Асы летавшие на ме 110. Мессершмитт Bf.110 — тяжелый истребитель
Самолёт ATR 72 принадлежит к турбовинтовым воздушным судам. Многие авиапредприятия отдают предпочтение моделям именно этой марки для своих перевозок. ATR - это пассажирские самолёты франко-итальянского авиаконцерна Avions de Transport Regional рассчитаны на покрытие коротких и средних по протяжённости расстояний. Авиакомпания разрабатывает воздушные суда как модели, имеющие повышенную безопасность, комфортность, низкие эксплуатационные расходы. Лайнеры ATR 72 созданы на основе ATR 42, которые были сконструированы для полётов на небольшие дистанции.
Для нового поколения воздушных судов ATR-72-500 сделан удлиненный корпус на 4,5 метра, увеличен размах крыльев, значительно повысился размер топливных баков. В этой модели, как и в прошлых, действуют канадские турбовинтовые двигатели, которые дают значительно больше мощности. Увеличена грузоподъемность, возможность брать большее число пассажиров.
Цифра 72 после буквенной аббревиатуры означает количество мест.
Таким образом, самолёт АТР 72 способен перевезти 72 авиапассажира. В конструкции используются композитные материалы, которые способствуют облегчению веса воздушного судна, усиливают крепость деталей и снижают риск коррозии. Фото самолёта ATR 72 поможет получить представление о том, как выглядит это воздушное судно.
История создания
Первые самолёты ATR 42 поднялись в небо ещё в середине 80-х годов, в это же время начата работа по производству ATR 72. Первый полёт этого воздушного судна приходится на 1988 год.
После, моделью заинтересовалось финское авиапредприятие Kar-Air и начало использовать для авиаперевозок. Самолёт версии ATR 72-500 был сертифицирован в начале 1997 года. Он получил турбовентиляторные двигатели, винты с шестью лопастями, улучшенную и более новую авионику.
С конца 2007 года концерн работает над созданием модели ATR 72-600. Новейшие двигатели, увеличенная взлётная мощность, современная бортовая электроника. Повышена безопасность полётов с помощью многоцелевого компьютера. Этот самолёт уже заказан для авиаперевозок компаниями Royal Air Maroc Express и Air New Zealand.
Самолет ATR 72 стал базовой моделью для создания люксовых, грузовых и транспортных вариантов. Налаженное производство и регулярное введение новых конструкций, технологий, усовершенствований разного рода было оценено по достоинству. Как результат, ежедневно совершают полёты около 615 воздушных судов марки ATR 72.
Характеристики
Самолёты концерна ATR совмещают в себе безопасность полёта, современность конструкции, экономичность производства и потребления топлива. Технические характеристики позволяют модели ATR 72 перевозить до 74 авиапассажиров одного класса. Два пилота входят в состав экипажа и совершают управление воздушным судном. Расстояние, которое самолёт способен покрыть с крейсерской скоростью 509 км в час равно двум тысячам километров. На ATR 72 отсутствует вспомогательная силовая установка, взамен здесь поставлен «пропеллерный тормоз», он снабжает самолёт воздухом и электричеством. Благодаря такому конструктивному решению, модель довольно лёгкая по своему весу и употребляет меньше горючего.
Самолёт имеет высоко расположенные крылья и хвост в форме буквы «Т». Под крыльями находятся два турбовентиляторных двигателя.
Более детальные показатели ATR 72-500:
Схема салона
Своеобразная особенность ATR-72 - расположение салона бизнес-класса, он находится в задней части самолёта. Объяснение этому очень простое, вход находится не в передней части, а в хвостовой. На схеме салона ATR 72-500, лучшие места можно найти и выбрать самостоятельно.
Схема расположения салона экономкласса 66 мест (1-18 ряд) - стандартные места экономического класса:
- Места в 1 ряду находятся рядом с аварийными дверями. Но это места с увеличенным пространством перед креслом, что добавляет комфорта.
- Места в 3-10 рядах по правому борту будет удобно занять родителям с маленькими детьми, так как здесь предусмотрены люльки. Как правило, люльки выдаются и крепятся отдельно, это делают бортпроводники после взлёта.
- Места в 8-14 рядах по левому борту предназначены несовершеннолетним пассажирам без сопровождения.
- Места в 17-18 рядах находятся близко к кухне и туалетам. В этом их неудобство, постоянно мимо будут двигаться другие путешественники или бортпроводники.
Как же выбрать самые лучшие места на ATR 72-500? Если есть возможность выбора, главное - определится с собственными приоритетами.
- Места возле иллюминатора, могут порадовать тех, кто любит смотреть в окно, если позволяет погода. Кроме того, сосед не будет постоянно поднимать и просить пропустить. Но значительный недостаток заключается в том, что покидать их весьма неудобно.
- Сидения возле прохода удобны тем, что можно их покидать и занимать при желании. Но зато пассажира, занимающего такое место. постоянно будет тревожить сосед, чтобы выйти. А также остальные пассажиры или бортпроводники постоянно будут проходить рядом.
Бизнес-класс почти ничем не отличается от экономкласса. Разве что, сидения более комфортные, они больше и немного другой формы. Также есть больше свободного места для ног. Пассажиров рассаживают на два кресла.
Малая машина АТР-72 - самолет, который относится к группе турбинных винтовых летательных аппаратов, способных транспортировать пассажиров на ближние и средние дистанции. Основное его предназначение - перелеты на участках местного и регионального воздушного пространства. Как показывает практика и подтверждают отзывы пассажиров, агрегат весьма комфортен, надежен и перспективен, с учетом его модификаций и параметров.
Общая информация
Рассматриваемый агрегат является усовершенствованной версии модели под индексом АТР-42, способен вместить до 75 пассажиров. Его крейсерская скорость составляет 460 километров час, а запас хода равен 2000 км. Самолет АТР-72, производитель которого - совместное французско-итальянское предприятие Avions de Transport Regional, отличается от предшественника удлиненным на четыре с половиной метра фюзеляжем, большим размахом крыльев и новыми моторами. Рассмотрим его особенности и характеристики.
Создание
АТР-72 - самолет, построенный по принципу моноплана, имеет высоко размещенные крылья трапециевидной конструкции. Оперение выполнено в т-образной форме. Под каждым крылом установлен турбинный вентиляторный мотор. При строительстве рассматриваемого аппарата используется около двадцати процентов композитных материалов.
Проект самолета был разработан в 1985 году, а первые испытания провели через три года. Сертификацию самолет прошел осенью 1989 года, после чего начался серийный выпуск данной модели. Стартовые модели оборудовались двигателем типа PW124B от компании Pratt & Whitney.
Особенности
Впервые официально в пассажирских перевозках АТР-72 (самолет) стала использовать финская авиационная фирма KAR AIR. Серийная коммерческая модификация имела обозначение АТР-72-200, оснащалась моторами мощностью 2400 конских сил, вмещала на борт до шестидесяти шести человек.
В 1992 году вышла обновленная версия под индексом 210, силовые установки которой выдавали 2750 «лошадок», а пассажировместимость увеличилась до 74 персон. Кроме того, данная модель была ориентирована на возможность работы в регионах с повышенной влажностью и температурой воздуха.
Зимой 1997 г. появилась версия 212-А, которая оснащалась турбинными двигателями вентиляторного типа и винтами с шестью лопастями. Последующие модернизированные варианты отличались от предшественников улучшенными показателями авионики и грузоподъемности.
Современные серии
АТР-42/72 - самолет, который в октябре 2007 года получил новый силовой агрегат и индекс 600. Кабина пилотов оснащалась новейшими навигационными приспособлениями, а эффективность мотора повысилась на пять процентов, по сравнению с предыдущими двигателями. Полетные сведения стали выводиться на жидкокристаллический дисплей, а безопасность перемещения обеспечил бортовой многофункциональный компьютер.
Первый полет, обновленный самолет шестисотой версии, осуществил летом 2009 года. Основными заказчиками этой модификации стали компании Air New Zealand и Royal Air Maroc Express.
Технические характеристики
АТР-72 - самолет, имеющий следующие параметры тактико-технического плана:
- длина/высота/размах крыльев - 27,2/7,6/27,0 метров;
- начало производства - 1988 год;
- максимально допустимая масса - 21,5 тонны;
- вместимость топливных резервуаров - 6400 литров;
- максимальная/крейсерская скорость - 525/460 километров в час;
- дальность полета составляет 1195 километров в полностью загруженном состоянии;
- порог взлета по высоте - 7600 метров;
- места самолета АТР-72 (количество) - от 64 до 74 штук;
- ширина салона - 2,57 м.
Стоит также отметить, что рассматриваемый аппарат имеет длину разбега в 1,2 километра, а число членов экипажа включает двух человек.
Модификации
Ниже перечислены основные модели, которые имеет самолет АТР-72 (фото ниже) и их особенности:
- Версия 72-200 оборудуется винтами с пятью лопастями, двигателем Pratt&Whitney PW124B, представляет собой исходную модификацию.
- Вариант 72-210 оснащен более мощной силовой установкой типа PW127.
- Модель 72-500 оборудована винтами с шестью лопастями, турбинными модернизированными моторами и увеличенным взлетным весом.
Кроме того, существуют грузовые, люксовые и транспортные аналоги на базе рассматриваемой машины. За время серийного производства выпущено более шестисот экземпляров в пассажирском исполнении.
Сравнительные параметры
Для сравнения рассмотрим некоторые характеристики предшественника (АТР-42):
- год выпуска - 1984;
- скорость крейсерская - 490 километров в час;
- дальность полета - две тысячи километров;
- потолок эксплуатационный - 7200 метров;
- длина/высота/размах крыла - 22,6/7,5/24,5 м;
- фюзеляж в диаметре составляет 2860 миллиметров;
- вместимость пассажиров - от 42 до 50 человек;
- взлетная масса - 16,7 тонны;
- обслуживающий экипаж - два человека.
АТР-72 - самолет, который пришел на замену сорок второй серии. Разработчики оптимизировали показатели вместимости, мощности и габаритов, что сделало летательный аппарат новой модификации более востребованным и практичным.
Кратко о производителе
Совместное итальянско-французское предприятие Aerei da Trasporto Regionale (АТР) создано в 1981 году. Основной деятельностью компании является разработка и производство самолетов АТР-42/72. Авиационная техника представляет собой турбовинтовые самолеты для межрегиональной транспортировки пассажиров или грузов.
Заводы во французском Неаполе производят фюзеляжные части и детали оперения. Выпуском крыльев занимается филиал в Бордо. Финишная сборка машины происходит в Тулузе. Компания ATR, известная теперь под именем EADS относится к мировым лидерам в сфере производства региональных вентиляторных самолетов, вместимостью 42-74 пассажира. Последние модификации оснащены шестью лопастями, что позволяет снизить уровень шума и вибрации внутри салона. С начала 1994 года известно о шести крупных авариях с этим летательным аппаратом, произошедших по разным причинам.
Самолет АТР-72: отзывы
Как свидетельствуют отклики пассажиров, которые летали на АТР-72, самолет довольно специфический. К плюсам пользователи относят удобный салон с комфортной посадкой, плавный взлет и мягкую посадку. Отрицательным моментом является тот аспект, что при попадании в зону турбулентности, агрегат сильно качает. Кроме того, к минусам пассажиры относят достаточно высокое шумовое сопровождение во время полета, особенно в носовой части.
В целом, для своего класса, АТР-72 - это вполне прогрессивная модификация, которая отличается безопасностью и удобной посадкой. Касательно грузовых судов, отзывы о них преимущественно позитивные. Потребители отмечают оптимальное сочетание грузоподъемности, скорости, ценны и дальности перелета.
Вывод
Изучив характеристики и особенности самолета АТР-72, можно отметить, что он прекрасно справляется со своими обязанностями и является лидером в соответствующем классе. Аппарат достойно заменил предшественника, получил более мощный двигатель и вместительный салон. Также конструкторы усилили безопасность полета, оснастив самолет современной навигационной системой и дополнительной винтовой лопастью.
20.05.2016
Авиакомпания NordStar: 5 лет эксплуатации ATR 42-500
20 мая исполнятся 5 лет с начала эксплуатации турбовинтовых ближнемагистральных воздушных судов авиакомпанией NordStar.
В 2011 году авиапарк NordStar пополнился 4 абсолютно новыми региональными самолетами, которые были изготовлены на заводе концерна ATR во Франции с учетом особенностей эксплуатации самолетов в регионах со сложными климатическими условиями. Кроме того, принимая во внимание специфику северных перелетов, авиакомпанией было принято решение изменить стандартную комплектацию салона, уменьшив количество кресел до 46. Это позволило увеличить багажное отделение самолета, чтобы в будущем дать возможность пассажирам путешествовать с нужным количеством багажа.
Сегодня авиакомпания эксплуатирует 5 самолетов данного типа, которые выполняют широкую программу полетов в Красноярском крае и в соседних регионах. С 2015 года авиакомпания принимает активное участие в правительственной программе субсидирования региональных авиаперевозок на данном типе воздушных судов. Регулярные рейсы выполняются более чем по 20 востребованным и труднодоступным маршрутам из Красноярска, Новосибирска, Екатеринбурга, Омска, Томска и других городов. На многих из этих направлений авиасообщение является единственным видом транспорта и связи с соседними городами, поэтому для жителей этих районов надежное и бесперебойное авиасообщение чрезвычайно важно.
Эффективная эксплуатация воздушных судов авиакомпании NordStar, позволяет авиакомпании ежегодно наращивать объемы пассажирских перевозок, выполняемых региональным флотом. По итогам 2015 года авиакомпания вошла в пятерку мировых авиакомпаний – лидеров по налету на воздушных судах ATR.
«5 лет – первый серьезный рубеж, после которого можно подводить итоги. За первые пять лет эксплуатации ATR 42-500 были достигнуты высокие показатели по пассажирским перевозкам. – отмечает генеральный директор авиакомпании NordStar Леонид Мохов. – Самолеты хорошо зарекомендовали себя в сложных климатических условиях. Пассажиры оценили высокий уровень комфорта».
Пассажиров – участников программы лояльности авиакомпании NordStar, совершающих полеты на самолетах ATR 42-500 20 мая по любым регулярным направлениям ждет подарок от авиакомпании – 250 бонусных миль за каждый перелет.
Авиакомпания NordStar – российская авиакомпания, входящая в группу компаний ПАО «ГМК «Норильский никель».
Авиакомпания NordStar входит в число крупных российских авиаперевозчиков с пассажирооборотом более 1 млн. пассажиров в год. С 2017 года после прохождения международного аудита на соответствие стандартам эксплуатационной безопасности авиакомпания включена в реестр операторов IOSA (IATA Operational Safety Audit).
Авиапарк состоит из среднемагистральных самолетов Boeing 737-800 и турбовинтовых воздушных судов ATR 42-500. География полетов авиакомпании NordStar насчитывает более 50 регулярных направлений из российских и зарубежных городов. Базовыми аэропортами являются «Домодедово» (Москва), «Емельяново» (Красноярск).
По итогам 2018 г. пассажиропоток авиакомпании NordStar составил 1 млн. 444 тыс. человек.
Пассажирам авиакомпания NordStar доступна широкая линейка сервисов и дополнительных услуг, в том числе программы лояльности для физических и юридических лиц, позволяющие накапливать мили за совершенные перелеты и приобретать премиальные авиабилеты.
29.07.2018 Гость
В плохую погоду от полета эмоции зашкаливают, частые знакопеременные перегрузки на взлете (то проваливается, то опять вверх), но много зависит от пилотов, по сравнению с АН-24 вибраций и шума намного меньше. Ощутимо мощней, чем АН-24, видимо по той же причине на АНах не закладывают таких виражей, а может еще и их возраст играет роль. Посадка в хороших метеоусловиях прекрасная, плавно, вообще не напрягает. А вот если садится при очень плохой видимости (горит лес) в аэропорту поселка Североенисейского, с учетом дурацкого местного рельефа и сильного ветра адреналина выше крыши. Пелоты на них в таких условиях мягко говоря демонстрируют очень не ординарную технику пелотирования, самолет довольно мощный в модификации 42-500, и очень маневренный.
Отзыв полезен? 0 / 1
28.11.2017 VitaliyKRSK
Постоянно летаю по маршруту Красноярск-Томск, летал часто и на разных самолетах. Конечно не Боинг, НО уровень комфорта, взлета и посадки вполне на должном уровне. Да - шумный, да - легкий. Были случаи когда садились в сильный ветер, долго заходили на посадку. Да поболтало немного, но не забывайте про то что это малюсенький и легкий самолет. Если сравнивать с бортом Canadair, то там трясло больше, хотя класс самолета совсем другой.
Поэтому все таки многое зависит:
1) от пилота
2) от погодных условий
3) авиакомпании
Отзыв полезен? 10 / 0
24.09.2017 dyrgen
Летел рейсом 66,65 Кызыл -Новосибирск-Кызыл, отличные пилоты хотя и молодые, самолёт для своего класса отличный, особенности посадки впечатляют:)-ремень затягивайте потуже
Отзыв полезен? 9 / 0
11.11.2013 Локи
Летаю по маршруту Мирный - Красноярск... впечатления двойственные с одной стороны комфорт в салоне (но так же можно и АН-чик оснастить) время в пути меньше, но посадки это жесть полная(правда всегда садился при сильном ветре). Я не пилот так что уверенно не знаю с чем это связанно ("я не гинеколог - но посмотреть могу" :)), но думаю что это связанно с тем что самолёт лёгкий... вообщем я бы не рекомендовал полёты этим самолётом людям которые боятся летать
Отзыв полезен? 8 / 8
Летел на ATR-42-500 авиакомпании Nordstar по маршруту Иркутск-Красноярск-Новосибирск. Самолет похож на АН-24, на котором в качестве пассажира приходилось летать многократно. Салон итало-французика ATR-42-500 конечно более комфортный, а т. к. самолет новый, то беленький, чистенький. Сиденья широкие, похожи на те, которые установлены в аэрбасовских самолетах, но почему -то не удобные - спина затекает, швы дермантина на седушке мешают... Движение до места разбега на взлетной полосе производит впечатление, что самолет развалится, никакой амортизации, все неровности передаются на тряской на фюзеляж. Взлетает натружно, кажется, что у него мощности не хватает взлететь. В режиме набора высоты, полета, снижения замечаний нет.
Выпуск шасси прозводит впечатление, что вместе с шасси отвалится часть самолета. Посадка жуткая, самолет трясет и мотает так, что впечатления весьма не комфортные. Вывод очевиден: зачем стране такие самолеты? Почему не покупаем отечественные самолеты? Как всегда экономика на 1-месте, пусть хуже, но зато дешевле!
Жаль наблюдать гибель отечественного авиастроения! Когда то региональная авиация была развита, можно было из любого города в любой город улететь, а сейчас?
Отзыв полезен? 18 / 8
03.04.2013 Гость
25 марта 2013 летел ATR-42 ЮТэйр-Украина из Внуково в Харьков. Самолет старый,крашеный белой краской внутри и похоже, что кисточкой:), на двери-трапе нехилые такие пятна ржавчины по всей двери, салон тесный, ничем в этом тем же АН-24 и Fokerr-50 не уступающий, кто говорит, что он тихий,... ну пусть это останется на их совести. "Орал" страшно когда взлетали, при посадке трясло и кидало в разные стороны, я аж вспотел и ладони похолодели:) Но главное, что приземлились.
Отзыв полезен? 9 / 1
06.10.2012 Гость
Летаю в качестве пассажира т.к. другой альтернативы нет. Н е могу судить на счет как ан-24 в со стороны пилотов по сравнению с Atr-42, Atr конечно по комфортней и потише Ан-24, но на Ане было спокойней летать тем более что мы летаем на Крайнем Севере.
Отзыв полезен? 5 / 1
07.03.2010 Гость
На АТR 42 июль 2009г. командир сказал что грозу облетать будем, смотрел на крылья и двигатели - а на них - большой слой льда. Было страшно. Но все-таки мне кажется на турбо-винтовых самолетах летать безопаснее. Правда уши закладывает сильно
Отзыв полезен? 8 / 1
29.01.2010 Гость
Мне ужасно не понравился этот самолет,такой маленькй,смешной,физюляж очень низко расположен к земле... Сидела в самом начале самолета, сидения твердые, опереться со стороны окна не на что (нет ручки кресла). Самолет ужасно "верищал", можно подпортить слух(!) Туалет в начале самолета не наблюдался. Но взлет и посадка превосходны!
Отзыв полезен? 5 / 1
28.01.2010 Гость
Мне 32 года, не летал с 12 лет. Представилась возможность слетать в командировку на север и как раз на ATR-42, больше переживал за самочувствие в полете, но как ни странно перегрузок почти не ощутил кроме заложенный ушей, взлет и посадка были мягкими, вообще остался доволен.
Отзыв полезен? 6 / 3
27.09.2009 Гость
Сносный шум???!!!???? Да эта кроха шумит в салоне как трактор "Беларус"!!! Швыряет самолет в разные стороны на протяжении всего полета (скидка на грозу). А во время приземления несколько раз с жизнью прощался: скрипит, кряхтит, как-то неравномерно снижается и тормозит. Во всем остальном прикольный.
Отзыв полезен? 8 / 3
05.09.2009 Гость
ATR-42 компании UtAir, рейс Новосибирск - Екатеринбург. Не сразу понял, что это не АН, удивлялся комфорту и сносному шуму. Машинка понравилась. Но: дорогие билеты (дешевле лететь через Москву), и не кормят (по привычке явился голодным, страдал 3 часа).
Отзыв полезен? 6 / 2
20.08.2009 Александр
Недавно летел на ATR-42 в Мьянме, а/к Air Bagan, и 5 рейсов на ATR-72 а/к Vietnam airlines, Air Bagan и Yangon airways. Ничего плохого сказать не могу. Уровень шума, как я понял, зависит от модификации. На самом заслуженном вьетнамском шум ощутимый. А вот на остальных, с другми винтами, все просто прелестно. Специально садился на разные места, включая ряд в плоскости винтов. Все прекрасно. Сравнивать с Ан-24, который просто выматывает душу шумом и пронизывающими вибрациями, просто невозможно, к сожалению. К сожалению же надо отметить, что у нашей UTAir ATR-ы весьма солидного возраста. выпущены в 1987-1992 г.г., т.е. ранних модификаций, уже не приемлемых для Европы. Вот, видимо, и шумят они у нас, хотя на наших ATR не летал и обо всех машинах судить не могу, ориентируясь только на отзывы летавших. Кстати, на всех ATR в 6 последних рейсах кресла были удобные и спинки откидывались и, кстати, норовили хоть чем-то подкормить даже в рейсах по 35-40 мин.
ТАСС-ДОСЬЕ. С начала эксплуатации ATR 42 с самолетами этого типа произошло 8 авиакатастроф, приведших к гибели 172 человек.
15 октября 1987 г. пассажирский самолет ATR 42-312 (регистрационный номер I-ATRH) итальянской авиакомпании Aero Trasporti Italiani, выполнявший рейс 460 из миланского аэропорта Линате (Италия) в аэропорт Кёльн/Бонн (Германия) разбился через 15 минут после взлета. Погибли все 37 человек, находившиеся на борту. Причиной катастрофы стало обледенение.
21 августа 1994 г. пассажирский самолет ATR 42-312 (регистрационный номер CN-CDT) марокканской авиакомпании Royal Air Maroc, выполнявший внутренний рейс 630 из Агадира в Касабланку, упал на землю через 10 минут после взлета. Погибли все 44 человека, находившиеся на борту. Предположительной причиной катастрофы стало преднамеренное отключение автопилота, однако в профсоюзе пилотов Марокко данные экспертизы оспаривали.
30 июля 1997 г. пассажирский самолет ATR 42-512 (регистрационный номер F-GPYE) французской авиакомпании Air Littoral, выполнявший рейс 701 из Ниццы (Франция) во Флоренцию (Италия), при посадке в аэропорту назначения выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Погиб один из пилотов.
11 сентября 1999 г. в аэропорту Габороне (Ботсвана) пилот авиакомпании Air Botswana Крис Фатсве (Chris Phatswe), ранее отстраненный от полетов по состоянию здоровья, угнал самолет ATR 42-320 (регистрационный номер A2-ABB) без пассажиров. После двухчасового кружения над аэропортом и неудачных радиопереговоров с руководством компании пилот принял решение покончить с собой, ввел машину в пике и протаранил стоявшие на летном поле два других ATR 42 (рег. A2-AJD и A2-ABC) Air Botswana. В результате столкновения и возникшего пожара все три воздушных судна были полностью разрушены, Фатсве погиб.
12 ноября 1999 г. пассажирский самолет ATR 42-312 (регистрационный номер F-OHFV), принадлежавший итальянской авиакомпании SiFly и выполнявший рейс по заказу продовольственной программы ООН из аэропорта Чампино (Рим, Италия) в Приштину (Сербия), в условиях плохой видимости врезался в вершину холма в 18 км к северо-востоку от Косовска-Митровицы (Сербия). Погибли все 24 человека, находившиеся на борту. Катастрофа произошла из-за ряда факторов: усталости экипажа, несогласованных действий диспетчеров и отключенной системы предупреждения о сближении с поверхностью.
14 сентября 2002 г. пассажирский самолет ATR 42-312 (регистрационный номер PT-MTS) бразильской авиакомпании Total Linhas Aareas, выполнявший внутренний грузовой рейс между Сан-Паулу и Лондриной, разбился через полчаса после взлета в 38 км к югу от г. Паранапанема. Катастрофа произошла из-за ошибок пилотов. На борту находились только два члена экипажа, оба они погибли.
21 февраля 2008 г. пассажирский самолет ATR 42-300 (регистрационный номер YV1449) венесуэльской авиакомпании Santa Barbara Airlines, выполнявший рейс 518 из Мериды в Каракас, вскоре после взлета врезался в гору. Погибли все 46 человек, находившиеся на борту. Причиной авиакатастрофы стал отказ навигационного оборудования и выбор экипажем неверного маршрута после взлета.
13 сентября 2010 г. пассажирский самолет ATR 42-320 (регистрационный номер YV1010) венесуэльской авиакомпании Conviasa, выполнявший внутренний рейс 2350 из Порламара в Пуэрто-Ордас, задел линии электропередач и упал на склад металлолома в 8 км к юго-востоку от аэропорта назначения. Погибли 17 человек из 51, находившегося на борту, в том числе оба пилота. Причиной авиакатастрофы стали неполадки гидравлической системы.
О самолете ATR 42
ATR 42 - двухмоторный узкофюзеляжный турбовинтовой самолет для ближне- и среднемагистральных перелетов. Разработан в начале 1980-х гг. франко-итальянским концерном ATR (Avions de Transport Regional). Первый полет совершил 16 августа 1984 г.
Аэродинамическая схема - высокоплан с прямым крылом и однокилевым Т-образным оперением. Максимальная взлетная масса - от 16,7 до 18,6 т (в зависимости от модификации), размах крыльев - 24,57 м, длина - 22,67 м, высота - 7,59 м. Пассажировместимость - до 50 человек. Максимальная дальность полета - 1 тыс. 271 км. Максимальная крейсерская скорость - 556 км/ч. Оснащен двумя турбовинтовыми двигателями производства Pratt & Whitney. В середине 1980-х гг. была разработана версия с удлиненным фюзеляжем - ATR 72.
По состоянию на конец 2014 г. было выпущено 436 самолетов ATR 42, они эксплуатируются более чем ста авиакомпаниями. В России ATR 42 эксплуатирует только один авиаперевозчик - NordStar (ОАО "Авиакомпания "Таймыр"), в парке которого находится 5 самолетов этого типа.
Продолжение