Биография. Kodak Brownie — камера, оправдавшая своё название Камера от джорджа истмена
Истмен Джордж
(род. в 1854 г. - ум. в 1932 г.)
Американский изобретатель, предприниматель и филантроп, создавший первый фотоаппарат «Кодак» (слово, которое стало торговой маркой) и рулонную пленку. Основатель фирмы «Истмен Кодак компани», которая и сегодня занимает ведущее место в мировой фотоиндустрии.
В 1875 г., российский политэмигрант Владислав Малаховский, принявший английское подданство под именем Лейона Варнерке, сконструировал фотоаппарат, который стал прототипом современных любительских камер. Однако его фотографическая система несколько опередила свое время. Стоимость камеры и светочувствительного материала для нее была слишком высока, поэтому коммерческого успеха изобретение не имело. К тому же в 1898 г. Малаховский был обвинен в уголовном преступлении и, несмотря на отсутствие доказательств, застрелился. Его идеями с успехом воспользовался другой изобретатель. Американец Джордж Истмен не был великим инженером или химиком, но обладал уникальной способностью находить перспективные научные открытия и воплощать их в жизнь. Он был поистине великим бизнесменом.
Легендарный создатель «Кодака» родился 12 июля 1854 г. в деревне Уотервилл, неподалеку от города Рочестер (штат Нью-Йорк) в небогатой семье Дж. В. Истмена и Марии Килбурн. Когда мальчику было 5 лет, отец продал хозяйство и перевез семью в город, где намеревался основать торговый колледж. Однако вскоре Истмен-старший скоропостижно скончался, строительство колледжа прекратилось, и семья попала в трудное финансовое положение.
Младший из троих детей, Джордж, в 14 лет бросил школу и устроился на работу. Сначала он служил посыльным в страховой компании, получая 3 доллара в неделю, а через год в аналогичной фирме ему предложили место клерка. По собственной инициативе Истмен взял на себя дополнительные обязанности, что увеличило его жалованье до 5 долларов. Тем не менее денег все равно не хватало, поэтому вечерами он изучал бухгалтерское дело, надеясь продвинуться по службе. В 1874 г. ему удалось получить место в городском Сберегательном банке, где Джорджу платили уже 15 долларов в неделю.
Когда Истмену исполнилось 24 года, он купил себе фотоаппарат с принадлежностями для фотографических пластин. В то время человек, намеревавшийся заняться профессиональной фотографией (любительской просто не существовало), должен был быть химиком, производственником и носильщиком в одном лице. Камера, треножный штатив и другие приспособления весили несколько десятков килограммов. Кроме того, с собой надо было носить палатку, в которой производилось нанесение специальной эмульсии на стеклянные пластины перед экспонированием, а затем проявление и высушивание полученного снимка. Дополнительно необходимо было иметь при себе химикаты, стеклянные емкости, тяжелый держатель для пластин и кувшин с водой. Как говорил Истмен: «Только лошадь была в силах донести до места съемки всю эту экипировку».
Тем не менее банковский клерк увлекся этим сложным делом и задумался над тем, как его упростить, чтобы сделать доступным большему числу людей. Прежде всего он обратил внимание на сложность технологического процесса обработки стеклянных пластин с эмульсией. Воспользовавшись рецептами, найденными в английских журналах, Джордж в свободное от работы время стал экспериментировать с приготовлением желатиновой фотоэмульсии. При этом он настолько увлекался, что частенько не раздеваясь засыпал на кухне возле своих пробирок.
Испытав на собственном опыте все «прелести» «мокрой технологии», он быстро понял перспективность бизнеса, основанного на изготовлении сухих фотопластин и продаже их фотографам. Раздобыв практическую рецептуру светочувствительных слоев, изобретенную ученым Р. Мэддоксом несколькими годами ранее, Истмен отреагировал незамедлительно.
В 1879 г. он сконструировал свой первый образец устройства для изготовления сухих броможелатиновых фотографических пластинок и стал работать над его усовершенствованием. Добившись приемлемых результатов,
1 июня 1881 г. Джордж зарегистрировал фирму «Истмен драй плэйт энд филм компани», в штате которой с самого начала числилось 6 человек. Новоиспеченный бизнесмен уволился из банка, взял в аренду третий этаж здания на улице Стейт в Рочестере и приступил к производству сухих пластин на продажу. Одной из его первых покупок был подержанный двигатель стоимостью 125 долларов. Позднее Истмен вспоминал: «Мне нужна была только одна лошадиная сила, а эта установка тянула на две. Но я верил, что мой бизнес от этого только выиграет. Стоило рискнуть, и я решился».
Уже в этот период молодой предприниматель вел бизнес по всем правилам маркетинговой стратегии, хотя его этому никто не учил. Однажды, когда покупатели вернули партию бракованных пластин, Истмен без разговоров заменил их новыми. Позднее он говорил: «Мы потратили на это последние деньги, но приобрели нечто более важное - репутацию». Более того, он все время думал о перспективе: «Фотография полностью нас поглотила, и мы не только выпускали сухие пластины, но и каждый день стали заниматься фотографией. Мы хотели так упростить процесс фотографирования, чтобы фотоаппаратом можно было пользоваться так же легко, как и обычным карандашом».
В 1885 г., когда фотопластинки еще хорошо продавались, фирма Истмена приступила к выпуску кассет, заряженных рулонной светочувствительной бумагой, предложеной Малаховским десятью годами ранее. В отличие от русско-английского изобретателя американский бизнесмен умудрился в 1884 г. запатентовать «первую пленку в виде рулона» и разместить в газетах рекламу: «Вскоре вам будет представлена новая светочувствительная пленка - более экономичный и удобный заменитель сухих стеклянных пластин для фотографирования в студии и на улице».
Правда, пока «пленки» хватало только на 24 снимка, но уже в 1888 г. появились рулоны в два раза длиннее. Технология ее изготовления к этому времени существенно упростилась, но по сути дела повторяла результаты Малаховского 13-летней давности. Кроме того, лента русско-английского изобретателя имела перфорацию, вроде той, которая в современных аппаратах приводит в действие счетчик кадров. В его кассете она выполняла аналогичную роль: каждое отверстие перфорации соответствовало одному кадру. При перемотке на этом отверстии замыкался электрический контакт и звенел звонок, сообщая, что аппарат готов для следующего снимка. Джордж Истмен не оставил без внимания и эту полезную техническую находку.
Но, главный коммерческий успех пришел к Истмену, когда он блестяще воплотил ещу одну идею Малаховского, выпустив в 1888 г. простую 25-долларовую камеру «Кодак» в кожаном футляре. Она имела затвор с одной выдержкой, объектив с постоянной диафрагмой, дававшей резкое изображение от 2,5 м до бесконечности, и снабжалась кассетой на 100 снимков. Фотографии получались круглые, диаметром около 6 см. Но основное преимущество заключалось в том, что владельцу «Кодака» не нужно было быть профессиональным фотографом. Аппарат после использования отправляли фирме-изготовителю, где проявляли негативы и печатали все, что получилось. Затем отпечатки и вновь заряженную камеру возвращали владельцу. Услуги фирмы обходились в 10 долларов, что было существенно дешевле, чем обрабатывать и печатать снимки самому.
Именно в стоимости комплекта услуг и состояло основное отличие «открытия» Истмена от той системы, которую пытался внедрить Малаховский в Англии. Говоря современным языком, американский бизнесмен правильно определил целевую группу потребителей. В отличие от своего предшественника, который ориентировался на специалистов-фотографов, Джордж сделал ставку на любителей, количество которых было несоизмеримо большим. В инструкции, прилагавшейся к аппарату, он писал: «Сегодня фотографирование сведено до трех простых операций: потянуть шнур, повернуть ключ, нажать кнопку. Это величайшее из всех усовершенствований, сохраняющее при этом существо фотографии. Если раньше фотографией могли заниматься только те, кто располагал возможностью изучить ее, временем и местом, то теперь она доступна каждому. Теперь каждый человек с обычными способностями может за десять минут без труда научиться получать хорошие снимки и не просто попробовать, а снова и снова повторять съемку, получая не менее 85 процентов хороших снимков с самого начала».
Фактически здесь впервые и был озвучен тот самый знаменитый лозунг Истмена «Вы нажимаете кнопку - мы делаем остальное», который красовался на фасаде его фабрики в Рочестере, повторялся в бесчисленных проспектах и дожил до сегодняшнего дня. Вообще же изобретатель «Кодака» уделял огромное внимание рекламе и свято верил в ее возможности. Он сам писал рекламные тексты для своей продукции и размещал их в популярных газетах и журналах. Очень скоро изображение улыбающейся «кодаковской девушки», держащей фотоаппарат, стало легко узнаваемым, а само слово «Кодак», окруженное контрастным желтым фоном, оказалось одним из первых логотипов, используемых в рекламе.
Название было зарегистрировано как торговая марка в том же 1888 г., одновременно с выпуском легендарной ящичной камеры. Современники гадали, что означает слово «кодак», но оказалось, что Истмен просто его выдумал: «Я сам придумал это слово. Буква «К» - моя любимая буква алфавита. Она мне кажется сильной и запоминающейся. Мне пришлось перепробовать множество комбинаций букв, прежде чем получилось слово, начинающееся и заканчивающееся на букву «К». И слово «Кодак» - результат моих усилий». Таким образом, он явился невольным автором одного из основных творческих приемов рекламистов: «Слово должно хорошо звучать, а его смысл мы придумаем потом». Справедливости ради необходимо отметить, что Кодаком (правда, с ударением на втором слоге) называлась крепость на Днепре, снесенная еще в начале XVIII столетия. Хотя вряд ли американский бизнесмен, не получивший никакого образования, мог об этом знать.
Компания «Истмен драй плэйт» быстро развивалась, неоднократно преобразовываясь и меняя название, пока осенью 1901 г. не превратилась в корпорацию «Истмен Кодак» с начальным капиталом в 5,8 млн долларов. Это предприятие стало одной из первых фирм для массового производства стандартного фотографического оборудования.
А ящичные камеры оказались очень популярными у покупателей. С начала 1900-х гг. их выпускали под названием «Брауни» - по имени первого конструктора. Свыше шестидесяти лет эти фотоаппараты сменяли друг друга: улучшался дизайн, деревянный корпус стал пластмассовым, цветная пленка пришла на смену черно-белой. Но неизменной оставалась простота конструкции и дешевизна. Так уже первый «Брауни» стоил всего доллар, а катушка пленки к нему - 15 центов.
Удачно выбранная ориентация на массового потребителя сделала Истмена мультимиллионером. Его доходы, в свою очередь, позволяли непрерывно расширять производство, создавать широкую сеть обслуживания потребителей в Америке и за рубежом, вытесняя и поглощая конкурентов. При этом удачливый бизнесмен не гнушался взять на вооружение любое чужое изобретение, которое было бы полезно для дальнейшего совершенствования выпускаемой продукции. Вот, например, как был осуществлен переход на использование целлулоидной фотопленки.
Изобретенный в начале 1860-х гг. пластифицированный нитрат целлюлозы с самого начала имел все перспективы заменить собой стекло в качестве фотоподложки. Однако для рулонных фотоматериалов он не годился, поскольку при высыхании нанесенного светочувствительного слоя пленка скручивалась в трубочку. Решение проблемы предложил изобретатель X. Гудвин, который весной 1887 г. пытался запатентовать целлулоидную фотопленку с дополнительным, уравновешивающим слоем желатина на оборотной стороне. Заявка пролежала под сукном много лет, и Гудвин получил патент только в сентябре 1898 г. А за год до этого Истмен поставил производство негативного материала с контрслоем на поток, вскоре полностью отказавшись от бумажной основы.
Патент Гудвина был приобретен дочерним предприятием немецкой фирмы «Акциенгезелыпафт фюр Анилин-фабрикацион», известной всему миру под именем «Агфа», которая тут же подала на американцев в суд. После 12 лет судебных разбирательств компания «Истмен Кодак» была признана виновной в нарушении авторских прав и приговорена к штрафу в 5 млн долларов. Потеря такой суммы не сильно расстроила Джорджа Истмена - за то время, пока его заводы работали без патента, обороты от внедрения новинки настолько превысили потери, что с трудом поддавались исчислению.
Но как ни был Истмен неблагодарен к другим изобретателям и беспощаден к конкурентам, к своим сотрудникам он относился демократично и заботливо. Он был глубоко уверен, что лояльность и отличная работа команды должны вознаграждаться постоянно совершенствуемым премиальным пакетом. Началось с того, что в 1899 г. хозяин «Кодака» распределил между служащими довольно большую сумму денег. Позже он создал фонд «дивидендов на зарплату», из которого каждый работник, помимо должностного оклада, получал ежегодную прибыль, пропорциональную доходу корпорации. В 1919 г. Джордж пожертвовал служащим одну треть своего личного заработка - 10 млн долларов. Затем последовало введение пособия по уходу на пенсию, страхования жизни и пособия по нетрудоспособности. Работники фирмы души не чаяли в своем хозяине, а один из биографов предпринимателя писал в 1930-х гг.: «Мистер Истмен был гигантом своего времени. Потребовались годы для осознания и принятия его социальной философии. А он уже тогда использовал ее для строительства своей компании».
Помимо большого вклада в промышленную и социальную сферу США, Истмен прославился своей филантропической деятельностью, страстным энтузиастом которой он был всю свою жизнь. Его любимцем стал Массачусетский технологический институт, так как многие выпускники этого учебного заведения были лучшими работниками на предприятиях «Кодака». Суммарный анонимный вклад в бюджет института, сделанный им от имени «Мистера Смита», составил почти 20 млн долларов. Слухи о таинственном мистере Смите быстро распространились среди учащихся и преподавателей, а его имя даже попало в популярную студенческую песню. При этом любовь к некоммерческим учебным заведениям у не имевшего образования Джорджа возникла не тогда, когда он стал миллионером. В своем родном городе он помогал выжить вновь образованному Механическому институту (ныне - Рочестерский технологический) еще в то время, когда его собственный доход составлял всего 50 долларов в неделю. Истмен был инициатором и спонсором программы развития медицинской школы и больницы в Рочестерском университете.
Но особый интерес бизнесмен проявлял к стоматологическим клиникам. По его указанию был разработан комплексный план финансирования зубоврачебной клиники в Рочестере, на общую сумму 2,5 млн долларов. Подобные лечебные учреждения были созданы на средства Истмена в Лондоне, Париже, Риме, Брюсселе и Стокгольме. Кроме того, он субсидировал массовое производство лекарственных стоматологических препаратов для детей. Отвечая на вопросы недоумевающих журналистов о причинах, которые обусловили такое специфическое вложение денег, Джордж ответил: «В этой области я лучше ощущаю результаты от своей благотворительности. Медициной установлено, что за зубами, горлом и носом детей нужно следить с раннего детства. Если они будут здоровые, веселые и красивые, у них больше шансов достичь успехов в жизни». Благодаря политике, проводимой в этой области хозяином «Кодака», даже увеличилась процентная ставка на капитал, вложенный в стоматологические клиники.
Известно, что Истмен с детства любил музыку и не понимал людей, которым она не нравилась. Свои предпочтения ему хотелось привить окружающим, в чем он немало преуспел. Так, в своем родном городе предприниматель основал и взял на попечение музыкальную школу и театр. Создавая в американской провинции симфонический оркестр, Джордж говорил: «Очень легко нанять профессиональных музыкантов, но невозможно купить любовь к музыке. Все попытки вызвать эту любовь у людей обречены на провал, если большинство людей не получают от нее удовольствия». Этот его план, как и многие другие, преследовал практическую цель - он хотел приучить людей к музыке, и это ему удалось. Свой собственный филармонический оркестр жители Рочестера десятилетиями содержали и очень им гордились.
Джордж Истмен был очень скромным человеком и избегал выставлять свою личную жизнь напоказ. Когда он прогуливался по главной улице Рочестера, прохожие не узнавали в лицо мецената, столько сделавшего для процветания города. И самое главное, что такое положение вещей устраивало знаменитого бизнесмена. Более того, человек, имя которого во всем мире до сих пор ассоциируется с фотографией, сам не любил позировать перед объективом. По сравнению с другими известными людьми того времени владелец империи «Кодак» фотографировался довольно редко - сохранилось лишь несколько его фотографий.
Он жил в соответствии со своей собственной философией, часто повторяя: «То, что мы делаем во время работы, определяет наше материальное положение, а то, что мы делаем во время отдыха, - нашу сущность». Так трудиться днем и ночью, как это делал Истмен, удавалось не многим, но когда он отдыхал в своем простом охотничьем домике в Северной Каролине - преуспевающего бизнесмена просто нельзя было узнать: миллионер выглядел как простой служащий одного из своих заводов. Он любил поохотиться и порыбачить, с удовольствием мастерил деревянные поделки, был отличным поваром и никому не доверял на отдыхе эту «почетную» обязанность. В молодости, путешествуя по Европе, Джордж часто посещал картинные галереи, что позволило ему со временем собрать в доме прекрасную коллекцию живописи.
Человек, который сделал фотографию доступной для миллионов людей во всем мире, многого достиг в жизни и многое успел сделать. Странно, что уйти из жизни он решил так же, как это сделал 32 года назад его английский предшественник в бизнесе Владислав Малаховский. Вернувшись домой с очередного заседания совета директоров своей компании, Джордж Истмен застрелился, не дожив всего нескольких месяцев до 78 лет. Это случилось 14 марта 1932 г.
В некрологе, посвященном трагической кончине знаменитого предпринимателя, «Нью-Йорк Таймс» писала: «Истмен внес огромный вклад в развитие системы образования современного мира. Он помогал учебным и научным учреждениям, поддерживал музыкальную культуру, содействовал укреплению здоровья людей, помогал беднякам и, превратив свой родной город в центр культуры, прославил свою страну в глазах всего мирового сообщества».
Компания «Истмен Кодак», которой бизнесмен отдал всю свою жизнь, получила реальную монополию в фотографической промышленности США еще в 1927 г. Она продолжает оставаться одной из крупнейших американских компаний в этой области и по сей день. На предприятиях международной корпорации на всех континентах работают почти 150 тыс. человек, а ее годовой оборот превышает 10 млрд долларов. Только на исследования и разработки в области фотографии «Кодак» тратит около 2 млн в день. Помимо фотопленки, фотобумаги, фотоаппаратуры и других фотопринадлежностей, этот гигант производит химикаты для промышленности и сельского хозяйства, витамины, пластмассы, искусственное волокно, электронное оборудование и т. д. Дело, начатое талантливым предпринимателем Джорджем Истменом в далеком 1881 г., уверенно чувствует себя и в нынешнем XXI столетии.
Из книги Кисло-сладкая журналистика автораВЫ ХОТИТЕ БЫТЬ ПОПУЛЯРНЫМ, КАК ДЖОРДЖ КЛУНИ. СОГЛАСЕН. НО ЕСТЬ ВОПРОС: А ВЫ ДЖОРДЖ КЛУНИ? Я люблю кино, особенно боевики, даже средние. Фильмы такого рода очень помогли мне в жизни. У меня была пара моментов, когда мне было очень плохо, и мне отвлечься от неприятностей,
Из книги Война и миф автора Зыгарь Михаил ВикторовичСаддам – это джордж Буш Удивительно, но сейчас, когда Саддам на неизвестной американской военной базе ждет суда, в Ираке все еще всерьез говорят о том, что он может вернуться. Нечто подобное я услышал от знакомого багдадского учителя Юсефа, всегда раньше
Из книги Кризи$: Как это делается автора Стариков Николай ВикторовичГоворит Джордж Буш – Откровенно говоря, преподаватели – это единственная профессия, представители которой преподают нашим детям. (18.09.1995).– Полагаю, что мы стоим на пути к еще большей свободе и демократии, с которого невозможно свернуть. Но все может измениться.
Из книги Глупые белые люди автора Мур Майкл Фрэнсис Из книги Чашка отменного чая автора Оруэлл ДжорджДжордж Оруэлл Чашка отменного чая Пробуя найти рецепт заварки чая в первой попавшейся поваренной книге, вы либо не найдете его совсем, либо в лучшем случае обнаружите несколько строчек скупых инструкций, ни словом не упоминающих несколько существеннейших моментов.Это
Из книги Мысли в пути автора Оруэлл ДжорджДжордж Оруэлл Мысли в пути Читая блистательную и гнетущую книгу Малькольма Маггериджа «Тридцатые», я вспомнил, как однажды жестоко обошелся с осой. Она ела джем с блюдечка, а я ножом разрубил ее пополам. Не обратив на это внимания, она продолжала пировать, и сладкая
Из книги Новая журналистика и Антология новой журналистики автора Вулф ТомДжордж Плимптон Бумажный лев (отрывок) Джордж Плимптон жил вместе с футболистами из команды «Детройтские львы», тренировался с ними и слышал от них то, чего они не доверили бы обычному спортивному репортеру. Весьма посредственный игрок защитной линии, Плимптон стал
Из книги Свобода – точка отсчета [О жизни, искусстве и о себе] автора Вайль ПетрДжордж Оруэлл, «1984» Антиутопия, написанная в 1949 году и пережитая многими народами при тиранах. Один из самых сильных доводов в пользу творческого могущества. Не живший при диктатурах, не сидевший в тюрьмах британец лучше всех сумел передать суть человека тоталитарного
Из книги Самый лучший учебник журналистики. Кисло-сладкая книга о деньгах, тщеславии и президенте автора Ганапольский Матвей ЮрьевичВЫ ХОТИТЕ БЫТЬ ПОПУЛЯРНЫМ, КАК ДЖОРДЖ КЛУНИ? СОГЛАСЕН. НО ЕСТЬ ВОПРОС: А ВЫ ДЖОРДЖ КЛУНИ? Я люблю кино, особенно боевики, даже средние. Фильмы такого рода очень помогли мне в жизни. У меня была пара моментов, когда мне было очень плохо, и чтобы отвлечься от неприятностей, мне
Из книги Письма автора Уайлд Оскар23. Миссис Джордж Льюис{38} Нью-Йорк[Приблизительно 15 января 1882 г.]Дорогая миссис Льюис, уверен, что Вы радуетесь моему успеху! Даже у Диккенса не было такой многочисленной и такой замечательной аудитории, какая собралась у меня в том зале. Меня вызывали, мне аплодировали, и
Из книги Афоризмы, мысли и шутки великих женщин автора Ситникова Татьяна24. Миссис Джордж Льюис{39} ФиладельфияДорогая миссис Льюис, все идет блистательно. Я регулярно отсылаю Вам газеты. Конечно, они полны выдумок, но ведь Вы не станете принимать их всерьез. Завтра я иду в гости к Уолту Уитмену, по его приглашению. Сегодня вечером
Из книги Смертоносный экспорт Америки - демократия. Правда о внешней политике США и многом другом автора Блум Уильям30. Миссис Джордж Льюис{44} Чикаго, гостиница «Гранд Пасифик»Вторник, 28 февраля 1882 г.Дорогая миссис Льюис, пишу Вам это письмецо, чтобы сообщить, что после Чикаго у меня было два больших успеха: Цинциннати, где меня пригласили прочитать лекцию вторично - на сей раз для
Из книги Мне есть что вам сказать автора Джонсон БорисДжордж Элиот Английская писательница, классик мировой литературы.Джордж Элиот - литературный псведоним Мэри Энн Эванс, которая родилась 22 ноября 1819 г. в Арбери, Уорикшир, Англия - маленьком сельском приходе в самом сердце Англии. В 1857 г. она издала свою первую повесть
Из книги Викинги [Буря за кадром] автора Андреева ЮлияГлава 6 ДЖОРДЖ УОКЕР БУШ «Выходите из Белого дома с поднятыми руками!» (21 мая 2006 года) «Меня называли брат, Джон, папа, дядя, друг, - заявил на суде в штате Мэриленд Джон Аллен Мухаммад (John Allen Muhammad). - Теперь меня называют зло». Мухаммад, раннее известный как «вашингтонский
Из книги автораДжордж «Дабья» Буш «Рад видеть вас», – сказал Джордж Уокер Буш, и, как только мы обменялись рукопожатиями и его голубые глаза с привычной твердостью взглянули на меня, без лишних предисловий я выпалил очевидный вопрос. Вопрос, на который хочет ответить le tout (весь)
Из книги автораДжордж Благден – Этельстан Джордж Пол Благден появился на свет 28 декабря 1989 года, Аундл, Англия, Великобритания. Британский актер. Наиболее известен по ролям Грантера в фильме «Отверженные» и, собственно, Этельстана в историческом телесериале «Викинги».В детстве Благден
(1932-03-14 ) (77 лет)Биография
Детство и юность
Рождение компании
В возрасте 24 лет Истмен решил отдохнуть в Санто-Доминго и запечатлеть на фотопластинки все красоты города. Однако купленный фотоаппарат оказался настолько громоздким и неудобным в транспортировке и эксплуатации, что он решил отказаться от этой идеи. Но с этого момента все его мысли были заняты фотографией : он поставил перед собой цель максимально упростить этот трудоёмкий процесс .
4 сентября 1888 года Kodak был зарегистрирован как товарный знак. В 1889 году был создан концерн Eastman Company , а с момента регистрации в Нью-Йорке в 1892 году компания стала носить имя Eastman Kodak Company . В 1901 году компания была зарегистрирована в американском штате Нью-Джерси под названием Eastman Kodak Company of New Jersey , под которым она существует и по сей день .
Маркетинг
Истмен уделял особое внимание рекламе компании и лично сам писал рекламные тексты для первой продукции Kodak. В 1888 году он придумал лозунг: «Вы нажимаете кнопку - мы делаем остальное», который красовался на фасаде фабрики в Рочестере, а также в многочисленных рекламных проспектах.
Ещё одной его находкой стало само название компании - Кодак.
Я сам придумал это слово. «К» - моя любимая буква алфавита. Она кажется мне сильной и запоминающейся. Мне пришлось перепробовать множество комбинаций букв, прежде чем получилось слово, начинающееся и заканчивающееся на букву «К». «Кодак» - результат моих попыток.
Оригинальный текст (англ.)
I devised the name myself. The letter "K" had been a favorite with me -- it seems a strong, incisive sort of letter. It became a question of trying out a great number of combinations of letters that made words starting and ending with "K". The word "Kodak" is the result.
Социальные преобразования
Истмен всегда уделял особое внимание сотрудникам своей компании, причём акцентировался не только на жаловании. Так, он стал первым, кто ввёл пособия по уходу на пенсию, страхования жизни и пособия по нетрудоспособности для своих работников .
Культурная деятельность
Истмен является основателем Истменовской школы музыки . Был широко известен своей благотворительной деятельностью, в особенности помощью стоматологическим клиникам. Также располагал крупной частной коллекцией картин .
Поздние годы
В последние 2 года жизни здоровье Истмена резко ухудшилось, и вскоре он узнал от врача, что неизлечимо болен. Сегодня эта болезнь носит название стеноз позвоночного канала . Истмен вспомнил, что последние два года жизни его мать провела в таком же состоянии. 14 марта 1932 года он покончил жизнь самоубийством, выстрелив из пистолета себе в сердце. В предсмертной записке он написал: "Для моих друзей. Моя работа закончена. Зачем ждать?" Джордж Истмен, который так и не женился, был похоронен на территории основанной им компании Kodak в Рочестере .
Напишите отзыв о статье "Истмен, Джордж"
Примечания
Ссылки
Отрывок, характеризующий Истмен, Джордж
Наташа смотрела на нее налитыми слезами глазами, и в лице ее была только мольба о прощении и любви.– Друг мой, маменька, – повторяла она, напрягая все силы своей любви на то, чтобы как нибудь снять с нее на себя излишек давившего ее горя.
И опять в бессильной борьбе с действительностью мать, отказываясь верить в то, что она могла жить, когда был убит цветущий жизнью ее любимый мальчик, спасалась от действительности в мире безумия.
Наташа не помнила, как прошел этот день, ночь, следующий день, следующая ночь. Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню. На третью ночь графиня затихла на несколько минут, и Наташа закрыла глаза, облокотив голову на ручку кресла. Кровать скрипнула. Наташа открыла глаза. Графиня сидела на кровати и тихо говорила.
– Как я рада, что ты приехал. Ты устал, хочешь чаю? – Наташа подошла к ней. – Ты похорошел и возмужал, – продолжала графиня, взяв дочь за руку.
– Маменька, что вы говорите!..
– Наташа, его нет, нет больше! – И, обняв дочь, в первый раз графиня начала плакать.
Княжна Марья отложила свой отъезд. Соня, граф старались заменить Наташу, но не могли. Они видели, что она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, – говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню.
Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни.
Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни.
Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь.
Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы.
Однажды княжна Марья, в середине дня, заметив, что Наташа дрожит в лихорадочном ознобе, увела ее к себе и уложила на своей постели. Наташа легла, но когда княжна Марья, опустив сторы, хотела выйти, Наташа подозвала ее к себе.
– Мне не хочется спать. Мари, посиди со мной.
– Ты устала – постарайся заснуть.
– Нет, нет. Зачем ты увела меня? Она спросит.
– Ей гораздо лучше. Она нынче так хорошо говорила, – сказала княжна Марья.
Наташа лежала в постели и в полутьме комнаты рассматривала лицо княжны Марьи.
«Похожа она на него? – думала Наташа. – Да, похожа и не похожа. Но она особенная, чужая, совсем новая, неизвестная. И она любит меня. Что у ней на душе? Все доброе. Но как? Как она думает? Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная».
– Маша, – сказала она, робко притянув к себе ее руку. – Маша, ты не думай, что я дурная. Нет? Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями.
И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи.
С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга.
Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни.
Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его.
Наташа похудела, побледнела и физически так стала слаба, что все постоянно говорили о ее здоровье, и ей это приятно было. Но иногда на нее неожиданно находил не только страх смерти, но страх болезни, слабости, потери красоты, и невольно она иногда внимательно разглядывала свою голую руку, удивляясь на ее худобу, или заглядывалась по утрам в зеркало на свое вытянувшееся, жалкое, как ей казалось, лицо. Ей казалось, что это так должно быть, и вместе с тем становилось страшно и грустно.
Один раз она скоро взошла наверх и тяжело запыхалась. Тотчас же невольно она придумала себе дело внизу и оттуда вбежала опять наверх, пробуя силы и наблюдая за собой.
Джордж Истмен родился в 1854 году в американском городке Уотервилле в семье небогатого бизнесмена. Его отец умер, когда мальчику исполнилось семь лет, и мать, чтобы хоть как-то содержать семью, вынуждена была сдавать комнаты постояльцам. Проучившись всего 7 лет, Истмен бросил школу и устроился работать в страховую компанию с окладом всего 3 доллара в неделю. Этого едва хватало, чтобы прокормить семью, и тогда Джордж взялся за дополнительную работу в банке Рочестера, а по вечерам самостоятельно стал изучать бухгалтерию.
Рождение компании
В возрасте 24 лет Истмен решил отдохнуть в Санто-Доминго и запечатлеть на фотоплёнку все красоты города. Однако купленный фотоаппарат оказался настолько громоздким и неудобным в транспортировке и эксплуатации, что он решил отказаться от этой идеи. Но с этого момента все его мысли были заняты фотографией: он поставил перед собой цель максимально упростить этот трудоёмкий процесс.
В 1879 году Истмен построил машину для изготовления сухих броможелатиновых фотографических пластинок, а с сентября 1880 года начал выпускать сами фотопластинки. 1 июня 1881 года была зарегистрирована «Компания сухих пластинок Истмена» (англ. Eastman Dry Plate Company). В 1883 году его фирма выпустила рулонную плёнку, которая подходила практически ко всем фотоаппаратам со стеклянными пластинками. В 1884 году партнерство Истмен-Стронг дало начало новой фирме - «Компании по производству сухих пластинок и фотопленки» (англ. Eastman Dry Plate and Film Company).
Летом 1888 года был выпущен первый фотоаппарат под маркой Kodak. Он представлял собой небольшую ящичную камеру: затвор был с одной выдержкой, объектив с постоянной диафрагмой давал резкое изображение от 2,5 м до бесконечности, а заряжался фотоаппарат плёнкой на 100 кадров. Его полная стоимость составляла 25 долларов.
4 сентября 1888 года Kodak был зарегистрирован как товарный знак. В 1889 году был создан концерн Eastman Company, а с момента регистрации в Нью-Йорке в 1892 году компания стала носить имя Eastman Kodak Company. В 1901 году компания была зарегистрирована в американском штате Нью-Джерси под названием Eastman Kodak Company of New Jersey, под которым она существует и по сей день.
Маркетинг
Истмен уделял особое внимание рекламе компании и лично сам писал рекламные тексты для первой продукции Kodak. В 1888 году он придумал лозунг: «Вы нажимаете кнопку - мы делаем остальное», который красовался на фасаде фабрики в Рочестере, а также в многочисленных рекламных проспектах.
Ещё одной его находкой стало само название компании - Кодак.
Социальные преобразования
Истмен всегда уделял особое внимание сотрудникам своей компании, причём акцентировался не только на жаловании. Так, он стал первым, кто ввёл пособия по уходу на пенсию, страхования жизни и пособия по нетрудоспособности для своих работников.
Культурная деятельность
Истмен является основателем Истменовской школы музыки. Был широко известен своей благотворительной деятельностью, в особенности помощью стоматологическим клиникам. Также располагал крупной частной коллекцией картин.
Поздние годы
В последние 2 года жизни здоровье Истмена резко ухудшилось, и вскоре он узнал от врача, что неизлечимо болен. 14 марта 1932 года он покончил жизнь самоубийством, выстрелив из пистолета себе в сердце. Джордж Истмен, который так и не женился, был похоронен на территории основанной им компании Kodak в Рочестере.
В американском городке Уотервилле в семье небогатого бизнесмена. Его отец умер, когда мальчику исполнилось семь лет, и мать, чтобы хоть как-то содержать семью, вынуждена была сдавать комнаты постояльцам. Проучившись всего 7 лет, Истмен бросил школу и устроился работать в страховую компанию с окладом всего 3 доллара в неделю. Этого едва хватало, чтобы прокормить семью, и тогда Джордж взялся за дополнительную работу в банке Рочестера, а по вечерам самостоятельно стал изучать бухгалтерию .
Рождение компании
В возрасте 24 лет Истмен решил отдохнуть в Санто-Доминго и запечатлеть на фотопластинки все красоты города. Однако купленный фотоаппарат оказался настолько громоздким и неудобным в транспортировке и эксплуатации, что он решил отказаться от этой идеи. Но с этого момента все его мысли были заняты фотографией : он поставил перед собой цель максимально упростить этот трудоёмкий процесс .
4 сентября 1888 года Kodak был зарегистрирован как товарный знак. В 1889 году был создан концерн Eastman Company , а с момента регистрации в Нью-Йорке в 1892 году компания стала носить имя Eastman Kodak Company . В 1901 году компания была зарегистрирована в американском штате Нью-Джерси под названием Eastman Kodak Company of New Jersey , под которым она существует и по сей день .
Маркетинг
Истмен уделял особое внимание рекламе компании и лично сам писал рекламные тексты для первой продукции Kodak. В 1888 году он придумал лозунг: «Вы нажимаете кнопку - мы делаем остальное», который красовался на фасаде фабрики в Рочестере, а также в многочисленных рекламных проспектах.
Ещё одной его находкой стало само название компании - Кодак.
Я сам придумал это слово. «К» - моя любимая буква алфавита. Она кажется мне сильной и запоминающейся. Мне пришлось перепробовать множество комбинаций букв, прежде чем получилось слово, начинающееся и заканчивающееся на букву «К». «Кодак» - результат моих попыток.
Оригинальный текст (англ.)
I devised the name myself. The letter "K" had been a favorite with me -- it seems a strong, incisive sort of letter. It became a question of trying out a great number of combinations of letters that made words starting and ending with "K". The word "Kodak" is the result.
Социальные преобразования
Истмен всегда уделял особое внимание сотрудникам своей компании, причём акцентировался не только на жаловании. Так, он стал первым, кто ввёл пособия по уходу на пенсию, страхования жизни и пособия по нетрудоспособности для своих работников .
Американский изобретатель сухой фотографической пленки, Истмен изобрел камеру «Кодак» в 1884 году. Когда в 1928 году появился «Кодакколор», мультимиллионер уже добился монопольного контроля над всей фотографической индустрией Америки.
Филантропия Истмена была общеизвестна: он роздал при жизни 80 миллионов долларов, что составило более половины заработанного им капитала, покровительствовал, в частности, Университету Рочестера и Массачусетскому технологическому университету. Он прожил со своей матерью вплоть до ее смерти в 1907 году и никогда не был женат.
В конце 1930 года Истмен, будучи в возрасте восьмидесяти шести лет, заметил первые признаки дегенерации нижнего отдела спинного мозга. Вскоре он стал приволакивать ноги при ходьбе. Специалисты подтвердили самые страшные предположения: болезнь прогрессировала. Служащие Истмена заметили, что теперь, подходя к лифту своего офиса в Рочестере, он прислонялся к стене, чтобы не упасть. Однажды Истмен сказал своему врачу, доктору О. А. Стюарту: «Одли, ты тут все время крутишься со своим стетоскопом. Я что-то не чувствую, где именно мое сердце. Найди-ка его для меня». Врач проделал это, профессионально простучав грудную клетку Истмена.
В марте 1932 года миллионер-филантроп пересмотрел свое завещание, закрепив свое решение передать практически все оставшееся достояние Рочестерскому университету. Во время описи имущества, которая заняла несколько дней, он спрятал один пистолет в ящик своего стола в спальне, а второй среди книг.
В субботу, 12 марта, Истмен вышел из своего особняка по теперешней Ист-Авеню, чтобы в последний раз проехать по университетскому городку и огромному парку фирмы «Кодак». Через два дня свидетели и сотрудники компании «Кодак» пришли к нему домой для подписания завещания. Истмен был очень весел, шутил по поводу сломавшейся авторучки. Свидетели ушли, и секретарь Алис Хатчисон получил распоряжение взять в банке двадцатидолларовые золотые, чтобы наградить их за услуги. Секретарь был удивлен столь щедрому вознаграждению и в недоумении вернулся назад - обычные чаевые хозяина составляли десять долларов. Когда Хатчисон приоткрыл дверь в спальню, Истмен резко обернулся. «В чем дело?» - резко крикнул он, но смягчился, когда мистер Хатчисон объяснил причину своего возвращения. «Все правильно, - ответил Истмен, - но в этот раз я плачу двадцать долларов». Когда Истмен остался один, он черкнул записку не желавшей слушаться рукой:
«Моим друзьям. Работа окончена. Зачем ждать? Д. И.»
Затем Истмен достал пистолет из письменного стола, лег на постель, накрыл грудь мокрым полотенцем (очевидно, чтобы избежать ожога), приставил дуло пистолета к виску и нажал на курок.
Услышав звук выстрела, Стюарт и медсестры прибежали в спальню и нашли хозяина мертвым. Записка лежала на ночном столике.
Было около полудня 14 марта 1932 года. В течение следующего часа, когда известие о смерти Истмена дошло до Уолл-стрит, акции «Истмен Кодак» упали в цене, хотя факт самоубийства не оглашался до закрытия торгов.
Похоронная служба прошла без чтения панегириков, как того желал покойный, в Епископальной церкви Св. Павла в Рочестере. Громкоговорители передали службу Iля пятитысячной толпы людей, стоявших на улице, одновременно велась радиотрансляция. Производство на заводе «Кодак» было приостановлено, прекращены занятия в университете и музыкальной школе Истмена. Прославившегося филантропа похоронили рядом с его родителями в родном Уотервилле, рядом с Утикой, шт. Нью-Йорк.
См. Роджер Баттерфилд. «Удивительная жизнь Джорджа Истмена», журнал «Лайф», 26 апреля 1954 года.