Басни Эзопа: Человек, потерпевший крушение, и море, Червяк и змея, Черепаха и заяц, Черепаха и орел, Чиж, Щенок и лягушки, Эзоп на корабельной верфи, Эфиоп, Юноши и мясник.
Инсценировка басни Олеси Емельяновой
Продолжительность спектакля: 3 минуты; количество актеров: от 1 до 2.
Действующие лица:
Заяц
Черепаха
На первом плане слева и справа – густые заросли-кулисы. На втором плане – небо. Из-за кустов слева медленно выходит Черепаха и медленно идет по сцене.
Черепаха (медленно поет)
Ходят по дорожке
Черепашьи ножки –
Раз шажок и два шажок,
Не скачок и не прыжок.
Я ходить быстрее
Просто не умею.
Даже если побегу,
То проворней не смогу.
Но и еле-еле
Я дойду до цели.
Из-за кустов выбегает Заяц, пробегает мимо Черепахи, резко тормозит и возвращается к ней. Черепаха прячется в панцырь.
Заяц (насмешливо)
Через месяц или два!
Заяц стучит черепаху по панцирю.
Заяц (насмешливо)
Эй! Ты там еще жива?
Что, как мертвая, плетешься?
Черепаха высовывает голову наружу.
Черепаха (обиженно)
Зря ты надо мной смеешься.
Хоть ты прыток, но, как знать,
Вдруг сумею обогнать.
Ты меня? Да быть не может!
Ты с ума сошла, похоже.
Черепаха
Побежим отсюда до
Камня рядышком с прудом.
Черепаха машет лапой вдаль.
Хорошо! Договорились!
Черепаха
Раз! Два! Три! Бежать пустились!
Черепаха медленно двигается с места к кулисе.
Черепаха (поет)
Ходят по дорожке
Черепашьи ножки –
Раз шажок и два шажок,
Не скачок и не прыжок.
Я ходить быстрее
Просто не умею.
Даже если побегу,
То проворней не смогу.
Но и еле-еле
Я дойду до цели.
Черепаха скрывается за кустами.
Заяц (сам себе скептически)
Что она ни говори,
Ей плестись часа два-три!
Так зачем мне торопиться,
Ждать и на жаре томиться?
Лучше здесь в теньке вздремну.
Заяц поудобнее укладывается возле дерева.
Заяц (зевая)
А проснусь и драпану.
Посоревноваться с нею
Я и через час успею!
Заяц засыпает. Солнце клонится к закату. Заяц просыпается и потягивается.
Заяц (бодро и жизнерадостно)
Славно выспался! Ура!
А теперь бежать пора.
Заяц убегает. Посреди сцены появляется большой камень. Из-за деревьев медленно выходит Черепаха.
Черепаха (поет)
Ходят по дорожке
Черепашьи ножки –
Раз шажок и два шажок,
Не скачок и не прыжок.
Я ходить быстрее
Просто не умею.
Даже если побегу,
То проворней не смогу.
Но и еле-еле
Я дойду до цели.
Черепаха доходит до камня и оглядывается по сторонам.
Черепаха
Длинноухий! Заяц! Где ты?
Никто не отвечает. Черепаха обходит камень по кругу.
Черепаха (радостно)
Так и думала, что нету!
Прибегает запыхавшийся Заяц.
Заяц (радостно)
Победил! Я первый!
Черепаха выходит из-за камня.
Черепаха
Но
Я ведь здесь уже давно.
Я тебя опередила
И в забеге победила!
Заяц (удивленно и растерянно)
Черепаха
А что, не ожидал?
Я, пока ты сладко спал,
Шла тихонько шаг за шагом.
Хоть твой дар природный – благо,
Но, самонадеян ты,
В этом суть твоей беды.
Не поможет дар счастливый,
Коль хозяин нерадивый.
А терпение и труд
Завсегда плоды дадут.
Черепаха направляется прочь.
Черепаха (поет)
Ходят по дорожке
Черепашьи ножки –
Раз шажок и два шажок,
Не скачок и не прыжок.
Я ходить быстрее
Просто не умею.
Даже если побегу,
То проворней не смогу.
Но и еле-еле
Я дойду до цели.
Эзоп — полулегендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н.э.
Черепаха и заяц.
Черепаха и заяц спорили, кто из них быстрей.
Назначили они для состязания время и место и разошлись.
Но заяц, полагаясь на свою природную резвость, не старался бежать, а улегся возле дороги и заснул.
А черепаха понимала, что двигается она медленно, и потому бежала без передышки.
Так обогнала она спящего зайца и получила победную награду.
В моей коллекции есть пуговица, на которой изображен сюжет этой басни. Сама пуговица из растительной слоновой кости.
А у еще одного коллекционера есть пуговица с изображением одной черепахи.
Волк и Цапля
Волк подавился костью и рыскал, чтобы найти кого-нибудь себе в помощь. |
Unit 2. SCHOOL IS COOL!
Урок 41. Урок домашнего чтения. Басня Эзопа «Черепаха и Заяц»
Цель : учить учащихся высказывать суждения о главные проблемы, затронутые выдумщиками; акцентировать внимание школьников на особенностях построения басен, учить сравнивать тексты на основе тематической и образной родства; развивать навыки анализа художественного произведения, выразительного чтения басен; воспитывать положительные черты характера, заинтересованность творчеством выдающихся баснописцев.
Оборудование : учебник, портрет Эзопа, иллюстрации к басне «Черепаха и Заяц».
ХОД УРОКА
И. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Поздравления
Т. Good morning, boys and girls!
Good morning, good morning!
Good morning to you!
Good morning, our teacher,
We are glad to see you!
Т. Thank you. I am glad to see you too. Let"s start our lesson. Who is on duty today?
P. I am on duty today.
Т. What date is it today?
P. Today is the ... of...
Т. Who is away?
P. All are present today.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
Введение в иноязычную атмосферу
Т. Начать урок я хочу с одной истории, которая случилась очень давно (басня Эзопа «Черепаха и Заяц»).
Черепаха и заяц спорили, кто из них быстрее. Назначили они время и место соревнования и разошлись. И Заяц, рассчитывая на свою естественную скорость, не стал бежать, а разлегся возле дороги и заснул. А Черепаха понимала, что двигается она медленно, и потому бежала без остановки. Так она обежала спящего Зайца и получила победу.
1. Как называется произведение, которое вы прослушали?
2. Почему вы так решили?
Правильно, вы слушали басню «Черепаха и Заяц», автором которой является известный древнегреческий баснописец Эзоп. Эта басня учит человека уважать природные способности и не забывать, что без старательной работы достичь чего-то в жизни почти невозможно.
Упражнение «микрофон»
1. Какие моменты басни нам указывают на то, что перед нами не просто сказка?
2. Обратите внимание на ситуации: случаются такие ситуации среди зверей? (Это жизненные ситуации людей)
Басни писали в древнейшие времена, поэтому их считают ровесницами мифов. Самым известным баснописцем был Эзоп, он жил так давно, что нас не дошли определенные сведения о нем. Отмечался он незаурядным умом. О мудрости Эзопа слагали целые легенды, которые гласили, что он был умнее своих современников и поучал их байками.
Предполагают, что Эзоп написал 426 басен. Большинство из них была собрана в отдельную книгу уже после его смерти.
Литературный диктант
1. Назовите жанр произведения про Зайца и черепаху, который вы только что прослушали. (Басня)
2. Назовите имя основателя байкарського искусства. (Эзоп)
3. Самый известный французский баснописец. (Лафонтен)
4. Всемирно известный русский баснописец. (И. Крылов)
Чтение басни и выполнение заданий к тексту
Упр. 1, сек. 86.
Упр. 2, с. 87.
Упр. 3, сек. 87.
О какие природные качества человека идет речь в произведении? (Произведение учит уважать природные способности человека: трудолюбие, желание самоутвердиться, достичь успеха. Без старательной работы достичь чего-то в жизни почти невозможно.)
Работа с иллюстрациями к басне
□ Какие события изображены на них?
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
Подведение итогов урока
Т. The lesson is over. Thank you for your work and attention! Your marks are... Good-bye.
Домашнее задание
Упр. 4, с. 87.
Чтобы увидеть нормальное отображение страниц сайта включите JavaScript!
И обновите страницу!
Басни Эзопа:
Человек, потерпевший крушение, и море.
Червяк и змея.
Черепаха и заяц.
Черепаха и орел.
Чиж.
Щенок и лягушки.
Эзоп на корабельной верфи.
Эфиоп.
Юноши и мясник.
Человек, потерпевший крушение, и море
Человек, потерпевший кораблекрушение, доплыл до берега моря
и заснул там, измученный; а немного спустя проснулся, увидел
море и стал его бранить за то, что оно завлекает людей своим
мирным видом, и стоит им отплыть, как оно начинает яриться и
их губит. Тогда море, приняв женский образ, обратилось к
нему так: "Не меня брани, любезный, а ветры! Само я от
природы таково, каким ты меня видишь, но ветры налетают на
меня мгновенно, и от них я становлюсь бурным и яростным".
Так и нам
при виде беззаконий следует
винить не тех, кто бесчинствует по чужому подстрекательству,
а тех, кто их к этому побуждает.
Червяк и змея
Росла у дороги смоковница. Червяк увидел спящую змею и
позавидовал, что она такая большая. Захотел он и сам стать
таким же, лег рядом и стал растягиваться, пока вдруг от
натуги не лопнул.
Так бывает с теми
, кто хочет помериться с
сильнейшими; они раньше лопнут, чем сумеют достигнуть до
соперников.
Черепаха и заяц
Черепаха и заяц спорили, кто из них быстрей. Назначили они
для состязания время и место и разошлись. Но заяц, полагаясь
на свою природную резвость, не старался бежать, а улегся
возле дороги и заснул. А черепаха понимала, что двигается
она медленно, и потому бежала без передышки. Так обогнала
она спящего зайца и получила победную награду.
Басня показывает:
нередко труд берет верх
над природными способностями, когда ими пренебрегают.
Черепаха и орел
Черепаха увидела в небе орла, и захотелось ей и самой
летать. Подошла она к нему и попросила за какую угодно плату
научить ее. Сказал орел, что это невозможно, а она все
настаивала и упрашивала. Поднял тогда орел ее в воздух, унес
в вышину и бросил оттуда на скалу. Рухнула черепаха,
разбилась и испустила дух.
О том
, что многие люди в жажде
соперничества не слушают разумных советов и губят самих
себя.
Чиж
Чиж в клетке висел на окне и пел среди ночи. На голос его
прилетела летучая мышь и спросила, почему это днем он
молчит, а ночью поет? Ответил чиж, что есть у него на то
причина: пел он когда-то днем и попался в клетку, а после
этого стал умнее. Сказала тогда летучая мышь: "Раньше бы ты
был таким осторожным, пока тебя еще не поймали, а не теперь,
когда это уже бесполезно!"
Басня показывает:
после несчастья раскаянье
никому не нужно.
Щенок и лягушки
Щенок бежал за одним прохожим; от долгого пути и от летней
жары он устал и под вечер улегся поспать на росистой траве
возле пруда. Заснул он, а лягушки по соседству подняли
громкий крик, как у них водится. Щенок проснулся,
рассердился и решил подойти к воде поближе и гавкнуть на
лягушек, чтобы они перестали квакать и он мог бы спать
спокойно. Но сколько он на них ни лаял, ничто не помогало;
обозлился он и, уходя прочь, сказал: "Я был бы глупее
вашего, если бы вздумал вас, крикливых и несносных, научить
уму и вежливости".
Басня о том
, что заносчивые люди, как бы
они ни старались, не могут вразумить даже своих близких.
Эзоп на корабельной верфи
Баснописец Эзоп однажды на досуге забрел на корабельную
верфь. Корабельщики начали смеяться над ним и подзадоривать.
Тогда в ответ им Эзоп сказал: "Вначале на свете были хаос да
вода. Потом Зевс захотел, чтобы миру явилась и другая стихия
- земля; и он приказал земле выпить море в три глотка. И
земля начала: с первым глотком показались горы; со вторым
глотком открылись равнины; а когда она соберется хлебнуть и
в третий раз, то ваше мастерство окажется никому не нужным.
Басня показывает:
когда дурные люди
насмехаются над лучшими, этим они, сами того не замечая,
только наживают себе от них худшие неприятности.
Эфиоп
Один человек купил эфиопа. Он подумал, что цвет его кожи
стал таким от нерадивости прежнего хозяина, и потому, как
только привел его домой, стал его отмывать всеми водами и
всеми щелоками. Но кожа, какой была, такой и осталась, а от
его усилий эфиоп только заболел.
Басня показывает:
каков человек от природы,
таким он и останется.
Юноши и мясник
Двое юношей покупали в лавке мясо. Пока мясник хлопотал,
один из них ухватил кусок мяса и сунул другому за пазуху.
Обернулся мясник, заметил пропажу и начал их уличать; но
тот, который взял, божился, что мяса он не брал. Догадался
мясник об их хитрости и молвил: "Что ж, от меня вы ложными
клятвами спасаетесь, да от богов не спасетесь".
Басня показывает:
ложная клятва всегда
нечестива, как ее ни прикрывай.