Австрийский мюзикл в честь императрицы элизабет. Австрийский мюзикл в честь императрицы элизабет Элизабет и смерть мюзикл содержание
Гарри Купфер
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Австрия 22x20px Австрия
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Элизабет - венский немецкоязычный мюзикл с текстом и либретто Михаэля Кунце и музыкой Сильвестра Левая . Сюжет изображает жизнь и смерть императрицы Австрии, Елизаветы Баварской , жены императора Франца Иосифа . Мюзикл был переведен на семь языков и стал самой успешной немецкоязычной постановкой, его посмотрели более девяти миллионов зрителей во всем мире.
Мировая премьера
Мировая премьера «Элизабет», в постановке Гарри Купфера, состоялась 3 сентября 1992 года в «Theater an der Wien » (Вена , Австрия), мюзикл шёл без перерыва до января 1997 года. Вновь, после перерыва, мюзикл продолжался с 4 сентября 1997 года до 25 апреля 1998 года и с 3 октября 2003 года до 4 декабря 2005 года.
Основные роли
- Елизавета (Elisabeth): Пиа Даувес
- Смерть (Der Tod): Уве Крёгер
- Франц Иосиф (Franz Joseph): Виктор Гернот
- Лукени (Lucheni): Этан Фриман
- Наследный принц эрцгерцог Рудольф (Kronprinz Erzherzog Rudolf): Андреас Бибер
- Эрцгерцогиня Софи (Erzherzogin Sophie): Эльза Людвиг
- Максимилиан (Max) Вольфганг Пампел
- Людовика (Ludovika)/Фрау Вольф (Frau Wolf): Кристина Вэттштайн
CD и DVD
На ноябрь 2007 существовало, по крайней мере, 25 каст-альбомов, живых записей, демонстрационных и рекламных альбомов/синглов, а также было выпущено 8 коммерческих DVD с шоу. И это не считая бесчисленные сольные альбомы артистов и специальные сборники, в которых есть арии из мюзикла. Здесь перечислены наиболее общедоступные или известные постановки.
- VIENNA 1992 Elisabeth - Originalaufnahmen aus dem Musical Elisabeth (Студийная запись оригинального состава венской постановки 1992 года).
- VIENNA 1996 Elisabeth - Live aus dem Theater an der Wien Gesamtaufnahme des Musicals Elisabeth (Концертная запись венской постановки 1996 года).
- SCHEVENINGEN 1999 Elisabeth - original Dutch cast album (Студийная версия голландской постановки 1999 года).
- ESSEN 2001 Elisabeth - Highlights der deutschen Urauffürung im Colosseum Theater Essen (Студийная версия немецкой постановки 2001 года).
- VIENNA 2004 Elisabeth - Aktuelles Cast Album, Wien (Каст 2004 года, Вена)
- VIENNA 2005 Elisabeth - Gesamtaufnahme live aus dem Theater an der Wien (Концертная запись 2005 года)
Сцены
Первый АКТ
|
Второй АКТ
|
Напишите отзыв о статье "Элизабет (мюзикл)"
Ссылки
- (нем.) (англ.)
Отрывок, характеризующий Элизабет (мюзикл)
Я застыла в настоящем шоке. Почему-то такой невероятный факт никак не хотел укладываться в моей ошарашенной голове...– Бабушка?.. – только и смогла произнести я.
Стелла кивнула, очень довольная произведённым эффектом.
– Как же так? Поэтому она и помогла тебе их найти? Она знала?!.. – тысячи вопросов одновременно бешено крутились в моём взбудораженном мозгу, и мне казалось, что я никак не успею всего меня интересующего спросить. Я хотела знать ВСЁ! И в то же время прекрасно понимала, что «всего» мне никто не собирается говорить...
– Я наверное потому его и выбрала, что чувствовала что-то. – Задумчиво сказала Стелла. – А может это бабушка навела? Но она никогда не признается, – махнула рукой девчушка.
– А ОН?.. Он тоже знает? – только и смогла спросить я.
– Ну, конечно же! – рассмеялась Стелла. – А почему тебя это так удивляет?
– Просто она уже старенькая... Ему это должно быть тяжело, – не зная, как бы поточнее объяснить свои чувства и мысли, сказала я.
– О, нет! – опять засмеялась Стелла. – Он был рад! Очень-очень рад. Бабушка дала ему шанс! Никто бы не смог ему в этом помочь – а она смогла! И он увидел её опять... Ой, это было так здорово!
И тут только наконец-то я поняла, о чём она говорит... Видимо, бабушка Стеллы дала своему бывшему «рыцарю» тот шанс, о котором он так безнадёжно мечтал всю свою длинную, оставшуюся после физической смерти, жизнь. Ведь он так долго и упорно их искал, так безумно хотел найти, чтобы всего лишь один только раз мог сказать: как ужасно жалеет, что когда-то ушёл... что не смог защитить... что не смог показать, как сильно и беззаветно их любил... Ему было до смерти нужно, чтобы они постарались его понять и смогли бы как-то его простить, иначе ни в одном из миров ему незачем было жить...
И вот она, его милая и единственная жена, явилась ему такой, какой он помнил её всегда, и подарила ему чудесный шанс – подарила прощение, а тем же самым, подарила и жизнь...
Тут только я по-настоящему поняла, что имела в виду Стеллина бабушка, когда она говорила мне, как важен подаренный мною «ушедшим» такой шанс... Потому что, наверное, ничего страшнее на свете нет, чем остаться с не прощённой виной нанесённой обиды и боли тем, без кого не имела бы смысла вся наша прошедшая жизнь...
Я вдруг почувствовала себя очень усталой, как будто это интереснейшее, проведённое со Стеллой время отняло у меня последние капельки моих оставшихся сил... Я совершенно забыла, что это «интересное», как и всё интересное раньше, имело свою «цену», и поэтому, опять же, как и раньше, за сегодняшние «хождения», тоже приходилось платить... Просто все эти «просматривания» чужих жизней являлись огромной нагрузкой для моего бедного, ещё не привыкшего к этому, физического тела и, к моему великому сожалению, меня пока что хватало очень ненадолго...
– Ты не волнуйся, я тебя научу, как это делать! – как бы прочитав мои грустные мысли, весело сказала Стелла.
– Делать, что? – не поняла я.
– Ну, чтобы ты могла побыть со мной дольше. – Удивившись моему вопросу, ответила малышка. – Ты живая, поэтому тебе и сложно. А я тебя научу. Хочешь погулять, где живут «другие»? А Гарольд нас здесь подождёт. – Лукаво сморщив маленький носик, спросила девочка.
– Прямо сейчас? – очень неуверенно спросила я.
Она кивнула... и мы неожиданно куда-то «провалились», «просочившись» через мерцающую всеми цветами радуги «звёздную пыль», и оказались уже в другом, совершенно не похожем на предыдущий, «прозрачном» мире...
* * *
Ой, ангелы!!! Смотри, мамочка, Ангелы! – неожиданно пропищал рядом чей-то тоненький голосок.
Я ещё не могла очухаться от необычного «полёта», а Стелла уже мило щебетала что-то маленькой кругленькой девчушке.
– А если вы не ангелы, то почему вы так сверкаете?.. – искренне удивившись, спросила малышка, и тут же опять восторженно запищала: – Ой, ма-а-амочки! Какой же он красивый!..
Тут только мы заметили, что вместе с нами «провалилось» и последнее «произведение» Стеллы – её забавнейший красный «дракончик»...
Светлана в 10 лет
– Это... что-о это? – аж с придыхом спросила малышка. – А можно с ним поиграть?.. Он не обидится?
Мама видимо мысленно её строго одёрнула, потому что девочка вдруг очень расстроилась. На тёплые коричневые глазки навернулись слёзы и было видно, что ещё чуть-чуть – и они польются рекой.
– Только не надо плакать! – быстро попросила Стелла. – Хочешь, я тебе сделаю такого же?
У девочки мгновенно засветилась мордашка. Она схватила мать за руку и счастливо заверещала:
– Ты слышишь, мамочка, я ничего плохого не сделала и они на меня совсем не сердятся! А можно мне иметь такого тоже?.. Я, правда, буду очень хорошей! Я тебе очень-очень обещаю!
Мама смотрела на неё грустными глазами, стараясь решить, как бы правильнее ответить. А девочка неожиданно спросила:
– А вы не видели моего папу, добрые светящиеся девочки? Он с моим братиком куда-то исчез...
Стелла вопросительно на меня посмотрела. И я уже заранее знала, что она сейчас предложит...
– А хотите, мы их поищем? – как я и думала, спросила она.
– Мы уже искали, мы здесь давно. Но их нет. – Очень спокойно ответила женщина.
– А мы по-другому поищем, – улыбнулась Стелла. – Просто подумайте о них, чтобы мы смогли их увидеть, и мы их найдём.
Девочка смешно зажмурилась, видимо, очень стараясь мысленно создать картинку своего папы. Прошло несколько секунд...
– Мамочка, а как же так – я его не помню?.. – удивилась малышка.
Такое я слышала впервые и по удивлению в больших Стеллиных глазах поняла, что для неё это тоже что-то совершенно новенькое...
– Как так – не помнишь? – не поняла мать.
– Ну, вот смотрю, смотрю и не помню... Как же так, я же его очень люблю? Может, и правда его больше нет?..
– Простите, а вы можете его увидеть? – осторожно спросила у матери я.
Женщина уверенно кивнула, но вдруг что-то в её лице изменилось и было видно, что она очень растерялась.
– Нет... Я не могу его вспомнить... Неужели такое возможно? – уже почти испуганно сказала она.
– А вашего сына? Вы можете вспомнить? Или братика? Ты можешь вспомнить своего братика? – обращаясь сразу к обеим, спросила Стелла.
Мама и дочь отрицательно покачали головами.
Обычно такое жизнерадостное, личико Стеллы выглядело очень озабоченным, наверное, никак не могла понять, что же такое здесь происходит. Я буквально чувствовала напряжённую работу её живого и такого необычного мозга.
– Придумала! Я придумала! – вдруг счастливо заверещала Стелла. – Мы «оденем» ваши образы и пойдём «погулять». Если они где-то есть – они нас увидят. Правда же?
Идея мне понравилась, и оставалось только мысленно «переодеться» и пойти на поиски.
– Ой, пожалуйста, а можно я с ним побуду, пока вы не вернётесь? – упорно не забывала своего желания малышка. – А как его зовут?
– Пока ещё никак, – улыбнулась ей Стелла. – а тебя?
– Лия. – Ответила малышка. – А почему всё-таки вы светитесь? Мы один раз видели таких, но все говорили, что это ангелы... А кто же тогда вы?
– Мы такие же девочки как ты, только живём «наверху».
– А верх – это где? – не унималась маленькая Лия.
– К сожалению, ты не можешь туда пойти, – пыталась как-то объяснить, попавшая в затруднение Стелла. – Хочешь, я тебе покажу?
Девчушка от радости запрыгала. Стелла взяла её за ручку и открыла перед ней свой потрясающий фантастический мир, где всё казалось таким ярким и счастливым, что не хотелось в это верить.
Глаза у Лии стали похожими на два огромных круглых блюдца:
– Ой, красота-а кака-ая!....А это что – рай? Ой ма-амочки!.. – восторженно, но очень тихо пищала девчушка, как будто боясь спугнуть это невероятное видение. – А кто же там живёт? Ой, смотрите, какое облако!.. И дождик золотой! А разве такое бывает?..
– А ты когда-нибудь видела красного дракончика? – Лия отрицательно мотнула головой. – Ну, вот видишь, а у меня бывает, потому что это мой мир.
– А ты тогда, что же – Бог??? – Но ведь Бог не может быть девочкой, правда же? А тогда, кто же ты?..
Вопросы сыпались из неё лавиной и Стелла, не успевая на них отвечать, засмеялась.
Не занятая «вопросами-ответами», я стала потихонечку осматриваться вокруг и совершенно поразилась открывающимся мне необыкновенным миром... Это был и в правду самый настоящий «прозрачный» мир. Всё вокруг сверкало и переливалось каким-то голубым, призрачным светом, от которого (как должно было бы) почему-то не становилось холодно, а наоборот – он грел каким-то необыкновенно глубоким, пронизывающим душу теплом. Вокруг меня, время от времени, проплывали прозрачные человеческие фигуры, то уплотняясь, то становясь прозрачными, как светящийся туман... Этот мир был очень красивым, но каким-то непостоянным. Казалось, он всё время менялся, точно не зная, каким бы остаться навсегда...
В детстве я смотрела детские каналы с мультфильмами, впрочем, не я одна.
И конечно же я знакома с мультфильмом под названием "Принцесса Сисси". И только лет в 18 узнала, что мультфильм основан на реальных событиях. Как и мюзикл "Элизабет ".
Елизавета Баварская в апреле 1854 года стала императрицей Австрии в момент заключения брака с Францем Иосифом I. Близкие ей люди называли ее уменьшительно-ласкательным словом "Сисси"(ударение на второй слог), что послужило причиной названия мультфильма.
И если мультфильм повествует нам о событиях молодости принцесссы, то мюзикл - о всей ее жизни. И это не просто автобиография, искусно обыгранная танцами и песнями. Тут гораздо больше...достаточно сказать, что мюзикл "Элизабет" считается самой успешной постановкой на немецком языке!
Первая постановка случилась аж в 1992 году. Я не смотрела ее, скажу честно, но до сих пор поклонники ведут споры, какая именно из постановок (а их более 6 штук) лучше.
Я посмотрела венскую постановку 2005 года.
С Вашего позволения, расскажу немного о сюжете мюзикла.
Начинается все с потустороннего мира. Убийца Елизаветы , Луиджи Лукени , подвергается ежедневным допросам о том, зачем он сделал. В конце концов, он назвал причину, имя которой - Любовь.
И вот мы возвращаемся на много лет назад...
Элизабет с юности не любила придворную жизнь. Все, о чем она мечтала - это свобода. Лошади, цирк, путешествия - именно этим горела ее юная душа.
Во время исполнения циркового номера перед важными гостями она упала с огромной высоты. И тут глушится свет, включается романтическая музыка и появляется такая картина
Мужчина, в которого влюблялись почти все, кто посмотрел этот мюзикл - зовется Der Tod (или смерть, если перевести с немецкого языка). Играет его актер Матэ Камараш , который до сих пор является поклонником моих ровесниц (а уже 10 лет прошло с этой постановки)
Он уже появлялся в первой сцене и распевал рассказывал про то, что был влюблен в Элизабет.
Луиджи Лукени на протяжении всего мюзикла вставлял свои харизматичные 5 копеек, и здесь он не растерялся: "Es ist Liebe", обозначил он, как бы намекая, что мы должны готовиться к любовному трэшу.
Прошло время, Сисси познакомилась с императором Францем Иосифом , у них зародились чувства
И очень быстро она стала императрицей!
Все это заняло в мюзикле около получаса, то есть 1/4 часть.
Скажу только, что помимо элементов истории, психологических аспектов личности и феномена любовного треугольника есть также философская сторона произведения.
По крайней мере все в мюзикле это подтверждает.
Краткое резюме:
Если сомневаетесь, вот Вам 7 причин посмотреть сие произведение:
1) Мюзикл Элизабет посмотрели более 9 миллионов зрителей по всему миру, постановки делали также в России и Японии, что подтверждает его популярность и актуальность.
2)Жизненную атмосферу мюзикла отлично дополняет красивое обогащение танцами и декорациями. Последние, кстати, без максимализма, но и этого достаточно, чтобы передать авторскую задумку.
3)Мате Камараш, или Der Tod, настолько может въесться вам в душу, что вы захотите посмотреть все мюзиклы с его участием, облазить его фэйсбук и еще много чего (у каждого свой порог). Хотя изначально, просто посмотрев его фото, мне он ни капли не понравился. Но его харизматичность на сцене...ммм...
4)После мюзикла появляется желание узнать о Сисси еще больше. Лично я облазила всю Википедию, читая про ее детей, их детей и других людей, что были в мюзикле,а это, между прочим, пусть маленькая, но галочка для саморазвития.
5)Есть смысл задуматься о том, почему Сисси так хотела смерти. И кем является der Tod - реальным персонажем, или плодом воображения?
6)Вы будете снова и снова слушать завораживающие песни из мюзикла (песня "Der Schatten werden länger" чего стоит..)
7)Поэтому смело смотрите этот мюзикл, оно не только насыщено событиями, но и заставляет задуматься! Если не найдете в интернете сами, напишите в ЛС, я дам вам ссылку, где можно его посмотреть с русскими субтитрами (что ни капли не умаляет его прелестей).
Но предупрежу, что будет момент, когда Der Tod поцелует особь мужского пола, поэтому людям с признаками гомофобии лучше не смотреть, дабы не плеваться.
У меня на этом все. Если есть вопросы или какие-либо рассуждения - пишите в коменты или личку. Буду рада им не меньше Ваших плюсов)
* извиняюсь за качество скринов, более качественного видео у меня нет(
Скандал в королевском семействе:
"Элизабет", мюзикл Сильвестра Левая и Михаэля Кунце
Сразу оговорюсь, что не пытаюсь осветить мюзикл "Элизабет" во всей его полноте, и даже более того, при всех моих к нему теплых чувствах, буду рассматривать исключительно с позиций зрителя, любящего мюзиклы и тоскующего по достойному театральному воплощению "Горменгаста" Пика.
Очень коротко о сюжете. В основу либретто "Элизабет" положена история жизни австрийской императрицы Елизаветы (1837-1898), начиная с времен беспечной юности и до трагической гибели от рук итальянского анархиста - история, в которой художественный вымысел был бы сведен к минимуму, если б не один персонаж, отчасти аллегорический, но на протяжении всей постановки остающийся вполне полноправным участником событий. Его называют просто Смерть (в немецкоязычном оригинале Der Tod) - его сущность и отчасти (на мой взгляд) все-таки имя. Странный, фантастический, невозможный роман длиной в целую жизнь связывает Элизабет и дер Тода, роман-противостояние, в котором сильная, свободолюбивая, но всего лишь смертная женщина, казалось бы, обречена на поражение. Невыносимая свекровь (да, и в императорских семьях такое бывает), не принесший радости брак, многочисленные потери, самоубийство сына, - судьбу одной из красивейших женщин Европы нельзя назвать счастливой. Но за вратами жизни ее ждет дер Тод - ее единственный путь к свободе и ее потусторонний возлюбленный.
Если считать трилогию Мервина Пика "книгами о поисках свободы", а подобное определение встречается довольно часто, то мюзикл "Элизабет" - ее ближайший родственник. Стремление к свободе, нежелание принимать условности и подчиняться заведенному порядку определяет сначала судьбу Элизабет, бросающей вызов тирании дома Габсбургов, а затем и ее сына, также не способного смириться с предназначенной ему ролью. В Элизабет много и от Фуксии (или в Фуксии от Элизабет, не столь важно, думаю, что первично, что вторично), и от Титуса. Что-то от фантазерки Фуксии проскальзывает в юной непоседе Элизабет, но ее бегство от судьбы и предназначения, отказ смириться с бессмысленной строгостью порядков, установленных свекровью - это скорее от Титуса. Кронпринц Рудольф, сын Элизабет, Титусу тоже, очевидно, прямая родня.
Юная Элизабет мечтает о приключениях и дальних странах, вовсе не на троне видит она себя, а где-нибудь в таинственном Катманду или цирковой труппе. Гроза нянюшек, все еще надеющихся воспитать из нее благовоспитанную девицу, однажды она все-таки увлеклась игрой в акробатку и едва не лишилась жизни. Вот тогда она и познакомилась с дер Тодом, который вернул ее родным в целости и сохранности - то ли не ее был срок, то ли поблажка со стороны высших сил... Правая картинка донельзя напоминает мне сцену, в которой повредившую ногу Фуксию Стирпайк несет в пещеру. И типажи похожи - длинные темные вьющиеся волосы у Элизабет, светлые - у дер Тода (хотя уровень миловидности можно понизить, но грим и манера поведения в этом вопросе творят чудеса). Из более строго-холодного Уве Крегера (верхняя картинка) при небольшой доработке образа вышел бы чудесный книжный Стирпайк. Мате Камараш (правая) - ближе к более бесшабашно-хулиганистому образу из экранизации. Что касается самого образа дер Тода... Он никоим образом не отрицательный персонаж. Он то, что он есть - стихия, неотъемлемая часть природы, порождение потусторонних сил, с которыми не поспоришь. Ему свойственен некоторый цинизм, но он не человек, и к нему неприменимы понятия добра и зла, хотя ему не чуждо нечто человеческое - в одних трактовках больше, в других меньше. Он не возьмет в руки оружия, чтобы забрать того, кого хочет, но создаст все условия, чтобы жертва сама кинулась в его объятия. Любовь и смерть в его устах означают одно и то же, и Элизабет, жизнелюбивая, энергичная женщина, всю жизнь будет сопротивляться его зову. Вернемся теперь к Пику... Хотя я не люблю вносить в трактовку "Горменгаста" лишней мистики, тем не менее, намеренно или нет, но автор сделал Стирпайка персонажем без прошлого и предыстории, он загадочен настолько, что хоть инопланетное ему припиши происхождение, хоть потустороннее, это ничему особенно не будет противоречить. Он следует своей природе, а в его природе заложено отнюдь не созидательное начало. И дер Тод, и Стирпайк прирожденные манипуляторы, по-своему притягательные, ищущие к жертве индивидуальный подход. Их собственное человеческое погребено под слоем льда, и можно только гадать, есть оно там или нет. Кто-то посчитает, что нету. Кто-то - что есть, просто глубоко спрятано...
Маленький Рудольф - вылитый Титус в детстве. И Гертруда, и Элизабет по-своему любят своих сыновей, однако как не в характере (или воспитании) Гертруды как-то проявлять эмоции, так что Титус предоставлен сам себе и обречен ежедневно выполнять череду нудных бессмысленных действий, вызывающих у него отторжение, так и Элизабет отстраняется от сына - пока он был мал, ее не считали достойной дать должное воспитание наследнику империи, и близость матери с сыном была утеряна, а позже сама Элизабет будет слишком бояться потерять свою свободу, чтобы пойти на сближение и поддержать запутавшегося, потерявшего почву под ногами принца.
Одинокий ребенок влачит жизнь не веселее, чем у Титуса - из него растят императора, а от императора, как полагает властная эрцгерцогиня Софи, его бабушка, требуется быть сильным и непоколебимым, все остальное приложится. Такой потерянный ребенок - легкая добыча дер Тода, манипулировать им - сплошное удовольствие. Всегда удивлялась, почему Стирпайк-то никогда не использовал столь многообещающую возможность - воздействовать на Титуса, пока тот был маленьким, доверчивыми и мог поддаваться внушению. Пускай в десять лет тот уже был настроен резко негативно, но вот умные (не)люди начинают действовать заранее, пока еще неокрепшая детская психика поддается влиянию извне. Взаимоотношения дер Тода с Рудольфом у меня - ничего вот не могу с собой поделать - воспринимаются как альтернативный Горменгаст - чего никогда не было в книге, но могло бы быть, и даже с такой долей вероятности, что буквально напрашивается.
Самому дер Тоду на трон не сесть, да он ему и не нужен, у него иная парафия, а вот других подбивать - это да, с превеликим удовольствием. Что может быть губительнее для повзрослевшего принца, чем сунуться к волку в пасть со своим заговором, который, конечно же, раскрыли... Что за дело дер Тоду до принца? А такова его природа... да и чем меньше будет привязывать Элизабет к жизни, тем скорее она уступит.
Разве не с таким коварным выражением лица должен поджидать Стирпайк, чем закончится для Титуса очередная церемония, обогащенная и усовершенствованная его фантазией? По-моему, с таким же точно - выжидающим: "Когда ж уже, наконец, план-то сработает?".
Как и Гертруда слишком поздно выдала, что чувства у нее все-таки есть и направлены не только на мелкую живность, Элизабет тоже впала в отчаяние, когда изменить что-либо было уже невозможно - Рудольф достался дер Тоду.
Сама Элизабет гибнет много лет спустя, смертельно раненая анархистом Луиджи Лукени, в руки которого дер Тод вложил заточку - не суть важно, в переносном ли смысле или прямом. Тем не менее, эмоционально финал не воспринимается чересчур трагично - освободившись от земных оков, Элизабет попала в надежные руки. Финал "Горменгаста" в своей безнадежности оставляет куда более горький осадок.
Финал "Элизабет". Постановка в г.Эссен (Германия) 2001 год.
Музыка из мюзикла на сайте jubox.ru (ссылка на Эссенскую постановку, но там же можно найти и другие - "Элизабет" ставилась во многих странах, от Японии до Голландии и пр. Сайт Jubox предпочитает российские IP-адреса, поэтому на всякий случай несколько отрывков для ознакомительных целей:
Wenn ich tanzen will - дуэт дер Тода и Элизабет (вечное выяснение отношений на тему, чья возьмет)
Mama, wo bist du - дуэт дер Тода и маленького Рудольфа (где дер Тод "удачно притворяется добрым"©)
Die schatten werden langer - дуэт дер Тода и повзрослевшего Рудольфа (лучше бы Рудольф его не слушал, целее б был)
Der schleier fallt - дуэт дер Тода и Элизабет ("оптимистическая трагедия"- финал).
Когда я открыл для себя мир мюзиклов, то сначала это были мюзиклы Эндрю Ллойд Уэббера, потом французские, потом было разочарование в современных американских мюзиклах и, наконец, добрался до четвертой страны, где мюзиклы в почете - Австрии. Как я сейчас представляю - качественный продукт производят только в этих четырех странах. Почему? Вероятно, дело в открытости истории этих стран. Они не живут в мире с "непредсказуемым" прошлым. Плюс богатейшая литература и мифология. Посмотрим просто на название тех же французских мюзиклов - "Собор Парижской богоматери", "Король солнце", "Ромео и Джульетта", "Мартэн Герр" (кстати - вероятно самый несчастливый из больших мюзиклов), "Десять заповедей". У Австрии с одной стороны есть проблема "ушедшей натуры" - Австро-Венгрии, с другой собственно австрийская история никуда не делась и такие персонажи как принц Рудольф и его Вечера, его отец Франц-Иосиф и мать Элизабет - это вые герои для монументальных постановок. Ну и Моцарт с Сальери тоже, кстати. Если рассматривать европейскую историю в целом, то можно утверждать, что ее основа в общечеловеческом понимании - это истории Франции и Англии, третья компонента - истории Италии, Испании и Австрии, все остальное воспринимается как местное национальное дело. Сегодня речь пойдет о мюзикле 1992г. "Элизабет" , посвященном судьбе Элизабет Баварской, жены Франца-Иосифа, императрицы Австрийской и королевы Венгрии, ставшей уже в наше время героиней множества кинофильмов.
Вкратце о ее судьбе. Родилась в 1837г. в семье баварского короля. Ее родная тетка была в то время императрицей Австрии. Старшая сестра Зиси (как Элизабету называли родные) Хелена планировалась в жены молодому австрийскому императору Францу-Иосифу I. Однако тот влюбился в Зиси и в 16 лет она вышла замуж за него. Одношения со свекровью сразу не сложились, та отняла у невестки ее первых трех детей, чьим воспитанием занимались всяко разно гувернеры и почти не допускала до них мать. Когда же ей удалось уговорить отпустить с ней и мужем в путешествие их двух дочерей, то они простудились и одна из них умерла. Элизабета на все забила и уехала из Австрии. Много лет путешествовала, возвращаясь в Вену только на свой и мужа дни рождения. Франц-Иосиф однако очень любил ее (как и она его тоже). В середине шестидесятых он ненадолго зависла в Вене, родила дочь, которую считала первым по настоящему своим ребенком, помогла графу Андраши уговорить мужа принять план Бейтца, короновалась короной королевы-консорта Венгрии и снова уехать из страны. Через 22 года погибает принц Рудольф, Элизабет не верит смерть и только после долгих уговоров придворных согласилась войти в склеп чтобы проститься с ним. Элизабета была убита итальянским анархистом Луиджи Лукени 10 сентября 1898г. на набережной в Женеве. Мотивы Лукени остались неизвестными так как он покончил с собой в тюрьме не дожидаясь суда. Однако - надо помнить, что Элизабет до смерти Рудольфа отнюдь не была печальной странницей. Известен анекдот, что однажды она заявилась в Вену полностью загорелой от головы до пят и с татуировкой на руке в честь своего любовника-грека.
Премьера мюзикла (однако мне он кажется больше не мюзиклом, а рок-оперой) состоялась 3 сентября 1992 года в Вене. Автор текста - Михаэль Кунц, композитор Сильвестер Левай, постановкой руководил оперыный режиссер с многолетним стажем Харри Куфер. Сюжет мюзикла основан на биографии Элизабет, но рассматривает ее в совершенно необычном виде - как танец со смертью. Но это еще не все - о жизни Элизабет рассказывает ни кто иной как ее убийца - Луиджи Лукени.
Действие мюзикла начинается на небесах, где уже много лет Лукени оправдывается перед высшим судией за свой поступок. Он доказывает что был принужден к убийству самой Элазабет и ее любовником, которым был никто иной как Смерть. Затем действие переносится в Вену и Лукени рассказывает историю Элизабет. Он говорит, что еще в совсем молодые годы она познакомилась со Смертью, выглядевшей как красивый молодой человек. Это была страсть замешанная как на любви, так и на ненависти. Замужество, тяжелые отошения со свекровью. Элизабет в депрессии. Единственным другом ее становится Смерть, который хочет, чтобы Элизабет присоединилась к нему. Но там боиться, тогда смерть забирает у Элизабет младшую дочь. Однако, Элизабет все еще не готова отдаться Смерти. Сначала она уезжает из страны, потом возвращается, рождает дочь, пытается выстроить заново отношения с мужем, но своим отношением к младшей дочери отталкивает сына Рудольфа, который сам обращается к смерти как к выходу из своих переживаний и погибает со своей любовницей Марией Вечера в печально известном замке Майёрлинг. После этих событий Элизабет сама просит Смерть забрать себя, но оставленный ею Смерть теперь относится к ней с презрением и отказывается. Годы идут за годами, Элизабет странствует по Европе, иногда она встречается с мужем, который просит ее вернуться домой и попытаться любовью загладить ее страдания, но Элизабет отвечает, что любви может оказаться слишком мало. Франц-Иосиф провожает ее на корабль, на котором она отправляется в свое последнее путешествие и тут ему приходят видения в которых он видит крах империи, а потом и Смерть. Затем он видит как Лукени убивает Элизабет на корабле, но не в силах что либо сделать. Смерть наконец получает ее в свои объятья. Эпизод с кораблем видимо должен вызвать ассоциацию с ладьей Харона.
Мюзикл серьезно отличается от многих других мюзиклов, созданных в мире количеством качественных музыкальных номеров. Не секрет, что теже американские мюзиклы имеют дай бог один хит (в "Сагоне" вообще ничего не нашел), все же остальное действие - это речитативы положенные на более или менее плавные мелодии. Во французских мюзиклах (и то далеко не всех) и мюзиклах Эндрю Ллойд Уэббера все же количество хитов поболе, хотя принципы наложения текста на пустую мелодию присутствуют ("Десять заповедей" например - все красиво, но за душу берет только финальная песня). Но в Австрии с ее традицией мелодичных опер это конечно невозможно и мюзикл "Элизабет" состоит из множества роскошных песенных номеров. Плюс стилистика. Чувствует сильнейшее влияние рок-музыки. Такого даже в самых последних французских мюзиклах нет. Сами австрийы (судя по комментам на Ю-Тьюбе) считают "Элизабет" лучшим мюзиклом в истории, там же можно собрать мюзикл практически целиком - такого нет практически ни по одному из просмотренных мною за последнее время мюзиклов. Целиком я его здесь конечно не буду размещать.
/>
Ария молодой Элизабет. Она только что вышла замуж и подвергается непрекращающемуся давлению свекрови, которая хочет сделать из нее образцовую императрицу, но Зиси хочет оставаться человеком. Ария называется "Я принадлежу только себе".
Ария Смерти. "Тени становятся длиннее". Элизабет впадает в депрессию, что сближает ее со Смертью. По моему мнению - наиболее ударная вещь в этом мюзикле, наряду со следующим номером.
Первый акт завершается отъездом Элизабет из Вены.
Дуэт Смерти и Элизабет. "Если я хочу танцевать" - Смерть уговаривает Элизабет прийти к ней, но та еще держится за радости жизни. Действие происходит в начале второго акта - Элизабет вернулась в Вену, середина 60х годов.
Сцена последнего прощания Элизабет и Франца-Иосифа. Их дуэт - "Лодка в ночи".
Еще один дуэт Элизабет и Смерти - препоследний номер в мюзикле. "Вуаль падает". Заточка Лукени достигал ее сердца (в реале она после удара упала и с нее слетела вуаль) и Элизабет наконец оказалась в объятьях любовника.
Что еще интересно - мюзикл многократно "переделывался" в разных репризах, появлялись и исчезали целые номера. В некоторых полностью менялся смысл - например дуэт молодого Рудольфа и матери в самом начале второго акта в некоторых реализациях исполняется как дуэт Рудольфа и Смерти. Известно, что Рудольф имел суицидальные наклонности. Также интересно, что "Элизабет" стал первым австрийским мюзиклом, добившемся международной известности. Последующие международные успехи австрийцев вызваны продолжением плодотворного сотрудничества Кунце и Левайа, которые написали еще несколько первоклассных мюзиклов - "Бал вампиров" (1997 - по мотивам фирма Романа Поланского), "Моцарт!" (1999), Ребекка (2006, по роману Дафны Дюмурье). Последний на сегодняшний день является самым их успешным мюзиклом - от идет в Вене уже четвертый сезон, на будущий год он будет поставлен на Бродвее, а в марте этого года вышла русская версия (не Отверженных же в современной России ставить с их призывом все проблемы решать на баррикадах). На Дубровке....
P.S. Может быть австрийцы правы и это действительно лучший мюзикл в истории, но ощущения как после просмотра "Других".
Выпуск программы посвящён истории создания мюзикла об удивительной женщине, супруге предпоследнего монарха Австро-Венгрии Франца Иосифа и символе Вены - императрице Елизаветы или просто Сисси. 3 сентября исполнилось ровно 25 лет со дня премьеры этого спектакля.
Австрийский мюзикл "Элизабет" ("Elisabeth"). Авторы - композитор Сильвестер Левай (Sylvester Levay) и поэт Михаэль Кунце (Michael Kunze). Посвящён императрице Елизавете (Empress Elisabeth of Austria), супруге предпоследнего монарха Австро-Венгрии Франца Иосифа (Franz Joseph I) /фото с сайта elisabeth-das-musical.com/
Здравствуйте! С вами в программе "Мюзик-холл" Михаил Предтеченский .
Если вам доведётся побывать в столице Австрии - городе Вене, то вы наверняка услышите массу историй об этой замечательной женщине и чуть ли не на каждом шагу увидите её портреты: в картинных галереях, музеях, на шариковых ручках, конфетных коробках и даже пивных кружках.
Императрица Елизавета (Empress Elisabeth of Austria) , супруга предпоследнего монарха Австро-Венгрии Франца Иосифа (Franz Joseph I) , до сих считается покровительницей и символом Вены, одного из прекраснейших городов Европы. Здесь её называют просто - императрица Сисси (Sissi) .
Нужно ли говорить, что самый популярный австрийский мюзикл посвящён именно ей. Он называется "Элизабет" ("Elisabeth") . И 3 сентября исполнилось ровно 25 лет со дня премьеры этого спектакля.
1. Звучит "Пролог" ("Prolog") из австрийского мюзикла "Elisabeth".
Мы начали, как и положено, с пролога мюзикла "Элизабет" . Впрочем, прежде чем рассказать о самом мюзикле и его авторах, давайте вспомним о жизни самой императрицы Сисси . Тем более, её жизнь интереснее самого лихо закрученного голливудского сюжета.
Елизавета Амалия Евгения Виттельсбахская (Elisabeth Amalie Eugenie von Wittelsbach) родилась 24 декабря 1837 года в Мюнхене в семье герцога Баварии Максимилиана (Duke Maximilian Joseph in Bavaria) . В 1853 году юная Сисси отправилась в Австрию, чтобы присутствовать на помолвке наследника австрийского престола Франца Иосифа и Елены (Helene) - её старшей сестры.
Однако будущий император страстно влюбился в Елизавету и женился именно на ней, несмотря на недовольство королевы-матери эрцгерцогини Софии (Sophie) . Венская аристократия, возглавляемая эрцгерцогиней, устроила юной принцессе настоящую травлю. Ей практически отказали в праве воспитывать своих троих детей.
Впрочем, Сисси , несмотря на свою хрупкую красоту, была человеком твёрдого характера. В 1865 году она выдвигает своему мужу ультиматум, требуя предоставить ей полный контроль над своей жизнью и жизнью её детей. Император, который в тот момент был занят решением политических проблем, выбрал спокойствие в семье и согласился с требованиями жены. Она не обращала внимания на интриганов, сознательно избегала официальных церемоний, предпочитая вести жизнь частного лица. Елизавета презирала монархию и аристократов и не скрывала своих республиканских взглядов.
2. Звучит песня Элизабет "Ich Gehör Nur Mir" ("I Belong To Me") из австрийского мюзикла "Elisabeth".
Это, кстати, главный шлягер мюзикла "Элизабет" - "Ich Genör Nur Mir" . Впрочем, продолжим рассказ об императрице. Она не любила чопорную Вену, проводя большую часть жизни в Венгрии, в своем любимом Будапеште. Она прекрасно рисовала, была одарённой поэтессой. Елизавета считалась одной из прекраснейших женщин Европы того времени. Чтобы сохранить красоту, она занималась спортом и соблюдала строжайшую диету. В середине 70-х, в расцвете своей красоты, Елизавета много позировала фотографам и придворным художникам. Её даже называют сейчас "первой австрийской супермоделью" .
Кроме того, она много занималась благотворительностью. Эта идиллия была разрушена в 1886 году, когда её любимый кузен - Людвиг II Баварский (Ludwig II of Bavaria) - был найден мёртвым около озера Старнберг (Starnberg). Через два года скончался отец Елизаветы герцог Максимилиан , а несколько месяцев спустя её сын крон-принц Рудольф (Crown Prince Rudolf) , наследник Австро-Венгерской империи, покончил жизнь самоубийством в замке Майерлинг (Mayerling) вместе со своей возлюбленной баронессой Марией Вечерой (Mary Vetsera) . Елизавета так и не оправилась от этих ударов. Она винила себя в смерти сына, с которым никогда не была особенно близка.
Её жизнь трагически оборвалась 10 сентября 1898 года в Женеве. Из толпы к ней бросился неизвестный человек, который, воскликнув: "Да здравствует анархия! Смерть - обществу!" , нанёс императрице смертельный удар ножом. Это был итальянский анархист Луиджи Лукени (Luigi Lucheni) . Так ушла из жизни Сисси , императрица Австро-Венгрии и, пожалуй, самая замечательная женщина Европы XIX века.
3. Звучит песня Смерти "Die Schatten Werden Länger" ("The Shadows Grow Longer") из австрийского мюзикла "Elisabeth".
В мюзикле "Элизабет" эту композицию исполняет убийца императрицы Луиджи Лукени . Кстати, авторы мюзикла "Элизабет" - композитор Сильвестер Левай (Sylvester Levay) и поэт Михаэль Кунце (Michael Kunze) - именно Лукени доверили роль рассказчика, персонажа, который, по существу, держит в руках все нити повествования.
В прологе, действие которого происходит в наши дни, на кладбище судья ещё раз спрашивает Лукени , почему он убил Елизавету . Убийца отвечает, что на самом деле он оказал императрице услугу, поскольку та была влюблена в Смерть . В подтверждение своих слов он призывает в свидетели давно умерших современников Елизаветы и вызывает к жизни давно павшую империю Габсбургов. История, рассказанная в мюзикле, охватывает почти сорок лет - начиная с детства Елизаветы в Баварии.
4. Звучит песня Элизабет и Франца-Иосифа "Boote In Der Nacht" ("Boats In The Night") из австрийского мюзикла "Elisabeth".
Многие наверняка видели кинотрилогию о Сисси , где эту роль сыграла прелестная Роми Шнайдер (Romy Schneider) . Киносериал получился романтичным и несколько слащавым. В мюзикле Левая и Кунце нет никакой идеализации. Недаром один из главных персонажей спектакля Смерть - в облике прекрасного юноши. Он, по замыслу авторов, и есть настоящий возлюбленный Елизаветы, к которому она всю жизнь стремилась. Это предположение можно было бы счесть слишком смелым, если бы не дневники императрицы, в которых она неоднократно пишет о своём желании умереть.
Впрочем, мюзикл отнюдь не мрачный. Ведь Сиcси была не только красивой, но и весёлой, общительной и остроумной женщиной, обожала танцы, прекрасно пела и писала стихи.
5. Звучит песня мадам Вольф, Лукени и девиц лёгкого поведения "Nur Kein Genieren" ("Don"t Play The Prude") из австрийского мюзикла "Elisabeth".
Левай и Кунце настояли на том, чтобы премьера спектакля об императрице Сисси прошла в Вене - городе, с которым Елизавета была связана на протяжении многих лет, но который не очень любила. Премьера спектакля "Элизабет" состоялась 3 сентября 1992 года в Венском городском театре (The Theater An Der Wien) . Роль Елизаветы сыграла голландская актриса и певица Пиа Доуэс (Pia Douwes) , Смерти - Уве Крёгер (Uwe Kröger) , Франца Иосифа - Виктор Гернот (Victor Gernot) , Лукени - Этан Фриман (Ethan Freeman) .
Публика приняла "Элизабет" восторженно. И это было, по существу, рождением немецкого и австрийского национального мюзикла. Затем спектакль, естественно, добрался до Германии, а также Голландии, Швеции, Венгрии и даже Японии. Будем надеяться, что когда-нибудь и в нашей стране увидят мюзикл о жизни Елизаветы - прекрасной и мудрой императрицы Сиcси .
6. Звучит песня Элизабет и Смерти "Der Schletter Falt" ("The Veil Descends") из австрийского мюзикла "Elisabeth".
До следующей недели и следующего мюзикла!