Беседа по экологии. Беседа как метод экологического воспитания детей
Беседа с детьми "Относись к своей планете правильно"
Автор: Сафаргулова Ирина Сергеевна, воспитатель МДОБУ детский сад № 1 городского округа город Нефтекамск республика Башкортостан.Данная разработка расчитана на детей 5-9 лет. Проблемы экологии остро стоят в наше время и мы с раннего возраста должны рассказывать детям об этих проблемах, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Цели и задачи: познакомить детей с экологическими проблемами; воспитывать любовь к окружающему миру.
Ход мероприятия:
Воспитатель:Добрый день, дорогие ребята и гости. Сегодня мы с вами поговорим об экологии. Как вы понимаете слово "экология".
Ответы детей.
Правильно слово экология происходит от древне-греческих слов "экос" - обиталище, жилище, дом, имущество и "логос" - понятие,наука, то есть это наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с окружающей средой.
В последнее время наша планета все чаще и чаще подвергается загрязнению. Как вы думаете, кто или что загрязняет нашу планету? А как этого можно избежать?
Послушайте,пожалуйста,небольшое обращение к людям, к жителям нашей планеты.
"Обращение к Человеку".
Человек, оглянись вокруг себя, посмотри на небо, землю.Что ты видишь? Яркое солнце,белые облака,голубые реки...Все это ты видишь каждый день и даже не замечаешь этой красоты. А ведь природа создавала эту красоту тысячи, миллионы лет.
А задумывался ли ты когда-нибудь о том,всегда ли будет тебя окружать эта красота? Ведь ты вырубаешь леса,добываешь полезные ископаемые,засоряешь водоемы,загрязняешь воздух.
Знаешь ли ты, что каждый час люди вырубают на планете 24 квадратных километров леса. А ведь лес-это дом для многих животных и птиц.
Знаешь ли ты,что добыча полезных ископаемых тяжело сказывается на состоянии и плодородии почвы. А ведь плодородная почва дает тебе прекрасную пищу.
Знаешь ли ты,что засорение водоемов приводит к воде вредных веществ. А ведь ты не можешь без чистой воды, которая нужна тебе в первую очередь для питья и приготовления пищи.
Знаешь ли ты,что загрязнение воздуха приводит к глобальному потеплению. А ведь ты не можешь жить без чистого воздуха,который необходим тебе для дыхания.
Так почему же ты так относишься к своей планете?Остановись!!! Это твой дом!!! А чтобы ты мог жить хорошо, счастливо в своем доме, все должно быть в порядке:вода и воздух должны быть чистыми, а деревья звери и птицы- здоровыми. А для этого ты сам должен заботится о своем доме. Ты и только ты несешь ответственность за него перед собой и своими детьми,которым оставишь после себя этот дом. Еще раз подумай,что ты им оставишь-ядовитую свалку или цветущий сад? Подумай и подними мусор,который ты бросил. Подумай и поставь кормушку для птиц. Подумай и посади дерево. Начни хотя бы с этого. Сделай это сегодня. Ведь завтра может быть уже поздно!
Воспитатель:
Что в поняли из этого рассказа?
Ответы детей.
Воспитатель:
В этом обращении затрагиваются почти все экологические проблемы- загрязнение воды и воздуха, осушение водоемов, вырубка лесов,истощение почвы.
И если мы не прекратим сегодня себя так вести,то что может произойти?
Ответы детей.
Воспитатель:
Молодцы, надеюсь наша беседа не прошла даром и я смогла достучаться до ваших маленьких сердец.
Экологическая беседа на тему "Поможем природе"
Цель беседы. Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности школьников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.
Оборудование. Выставка детских рисунков на тему: «Мы помогаем природе.
Ход беседы:
Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.
А теперь расскажите о том, что сделали вы. Давайте сейчас посмотрим нашу выставку рисунков «Мы помогаем природе». Много полезных для природы дел вы делаете. Некоторые рисунки можно даже описать стихами. (Учитель предлагает детям подобрать к рисункам стихи, написанные на отдельных листочках, и прочитать их.)
Многие из вас на рисунках изобразили посадку растений: цветов, деревьев, кустарников. Это очень доброе и посильное дело. Вы знаете, существует даже поговорка о том, что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил за свою жизнь хотя бы одно дерево. Не зря в народе говорят: «Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего проклянут и дети».
А кто нам подскажет, как правильно сажать деревья? (В случае необходимости учитель знакомит учащихся с правилами посадки растений.)
Один из школьников читает стихотворение:
Мы посадим липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу-
Пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.
(Н.Кутов)
Все любят отдыхать в тени деревьев, слушая шум листвы, но, к сожалению, не все участвуют в посадках деревьев, например, как этот мальчик.
Этот мальчик любит в зной
Отдыхать в тени лесной.
А скажи-ка ты ему:
Если лес тебе так мил,
Сам нигде ты почему
Деревца не посадил?
(М.Миршакар)
Дети, важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от поломки, от вредителей, регулярно поливать.
У красы-березки платье серебрится,
У красы-березки зеленые косицы.
Со двора к березке выскочили козы,
Стали грызть березку, а березка- в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб краса-березка выросла большою.
(П.Воронько)
Ранней весной можно увидеть такую картину.
Ученик.
Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладкий сок.
За каплей капля падает в песок
Березы кровь, прозрачная, как слезы.
(Ф.Сологуб)
Кору деревьев резать нельзя! Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, - ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будет иссыхать ствол и ветви, помертвеют корни в почве.
Очень большую помощь оказывают школьники березовым лесам во время весеннего сбора сока. Они замазывают ранки глиной и разъясняют сборщикам сока, какой вред они наносят деревьям.
Какой-то мальчишка поранил березку,
Изрезал ножом на березке бересту.
Березка, не плачь: за аптечкой схожу,
Глубокую ранку бинтом завяжу.
(В.Суслов)
Запомните!
Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать.
Как вы понимаете пословицу: «Много леса - береги, мало леса - не губи, нет леса - посади?»
Кто из вас посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?
Не мешайте мне трудится,
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте, не жалейте,
А хотите, в лейку лейте-
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьет!
(Е.Благинина)
Много у ребят забот о природе во все времена года. Беспокоятся школьники о своих друзьях - растениях и животных. Вот как описывают свои заботы наши ребята. (Учитель читает выдержки из сочинений детей, особо обращая внимание на проявление нравственных чувств жалости, сострадания, долга, ответственности.)
Наши ребята уже давно помогают зимующим птицам: делают кормушки, ведут подкормку птиц, как это описано в стихотворении О.Высоцкой.
Для гостей на окно
Сыплет Костя пшено,
Воду льет на блюдце:
Пусть они напьются.
Мерзнут лапки у синичек:
Плохо им без рукавичек,
Да и голодно в мороз…
Я им семечек принес:
Посмотрите-ка сюда,
Это вкусная еда!..
На ладонь ко мне садятся.
Греют лапки. Не боятся.
Давайте вместе посмотрим, какие кормушки сделали наши ребята. (Дети рассматривают выставку кормушек, выбирают самую лучшую.)
Найдутся дела у школьников и летом.
А как вы помогали природе летом, в лагере, в деревне у бабушки или в нашем городе?
Главная забота летом для взрослых и детей - борьба с сорняками. Издавна не любят их в народе. Не случайно говорят:
Сорную траву - из поля вон!
Сорная трава на корню крепка.
Какие вы знаете сорные растения?
Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репейник
)
Колюч, да не еж,
Вцепится, коли мимо пройдешь. (Репейник
)
Только тронь и отдернешь ладонь,
Обжигает трава, как огонь! (Крапива
)
Крапива - коварная трава.
Прячется в траве крапива,
Жжет детишек терпеливо.
Злых и добрых - всех кусает,
Никого не пропускает!
Существует много видов сорных растений, среди них мятлик луговой, пырей ползучий, овсюг, костер, тимофеевка луговая, осот, крапива двудомная, подорожник и т.д. Сорные растения встречаются на полях и огородах. Сорные растения необходимо удалять, так как они мешают росту культурных растений, посаженных на огородах, клумбах, полях и т.д. Культурные растения, не прополотые вовремя, дают более низкий урожай, плоды становятся мелкими, и сами растения приобретают маленькие размеры. Иногда не прополотые растения могут даже погибнуть.
Ожидаешь урожая -
Не ленись пораньше встать!
Если ж ты запустишь грядки,
Не прополешь, не польешь -
Ни одной морковки сладкой
В огороде не найдешь!
(Т.Белозеров)
Ребята, всегда ли школьники правильно оказывают помощь природе? В чем чаще всего они ошибаются? (Учитель работает с плакатами, отражающими ошибки детей в природоохранной деятельности.)
Одно из направлений природоохранной деятельности – сохранение богатств природы: экономное использование воды, газа, бумаги, тепла, электричества; сбор металлолома и макулатуры.
Знаете ли вы, что…
Сбор макулатуры сохраняет лес? 60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели.
Сегодня мы наградили тех, кто бережно относится к книгам и тетрадям. (Представитель Комитета по экологии награждает школьников.)
Дети, как вы понимаете то, что здесь изображено? (Учитель демонстрирует плакаты о бережном отношении к природным ресурсам.)
Оказывая помощь природе, школьники могут принять активное участие и в предупреждении дурных поступков по отношению к ней: рейдах в природу, патрулировании улиц, скверов.
О том, как друзья природы борются с дурными поступками, написана сказка-быль Е.Арефьевой «Природа и ее друзья». (Учитель читает сказку.)
«В лесу возле старого-престарого дуба бил из-под земли маленький родничок Весельчак. А в этом родничке жила капелька Искорка со всеми сестренками. Они весело плескались в своем домике, сияли всеми цветами радуги, когда солнышко протягивало к ним свои ласковые лучи, и грустили, если солнышка долго не было. Но минуты печали были короткими, потому что дождик добавлял в родничок новые капли, которые быстро знакомились с Искоркой и ее сестрами и становились совсем родными.
Искорка и ее сестры-капельки были очень маленькие, но это не мешало им заботиться друг о друге и о своем родничке. Чем больше капелек, чем дружнее они, тем звонче был Весельчак.
В этот заповедный уголок леса часто прибегали разные зверушки попить свежей водички и поболтать с Весельчаком, прилетали голосистые птицы и пели свои песенки, развлекая капелек, и сам родничок подпевал птицам. Получался удивительный лесной хор! Все в этом лесу жили дружно и заботились друг о друге. Но однажды к старому дубу подкатила машина, из нее вышел человек. Родничок обрадовался. Теперь он будет полезным и человеку! Но большой человек, казалось, и не замечал, как старательно родничок пытается привлечь к себе его внимание, как приветливо поют птицы и радостно шумит старый дуб.
Неожиданно человек начал рубить ветки у молодых березок. Увидев это, капельки заплакали в своем домике, а старый дуб грозно заскрипел. Но чем они могли помочь деревцам? В лесу почему-то сразу стало тихо, не слышно было птиц, а лишь раздавался стук топора.
Вдруг Весельчак и старый дуб услышали веселую песню, которую пели мальчики и девочки, идущие на полянку. Это были ребята из «Зеленого патруля» - настоящие друзья природы. Они увидели, как человек рубит ветки, и грозно двинулись на него. «Как вам не стыдно портить прекрасный уголок леса?! Такой большой и не знаете, что природу надо охранять!» И взрослый дядя вдруг застыдился, сел в машину и уехал.
Березкам уже ничем нельзя было помочь, ребята бережно сложили ветки в сторонке. Затем, увидев родничок, они поторопились к нему. Капельки играли и сверкали на солнце. Искорка предложила ребятам выпить вкусной и свежей водицы. Друзья природы с удовольствием приняли это предложение. Вода действительно было очень вкусной и пахла лесом.
В ветвях старого дуба- хранителя родничка - появились птицы, которым было приятно познакомиться с ребятами. Недалеко зашуршала трава, и на полянку выкатились два комочка: колючий и пушистый- ежик и заяц. Они прибежали выпить воды из родничка и поболтать с искоркой и ее сестрами. Ребята познакомились и с этими обитателями леса. А затем все вместе они сидели под дубом, слушали разговоры Весельчака и ветерка, который тихо шелестел в ветвях старого дуба.
Ребята пообещали, что они будут часто наведываться в лесной уголок и встречаться с его жителями. И еще они сказали, что всегда будут охранять природу, не давать ее в обиду».
Дети, а вам приходилось участвовать в такой работе? Расскажите об этом.
Многое могут сделать дети для улучшения природной среды, например, сажать деревья, цветы, озеленять классные комнаты и школьные дворы.
А знаете ли вы, что природную красоту можно сохранить, чтобы любоваться ею дома? Кто из вас видел панно, картины и другие поделки, изготовленные из природного материала? Давайте полюбуемся вашими поделками из природного материала и выберем самую интересную, самую оригинальную. Обратите внимание на красоту природных форм, красок, очертаний. Видите, даже сухая веточка, травинка, шишка могут стать прекрасным украшением для дома. (Лучшая поделка отмечается призом.)
Ребята, а что вы чувствуете, о чем думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? Конечно, вам очень радостно, приятно. Вот как описывает чувство девочки, которая помогает природе, Л.Никитина в своем рассказе «радостные минуты».
«Весной в холодные, ненастные дни, я постоянно слежу за птицами и подкармливаю их. Чаще всего посещают кормушку синицы. Слышать песенку повеселевшей маленькой птички- большая радость!
В лесу я нашла несколько муравейников и огородила их. Один из муравейников был кем-то разрушен, снесена вся верхняя часть купола. Я сгребла в кучу весь разбросанный строительный материал и сделала из него вершину. Муравьишки быстро занялись ремонтом дома, а через некоторое время он приобрел нормальный вид, хозяева успокоились. А для меня- радостная минута!
На нашей улице рабочие прокладывали трубы и повредили много деревьев. Я убрала поваленные деревца, которые уже нельзя было спасти, а у остальных осторожно удалила сломанные ветви, кое-где замазала ранки, поставила подпорки. Думаю, что спасла их от гибели, а это тоже радостно.
Увидела мальчика, который поймал маленького птенца трясогузки. Я настояла, чтобы он отпустил его на том же месте, где взял. Мы посадили птенца на ветку, отошли немного и стали ждать, когда прилетят родители. Скоро раздался голос трясогузки, птенец оживился, стал трясти хвостиком, пискнул. И тут же прилетели две взрослые трясогузки с кормом, стали по очереди засовывать в жадно раскрытый клювик птенца принесенных гусениц. И снова радость- и для меня, и для мальчика!»
Дети, любая помощь человеку, растению или животному приносит радость, удовлетворение, счастье.
Сегодня мы услышим рассказ о том, какую помощь оказали школьники природе в нашем городе. (С краткой информацией, основанной на конкретных примерах, выступает представитель Комитета по экологии. Беседу можно сопровождать показом диафильма «Что должен знать и уметь юный защитник природы».)
В заключение беседы учитель дает детям задание: разъяснить младшим товарищам и родителям, какую помощь они могут оказать природе. Беседа заканчивается словами М.Андронова:
Всех ребят мы в большие походы
Звонкой песней сумеем завлечь.
Охранять зорко нашу природу -
Это Родину, значит, беречь.
Список использованной литературы
Чистякова Л.А. Формирование экологической культуры. – Урал: ГАРК, 12010.
Хафизова Л.Н. Как знакомить детей с правилами поведения в природе //Начальная школа. – 2008. – №8.
Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников //Начальная школа. – 2009. – №3.
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. –Ярославль: Академия развития, 2007.
Рекомендации . Эту беседу можно начать с разговора о том, какую конкретную помощь могут оказать школьники природе. К этому времени у детей должен быть накоплен опыт общения с природой, сформированы определенные природоведческие и природоохранные знания. Теперь важно вовлекать младших школьников в разнообразную деятельность по охране природы. В беседе может принять участие представитель Комитета по экологии и родители.
Цель беседы. Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности школьников по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на выполнение некоторых мероприятий по охране природы.
Оборудование. Выставка детских рисунков на тему: «Мы помогаем природе»; сочинения и стихи школьников по теме; фотостенд, посвященный деятельности детей в природе; выставка кормушек, скворечников; плакаты на тему охраны природы; поделки из природного материала; памятки «Что должен уметь юный друг природы».
Ход беседы
Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.
А теперь расскажите о том, что сделали вы. Давайте сейчас посмотрим нашу выставку рисунков «Мы помогаем природе». Много полезных для природы дел вы делаете. Некоторые рисунки можно даже описать стихами. (Учитель предлагает детям подобрать к рисункам стихи, написанные на отдельных листочках, и прочитать их.)
Многие из вас на рисунках изобразили посадку растений: цветов, деревьев, кустарников. Это очень доброе и посильное дело. Вы знаете, существует даже поговорка о том, что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил за свою жизнь хотя бы одно дерево. Не зря в народе говорят: «Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего проклянут и дети».
А кто нам подскажет, как правильно сажать деревья? (В случае необходимости учитель знакомит учащихся с правилами посадки растений.)
Один из школьников читает стихотворение:
Мы посадим липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу-
Пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.
(Н.Кутов )
Все любят отдыхать в тени деревьев, слушая шум листвы, но, к сожалению, не все участвуют в посадках деревьев, например, как этот мальчик.
Этот мальчик любит в зной
Отдыхать в тени лесной.
А скажи-ка ты ему:
Если лес тебе так мил,
Сам нигде ты почему
Деревца не посадил?
(М.Миршакар )
Дети, важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от поломки, от вредителей, регулярно поливать.
У красы-березки платье серебрится,
У красы-березки зеленые косицы.
Со двора к березке выскочили козы,
Стали грызть березку, а березка- в слезы.
Защищать березку стали мы гурьбою,
Чтоб краса-березка выросла большою.
(П.Воронько )
Ранней весной можно увидеть такую картину.
Пастух кору надрезал у березы,
Склоняясь, тянет сладкий сок.
За каплей капля падает в песок
Березы кровь, прозрачная, как слезы.
(Ф.Сологуб )
Кору деревьев резать нельзя! Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, - ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будет иссыхать ствол и ветви, помертвеют корни в почве.
Очень большую помощь оказывают школьники березовым лесам во время весеннего сбора сока. Они замазывают ранки глиной и разъясняют сборщикам сока, какой вред они наносят деревьям.
Какой-то мальчишка поранил березку,
Изрезал ножом на березке бересту.
Березка, не плачь: за аптечкой схожу,
Глубокую ранку бинтом завяжу.
(В.Суслов )
Запомните!
Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать.
Как вы понимаете пословицу: «Много леса - береги, мало леса - не губи, нет леса - посади?»
Кто из вас посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?
Не мешайте мне трудится,
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте, не жалейте,
А хотите, в лейку лейте-
Поливайте огород:
Он ведь тоже воду пьет!
(Е.Благинина )
Много у ребят забот о природе во все времена года. Беспокоятся школьники о своих друзьях - растениях и животных. Вот как описывают свои заботы наши ребята. (Учитель читает выдержки из сочинений детей, особо обращая внимание на проявление нравственных чувств жалости, сострадания, долга, ответственности.)
Наши ребята уже давно помогают зимующим птицам: делают кормушки, ведут подкормку птиц, как это описано в стихотворении О.Высоцкой.
1-й ученик.
Для гостей на окно
Сыплет Костя пшено,
Воду льет на блюдце:
Пусть они напьются.
2-й ученик.
Мерзнут лапки у синичек:
Плохо им без рукавичек,
Да и голодно в мороз…
Я им семечек принес:
Посмотрите-ка сюда,
Это вкусная еда!..
На ладонь ко мне садятся.
Греют лапки. Не боятся.
Давайте вместе посмотрим, какие кормушки сделали наши ребята. (Дети рассматривают выставку кормушек, выбирают самую лучшую.)
Найдутся дела у школьников и летом.
А как вы помогали природе летом, в лагере, в деревне у бабушки или в нашем городе?
Главная забота летом для взрослых и детей - борьба с сорняками. Издавна не любят их в народе. Не случайно говорят:
Сорную траву - из поля вон!
Сорная трава на корню крепка.
Какие вы знаете сорные растения?
Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репейник )Колюч, да не еж,
Вцепится, коли мимо пройдешь. (Репейник )Только тронь и отдернешь ладонь,
Обжигает трава, как огонь! (Крапива )Крапива - коварная трава.
Прячется в траве крапива,
Жжет детишек терпеливо.
Злых и добрых - всех кусает,
Никого не пропускает!
Существует много видов сорных растений, среди них мятлик луговой, пырей ползучий, овсюг, костер, тимофеевка луговая, осот, крапива двудомная, подорожник и т.д. Сорные растения встречаются на полях и огородах. Сорные растения необходимо удалять, так как они мешают росту культурных растений, посаженных на огородах, клумбах, полях и т.д. Культурные растения, не прополотые вовремя, дают более низкий урожай, плоды становятся мелкими, и сами растения приобретают маленькие размеры. Иногда не прополотые растения могут даже погибнуть.
Ожидаешь урожая -
Не ленись пораньше встать!
Если ж ты запустишь грядки,
Не прополешь, не польешь -
Ни одной морковки сладкой
В огороде не найдешь!
(Т.Белозеров)
Ребята, всегда ли школьники правильно оказывают помощь природе? В чем чаще всего они ошибаются? (Учитель работает с плакатами, отражающими ошибки детей в природоохранной деятельности.)
Одно из направлений природоохранной деятельности – сохранение богатств природы: экономное использование воды, газа, бумаги, тепла, электричества; сбор металлолома и макулатуры.
Знаете ли вы, что…
Сбор макулатуры сохраняет лес? 60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели.
Сегодня мы наградили тех, кто бережно относится к книгам и тетрадям. (Представитель Комитета по экологии награждает школьников.)
Дети, как вы понимаете то, что здесь изображено? (Учитель демонстрирует плакаты о бережном отношении к природным ресурсам.)
Оказывая помощь природе, школьники могут принять активное участие и в предупреждении дурных поступков по отношению к ней: рейдах в природу, патрулировании улиц, скверов.
О том, как друзья природы борются с дурными поступками, написана сказка-быль Е.Арефьевой «Природа и ее друзья». (Учитель читает сказку.)
«В лесу возле старого-престарого дуба бил из-под земли маленький родничок Весельчак. А в этом родничке жила капелька Искорка со всеми сестренками. Они весело плескались в своем домике, сияли всеми цветами радуги, когда солнышко протягивало к ним свои ласковые лучи, и грустили, если солнышка долго не было. Но минуты печали были короткими, потому что дождик добавлял в родничок новые капли, которые быстро знакомились с Искоркой и ее сестрами и становились совсем родными.
Искорка и ее сестры-капельки были очень маленькие, но это не мешало им заботиться друг о друге и о своем родничке. Чем больше капелек, чем дружнее они, тем звонче был Весельчак.
В этот заповедный уголок леса часто прибегали разные зверушки попить свежей водички и поболтать с Весельчаком, прилетали голосистые птицы и пели свои песенки, развлекая капелек, и сам родничок подпевал птицам. Получался удивительный лесной хор! Все в этом лесу жили дружно и заботились друг о друге. Но однажды к старому дубу подкатила машина, из нее вышел человек. Родничок обрадовался. Теперь он будет полезным и человеку! Но большой человек, казалось, и не замечал, как старательно родничок пытается привлечь к себе его внимание, как приветливо поют птицы и радостно шумит старый дуб.
Неожиданно человек начал рубить ветки у молодых березок. Увидев это, капельки заплакали в своем домике, а старый дуб грозно заскрипел. Но чем они могли помочь деревцам? В лесу почему-то сразу стало тихо, не слышно было птиц, а лишь раздавался стук топора.
Вдруг Весельчак и старый дуб услышали веселую песню, которую пели мальчики и девочки, идущие на полянку. Это были ребята из «Зеленого патруля» - настоящие друзья природы. Они увидели, как человек рубит ветки, и грозно двинулись на него. «Как вам не стыдно портить прекрасный уголок леса?! Такой большой и не знаете, что природу надо охранять!» И взрослый дядя вдруг застыдился, сел в машину и уехал.
Березкам уже ничем нельзя было помочь, ребята бережно сложили ветки в сторонке. Затем, увидев родничок, они поторопились к нему. Капельки играли и сверкали на солнце. Искорка предложила ребятам выпить вкусной и свежей водицы. Друзья природы с удовольствием приняли это предложение. Вода действительно было очень вкусной и пахла лесом.
В ветвях старого дуба- хранителя родничка - появились птицы, которым было приятно познакомиться с ребятами. Недалеко зашуршала трава, и на полянку выкатились два комочка: колючий и пушистый- ежик и заяц. Они прибежали выпить воды из родничка и поболтать с искоркой и ее сестрами. Ребята познакомились и с этими обитателями леса. А затем все вместе они сидели под дубом, слушали разговоры Весельчака и ветерка, который тихо шелестел в ветвях старого дуба.
Ребята пообещали, что они будут часто наведываться в лесной уголок и встречаться с его жителями. И еще они сказали, что всегда будут охранять природу, не давать ее в обиду».
Дети, а вам приходилось участвовать в такой работе? Расскажите об этом.
Многое могут сделать дети для улучшения природной среды, например, сажать деревья, цветы, озеленять классные комнаты и школьные дворы.
А знаете ли вы, что природную красоту можно сохранить, чтобы любоваться ею дома? Кто из вас видел панно, картины и другие поделки, изготовленные из природного материала? Давайте полюбуемся вашими поделками из природного материала и выберем самую интересную, самую оригинальную. Обратите внимание на красоту природных форм, красок, очертаний. Видите, даже сухая веточка, травинка, шишка могут стать прекрасным украшением для дома. (Лучшая поделка отмечается призом.)
Ребята, а что вы чувствуете, о чем думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? Конечно, вам очень радостно, приятно. Вот как описывает чувство девочки, которая помогает природе, Л.Никитина в своем рассказе «радостные минуты».
«Весной в холодные, ненастные дни, я постоянно слежу за птицами и подкармливаю их. Чаще всего посещают кормушку синицы. Слышать песенку повеселевшей маленькой птички- большая радость!
В лесу я нашла несколько муравейников и огородила их. Один из муравейников был кем-то разрушен, снесена вся верхняя часть купола. Я сгребла в кучу весь разбросанный строительный материал и сделала из него вершину. Муравьишки быстро занялись ремонтом дома, а через некоторое время он приобрел нормальный вид, хозяева успокоились. А для меня- радостная минута!
На нашей улице рабочие прокладывали трубы и повредили много деревьев. Я убрала поваленные деревца, которые уже нельзя было спасти, а у остальных осторожно удалила сломанные ветви, кое-где замазала ранки, поставила подпорки. Думаю, что спасла их от гибели, а это тоже радостно.
Увидела мальчика, который поймал маленького птенца трясогузки. Я настояла, чтобы он отпустил его на том же месте, где взял. Мы посадили птенца на ветку, отошли немного и стали ждать, когда прилетят родители. Скоро раздался голос трясогузки, птенец оживился, стал трясти хвостиком, пискнул. И тут же прилетели две взрослые трясогузки с кормом, стали по очереди засовывать в жадно раскрытый клювик птенца принесенных гусениц. И снова радость- и для меня, и для мальчика!»
Дети, любая помощь человеку, растению или животному приносит радость, удовлетворение, счастье.
Сегодня мы услышим рассказ о том, какую помощь оказали школьники природе в нашем городе. (С краткой информацией, основанной на конкретных примерах, выступает представитель Комитета по экологии. Беседу можно сопровождать показом диафильма «Что должен знать и уметь юный защитник природы».)
В заключение беседы учитель дает детям задание: разъяснить младшим товарищам и родителям, какую помощь они могут оказать природе. Беседа заканчивается словами М.Андронова:
Всех ребят мы в большие походы
Звонкой песней сумеем завлечь.
Охранять зорко нашу природу -
Это Родину, значит, беречь.
Список использованной литературы
- Чистякова Л.А. Формирование экологической культуры. – Урал: ГАРК, 1998.
- Хафизова Л.Н. Как знакомить детей с правилами поведения в природе //Начальная школа. – 1988. – №8.
- Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников //Начальная школа. – 1989. – №3.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. –Ярославль: Академия развития, 1997.
Экологическая беседа про лес с детьми подготовительной группы.
Коробкина Алевтина Германовна, воспитатель МДОУ Детский сад «Улыбка», Пермский край, поселок городского типа Суксун.Описание: Данный материал можно использовать воспитателям, вожатым и учителям начальных классов, а так же родителям по экологическому воспитанию.
Цель: содействовать углублению интереса к природе - живой и неживой.
Интеграция образовательных областей:
«Художественно – эстетическое развитие»
«Социально – коммуникативное развитие»
«Физическое развитие»
«Речевое развитие»
Задачи:
Содействовать:
пониманию, что при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов (вырубка деревьев в лесу приведет к увеличению освещенности и тепла - погибнут тенелюбивые растения и животные, реки обмелеют);
развитию познавательной активности детей в про¬цессе формирований представлений о лесе и его жителях;
развитию умению поддерживать беседу, отвечать на вопросы полным ответом;
воспитанию бережного отношения к природе.
Предварительная работа:
чтение рассказов, энциклопедий о природе;
заучивание стихов о природе;
рассматривание иллюстраций о природе, репродукции картин
Организационный момент:
Хороводная игра
«Мы пойдем, пойдём, пойдём, Подосиновик найдем»
(Все идут по кругу, после слова "найдём" выходит ребенок, с которым договорились перед игрой, и танцует внутри круга на мелодию припева, все хлопают в ладоши под текст)
Мы пойдем, пойдём, пойдём, Подосиновик найдём.
Ты, грибочек красненький, не сиди с тени.
Ты, грибочек красненький, в гостя к нам иди.
Ты, грибочек красненький, руку нам подай
(подаёт руки одному из детей, образуется пара, которая танцует по кругу).
Ты, грибочек красненький, в хоровод вставай.
(после этих слов дети, которые танцевали, встают в круг)
Можно придумать названия ролей разных грибов и ягод.
Воспитатель:
Где же это выросли грибы?!
Дети:
В лесу.
Воспитатель:
давайте послушаем стихи про лес?
Дети выразительно рассказывают отрывок из стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Листопад»
Света
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Женя
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Лиза
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Воспитатель:
Да, любят люди лес! Посвящают ему стихи, песни, пишут картины.
А какие картины известных художников вы знаете?
Дети:
«Утро в сосновом лесу»,
Дети: «Хвойный лес»
Воспитатель: Художник любуется и восхищается природой родного края.
На Земле много лесов, и леса очень разные! Подойдем к карте
Воспитатель: есть такие карты, где нарисованы леса. Как вы думаете, какого цвета обозначены леса на карте?
Дети: зеленым цветом обозначены леса на карте.
Воспитатель: на севере
ТАЙГА,
Воспитатель : на юге тропические леса называются
ДЖУНГЛИ.
Воспитатель: как вы думаете, кто сажает леса?
Дети: никто, они сами растут.
Воспитатель: ну, а как же так, получается, была берёзовая роща.
Ну, где-то там за речкой дуб рос.
И вдруг приходишь в рощу, и маленькие дубки растут, Как они сюда попали?!
Дети: Ветер принёс.
Воспитатель : Не мог ветер, жёлуди тяжёлые. Вспомните, кто питается желудями?
Ребенок: КАБАНЧИКИ любят желуди, я узнал в передаче о животных.
Ребенок: А мне папа рассказывал, что птица СОЙКА питается желудями, папа у меня охотник, он много знает о животных и птицах.
Воспитатель: Вот она-то приняла участие в посадке леса: желудь принесла в рощу и уронила! А весной он и пророс.
Дети: А мы узнали в нашей энциклопедии, что БЕЛКА, питается орехами.
Воспитатель: и белка потеряла орех, он пророс и вырос куст орешника.
Воспитатель: Значит, можно сказать, что животные сажают леса. Но у животных в лесу ДОМ. А человек свой дом из бревен строит, доски, бревна нужны.
Значит, леса вырубают люди. Ну, как вы думаете, может наступить такое время, когда лесов не будет совсем?
Дети: Так нельзя, без леса нельзя. Где же будут жить животные, лес даёт кислород (рассуждают, опираясь на ранее сформированные знания).
Воспитатель: значит, ЧЕЛОВЕК, не только вырубает леса, но и выращивает. А как лес выращивают, знаете?
Дети: мне папа говорил, что лесники выращивают лес.
Воспитатель: и как беречь лес, тоже знаешь?
Ребенок: веточки не ломать.
Воспитатель: веточки не ломать, а деревья пилить?
Дети: задумчиво пожимают плечами
Воспитатель: было время, когда и взрослые не знали, как беречь леса, а потом научись, но, лишь тогда, когда случилась БЕДА, которая научила людей лес беречь.
Садитесь на стульчики, удобней и слушайте, я вам расскажу историю.
"Текла одна речка когда-то, широкая, глубокая
и по ней плыли пароходы, а в жаркие дни купались люди.
В лесу жили рыжие белки, пугливые зайцы, волки, медведи и лисы.
И люди в деревнях сеяли пшеницу и рожь. Выращивали: картошку, помидоры, капусту.
И вот однажды сказал человек: "ЛЕС - это прочные брёвна и гладкие доски; это
комоды, столы, табуретки; это - белая, бумага и жаркие дрова. " И пришли сюда
лесорубы - не один, не два, сразу 1000! На каждого лесоруба по дереву. Вот и ЛЕСА НЕТ: весь срубили.
Воспитатель: Зачем лесорубы пришли?
Дети. объясняют
Воспитатель: так ДОБРО или ЗЛО они совершили?
Дети : добро! много материала, из которого сделают разные результаты.
Воспитатель: стало здесь светло и просторно, много свободного места и далеко видно! Зато все звери и птицы пропали, и грибов не стало, и ягод. А потом обмелела река, пароходы не могли больше плыть: ведь раньше лес охранял воду. И сильные ветры днём и ночью дули на землю: раньше лес не пускал их. И поля начали плохо урожай давать. Вовсе пришло к людям горе. Стало голодно в их домах, даже в колодцах пересохла вода. А в воздухе пахло зноем и дымом.
Воспитатель: Долго ли радовались люди, что срубили лес?
Дети: нет
Воспитатель: а что получилось?
Дети: пароходы перестали ходить.
Дети: звери и птицы пропали.
Дети: грибов не стало, и ягод.
Воспитатель: тогда люди поняли, что лес - не одни лишь дрова, табуретки. Лес - это зелёная прохлада в жаркий полдень, это много маленьких ручьёв, которые несут свою воду в большие реки; это - полезный, чистый воздух и сколько ещё всего другого хорошего! А что ещё хорошего в лесу?
Дети: животные, грибы, ягоды, воздух другой.
Воспитатель: значит, какая беда заставила людей задуматься о том, чтобы беречь лес?
Дети: ответы детей
Воспитатель: но люди ведь без бревен, досок не могут обойтись?! Дом нужен, мебель нужна? Что же делать? Тогда люди сказали: "Лес надо рубить с умом. Надо знать лесную грамоту. " И прямо посреди леса построили лесной пост. Дом такой называется КОРДОН. И поселился в этом доме ЛЕСНИК. Он стал лес СТОРОЖИТЬ. Зачем его сторожить? Он, что ли убежит?
Дети: его беречь надо.
Людмила Радченко
Экологическая беседа «Поможем природе»
Рекомендации : Беседу можно начать с разговора о конкретной помощи , которую дети могут оказать природе К этому времени у них накоплен достаточный опыт общения с природой сформированы определённые природоведческие и природоохранные знания . В беседе могут принять участие дошкольники и родители.
Цель беседы : Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природе ,вызвать стремление к этой деятельности, нацелить на выполнения некоторых мероприятий по оказанию помощи природе .
Оборудование : Фото стенд,выставка детских рисунков «как я помогаю природе » «кормушек» «скворечников» ,плакаты на тему охраны природы , поделки из природного материала
Участники : Воспитатель, приглашенные школьники,родители.
Ход беседы.
В : Вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите и помощи . Как вы считаете, охрана природы _ дело только взрослых или дети тоже могут внести свой посильный вклад? Что же они могут сделать? Например : спасать животных попавших в беду, убирать мусор, мастерить кормушки и домики для птиц, подкармливать зверей и птиц зимой, устанавливать таблички в местах распространения охраняемых растений, оказывать помощь больным деревьям
А теперь расскажите о том, что делаете вы. Давайте посмотрим нашу выставку рисунков «Как я помогаю природе » . Многие на рисунках изобразили посадку растений, цветов, деревьев, кустарников. Это доброе и посильное для вас дело. Вы наверняка знаете поговорку о том, что человек не зря прожил жизнь, если посадил и вырастил хотя бы одно дерево.
А кто нам подскажет. Как надо правильно сажать деревья? (В случае необходимости познакомить детей с правилами посадки растений)
Мы посадим липы и клёны
Будет город нарядный, зелёный
Тополя мы посадим рядами
Станут площади наши садами
Окружим мы деревьями школу
Пусть звенит над ней гомон весёлый
Любят зелень счастливые дети
Любят видеть деревья в расцвете
Пусть цветет с каждым годом все краше. Молодая планета наша.
В : Важно не только посадить дерево. Растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним. Оберегать от вредителей, регулярно поливать
У красы - берёзки платье серебрится
У красы – берёзки зелёные косицы
Со двора к берёзке выскочили козы
Стали грызть берёзку, а берёзки – в слезы
Защищать берёзку стали мы гурьбою
Что б краса – берёзка выросла большою «П. Воронько»
Ранней весной можно увидеть такую картину :
Пастух кору надрезал у берёзы
Склоняясь, тянет сладкий сок
За каплей капля падает в песок,
Берёзы кровь прозрачная как слезы (Ф. Сологуб)
В : Кору деревьев резать нельзя! Сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году,постепенно будет иссыхать ствол, помертвеют корни в почве.
ЗАПОМНИТЕ : Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать. В пословице говорится :Много леса- береги,мало леса- не губи, нет леса- посади. Кто из вас вместе со взрослыми посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?
Не мешайте мне трудиться
Я водицы притащу
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу
Пейте, пейте, не жалейте –
Поливайте огород
Он ведь тоже воду пьет (Е. Благинина)
В : Много забот у детей во все времена года. Беспокоятся они о зимующих птицах : мастерят вместе с родителями кормушки, подкармливают птиц.
Для гостей на окно- сыплет Костя пшено,
Воду льёт на блюдце- пусть они напьются
Мёрзнут лапки у синичек
Плохо им без рукавичек
Да и голодно зимой в мороз
Я им семечки принёс
Посмотрите- ка сбда,
На ладонь ко мне садятся
Греют лапки. Не боятся (О. Высоцкая
Давайте вместе посмотрим, какие кормушки сделали наши ребята. (Дети рассматривают выставку кормушек, выбирают лучшую)
А как вы помогали природе летом ? Главная задача летом для взрослых и детей –борьба с сорняками. Не случайно говорят : Сорную траву – с поля вон
Существует много видов сорных растений, среди них – мятлик луговой,пырей ползучий и т. д.
(Показать изображения растений)
Сорняки встречаются на полях и огородах. Их необходимо удалять, они заглушают культурные растения,посаженные на огороде,клумбах и т. д. Культурные растения,не прополотые вовремя, дают низкий урожай, становятся мелкими. Иногда не прополотые растения могут даже погибнуть.
Ожидаешь урожая
Не ленись, пораньше встань!
Если ж ты запустишь грядки
Не прополешь, не польешь –
Ни одной морковки сладкой
В огороде не найдешь (Т. Белозёров)
Любая помощь- человеку , растению или маленькому животному – приносит радость, удовлетворение, счастье. А виды этой помощи могут быть самыми разными, например,как в стихотворении А. Барто.
Мы не заметили жука
А он живой, он жив пока
Жужжит в окне, расправив крылья
И я зову на помощь маму
Там жук живой,раскройте раму.
В заключении беседы дать детям задание рассказать младшим товарищами родителям, какую помощь они могут оказать природе
БЕСЕДА : РАСТЕНИЯ ПРОСЯТ ПОМОЩИ .
РЕКОМЕНДАЦИИ : Беседу целесообразно проводить весной в уголке природы , можно привлекать к проведению специалистов. Какую роль играют растения в природе ? Для чего они нужны человеку и животным? Растения – это зелёный наряд планеты. Это «легкие» планеты, они выделяют в воздухе кислород, который необходим для дыхания. Растения дают пищу животным и человеку,снабжают людей строительным материалом, сырьем для тканей.
Давайте вместе рассмотрим репродукции картин «Демонстрировать репродукции картин художников пейзажистов» Что изображено на них? Лес, поле, луг, наша родная природа . Вам нравится эти картины? Чем? Природа – это ещё и красота , без которой не может обойтись человек. И видим мы в природе прежде всего красоту окружающих нас растений. К сожалению, они порой находятся в опасности. Многие из них погибают от рук человека, от загрязнения почвы,воды воздуха. Не случайно создана Красная книга природы , куда занесены и исчезнувшее, редкие находящиеся под охраной государства растения. «демонстрировать Красную книгу» Спросить у детей, почему же обложка книги имеет красный цвет? Это сигнал опасности, знак беды, которая грозит зелёному наряду планеты.
За один солнечный день, один гектар леса поглощает из воздуха 250 кг. углекислого газа, а выделяет 200 кг. Кислорода
Лес растет очень долго, вырастить его трудно, а люди часто губят его, не задумываясь.
Чем грозит елям приближение Нового года. Как мы можем им помочь ? Мы будем разъяснять людям, что вместо ели лучше украсить комнату новогодним букетом из еловых веток. Это сбережет жизнь многим деревьям.
Пройдет зима, и весной снова у друзей растений полно забот. Зазеленеют луга и леса, и потянутся люди к весенней красоте природы , за солнцем, воздухом и букетами. Придет беда к растениям- первоцветам, и тогда им срочно понадобится наша помощь , потому что цветов в лесах остается все меньше и меньше. А ведь цветущие растения – в поле, в лесу, и на лугу – украшают нашу Землю, радуют людей.
Какие же растения появляются весной первыми? О каком из них говорится в загадке :
Цветок изменчив. То красный венчик, то синий венчик «медуница»
Нежные цветы медуницы украшают лесные поляны весной. Не стоит собирать её в букеты, любуйтесь ею в лесу.
Какие же ещё цветы можно увидеть в пробуждающем лесу
Первым вылез из землицы –на проталинке.
Он мороза не боится – хоть и маленький «подснежник»
Звучит мелодия пьесы «подснежник» П. И. Чайковского Дети слушают стихи о подснежнике
Выглянул подснежник в полутьме лесной –
Маленький разведчик, посланный весной
Пусть ещё над лесом – властвуют снега,
Пусть лежит под снегом, сонные луга
Пусть на спящей речкой – неподвижен лёд
Раз пришел разведчик – и весна придет! «Серова»
В мае появляются ландыши, их любят за аромат и скромный вид. Охапками несут люди из леса букеты, пустеют поляны, мрачнеют леса.
Родился ландыш в майский день
И лес его хранит
Мне кажется : его задень –
Он тихо зазвенит
И этот звон услышит луг,
И птицы и цветы
Давай послушаем, а вдруг
Услышим – я и ты?
Давайте никогда не будем собирать эти цветы в букеты и разъясним это правильно своим друзьям
Кто из вас видел сон – траву? Где вы её видели? Это очень красивый и нежный цветок (показать иллюстрацию) . Прострел или сон- траву, можно увидеть ранней весной в светлом сосновом бору. Красивые фиолетовые цветки его похожи на колокольчики, а листья буд-то разрезаны на узкие полоски. Все растения покрыты нежным серебристым пушком.
Почему это растение называют сон- травой? Его поникшие цвета буд-то спят. Разрезные листья вырастают только к концу цветения. Сон траву собирают охапками, поэтому она не успевает дать семена и быстро исчезает. (демонстрировать цветное фото или слайд.)
Иногда присев на поляне, мы ощущаем тонкий аромат. Это бледно- голубая фиалка. Знай тебе повезло, это очень редкие цветы! Полюбуйся ими и не спеши потрогать рукой. Кто может показать фиалку на картинке? (демонстрация)
Весной достается от людей и некоторым цветущим деревьям. Знаете каким?
Расцвела черёмуха около ручья,
На апрельском солнышке- ветками шепча
Лёгкая, как облачко, белая как снег.
Радовался дереву каждый человек
Приходили девочки посидеть под ней
И могла цвести она- много много дней
Эта чья черёмуха? Да она – ничья
Белая снегурочка около ручья
Мимо тетя ехала- оглядясь вокруг
Сразу от черёмухи отломила сук
Городские школьники шли в далекий путь
Увидав черёмуху, стали ветки гнуть.
Прибежали девочки – а снегурки нет
Лишь в пыли валяется вянувший букет
А была черёмуха чистая как снег
Радовался дереву каждый человек. (З. Александровна)
Так давайте не будем ломать деревья. Не станем собирать цветы в букеты. Будем залечивать раны на деревьях, поливать растения, ограждать молодые деревья,сажать новые деревья и кустарники. Будем останавливать тех, кто наносит вред, чтобы не было случаев подобных этому :
Ах, как я люблю природу ! – Говорил Серёжа –
Очень я люблю сирень
И рябину тоже.
И хотелось бы спросить
Тихо у Серёжи
Кто сломал в саду сирень
И рябину тоже? (Р. Сеф.)
В заключении беседы предложить детям сажать на участке цветы и кустарники и ухаживать за ними.