Аркадий николаевич васильев биография. Сценарии к фильмам
Российская империя
→
СССР
писатель
юмор, сатира, историческая проза
рассказы, фельетоны, романы
1949, сборник фельетонов «Бархатная дорожка»
Аркадий Николаевич Васильев (3 марта , Шуя - август , Москва) - русский советский писатель, сценарист, отец Дарьи Донцовой.
Биография
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Вот что Д. Донцова пишет о родителях Аркадия Николаевича:
…Дед, Николай Васильев, работал на ткацкой фабрике, в городе Шуя, а бабушка, Агриппина, в честь которой мне дали имя, служила поденщицей, мыла полы. Жили очень бедно, практически впроголодь, не хватало всего: еды, одежды, постельного белья. Представьте теперь негодование Агриппины, когда она видела, как Николай, залив в лампу дорогой керосин, вынимает купленный в лавке карандаш, открывает тетрадь и начинает писать. Дед вел дневник, причем делал это с простотой степного акына, по принципу: что вижу, о том и пишу. «Вот идет Ванька, он купил хлеба, а там орет Анфиса, козу потеряла». Дед мог часами водить карандашом по бумаге. Агриппина ругалась нещадно: керосин, тетради - все дорого, в доме нет самого необходимого, а глупый муж переводит деньги на ерунду. Николай, если супруга доводила его до точки, мирно говорил:
- Граня, отвяжись. Ну хочется мне бумагу марать, ведь это не грех! Я не пью, не курю, тебя люблю, чего еще надо. Да пойми ты, если я не стану в тетради калякать - заболею.
Николай, не имевший никакого образования, испытывал просто физиологическую потребность в письме. Вот и не верь после этого в генетику ! Тяга к «бумагомарательству» передалась сначала моему отцу, потом мне. А теперь я вижу, как мой трехлетний внук Никита, плохо пока знающий буквы, с самым счастливым видом черкает ручкой в альбоме…
Как-то в интервью поэт Андрей Клёнов вспоминал своих соседей по дому на ул. Черняховского , где проживали советские литераторы:
Скоро в доме этом стало жить тяжело. И не мне одному. С первых дней дом наш стал притчей во языцех из-за многих плохих людей, поселившихся в нем. Типа Аркадия Васильева, о котором Войнович пишет - «чекист, писатель, обвинитель Синявского и Даниэля» (добавлю от себя - многолетний секретарь парторганизации Московского Союза писателей, депутат Моссовета, член редколлегии журнала «Москва», и так далее, и тому подобное). <…> Даже беглые встречи с обитателями Писательского дома на улице Черняховского, людьми типа Урганова, Васильева, Веры Ивановны Эйлис и многих других, были неприятны, портили настроение. Но даже придя домой и закрыв дверь на замок, нет, на два замка, я чувствовал незримое присутствие Васильевых в этом проклятом доме .
Биография
В 1922 году по комсомольскому призыву добровольцем ушёл служить на Балтийский флот. С 1929 года - работник ОГПУ. С 1932 г. работал в редакции газеты «Рабочий край».
В 60-х годах был членом редколлегий журналов «Крокодил», «Москва», «Огонек», секретарем парторганизации Союза писателей. Выступил общественным обвинителем на процессе Синявского и Даниэля.
Его имя Корней Иванович Чуковский внес в список, кому он категорически запретил приходить на свои похороны.
Умер после неудачно проведённой операции: по словам Дарьи Донцовой:
«… Его просто зарезали в Кремлёвской больнице. Отец на собственных ногах ушел в „Скорую помощь“. У Аркадия Николаевича случился приступ холецистита. Операция по удалению желчного пузыря даже в начале семидесятых годов считалась рядовой, но, очевидно, не зря в народе тогда ходила ехидная поговорка про „Кремлевку“: „Полы паркетные, врачи анкетные“. Оперативное вмешательство провели плохо, и, промучавшись несколько дней, папа умер».
Библиография
- Арсений (пьеса)
- Есть такая партия (историко-революционная трилогия, 1959)
- Понедельник - день тяжелый» (роман-фельетон, 1961)
- Арк. Васильев В час дня, Ваше превосходительство. Роман / ред. Н.Нефёдов. - М.: Советский писатель, 1973. - 560 с. - 200 000 экз.
- Генеральная репетиция (роман)
- Смело, товарищи, в ногу (трилогия)
Аркадий Николаевич Васильев (3 марта , Шуя - август , Москва) - русский советский писатель, сценарист, отец Дарьи Донцовой.
Биография
В центре книг Аркадия Васильева, как правило, не выдуманные герои, а люди с богатыми подлинными биографиями. Так, писатель неоднократно воссоздавал образ Михаила Васильевича Фрунзе - замечательного ленинца, несгибаемого, мужественного подпольщика, легендарного полководца Красной Армии.
Выступил общественным обвинителем на процессе Синявского и Даниэля .
Умер после неудачно проведённой операции, по словам Дарьи Донцовой:
…Его просто зарезали в Кремлёвской больнице. Отец на собственных ногах ушел в «Скорую помощь». У Аркадия Николаевича случился приступ холецистита . Операция по удалению желчного пузыря даже в начале семидесятых годов считалась рядовой, но, очевидно, не зря в народе тогда ходила ехидная поговорка про «Кремлевку»: «Полы паркетные, врачи анкетные». Оперативное вмешательство провели плохо, и, промучавшись несколько дней, папа умер .
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Вот что Д. Донцова пишет о родителях Аркадия Николаевича:
…Дед, Николай Васильев, работал на ткацкой фабрике, в городе Шуя, а бабушка, Агриппина, в честь которой мне дали имя, служила поденщицей, мыла полы. Жили очень бедно, практически впроголодь, не хватало всего: еды, одежды, постельного белья. Представьте теперь негодование Агриппины, когда она видела, как Николай, залив в лампу дорогой керосин, вынимает купленный в лавке карандаш, открывает тетрадь и начинает писать. Дед вел дневник, причем делал это с простотой степного акына, по принципу: что вижу, о том и пишу. «Вот идет Ванька, он купил хлеба, а там орет Анфиса, козу потеряла». Дед мог часами водить карандашом по бумаге. Агриппина ругалась нещадно: керосин, тетради - все дорого, в доме нет самого необходимого, а глупый муж переводит деньги на ерунду. Николай, если супруга доводила его до точки, мирно говорил:
- Граня, отвяжись. Ну хочется мне бумагу марать, ведь это не грех! Я не пью, не курю, тебя люблю, чего еще надо. Да пойми ты, если я не стану в тетради калякать - заболею.
Николай, не имевший никакого образования, испытывал просто физиологическую потребность в письме. Вот и не верь после этого в генетику ! Тяга к «бумагомарательству» передалась сначала моему отцу, потом мне. А теперь я вижу, как мой трехлетний внук Никита, плохо пока знающий буквы, с самым счастливым видом черкает ручкой в альбоме…
Поэт Андрей Клёнов (Арон Ильич Купершток (1920-2004)) в интервью вспоминал своих соседей по дому на ул. Черняховского , где проживали советские литераторы:
Скоро в доме этом стало жить тяжело. И не мне одному. С первых дней дом наш стал притчей во языцех из-за многих плохих людей, поселившихся в нем. Типа Аркадия Васильева, о котором Войнович пишет - «чекист, писатель, обвинитель Синявского и Даниэля» (добавлю от себя - многолетний секретарь парторганизации Московского Союза писателей, депутат Моссовета, член редколлегии журнала «Москва», и так далее, и тому подобное). <…> Даже беглые встречи с обитателями Писательского дома на улице Черняховского, людьми типа Урганова, Васильева, Веры Ивановны Эйлис и многих других, были неприятны, портили настроение. Но даже придя домой и закрыв дверь на замок, нет, на два замка, я чувствовал незримое присутствие Васильевых в этом проклятом доме .
Личная жизнь
Первую жену звали Галина Николаевна. От этого брака есть дочь Изольда, жена партийного деятеля Владимира Ягодкина . От второго брака с Тамарой Новацкой (14 апреля 1917 - 11 марта 2008) родилась дочь Агриппина (более известная как Дарья Донцова).
От первой дочери у Аркадия есть внучка Екатерина (род. 24.08.1953) , а от второй - внуки Аркадий (род. 1972) и Мария (род. 1986).
Награды
- орден «Знак Почёта» (06.04.1967)
Библиография
Фильмография
Сценарии к фильмам
- Яхты в море
- Понедельник – день тяжёлый
- Товарищ Арсений
Напишите отзыв о статье "Васильев, Аркадий Николаевич"
Примечания
Ссылки
Отрывок, характеризующий Васильев, Аркадий Николаевич
– Покушайте, барышня графинюшка, – приговаривала она, подавая Наташе то то, то другое. Наташа ела все, и ей показалось, что подобных лепешек на юраге, с таким букетом варений, на меду орехов и такой курицы никогда она нигде не видала и не едала. Анисья Федоровна вышла. Ростов с дядюшкой, запивая ужин вишневой наливкой, разговаривали о прошедшей и о будущей охоте, о Ругае и Илагинских собаках. Наташа с блестящими глазами прямо сидела на диване, слушая их. Несколько раз она пыталась разбудить Петю, чтобы дать ему поесть чего нибудь, но он говорил что то непонятное, очевидно не просыпаясь. Наташе так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обстановке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки. После наступившего случайно молчания, как это почти всегда бывает у людей в первый раз принимающих в своем доме своих знакомых, дядюшка сказал, отвечая на мысль, которая была у его гостей:– Так то вот и доживаю свой век… Умрешь, – чистое дело марш – ничего не останется. Что ж и грешить то!
Лицо дядюшки было очень значительно и даже красиво, когда он говорил это. Ростов невольно вспомнил при этом всё, что он хорошего слыхал от отца и соседей о дядюшке. Дядюшка во всем околотке губернии имел репутацию благороднейшего и бескорыстнейшего чудака. Его призывали судить семейные дела, его делали душеприказчиком, ему поверяли тайны, его выбирали в судьи и другие должности, но от общественной службы он упорно отказывался, осень и весну проводя в полях на своем кауром мерине, зиму сидя дома, летом лежа в своем заросшем саду.
– Что же вы не служите, дядюшка?
– Служил, да бросил. Не гожусь, чистое дело марш, я ничего не разберу. Это ваше дело, а у меня ума не хватит. Вот насчет охоты другое дело, это чистое дело марш! Отворите ка дверь то, – крикнул он. – Что ж затворили! – Дверь в конце коридора (который дядюшка называл колидор) вела в холостую охотническую: так называлась людская для охотников. Босые ноги быстро зашлепали и невидимая рука отворила дверь в охотническую. Из коридора ясно стали слышны звуки балалайки, на которой играл очевидно какой нибудь мастер этого дела. Наташа уже давно прислушивалась к этим звукам и теперь вышла в коридор, чтобы слышать их яснее.
– Это у меня мой Митька кучер… Я ему купил хорошую балалайку, люблю, – сказал дядюшка. – У дядюшки было заведено, чтобы, когда он приезжает с охоты, в холостой охотнической Митька играл на балалайке. Дядюшка любил слушать эту музыку.
– Как хорошо, право отлично, – сказал Николай с некоторым невольным пренебрежением, как будто ему совестно было признаться в том, что ему очень были приятны эти звуки.
– Как отлично? – с упреком сказала Наташа, чувствуя тон, которым сказал это брат. – Не отлично, а это прелесть, что такое! – Ей так же как и грибки, мед и наливки дядюшки казались лучшими в мире, так и эта песня казалась ей в эту минуту верхом музыкальной прелести.
– Еще, пожалуйста, еще, – сказала Наташа в дверь, как только замолкла балалайка. Митька настроил и опять молодецки задребезжал Барыню с переборами и перехватами. Дядюшка сидел и слушал, склонив голову на бок с чуть заметной улыбкой. Мотив Барыни повторился раз сто. Несколько раз балалайку настраивали и опять дребезжали те же звуки, и слушателям не наскучивало, а только хотелось еще и еще слышать эту игру. Анисья Федоровна вошла и прислонилась своим тучным телом к притолке.
– Изволите слушать, – сказала она Наташе, с улыбкой чрезвычайно похожей на улыбку дядюшки. – Он у нас славно играет, – сказала она.
– Вот в этом колене не то делает, – вдруг с энергическим жестом сказал дядюшка. – Тут рассыпать надо – чистое дело марш – рассыпать…
– А вы разве умеете? – спросила Наташа. – Дядюшка не отвечая улыбнулся.
– Посмотри ка, Анисьюшка, что струны то целы что ль, на гитаре то? Давно уж в руки не брал, – чистое дело марш! забросил.
Анисья Федоровна охотно пошла своей легкой поступью исполнить поручение своего господина и принесла гитару.
Дядюшка ни на кого не глядя сдунул пыль, костлявыми пальцами стукнул по крышке гитары, настроил и поправился на кресле. Он взял (несколько театральным жестом, отставив локоть левой руки) гитару повыше шейки и подмигнув Анисье Федоровне, начал не Барыню, а взял один звучный, чистый аккорд, и мерно, спокойно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню: По у ли и ице мостовой. В раз, в такт с тем степенным весельем (тем самым, которым дышало всё существо Анисьи Федоровны), запел в душе у Николая и Наташи мотив песни. Анисья Федоровна закраснелась и закрывшись платочком, смеясь вышла из комнаты. Дядюшка продолжал чисто, старательно и энергически твердо отделывать песню, изменившимся вдохновенным взглядом глядя на то место, с которого ушла Анисья Федоровна. Чуть чуть что то смеялось в его лице с одной стороны под седым усом, особенно смеялось тогда, когда дальше расходилась песня, ускорялся такт и в местах переборов отрывалось что то.
– Прелесть, прелесть, дядюшка; еще, еще, – закричала Наташа, как только он кончил. Она, вскочивши с места, обняла дядюшку и поцеловала его. – Николенька, Николенька! – говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая его: что же это такое?
Николаю тоже очень нравилась игра дядюшки. Дядюшка второй раз заиграл песню. Улыбающееся лицо Анисьи Федоровны явилось опять в дверях и из за ней еще другие лица… «За холодной ключевой, кричит: девица постой!» играл дядюшка, сделал опять ловкий перебор, оторвал и шевельнул плечами.
– Ну, ну, голубчик, дядюшка, – таким умоляющим голосом застонала Наташа, как будто жизнь ее зависела от этого. Дядюшка встал и как будто в нем было два человека, – один из них серьезно улыбнулся над весельчаком, а весельчак сделал наивную и аккуратную выходку перед пляской.
– Ну, племянница! – крикнул дядюшка взмахнув к Наташе рукой, оторвавшей аккорд.
Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.
Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел и они уже любовались ею.
Подозревается в покушении на убийство.
37-летний сын автора десятков детективов Дарьи Донцовой - Аркадий Васильев (на фото) - сам стал участником истории, достойной отдельного переплета. Против него возбуждено уголовное дело.
Как стало известно Life News, первоначально Аркадия подозревали ни много ни мало в попытке убийства своей девушки.
Эта история началась с того, что 26 августа в одну из поликлиник на севере Москвы пришла 26-летняя Дарья В. и пожаловалась на жуткие ушибы и ссадины. Девушка рассказала, что ее избил молодой человек, с которым они вместе живут.
Взяв справку о нанесенных побоях , Даша (на фото) направилась в ОВД «Аэропорт» и написала заявление. В объяснении она указала, что накануне ее парень Аркадий Васильев вернулся домой под утро сильно пьяный и ни с того ни с сего начал ее избивать. После этого, согласно заявлению девушки, он попытался выбросить ее из окна. Дарья спаслась только потому, что пришла ее мать.
Закрутка криминального романа, который стал для сына Донцовой реальностью, происходила в квартире на улице Усиевича, принадлежащей знаменитой писательнице.
Через несколько дней, по окончании проверки, в ОВД «Аэропорт» было возбуждено уголовное дело по факту избиения Дарьи В.
Аркашу (так называют сына Донцовой близкие друзья) пригласили на допрос, допросили и 26-летнюю Дашу. Аркаша не сознался ни в чем, но девушка настаивала на своем. В итоге уголовное дело передали на расследование в более высокую инстанцию - УВД Северного округа.
Пока расследовали дело, едва удалось избежать еще одной беды. 5 сентября Даша была вынуждена снова обратиться в милицию. По словам девушки, в этот день в 9.30 к ней заявился Аркадий и снова стал угрожать. Прибывший на место наряд ППС задержал Аркадия и доставил его в тот же ОВД «Аэропорт». В акте задержания так и сказано «По адресу Усиевича, 8 был задержан Васильев Аркадий Дмитриевич, 1972 года рождения, не работает, который 05.09.2009 в 9.30 у дома по месту задержания угрожал убийством гражданке Дарье В. 1983 года рождения. Мера пресечения - подписка о невыезде».
За все время, пока расследовалось дело, следователи несколько раз меняли статью обвинения. В основном фигурировали «Нанесение тяжких телесных повреждений», «Побои», «Покушение на убийство» и... «Мошенничество».
Денежный вопрос в этом деле неслучаен. У Даши с Аркадием был свой бизнес, в котором все бумаги подписывал только Аркадий. Когда расследование развернулось полным ходом, сотрудники правоохранительных органов изъяли у девушки всю документацию по клубам и обнаружили там факты махинаций.
В течение всех этих месяцев Аркадий постоянно звонил Дарье и угрожал ей, что убьет ее, если она не заберет своего заявления из милиции. В итоге девушка так перепугалась, что сама уже не рада была, что дело обрело полный ход. Уголовное дело сейчас приостановлено, и срок давности его истекает в конце февраля 2010 года. Если за это время уголовное дело не обрастет свидетелями попытки убийства девушки или другими подтверждениями вины Аркадия, оно так и будет закрыто, поскольку молодой в нем фигурирует как неустановленное лицо.
Семья Донцовой комментировать сложную ситуацию отказывается. На звонки корреспондента Life News писательница и ее сын не отвечают, а официальный представитель Дарьи Донцовой Ольга, которая выполняет функцию ее директора, комментирует конфликт так:
Мы не будем обсуждать бред прессы и все, что раздувается вокруг сына Донцовой.
Несколько слов о советском писателе, старом чекисте и общественном обвинителе Аркадии Васильеве.
lonic_slonic
В одном из постов на фейсбуке прочитала несколько строк, связанных с Корнеем Ивановичем Чуковским, где упоминается имя писателя Аркадия Васильева. Если кто не знает, это отец плодовитой писательши Дарии Донцовой. Решила написать об этом человеке, о котором многие и не знают ничего, чтобы расставить точки над *и* и закрыть эту тему. Или открыть.
Итак, Васильев Аркадий Николаевич (1907-1972) - советский писатель, сценарист.
Происходил из рабочей семьи: отец работал на ткацкой фабрике, мать служила поденщицей.
Официально расписался с матерью Агриппины Васильевой (Дарьи Донцовой), лишь когда та пошла в школу. До этого был женат на журналистке газеты "Правда".
У Васильевой-Донцовой много воспоминаний о своей семье, но нелицеприятной правды о знаменитом родственнике вы в них не найдете, ну, да это понятно, кому хочется писать о деятельности отца, зная, что он был нечистоплотным парнем.
Идем по биографии.
1922 - по комсомольскому призыву добровольцем ушел служить на Балтийский флот
1929 - работник ОГПУ (Объединенное Государственное Политическое Управление)
1929-1932 - участник "сплошной коллективизации"
1932 - был направлен на работу в редакцию газеты "Рабочий край"
1941-1945 - бронь для "ответственного сотрудника редакции"
60-е - член редколлегий журналов "Крокодил", "Москва", "Огонек"
Секретарь парторганизации Московского отделения Союза писателей СССР
А теперь перейдем к главному.
8 сентября 1965 года за публикацию своих литературных произведений за рубежом был арестован научный сотрудник Института мировой литературы, член Союза писателей, преподаватель школы-студии МХАТа, фронтовик Андрей Донатович Синявский. Ему было сорок лет, он был женат и имел восьмимесячного сына.
Два благополучных по советским меркам литератора, Андрей Синявский и переводчик поэзии народов СССР Юлий Даниэль, под псевдонимами Николай Аржак и Абрам Терц опубликовали свои произведения на Западе.
Еще учась в университете, Синявский познакомился с дочерью французского военно-морского атташе Элен Пельтье, приехавшей изучать русский язык. И тут же вездесущая Лубянка попыталась завербовать студента для слежки за французской подданной. Вместо того, чтобы работать на чекистов, он всё рассказал своей приятельнице. Между ними завязалась крепкая дружба и именно тогда, а это были еще сталинские времена, они договорились, что если Синявский когда-нибудь напишет об этом происшествии роман, Элен его напечатает.
Всё тайное так или иначе становится явным. Разветвленная сеть доносчиков по всему миру не зря кушала чекистский хлеб. Синявский и Даниэль были арестованы "за антисоветскую агитацию и пропаганду" (статья 70 УК СССР).
С писателями хотели разобраться тихо и без проблем, учитывая то, что в 1948 году Советский Союз присоединился ко "Всеобщей декларации прав человека", которая гласила, что право на свободу убеждений включает возможность "искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами, независимо от государственных границ".
Но западная пресса, узнав об аресте и предстоящем суде, подняла шумиху. Да и наши граждане, еще не остыв от оттепели и перестав на какое-то время бояться, устроили демонстрацию на Пушкинской площади в Москве, требуя открытого и гласного суда над писателями. В Верховный суд, Политбюро и министерство культуры были посланы десятки писем с просьбами и протестами, в том числе, от представителей писательских кругов Европы, включая страны соцлагеря.
Разразившийся скандал помешал властям сделать следствие и суд закрытым.
За подследственных пытались заступиться Корней Чуковский, Илья Эренбург, Юрий Нагибин, Константин Паустовский, Булат Окуджава и некоторые другие. Но заступничество не помогло, 2 февраля 1966 года Андрей Синявский был исключен из Союза писателей.
Судебный процесс начался 10 февраля 1966 года. Общественными обвинителями на процессе выступали первый секретарь московского отделения Союза писателей Аркадий Васильев и некая Зоя Кедрина, литературный критик и переводчик, особо отличившаяся неистовствостью в обличении антисоветских произведений Аржака и Терца.
14 февраля суд приговорил Синявского к семи годам исправительно-трудовой колонии строгого режима, Даниэля, инвалида войны с искалеченной рукой, - к 5 годам лагерей.
В своем последнем слове Юлий Даниэль ответил обвинителю Васильеву:
"- Общественный обвинитель, писатель Васильев, сказал, что обвиняет нас от имени живых и от имени погибших на войне, чьи имена золотом по мрамору высечены на стене в Доме литераторов. Я знаю эти мраморные доски, знаю имена погибших, с некоторыми из них я был знаком, я свято чту их память. Но почему обвинитель Васильев, цитируя слова из статьи Синявского "...чтобы не пролилась ни одна капля крови, мы убивали, убивали, убивали...", почему, цитируя эти слова, писатель Васильев не вспомнил другие имена - или они ему неизвестны? Имена Бабеля, Мандельштама, Бруно Ясенского, Ивана Катаева, Кольцова, Третьякова, Квитко, Маркиша и многих других...Эти люди, очевидно, умерли от простуды в своих постелях - так надо понимать утверждение, что "не убивали"? Так как же, все-таки, - убивали или не убивали? Было это или не было? Делать вид, что этого не было, что этих людей не убили, - это оскорбление, это, простите за резкость, плевок в память погибших".
После столь громкого процесса, во избежание неприятных инцидентов, дом, в котором жил партсекретарь-писатель-обвинитель Васильев, стали усиленно охранять, а за подъездом было установлено круглосуточное наблюдение. Днем и ночью у ворот дежурила черная Волга с затемненными стеклами. Всех посетителей тщательно опрашивали и даже, случалось, провожали до дверей квартиры на пятом этаже.
Аркадий Васильев одним из первых подключился к травле Солженицына и организовал собрание московских писателей для принятия резолюции, осуждающей и обвиняющей писателя-диссидента в антисоветской деятельности.
Корней Иванович Чуковский составил список людей, которых он просил не приглашать на свои похороны. В этом списке был и писатель Аркадий Васильев.
Поэт Андрей Кленов в своем интервью, описывая соседей по дому на улице Черняховского, где проживали советские литераторы, вспоминал:
"Скоро в доме этом стало жить тяжело. И не мне одному. С первых дней дом наш стал притчей во языцех из-за многих плохих людей, поселившихся в нем. Типа Аркадия Васильева, о котором Войнович пишет "чекист, писатель, обвинитель Синявского и Даниэля". Даже беглые встречи с подобными обитателями писательского дома были неприятны, портили настроение. Но даже придя домой и закрыв дверь на замок, нет, на два замка, я чувствовал незримое присутствие Васильевых в этом проклятом доме".
Лидия Корнеевна Чуковская:
"Аркадий Николаевич Васильев - могущественный член редколлегии журнала "Москва", старый чекист (чем откровенно гордился, показывая сотрудникам значок чекиста, украшавший его грудь). Для литературных трудов Васильева характерна трилогия, озаглавленная знаменитым заявлением Ленина накануне захвата власти: "Есть такая партия"...
В какой именно год, месяц, день, кем, когда, кому отдан был приказ не переиздавать и не печатать мои статьи и книги, я не знаю. Мне известно лишь, что на партийных собраниях в Союзе писателей ныне покойный Аркадий Васильев (в прошлом чекист, затем писатель и секретарь партийной организации Союза, а в 1965 году - "общественный обвинитель" на процессе Синявского и Даниэля) - так вот, мне известно лишь, что Васильев дважды требовал моего исключения (из Союза писателей - прим.): в октябре 69-го и в мае 70-го".
Думаю, стыдно Васильеву не было. Он хорошо устроился и был обласкан советской властью, имел хорошую квартиру в сталинском доме рядом с метро Аэропорт, дачу в Переделкине, выезжал за границу, был награжден орденом "Знак почета".
За произведения "Смело, товарищи, в ногу!" (трилогия), "Генеральная репетиция", "Арсений", "Есть такая партия" (трилогия) и другие, где он очернял еще живых людей, за подлую доносительскую деятельность, за преданность делу ВЧК-НКВД-КГБ
очень средний конъюктурный советский писатель Васильев удостоился быть захороненным на Новодевичьем кладбище.
Умер он в 1972 году после неудачно проведенной операции на желчном пузыре.