Бартенев ведущий. Андрей Бартенев: биография, творчество, личная жизнь
Художник, скульптор, модельер Андрей Бартенев родился в Норильске в далеком 1969 году. Детство мальчика прошло в коммунальной квартире. Сам Андрей вспоминает то время как голодное и холодное. А своим главным вдохновением тех времен называет своих домашних питомцев.
Образование Бартенев получил в Институте культуры г. Краснодара. После окончания он уезжает в Сочи, где становится успешным художником, создателем выставок и перформансов.
В 90-х годах Андрей прилетел в Москву самолетом из Адлера. Его встречал Сергей Гагарин, директор группы Браво. Он не только познакомил Андрея со своими друзьями, но и рассказал, как надо жить в Москве. Гагарин посоветовал Бартеневу одеваться более экстравагантно. Андрей быстро понял, чего не хватает его сочинскому шарму. Добавив чуть-чуть блошиного рынка, он с легкостью вписался в круг московской богемы. Первым делом Андрей отправился со своими графическими работами на Малую Грузинскую, где в то время находился Комитет выставок. Там его сразу приняли, и он познакомился с такими людьми как Герман Виноградов, Петлюра, и многими другими талантливыми художниками того времени. Там же была проведена их первая групповая выставка. По совету своих новых друзей, Бартенев отправился в галерею "Марс", где все и началось.
Творчество Андрея Бартенева
Первым большим проектом Андрея того времени стало «Буйство на горе Ана-Дырь под пение никитинских рыбок», в рамках которого он курировал выставку сочинских и московских художников. Сам Бартенев танцевал на том проекте под звуки музыки с пером от сочинского павлина. Тогда в начале 90-х о Бартеневе писали все газеты.
Триумф Бартенева в Европе начался в 1993 году. Там Андрей со своим Ботаническим балетом попадает в репортаж журнала Stern. Фотография Андрея на весь разворот, где он весь в пуговицах стоит в метро со стеклянным цветком и с брошками Эндрю Логана, облетела весь мир. Последовал звонок от жены Юрия Визбора, которая сообщила Андрею, что его приглашают на фестиваль во Франкфурт-на-Майне. Позже Бартенев нон-стоп ездил по всем городам Европы, и в 1995 году оказался в Лондоне, где прожил следующие 10 лет.
В 2000-х годах Бартенев уходит от больших музеев и галерей, и его приоритетом становится перформанс. Его работы в этом жанре обошли все ведущие площадки мира.
Ботанический балет - один из самых известных перформансов Бартенева, с которым он получил Гран-При в 1992 году в Юрмале на «Ассамблее неукрощенной моды». Он имитирует детскую игру «лепи из снега» при помощи картона и папье-марше.
Другая не менее известная работа мастера – постановка «Снежная королева». Этот причудливый перформанс невероятной фантастичности задействует пестрые движущиеся скульптуры и объекты. Зарубежной публике эта работа напомнила творчество Кандинского.
Еще один нашумевший перформанс Бартенева называется «Я тебя люблю!». Зрители произносят эти три слова, которые затем с помощью длинного ряда огромных динамиков, расположенных по извивающейся линии, возвращаются к нему самому.
Личная жизнь
Несмотря на доброту, улыбчивость и дружелюбие, Андрей старается никого не впускать в свою личную жизнь. Известно, что детей у него нет. А самым близким человеком всегда была мама, которая ушла из жизни несколько лет назад.
В «Модном приговоре» в начале марта случилась неожиданная замена.
Историк моды Александр Васильев, который бессменно заседал в судейском кресле с 2009 года, уступил свое место другому мужчине. И какому!
Андрей Бартенев считается одним из самых эпатажных современных российских художников. Хотя только художником назвать его нельзя - еще и режиссер, и скульптор, и модельер, и даже писатель. То, что он делает, всегда вызывает неоднозначную реакцию. Однако если кто-то говорит, что не понимает посыл его произведений, Бартенев лишь пожимает плечами.
Современное искусство - это перевод смыслов доисторических эталонов красоты на современный язык, - говорит он. - А поскольку молодые языки очень трудны для выучивания, то многие и не понимают.
КТО ЖЕ ОН ТАКОЙ?
Андрей родился в далеком Норильске. После окончания школы выучился на театрального режиссера в Художественном институте Краснодара, а потом отправился покорять Москву. И вскоре светская тусовка заговорила о странном человеке, который ходит на презентации в костюмах из пустых пластиковых бутылок с мигающими огоньками.
Можно сказать, что Бартенев оказался в нужном месте в нужный час. Именно в те дикие 90-е, когда на фоне абсолютной нищеты повсюду расцветали пышным цветом громкие презентации и шумные вечеринки, этот странный человек вдруг пришелся ко двору.
А когда он выпустил перформанс «Снежная королева» - с движущимися скульптурами с геометрическими орнаментами ярких цветов, - то критики даже сравнили Бартенева с Малевичем и Кандинским! Это был настоящий успех, после которого Андрея отметили и за границей.
Среди его знакомых оказались не только российские, но и иностранные звезды - Эндрю Логан, Пако Рабанн, Кельвин Кляйн, Жан-Поль Готье...
Они стали не только моими хорошими знакомыми и друзьями, но и примером того, как можно смоделировать свою жизнь, - говорит Бартенев.
Несмотря на образ сумасшедшего фрика, Андрей - человек довольно здравомыслящий, четко знающий, чего он хочет и каким способом этого добиться. Бартенев - гениальный менеджер самого себя, поэтому гонорары его весьма высоки, да и работы продаются по достойным ценам.
«НИКОГДА НЕ ОТКАЗЫВАЙ В СЕКСЕ»
Если о перформансах Бартенева знают многие - слишком громкими они у него получается, - то вот все, что лежит вне сферы искусства, Андрей старается хранить в тайне. Например, даже солидные справочники путаются, сколько ему лет. В разных источниках - разные цифры: 46, 48, 54…
Также никто ничего не знает и о личной жизни эпатажного художника. Даже неизвестно, женат ли он. Правда, судя по тому, что однажды Андрей стал героем программы «Давай поженимся» (куда пришел в костюме кукурузы, скрывающем тело и лицо полностью), его сердце все еще свободно. Сам же Бартенев в недавнем интервью на вопрос, какой совет с высоты прожитых лет дал бы себе, 19-летнему, отвечает: «Никогда не отказывай в сексе тем, кто хочет с тобой им заняться».
КЛОУНАДА ЗАКОНЧИЛАСЬ?
Справедливости ради надо сказать, что в последнее время стиль Бартенева даже в одежде несколько изменился. Он перестал так уж откровенно эпатировать публику. Сам объясняет это тем, что раньше был клоуном, но дети, которых он веселил, выросли, и теперь надо искать другие способы быть для них интересным. А, может, Андрей просто устал от непонимания окружающих: неоднократно на него были совершены нападения - как раз из-за яркого внешнего вида.
Зато за границей Бартенева любят, его работы есть во многих лучших галереях. Да и сам он большую часть времени проводит вне России - работает в Америке и Европе, дает мастер-классы в театральных академиях. Именно в Европе, а точнее в Испании, его и застал звонок с Первого канала с предложением стать, пусть и на время, ведущим «Модного приговора».
«ЗА» И «ПРОТИВ»
По словам Бартенева, поначалу он подумал, что это либо чья-то шутка, либо просто не туда попали. Но когда стало ясно, что звонок - не розыгрыш, тут же купил билет на ближайший рейс в Москву.
На этом сюрпризы не закончились. На съемки передачи Бартенев, помня, что это все-таки Первый канал, а не Fashion TV, привез целый чемодан классических костюмов (оказывается, есть в его арсенале и такие). Однако там лишь замахали руками: нет, не надо чинно-благородно, давайте-ка везите в студию ваши безумные наряды жирафов и павлинов.
В слаженную команду в лице Эвелины Хромченко и Надежды Бабкиной Андрей Бартенев вписался довольно органично. А вот зрители «Модного приговора» разделились на два лагеря.
Одни с первого же эфира влюбились в Бартенева - в его неповторимый стиль, способность обнаружить нечто необычное даже в «серой мышке» и, конечно же, в его искрометный юмор, порой на грани фола.
Другие же - стали требовать вернуть обратно Васильева, пусть тоже весьма эпатажного, зато почти домашнего и родного.
Однако в целом можно сказать, что эксперимент с введением в передачу Бартенева удался. Так что не исключено, что в будущем он еще не раз заменит несколько утомившегося от постоянных съемок историка моды.
Фото Б. Кремера.
Родился в 1969 г. в г. Норильске. Окончил Краснодарский художественный институт. С 1996 г. - член Московского Союза художников. Работы А.Бартенева неоднократно выставлялись в крупнейших музеях современного искусства за рубежом, находятся в российских и зарубежных галереях, частных и корпоративных собраниях:Расо Rabanne, Andrew Logan, Brian Eno, Zandra Rhodes, Zimmerli Museum Collection, New Jersey, Новая Академия Тимура Новикова, Спб, Музей уникальных кукол, Москва, Музейный комплекс Царицино, Москва.
- художник, график, дизайнер, модельер, автор ряда известных скульптурных перформансов, таких как «Гоголь-моголь, или приключения невидимых червячков в России», в котором были полностью воплощены арт-идеи о падающей скульптуре, «Ботанический Балет», «Снежная королева», «Минеральная вода», «Королевская семья возвращается», «Охота на нерпу» в Manhattan Express и других.
Художник, работающий в жанре зрелищного синтетического перформанса. Работы Бартенева неоднократно выставлялись в крупнейших российских и зарубежных музеях, его произведения находятся в лучших собраниях современного искусства по всему миру. Выступал в роли соавтора проектов с выдающимися художниками и режиссерами современности, среди которых Эндрю Логан и Роберт Уилсон.
Любые попытки вписать произведения Бартенева в границы одного из жанров - мода, скульптура, театр, contemporary art, терпят фиаско, потому художник принимает условия существования в междисциплинарном пространстве как неизбежное следствие творческой свободы. «Искусство для меня - это единый поток, и мне все равно, в какие формы он выливается».
Его лозунг: "Мне близко не пассивное, а активное проживание жизни. В ходе постоянного внутреннего эксперимента происходят неожиданные вещи - столько всего фантазируется и эмоционируется. Складывается ощущение, что находишься внутри огромного водяного, летящего вверх потока. Он проходит через тебя, а ты успеваешь фиксировать лишь малую его часть. Когда мне кажется, что мои силы и идеи иссякают, это обманчивое впечатление. Когда я продолжаю опыт, надеясь повторить его в новом качестве, он всегда повторяется иначе - в новом качестве эмоции. Этот поток, летящий вверх (а не падающий вниз мертвым грузом), поражает своей нескончаемостью".
В одной из самых долгоиграющих передач Первого канала перемены. Временным ведущим «Модного приговора» стал художник-экспериментатор Андрей Бартенев. «Газета.Ru» посмотрела первый выпуск телешоу и проанализировала, как новый ведущий справляется с ролью модного судьи.
Программа «Модный приговор» идет уже почти 10 лет. По сюжету, в «Модный приговор» обращаются родственники или друзья женщины, которые обвиняют ее в «неумении хорошо одеваться». Задача ведущего и экспертов (Эвелины Хромченко и приглашенной звезды) — помочь женщине преобразиться.
Дав героине несколько советов, команда модного суда отправляет ее к стилистам и парикмахерам, которые превращают серую мышку или вульгарную мадам в элегантную даму. Ведущий в программе играет скорее второстепенную роль: критику и рекомендации героиня получает в основном от экспертов.
Изначально передачу вел художник-модельер Вячеслав Зайцев, затем эстафета перешла к историку моды Александру Васильеву, который с 2009 года восседал на троне модного судьи. С 1 марта Васильев отправляется в небольшой отпуск, поэтому ближайшие восемь серий проведет Андрей Бартенев.
Эпатажный художник известен не только своими перформансами, но и экстравагантными костюмами и шляпами, которые сам придумывает и носит.
Концепция передачи, экспертный состав и интерьер программы не изменились, за исключением разве что трона ведущего. Вместо царского черного кресла с резной металлической спинкой, на котором восседал Васильев, в студии появилось кресло с геометрическим принтом — вполне характерное для стиля нового ведущего.
Первый выпуск начался с обращения Александра Васильева к телезрителям, который предупредил поклонников о временных перестановках и пообещал, что его «заместитель» подарит массу позитива. И не обманул. Бартенев появился в студии одетым в костюм, внешне напоминающий арт-инсталляцию.
Эвелина Хромченко тут же окрестила образ костюмом «воинствующих бигуди» и обратилась к телезрителям со словами: «То, что Андрей демонстрирует здесь сегодня, называется «живая скульптура». Андрей — художник, мастер арт-перформанса. Пожалуйста, не ассоциируйте его конструкцию с последними модными тенденциями». После фееричного выхода Бартенев отправился переодеваться и предстал перед зрителями уже в более консервативном (хотя бы по фасону) наряде.
На нем был костюм с принтом в стиле поп-арта, малиновая рубашка и белая шляпка с козырьком, декорированная желто-серыми полосками и объемными фигурками трех котов.
Модный суд рассматривал «Дело о кукольных нарядах и настоящих слезах». По сюжету, 37-летняя героиня одевалась в кукольные наряды, короны и детские украшения, чем довела супруга до желания развестись.
Платье в розово-золотых оборках, декорированных малиновыми перьями на рукавах, в котором появилась героиня, Бартенева не удивило. Очевидно, увидев в героине родственную душу, ведущий изо всех сил старался отстоять ее перед мужем, убеждая, что она «невероятный сюрреалистичный стих, который должен украшать жизнь».
Разница между Васильевым и Бартеневым в роли ведущего сразу бросается в глаза. Историк моды подавляет авторитетом, а его ссылки на модные тенденции и комплименты природной красоте и фигуре каждой из героинь смотрелись очень гармонично.
Бартенев же полностью оправдывает свой образ. Любовь к эпатажу ведущего прослеживается как в его поведении в студии, так и в речи. Например, вешалку для одежды, на которой висят наряды из личного гардероба героини, Андрей называет «кронштейном с шедеврами». Забавно Бартенев выглядит и в образе психолога, поддерживающего героиню, — все-таки любовь к перформансам в нем побеждает, превращая сочувственные речи ведущего в часть театрального представления.
В качестве временного ведущего эпатажный художник выглядит интересно: артистизм, свобода самовыражения и строгое следование своему личному стилю освежает формат передачи, существующей далеко не первый год.
Только теперь воспринимать программу как гид по стилю становится затруднительно: недостает сурового взгляда историка моды Васильева.
Свою карьеру Бартенев начал еще в 90-х. Он устраивал перформансы в галерее МАРС и принимал участие в фестивале авангардной моды в Юрмале, где, кстати, получил Гран-при. Художник работает в жанре коллажа, декупажа, линейной графики, пастели, инсталляции. Многие перформансы Бартенева связаны с культурой Крайнего Севера — от «Полетов чаек в чистом небе» до «Ботанического балета» и тем более «Снежной королевы», не говоря уже о забавном «Лондоне под снегом», показанном на «Арт-Москве» в 2003 году.
Сейчас художник очень востребован за рубежом. Например, в Нью-Йорке Андрей делал перформанс «Лестница красного» для Роберта Уилсона: в его рамках выходили реальные оперные певцы и пели арии, например, второй реинкарнации собаки. Постановщики активно использовали звуки падающих пустых банок из-под кока-колы и шлепания пасты, поданной на огромных блюдах. Специально приглашались «крикуньи», которые со второго этажа опрокидывали макароны на сцену.