Артиллерийская установка ак 630. «Палашом» по «Томагавку»: Противоракетный скорострел
по проверке пневмосистемы АУ «АК- 630» («АК-630М»).
I , Общие положения.
Отсутствие воздуха на артустановке «АК - 6ЗО» («АК- 630М») из-за какой-либо неисправности в пневмосистеме равносильно отсутствию артустановки на корабле!!!
Сжатый воздух при стрельбе используется в начале каждой очереди для работы пневмостартера и пневмоподтяга, а также для включения и отключения механизма отключения подачи.
Проверки пневмосистемы совмещаются с периодическими осмотрами АУ и при подготовке ее к стрельбе.
Проверка пневмосистемы проводится совместно комендором и артэлектриком.
Личный состав, обслуживающий АУ «АК – 630», должен знать следующее:
Время наполнения баллона воздухом от 0 до 150 кгс/см ² и от 90 до
150 кгс/ см ², (на каждом корабле это время определяется практически).
Перед заполнением баллон необходимо продуть, открыв на 1..2 секунды
специально предусмотренный для этого вентиль.
Стрельба из АУ «АК- 630» при давлении воздуха в баллоне менее 90 кгс/см ² недопустима. Давление в баллоне 150 кгс/ см ² обеспечивает стрельбу различными режимами в объеме боекомплекта 2000шт.
после заполнения корабельного баллона воздухом вентили баллона закрыть
для предотвращения утечек;
систематически следить за герметичностью уплотнительных устройств
баллона;
при повышенных утечках воздуха за сутки необходимо сальники подтянуть
или заменить новыми;
периодически проверять герметичность пневмосистемы артустановки и
функционирование ее механизмов, работающих от воздуха.
II. Последовательность проверки пневмосистемы.
А. Проверка исправности системы.
Проверка исправности пневмосистемы осуществляется следующим образом:
Убедиться, что АУ обесточена.
Убедиться, что автомат АО-18 разряжен.
Убрать патронную ленту из трактов питания в магазин за пределы
пневмоподтяга; под звездками подтяга ленты не должно быть.
Слить конденсат из масловлагоотделительных баллонов путем медленного и
равномерного поворота сливного вентиля, удаление конденсата производить
Заполнить пневмосистему артустановки, открыть вентиль корабельного баллона (установлен и закреплен в барбете АУ).
На слух (по шипению) убедиться в отсутствии (наличии) утечек воздуха из
системы. Место утечек может быть определено смачиванием стыковочных
мест мыльным раствором. Появление пузырьков говорит о негерметичности в
данном месте. Утечка воздуха устраняется заменой медных прокладок в
местах соединений или подтяжкой накидных гаек в трубопроводах, рукавах или заменой трубопроводов и рукавов в случае их прорыва - при закрытом вентиле корабельного баллона и после полного стравливания из пневмосети сжатого воздуха путем медленного и плавного поворота маховичков на баллонах масловлагоотделителях.
Гайки трубопроводов и рукавов должны быть обвязаны контровочной
проволокой. После окончания работы мыльный раствор должен быть удален
влажной ветошью.
Проверить давление на манометрах пневмоподтяга и стартера. Давление
должно быть 70±4кгс/см². Правильность показаний манометров необходимо периодически проверять установкой на их место контрольных манометров.
8. Осмотреть внешне электровоздушные клапаны ЭК-48 и редукторы ИЛ-611,
убедиться в их целости и наличии пломб на них. Регулировка редукторов не
допускается!
Убедившись в исправности системы, опробовать вручную механизмы, работающие от воздуха.
Б. Проверка механизмов, работающих от воздуха, вручную.
Нажатием (1-2 раза) на рычаги (флажки) электровоздушных клапанов (с последующим отпусканием) проверить:
Расстопорение - стопорение артустановки последовательным нажатием на
рычаг одного («расстопорено»), затем другого («застопорено»)
электровоздушного клапана.
Работу стартера автомата.
Включение и выключение механизма подачи.
Работу подтяга патронной ленты.
После ручной проверки подать на артустановку электропитание и проверить работу пневмосистемы при дистанционном управлении:
1. Артэлектрик на ПУАРТ 1-2 раза включает и выключает привода наведения
2. Комендор, находящийся у артустановки, следит за энергичностью расстопорения и стопорения АУ.
3. Артэлектрик ставит переключатель управления на панели КП прибора 3 в
положение « ^
ВК
», включает «ДУ
» . Комендор, приняв управление,
разворачивает А У в безопасный сектор, дает приказание артэлектрику
включить цепь стрельбы, дважды нажимает на кнопки «Огонь
» и следит за
вращением блока стволов автомата. Вращение должно быть энергичным.
4. Артэлектрик при первом нажатии на кнопки «Огонь
» находится в барбете и
фиксирует работу пневмоподтяга, при втором нажатии - на палубе у АУ,
следит за работой механизма подачи.
5.Проверив пневмосистему, комендор ставит визирную колонку и артустановку
в исходное положение. Артэлектрик выключает цепь стрельбы, «ДУ», привода
наведения и электропитание. Корабельный баллон пополнить воздухом до 150 кгс/см ², закрыть вентили.
Проверка пневмосистемы окончена.
III . Дополнения.
ВНИМАНИЕ! Личному составу, обслуживающему АУ «АК- 630М», необходимо при проверках пневмосистемы знать и помнить следующее;
Резиновое кольцо АО-18.03.002 в клапане цилиндра пневмоподтяга заменять
после каждых 2000 выстрелов. Для замены кольца необходимо отсоединить
трубопровод от штуцера цилиндра пневмоподтяга, расстегнуть булавку,
вынуть ось и с поворотом снять штуцер, вынуть из него клапан, заменить
кольцо. Резиновое уплотнение клапана должно быть целым, шарик внутри
свободно перекатываться. Перед сборкой необходимо смазать трущиеся
поверхности клапана смазкой МС -70, вставить клапан в штуцер, с поворотом
установить штуцер в цилиндр пневмоподтяга, вставить ось и застегнуть
булавку, подсоединить трубопровод к штуцеру, проверить герметичность
соединения включением пневмоподтяга от ЭК-48.
Электровоздушный клапан ЭК-48 рассчитан на кратковременную работу.
Поэтому держать его включенным более 60 секунд не разрешается.
Накидные гайки ниппельного соединения клапана ЭК-48 необходимо
затягивать до полного прекращения травления воздуха. Затяжку накидных
гаек на штуцерах и их снятие производить с придерживанием штуцеров
ключом от проворачивания во избежание нарушения контровки и
герметичности клапана.
Техническое описание и Инструкция по эксплуатации артиллерийских
установок АК-630, АК-630М. стр 196 - 199
ПМСП-А-213-75.
Оорррпрп
Шннеенеееееееее
еееееернррррри4555555жддщдщ
30-мм корабельная арт-установка АК-630
Классификация
История эксплуатации
Характеристики орудия
Характеристики снарядов
АК-630 - 30 мм 6-ти ствольная автоматическая корабельная арт-установка типа «Гатлинг», спроектированная под руководством Грязева В. П. и Шипунова А. Г.. Является средством самообороны кораблей от воздушных целей на дистанции 4000 м. и лёгких надводных объектов на дистанции до 5000 м.
Предисловие
Вторая мировая война заканчивалась и мировая авиация стала другой: появились реактивные самолеты. Они принесли скорости полета малодостижимые для поршневой авиации. Вместе с этим появились и новые сложности в борьбе с самолетами противника. Существующие вооружения для противовоздушной обороны не позволяли надежно закрывать небо от реактивной авиации. В конце войны на поршневые истребители конструктора стали ставить крупнокалиберные пушки в надежде увеличить поражаемость атакуемых самолетов. Но для уверенного попадания требовалось до 100 попаданий 20мм пушки или до 40 попаданий 37 мм пушки или до 30 попаданий 45 мм пушки. Хотя многие эксперты отмечали, что 1 попадания 45 мм пушки достаточно, чтобы остановить самолет. Это связано как с применяемыми на тот момент боеприпасами для этих пушек, так и скоростями которые развивали поражаемые самолеты.
Скорость стрельбы таких пушек доходила до 900 выстрелов в минуту, и с каждым новым выстрелом ствол разогревался и терял точность, т.о. чтобы обеспечить плотный огонь по цели необходимы были несколько пушек ведущих скоординированный огонь по цели. Во время войны ярким примером в этом, были счетверенные 20 мм пушки швейцарской фирмы Эрликон применяемые фашистами в ПВО.
С дальнейшим увеличением скоростей военных самолетов возможность попадания в профиль самолета и нанесение ему непоправимых потерь стало еще более затруднительным. Но, как говорится, «все новое - это хорошо забытое старое». Все вспомнили о существовавшем почти сто лет назад пулемете американского конструктора Гатлинга.
История создания
Грязев В.П.
Проектирование 30-мм шестиствольной установки началось в 1963 г. Разработчиком установки и главным по системе назначили - Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (главный конструктор - Кнебельман М. С.), автомата - конструкторское бюро приборостроения (главный конструктор - Грязев В. П.), радиолокационной системы управления «Вымпел» МР-123 - КБ завода «Топаз» (главный конструктор - Егоров В. П.), гидропривода Д-213 - филиал ЦНИИ-173(В настоящее время ВНИИ «Сигнал»).
Конструкторами Грязевым В. П. и Шипуновым А. Г. был спроектирован шестиствольный автомат АО-18. Шесть стволов, заключенных в блок, имеют единую автоматику. Автомат АО-18 работает за счет отвода газов из каналов стволов в газовую камеру с последующим использованием накопленного давления на двухпоршневом двигателе, обеспечивающем вращение блока стволов и работу автоматики. За один выстрел блок стволов поворачивается на 60 о.
Наличие вращающегося блока стволов с общей автоматикой дает возможность, получить высокую скорострельность установки.
При скорострельности 5000 выстр./мин. серьезной проблемой стала охлаждение артиллерийской установки. Было испытано несколько способов охлаждения, в том числе специальный патрон с охлаждающей жидкостью. В окончательном варианте оставили только наружное охлаждение, осуществляющееся путем прогонки охлаждающей жидкости вокруг стволов.
Тактико-технические характеристики орудия
Орудийная установка
Система управления огнем
Наведение установки осуществляется системой электрогидравлических приводов А-213 для корабельных сетей напряжением 220 В, 400 Гц, и Д-213-50 для корабельных сетей напряжением 380 В, 50 Гц.
Приводы обеспечивают автоматическое слежение за целью с ошибками, не превышающими 3-4 точек дальномера
Сверху над вращающейся частью установки надет обтекатель из стеклопластика, который служит для защиты механизмов от механических повреждений и природных катаклизмов.
Артиллерийский комплекс «А-213-Вымпел-А», являющийся средством самообороны кораблей, может быть использован для поражения воздушных целей на дистанциях до 4000 м и легких надводных сил противника на расстоянии до 5000 м.
Система МР-123 «Вымпел» обеспечивает управление одной или одновременно двумя арт-установками 30-мм или двумя разнокалиберными (30 и 57 мм) арт-установками.
Пункт управления стрельбой (ПУС) оснащен ТВ-визиром. В системе предусмотрен резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с коллиматорным прицелом (обязательно используется для стрельб по наземным неконтрастным целям, например, на десантных кораблях). Дальность обнаружения цели ТВ-визиром: - 75 км (морская цель типа катера пр.205) - 7 км (воздушная цель типа МиГ-19)
Арт-установка А-213 при боевом использовании полностью автоматизирована. Все операции по включению и выключению электропитания и системы охлаждения, управлению приводами наведения и стопором по-походному, наблюдению за работой систем арт-установки и расходом боеприпаса, заряжанию автомата, а также открытию и прекращению огня производятся дистанционно с центрального поста управления.
Система подачи боеприпасов
Питание автомата - непрерывное, ленточное. Лента состоит из стальных звеньев, расщепляющихся при стрельбе. Лента подается из магазина, который первоначально был плоским (затем ввели круглый магазин). Забегая вперед, скажем, что установки с плоским магазином до принятия на вооружение имели индекс А-213, а затем АК-630, а установки с круглым магазином - А-213М и АК-630М соответственно. Оба магазина (в окончательном варианте) вмещают по 2000 патронов в ленте. На части кораблей с установками АК-630М в барбете кроме круглого магазина размещается бункер с дополнительным боекомплектом на 1000 патронов, снаряженных в ленту.
Боеприпасы
В боекомплект арт-установок АК-630 и АК-306 входят два типа выстрелов:
- Осколочно-фугасный зажигательный снаряд ОФ-84 весом 0,39 кг.
- Осколочно-трассирующий снаряд ОР-84 весом 0,39 кг.
Проектирование 30-мм шестистволь-юй установки было начато по Постановлению № 801-274 от 15.07.1963 г. и тактико-техническому заданию, утвержденному зам. главкома ВМФ 22.02.1963 г. Разработчиком установки и головным по системе назначили ЦКИБ СОО - Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (главный конструктор - Кнебельман М. С.), автомата - конструкторское бюро приборостроения (главный конструктор - Грязев В. П.), радиолокационной системы управления «Вымпел» МР-123 - КБ завода «Топаз» (главный конструктор - Егоров В. П.), гидропривода Д-213 - филиал ЦНИИ-173(В настоящее время ВНИИ «Сигнал»).
Конструкторами КБП Грязевым В. П. и Шипуновым А. Г. был спроектирован шестиствольный автомат АО-18. Шесть стволов, заключенных в блок, имеют единую автоматику. Характерной особенностью является непрерывная работа автоматики в процессе стрельбы, которая обеспечивается газоотводным двигателем, использующим энергию пороховых газов, подводимых поочередно из каналов стволов в его газовую камеру, благодаря чему отпадает надобность в дополнительном источнике энергии. Два поршня двигателя, связанные единым штоком, совершая под действием пороховых газов возвратно-поступательное движение, через кривошипно-шатунный механизм и шестеренчатую передачу затыльника обеспечивают вращательное движение блока стволов. За один ход поршней (один выстрел) блок стволов поворачивается на 60 град. Шесть одинаковых затворов, размещенных в продольных пазах центральной звезды, имея принудительное возвратно-поступательное движение, обеспечиваемое замкнутым винтовым копирным устройством, осуществляют досылание патрона, запирание канала ствола, выстрел и экстрактирование гильзы или осечного патрона.
Наличие вращающегося блока стволов с общей автоматикой дает возможность максимально совместить по времени операции перезаряжания и тем самым получить высокий темл стрельбы.
Питание автомата - непрерывное ленточное. Лента состоит из стальных звеньев, расщепляющихся при стрельбе. Лента подается из магазина, который первоначально был плоским (затем ввели круглый магазин). Забегая вперед, скажем, что установки с плоским магазином до принятия на вооружение имели индекс А-213, а затем АК-630, а установки с круглым магазином - А-213М и АК-630М соответственно. Оба магазина (в окончательном варианте) вмещают по 2000 патронов в ленте. На части кораблей с установками АК-630М в барбете кроме круглого магазина размещается бункер с дополнительным боекомплектом на 1000 патронов, снаряженных в ленту.
При темпе стрельбы 5000 выстр./мин. серьезной проблемой становится охлаждение стволов. Было испытано несколько способов охлаждения, в том числе изготовлен и отстрелян специальный патрон с охлаждающей жидкостью. В окончательном варианте отказались от всех способов внутреннего охлаждения ствола и оставили только наружное охлаждение, которое происходит путем прогонки дистилированной воды или антифриза между кожухом и стволами.
Наведение установки осуществляется системой электрогидравлических приводов А213 для корабельных сетей питанием 220 В, 400 Гц, и Д213-50 для корабельных сетей 380 В, 50 Гц.
Приводы обеспечивают автоматическое слежение за целью с ошибками, не превышающими 3-4 т. д.(т.д. - тысячная дистанции)
Сверху над вращающейся частью установки надет обтекатель из стеклопластика, который служит для защиты механизмов от заливания морской водой и от атмосферных осадков.
Артиллерийский комплекс «А-213-Вымпел-А», являющийся средством самообороны кораблей, может быть использован для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и легких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.
Система МР-123 «Вымпел» обеспечивает управление одной или одновременно двумя артустановками 30-мм калибра или двумя разнокалиберными (30 и 57 мм) артустановками.
В системе ПУС имеется телевизир, обеспечивающий наблюдение за морской целью типа катера пр.205 на дистанции до 7,5 км и воздушной целью типа истребитель МиГ-21 на дистанции до 7 км (в зависимости от погодных условий).
На случай выхода из строя РАС, в системе «Вымпел» предусмотрен резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с кольцевым (коллиматорным) прицелом. Этот пост управления является основным при расстреле плавающих мин и при стрельбе артустановок А-213, находящихся на десантных кораблях, по открытым береговым целям при высадке десанта.
Артустановка А-213 при боевом использовании полностью автоматизирована. Все операции по включению и выключению электропитания и системы охлаждения, управлению приводами наведения и стопором по-походному, наблюдению за работой систем артустановки и расходом боеприпаса, заряжанию автомата, а также открытию и прекращению огня производятся дистанционно с центрального поста управления.
Заводские испытания первых двух образцов А-213 были начаты в конце 1964 года на полигоне завода № 535 и продолжались с перерывами до 30 марта 1966 года.
Государственные корабельные испытания АУ А-213 были начаты 18 мая 1971 года в районе Севастополя на экспериментальном катере пр.205ПЭ (заводской № 110).
В связи с недостатками системы МР-123 «Вымпел» 20 октября 1971 года испытания были прерваны. После доработки системы «Вымпел» испытания продолжены с 29 марта по 20 сентября 1972 года.
Интересно, что в ходе испытаний на катере, заводской № 110, система «Вымпел» управляла стрельбой как А-213, так и 57мм двухорудийной автоматической установки АК-725.
Вот один из эпизодов испытаний - стрельба 18 августа 1972 года по управляемой воздушной мишени Ла-17М. Огонь по мишени вела только А-213, управляемая системой «Вымпел». АУ АК-725 не стреляла, так как была вне стрельбовых углов. Скорость цели - 230 м/с, высота - 1050 м. Огонь по Ла-17М был открыт на максимальной текущей наклонной дальности, равной 5062 м (упрежденная точка встречи 3800). Было проведено три очереди - 32, 39 и 42 выстрела с перерывами между ними по 3 сек., а на текущей дистанции 2220 м открыт непрерывный огонь и произведено 542 выстрела. Всего стрельба длилась 17 секунд и израсходовано 665 выстрелов. Цель была поражена и упала в море в 10 км от катера.
Стрельба 22 августа 1972. года была менее удачна. По мишени Ла-17М, летящей на высоте 1200 м со скоростью 230 м/с, вели огонь обе установки, управляемые «Вымпелом». Стрельба начата на максимальной текущей наклонной дальности около 5 км (упрежденная точка встречи 3700 м). А-213 сделала две очереди 40 и 44 выстрела с перерывом в 3 сек., а 57-мм АК-725 - 30 выстрелов, после чего пропало бортовое питание катера, и стрельба обеих установок прекратилась. Тем не менее мишень была повреждена, так как перестала слушаться радиокоманд, поэтому стрельба зачтена на «отлично». А мишень добили истребители МиГ-19.
Кроме Ла-17М в качестве мишеней применялись и низколетящие малоразмерные мишени РМ-15.
По результатам испытаний для стрельбы по скоростным воздушным целям в МР-123 был введен режим стрельбы: 4-5 очередей по 20-25 выстрелов каждая с предельной дальности и очередь в 400 выстрелов на дистанции наиболее эффективного поражения, с перерывом между очередями 3-5 секунд.
По результатам испытаний 1972 года комплекс был вновь доработан и снова испытан с 4 июня по 23 августа 1973 года. Официально же А-213 принята на вооружение под индексом АК-630 приказом главкома ВМФ № 05 от 6 января 1976 года.
Как уже отмечалось, АУ АК-630 имела плоский магазин, но в связи с необходимостью уменьшения габаритов ее подбашенного помещения для обеспечения более рационального размещения АУ на вновь строящихся кораблях был спроектирован круглый магазин. АУ с круглым магазином получила индекс А-213М, все остальные узлы и тактико-технические характеристики ее не изменились по сравнению с А-213.
Опытный образец А-213М прошел заводские и полигонные испытания, по результатам которых А-213М была доработана и в 1972 году запущена в серийное производство.
С 16 ноября по 7 декабря 1979 года на Балтийском море были проведены Государственные корабельные испытания А-213М с ПУС МР-123/176(Модернизированная система МР-123, способная управлять огнем двух АК-630 или одной АК-630 и одной 76-мм установкой АК-176). АУ А-213 установили на головном ракетном катере пр.1241-1 (заводской № 401).
Официально А-213М принята на вооружение приказом главкома ВМФ № 0189 от 26.08.1980 г. под названием АК-630М
Серийное производство А-213 (АК-630) и А-213М (АК-630М) велось на заводе № 535 в Туле. В 1969 году было изготовлено 4 штуки, в 1970 году - 12, в 1971 году - 14, в 1972 году - 37 и т. д.
Размещение АУ АК-630 и АК-630М предусматривалось более чем на сорока проектах различных кораблей от авианесущих крейсеров пр. 1143 и атомного крейсера «Киров» до ракетных катеров.
В ходе модернизации эти АУ получили и корабли старой постройки: крейсера пр.686ис «Жданов» и «Сенявин», БПК пр.61М и другие.
Проектирование 30-мм шестистволь-юй установки было начато по Постановлению № 801-274 от 15.07.1963 г. и тактико-техническому заданию, утвержденному зам. главкома ВМФ 22.02.1963 г.
Разработчиком установки и головным по системе назначили ЦКИБ СОО — Центральное конструкторское испытательное бюро спортивно-охотничьего оружия (главный конструктор — Кнебельман М. С.), автомата — конструкторское бюро приборостроения (главный конструктор — Грязев В. П.), радиолокационной системы управления «Вымпел» МР-123 — КБ завода «Топаз» (главный конструктор — Егоров В. П.), гидропривода Д-213 — филиал ЦНИИ-173(В настоящее время ВНИИ «Сигнал»).
Конструкторами КБП Грязевым В. П. и Шипуновым А. Г. был спроектирован шестиствольный автомат АО-18. Шесть стволов, заключенных в блок, имеют единую автоматику. Характерной особенностью является непрерывная работа автоматики в процессе стрельбы, которая обеспечивается газоотводным двигателем, использующим энергию пороховых газов, подводимых поочередно из каналов стволов в его газовую камеру, благодаря чему отпадает надобность в дополнительном источнике энергии. Два поршня двигателя, связанные единым штоком, совершая под действием пороховых газов возвратно-поступательное движение, через кривошипно-шатунный механизм и шестеренчатую передачу затыльника обеспечивают вращательное движение блока стволов. За один ход поршней (один выстрел) блок стволов поворачивается на 60 град. Шесть одинаковых затворов, размещенных в продольных пазах центральной звезды, имея принудительное возвратно-поступательное движение, обеспечиваемое замкнутым винтовым копирным устройством, осуществляют досылание патрона, запирание канала ствола, выстрел и экстрактирование гильзы или осечного патрона.
Наличие вращающегося блока стволов с общей автоматикой дает возможность максимально совместить по времени операции перезаряжания и тем самым получить высокий темл стрельбы.
Питание автомата — непрерывное ленточное. Лента состоит из стальных звеньев, расщепляющихся при стрельбе. Лента подается из магазина, который первоначально был плоским (затем ввели круглый магазин). Забегая вперед, скажем, что установки с плоским магазином до принятия на вооружение имели индекс А-213, а затем АК-630, а установки с круглым магазином — А-213М и АК-630М соответственно. Оба магазина (в окончательном варианте) вмещают по 2000 патронов в ленте. На части кораблей с установками АК-630М в барбете кроме круглого магазина размещается бункер с дополнительным боекомплектом на 1000 патронов, снаряженных в ленту.
При темпе стрельбы 5000 выстр./мин. серьезной проблемой становится охлаждение стволов. Было испытано несколько способов охлаждения, в том числе изготовлен и отстрелян специальный патрон с охлаждающей жидкостью. В окончательном варианте отказались от всех способов внутреннего охлаждения ствола и оставили только наружное охлаждение, которое происходит путем прогонки дистилированной воды или антифриза между кожухом и стволами.
Наведение установки осуществляется системой электрогидравлических приводов А213 для корабельных сетей питанием 220 В, 400 Гц, и Д213-50 для корабельных сетей 380 В, 50 Гц.
Приводы обеспечивают автоматическое слежение за целью с ошибками, не превышающими 3—4 т. д.(т.д. — тысячная дистанции)
Сверху над вращающейся частью установки надет обтекатель из стеклопластика, который служит для защиты механизмов от заливания морской водой и от атмосферных осадков.
Артиллерийский комплекс «А-213-Вымпел-А», являющийся средством самообороны кораблей, может быть использован для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и легких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.
Система МР-123 «Вымпел» обеспечивает управление одной или одновременно двумя артустановками 30-мм калибра или двумя разнокалиберными (30 и 57 мм) артустановками.
В системе ПУС имеется телевизир, обеспечивающий наблюдение за морской целью типа катера пр.205 на дистанции до 7,5 км и воздушной целью типа истребитель МиГ-21 на дистанции до 7 км (в зависимости от погодных условий).
На случай выхода из строя РАС, в системе «Вымпел» предусмотрен резервный пост управления стрельбой в виде визирной колонки с кольцевым (коллиматорным) прицелом. Этот пост управления является основным при расстреле плавающих мин и при стрельбе артустановок А-213, находящихся на десантных кораблях, по открытым береговым целям при высадке десанта.
Артустановка А-213 при боевом использовании полностью автоматизирована. Все операции по включению и выключению электропитания и системы охлаждения, управлению приводами наведения и стопором по-походному, наблюдению за работой систем артустановки и расходом боеприпаса, заряжанию автомата, а также открытию и прекращению огня производятся дистанционно с центрального поста управления.
Заводские испытания первых двух образцов А-213 были начаты в конце 1964 года на полигоне завода № 535 и продолжались с перерывами до 30 марта 1966 года.
Государственные корабельные испытания АУ А-213 были начаты 18 мая 1971 года в районе Севастополя на экспериментальном катере пр.205ПЭ (заводской № 110).
В связи с недостатками системы МР-123 «Вымпел» 20 октября 1971 года испытания были прерваны. После доработки системы «Вымпел» испытания продолжены с 29 марта по 20 сентября 1972 года.
Интересно, что в ходе испытаний на катере, заводской № 110, система «Вымпел» управляла стрельбой как А-213, так и 57мм двухорудийной автоматической установки АК-725.
По результатам испытаний для стрельбы по скоростным воздушным целям в МР-123 был введен режим стрельбы: 4—5 очередей по 20—25 выстрелов каждая с предельной дальности и очередь в 400 выстрелов на дистанции наиболее эффективного поражения, с перерывом между очередями 3—5 секунд.
По результатам испытаний 1972 года комплекс был вновь доработан и снова испытан с 4 июня по 23 августа 1973 года. Официально же А-213 принята на вооружение под индексом АК-630 приказом главкома ВМФ № 05 от 6 января 1976 года.
Как уже отмечалось, АУ АК-630 имела плоский магазин, но в связи с необходимостью уменьшения габаритов ее подбашенного помещения для обеспечения более рационального размещения АУ на вновь строящихся кораблях был спроектирован круглый магазин. АУ с круглым магазином получила индекс А-213М, все остальные узлы и тактико-технические характеристики ее не изменились по сравнению с А-213.
Опытный образец А-213М прошел заводские и полигонные испытания, по результатам которых А-213М была доработана и в 1972 году запущена в серийное производство.
Устройство пушки АК-630М: 1 — кабели, 2 — блок управления, 3 — магазин со створками, 4 — шланги охлаждения, 5 — штыри для крепления лебедки, 6 — рукав питания, 7 — барбет, 8 — станок, 9 — механизм управления цепями стрельбы и торможения, 10 — блок стволов, 11 — маска, 12 — гильзо-звеньеотвод, 13 — обтекатель, 14 — цилиндр подъема люка, 15 — стопор “по-походному”, 16—буфер горизонтальный, 17—гидронасос привода ВН, 18—гидронасос привода ГН, 19—пневмоподтяг, 20— крышка горловины, 21 — рукав подачи звеньев, 22 — ресивер, 23 — масло-влагоотделители, 24 — бак охлаждения, 25 — насос системы охлаждения, 26 — электродвигатель, 27 — рычаг ручной подачи.
С 16 ноября по 7 декабря 1979 года на Балтийском море были проведены Государственные корабельные испытания А-213М с ПУС МР-123/176(Модернизированная система МР-123, способная управлять огнем двух АК-630 или одной АК-630 и одной 76-мм установкой АК-176). АУ А-213 установили на головном ракетном катере пр.1241-1 (заводской № 401).
Официально А-213М принята на вооружение приказом главкома ВМФ № 0189 от 26.08.1980 г. под названием АК-630М
Серийное производство А-213 (АК-630) и А-213М (АК-630М) велось на заводе № 535 в Туле. В 1969 году было изготовлено 4 штуки, в 1970 году — 12, в 1971 году — 14, в 1972 году — 37 и т. д.
Размещение АУ АК-630 и АК-630М предусматривалось более чем на сорока проектах различных кораблей от авианесущих крейсеров пр. 1143 и атомного крейсера «Киров» до ракетных катеров.
Авторский коллектив: DAY1923
и lenka
Спасибо, до скорых встреч…
30-мм шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка АО-18, спроектированная под руководством В. П. Грязева и А. Г. Шипунова. В наименовании «6» означает 6 стволов, 30 - калибр. Является средством самообороны кораблей, может быть применена для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.
Производство освоено на Тульском машиностроительном заводе.
Применение
Большие противолодочные корабли проекта 1134-А
-Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б
-ТАРКР «Адмирал Лазарев»
-ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"
-ТАКР проекта 1143 "Кречет"
-ЭМ проекта 956 «Сарыч»
-Крейсера проекта
Большой разведывательный корабль ССВ-33 «Урал»
-Сторожевые корабли проекта 1135
-Сторожевые корабли проекта 11356
-Малые ракетные корабли проекта 1239
-Малые противолодочные корабли проекта 1124
-Малые ракетные корабли проекта 1234
-Ракетные катера проекта 1241
Сторожевые катера проекта 10410
-Облегчённый вариант пушки под наименованием ГШ-6-30А применялся в качестве штатного оружия на истребителе-бомбардировщике МиГ-27
-Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322
-Малые артиллерийские корабли проекта 1208 и 12081
ТТХ
Огневые характеристики:
Калибр: 30 мм
-Патрон: 30х165 мм
-Длина ствола: 54 калибра
-Скорострельность: 4000-5000 выстр./мин
-Длина очереди:
-6 очередей по 400 выстрелов с перерывом 5 с
-6 очередей по 200 выстрелов с перерывом 1с
-Масса патрона: 0,83 кг
-Начальная скорость снаряда: 1030 м/с
-Дальность стрельбы: 4000 м
-Вертикальная плоскость: от -12 до +88 град
-Максимальная скорость поворота в вертикальной плоскости: 50 град/сек
-Горизонтальная плоскость: от +180 до -180 град
-Максимальная скорость поворота в горизонтальной плоскости: 70 град/сек
Другие характеристики:
Масса: 3800 кг
-Система подачи боеприпаса: ленточное, непрерывное
-Боевой расчёт: 1 чел.
-Боезапас: основной - 2000 ед., запасной бункер - 1000 ед. (только у АК-630М)
Боекомплект
В боекомплект артустановок АК-630 и АК-306 входят два типа выстрелов:
1. Осколочно-фугасный зажигательный снаряд ОФ-84 весом 0,39 кг, вес взрывчатого вещества 48,5 г, взрыватель А-498К. Модификация снаряда ОФ-84 имеет обозначение ОФЗ.
2. Осколочно-трассирующий снаряд ОР-84 весом 0,39 кг, вес взрывчатого вещества 11,7 г, взрывателя нет. Вес патрона 832-834 г, длина патрона до 293 мм. Вес гильзы около 300 г. Порох марки 6/7ФЛ.