Беседы с батюшкой головиным ютуб. Харизматичный лжемиссионер: Протоиерей Владимир Головин из г
Происхождение:
Св. Григорий родился ок. 210–го г. в знатной языческой семье в в понтийском г. Неокесарии.
Христианская преемственность
Послание св. Григория к епископу Понта, касающееся применения церковной дисциплины к христианам, впадшим в разного рода грехи и преступления.
Всего в Послании 12 правил.
Благодарственная речь Оригену
Произнесена она была в большом собрании в присутствии Оригена. По содержанию речь представляет подробную оценку ученой деятельности Оригена со стороны глубоко благодарного ученика.
В ней дается описание ученых занятий в школе Оригена.
Слово на Рождество Христово
До начала ХХ века считали греческий текст его утерянным.
проф. Николай Сагарда установил, что текст издавна печатался (с незначительными уклонениями) среди сомнительных творений св. Иоанна Златоуста.
К Феопомпу о возможности
и невозможности
страданий для Бога
Переложение Екклесиаста
К Филагрию, о единой
Божественной сущности
К Татиану,
трактат о душе
Прибавления к Церковным ведомостям
Слово на Благовещение
Беседа 1.
Беседа 3.
Слово на Богоявление
Слово на «на всех святых»
Венчальная проповедь
На русском языке издано:
1. Изложение веры. «Христианское чтение». 1821,
1, с. 235 слл.
2. Беседы на Богоявление Господне. Там же, 1838, I, с.3 слл.
3. Слово на Благовещение Пресвятыя Богородицы. Там же,
4. Слово третье на Благовещение Пресвятыя Богородицы. Там же,
1840, I. с. 249 слл
5. Похвальное слово Оригену. Пер. Н.Сагарды. Там же, 1912, ноябрь декабрь.
6. Каноническое послание. Переложение Екклесиаста. К Феопомпу,
о возможности и невозможности страдания для Бога. К Филагрию,
о единой Божественной сущности. К Татиану, трактат
о душе. Переводы Н. Сагарды. Там же. 1913, декабрь.
7. Проповеди. Пер. Н. Сагарды. Там же. 1914.
8. Венчальная проповель. «Прибавления к Церковным
ведомостям», 1896, с. 495-505.
9. Творения святого Григория Чудотворца. Перевод Н.Сагарды. Пг.,
1916
Кончина
Скончался св. Григорий ок. 269 г. и был погребен в построенной им
самим церкви в Неокесарии.
Память 17 ноября.
Свидетельства:
Св. Григорий Нисский говорит, что ко времени его вступления на Неокесарийскую кафедру в городе было всего 17 христиан, а ко времени кончины осталось только 17 язычников.
Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский , родился в городе Неокесарии (север Малой Азии) в языческой семье. Получив прекрасное образование, он с юности стремился к Истине, но мыслители древности не могли утолить его жажды познания. Истина открылась ему лишь в Святом Евангелии, и юноша стал христианином.
Для продолжения образования святой Григорий отправился в Александрию, знаменитый тогда центр языческой и христианской учености. Любознательное юношество стекалось в Александрийское огласительное училище, где преподавал пресвитер Ориген, знаменитый учитель, обладавший огромной силой ума и глубиной познаний. Святой Григорий стал учеником пресвитера Оригена. Впоследствии святитель так писал о своем наставнике: "Этот человек получил от Бога величайший дар - быть переводчиком слова Бога к людям, разуметь Слово Божие, как Бог Сам его употреблял, и изъяснять его людям, как они могут уразуметь". Восемь лет учился святой Григорий у пресвитера Оригена и принял от него Крещение.
Подвижническая жизнь святого Григория, целомудрие, чистота и нестяжательность вызывали зависть в самоуверенных и грехолюбивых сверстниках - язычниках, и они решили оклеветать святого Григория. Однажды, когда он беседовал с учителями на площади, к нему подошла известная в городе блудница и стала требовать платы за якобы совершенный с нею грех. Сначала святой Григорий кротко возразил ей, что она ошибается, принимая его за кого-то другого. Однако блудница не унималась. Тогда он попросил друга дать ей деньги. Как только блудница взяла в руки неправедную мзду, она тотчас же пала на землю в припадке беснования, а затем призналась в обмане. Святой Григорий совершил над ней молитву, и бес оставил ее. Вернувшись в Неокесарию, святой отказался от деятельности в миру, к которой его настойчиво склоняли влиятельные сограждане. Он удалился в пустыню, где в посте и молитве стяжал высокое духовное совершенство и благодатные дары прозорливости и пророчества. Святой Григорий полюбил пустынножительство и хотел остаться в уединении до конца своих дней, однако Господь судил иначе.
Епископ Каппадокийского города Амасии, Цедим, узнав о подвижнической жизни святого Григория, решил поставить его епископом Неокесарийским. Провидя духом желание владыки Федима, святой стал скрываться от посланцев епископа, которым было поручено разыскать его. Тогда епископ Федим рукоположил святого во епископа Неокесарийского заочно, прося Господа, чтобы Он Сам осветил необычную хиротонию. Святой Григорий воспринял такое чрезвычайное событие как проявление воли Божией и не посмел противиться. Этот эпизод из жизни святого Григория описал (память 10 января). Он же сообщает, что высший священный сан святой Григорий Неокесарийский воспринял только после совершения над ним всех положенных священнодействий епископом Редимом Амасийским. Святой Григорий перед хиротонией, во время которой нужно было произнести Исповедание веры, горячо и усердно молился, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Пресвятой Троице. Во время молитвы ему явилась Пречистая Дева Мария, сияющая, как солнце, с , облаченным в архиерейские одежды. По повелению Богородицы, апостол Иоанн научил святого, как достойно и праведно следует исповедовать тайну Пресвятой Троицы. Святой Григорий записал все, что открыл ему апостол Иоанн Богослов. Тайноводственный Символ веры, записанный святителем Григорием Неокесарийским, - великое Божественное Откровение в истории Церкви. На нем основано учение о Святой Троице в православном Богословии. В последующем оно было раскрыто святыми отцами Церкви , Григорием Нисским. Символ святого Григория Неокесарийского был рассмотрен и одобрен Первым Вселенским Собором (325 г.), подтвердившим его непреходящее значение для Православия. Став епископом, святитель Григорий направился в Неокесарию. По дороге из Амасии он изгнал бесов из языческого храма, жрец которого обратился ко Христу. Обращенный стал свидетелем еще одного чуда, совершенного святителем,- по его слову сдвинулась с места огромная каменная глыба. Проповедь святителя была деятельной, живой, плодотворной. Он учил, творя Именем Христовым чудеса: исцелял больных, помогал нуждающимся, разрешал ссоры и жалобы. Два брата при дележе наследства не могли договориться об озере, которое было в имении их умершего отца. Каждый из братьев собирал вокруг себя друзей-единомышленников. Готовилось побоище. Святитель Григорий уговорил их отложить окончание спора до следующего дня, а сам всю ночь молился на берегу озера, ставшего причиной раздора. Когда рассвело, все увидели, что предмета спора больше нет, - озеро ушло под землю. Силой молитвы святитель укротил однажды разлив реки, своим жезлом определив границы половодья. Другой раз, при строительстве церкви, он повелел Именем Христовым потесниться горе и освободить место под фундамент. Когда началось гонение на христиан при императоре Декии (249-251), святитель Григорий увел свою паству на отдаленную гору. Один язычник, знавший местопребывание христиан, указал его гонителям. Воины окружили гору. Святитель вышел на открытое место, поднял руки к небу и, повелев своему диакону поступить так же, начал молиться. Воины обыскали всю гору, прошли несколько раз мимо молящихся и, не увидев их, вернулись назад. Они рассказали в городе, что на этой горе спрятаться негде: там никого нет, стоят лишь два дерева недалеко друг от друга. Доносчик был потрясен чудом, раскаялся и стал ревностным христианином.
После прекращения гонений святитель Григорий вернулся в Неокесарию. По его благословению были установлены церковные праздники в честь мучеников, пострадавших за Христа. В то время стало распространяться лжеучение еретика Павла Самосатского (Самосата - город в Сирии). Этот еретик смешивал Сущность Нераздельной Троицы с Сущностью Единого Бога Отца, смущая речами и писаниями умы многих христиан. Ересь Павла Самосатского была осуждена на первом Антиохийском Соборе, состоявшемся в 264 году. На этом Соборе святитель Григорий занимал первенствующее место.
Своей богоугодной жизнью, проникновенной проповедью, чудотворениями и благодатным управлением паствой святитель неуклонно умножал число обращенных ко Христу. Перед его кончиной († ок. 266-270) в городе осталось только 17 язычников. А когда святитель Григорий чудотворец, епископ Неокесарийский, вступал на кафедру, в городе было только 17 христиан.
*На русском языке издано:
1. Изложение веры // Христианское чтение. 1821. 1. С. 235 слл.
2. Беседы на Богоявление Господне // Там же. 1838. I. С. 3 слл.
3. Слово на Благовещение Пресвятыя Богородицы // Там же.
4. Слово третье на Благовещение Пресвятыя Богородицы // Там же. 1840. I. С. 249 слл.
6. Каноническое послание. - Переложение Екклесиаста. - К Феопомпу, о возможности и невозможности страдания для Бога. - К Филагрию, о единой Божественной сущности. - К Татиану, трактат о душе / Переводы Н. Сагарды // Там же. 1913. Декабрь.
7. Проповеди / Пер. Н. Сагарды // Там же. 1914.
8. Венчальная проповедь // Прибавления к Церковным ведомостям. 1896. С. 495-505.
9. Творения святого Григория Чудотворца / Пер. Н. Сагарды. Пг., 1916.*
Иконописный подлинник |
|
Основные политические поводы для экуменической агрессии Ватикана
Католический клир Польши обучает паству идеологии гомосексуализма
«Экологический» оккультизм иезуитов и проблемы Русской Православной Церкви
«Содомско-католический» университет: Ватикан и Вашингтон меняют ориентацию Галиции
«Независимость» для деградации и войны
«Московский след» обвинений в адрес советника Путина
От ереси к сатанизму: униатский урок для московских либералов
Папа Франциск обнял блудниц
Первая информационная война. Легенды о «диких ордах московитов царя Иоанна Ужасного»
Выход из Олимпийского движения стал бы важным шагом к оздоровлению России
Мета
Боковая колонка
Новости
Архивы
Выберите месяц Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Октябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Февраль 2016Мы уже упоминали имя протоиерея Владимира Головина в статье “Рейтинг предательства” (см.: http://www.inform-relig.ru/news/detail.php?ID=11610&sphrase_id=11307804 ), где дается ссылка на видео-проповедь этого священника из города Болгар республики Татарстан, прозвучавшую вскоре после Гаванской встречи, в которой он “покрыл” предательство веры лжесмирением и псевдолюбовью.
Встречалось в интернете и фото о. Головина с празднования годовщины супружества, где престарелый батюшка-проповедник предстал… в экстравагантном костюме, напоминающем фрак, что показательно раскрывало его личные актерские качества, характер акциониста.
Настораживал тот факт, что город Болгар Казанской митрополии стало все чаще привлекать паломников на некое “духовное лечение”, люди восторженно рассказывали о “ярком проповеднике”, раздающем “рецепты” исполнения житейских и духовных прошений в форме акафистов по соглашению.
Да, из церковной жизни мы знаем по наличию в молитвослове о практике “молитвы по соглашению”, “где двое или трое собраны во имя Мое ” – т.е. конкретные люди, единодушные, в конкретном месте просят Господа “о исполнении сего (конкретного) прошения нашего “, добавляя со смирением “обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты, да будет воля Твоя святая во веки “. Но какие люди по системе о. Владимира Головина объединяются в одновременной молитве – каких намерений, насколько воцерковленные, что просит у Бога каждый из тех, кто “согласился молитися о исполнении прошения нашего “? – вызывает множество вопросов, а с духовной точки зрения и обоснованные опасения за участников сомнительной соборной практики, которая больше напоминает секту.
В свою защиту паломники села Болгар приводят слова наставника о “умножении силы молитвы”, в которой участвуют тысячи человек, и чудесных исцелениях при этом. Но мы можем привести также десятки и сотни современных случаев помощи святых угодников Божиих (например, блаженной Матроны Московской, святителя Николая Чудотворца, Оптинских Новомучеников, Божией Матери через Ее чудотворные иконы) по “простым” частным молитвам верующих, после чтения тех же акафистов без какого-то сомнительного “соглашения”… Кстати, сама постановка задачи – “вымолить” исполнение конкретной и в определенные сроки (!) своей просьбы, а не Божией воли, умноженная на ожидание чудес, – является показателем также сомнительного духовного состояния Болгарского проповедника, искажением христианского учения, о котором так много написано Святыми Отцами – в частности, святителями Феофаном Затворником и Игнатием (Брянчаниновом) (см. его труд “О прелести”).
Более того, такая молитва по соглашению является подменой учрежденного Господом нашим Иисусом Христом богослужебного круга в храмах. Никакие собрания по соглашению не могут быть сильнее, чем соборная молитва в храме. Ежедневно служится Божественная Литургия, совершаются утренние и вечерние богослужения в православных храмах по всему миру, где молятся тысячи священников и миллионы православных христиан.
К слову сказать, распространение ежедневных молитв по соглашению по индивидуальным “рецептам” Болгарского батюшки принесло ему немалое стечение народа, как мы уже отметили, и пожертвований за данную “требу”, в результате чего о. Владимир Головин организовал у себя на приходе целую “обитель”, проводит сеансы “духовного лечения”, на которые необходимо приобрести в тамошней лавке специфические рубашки с отверстиями для помазания груди и спины; транслирует с собственного канала в интернете свои по-экуменически “любвеобильные” проповеди, насыщенные “острыми словцами” на грани глумления. Среди неподпавших под его воздействие паломников о. Владимира называют по-русски просто – Болтун.
И вот, недавно в интернете появилось обращение православных христиан к священноначалию о запрете деятельности о. Владимира Головина. Причиной этому стало одно из последних выступлений этого харизматичного лжемиссионера – проповедь среди молодежи, собранной в “стенах обители” Болгар в августе 2017 г. Сказать, что это глумливое кощунство, – ничего не сказать. Повторять слова священника, выступавшего перед молодежью, – ввести в страшный грех читателей. Однако иначе не передать ту степень богохульства, с которой зарвавшийся протоиерей заражал ядом юные неокрепшие души. О. Владимир Головин целенаправленно и смакуя подробности заговорил… о справлении нужды Христом – прости, Господи! Настойчиво в течение минут 10 он, глумясь, предлагал молодежи представить и поразмышлять, как происходил этот гигиенический процесс: “стеснялся ли Он”, “отворачивался ли”, “в какой ноздре предпочитал ковырять”… Возмущению православного народа нет предела – священник перед молодежью поднимает такие темы, которые затабуированы даже в среде безбожников и атеистов! И оправдывает он этот “миссионерский” ход донесением мысли о двойной природе Христа – Божией и человеческой.
И здесь начинает открывается самое интересное в характеристике этого лжепастыря. На панибратское отношение к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу как Другу и Брату, по признанию самого проповедника, его надоумила фраза одного сектанта-протестанта, зашедшего в зал на проповедь: “Привет, Тебе, Папа, здравствуйте, братья, сестры и ребята”! После неуместного приведения Евангельских цитат, где Христос называет Своих учеников друзьями и братьями, также в противоположном Евангелию – протестантском – духе о. Владимир Головин далее делится своим открытием Бога как близкого ему Человека, ссылаясь на книжку протоиерея Александра Меня “Сын Человеческий”, которую о. Головин настоятельно советовал прочитать молодежи.
За последний месяц, большая часть православного интернет-сообщества, кипит вокруг деятельности канонического священника протоиерея Владимира Головина из Болгар. Разобраться во всем не очень то просто, т.к поднятый эмоциональный шум заглушает объективную составляющую вопроса. Каждый день выходит несколько статей, поддерживающих этот эмоциональный подъем, основанный на призыве очищения православия от лже-пастырей и недоумений касательно каких-то выражений священника. Сколько пытались смять истинных пастырей под этими целями?
Думаю не мало, и в Российской церковной истории в том числе. Но первым в истории христианства погубленным человеком, без суда и следствия, основанным на обвинении в "хуле на Бога, в основании собственной секты, дерзновенных речах" - был сам Иисус Христос. Римская судебная система, основанная на объективных доказательствах - не нашла в нем никакой вины достойной смерти. Но именно религиозные люди того времени, посчитали возможным без суда и следствия настоять на смертной казни. И действительно, если Иисус Христос не был Богом - то многие обвинения были бы вполне справедливы. Но из тех кто решал, не было тех, кто поставил бы поставил вопрос так: действительно ли это так? Ведь понятное дело, что если бы к действиям Христа подошли с рассуждением, то непременно бы увидели, что через Него делаются дела Божьи. Человек мог не принимать божественность самого Христа, но божественность дел, которые Он делал - при ближайшем рассмотрении отрицать было невозможно. И этих дел уже вполне достаточно, для того, чтобы не объявлять человека - богохульником, сектантом (ты сам как самарянин).
Исходя из вышесказанного, хочется предостеречь людей, в преждевременных суждениях касательно любого человека, особенно если этот человек - православный, особенно если он канонический священник, не запрещенный в служении. Просто потому, что без суда и следствия вообще кого-то в чем-то осудить - тяжелый грех. Мы можем свидетельствовать, что нас что-то смущает, что это что-то странное, что это неприемлемо, но сказать - что человек лже-старец, сектант, богохульник, пособник сатаны - мы не можем. Точно также если мы не согласны с каким-то мнением или словом, или делом Патриарха - мы на это имеем полное право, но без архиерейского собора, не поминать его, или называть лже-патриарахом мы не можем, т.к именно это помещает нас мгновенно за пределы церкви. Первым делом рассмотрим претензии к личности протоиерея Владимира Головина.
Из всего прочитанного в интернете материала я постарался выделить основное. Самая главная претензия - это нахождение в прелести. Возможно ли объективно это доказать? Зачастую выдвигается как основание для этого такие вот факты - артистизм священника, откровенность во всех смыслах, наличие посоха, наличие усыпальницы, ношение яркой одежды и тому подобное. Думаю всем понятно, что по внешним факторам сказать находиться человек в прелести или нет - невозможно, это может сделать только личный духовник человека. Тем более учитывая то, что каждый человек находиться в разной степени прелести.
Из-за наличия всех этих внешних факторов вообще никак не следует духовное состояние человека. Основным фактором наличия прелести является ее отрицание. Но и отрицание, и подтверждение - это всего лишь слова, по которым мы никак не может определить реальное состояние сердца человека. Святые отцы давали методы, как определить прелесть у себя, а мы вдруг начинаем применять это к ближнему. Очевидно, что это ошибка.
Давайте порассуждаем от противного. Допустим протоиерей Владимир Головин в прелести бесовской. Но, что мы видим, через его "прелестные" проповеди десятки тысяч людей обращаются в церковь, начинают молиться, читать Евангелие, Святых Отцов, исповедоваться, причащаться, одним словом становятся чадами церкви.
И тут получается у нас 2 варианта:
1. Или Бог через Владимира Головина пополняет свою церковь.
2. Или это дьявольская многоходовка, направленная на последующий раскол внутри церкви.
Может ли человек в прелести вести за собой толпы народа? Легко может. Может ли человек в прелести привести людей в церковь больше чем те, кто находятся в нормальном состоянии? Вот тут сомневаюсь. Владимир Головин лидер по обращению людей в православие, и вооцерковлению, он также лидер по количеству подписчиков в youtube. Перед нами опять встает вопрос, или это Божьи дела, или это очень хитрые дела дьявола рассчитанные на много ходов вперед. Ведь люди то, в церкви оказываются по факту, а там его власть то ограничена. Рассмотрим второй вариант. Если это дьявольская многоходовка, с целью завлечь как можно больше людей в церковь, а потом создать раскол, то мы вынуждены признать, что в эту многоходовку включены и протоиерей Александр Новопашин, и Александр Леонидович Дворкин, и все те, кто развивает этот скандал, и они являются непосредственными исполнителями этого плана. Это просто логически из этого следует. Какой план дьявола при этом? Привести как можно больше людей в церковь, а потом их же отколоть? А ведь многие останутся, а до этого их вообще не было в церкви. Я вижу это бессмысленным.
Гораздо убедительней выглядит первый вариант, когда Бог делает через проповеди Владимира Головина и молитву по соглашению - свои дела, толпы людей обращаются в церковь, и при этом инструменты, которые использовал дьявол(интернет, реклама, артистизм), теперь успешно используются на благо, и это все естественно невыносимо для падшего духа, и вот он строит козни против этого дела. Рассматривая всю ситуацию в целом, я не нахожу убедительным для себя возможность того, что протоиерей Владимир Головин в прелести, а раз в прелести значит выполняет дела дьявола.
Так как плоды его деятельности я вижу совершенно противоположные плодам дьявола. Плоды дьявола - расколы, ссоры, раздражения, ереси. Плоды Духа Божьего - мир, любовь, всепрощение, благодарения, покаяние. Это мы видим в его последнем видео, где он просит у всех прощения, и обещает осознать и справить то, что действительно в нем есть плохое.
А может ли о. Владимир Головин быть в прелести и одновременно, через него делалось дело Божье? Может. А может ли Александр Дворкин быть в гневе, и одновременно через него делаться дело Божье? может. По этому ни прелесть, ни гнев - ничего не объясняет и мы не можем к ним апеллировать как к аргументу.
Можно поставить под вопрос, а достоверно ли то, что плоды батюшки добрые? Многие ставят в укор, то, что последователи протоиерея Владимира Головина, не терпят критику, агрессивно отвечают, что-то угрожают и всячески защищают батюшку. При этом обвинители считают своим долгом объявить об этих слабостях ближнего, несмотря на то, что эти слабости вообще свойственны всем людям независимо от того, прав человек или нет. Но на самом деле все эти реакции не является никаким аргументом в пользу того, что дело которое делается в Болгаре - не Божье.
Все эти жалобы мол "мне угрожали, оскорбляли" - является лишь эмоциональным, психологическим приемом. И смотрите почему. Апостол Петр, в саду Гивсеманском в защиту своего учителя отсек мечом ухо рабу архиерееву - следовало ли из этого, что Иисус Христос не прав? Никак не следовало. Я пришел в церковь, и сделал что-то не так, и на меня наорала бабка. Следует ли из этого, что Бога нет в церкви? Никак не следует. Тоже самое и здесь. В течение этого месяца, мне приходилось много бесед вести вокруг этого скандала, и в свой адрес я также слышал не мыло прямых оскорблений, однако мне это ничего не говорит о правоте или не правоте их позиции.
Все эти реакции говорят лишь о том, что все мы повреждены грехом, вне зависимости от того, какую точку зрения мы принимаем. Теперь рассмотрим претензию к пастве. Ей вменяется то, что она сделала из батюшки - гуру. Возможно, действительно часть людей и боготворят его в силу своей неопытности духовной. Однако следует ли из этого, что протоиерей Владимир учит чему-то плохому? Никак опять-таки не следует. В его проповедях мы не видим этого призыва его боготворить. Еретики не правильно чтут Иисуса Христа, следует ли из этого, что Иисус Христос - не прав и учил чему-то плохому? Никак не следует. Поэтому апелляция уважаемых и умных людей к таким эмоциональным аргументам в пользу своей позиции - мы должны отсекать сразу же. Это всего лишь магия эмоций. Теперь хотелось бы рассмотреть претензии к словам протоиерея Владимира Головина.
Вопрос с кощунством. Кто-нибудь задавался вопросом, а целью этой проповеди, было кощунство? Вот какую цель преследовал священник при этом? Мне кажется, любой честный человек ответит, что конечно, не кощунство, целью было нечто объяснить детям. Вот мы негодуем, я уже многократно слышал призывы отстранить его от служения за такие слова, или лишить сана, и даже ударить. А никто не задавался вопросом, а может просто поправить? Нельзя человека просто поправить? Вот за то, что человек имея вполне благую цель, совершил ошибку по форме - мы что христиане, не можем просто его поправить?
Прошу обратить внимания, что вопрос с кощунством - это также эмоциональный, психологический аргумент, его целью является постоянное поддержание эмоционального негатива в отношении к каноническому священника.
Что касается самих догматических претензий в этом вопросе, здесь все разобрано:
- Протоиерей Владимир Головин: Contra et Pro - диакон Константин Селезнёв
Точно такой же эмоциональной эффект носит ходящий по интернету монтированный, обрезанный ролик "все монахи - уроды". В обрезанном варианте, это выглядит так: "монашество это такая форма уродства" - и тут у людей поднимается негодование, "...ну, уж после таких-то слов с этим батюшкой все понятно".
На самом же деле, о. Владимир ничего криминального там не сказал, вкратце было сказано следующее: ""Монашество, с одной стороны, это форма уродства, но в нашем падшем мире, эта форма жизни, которая возвращается к естеству. Это как при онкологии, химиотерапия - вводят яд в организм, и при больном организме - это лекарство, которое вылечивает. Так монашество в наше время - это лекарство, для тех какие мы стали после грехопадения. Монахи сами исцеляются и нас лечат. Своими молитвами, своим примером"" - как мы видим, это мнение вполне допустимо, и ничего плохого в нем нет.