Беседа кто живет в воде. Конспект занятия для средней группы "свойства воды"
ВЕСНА
Занятие 1
Беседа «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»
Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Познакомить детей с явлением «кислого» дождя.
2. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу». Цель: Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
Развивающая среда: глобус, картины с изображением реки, озера, моря, пустыни; схема круговорота воды в природе, предметные картинки с сюжетами использования воды, рассказ «Что такое кислый дождь?»
1. Воспитатель обращает внимание детей на картины, где изображены моря, реки, озера. Просит объяснить, что изображено на картинах. Дети объясняют, воспитатель говорит, что все, изображенное на картинах, - это вода, дополняет рассказы детей.
Читает стихотворение Н. Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Дети работают с картинками. Беседа о том, кому нужна вода.
Вопросы:
1. Что вы знаете про воду?
2. Какая она?
3. Кому она нужна?
4. Зачем вода растениям?
5. Как они ее получают?
6. Нужна или вода животным?
7. Нужна ли вода человеку?
8. Что он с ней делает?
(Дети рассматривают свои картинки и рассказывают, как человек использует воду. )
Воспитатель просит детей подумать: откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. Подчеркивает, что в кране – вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
Воспитатель: А как же рождается речка? Хотите узнать? (Приглашает детей подойти, кладет перед ними широкую и длинную полоску голубой ткани.) На земле много разных рек – большие и маленькие, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку?
Вот эта широкая и длинная полоска ткани – главная река, а узкие голубые ленты – ручейки. Расположите их так, чтобы ручейки впадали в большую реку. А как попадает вода в речку?
Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе и рассказывает, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу, объясняет, как это происходит.
2. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – ее детки Капельки, и им пора оправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать.
Полетели Капельки на землю... Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
После игры воспитатель читает детям рассказ «Что такое кислый дождь?».
Показывает на глобусе Балтийское море, Швецию. Задает вопросы: Что такое кислый дождь? Из чего он получается? Кому он вредит? Откуда берется дым в воздухе? Что надо делать, чтобы кислых дождей не было?
Занятие 2
Свойства воды
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям лучше понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде.
Развивающая среда: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки, термос с горячей водой, стекло или зеркальце.
Воспитатель приглашает детей с помощью опытов выяснить, какой бывает вода.
Вода прозрачная
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? (В воде видны.)
Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.
Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: река молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (Нет. Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах не могут жить растения.) А не будет растений – не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая. Значит, нельзя загрязнять водоемы.
У воды нет вкуса
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок, молоко. А вот морская вода содержит много соли, у нее соленый вкус, ее нельзя пить.
У воды нет запаха
Дети нюхают воду. Чем она пахнет? (Совсем не пахнет.) Вода не имеет запаха, если она чистая. Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
Вода – жидкая, может течь
Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Вода бывает теплой, холодной
Предложить детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть попробуют пальчиком и определят, в каком стаканчике самая холодная, а в каком – самая теплая. Можно измерять термометром воду в разных стаканчиках.
Подчеркнуть, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и теплая, и холодная. Некоторые растения, улитки, рыбы, звери могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной.
Проблемный вопрос:
Дети, если бы вы были рыбами, то какую бы воду выбрали – теплую или холодную? Где больше разных растений и животных – в теплых или холодных морях? (В холодных морях живет меньше разных, растений и животных.) В природе есть такие места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них идет пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? (Жильцов очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.)
Вывод: вода в водоемах разная по температуре, значит, в них живут разные растения и животные.
Занятие 3
1. Беседа «Кто живет в воде»
Цель: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
2. Подвижная игра «Мы – водные животные»
Цель: Закрепить знания детей о водных животных, учить изображать животных, имитировать их движения.
Развивающая среда: картинки с изображением речных животных: рыб (ерш, карась, тарань, щука), лягушки, бобра, рака. Панно с изображением подводного мира реки, картинки с изображением водных животных.
1. Воспитатель показывает детям глобус. Сколько здесь голубого цвета! Что изображено голубым цветом? (Это океаны, моря, реки – ведь голубым цветом на картах изображают воду.) Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты. Кто всю жизнь проводит в воде? (Прежде всего – рыбы.) Недаром говорят: «Рыбы – дети воды». Они живут в соленой воде и в пресной. Рыб в мире огромное количество.
А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в подводный мир реки. (Прикрепить на ковролин панно подводного мира реки.)
Посмотреть на реку –
И кажется, в ней
Нет ни малявок,
Ни окуней.
Только бежит
Голубая вода,
Петляя по лугу
Незнамо куда.
Но если поглубже
В нее заглянуть,
С маской и трубкой
Тихонько нырнуть,
Сразу увидишь,
Что это не так:
Вот под корягою
Прячется рак,
Налим под колоду забрался,
А это – огромная щука,
Плывет, как ракета.
У кручи подмытой
На дне хрящеватом
Лещ отдыхает,
Стоит, как лопата.
В затоне лини копошатся в грязи,
На солнце сверкают боками язи.
Стайка плотвы шевелит камыши,
Мелькают густерки, ельцы и ерши...
Река ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живет!
(По ходу чтения стихотворения дети прикрепляют карт инки водных обитателей на панно подводного мира реки. Ребенок, прикрепляя соответствующую картинку, рассказывает о том, кто на ней изображен, и выражает свое отношение к животному через движения, мимику.)
Рак: Я – рак. Ползаю по дну и пячусь назад, шевелю клешнями, ем, что попадает, прячусь в норы под коряги.
Тарань: Я рыба, ведущая стадный образ жизни. Длина моего тела достигает почти полуметра, а вес - до двух килограммов. Крупные рыбы держатся у дна и только ночью подходят ближе к берегу. Икрометание у нас бывает в апреле. Хотя икры много, но желающих ею полакомиться тоже немало. Я, тарань, питаюсь моллюсками, червями и другими мелкими животными.
Ерш: Я чем-то напоминаю ежа – такой же колючий. Я очень живуч, бросишь меня на лед – замерзну, а в тепле оттаю и поплыву.
Карась: Я – карась, очень неприхотлив, могу жить в стоячей воде. Ем все подряд. Когда-то на Востоке нас, карасей, держали в вазах с водой для украшения дома.
Щука: Меня рыбаки прозвали речным волком. Я нападаю на маленьких рыбешек и на крупных, если голодна, могу утащить на дно гусенка или утенка. Но еще меня зовут речным санитаром. Ведь я в первую очередь нападаю на больных рыб и тем самым очищаю водоемы, не даю распространяться болезням.
Лягушка:
Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все герои, ать-два!
Головастиками были, ква-ква!
Дружно хвостиками били, ать-два!
А теперь мы лягушата, ква-ква!
Прыгай с берега, ребята, ать-два!
И с хвостом, и без хвоста
Жить на свете - красота!
2. Игра «Мы – водные животные».
Мы – лягушки. Ребята, хотите быть лягушками? Идите, я вас научу, как нужно прыгать и квакать. Представьте, что вы – красивые речные лягушки. (Дети вместе с лягушкой играют, имитируют ее движения – плавают в воде, выпрыгивают на берег. Проголодались – поймали комарика. А чтобы он нас не заметил, замрем, не будем двигаться – присядем и не двигаемся, высунем язычок, которым и поймаем комара. Поймали, съели и опять поплыли.)
Мы – стайка рыбок.
Плавают рыбешки в нашей речке чистой,
Плавают рыбешки быстро, быстро, быстро!
Рыбки-рыбешки все хороши:
Папы, и мамы, и малыши!
Детки-рыбешки на больших похожи –
Плавают, как папы, тоже, тоже, тоже!
Рыбки гуляют только в воде
И не гуляют больше нигде!
(Дети вместе с рыбой плавают, имитируя ее движения. Плаваем молча, ведь рыбы молчат. Мы рыбки маленькие, нас может догнать и съесть большая щука. Вот она плывет к нам – воспитатель изображает щуку. Рыбки быстро уплывают, разбегаются в стороны, щука старается поймать кого-нибудь.)
Мы – чайки. Раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу – рыбу. Увидели рыбу, спустились к воде (наклонились), поймали рыбу и улетели на берег, чтобы ее съесть.
Превращаемся в улиток. Высовываем рожки (пальцы рук) и медленно ползем по листу водного растения.
А теперь пройдемся, как гуси, переваливаясь с одной ноги на другую. Мы спешим к речке, будем там плавать. Поплавали в реке, вышли на берег, отряхнулись, наши перышки не намокли, они остались сухими.
Работа с дидактическими карточками
Воспитатель: Дети, мы сегодня много интересного узнали о водных жителях. Жители подводного царства даже не представляют, как это можно жить, когда нет воды. Они хорошо приспособились жить именно в воде. Нужны ли друг другу растения и животные водоема? (Объяснить.)
Предложить детям набор карточек с изображениями различных животных и рисунок водоема. Водные жители заблудились и никак не найдут свою реку, а ребята могут помочь им.
Задание детям: выбрать из предложенного набора карточек водных жильцов и поместить их на рисунок водоема. По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде?
Занятие 4
1. Беседа «Что растет в воде»
Цель: Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания.
Развивающая среда: рисунки, фотографии водоемов и водных растений (белая кувшинка, желтая кубышка). Сказки: А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино», Г. X. Андерсен «Дюймовочка».
Воспитатель спрашивает детей, бывали ли они на озере, на реке, на пруду. Видели ли какие-нибудь растения? Что запомнилось?
Предлагает рассмотреть рисунки растений и отобрать те, которые они видели на водоеме. Прикрепляет на ковролин рисунок реки. Просит найти рисунок белой кувшинки. Как ее еще называют? (Лилией.) Прикрепляет лилию на ковролин. Читает отрывок из сказки Г. X. Андерсена «Дюймовочка»:
«В реке росло много белых кувшинок, и их широкие листья плавали по воде. Самый большой лист был дальше всех от берега. Старая жаба подплыла к этому листу и поставила на него колыбельку с Дюймовочкой. Рано утром бедная крошка проснулась и, увидев, куда она попала, горько заплакала, - кругом, куда ни посмотришь, вода да вода, а берег чуть виднеется вдали».
Потом рыбки помогли Дюймовочке. Они, «подплыв к листу кувшинки, на котором стояла Дюймовочка, перекусили его зеленый стебель. И вот лист с Дюймовочкой быстро поплыл по течению».
Тишина... Лишь кое-где
Скрипнет камышинка.
Спит на розовой воде
Белая кувшинка.
Спит и видит, что не спит,
А за стаей вольной
Белой уточкой летит
Над водой раздольной.
(Т. Белозеров)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть листья и стебли этого замечательного растения. Листья толстые, в форме сердечка, с выемкой у черешка. Почему толстые? Потому что внутри каждого листочка есть маленькая воздушная подушка. Она не даст листу утонуть, даже если на него сядет маленькая птичка. Листья и цветы у кувшинок – на длинных стебельках-веревочках, они связывают растение с толстыми корешками, которые лежат на дне и кормят кувшинку. Стебелек очень нежный – в реке его держит вода, а на суше он не может стоять прямо.
А кто еще из сказочных героев сидел на листе кувшинки? (Читает отрывок из книги А.Толстого «Золотой ключик», глава «Буратино знакомится с обитателями пруда...»):
«Буратино, чтобы передохнуть, вылез на большой лист водяной лилии. Сел на нее, плотно обхватил коленки и сказал, стуча зубами: «Все мальчики и девочки напились молока и спят в теплых кроватках, один я сижу на мокром листе... Дайте поесть чего-нибудь, лягушки». Лягушки принесли угощение для Буратино, потом опять вспрыгнули на листья и сидели, как каменные, подняв большеротые головы с выпученными глазами».
В каких местах растут белые кувшинки? (Там, где вода или стоит на месте, или течет не очень быстро.) Почему? (Из-за строения стеблей и корней.) Кто может садиться на их листья? (Лягушки, птички, стрекозы, бабочки и другие насекомые.)
Какие цветы у белой кувшинки?
Прекрасные белые цветы с желтой серединкой. К ним часто прилетают разные насекомые и пьют вкусный сок-нектар, переносят пыльцу с цветка на цветок. Кувшинки – цветы особенные. Они как будто знают, который час, когда им пора открываться, а когда закрываться. Кувшинки раскрывают свои лепестки утром, а закрывают вечером. Их даже называют цветы-часы. Цветок опускается вечером в воду, как будто боится холодного ночного тумана. Это стебельки укорачиваются и тянут за собой цветок. Белые кувшинки очень красивые, люди охотно рвут их для букетов. Поэтому в реках, озерах остается все меньше этих цветов. Без воды они сразу вянут, цветки закрываются, и приходится их выбрасывать. Лучше всего любоваться кувшинками с берега реки и не рвать их.
Воспитатель предлагает детям найти рисунок цветка, похожего на лилию. Как его называют? (Кубышка желтая, неверно – желтая лилия.)
Чем похожи и чем отличаются кубышка и кувшинка? (Прикрепляет и кубышку на ковролин.) Растут ли они рядом? (Кубышка растет обычно рядом с кувшинкой.) Свое название растение получило из-за плодов, похожих на маленькие зеленые кувшинчики-кубышки. Ими очень любят лакомиться бобры. В сказке о Дюймовочке старая жаба украшала дом кубышками и камышами.
Днем плавающая головка цветов всегда повернута к солнцу. У кубышки и у кувшинки очень мощные корневища. Корневища кубышки похожи на змею, у кувшинки белой они имеют форму клубня, ответвления которого уходят в грунт на 5 метров. Плоды этих растений – крупные кувшинчики, но у кувшинок они созревают под водой, а у кубышек – над водой. Кувшинчики раскрываются, и семена плывут по воде, потом падают на дно. А на следующий год из них вырастают удивительной красоты цветы.
В русских сказках водяные лилии – белые кувшинки – ночью превращаются в русалок, выходят на берег и водят хороводы.
В сказке о Буратино есть такие слова: «Зеленая ряска на поверхности пруда заколебалась, и появилась большая, страшная змеиная голова... Но это была не змея. Это была никому не страшная черепаха Тортила».
Видели ли вы ряску на наших водоемах? На наших речках тоже бывает много ряски, ее небольшие зеленые пластинки (кружочки) часто покрывают значительную часть водоема. Ряска отлично плавает. Иногда ее бывает так много, что она полностью покрывает водную поверхность.
Воспитатель предлагает подумать, могут ли все эти растения жить без воды. (Нет. Вода – это их дом, без которого они жить не могут. Там, где нет воды, нет и таких растений.)
В рамках экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС.
Методическая разработка проекта
«Кто живет в воде?»
Подготловили: воспитатели старшей группы МДОУ «Детский сад № 000»
Токсонбаева Т. Р., Карасева Е. А.
Познавательно-исследовательский
ПРОЕКТ
« Кто живет в воде?»
Тип проекта:
- обучающий
- исследовательский
- игровой
Творческий
Продолжительность : краткосрочный
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о водном пространстве, о различных видах водоемов и их животном и растительном мире. Знакомство детей с искуственными водоемами и их значением в жизни человека.
Задачи:
1. Продолжать расширять представление детей о многообразии водоемов. Рассказать детям об интересных обитателях подводного мира. Знакомить детей с пресноводными и морскими рыбами.
2. Знакомство с искусственными водоемами, их значением в жизни человека.
3. Знакомство с аквариумом и его обитателями.
4. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; упражнять в подборе разных оттенков одного цвета.
5.Воспитывать бережное отношение ко всем видам водоемов. 6.Закреплять правила безопасности на воде.
7.Привлечь родителей к совместной деятельности.
Актуальность проекта:
В настоящее время, в век научно-технического прогресса, когда у человека появляются неограниченные возможности воздействия на природу, экология приобретает особенно важное значение.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования , что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности. Поэтому важно формировать чувство бережного отношения к природе, в том числе к водоемам и его обитателям.
Этапы реализации проекта
1 этап
1. Выявление первоначальных знаний детей о водоемах и их обитателях.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы о водоемах, животном и растительном мире, презентаций, фотографий, плакатов, папки – передвижки.
2 этап
1. Проведение недели «Кто живет в воде?» в группе.
2. Работа с родителями по заданной теме.
3.Выстовка папки – передвижки для родителей с информацией:
3 этап
1. Организация выставки работ о подводном мире.(совместная работа детей и родителей)
2. Творческая - коллективная работа - «Наш аквариум»
3. Загадывание загадок « о рыбах»
3аключение
Проведение для детей
Предварительная работа:
1. Подготовить папку – передвижку для родителей с информацией:
2.Подготовить презентации о. видах водоемов, о рыбах - хищниках, о рыбах северного ледовитого океана, дельфинах.
3.Подготовить дидактический материал о рыбах(пазлы, лото).
4. Подобрать фото - коллекцию на тему «Океонария».
5. Подобрать сказки, стихи, загадки о животном мире водоемов, о растения подводного царства, о разнообразии водоемов..
6.Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
Беседы с использованием презентаций.
1. Беседа «Что такое водоемы?».
Цель: дать детям представление о разных видах водоемов, о их животном и растительном мире, выяснить знания детей по данному вопросу.
2. Беседа «Что такое аквариум?».
Цель: объяснить детям, что такое аквариум, о его назначении, что находиться внутри аквариума. об обитателях аквариума. Знакомить детей как ухаживать за аквариумными рыбками.
3. Беседа «Речные обитатели».
Цель: выяснить представления детей о речных рыбах, почему они могут жить только в пресной воде. Выяснить чем отличается пресная вода от морской.
4. Беседа «Морские обитатели». Презентация «О дельфинах» (Подвинцева Катя), презентация «Рыбы северного моря» (Света Ящук)
Цель: расширять представления детей о подводном мире моря.
5. Беседа «Обитатели океанов». Цель: уточнить знания детей об обитателях океана, о хищных рыбах океана.
Образовательные области : НОД
1.Познание Тема: Вода и водоемы. Аквариум.
Цель: познакомить детей с разнообразием водоемов, рассказать о их значение для человека. Закрепить желание бережного отношения к водным ресурсам. Рассказать о безопасном поведении на воде.
1.Просмотр презентации «Вода и водоемы».(воспитатель)
2. «Ознакомление с природой в детском саду» по ФГОС. О. А. Соломенников. Старшая группа. Изд. Мозаика-Синтез, М., 2016.
Тема №14, стр. 69-71.
3.Рассказ детей о своем аквариуме (Белова Варя, Монахов Артем)
2.Коммуникация Тема: Хищные рыбы. Водолазы. Серфинг.
Цель: познакомить детей с хищными рыбами. О правилах безопасности на воде. Рассказать о значении профессии – водолаз . Воспитывать чувства бережного отношения к природе и водоемам.
1.Просмотр презентации «Рыбы - хищники» (Беляшина Настя)
3.Рисование Тема: «Я рисую море» Рисование – экспериментирование.
Цель: расширять кругозор, знания детей о море; развивать цветовосприятия; поддерживать интерес к изобразительной деятельности; продолжать учить рисовать нетрадиционными техниками.
Изготовление совместного продукта.
в ДС. Старшая группа. И. А. Лыкова. Занятие № 79, стр. 172-173.
2. Просмотр презентации «Дельфины»9 Подвинцева Катя)
4. Аппликация Тема: «Красивые рыбки в аквариуме».
Цель: Развивать цветовое восприятие. Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета, учить красиво располагать рыбок по цвету, друг за другом. Закреплять приемы вырезания и аккуратного наклеивания.
1.Занятия по ИД. В старшей группе ДС. Т. С. Комарова. Занятие № 59, стр. 77-78
5. Лепка Тема: «Плавают по морю киты и кашалоты» .
Цель: учить создавать уплощенные фигуры морских жителей, соединять их путем промазывания одной части к другой, ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм(туловище – конусом + несколько вариантов хвоста и плавников.
1.Изобразительная деятельность в ДС. Старшая группа. И. А. Лыкова. Занятие № 83. Стр. 180-182
6.Творческое конструирование. Изготовление совместного продукта .
Тема: «Наш аквариум».
Цель: изучить, что необходимо для аквариума; совместно с детьми сконструировать аквариум из предоставленного природного материала (песок, камни, ракушки, водоросли) и рыбки, сделанные детьми самостоятельно; соблюдать правила безопасной работы с колющими и режущими предметами.
3аключение - игровое-развлекательное.
Проведение для детей Викторины «Кто живет в воде?»
Цель: Закрепление пройденного материала проекта в игровой форме – викторины – соревновании.
Подвижные игры: (см. приложени1)
- «Ручеек»
- «Щука и карась»
- «Море волнуется раз…»
- «Лягушки и цапля»
- «Удочка»
Сюжетно-ролевые игры:
1. «Моряки-рыбаки»
Цель : 1. Учить детей брать на себя и обыгрывать роли капитана, рулевого, матросов, повара-кока, моряков-рыбаков.
2.Продолжать учить использовать предметы-заменители, четко выполнять цепочку игровых действий.
Цель: знакомить детей с литературой о животном мире водоемов; воспитывать познавательную активность.
Русские народные сказки:
«Царевна -лягушка»,
«Лиса и волк»,
«Рыба - кит»
А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»,
Дисней «Русалочка»
Индивидуальная и групповая работа:
- индивидуальная работа по развитию речи:
презентация сообщений по заданным темам;
назови аквариумных, речных, морских и рыб океана;
рисование своей аквариумной рыбки.
Развитие мелкой моторики (рисование водоемов и раскрашивание картинок о рыбках).
- собирание пазлов («морской тематики»)
- выкладывание рыбок из счетных палочек
Итоговый продукт – изготовление исследовательской – познавательной книги «Кто живет в воде?»
Групповая работа
Рисование совместной работы «Подводный мир моря»;
Собирание аквариума.
Итог:
1.Оформление коллективного панно «Подводный мир моря»
2. Выставка работ детей рисование + аппликация
«Мой аквариум»,
«Кто в речке живет?»
3.Выставка сообщений по данной теме.
4.Загадывание загадок про рыб и обитателей водоемов.
5. Проведение для детей Викторины «Кто живет в воде?»
6. Выставка познавательных книг, сделанных самими детьми.
7. Выставка в живом уголке АКВАРИУМА с рыбками.
Список источников и литературы :
1.«Ознакомление с природой в детском саду» по ФГОС. О. А. Соломенников. Старшая группа. Изд. Мозаика-Синтез, М., 2016.
2..Изобразительная деятельность в ДС. Старшая группа. И. А. Лыкова.
3. Занятия по ИД. В старшей группе ДС. Т. С. Комарова.
4. Презентация «Вода и водоемы».(воспитатели)
5. Презентация «Рыбы - хищники» (Беляшина Настя)
6. Презентация «Дельфины» (Подвинцева Катя)
Приложение
Подвижные игры
1. «Лягушки и цапля»
Цель: Развитие произвольности; ловкости, быстроты реакции
Описание игры
Правила : из болота можно выпрыгивать; перешагнувший через верёвку ребёнок, считается пойманным.
Усложнение : ввести вторую цаплю; поднять верёвку на высоту 20см.
2. «Удочка»
Развитие ловкости, внимания, находчивости, произвольности действий
Водящий, находясь в середине, крутит верёвку с мешочком на конце так, чтобы мешочек летел на высоте 5-10см от пола. Все прыгают через верёвочку, а задевший её ребёнок получает штрафное очко, после чего игра продолжается.
Правила: Выигрывают прыгуны, получившие меньшее число штрафных очков после 8-12 кругов верёвки под ногами.
3. «Ручеек»
Цель: умение играть парами.
Содержание: Играющие встают парами друг за другом, берутся за руки и держат их высоко за головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому не досталась пара, идет к «истоку»ручейка и, проходя под сцеплепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало ручейка и, проходя под сцепленнымируками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так ручеек движется – чем больше участников, тем веселее проходит игра.
3. «Море волнуется раз….»
Цель: развитие фантазии, умение изображать различные предметы.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
В этот момент каждый ребенок должен замереть в позе, изображающей животного, которого он задумал. Водящий поворачивается, обходит всех играющих, рассматривает получившиеся фигуры. Выбирает понравившиеся, дотрагивается до них – дети начинают двигаться, изображая задуманных морских обитателей. Зрители стараются отгадать их. Ведущим назначается тот, кто показал самую интересную фигуру.
Приложение
Дидактический материал
«Найди лишнее»
https://pandia.ru/text/80/287/images/image003_30.jpg" width="562" height="384 src=">
«Найди одинаковые рыбки: по цвету, форме, направлению»
https://pandia.ru/text/80/287/images/image005_17.jpg" width="523" height="316">
Занятие№1 "Круговорот воды в природе" Занятие№2 "Кто живет в воде" Занятие№3 "Свойства воды"
Проект по экологии в старшей группе детского сада
«Вода вокруг нас.»
Занятие 1
Беседа «Круговорот воды в природе»
Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Познакомить детей с явлением кислого дождя.
Воспитатель обращает внимание детей на картины, где изображены моря, реки, озера, пустыни; Просит объяснить, что изображено на картинах. Воспитатель дополняет рассказы детей. Читает стихотворение Н. Рыжовой:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В лужах, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Дети работают с иллюстрациями. Беседа о том, кому нужна вода.
1 Что вы знаете про воду?
2 Какая она?
3 Кому она нужна?
4 Зачем вода растениям?
5 Как они ее получают?
6 Нужна или нет вода животным?
7 Нужна ли вода человеку?
8 Что он с ней делает?
Воспитатель просит детей подумать: откуда берется вода в кране?
Подчеркивает, что в кране вода из реки.Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь.Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
А как же рождается речка?
Вот эта широкая и длинная полоска ткани главная река, а узкие голубые ленты это ручейки.Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую реку? Расположите ленты так, чтобы ручейки впадали в большую реку.
А как попадает вода в реку?
Педагог показывает схему круговорота воды в природе и рассказывает, что капельки движутся по кругу.
Подвижная игра «Капельки по кругу»
Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а ребята ее детки Капельки.Капельки прыгают, танцуют под музыку. Полетели на землю. Собрались в ручейки.(Взялись за руки.)Стали большой рекой.(Ручейки соединяются в одну цепочку)Пригрело солнышко. Испарились они и полетели к маме Тучке.
После игры педагог читает рассказ « Что такое кислый дождь?»
Показывает на глобусе Балтийское море, Швецию.
Вопросы: Из чего получается кислый дождь?
Кому он вредит?
Откуда берется дым в воздухе?
Что надо делать, чтобы кислых дождей не было?
Занятие 2
Беседа « Кто живет в воде»
Цель: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни в именно этой среде.Охрана этих животных и среды их обитания.
Воспитатель показывает детям глобус.Сколько здесь голубого цвета! Что изображено голубым цветом?(Океаны, моря…)
Известно, что живые существа впервые появились именно в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты.Кто всю жизнь проводит в воде?Рыбы это дети воды.Они живут в соленой воде и в пресной. Рыб в мире огромное количество.
А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в подводный мир реки.
(Рассматривание панно подводного мира реки.)
Посмотреть на реку
И кажется, в ней
Нет ни малявок,
Ни окуней.
Только бежит
Голубая вода,
Петляя по лугу
Незнамо куда.
Но если поглубже
В нее заглянуть,
С маской и трубкой
Тихонько нырнуть.
Сразу увидишь,
Что это не так:
Вот под корягою
Прячется рак,
Налим под колоду забрался,
А это огромная щука,
Плывет как ракета.
У кручи подмытой
На дне хрящеватом
Лещ отдыхает.
Стоит, как лопата.
В затоне лини копошатся в грязи,
На солнце сверкают боками язи.
Стайка плотвы шевелит камыши,
Мелькают густерки, ельцы и ерши…
Река ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живет!
(По ходу чтения стихотворения дети прикрепляют картинки водных обитателей на панно подводного мира реки.)
Ползаю по дну и пячусь назад,шевелю клешнями, ем, что попадает, прячусь в норы под коряги.
Я рыба, ведущая стадный образ жизни.Питаюсь моллюсками,
червями и другими мелкими животными.
Я чем- то напоминаю ежа.Такой же колючий.Я очень живуч.Бросишь меня на лед я замерзну, а в тепле оттаю и поплыву.
Я КАРАСЬ.
Я очень неприхотлив. Ем все подряд.
Меня рыбаки прозвали речным волком. Я нападаю на мелких рыб и на крупных, если голодна, могу утащить на дно гусенка или утенка.
Ем больных рыб. Я санитар, очищаю водоемы.
МЫ ЛЯГУШКИ.
Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все герои, ать-два!
Головастиками были, ква-ква!
Дружно хвостиками вили да, да!
А теперь мы лягушата, ква-ква!
Прыгать с берега, ребята-красота!
Игра « Мы водные животные».
Представьте, что вы лягушки.(Дети вместе с лягушкой плавают в воде, выпрыгивают на берег.Поймали комара, съели и опять поплыли.)
Мы стайка рыб.
Плавают рыбешки в нашей речке чистой,
Плавают рыбешки быстро, быстро, быстро.
(Дети имитируют движения рыб.Плавают молча, ведь рыбы молчат.Кто-то изображает щуку.
Она хочет поймать рыбешек.Все разбегаются в стороны.)
Мы чайки.Кружим над рекой.
А теперь мы гуси. Поплавали в реке, вышли на берег, отряхнулись.
Работа с дидактическими картами.
Предложить детям набор карточек с изображением различных животных и рисунок водоема.Водные жители заблудились и никак не найдут свою речку, а ребята могут помочь им.По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде?
Занятие 3
«Свойства воды»
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Воспитатель приглашает детей с помощью опытов выяснить, какой бывает вода.
«У воды нет вкуса»
Предложить детям через соломинку попробовать воду. Есть ли у нее вкус? Дать детям для сравнения попробовать сок, молоко. А вот морская вода содержит много соли, ее нельзя пить.
«У воды нет запаха»
Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Вода не имеет запаха, если она чистая.Подчеркнуть, что вода из крана может иметь запах, т.к. ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
«Вода прозрачная»
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Могут рыбы и другие животные жить в молочных реках? (Нет. Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи. Значит нельзя загрязнять водоемы.)
«Вода жидкая, может течь.»
Дать детям два стаканчика, один с водой, другой пустой.Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Поэтому вода это жидкость.
«Вода бывает теплой и холодной»
Предложить детям стаканчики с водой разной температуры. Предложить измерить термометром воду.Подчеркнуть, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой.
Некоторые растения, улитки, рыбы, звери могут жить только в теплой воде, другие только в холодной.(В холодных морях живет меньше разных растений и животных. В природе есть такие места, где очень горячая вода, она выходит на поверхность из под земли.Это гейзеры. От них идет пар. Только некоторые водоросли могут там жить.
Вывод: вода в водоемах разной температуры, значит, в них живут разные растения и животные.
Цель урока:
- учить грамотно отвечать на вопросы;
- продолжать совершенствовать знания о морских и речных обитателях, узнавать их по отдельным частям;
- продолжать формировать знания о фауне родного края;
- формировать экологическую культуру;
- воспитывать умение работать в команде.
Оборудование:
- микрофон;
- стаканы с солёной и пресной водой по количеству детей;
- картины с изображением моря и реки;
- картинки с морскими и речными обитателями;
- картинки с частями тел водных жителей;
- значки «Береги водоёмы».
Ход занятия
I . Игра «Интервью» .
- Ребята, вы много знаете о нашей планете? Давайте поделимся своими знаниями в игре «Интервью».
Игра «Интервью» (беседа с микрофоном).
Почему нашу планету называют голубой?
Что на глобусе и карте обозначают голубым и синим цветом?
Для чего нужна вода?
- Люди могут жить в воде? Почему?
Кто живёт в морях, океанах, реках, озёрах?
Какое море есть у нас на Севере? Как называется самая крупная река в Магаданской области?
Чем отличается море от реки?
II . Командная игра.
- Вот водные обитатели прислали для вас сюрприз, это вода. Морские обитатели прислали свою воду, а речные свою, и перепутали её. Возьмите стаканчики, попробуйте и определите, где находится морская вода, а где речная? Как вы догадались?(ответы детей)
Дети распределяются на две команды, становятся у соответствующей картины (моря или реки), в зависимости от того у кого солёная или пресная вода.
III . Физкультминутка.
Море бескрайнее, море беснуется,
Море всё время о чём-то волнуется.
(Дети становятся в круг и изображают волны)Речка ведёт себя чуточку тише,
Издали в даль лентой воду несёт,
Жизнь и приют она многим даёт.
(Изображают реку -проходят змейкой).
IV . Дидактическая игра «Кто живёт в море, а кто в реке?»
Одна команда выбирает картинки с изображением морских животных и рыб, а другая – речных. После выполнения задания каждая команда называет тех рыб и животных, которых они выбрали.(Перемешанные картинки с изображением краба, рака, сома, дельфина, камбалы, окуня, сельди, щуки).
V . Дидактическая игра «Кто это потерял?»
- Водные обитатели прислали фотографии на память, но получились они не очень удачными. Давайте попробуем узнать, кто на них изображён.(Детям показываются изображения хвоста рыбы, клешня рака, ракушка улитки, усы сома, лапка лягушки, клыки моржа, фонтанчик кита).
VI . Работа со знаками «Берегите водоёмы».
Молодцы! Ребята, а чтобы случилось, если бы не было водоёмов? Почему? (ответы детей)
Объясните значение значков «Берегите водоёмы». (На одном значке изображена вода, по ней плавают бутылки, банки; на втором вода, в которую завод сливает грязную воду и погибшая рыба). (ответы детей)
V . Итог занятия.
- Что нового вы узнали сегодня? В чём испытывали трудности? Что очень понравилось?
Цели: – рассказать детям о роли воды в жизни животных,
Познакомить детей с животными, которые живут на суше и в воде;
Учить детей внимательно слушать рассказ, стихотворения и отвечать на вопросы.
Материал и оборудование: Картинки с изображением животных (медведь, лось, заяц, белка, утка, гусь, верблюд, тюлень и др.), картинки с изображением водопоя, картинки с изображением животных, которые живут на суше и в воде.
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о роли воды в жизни животных. Скажите, пожалуйста, как вы думаете, зачем животным нужна вода? Вода нужна животным, только для питья? Ответы детей.
Вода играет в жизни животных не меньшую роль, чем в жизни растений и людей. Из воды на ¼ состоит тело животного и на 90% мозг живого существа. Вода входит в состав всех клеток организма животных, составляет основу их крови.
Представьте, что в лесной глуши на дне глубокого сырого оврага бьет и зимой и летом говорливый веселый родничок. Попить воды к нему прилетают птицы, сходятся звери. То прибежит зайчик- побегайчик, то прискачет ловкая белочка, то придет лесной красавец – величественный лось, примкнет к воде и долго пьет живительную свежую влагу. А то, неуклюже топая, спуститься в овраг и Михайло Потапыч. Всех напоит ключевая вода! (во время чтения, детям показывать картинки с упомянутыми выше животными).
Послушайте стихотворение:
Журчит, поет водица.
Знакомую тропой
Медведь идет напиться
Водою ключевой.
Нагнётся он, лакает,
Намочит бурый мех,
А ключ бежит, сверкает
И щедро поит всех.
Цветы, деревья, травы
Пьют ключевую влагу,
И зеленью кудрявой
Покрыто дно оврага.
Волки, лисы, бурундуки, барсуки и другие животные строят свои норы и растят малышей на берегу реки или лесного ручья, где всегда быстро и безопасно утолить жажду.
Домашних питомцев – коров, лошадей, овец, козочек пастухи водят на водопой. В полдень пастух ведет их в удобное местечко, с пологим спуском к реке. Животные заходят в воду и не спеша с удовольствием пьют.
В жарких странах, где вода драгоценность, где реки и ручьи мелеют и пересыхают от зноя, многие животных собираются на водопой: слоны и носороги, тигры и леопарды, антилопы и зебры. Хищники и травоядные. Приходят они сюда своими тропами, в разное время: кто ночью, а кто и днем. Как вы думаете почему? Ответы детей
Отгадайте загадки:
Без нее, без нее
Нам не выстирать белье,
И посуду не помыть.
Она нужней нам, чем еда,
И называется…..?(Вода)
У меня есть плавники,
Плавники, как две руки.
Есть и хвостик гибкий.
Кто я дети? (Рыбка)
Шепчутся речные струйки,
Лист кувшинки шевеля.
В серебристые чешуйки
Нарядилась вся семья.
В глубине, мелькая зыбкой,
Весело танцуют…..(Р ыбки)
Козочки бегут тропою
Воду пить на …. (Водопой)
Есть на земле такие животные, которые живут на суше, но много времени проводят в воде. Вы знаете таких животных? (утки, гуси, лебеди и др.) Ответы детей.
Дикие утки, гуси строят гнезда и выводят птенцов на берегу водоемов в зарослях камышей и тростников. Вылупившихся птенцов сразу ведут к реке или озеру, учат плавать, нырять, находить корм: жуков, червяков, всякую водяную мелочь. Каждое утро утиная семья водные процедуры: ныряют и плещутся.
Многие виды черепах, змей живут на суше и в воде. В северных морях моржи и тюлени, прекрасные пловцы и ныряльщики, часть времени проводят на суше, устраивая громадные лежбища.
Видели ли вы когда-нибудь, как купаются самые обычные наши птички?
Едва пригреет солнышко, воробьи оживляются, собираются в шумные стайки, рассаживаются на изгородях, ветках кустарников и задорно чирикают: «Чик-чирик-чирик-чирик! Как хорошо, что к нам пришла весна!» Если найдет воробьишка небольшую лужицу с водой, то норовит «принять ванну» смыть поскорее всю грязь – поплещется в холодной прозрачной воде, а потом взъерошит перышки и отряхнется.
Некоторые животные могут подолгу оставаться без воды. Обычно это обитатели пустынь, например, верблюды. Люди их называют «кораблями пустынь». Среди зыбучих песков, в невыносимый зной медленно «плывут» по безжизненной пустыне караваны верблюдов. Верблюды неприхотливы. Их корм – колючки. Пищу и воду они запасают в горбах, расположенных на спине.
Поиграем:
Найди лишнее животное.
Ворона, соловей, утка , голубь.
Лиса, заяц, тюлень , волк.
Лебедь, воробей , утка, гусь.
Наша беседа подошла к концу. Ребята, вы все молодцы! На протяжении всей беседы, вы активно работал, и очень внимательно слушали. А теперь, чтобы закрепить полученные нами знания, ответьте мне на следующие вопросы: Какую роль играет вода в жизни животных? Где животные в природе утоляют жажду? Какие животные живут в воде? Какие животные могут жить на суше и в воде? Какое животное запасает воду в горбах на спине.