыпано кострами и палатками, люди пели под гитару. Царила необыкновенная атмосфера – всю ночь Олег с Петром бродили от костра к костру, слушали песни, купались. На следующий год Митяев решил обязательно приехать и попробовать что-то спеть, но знал, что будет сильно волноваться. Еще учась в монтажном техникуме, на конкурсе художественной самодеятельности Олег с товарищами исполнил песню «Там вдали за рекой». Баянист стоял за кулисами, потому что играл в своей тональности, а ребята пели каждый в своей. У Митяева дрожала левая коленка, и всю песню он думал: «Ведь видно, как дрожит!» – а положить на нее руку было нельзя, так как исполнители стояли держа руки за спиной.
Но очень хотелось спеть на фестивале авторской песни. Сначала Олег с Петром долго репетировали, а потом решили выступить – пришли в общежитие института физкультуры, на первом этаже постучались в первую попавшуюся комнату, объяснили, что подготовили две песни на фестиваль и хотели бы попробовать их спеть. Преодолевая волнение, исполнили подготовленную программу, но поначалу эффект оказался вялый. Ребята постучали в соседнюю комнату и повторили всю процедуру, потом еще в одну, и на пятом этаже уже спокойно, без стука заходили в комнату и говорили: «Садитесь, мы споем вам две песни». Волновались уже меньше, атмосфера института физкультуры не позволяла сдаваться. На фестивале этот приобретенный автоматизм позволил им спеть перед пятитысячной аудиторией под открытым небом, и им дали грамоты за душевное исполнение.
Для того чтобы снова приехать на фестиваль, как-то весной, на лекции по плаванию, Митяев написал песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
По воспоминаниям Городницкого: «На одном из фестивалей бардовской песни на сцену вышел высокий, немного стеснительный парень с длинными волосами и запел “Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно” – так сразу, с первой песни, очень скоро ставшей знаменитой, вошел в бардовскую среду Олег Митяев. Уже через четыре месяца после первого исполнения этой песни с разных концов страны стали приходить известия, что ее поют. Митяев поначалу не поверил в такой успех, и, конечно, не было пределов гордости, когда в 1980 году он слушал ее в Челябинске в исполнении трио имени Валерия Грушина из Самары. Потом Олег случайно услышал, как ее пели стройотрядовцы на вокзале. Митяев стоял рядом, а они не знали, что случайный слушатель – ее автор. Вторая песня Митяева – “Волшебный дом”, появилась только через год после первой, когда у Олега родился сын. Эта песня – первоначальный набросок к той картине жизни, которую пытается в своих песнях создать автор, – реальности, где прекрасное соседствует с неприглядным, а к истине приходится продираться сквозь тернии ошибок».
В 1981 году Олег Митяев с отличием окончил институт по специальности тренер по плаванию, работал преподавателем кафедры плавания, освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ, а с 1983 года – солистом музыкальной группы в Челябинском торговом центре, заведующим клубом в пансионате «Сосновая горка». В 1984 году Митяева пригласили на работу артистом Челябинской областной филармонии.
В том же году журнал «Смена» напечатал песню Митяева «Кино», и Олегу до сих пор памятна его первая публикация в конкурсе «Одного стихотворения». Тогда ему казалось, что вся его жизнь должна измениться, заискриться, должен открыться какой-то другой мир. В 1986 году судьба привела Олега Митяева в ГИТИС, на режиссерский факультет. И хотя сильная страсть к лицедейству зародилась давно, без гитары Митяев вряд ли бы на это отважился. Но у него есть железное правило – если чего-то очень хотел и не попробовал добиться, позже будешь клясть себя за нерешительность. Поэтому когда Олег ехал в Москву, он все время настраивал себя: «Не в ПТУ поступаешь, ну, завалишь, ничего». На первый экзамен пришло около 300 человек, после него осталось девять – и в такой массе отсеиваться было не так обидно. Но Митяев оказался в числе девяти. Учиться оказалось трудно и интересно. Во время сессии студенты работали с утра до ночи: полдня занимались общими предметами, а потом до поздней ночи с самых азов постигали актерское мастерство, режиссуру. В ГИТИСе Митяев встретился с Михаилом Евдокимовым – они вместе оттачивали свое мастерство в курсовых спектаклях, а потом Олег снялся в нескольких кинокартинах в образе человека с гитарой.
В 1986 году целая сборная лидеров авторской песни страны впервые выступала на сцене Дворца спорта в Лужниках. Тогда переполненный зал впервые увидел Олега Митяева – застенчивого дебютанта – с двумя песнями. «Как здорово» сразу тянула на новый бардовской гимн, а вторая – «В осеннем парке городском» – была тоже тепло принята слушателями. Сейчас все туристы, причем не только в России, но и за рубежом, прекрасно знают: Олег Митяев – это «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». Эта песня – один из гимнов бардовского движения, а некоторые считают ее единственным гимном. Когда с проектом «Песни нашего века» музыканты прилетели в Тель-Авив, в аэропорту к Олегу подошли люди и сказали, что песню «Как здорово…» они поют каждый день, когда собираются возле синагоги, и она переведена на иврит.
В 1987 году Митяев познакомился с гитаристом и аранжировщиком Константином Тарасовым и выступал вместе с ним до 1998 года. С Тарасовым, как аранжировщиком и вторым гитаристом, они записали три пластинки и три компакт-диска. В 1988 году Митяев, являясь членом клуба самодеятельной песни «Моримоша», получил письмо от Окуджавы . Оказалось, что Булат Шалвович, посмотрев телепередачу с песнями Митяева, позвонил на телевидение, взял его адрес и написал. Послушав первые песни молодого автора, Булат Окуджава сказал: «У Олега Митяева есть неукротимое стремление совершенствоваться, работать над собой. А это иногда важнее, чем неизменно ровный, средний, хороший уровень. Когда работа не прекращается – значит, зреет открытие». Олег ответил на это замечательное письмо, а через некоторое время они встретились в Переделкино. Митяев с Тарасовым после каждого визита уходили от Окуджавы возвышенными, спокойными, умиротворенными. Для Митяева прелесть общения с таким человеком заключалась не в приобретении каких-то конкретных уроков, а в том, что можно было просто побыть рядом с ним, почувствовать его атмосферу, подышать одним воздухом. В 1986 году состоялся знаменитый «Марш мира», собравший уникальную команду: Окуджава, Городницкий, Клячкин, Кукин, Суханов, Егоров, Долина… Митяев был потрясен такими встречами. Музыканты часто сидели у камина в разных городах, и эти времена стали для Олега незабываемыми.
В 1992 году с группой актеров Театра имени Моссовета О. Митяев и К. Тарасов участвовали в спектакле «Большой Владимир» (Митяев – в роли В. Маяковского, а Тарасов – как актер и автор музыки), премьера состоялась в Италии. С 1998 года Олег Митяев работал с аккомпаниатором, мультиинструменталистом и аранжировщиком Леонидом Марголиным, с ним он записал альбом «Крепитесь, люди! Скоро лето!», в записи принимали участие С. Манукян и группа «Ариэль». Вместе с Л. Марголиным Митяев также записал альбом «ЖЗЛ» и альбом на стихи И. Бродского и музыку Марголина, которые вышли в 2002 году.
Хотя слово «концерт» в привычном понимании к выступлениям Олега не совсем подходит. Его концерт – это чистая импровизация, песни зависят от настроения зала, а шутки и воспоминания – от интонации сказанного кем-то из зрителей слова. Митяеву нравится творить и выстраивать мостик к слушателям, чтобы люди верили рождаемому образу, чувствовали, что человек у микрофона старается говорить просто и понятно. Олегу важно, чтобы слова пелись, звучали. Главное – это не стихи, не музыка и даже не драматические способности выступающего, а гармония между всеми составными элементами. Часто он пишет на гастролях – просыпается в незнакомом городе и начинает записывать то, что давно зафиксировалось в сознании. Исполнитель Олег Митяев живет исключительно эмоциями, звуками, запахами, на этом построено его мироощущение – запоминать аромат состояния, а потом воскрешать его в словах и мелодиях. Митяев часто не пишет, а дописывает свои песни – ведь родиться они могут где угодно, это всегда получается спонтанно, и сам автор не может объяснить, как это происходит. Но всегда это последствие какого-то сильного впечатления, которое потом перерождается в песню, и главным критерием для Олега является естественность, он лирик по характеру. Олег Митяев учился в техникуме, двух институтах, перепробовал несколько профессий, пока не нашел себя. Он часто размышлял над этим и даже написал песню «Куда пойти учиться».
Когда Олег был мальчишкой, он любил на холодильнике «Мир» читать надпись справа налево и думал: «Ну, уж Рим-то мне никогда не увидать». Сложилось так, что Рим стал первым заграничным городом, куда попал исполнитель. После поездки на Универсиаду в составе концертной бригады с Лионом Измайловым и Евгенией Симоновой Митяева пригласили на концерты, организованные обществом по развитию советско-германских отношений. Выступали в Германии, Голландии, затем Митяев снова попал в Германию, но уже с Булатом Окуджавой – пара из ФРГ Карл и Гудрун Вольф, услышав запись «Марша мира 1986 года», пригласила их в Кёльн, на конференцию преподавателей. Немецкие друзья Митяева сделали прекрасный перевод его песен, а компакт-диск, записанный в Кёльне, напоминает Олегу медаль Ильменского фестиваля, воскрешая чувства, которые переполняли исполнителя от осознания того, что он держит в руках тяжелую желанную медаль, которая стала его первым серьезным результатом. Потом было турне по 40 городам Германии, где исполнители ни разу не выступали перед русской аудиторией. В университете в городе Мюнстере преподаватели и студенты, изучающие русский язык, сделали переводы стихов Олега Митяева – так появился материал для сборника. С гастролями Митяев объездил всю Россию и множество стран: США, Францию, Израиль, Италию и даже ЮАР, – где записал диск в зале Национального театра в Претории.
«У меня такое ощущение, что мне всегда было хорошо, – говорит Олег. – В каждом времени есть свои прелести. Мне кажется, что я одинаков, не меняюсь. Хотя понимаю, что это не так. В Челябинск каждый год приезжаю с концертами, иногда два раза в год. Если бы я там не появлялся, я бы долго не выдержал... Во сне я летаю над своим старым двором, вдыхаю забытые запахи, слушаю стрекоз и падаю в озеро. Все это отпечаталось в памяти. Думаю, когда буду умирать, буду вспоминать все это... Самого главного я достиг в момент рождения. Просто жить на белом свете – уже само по себе большое счастье. А остальное счастье заключается в умении устранять те мелочи, которые мешают тебе жить...» Олег все время думал, что он в отца, потому что внешне похож на него. А оказалось, что характер у него мамин – это какая-то особая душевная природа. Но понимать и чувствовать это Митяев начал только с годами. Раньше у Олега была мечта объехать весь мир, а когда сложился бешеный ритм поездок, он начал скучать по Челябинску, где остались брат, который работает механиком на трубопрокатном заводе, и мама.
Время – лучший арбитр, и оно за эти годы подтвердило, что творчество талантливого автора завоевало признание ценителей этого жанра не случайно. Уже первая песня, написанная и исполненная Митяевым, приобрела такую широкую известность, что молодому барду могли позавидовать маститые исполнители. Именно в органическом соединении слова и мелодии заключена особая притягательность песен Олега. В момент наивысшего подъема авторской песни, когда искушенных слушателей, казалось бы, уже ничем нельзя удивить, появился молодой автор из самой гущи ревностных ценителей этого жанра, который сумел своим искренним пением, удивительной гармонией музыки и слова дать слушателям то, чего они ждали. Так обычно и бывает – время рождает поэта. Митяев в своих песнях ведет повествование от лица рассказчика, и даже когда поет о событиях и явлениях горьких, черных, мрачных, его интонация все равно окрашена в светлые тона. Образ, который он создает на эстраде, – это наш современник – талантливый, ироничный, лиричный и думающий. Песни, написанные Митяевым, для многих слушателей становятся своими, а отличительной чертой исполнителя является обязательное присутствие оригинальной, запоминающейся мелодии.
Элем Климов сказал: «Мне посчастливилось близко знать Юру Визбора и Володю Высоцкого . Теперь судьба свела меня с Олегом Митяевым, который замечательно продолжает традиции в новом времени, в кардинально изменившемся обществе! Продолжает, но не подражает. У него своя интонация, своя музыка, свои стихи. Столько в них обаяния, грусти, лиризма, юмора, сколько добра! Не случайно у Олега такая большая аудитория и на родине, и за рубежом. Я к нему, к его творчеству отношусь с самым большим пристрастием».
Песни О. Митяева публикуются в сборниках авторской песни, в журналах «Кругозор», «Смена», «Юность», «Турист», «Кино», «Клуб и художественная самодеятельность» и многих других журналах, в разных городах страны. В журнале «Библиография» (1995, № 5) напечатана библиография О. Митяева из 134 наименований, не учитывающая зарубежную прессу. После 1996 года появились песни «Август», «Лето – это маленькая жизнь», «Крепитесь, люди! Скоро лето!», «Воскресенье», «Остров», «С.-Петербург», которые часто транслируются по Центральному телевидению. Олег Митяев снялся в фильмах: «Два часа с бардами» («Мосфильм»), «Игра с неизвестным» (Киностудия имени А. Довженко), «Сафари номер шесть» и «Убийца» (Свердловская киностудия).
С 1987 года выпущено 13 дисков и 4 видеофильма Олега Митяева. Его дискография включает следующие альбомы: «Песни Олега Митяева» (1987), «Все начиналось с буквы “Л”» (1988), «Давай с тобой поговорим» (1990), «Песни и стихи» (1993, Кёльн), «Светлое прошлое» (1994), «Теперь толкуют о деньгах» (1995), «Письмо из Африки» (1995, Претория), «Лето – это маленькая жизнь» (1996), «Крепитесь, люди! Скоро лето!» (1998), «Лучшие песни Олега Митяева» (1999), «Нелучшие песни Олега Митяева» (2000), «Ни страны, ни погоста...» (на стихи И. Бродского, 2002), «Небесный калькулятор» (2002), «Концерт в Кремле» (2003), «Запах снега» (2005).
Песни Митяева берут в свой репертуар многие профессиональные исполнители, в том числе ансамбль «Ариэль», Т. Гвердцители, А. Маршал, Л. Лещенко . Олег Митяев находится в центре движения авторской песни, участвует в работе жюри многочисленных фестивалей, в таких крупных проектах и акциях авторской песни, как «Марш мира», «Песни нашего века», вечера памяти Ю. Визбора, Б. Окуджавы. Митяев – почетный гость Ильменского фестиваля. Стали традиционными встречи барда с земляками в академическом Театре драмы, куда он ежегодно приглашается в числе именитых гостей на День рождения города.
У Олега Митяева вышло несколько сборников песен, в том числе книга «Песни» (М., 2000) – на сегодняшний день самое полное собрание его сочинений: стихи, ноты, записные книжки, коллекция записок из зала, множество фотографий. Кроме того, выпущены книги: «Непраздничные вещи» (2000, С.-Петербург, Фонд русской поэзии), «Травник» (2001, С.-Петербург, Фонд русской поэзии), «Светлое прошлое» (2001, М., Локид-пресс), «Вечная история» (2002, М., Издательский дом «Аргументы и факты»), «Давай с тобой поговорим» (2004, М., Эксмо), «Песни – книга 2» (2005, М., Биратор).
О. Митяев – заслуженный артист России, лауреат Национальной российской музыкальной премии «Овация» (2001), лауреат профессиональной премии «Золотой Остап» за наивысшие достижения в жанре сатиры и юмора, лауреат песенных фестивалей в Самаре, Владивостоке, Норильске и многих других городах страны в номинации «Автор-исполнитель», лауреат премий Фонда русской поэзии «Петрополь» (2000, 2002), член Союза писателей РФ. Награжден орденом «Меценат» за общественную и благотворительную деятельность на благо мира.
Среди всех известных бардов Олег Митяев, биография которого теперь связана с Москвой, стоит как-то особняком. Во-первых, он очень популярен, причем не только у поклонников авторской песни - его, без преувеличения, знают все. А во-вторых, количество песен, написанных им, очень велико, а исполняют их, кроме него самого, любимые певцы - Валерия и Сергей Безруков, Шуфутинский и Лолита.
Клипы песен «Крепитесь, люди! Скоро лето!» и «Лето - это маленькая жизнь» и сейчас показывают по телевизору, а было время, когда они вообще не сходили с экранов, занимая первые строчки в рейтингах популярности. Что уж говорить о песне «С добрым утром, любимая!»
Родной город
Олег Митяев, биография которого началась в городе Челябинске, появился на свет 19 февраля 1956 года. Семья была смешанной: отец - русский, мать - мордовка. Есть у Олега старший брат Станислав. Отец Олега Григорьевича был рабочим, и 35 лет (завербовали его в 16-летнем возрасте) отработал на Челябинском трубопрокатном заводе. Мама была домохозяйкой и главой семьи - ее слушались все. Отец умер довольно рано (ему было всего 54 года) - тяжелая работа и склонность к выпивке не способствуют долголетию.
Зато Олег, насмотревшись на все прелести жизни выпивох, хотя отец не был запойным, вина в рот не брал до 30 лет вообще. Семья Митяевых была дружной и правильной (например, здесь никогда не приучили к труду с малолетства.
Школьные годы
Челябинский мальчишка Олег Митяев, биография которого до определенного возраста была типичной для всех мальчишек из рабочей среды тех времен, большую часть времени проводил во дворе, который все-таки был не совсем обычным - всемирно известные хоккеисты и Сергей Стариков тоже выросли там. Олег Митяев учился в нескольких школах Челябинска - № 59, 55, 68... Оценки у него были удовлетворительные, мальчишка мечтал стать собаководом, но... под впечатлением любимого «Марша монтажников» поступил после средней школы в монтажный техникум, где столкнулся с сопроматом и сразу понял, что эта настоящая мужская профессия не для него. Но специальность он получил.
Совсем не бард
В то же время Олег серьезно увлекался плаванием, и тренер добивался его освобождения от армии, потому что паренек подавал надежды. Но повестка из военкомата все равно пришла. Будущий бард - и сейчас весьма эффектный мужчина (фото Олега Митяева прилагается). Красивого юношу (рост в 186 см и голубые глаза при темных волосах) заметили и взяли на службу в охрану адмирала флота СССР, в Москву.
К тому времени Олег уже освоил гитару (обучение проходило в подъезде, где «Цыганочку» он научился играть даже на двух струнах), но о музыке даже не помышлял. После армии поступил в Челябинский спортивный институт, который окончил с отличием, и все годы обучения получал Ленинскую стипендию - 100 рублей.
Первая семья и начало творческой деятельности
В институте же, «на картошке», происходит знакомство с красавицей, спортсменкой и комсомолкой Светланой, которая вскоре становится его первой женой. Красивая пара оформила брак, а потом родился сын Сергей. Жена Олега Митяева Светлана прекрасно ладила со свекровью.
Олег хорошо подрабатывал, и ничто не предвещало беды. Но Митяев оказался влюбчивым, и каждый раз ему казалось, что новая любовь продлится всю жизнь. Институт будущий бард окончил в 1981 году, а еще будучи студентом начал регулярно писать песни, а с 1980-го - петь их всем, кто слушает.
Дипломированный артист
Олег остается преподавателем в институте, одновременно работает завклубом в пансионате под Челябинском и числится артистом городской филармонии. И эта последняя сфера деятельности стала занимать все больше места в его жизни. Митяев поступает и в 1992 году заканчивает заочное обучение в ГИТИСе.
Вместе с ним учились Лайма Вайкуле и Михаил Евдокимов, с которым Митяева связала крепкая дружба. Барда уже знают, о нем похвально отозвался Булат Окуджава, и в 1992 году Олег Митяев и Константин Тарасов (познакомились в 1987 году), с которым они выступали на сцене, а также некоторые актеры театра Моссовета ставят спектакль «Большой Владимир», в котором Олег исполняет роль Маяковского. Премьерный показ был в Италии.
Вторая семья
После этого Олег стал ездить с концертами, выступая довольно успешно. А поездка в Германию позволила ему на гонорары купить квартиру в Москве, куда он перебрался с новой женой Мариной, с которой теперь было связаны мысли, песни («С добрым утром, любимая!» была посвящена именно ей), жизнь Олега Митяева. Первой жене и сыну он оставил двухкомнатную квартиру в Челябинске и всегда помогал им - сын и теперь работает руководителем фонда Олега Митяева в Челябинске.
Сыновья
Во втором браке у артиста родились два сына. Старший, Филипп, посвятил себя тяжелому року и сменил фамилию Митяев на Август. Мотивирует он это тем, что, услышав фамилию отца, люди настраиваются на конкретную музыку, отличную от того, что исполняет группа «Стимфония». Разные музыкальные пристрастия встали между отцом и сыном. Филипп говорит, что Олег называет его песни бесовщиной. Младший сын, Савва, работает у отца.
Вторая жена была красавицей, и, говорят, Олег ее безумно ревновал, хотя его собственная гастрольная жизнь особой святостью не отличалась. Но, может быть, семья бы и не распалась, если бы не новая любовь...
Нынешняя семья
Ведущая актриса театра, Заслуженная артистка РФ - жена Олега Митяева, биография которой началась в Омске, говорит, что Олег ей предназначен судьбой, так как в 6-летнем возрасте ей приснился голубоглазый высокий мужчина, которого она сразу узнала, увидев Митяева. Но они оба были несвободны - Марина Евсеева была гражданской женой И как они ни сопротивлялись нахлынувшему чувству, семьи распались все равно. Сейчас Митяевы живут в загородном доме. Можно добавить, что соседкой их является писательница Виктория Токарева.
Альбомы
Свой девятый альбом О. Митяев записал совместно с С. Манукяном и группой «Ариэль». Аккомпаниатор и аранжировщик и Олег Митяев альбомы свои записывают с 1998 года. Известные на всю страну "Лучшие песни" и "Нелучшие песни", "Небесный калькулятор" и "ЖЗЛ" записаны в первые годы тесного и постоянного сотрудничества. Затем увидел свет альбом "Ни страны, ни погоста". Интересно, что музыку к нему написал Л. Марголин на стихи Иосифа Бродского. В последние годы были записаны сборники "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Четверть века спустя", "Запах снега", "Романтики больше не будет".
Общественная деятельность
В 2004 году Фондом Олега Митяева и правительством Челябинской области была учреждена премия «Светлое прошлое». Она представляет собой статуэтку с названием «Кентавр с цветком в груди» работы Эрнста Неизвестного. Премия, присуждаемая людям, прославившим своей деятельностью Челябинскую область, своим возникновением обязана в первую очередь Олегу Митяеву. В 2009 году ему было присвоено звание Народного артиста РФ. Кроме того, автор огромного числа песен, в том числе и таких всенародно любимых, как «Соседка» и «Француженка», известных в исполнении Шуфутинского, является лауреатом «Овации», премии русской поэзии «Петрополь» и членом Союза писателей РФ. Во многих статьях указывается, что не очень любит рассказывать о своей жизни поэт и музыкант Олег Митяев, биография которого, тем не менее, хорошо известна.