Белый медведь. Где живут пингвины и белые медведи? Где живут белые медведи
Согласно распространенному мнению, белые медведи и пингвины живут там, где много снега и льда. Это так, но, хотя эти виды предпочитают экстремальные условия, в естественной среде на одной территории они не обитают. Белым медведям нравится Арктика, а пингвинам пришлась по душе Антарктида. Рассмотрим подробнее, где живут белые медведи и пингвины.
Белые медведи – среда обитания и повадки
В естественной среде белые медведи живут в приполярных районах северного полюса. Эти звери хорошо приспособлены к жизни в условиях жесткого севера с экстремально низкими температурами. Благодаря внушительным запасам подкожного жира и густому меху белые медведи комфортно себя чувствуют и на суше, и в ледяной воде. Такая среда обитания не мешает крупным хищникам вести полноценный образ жизни.
Белые медведи в природных условиях обитают в нескольких странах, среди которых Россия, Гренландия, Канада, Аляска и Норвегия. У крупных хищников нет склонности к миграции, они живут в конкретной области, отдавая предпочтение районам с открытой водой, так как рыба – излюбленная пища белого медведя.
В летнее время в силу повышения температуры белые медведи разбредаются. Некоторые животные встречаются даже на северном полюсе. Сегодня количество этих зверей по сравнению с предыдущими годами маленькое, но не критическое, поэтому говорить об исчезновении вида с лица планеты рано.
Белый медведь – крупный наземный хищник. В природе нередко встречаются самцы весом до 800 кг. Среднестатистическая масса мужской особи составляет 450 кг. Самки весят вдвое меньше, но перед зимовкой или во время беременности значительно увеличивают массу тела. Бурый медведь считается ближайшим родственником белого, поэтому скрещивание этих видов обычно заканчивается успехом.
Особенности сезонного поведения белых медведей
Поражает тот факт, что у белых медведей нет периода спячки. Они сохраняют активность в течение всего года. С приближением холодов животные активно набирают подкожный жир.
Своему названию полярные медведи обязаны оттенку меха. В зимнее время животные используют мех для маскировки. Особого внимания заслуживает сообразительность полярных медведей. Выжидая добычу, эти массивные хищники закрывают лапой нос, являющийся единственным темным пятном. Летом мех полярного медведя приобретает соломенный оттенок. Это заслуга ультрафиолетовых лучей.
Отмечу, что у полярного медведя многоуровневое «одеяние». Черную кожу, прекрасно поглощающую солнечное тепло, покрывает пушистый подшерсток. Также у животного имеются длинные защитные волоски. Они прозрачны и характеризуются отличной теплопроводностью.
Полярные медведи необычайно выносливы. Вопреки приличной массе тела, животные быстро перемещаются, используя преимущества скачкообразного бега. Нередко в погоне за добычей хищник преодолевает до 500 метров.
Белый медведь прекрасно себя чувствует и в воде. Без передышки он проплывает до 1 км. Еще это животное превосходно ныряет. В течение пяти минут он спокойно занимается подводной охотой.
В рацион белого медведя входит рыба, морские и сухопутные животные. Иногда на стол хищника попадают и тюлени. Благодаря приличному запасу жира он долго обходится без еды, но если удача улыбнулась, зараз съедает до 20 кг мяса.
Полярные медведи не пьют. Необходимую для полноценного существования жидкость они получают из пищи животного происхождения. Отмечу, что в силу холодного климата у них нет обильного потоотделения. Так что влагу они практически не теряют.
Пингвины – среда обитания и повадки
Пингвины – забавные птицы. У них есть крылья, но они не летают. На суше неуклюжи, зато в воде крайне грациозны. Многие люди придерживаются мнения, что они обитают только на территории Антарктиды. Это не так. Эту часть планеты населяют только 3 вида, остальным разновидностям нравятся более теплые края.
За исключением периода размножения и вскармливания потомства, пингвины держатся в открытом море Южного полушария. Основная масса птиц сконцентрирована в Антарктике и на территории близлежащих островов. В тропических широтах они появляются в местах с холодным течением Галапагосские острова, которые расположены вблизи экватора, считаются самым северным местом обитания пингвинов.
Где встречаются пингвины?
- Антарктида . Континент с суровым климатом, вечными льдами и экстремально низкой температурой стал идеальным местом для жизнедеятельности антарктического и Императорского пингвинов, а также вида Адели. С начала весны до середины осени они обитают в океане, после чего возвращаются на сушу, объединяются в колонии, строят гнезда, размножаются и вскармливают потомство.
- Африка . Жаркое африканское побережье, омываемое холодным Бенгельским течением, облюбовали очковые пингвины. Этот вид невероятно общителен. Неудивительно, что многие туристы ежегодно приезжают на мыс Доброй Надежды ради незабываемого общения с птицами.
- Австралия . Здесь обитает австралийский или голубой пингвин. Он отличается от других видов скромной массой и небольшим ростом – 1 кг и 35 см соответственно. Наибольшее количество представителей самого маленького вида сконцентрировано на острове Филлип-Айленд. Путешественники посещают это место, чтобы полюбоваться «Парадом пингвинов». Маленькие птицы собираются у кромки воды в небольшие группы, после чего враскачку маршируют к норам в песчаных холмах.
- Аргентина . На Оркнейских и Шетландских островах обитают Королевские пингвины, которые вырастают до метровой высоты. Власти Латинской Америки всячески оберегают этих птиц, что способствует увеличению популяции.
- Новая Зеландия . На здешних островах обитают Великолепные пингвины – самый редкий вид. Их отличительная особенность – проживание парами. В колонии они не собираются. В силу небольшого количества особей вид находится под защитой.
- Южная Атлантика . Золотоволосые пингвины встречаются на побережье Чили, на Фолклендских островах и Огненной земле. Их огромные колонии привлекают туристов удивительным пением самцы, которые так привлекают самок.
- Перу . Перуанское побережье, вдоль которого проходит холодное течение – обитель пингвинов Гумбольдта. По различным причинам их численность ежегодно уменьшается, всего насчитывается 12 тысяч пар.
Как видите, существует немалое количество видов пингвинов, каждый из которых обитает в своем удивительном уголке. Эти птицы уникальны, и человечество просто обязано сделать так, чтобы они и дальше радовали нас неповторимым видом и другими индивидуальными особенностями.
Особенности сезонного поведения пингвинов
Образ жизни пингвинов крайне необычный. Неудивительно, ведь эти нелетающие птицы используют крылья в качестве плавников, а в выращивании и вскармливании потомства принимают участие все родители.
У пингвинов период ухаживания заканчивается заведением потомства. Результатом совместных усилий семейной пары является яйцо. Оно нуждается в защите от снега, иначе под воздействием низкой температуры потомство погибнет на начальном этапе.
Самка осторожно перекладывает яйцо на лапы самца и отправляется на поиски пищи. Получив яйцо, самец окутывает будущего малыша брюшной складкой. Ему предстоит согревать яйцо в течение 2 месяцев. Нередко ради сохранения потомства самец прибегает к помощи других членов собратства.
После появления малыша самец кормит его молоком, за производство которого отвечает желудок и пищевод птицы. Молоко пингвина – невероятно питательная жидкость, в которой содержится в 10 раз больше жира и белка, чем в молоке коровы.
Пока отец занимается уходом за ребенком, самка ловит кальмаров и рыбу. Язык пингвина покрыт «иголочками», повернутыми в направлении глотки. Если добыча угодила в клюв, удрать не получится.
Охотятся пингвины стаей. Собравшиеся в большую компанию самки ныряют в воду и, широко открыв рот, на скорости влетают в косяк рыб. После такого маневра во рту обязательно оказывается лакомый кусочек.
По возвращении набравшая вес самка откармливает изголодавшихся членов семьи. В своем желудке заботливая мама приносит до 4 кг наполовину переваренной пищи. Маленький пингвин пересаживается на материнские лапки и в течение нескольких недель кушает принесенные деликатесы.
Видео материал
Где живут белые медведи и пингвины в неволе
Каждый посещавший зоопарк человек наверняка видел белого медведя. Для этих животных оборудуются просторные загоны, где создаются условия, максимально соответствующие естественной среде. Речь идет об имитации холодного климата, создании водоемов с ледяной водой и снежных убежищ.
Приспособленный к пониженным температурам Арктики и длительным голодовкам. В отличие от своих темных собратьев, поодиночке, самостоятельно.
Это животное имеет самый чувствительный нюх , впрочем, не обделены и слухом, и острым зрением, что позволяет им легко охотиться в воде на проворных тюленей, которые составляют основной рацион мохнатого хищника.
Ареол обитания
Обитают белые медведи, пожалуй, в самой суровой климатической зоне, они - типичные обитатели Крайнего Севера. Арктика – вот их дом. Случается, что белый медведь заходит в тундры материка - в прибрежные зоны Гренландии, Аляски, Канады, России и Норвегии. Сегодня между этими странами заключено соглашение о защите и охране популяции белых медведей.
Белый хищник не ведет оседлый образ жизни и постоянно передвигается с помощью плавучих дрейфующих льдов. Например, он перемещается по льду в Аляску из России, из Канады - в Гренландию и Норвегию. Территориальное собственничество не характерно для белого медведя, поэтому он легко делит жилое пространство с сородичами и другими животными. А вот семейственность, напротив, развита.
Известно, что белые медведи способны проплывать без отдыха при минусовой температуре воздуха в ледяной воде около восьмидесяти километров.
Самец уходит сразу после рождения щенка, а самка еще долго воспитывает и обучает детеныша. В случае гибели самки, медвежата, как правило, быстро погибают, исключение представляют выводки из трех-четырех щенков, где сам факт необходимости борьбы за материнское внимание и пищу делает медвежат более приспособленными и самостоятельными уже в первый год жизни.
Секреты выживания
У белого медведя отлично развиты лапы. Они имеют выпуклые подошвы с шероховатой поверхностью, которые хорошо помогают зверю в перемещении по льду. У этих белых хищников лапы гораздо больше в отношении ко всему телу, чем у собратьев, других медведей. Любимый вид пищи – это, конечно же, рыба, которую белый медведь с легкостью сам ловит в открытых участках воды, а так же мелкие сухопутные и морские животные.
На суше полярный хищник держится преимущественно у речных долин либо у морских побережий и старается не заходить на сами ледники, хотя иногда белые медведи появляются даже и на гренландском ледниковом куполе.
Примечательно и то, что в традиционную зимнюю спячку белый медведь не впадает и воду не пьет, потому что получает необходимое количество влаги из своей пищи.
Меняющиеся ледовые условия серьезно влияют на сезонные миграции белых медведей. Когда лед тает и разрушается, белый медведь, отличный пловец, смещается к арктической границе, поближе к северу. При устойчивом сезонном льдообразовании медведи мигрируют обратно. Именно наблюдения за поведением белых косолапых позволяют ученым делать выводы о ледниковом запасе планеты, прогнозировать глобальное потепление.
Где живут белые медведи и пингвины (урок-игра)
Цели: 1. Формировать представление о разнообразии природы Земли;
- 2. Познакомить с холодными районами земли - Северным и Южным полюсами, с животным миром этих районов;
- 3. Выполнить аппликацию из резаных ниток, прививать аккуратность;
- 4. Развивать любознательность, воспитывать любовь ко всему живому.
Оборудование: 1. Глобус;
- 2. Рисунки природы и животного мира Северного Ледовитого океана, Антарктиды;
- 3. Цветик - семицветик;
- 4. Образец аппликации; шаблоны медведя;
- 5. У каждого учащегося - картон голубого цвета, шерстяные нитки белого цвета, клей ПВА, ножницы, сигнальные карточки красного и зелёного цветов.
Пояснительная записка
Данный интегрированный урок окружающего мира проводился в 1 классе в III четверти в январе по тематическому плану.
Весь урок построен в виде игры-путешествия при помощи Цветика-семицветика. Отрывая лепесточки цветка, дети оказываются там, где живут белые медведи, пингвины; при этом произносят стихи из сказки: «Лети, лети лепесток, через запад и восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели!» Форма работы - хоровое разучивание . Повторение пройденного материала проводится в виде игры «Да - нет» с использованием сигнальных карточек. Знакомство с новым материалом идёт через рассказ учителя, работу по учебнику и в Рабочей тетради, через практическую работу - выполнение аппликации белого медведя из картона и шерстяных ниток, что способствует активизации внимания детей, интереса к предмету, развивает творческую самостоятельность. Для закрепления изученного материала в течение урока ведётся беседа о том, где побывали, что увидели и узнали. Итог подводится в виде задания на логическое мышление : «Охотятся ли белые медведи на пингвинов?» Если дети ответили на этот вопрос и обосновали свой ответ, значит, целей урок достиг.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, побываем в самых холодных районах нашей Земли, узнаем, где живут белые медведи и пингвины. Но сначала РАЗМИНКА.
II. Игра «Да - Нет»
Ранее изученный материал повторяется в виде игры.
У детей сигнальные карточки: зелёный кружочек означает ответ «Да», красный - «Нет».
Ребята, сейчас мы будем играть в игру «ДА - НЕТ». Я буду читать предложения, если вы согласны с тем, о чём в них говорится, то поднимете зелёный кружочек, если вы не согласны - красный.
Учитель читает предложения:
- - В прошлом вы были взрослыми? (нет)
- - Настоящее - это то, что происходит сейчас? (да)
- - Суббота придёт после пятницы? (да)
- - Первый день недели это вторник? (нет)
- - Между средой и пятницей - четверг? (да)
- - Лето наступит после весны? (да)
- - Декабрь, январь, февраль - это зимние месяцы? (да)
- - Перед зимой идёт весна? (нет)
- - Понедельник, вторник, среда - это месяцы? (нет)
- - После осени наступает зима? (да)
Если было неправильное предложение, то дети исправляют его, например:
- В прошлом вы были взрослыми? (Нет, в прошлом мы были малышами.)
III. Работа над новой темой
- - Дети, давайте посмотрим на доску и вспомним тему урока (Где живут белые медведи и пингвины?)
- - А поможет нам узнать об этом Цветик - семицветик.
- (На магнитной доске прикреплён цветок с лепестками)
Один ученик выходит к доске, отрывает лепесток, и все говорят:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-нашему вели!
Учитель продолжает:
- - Вели оказаться там, где живут белые медведи!
- (Дети закрывают глаза, учитель открывает одну половину доски, где вывешены картинки природы севера, животный мир)
- - Где же мы? Кругом снег, лёд, здесь очень холодно. (На севере )
- - Нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. Посмотрите задание 1 стр. 31 в Рабочей тетради и скажите, что нам понадобится? (Шапка, куртка, варежки, для передвижения пригодятся лыжи и аэросани)
- - На Земле есть очень холодный район - это Северный Ледовитый океан. Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом (Учитель показывает на глобусе и на карте Северный Ледовитый океан). В этом районе Земли расположен Северный полюс. (Показ на глобусе)
- - Посмотрите стр. 72 учебника, кто нас встречает? (Ученики рассматривают рисунки и читают названия животных: морж, тюлень, треска, поморник, белый медведь)
Учитель рассказывает о белых медведях:
Белые медведи обитают на Крайнем Севере, за полярным кругом, среди вечных льдов и снегов - на островах и холодном побережье Северного Ледовитого океана. Это самое большое, самое сильное и могучее животное из семейства «медвежьих». Он весит около 700кг, а длина его туловища достигает трёх метров.
Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех растёт даже на подушечках лап, поэтому животные легко и быстро передвигаются по снегу и льду. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела. Благодаря густому подшерстку им не страшны даже самые лютые морозы.
Белые медведи - отличные пловцы и могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому даже в мороз они остаются сухими и им не страшна никакая простуда. Медведи в самые лютые морозы купаются в ледяной воде. Они отлично плавают, ныряют и нередко совершают длительные прогулки, удаляясь от суши в открытое море на десятки километров. Много времени белый медведь проводит на плавающих льдинах, странствует по берегам и лишь изредка заходит в глубину суши.
Излюбленная пища белых медведей - тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца, песцы.
Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. В ноябре или декабре мамаша-медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Через 1-2 месяца на свет появляются два-три малыша, которые спят вместе с ней в тёплой берлоге до наступления весны. Детёныши белых медведей остаются с матерью ещё примерно два года после рождения. Всё это время она их кормит, заботится о них.
VI. Практическая работа
А сейчас мы попробуем сделать своих белых медведей.
Учитель демонстрирует образец аппликации, и определяется порядок работы:
- 1. Обведи силуэт медведя по шаблону на картон голубого цвета.
- 2. Возьми белые шерстяные нитки и обмотай ими пальцы левой руки (если ребёнок «левша», то он обматывает пальчики правой руки).
- 3. Сними нитки с пальчиков и нарезай кусочками, длиной не более 1см.
- 4. Намажь медведя клеем и наложи резаные нитки. Работай аккуратно.
- 5. Густая шерсть готова, осталось сверху приклеить глаз и носик
- - Как это сделать? (Вырезать из чёрной бумаги небольшие кружочки и приклеить)
Ученики, выполнившие аппликацию раньше других, начинают делать задание 2 в Рабочей тетради стр. 31. Они находят отличия на рисунках. Затем задание проверяется.
VII. Физ.минутка
1. Медвежата с мамой жили, 2. Я мороза не боюсь,
Головой своей крутили. С ним я крепко подружусь.
Вот так, вот так! (Движения) Подойдёт ко мне мороз,
Вперевалочку ходили, Тронет руку, тронет нос.
И из моря воду пили. (Показать руку, нос)
Вот так, вот так! (Движения) Значит, надо не зевать,
А потом они плясали, Прыгать, бегать и играть
Лапы дружно поднимали. (Движения)
Вот так, вот так! (Движения)
VIII. Работа по учебнику
Читающие учащиеся по цепочке вслух читают текст на стр. 72 учебника. медведь пингвин антарктида ледовитый
Учитель задаёт вопросы по содержанию прочитанного:
- - Как называются холодные районы Земли? (Северный Ледовитый океан и Антарктида )
- - Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана? (Льдом и снегом )
- - Какой полюс расположен в этом холодном районе Земли? (Северный полюс )
- - Итак, ребята, на каком же полюсе живут белые медведи? (На Северном )
- - На Земле есть два полюса: Северный и Южный. (Учитель показывает на глобусе полюса) Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой. Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать тёплую одежду, если мы окажемся на Южном полюсе, в Антарктиде? (Нет, потому что там тоже холодно )
А сейчас Цветик - семицветик поможет нам оказаться в Антарктиде!
Снова читается хором стихотворение «Лети, лети лепесток…», ученик отрывает ещё один лепесток и учитель произносит желание:
Вели, чтобы наш класс оказался на Южном полюсе!
Дети в это время закрывают глаза, а учитель закрывает одну и открывает вторую половину доски, где висят картины с изображением природы и животного мира Антарктиды.
- - В каком районе Земли мы оказались? (В Антарктиде )
- - Какие животные здесь обитают? Знакомы ли вам они? (Дети сразу узнают пингвинов )
На стр. 73 учебника дети читают текст, знакомятся с животным миром Антарктиды. Учитель подробно рассказывает о пингвинах:
Жмутся к берегу крутому холода.
Строит вьюга голубые города.
Ветер носится по снегу, словно пёс,
Потому что щиплет нос ему мороз.
Даже лёд к такой погоде не привык,
И трещит по швам ледовый материк.
А пингвинам, а пингвинам хоть бы что:
Выбегают на прогулку без пальто.
Им морозы - разморозы нипочём:
Антарктида для пингвинов - тёплый дом.
В чёрных фраках, в белых майках круглый год
Ходит этот удивительный народ. (Г.Гоппе )
Пингвины - морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков.
Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают им плавать.
Рост пингвинов около метра. Голова и спинка чёрные с синим и зелёным отливом, а на брюшке перья ослепительно белые. Когда пингвины выходят на берег, кажется, что это люди неторопливо гуляют парами и поодиночке в нарядных чёрных фраках. У пингвинов нет пуховых перьев, но у них есть толстый слой жира под кожей, который спасает от сильных морозов и ветров.
В Антарктиде всегда холодно: летом не больше одного градуса тепла, а зимой бывает 60 градусов мороза. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов.
В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга. Затем отец пингвин берёт яйцо и прячет его в жировую складку на брюшке. Теперь он будет держать его на лапах-ластах два месяца, стоя на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь. Всё это время пингвин ничего не ест и живёт только за счёт жира, который он накопил летом. А мама-пингвиниха в это время плавает и ныряет в море, нагуливает жир.
Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Это длится недолго. Как только пингвинёнок встанет на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов. А родители тем временем будут уходить в море за пищей для малышей.
- - Как называется район Земли, где расположен Южный полюс? (Антарктида )
- - Чем покрыта поверхность этого огромного участка суши? (Толстым слоем льда )
- - Какие животные здесь обитают? (Пингвины )
IX. Итог урока
- - Мудрая Черепаха приготовила для вас очень интересный вопрос. Давайте прочитаем этот вопрос на стр.73 учебника:
- - Охотятся ли белые медведи на пингвинов? (Нет, потому что эти животные живут в разных районах Земли )
- - О каких холодных районах Земли мы узнали? (Северный Ледовитый океан и Антарктида)
- - Какие полюса расположены в этих районах? (Северный полюс и Южный полюс ) Показать на глобусе.
- - Где живут белые медведи? (На Северном полюсе )
- - Где живут пингвины? (В Антарктиде )
- - Сегодняшнее наше путешествие подошло к концу. Как же нам вернуться домой?
Ученик отрывает ещё один лепесток, а дети хором читают стихотворение «Лети, лети лепесток…», учитель произносит желание:
Вели, чтобы наш класс вернулся домой!
Дети закрывают глаза, а учитель тем временем прикрывает вторую половинку доски.
Вот мы и оказались дома в нашем классе. Волшебный цветок нам ещё пригодится. Он поможет узнать, где живут слоны. Но это будет уже следующее путешествие и на другом уроке «Окружающего мира».
Спасибо за работу на уроке!
Окружающий мир -1 класс УМК « Школа России».
Тема: Где живут белые медведи?
Цели деятельности учителя : формировать представления о холодных (Северный Ледовитый океан, Антарктида, Северный и Южный полюсы) районах Земли, о разнообразии жизни в этих районах, находить данные районы на карте, отличительные признаки растительности и животных; воспитывать чувство любви к своей родине.
Тип урока : решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты :
Предметные : научится находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; приводить примеры животных холодных районов; получат возможность научиться рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные : овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; отвечать на вопросы; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.
Личностные : формирование целостного, социального ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; признавать возможность существования различных тоек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Образовательные ресурсы : карта полушарий, глобус, слайды с изображением животных, магнитофон.
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока .
Муравей . Недавно я ходил в зоопарк и видел там в вольере с бассейном белого медведя, моржа. Ребята, я задумался, а где родина этих животных?
Где живут белый медведь и морж? Может быть,вы знаете?
Ученики . Белый медведь живёт на Севере.
Учитель . Давайте мы с вами отправимся в путешествие, чтобы точно узнать, где живут белые медведи, моржи, пингвины и другие обитатели холодных территорий земного шара.
Ребята, у меня в руках цветик-семицветик. Давайте оторвём лепесток, загадаем желание и хором скажем:
Лети- лети, лепесток
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по – моему, вели.
II. Работа по теме урока .
Вели, чтобы мы всем классом оказались на Севере. Одеты вы все тепло.
Вот и Северный Ледовитый океан.
(Слайд 2)
Чем покрыта большая часть Северного ледовитого океана?
Ученики . Льдом и снегом.
Учитель
Ученики .Северный полюс. (Показ Северного полюса учителем на глобусе.)
Учитель . Это Арктика. С давних пор она привлекала людей. К сожалению, из-за освоения Арктики человеком оказалась в опасности её природа. Сейчас охота на редких животных запрещена. На острове Врангеля (показывает на карте) открыт заповедник.
(Слайд 3 )
А вот и белый медведь…
— Опишите его.
Ученики . Пушистый, густая длинная шерсть, широкие лапы.
Учитель . Для чего это нужно?
Ученики . На севере холодно. Это нужно для жизни на севере.
Учитель . Белый медведь- самый крупный хищный зверь на Земле. Он живёт только в Арктике. Всю жизнь проводит во льдах.
— Как вы думаете, чем он питается?
Ученики . Рыбой.
Учитель . Конечно, рыбой, но иногда не против полакомиться птицами и тюленями. (Слайд 4)
Тюлени очень неуклюжи на льдинах и становятся добычей белых медведей. Вес белого медведя около 700 кг. Это самый крупный хищный зверь на земле.
Учитель . (Слайд 5) – Это кто бродит среди льдин?
Это самцы белых медведей, а самки, будущие мамы, на зиму залегают в снежные берлоги. Здесь у них в разгар зимы рождаются крошечные медвежата, которые не крупнее котят. В берлоге морозы и ветры морозы и ветры не страшны медвежатам. Мать кормит их молоком, согревает. Когда медвежата подрастут и вместе с матерью выйдут из берлоги, медведица научит их ловить рыбу, а потом и тюленей.
Физкультминутка.
(Звучит песенка про медведе из кинофильма « Кавказская пленница» .)
Где-то на белом свете,
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось,
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря,
Трутся спиной медведи,
Вертится Земля.
(Слайд 6 )
Учитель . Ребята! А это кто?
Ученики . Моржи.
Учитель . Да это же моржи. Они похожи на тюленей, но гораздо крупнее их. Видите, как мало стало животных на севере. Белый медведь и морж занесены в Красную книгу. Задача всего человечества- сохранить их. Многочисленные суда, проходящие по морскому пути, загрязняют воду, сюда попадают различные вредные вещества. Загрязнение северных морей очень плохо сказывается на жизни обитающих здесь животных. Мудрая Черепаха . Подумайте, ребята, а охотятся белые медведи на пингвинов?
Учитель . Давайте узнаем, где живут пингвины.
Оторвём лепесток, загадаем желание и хором скажем:
Лети- лети, лепесток
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по – моему, вели.
Вели, чтобы мы всем классом оказались в Антарктиде. (Показывает на глобусе).
(Слайд 5)
Учитель . Что такое Антарктида?
Ученики . Это огромный кусок суши.
Учитель . Чем покрыта Антарктида?
Ученики . Льдом.
Учитель . Какой полюс здесь расположен?
Ученики . Южный полюс.
Учитель. Здесь в Антарктиде живут пингвины. (Слайд 6 )
Самые большие- императорские пингвины. Их рост-80см,а вес от 25 до 40кг. Пингвины- отличные пловцы. Питаются рыбой, кальмарами. В воде пингвин может мчаться со скоростью 36км/ч. Иногда он так разгоняется, что вылетает из воды на лёд.
Так едят, ли белые медведи пингвинов?
Ученики . Белые медведи не охотятся на пингвинов, потому что эти животные живут в разных районах Земли.
Учитель . Кроме пингвинов в Антарктиде живут альбатросы. (Слайд 7 )
Это большая птица, которую можно увидеть у берегов Антарктиды. Разхмах крыльев этой птицы-3-3,5м. (Встать трём ученикам рядом, вытянув руки).
— Наше путешествие подошло к концу, но мы к нему будем возвращаться ещё раз. А сейчас я взмахну волшебной палочкой, а мы окажемся в нашем классе.
III . Первичное осмысление и закрепление.
Работа в рабочей тетради (с.11)
IV . Итоги урока.
О чём говорили на уроке?
Где же живут белые медведи?
О чем бы вам хотелось узнать подробнее?
Урок подготовлен
учителем нач. классов
МОБУ СОШ№4
г. Мелеуза
Крючиной Л.В.
Белый медведь, без сомнения, является одним из самых удивительных животных нашей планеты. Об этом говорит даже тот факт, что этим величественным животным удаётся выжить в одном из самых экстремальных и холодных мест на Земле.
Все мы знаем, что белые медведи и особенно медвежата могут быть невероятно очаровательными, но многие люди не знают, что они также очень умны и изобретательны. Существует огромное количество фактов, которые стоит узнать об этих потрясающих гигантах. Чтобы расширить ваши познания о белых медведях, мы предлагаем вашему вниманию интересные и малоизвестные факты.
Сначала я решил определить точно, где живут белые медведи?
А живут они на Острове Северного Ледовитого океана – Арктика
. Эта территория отличается своеобразной погодой. Здесь долгая зима и очень короткое лето с белыми ночами, когда солнце почти не уходит с неба.
Снег лежит почти круглый год. Температура в это время может опускаться до – 60 градусов. Несмотря на то, что на северном полюсе очень холодно, там можно встретить животных. Одно из этих животных – белый медведь. Белые медведи нигде, кроме Арктики, не живут.
2. Внешний вид белого медведя
Белый медведь самое большое, самое сильное животное из семейства медвежьих. Он весит примерно 700 кг, а длина его туловища достигает 3-х метров. Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом.
Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны даже самые лютые морозы. Когда белый медведь идет по льду, лапы у него загнуты внутрь. Таким образом, этот большой зверь может удерживать равновесие и не поскользнуться.
Белые медведи – отличные пловцы, могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому они всегда остаются сухими. Они прыгают в воду головой вперед или сползают задом. Ныряют с открытыми глазами и закрытыми ноздрями. Могут продержаться под водой до 2 минут.
У белого медведя под белым мехом- черная кожа!
Она прекрасно нагревается на солнце и помогает медведю быстро просохнуть.