Архиепископ саратовский и вольский пимен хмелевской. Архимандрит Пимен (Хмелевский)
10 декабря – 25-я годовщина памяти архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского, † 1993), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и одного из выдающихся церковных иерархов XX века.
Архиепископу Пимену пришлось жить в очень сложное для Церкви время. Во время хрущевских гонений было закрыто больше половины открывшихся после войны храмов, почти все монастыри и духовные школы, любая внешняя церковная деятельность была строго запрещена. Прибыв на Саратовскую кафедру в 1965 году, архиепископ Пимен управлял ей почти 30 лет, что в советские годы было редкостью. В период его архипастырского служения в городе заработала семинария, вновь открылся женский монастырь, окрепла церковная жизнь. Владыка жил необыкновенно глубокой духовной и интеллектуальной жизнью, был большим ценителем и знатоком русской литературы, живописи, классической музыки, общался со многими известными писателями, художниками, актерами и музыкантами. Своим служением он показал, что между наукой, культурой и религией есть множество точек соприкосновения. В память о нем с 2002 года в Саратове проходят Межрегиональные образовательные Пименовские чтения, которые неизменно привлекают представителей культурного, научного сообщества.
Предлагаем вниманию посетителей нашего сайта фрагменты воспоминаний об архиепископе Пимене Саратовском профессора Татьяны Феодосьевны Владышевской , доктора искусствоведения, заведующей кафедрой музыкального искусства факультета искусств МГУ им. Ломоносова:
"С владыкой Пименом – замечательным пастырем и удивительно светлым человеком – я познакомилась через моего духовного отца – священника Николая Павловича Иванова зимой 1964 года, когда первый был наместником Троице-Сергиевой Лавры. История моего знакомства имела другую предысторию, для меня очень важную,– это обретение духовного отца.
Архиепископ Пимен. Портрет кисти А. Шилова. 1990 год
В советские годы найти его было почти невозможно. Священников мало, а жаждущих – много. Я тогда училась на третьем курсе фортепианного отделения музыкального училища при Московской консерватории. Это было время поисков себя, смысла жизни и всего, что так остро переживается в юности. Я искала духовного отца и нашла совершенно неожиданно, почти случайно: однажды по дороге в Троице-Сергиеву Лавру в электричке я прислушалась к беседе двух уже немолодых людей: они ехали в Духовную Академию и по дороге вели интересную беседу. Они обсуждали одну старую книгу по философии. Я попросила у соседа посмотреть эту книгу, соседом моим оказался Николай Павлович Иванов – человек незаурядный, прошедший трудный жизненный путь, талантливый писатель и богослов. Так завязалось наше знакомство, и в первый момент я не могла даже оценить, как мне повезло. Бог привел меня познакомиться с отцом Николаем (Николаем Павловичем) Ивановым, который был в то время тайным священником и одновременно работал в «Журнале Московской Патриархии». Он стал моим наставником и другом на долгие годы, и не только моим, но и всей нашей многочисленной семьи (у меня было шесть братьев и две сестры) и множества наших друзей и родных. С тех пор ни один праздник не обходился без участия его и его жены Елены Павловны. В доме, где полно было молодежи, а родители часто не могли ответить на интересовавшие нас вопросы, он был очень нужен, у него можно было обо всем спросить, все узнать, это была ходячая энциклопедия, он был незаменим. Благодаря ему мы встретились и с владыкой Пименом.
Однажды Николай Павлович предложил мне съездить в Лавру к владыке Пимену, тогда еще архимандриту, наместнику Лавры, с которым он был хорошо знаком. В Лавру я ездила с детства, лет с десяти, сначала мама меня брала с собой, потом в компании с подругой по церкви Шурочкой Новиковой, а потом сама. Нередко простаивала там всю ночь, после всенощной оставалась с народом петь и молиться, и так до первой Божественной литургии в 6 часов – это обычно была «народная» Литургия, пел народ, а руководил хором прихожан отец Матфей (Мормыль). В монастыре в то время была своя народная жизнь, для меня тогда очень интересная. Приезжая в Лавру, я окуналась в эту жизнь, узнавала новых людей, знакомилась с духовенством, с прихожанами. Посещение Лавры с Николаем Павловичем совсем было другим. Зимой 1964 года, когда Николай Павлович предложил поехать с ним в Лавру, я увидела Лавру с другой стороны: мы были в Патриарших покоях, в которых останавливался Патриарх, архимандрит Пимен нас угощал, я увидела изнутри Духовную Академию вместе с ее археологическим музеем, который в то время собирал протоиерей Алексий Остапов. Это было совсем новое, очень увлекательное путешествие.
Архиепископ Пимен (Хмелевский), 1988 год
Помню, как я с волнением вошла в Патриаршую резиденцию по торжественной лестнице прямо наверх, и здесь впервые мы встретились с владыкой Пименом. Он нас встречал наверху в вестибюле и сразу мне понравился своей приветливостью, любезной простотой в общении. Мы прошли в гостиную Патриарших покоев, я увидела великолепный торжественный зал, огромный стол, он мне показал балкон, с которого Патриарх благословлял народ обычно на Троицу или на Сергиев день. Я была в восторге. Владыка был радушным хозяином, рассказывал, шутил, создал самую непринужденную обстановку. Затем он повел нас в Духовную Академию, где в то время инспектором был архимандрит Филарет (Вахромеев), теперешний Митрополит Минский. Там, в великолепном актовом зале меня усадили за рояль и попросили что-нибудь сыграть. По их просьбе я сыграла первую часть первого концерта Шопена, который тогда был у меня в программе. В этот незабываемый день я познакомилась с двумя будущими владыками – Саратовским и Минским. Это было мое первое знакомство с владыкой Пименом, оно оставило незабываемое впечатление. Это знакомство потом переросло в дружбу владыки со всей моей семьей. Наш дом он называл «большое семейство». Потом его поставили в епископа, он уехал в Саратов, и наше общение прервалось.
Более углубленное знакомство произошло позже, благодаря Алексею Николаевичу Троицкому-Трясорукову. Алексей Николаевич окончил Московскую Духовную Академию, в советское время он служил учителем русской литературы, в то время когда я его повстречала, он был уже на пенсии. Его внуки учились в музыкальной школе имени Дунаевского, которую я и мои братья и сестры тоже посещали. Алексей Николаевич водил в школу внучку, она училась виолончели в классе Беклемишева, у которого учился и мой брат Миша, тут мы и познакомились. Алексей Николаевич хорошо знал владыку, кажется, он был его дальним родственником. Обычно он принимал владыку Пимена в своем доме, тот останавливался в его комнате, когда приезжал в Москву из Саратова. Правда, условия в доме Алексея Николаевича не были идеальными. Алексей Николаевич жил в одной комнате общей квартиры, соседки его все время фыркали, и потому владыке было неуютно в его доме. Я старалась помочь ему по хозяйству. Иногда мы втроем сидели за столом, пили чай, и Алексей Николаевич вспоминал старину – как он бывал на Афоне, как шла там служба, что он ощущал за богослужением, рассказывал о своей учебе в Духовной Академии, о том, как он слушал в Академии лекции В.О. Ключевского, как приходили специально, чтобы послушать его лекции, – он был дивный лектор, рассказывал очень увлекательно. В зале всегда было полно народу, и Ключевский, словно артист, а не ученый, рассказывал о Борисе Годунове. Надо сказать, что и Алексей Николаевич тоже был прекрасным рассказчиком, так что можно было заслушаться. Алексей Николаевич был большим поклонником Шаляпина, много его слушал, ходил на его концерты, в то время стали выходить пластинки с записями Шаляпина, и владыка принес их, и мы слушали эти записи. Владыка рассказывал об Иерусалиме, о быте и жизни в Израиле, о нравах евреев. На столе лежали апельсины, и он показывал нам, как в Израиле чистят апельсины ножом, так что в результате образуется шестиконечная звезда. Алексей Николаевич часто садился за фисгармонию и играл что-нибудь. Он сам импровизационно делал гармонизации песнопений знаменного роспева из Обихода, в собственной гармонизации играл Херувимскую Старо-Симоновскую и разные песнопения, и особенно любил ирмосы. Владыка слушал и хвалил его, но часто торопился и недослушивал, а Алексей Николаевич говорил с тоской: «Опять куда-то спешит...».
Поскольку условия жизни у Алексея Николаевича были плохие, я решила предложить владыке останавливаться в нашем доме, где было хоть и много народу, но квартира была отдельная и мы старались создать ему покой, а мама вкусно готовила. Вечера, проведенные в беседах с владыкой, нас радовали. Он часто рассказывал о Жировицком монастыре, где он был в юности послушником, о том, как он любил Жировицкий монастырь и как духовная жизнь в монастыре и служба духовно насыщали его.
В конце 1960-х годов он проявлял исключительную духовную и интеллектуальную активность. Во время поездок в Москву, где у него было много друзей, он жил особенно напряженно. Москва для него была источником интеллектуальной жизни. Здесь он запасался книгами, альбомами живописцев, пластинками, здесь он встречался с Ростроповичем. В ту пору, когда начались нападки на Ростроповича из-за его дружбы с Солженицыным, и для владыки было небезопасно встречаться с ним, тем не менее, владыка его поддерживал, они всегда виделись, когда владыка приезжал в Москву.
Владыка любил искусство во всех его проявлениях. Хотя в детстве ему не довелось выучиться играть на каком-нибудь инструменте, уже в зрелом возрасте в Саратове он учился играть на фортепиано, разучивая небольшие пьесы. Дружба с Ростроповичем вовлекла его в мир большого искусства. Его интерес во много раз увеличился. Помню, однажды он приехал в Москву, остановился у нас и за обедом спросил меня: «А Вы слышали оперу Беллини "Норма"?». Я призналась, что кроме знаменитых арий я никогда не слышала оперу целиком. «Это потрясающая музыка. Мне привез пластинку Ростропович!» В советские годы Беллини и Доницетти почти не исполняли.
Владыка был человек очень систематичный. Все, что он собирал, содержал в большом порядке, в любой момент мог найти все, что нужно. Это касалось и пластинок и книг. Его очень интересовало западноевропейское искусство, и он собирал альбомы разных художников. Когда у него бывали лишние экземпляры, он иногда привозил их нам. Однажды я купила альбом Веласкеса себе и ему заодно. Послала в Саратов почтой. В ответ он меня пожурил, чтобы я не тратилась, да к тому же он уже тогда имел несколько книг и альбомов этого художника.
А вот он мне послал однажды незаменимые вещи. Получаю как-то от него посылку: в деревянном ящике несколько книг, которые мне впоследствии оказались очень нужны в работе. Это был толстый том «Устав богослужения» и «Толковый Типикон» Скабаллановича, который я подробно изучала долгое время и часто использовала в своей работе и в работе с учениками. Кто в то время лучше Скабаллановича мог объяснить происхождение богослужебных текстов, историю гимнов и песнопений?
Вообще владыка любил делать подарки. До сих пор храню его маленький механический рояль, подаренный на окончание консерватории, палехскую шкатулочку. Однажды пришел к нам в новом пальто и заявил: «Это пальто мне подарил Ростропович» – это был дружеский обмен, как мы говорим теперь в таких случаях, ведь они были закадычные друзья.
Несколько раз мы бывали у него в Саратове с Николаем Павловичем и его женой Еленой Павловной, а однажды, в сентябре 1968 года, к нам присоединился Алексей Николаевич. Это было чудесное путешествие. Владыка нас принимал радушно: мы бывали у него на службе, ездили в лес на природу. Владыка был человек тонкой души, нежно любящий природу и особенно лес. Он очень любил птиц. Однажды он мне подарил книгу о птицах с пластинкой «Голоса птиц». Меня поразило то, что он знал голоса птиц и в лесу мог легко отличить пение зяблика от пеночки. Мы этого не различали. Также он любил и зверей, особенно кошек. Но иногда меня смешил его спортивный азарт в собирании грибов: «Сегодня в лесу я собрал 20, а вчера 15 грибов...».
По вечерам он нас старался развлечь. Поскольку он любил живопись и собирал художественные произведения разных художников – не только в альбомах, но и на открытках, то, набрав много открыток, он их перемешивал и потом в виде колоды давал нам распознавать, какие картины кем написаны. Другая игра заключалась в распознании разных библейских сюжетов. На слайдах у него были картины разных художников, написанные на библейские сюжеты. Вопрос заключался не только в распознании художника, но и знании библейского сюжета. Картинки сменялись быстро, и мы едва успевали.
Жизнь владыки в Саратове имела строгий распорядок. Его время всегда было расписано по минутам, благодаря этому он много успевал. Неожиданно для себя в Саратове мы оказались вовлечены в круговорот его жизни. С нами был Алексей Николаевич Троицкий – человек пожилой, эпического характера, Алексею Николаевичу не нравился такой темп, он любил посидеть, поразмышлять, он все говорил: «Куда Вы, владыка, так торопитесь?». А меня темп его жизни радовал. Жизнь его была наполнена действием, в каждый момент он что-то делал определенное, чего-то добивался, знал, что будет делать сейчас и завтра.
Из служб, которые я посещала в Саратове, особое впечатление на меня произвело богослужение на Воздвижение. В центральном Троицком соборе на всенощном бдении я почувствовала силу его молитвы, когда владыка при пении хором многократного «Господи, помилуй» поднимал, воздвигал Крест, благословляя им народ на все четыре стороны,– народу было много, все молились, словно припадая к Кресту с разных сторон, в то время как он благословлял их. Служба владыки всегда была искренней и усердной.
В отношениях с властями он всегда испытывал трудности. Ему тяжела была постоянная необходимость отчитываться перед безбожными представителями Совета по делам религий. Куроедова, председателя Совета по делам религий, терзавшего священнослужителей, он называл «Попоедовым». Он все время вел борьбу за Церковь, отстаивал каждую возможность, каждого священнослужителя, и потому часто на него писали доносы. Сейчас мы не так ценим свободу, многие если и вспоминают советские годы, то все в розовом свете, какие достижения! Прошло всего лишь 20 лет, а мы уже многое забыли, а ведь тогда шпионство, доносы, в том числе на священников, были обычным делом, да и многих священников заставляли доносить, особенно начинающих: не хочешь с нами сотрудничать – не получишь места. Это было трагично и для многих невыносимо. Помню, владыка рассказывал мне о каком-то доносе, в котором помимо прочего было написано, что во время войны он сотрудничал с фашистами. Когда его вызвали по этому очередному доносу, то он оправдался тем, что, несмотря на то, что он во время войны и был на оккупированной территории, но в то время он был еще почти ребенком. Как он обрадовался, узнав, что моего брата Василия († 1996) посвятил в диакона владыка Иоанн (Вендланд)! Он встал, обнял брата, и они облобызались, как родные.
Каждый год он обязательно приезжал в Москву в первых числах января для сдачи отчета в Совет по делам религий и в Патриархию о делах Саратовской епархии за год. Он останавливался у нас на Новопесчаной улице, предварительно по телефону он сообщал, когда приедет. Мы обычно гладили ему облачение к его приезду. Он оставлял чемодан, брал облачение и быстро отправлялся на прием. Однажды он привез из Саратова посох и оставил в нашем доме. Он сказал: «Этот посох будет напоминать о моем присутствии в вашем доме». Я рассмотрела посох внимательно: он был сделан из нетолстого ствола дерева, возможно из тополя, был украшен резьбой, а наверху находилось резное украшение. Может быть, он сам его вырезал? Я у него не спросила. Его посох по сей день хранится в родительском доме".
Архиепископ Саратовский и Вольский .
Семья
- Отец - Евгений Михайлович Хмелевский, окончил юридический факультет Московского университета, работал юрисконсультом сначала в Москве , а с - в Смоленском отделении госбанка.
- Мать - Мария Евгеньевна Львова, происходила из старинного дворянского рода.
Родители были глубоко верующими и интеллигентными людьми. Дмитрий был единственным ребёнком в семье. Впоследствии владыка вспоминал:
В Церковь меня привело восхищение перед красотой, которую я, будучи ещё ребёнком, видел, посещая храмы с матерью. Потом пришли годы, когда Церковь стали преследовать, церковнослужителей и сами храмы уничтожать, а иконы, собранные в громадные кучи, сжигать. При виде всего этого крепло во мне чувство - защитить эту красоту, отдать вере жизнь и связать с ней свою судьбу навсегда и бесповоротно.
Окончил среднюю школу в Смоленске. Во время Великой Отечественной войны от болезни и голода умерли его родители, сам Дмитрий уехал в Белоруссию , где в поступил в Жировицкий монастырь, был секретарём канцелярии, кладовщиком, ризничим.
Образование
Окончил Минскую духовную семинарию (), Московскую духовную академию () со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы: «Святоотеческое учение о духе, душе и теле человека в связи с его нравственным совершенствованием»).
Монах и преподаватель
В 1943 года пострижен в монашество. С 1949 года - иеромонах. В -1953 года - благочинный академического и семинарского духовенства. С 1953 - профессорский стипендиат Московской духовной академии (стипендиатский отчёт «Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова »), преподаватель катехизиса, исполнял обязанности священника домовой церкви в резиденции Патриарха Алексия I в Москве.
27 марта 1956 года возведён в сан архимандрита Патриархом Иерусалимским и всея Палестины Венедиктом .
В последние годы жизни много сделал для возвращения церкви храмов - за два года были открыты 70 церквей. В связи с большим количеством приходов епархия была разделена на две, причём в юрисдикции владыки Пимена остались приходы, находившиеся на территории Саратовской области. С 1990 года в связи с этим стал именоваться архиепископом Саратовским и Вольским.
При его непосредственном участии была открыта Саратовская православная духовная семинария (на праздничном акте по случаю открытия 28 августа 1992 года подарил ей более двухсот книг из своей личной библиотеки), церкви возвращён Свято-Алексеевский скит 2005 в открытии Дней памяти принимал участие М. Л. Ростропович. В рамках Дней памяти Саратовская епархия и Саратовский государственный университет организуют Пименовские чтения, задача которых - «осмысление исторического опыта Русской Православной Церкви, роли Православия в деле духовного возрождения Отечества, определение путей реального соработничества церковной и светской науки в области культурного и нравственного просвещения современного российского общества».
В Жировицком монастыре . От болезни и голода умерли его родители, сам он тяжело болел и трижды чудом спасался от рук фашистов. В это время он знакомится с протоиереем Иоанном Голубом и его супругой Стефанидой Ивановной Голуб, которые приютили его и фактически стали его приемными родителями. Постоянная связь с ними, неизменная духовная забота с их стороны давала ему поддержку, помогала в жизни.
В том же году был рукоположен в иеромонаха и направлен в Московскую духовную академию . В - годах - студент академии, исполняет обязанности благочинного академического и семинарского духовенства.
Особенно большую работу проводил после нормализации церковно-государственных отношений. Постоянно заботился об открытии новых храмов, создании новых приходов, церковных общин, часто делал доклады, выступал в школах, консерватории, университете, воинских частях и в тюрьме. Вся его энергия была направлена на расширение круга прихожан в церквах Саратовской епархии. Каждый месяц он проводит епархиальные собрания, объясняет, какие возможности и права предоставили Церкви, как вести ремонт во вновь открывшихся храмах. Храмов открывается все больше и больше, и в каждом даже в самом отдаленном селе он старается побывать и провести архиерейское служение.
В результате его деятельности Саратовская и Волгоградская епархия чрезвычайно расширилась: за два года было открыто 70 храмов. В связи с этим Святейшим Синодом был решено разделить епархию на две, и с года преосв. Пимен стал именоваться архиепископом Саратовским и Вольским.
В 1990 году он начинает хлопотать о восстановлении в Саратове Свято-Алексеевского скита женского монастыря , а также о передаче бывшего архиерейского дома епархиальному управлению для возобновления работы в нем Саратовской семинарии , печальная судьба которой (она дважды закрывалась) очень волновала архиерея. Два года огромных усилий потребовалось на что, чтобы стало возможным открытие семинарии. На этом праздничном акте Владыка подарил семинарии более двухсот книг из своей личной библиотеки.
В году после семидесятилетнего молчания при непосредственном участии владыки был возобновлен журнал "Саратовские епархиальные ведомости ". Для многих номеров журнала архиепископ Пимен давал свои статьи, отражающие широкий круг его интересов.
Скончался 10 декабря года. Чин отпевания был совершен 12 декабря после Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе города Саратова. Службу возглавил архиепископ Волгоградский и Калининский Герман . Погребение было совершено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в ограде Свято-Троицкого кафедрального собора , в алтарной нише.
С декабря года в Саратове ежегодно проходят межрегиональные Пименовские чтения на разные актуальные темы.
Награды
Церковные:
- орден св. равноап. кн. Владимира 1-й степени
- орден прп. Сергия Радонежского 1-й и 2-й степени
- орден св. Даниила Московского 1-й и 2-й степени Награды других Православных Поместных Церквей:
- Патриаршие кресты от Болгарского и Румынского Патриархов
- орден св. ап. Павла 2-й и 3-й степени (Александрийская Православная Церковь)
- ливанский орден Христа Спасителя 2-й и 3-й степени
- орден Архиепископа Синайской Горы 1-й, 2-й и 3-й степени
- орден Гроба Господня (Иерусалимская Православная Церковь)
Сочинения
- Святоотеческое учение о духе, душе и теле человека в связи с его нравственным совершенствованием (кандидатское сочинение)
- Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова (стипендиатский отчет)
- На торжествах интронизации Патриарха Иерусалимской Церкви.// ЖМП. 1957, № 4.
- По святым местам Палестины.// ЖМП. 1957, № 3.
- Благотворное влияние Лавры преп. Сергия на формирование пастырского самосознания у питомцев духовных школ.// ЖМП. 1958, № 4.
- Англиканские монахи - гости Русской Православной Церкви.// ЖМП. 1958, № 7.
- Иноческий постриг.// ЖМП. 1959, № 5.
- Кафедральный собор в Смоленске и икона Божией Матери Одигитрия.// ЖМП. 1967, № 9, с. 23-27.
- Выступление на первом заседании 2-й рабочей группы Конференции представителей всех религий в СССР, 2 июля 1969 г.// ЖМП. 1969, № 10, с. 36-37.
- Речь при наречении во епископа Саратовского и Волгоградского.// ЖМП. 1965, № 2.
- Воскресение из мертвых. (Слово на Пасхальной неделе).// ЖМП. 1978, № 4, с. 34-37.
- Неуслышанные молитвы.// ЖМП. 1978, № 6, с. 37.
- Ходатаица о мире.// ЖМП. 1978, № 8, с. 56.
- Слово злое и слово доброе.// ЖМП. 1980, № 10, с. 27.
- О трезвости.// ЖМП. 1981, № 3, с. 37-38.
- Из истории Смоленской епархии // Журнал Московской Патриархии. М., 1984. № 10. стр. 6-9.
- Памяти военных лет // Журнал Московской Патриархии. М., 1985. № 7. стр. 42-46.
- Тишина мирного духа // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. № 1. стр. 38-39.
- Снисходительность // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. № 3. стр. 40-41.
- Здоровье // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. № 6. стр. 36-37.
- Красота природы // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. № 10. стр. 37-38.
- Всегда с Богом // Журнал Московской Патриархии. М., 1990. № 8. стр. 49.
- Время // Журнал Московской Патриархии. М., 1992. № 6. стр. 7.
- Дела Божии // Журнал Московской Патриархии. М., 1993. № 4. стр. 51.
Литература
- ЖМП. 1960, № 2, с. 53; № 7, с. 6, 7-9; № 8, с. 7-9; № 9, с. 6; № 11, с. 4.
- -"-, 1961, № 3, с. 12, 63; № 6, с. 37; № 7, с. 6.
- -"-, 1963, № 1, с. 5, 6; № 2, с. 14; № 7, с. 10.
- -"-, 1965, № 2, с. 15-17.
- -"-, 1966, № 1, с. 35; № 4, с. 20; № 11, с. 20, 28.
- -"-, 1967, № 1, с. 42; № 5, с. 35; № 9, с. 7; № 10, с. 11; № 12, с. 21.
- -"-, 1968, № 1, с. 27; № 2, с. 15; № 3, с. 4; № 9, с. 5, 12; № 11, с. 11.
- -"-, 1969, № 4, с. 7; № 6, с. 18; № 8, с. 1; № 9, с. 5, 30; № 10, с. 23.
- -"-, 1970, № 2, с. 43; № 9, с. 26; № 11, с. 4, 5.
- -"-, 1971, № 2, с. 12; № 6, с. 2, 45; № 8, с. 46; № 9, с. 35; № 11, с. 13, 15.
- -"-, 1972, № 9, с. 24; № 12, с. 7, 17, 24.
- -"-, 1973, № 8, с. 18-19; № 9, с. 11; № 10, с. 30, 31; № 11, с. 9, 16, 32.
- -"-, 1974, № 9, с. 9.
- -"-, 1975, № 1, с. 19; № 4, с. 19; № 12, с. 9.
- -"-, 1976, № 1, с. 16; № 7, с. 29; № 9, с. 5; № 12, с. 10.
- -"-, 1977, № 10, с. 9; № 11, с. 2.
- -"-, 1978, № 1, с. 29; № 4, с. 24; № 10, с. 7; № 12, с. 10.
- -"-, 1979, № 9, с. 8; № 10, с. 24; № 12, с. 6.
- -"-, 1980, № 1, с. 28; № 3, с. 28; № 3, с. 23; № 9, с. 12, 34, 38; № 12, с. 28.
- -"-, 1981, № 2, с. 32.
- -"-, 1982, № 1, с. 20, 40; № 8, с. 11; № 12, с. 53, 64.
- -"-, 1983, № 1, с. 27; (?)11; № 5, с. 27; № 9, с. 5; № 11, с. 20; № 12, с. 9.
- -"-, 1984, № 1, с. 16; № 2, с. 5; № 3, с. 30; № 8, с. 29; № 9, с. 6; № 12, с. 37.
- -"-, 1985, № 2, с. 7, 29; № 6, с. 22; № 10, с. 13, 56; № 12, с. 10.
- -"-, 1988, № 12, с. 4.
- Владышевская Л.. Памяти архиепископа Саратовского и Вольского Пимена: [Некролог]. Журнал Московской Патриархии. 1994 . № 4. с. 139-144.
- Пимен (Хмелевский). Дела Божии: [Проповедь]. Журнал Московской Патриархии. Москва. 1993 . № 4. с. 51..
- Валерий Теплов Под кровом преподобного (Материалы к биографии архиепископа Пимена (Хмелевского) 1957–1965 годы) , портал Саратовской епархии Православие и Современность :
При Патриархе на Рождество и на Пасху выходил домашний журнал, и каждый должен был писать статью. Когда Патриарх возвращался со службы и садился за стол разговляться, слева от него лежал новый выпуск журнала. Надо сказать, что подготовка этого номера была делом довольно мучительным: Рождество, последние отметки учащихся, отчеты учащих. Все делалось наспех. Леня, выпускающий редактор, торопил, Марья Петровна, машинистка, жаловалась: «Ну, как же? Опять ночью печатать? Опять я на службу не пойду?» Но тем не менее каждый праздник свежий номер журнала лежал на столе. Однажды о. Пимен так и не успел написать статью. Однако в журнале статья его все же была. Она называлась: «Почему я не написал статью?» Это было, наверное, самое увлекательное из всего того, что там было. Там описывались все события лаврской жизни.
У нас дома на 8 марта всегда пекли пироги - это был день именин нашей старшей сестры Анны Владимировны. Пимен приходил и говорил: «В 8 марта я не верующий, но пироги люблю».
Он был большой меломан и имел колоссальную, богатейшую коллекцию пластинок. Это были черные, большие пластинки. Добывал он невероятные вещи, знал все московские ходы и выходы по этой части. У него был хороший приемник, у меня - тоже. Случалось так: звонил он мне: «Батюшка! Откройте следованную Псалтирь на 537-й странице!» Это значило: передают классическую музыку, так что включай диапазон и ищи 537-ю волну.
Академические и лаврские предания
XVIII век был очень беден собственно русской богословской литературой. Переводили с латыни - католических авторов, с немецкого - протестантских, редактируя их под наше православное учение. Но с начала XIX века, с выходом на церковную работу архимандрита, впоследствии митрополита Филарета (Дроздова), возникло новое направление богословской мысли. Он не был кабинетным ученым, он был иерархом. Но каждая его проповедь была богословским исследованием. Как вспоминали современники, близко знавшие его, каждую проповедь он писал гусиным пером, она занимала целую тетрадку, но произносил он лишь небольшую ее часть. Те, кто его слушал, вдохновлялись его необычайно красивым слогом. Ему мы обязаны и созданием Московской Духовной Академии, и переводом Библии на понятный русский язык, но более всего - как молитвеннику и мудрому наставнику. Сотни священников вышли из под его руки и десятки епископов вспоминали его как духоносного старца.
Его стиль, отточенный в богословских произведениях, проявился и в его письмах, и в отдельных резолюциях. Те, кто занимаются церковной работой, просто изучают слог, которым были написаны обычные консисторские бумаги, постановления о том или ином священнике. Список его трудов велик - одни только консисторские резолюции занимают пять крупных томов. Он был наставником не только для церковных людей, но и для власти, и освобождение крестьян связано непосредственно с его именем: он писал государю манифест о прекращении крепостного права на Руси. Современники называли его Филаретом Мудрым. Кроме того, он был аскетом, высокой духовной жизни подвижником. Император Николай I говорил: «Пока у меня в Москве Филарет "Мудрый", а в Киеве Филарет "Милостивый" - я за державу спокоен».
Филарет Мудрый был человек очень живой, с хорошим, острым юмором. Однажды некоему сановнику, с которым вел переписку, он сказал: «Ваше Высокопревосходительство! Вы почтовое ведомство уважаете больше, нежели митрополита Московского». Тот выразил недоумение. И тогда Филарет показал ему: конверт был подписан каллиграфическим почерком, а письмо написано скорописью так, что с трудом можно разобрать.
Телесно он был слаб - настолько, что в последние годы совершал богослужение в совсем тонких, облегченных облачениях, а кроме того снимал с себя все лишнее: и дорогие архиерейские, из камешков, четки, и даже карманные часы - немощь тела была настолько велика, что ему не под силу было нести даже эти малые предметы. Однажды, когда он был уже смертельно болен, во сне увидел он своего отца, коломенского протоиерея, о. Михаила, и тот сказал ему: «Блюди 19-е число». Каждое 19-е число месяца митрополит Филарет проводил в особом молитвенном уединении и за богослужением. 19 ноября 1867 г. он уже был настолько немощен, что не мог совершить литургию, причастился Святых Христовых тайн и скончался. К его могиле люди всегда приходили за благословением.
Митрополиту Филарету принадлежит молитва, которая так и известна как «Молитва Филарета, святителя Московского». Она, может быть, непривычна для нас по языку, но так близка по духовному содержанию!
«Господи! Не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего я сам и просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое отверсто, ты зриши нужды, которых я не зрю. Зри, и сотвори со мною по милости Твоей, порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред святою Твоею волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе, предаюсь Тебе. Нет у меня желания кроме желания исполнить волю Твою. Научи меня молиться и Сам во мне молись. Аминь».
Митрополит Филарет повернул наши Духовные школы к творческому поиску корней. Московская и Петербургская Духовные Академии стали выпускать переводы святых отцов и начало развиваться наше собственное богословие. Одним из первых его представителей стал протоиерей Александр Васильевич Горский - друг и духовный поверенный митрополита Филарета. Он подготовил целую плеяду блестящих богословов Московской Духовной Академии, которым в качестве поощрения за успехи к фамилии прибавлялась его фамилия - Горский (или же - Платонов, в честь митрополита Платона (Левшина)). В течение полувека - со смерти митрополита Филарета до 1917 года наша богословская школа дала такой взлет, что повлияла на развитие богословской мысли на Западе.
Митрополит Московский Макарий (Невский) - знаменитый алтайский миссионер. Молодым монахом был послан на Алтай, создал там Православную Церковь, составил словарь местного наречия, снабдил его азбукой. За высокие заслуги его вызвали на древнейшую московскую кафедру. Это был старец святой жизни. Очень интересно, что уже в годы Советской власти в Николо-Угрешском монастыре, где он был погребен, добились разрешения перенести его останки в Троице-Сергиеву лавру, и останки эти были почти нетленные.
О нем рассказывали такие забавные истории. Он был очень популярен, очень близок к народу. В день памяти Преподобного Сергия в Лавру наезжали самые высокие государственные чины, масса духовенства, и там бывал торжественный обед. Раз спохватились - а митрополита, который считался почетным настоятелем Лавры, нигде нет. Бог ты мой, куда пропал? Келейник с ног сбился, обыскал все комнаты, покои - нет. Стали искать во дворе и видят: сидит он на ступенях колокольни с богомолками и поет с ними духовные песни, которые обычно поет народ. Миссионерская практика настолько вошла у него в привычку, что он не оставлял ее и на высоком посту митрополита Московского.
Мне всегда очень хотелось побывать в Таганроге. Там есть могила афонского старца Михаила, прах которого еще до революции был перевезен на военном корабле в сопровождении двух военных фрегатов. Никаких видимых причин для этого не было: поэтому предание связывает этот факт с таинственной кончиной императора Александра I. О старце Феодоре Кузмиче знают все, это же предание известно меньше. Однако можно предположить, что при крупной политической интриге двойников может быть и несколько. Примечательно и то, что вдовствующая императрица Елизавета Алексеевна даже не простилась с привезенными из Таганрога останками царственного супруга, и никогда не была на его могиле. О чем-то это говорит.
Был у меня знакомый искусствовед, который был знаком с братом барона Врангеля, тоже искусствоведом. Он рассказывал, что в начале века брат-искусствовед через брата-генерала пытался воздействовать на Николая II, чтобы как-то расследовать таганрогскую историю, покопаться в архивах. А государь император ответил: «Пусть он оставит эти замыслы. В нашей семье много такого, о чем никто даже не догадывается».
Павел Александрович Флоренский был личностью, совершенно потрясающей по своим природным дарованиям. Не было области, в которой он не был бы профессионально высок: от исследований санскрита до чтения курса электростатических постоянных в Бауманском училище - он везде был велик. Его экскурсы в область филологии касались даже нашего обыденного языка: он видел те оттенки значений, которые мы не замечаем. Его называли русским Леонардо да Винчи. В письмах, написанных из заключения, он, человек, обреченный на смерть, пишет о философских идеях и технологических решениях тех проблем, которые тогда стояли перед нашей наукой. Поскольку он был репрессирован, его не разрешалось цитировать, на него нельзя было ссылаться, но тем не менее мы собрали в рукописях его наследие и опубликовали в церковных изданиях.
Он был совершенно удивительным человеком. Нашему поколению посчастливилось застать в живых его вдову, иметь дружбу с его детьми. Мои друзья старшего поколения учились у него и вспоминали, в частности, очень милую домашнюю сценку. Семья Флоренского жила в маленьком доме в Сергиевом Посаде, он сидел там со своими рукописями, о чем-то думал, и вдруг заплакал ребенок, его маленький сынишка. Флоренский выскочил и спросил у своей матушки, что с малышом. «Да ничего, - ответила она, - не беспокойся! Просто мы с ним играли, я взяла плюшевого медведя и стала его им пугать. Я говорю ему: он не укусит». Флоренский серьезно спросил: «А он правда не укусит?»
Есть замечательная картина Нестерова «Философы», на которой изображены Флоренский и Булгаков. О. Сергий Булгаков тоже был личностью «непроизносимой». Отход от марксистских позиций не прощался в те года никогда, а он просто понял, что марксистская концепция, даже экономическая, не говоря уж о философской, - просто несостоятельна, - и спокойно перешел в русло идеалистического объяснения экономической теории. Кроме того, выехав во Францию, он создал в Париже Свято-Сергиевский богословский институт, - так что для Советской власти он был «врагом № 1». У него есть блестящая работа «Два града». За эту книгу 10 лет без права переписки было обеспечено, поэтому мы читали ее тайком даже от своих товарищей. А сейчас обсуждаются его философские и богословские взгляды, несколько лет тому назад в университете мы провели семинар «Булгаков как экономист». Понять его богословскую концепцию не каждому дано. Очень хорошо сказал некогда Константинопольский архиепископ Григорий Богослов: «Богословствовать может не каждый. И во всяком случае, не тот, кто пресмыкается по земле».
Был я знаком с дочерью Василия Васильевича Розанова. Она рассказывала, что ее родители предпочитали не делать в квартире ремонт, а нанимать новую квартиру и поэтому из детства она лучше всего запомнила, как воз, нагруженный их домашним скарбом, грохочет по булыжной мостовой. Родители ее говорили, что так, по крайней мере, собираться и распаковываться приходится один раз, а не два.
Преподаватели Академии всегда жили бедно. Патриарх рассказывал, что, когда у Василия Осиповича Ключевского спросили, почему он ездит в поезде в третьем классе, он ответил: «Потому что нет четвертого». Студенты потешались над тем, что он всегда приезжал со стопкой книг. «Это что, все - нам?» - спрашивали его. «Нет. Это все - в переплет». Лаврские переплетные мастерские были дешевле, чем в Москве. И всегда у него в руках была стопка книг. Говорили даже, что у него руки стали длиннее с тех пор, как он стал ездить в Посад. Но конечно, когда он приезжал, слушать его сбегались все.
В старое время посещение лекций было свободным. Поэтому, когда лектор читал хорошо, народу собиралось много, а если лекции были скучными, ходил дежурный студент, все тщательно записывал за профессором. Потом все складывали и получался курс лекций. Причем профессор иной раз читал одну тему весь год. А сдавать экзамен нужно было по всему курсу. Поэтому студентам приходилось много читать. И вот, профессор заходит в аудиторию, там сидит один студент и читает, заткнув уши. «Милостивый государь, почему вы заткнули уши?» - спрашивает профессор. - «Я не могу читать, когда мне мешают» - ответил студент.
Еще один анекдот о чтении. В начале года к студентам приходит новый преподаватель и спрашивает студентов: «Господа, что вы делаете утром?» - «Читаем» - угрюмым гулом отвечают студенты. - «Прекрасно! Превосходно! А что же вы делаете днем?» - «Читаем» - раздается в ответ. -«Ммм-да... Похвально, похвально! Ну а вечером?» - «Читаем» - «Господа! - не выдерживает профессор. - Когда же вы думаете?»
Был тогда у нас в Академии замечательный профессор Тареев. Очень интересный человек, глубоко православный, но смелых взглядов, а потому всегда вызывавший чувство настороженности и критику со стороны как коллег, так и студентов.
Преподаватель он был великолепный, а лекции читал ужасно: приносил тетрадочку и дудел по ней, так что студенты разбегались. Как-то раз после очередной его лекции прогрессивного характера о возрождении самодеятельности приходов, инициативы верующих (у него были очень интересные материалы на этот счет), выходит он из аудитории, за ним - студенты, вдруг опережает его иеромонах строгой жизни, и бросает ему: «Суда Божия не избежишь!» Студент - профессору! Мне это рассказывали как факт.
До революции Духовных Академий было четыре и ходила такая шутка. В Киевской - влияние Запада, там все иезуиты. В Казанской готовят миссионеров - им ехать на край света, они все пьяницы. В Петербургской - столичной - все карьеристы, дипломаты. Ну а Московская благополучно совмещает недостатки всех предыдущих.
Различные торжества посадское духовенство отмечало скромно - обычно собирались у какой-нибудь благочестивой вдовы из военных, купчих (такие часто «подкармливали» священнослужителей), устраивали чай. Однажды за чаем в «благочестивом собрании» одна дама рассуждала о том, что мечтает о монашестве, но что, вот, ей надо еще устроить такие-то и такие мирские дела (выдать замуж племянницу и т.п.). Будущий священномученик Иларион («Володя Троицкий», как называл его Патриарх) молча мешал ложечкой чай, а потом, ни к кому не обращаясь, произнес: «Богу подержанных вещей не надо!»
Вечером ворота Лавры закрывались, и те, кто не успел вернуться, проникали внутрь как могли. Рассказывали такой анекдот. Ночью в холод стоит перед воротами семинарист-первокурсник, весь дрожит, и жалобно просит привратника: «Отец, пусти! Озяб я совсем, ноги заледенели!» - «Ничего, постой, поучись!» Через некоторое время идет старшекурсник, - подходит решительным шагом, по-хозяйски стучит в ворота. - «Кто идет?» - «Полтинник!» А в мое инспекторство один из известных ныне протоиереев - тогда долговязый студент - после отбоя взобрался в окно по водосточной трубе.
Епископ Никанор, любимый ученик святителя Филарета, как-то раз приехал в Москву. При встрече митрополит Филарет спросил, где он остановился. Никанор ответил, что в номерах. Святитель неодобрительно покачал головой и сказал: «Это плохо». «Вечером - вспоминал епископ Никанор, - я понял всю мудрость и проницательность Владыки: рядом со мной в номере остановились господа офицеры. С наступлением вечера к ним начали впархивать некие особы, с которыми они устраивали бессловесные или малословесные "конференции"». «Конференциями» в старой школе назывались некие подобия годичных студенческих отчетов.
Митрополит Нестор (Анисимов) рассказывал, что одно время, в бытность его на Камчатке, у него был храм, за порядком в котором ему в значительной мере самому приходилось следить, потому что сторож Захар был пьяница, и всегда надо было проверять, все ли как надо. Однажды вечером владыка Нестор услышал, что из храма доносятся какие-то стоны. Отправился узнать, в чем дело. Заходит в храм и видит: Захар лежит ничком и причитает: «Господи! Прости Ты меня, раба Твоего, Захара, грешного, непотребного... Зде лежащего и повсюду православного!» При всем комизме ситуации в молитве пьяного сторожа скрыт глубокий смысл: хотя и грешный человек, но все же не отчаивается: грешный, но Божий.
Хотя сама картина осталась неоконченной, в качестве эскизов к ней Корин создал целую галерею портретов церковных лидеров. Он обладал очень ярким талантом, в личности портретируемого выделял самые характерные и в то же время неожиданные черты. Так, митрополита Трифона (Туркестанова) он изобразил в состоянии напряженной сосредоточенности духа, какая была свойственна ему только во время богослужения и молитвы. А вот коринский набросок портрета Патриарха самому Патриарху не понравился - «одноглазый какой-то».
Митрополит Филарет «Милостивый» (Амфитеатров) имел огромное келейное правило, - я по молодости попробовал вычитывать его, но не осилил. Однажды он, выезжая из Киево-Печерской лавры, дочитывал правило в карете. Едет, читает, и вдруг видит: на дереве, на суку сидит юродивый Феофил с большой книгой и что-то читает. «Раб Божий, - окликнул его Филарет, - ты что там делаешь?» - «Да правило в келье вычитать не успел - вот на суку и дочитываю» - ответил Феофил. Мне тоже в силу занятости нередко приходится следовать этому совету - читать правило в машине или в самолете.
08 / 12 / 2005
Родители были глубоко верующими и интеллигентными людьми. Дмитрий был единственным ребёнком в семье. Впоследствии владыка вспоминал:
В Церковь меня привело восхищение перед красотой, которую я, будучи ещё ребёнком, видел, посещая храмы с матерью. Потом пришли годы, когда Церковь стали преследовать, церковнослужителей и сами храмы уничтожать, а иконы, собранные в громадные кучи, сжигать. При виде всего этого крепло во мне чувство - защитить эту красоту, отдать вере жизнь и связать с ней свою судьбу навсегда и бесповоротно.
Окончил среднюю школу в Смоленске. Во время Великой Отечественной войны от болезни и голода умерли его родители, сам Дмитрий уехал в Белоруссию , где в поступил в Жировицкий монастырь, был секретарём канцелярии, кладовщиком, ризничим.
Образование
Окончил Минскую духовную семинарию (), Московскую духовную академию () со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы: «Святоотеческое учение о духе, душе и теле человека в связи с его нравственным совершенствованием»).
Монах и преподаватель
В 1943 года пострижен в монашество. С 1949 года - иеромонах. В -1953 года - благочинный академического и семинарского духовенства. С 1953 - профессорский стипендиат Московской духовной академии (стипендиатский отчёт «Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова »), преподаватель катехизиса, исполнял обязанности священника домовой церкви в резиденции Патриарха Алексия I в Москве.
27 марта 1956 года возведён в сан архимандрита Патриархом Иерусалимским и всея Палестины Венедиктом .
С 1957 года - помощник наместника, наместник Троице-Сергиевой лавры . Одновременно преподавал в Московской духовной академии: в 1957- - пастырское богословие, в - - логику. С 1958 года - доцент.
Уделял много внимания удел производившимся в лавре ремонтно-реставрационным работам. В эти годы он близко знакомится со многими деятелями культуры, такими как художники Р. Кент , А. Н. Бенуа , композитор Б. Бриттен , виолончелист М. Ростропович , певица Г. Вишневская , писатель К. Чуковский и многие другие. Некоторые из них на долгие годы стали его друзьями.
Будучи наместником лавры порой оказывал сопротивление советским властям. Уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви в Московской области А. А. Трушин в 1961 году говорил о нем следующее : «В отношении экскурсий. Здесь надо исправлять и наместника. Хотя он и говорит, что мы делаем все, как вы говорите, что, мол, мы принимаем только те делегации, которые интересуются делами церкви, но на самом деле это все не так. В отличие от предыдущих наместников, этот самый хитрый. Он совсем обнаглел и распоясался. Видимо, мы вскоре его уберем и поставим другого, более деликатного, который бы считался с советскими законами».
13 мая 1963 года , «в ознаменование 50-летия служения Патриарха [ Алексия I ] в епископском сане и в память совместного церковного служения», награждён церковным орденом святого князя Владимира I степени.
Архиерей
С 10 января 1965 года - епископ Саратовский и Волгоградский. В первые два года пребывания на кафедре провёл большие реставрационные работы в Свято-Троицком кафедральном соборе в Саратове. Добился возвращения церкви пяти приходов в Волгоградской области, закрытых в хрущёвское время. Сначала он пытался решить вопрос в местных органах, но после отказов добился согласия Москвы на возврат храмов. Сам владыка так описывал открытие прихода в Нижней Добринке: «Верующие пришли к секретарю райисполкома просить об открытии храма, тот показал им свою палку-трость и сказал: „Видите: как на этой палке никогда не будут зеленеть листья, так никогда вам не видать этого храма“. И вдруг - распоряжение из Москвы: „церковь открыть“». В феврале - июле 1968 года временно управлял Астраханской епархией, за столь короткий срок посетил её трижды.
Много проповедовал, в том числе на исторические темы. Будучи на Саратовской кафедре, продолжил общение с представителями творческой интеллигенции, приобщал их к Церкви. 2 мая 1970 года в своей домовой церкви обвенчал М. Ростроповича и Г. Вишневскую, позднее крестил актрису И. Муравьёву . Любил и хорошо знал симфоническую и оперную классику. У него была огромная фонотека, состоящая из 3600 пластинок, в том числе с авторскими автографами. В 1990 году архиепископ Пимен был почётным членом жюри Международного конкурса им. Чайковского.
С 1977 года - архиепископ. В последние годы жизни много сделал для возвращения церкви храмов - за два года были открыты 70 церквей. В связи с большим количеством приходов епархия была разделена на две, причём в юрисдикции владыки Пимена остались приходы, находившиеся на территории Саратовской области. С 1990 года в связи с этим стал именоваться архиепископом Саратовским и Вольским.
При его непосредственном участии была открыта Самарская духовная семинария (на праздничном акте по случаю открытия подарил ей более двухсот книг из своей личной библиотеки), церкви возвращён Свято-Алексеевский скит женского монастыря в Саратове, стал выходить журнал «Саратовские епархиальные ведомости».
Был членом Общественного комитета спасения Волги , лично обращался к бывшему Председателю Верховного Совета СССР А. И. Лукьянову и написал ему письмо, где изложил ряд конкретных мероприятий для улучшения экологии бассейна Волги.
Дни памяти архиепископа Пимена
В Саратове, начиная с декабря (10-й годовщины кончины владыки Пимена), регулярно проходят Дни памяти архиепископа Пимена. В в открытии Дней памяти принимал участие М. Л. Ростропович. В рамках Дней памяти Саратовская епархия и Саратовский государственный университет организуют Пименовские чтения, задача которых - «осмысление исторического опыта Русской Православной Церкви, роли Православия в деле духовного возрождения Отечества, определение путей реального соработничества церковной и светской науки в области культурного и нравственного просвещения современного российского общества».
Напишите отзыв о статье "Пимен (Хмелевский)"
Ссылки
- www.eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_5736
Примечания
|
|
Отрывок, характеризующий Пимен (Хмелевский)
– Ну, что ж это, господа, – сказал штаб офицер тоном упрека, как человек, уже несколько раз повторявший одно и то же. – Ведь нельзя же отлучаться так. Князь приказал, чтобы никого не было. Ну, вот вы, г. штабс капитан, – обратился он к маленькому, грязному, худому артиллерийскому офицеру, который без сапог (он отдал их сушить маркитанту), в одних чулках, встал перед вошедшими, улыбаясь не совсем естественно.– Ну, как вам, капитан Тушин, не стыдно? – продолжал штаб офицер, – вам бы, кажется, как артиллеристу надо пример показывать, а вы без сапог. Забьют тревогу, а вы без сапог очень хороши будете. (Штаб офицер улыбнулся.) Извольте отправляться к своим местам, господа, все, все, – прибавил он начальнически.
Князь Андрей невольно улыбнулся, взглянув на штабс капитана Тушина. Молча и улыбаясь, Тушин, переступая с босой ноги на ногу, вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами то на князя Андрея, то на штаб офицера.
– Солдаты говорят: разумшись ловчее, – сказал капитан Тушин, улыбаясь и робея, видимо, желая из своего неловкого положения перейти в шутливый тон.
Но еще он не договорил, как почувствовал, что шутка его не принята и не вышла. Он смутился.
– Извольте отправляться, – сказал штаб офицер, стараясь удержать серьезность.
Князь Андрей еще раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное.
Штаб офицер и князь Андрей сели на лошадей и поехали дальше.
Выехав за деревню, беспрестанно обгоняя и встречая идущих солдат, офицеров разных команд, они увидали налево краснеющие свежею, вновь вскопанною глиною строящиеся укрепления. Несколько баталионов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины. Они подъехали к укреплению, осмотрели его и поехали дальше. За самым укреплением наткнулись они на несколько десятков солдат, беспрестанно переменяющихся, сбегающих с укрепления. Они должны были зажать нос и тронуть лошадей рысью, чтобы выехать из этой отравленной атмосферы.
– Voila l"agrement des camps, monsieur le prince, [Вот удовольствие лагеря, князь,] – сказал дежурный штаб офицер.
Они выехали на противоположную гору. С этой горы уже видны были французы. Князь Андрей остановился и начал рассматривать.
– Вот тут наша батарея стоит, – сказал штаб офицер, указывая на самый высокий пункт, – того самого чудака, что без сапог сидел; оттуда всё видно: поедемте, князь.
– Покорно благодарю, я теперь один проеду, – сказал князь Андрей, желая избавиться от штаб офицера, – не беспокойтесь, пожалуйста.
Штаб офицер отстал, и князь Андрей поехал один.
Чем далее подвигался он вперед, ближе к неприятелю, тем порядочнее и веселее становился вид войск. Самый сильный беспорядок и уныние были в том обозе перед Цнаймом, который объезжал утром князь Андрей и который был в десяти верстах от французов. В Грунте тоже чувствовалась некоторая тревога и страх чего то. Но чем ближе подъезжал князь Андрей к цепи французов, тем самоувереннее становился вид наших войск. Выстроенные в ряд, стояли в шинелях солдаты, и фельдфебель и ротный рассчитывали людей, тыкая пальцем в грудь крайнему по отделению солдату и приказывая ему поднимать руку; рассыпанные по всему пространству, солдаты тащили дрова и хворост и строили балаганчики, весело смеясь и переговариваясь; у костров сидели одетые и голые, суша рубахи, подвертки или починивая сапоги и шинели, толпились около котлов и кашеваров. В одной роте обед был готов, и солдаты с жадными лицами смотрели на дымившиеся котлы и ждали пробы, которую в деревянной чашке подносил каптенармус офицеру, сидевшему на бревне против своего балагана. В другой, более счастливой роте, так как не у всех была водка, солдаты, толпясь, стояли около рябого широкоплечего фельдфебеля, который, нагибая бочонок, лил в подставляемые поочередно крышки манерок. Солдаты с набожными лицами подносили ко рту манерки, опрокидывали их и, полоща рот и утираясь рукавами шинелей, с повеселевшими лицами отходили от фельдфебеля. Все лица были такие спокойные, как будто всё происходило не в виду неприятеля, перед делом, где должна была остаться на месте, по крайней мере, половина отряда, а как будто где нибудь на родине в ожидании спокойной стоянки. Проехав егерский полк, в рядах киевских гренадеров, молодцоватых людей, занятых теми же мирными делами, князь Андрей недалеко от высокого, отличавшегося от других балагана полкового командира, наехал на фронт взвода гренадер, перед которыми лежал обнаженный человек. Двое солдат держали его, а двое взмахивали гибкие прутья и мерно ударяли по обнаженной спине. Наказываемый неестественно кричал. Толстый майор ходил перед фронтом и, не переставая и не обращая внимания на крик, говорил:
– Солдату позорно красть, солдат должен быть честен, благороден и храбр; а коли у своего брата украл, так в нем чести нет; это мерзавец. Еще, еще!
И всё слышались гибкие удары и отчаянный, но притворный крик.
– Еще, еще, – приговаривал майор.
Молодой офицер, с выражением недоумения и страдания в лице, отошел от наказываемого, оглядываясь вопросительно на проезжавшего адъютанта.
Князь Андрей, выехав в переднюю линию, поехал по фронту. Цепь наша и неприятельская стояли на левом и на правом фланге далеко друг от друга, но в средине, в том месте, где утром проезжали парламентеры, цепи сошлись так близко, что могли видеть лица друг друга и переговариваться между собой. Кроме солдат, занимавших цепь в этом месте, с той и с другой стороны стояло много любопытных, которые, посмеиваясь, разглядывали странных и чуждых для них неприятелей.
С раннего утра, несмотря на запрещение подходить к цепи, начальники не могли отбиться от любопытных. Солдаты, стоявшие в цепи, как люди, показывающие что нибудь редкое, уж не смотрели на французов, а делали свои наблюдения над приходящими и, скучая, дожидались смены. Князь Андрей остановился рассматривать французов.
– Глянь ка, глянь, – говорил один солдат товарищу, указывая на русского мушкатера солдата, который с офицером подошел к цепи и что то часто и горячо говорил с французским гренадером. – Вишь, лопочет как ловко! Аж хранцуз то за ним не поспевает. Ну ка ты, Сидоров!
– Погоди, послушай. Ишь, ловко! – отвечал Сидоров, считавшийся мастером говорить по французски.
Солдат, на которого указывали смеявшиеся, был Долохов. Князь Андрей узнал его и прислушался к его разговору. Долохов, вместе с своим ротным, пришел в цепь с левого фланга, на котором стоял их полк.
– Ну, еще, еще! – подстрекал ротный командир, нагибаясь вперед и стараясь не проронить ни одного непонятного для него слова. – Пожалуйста, почаще. Что он?
Долохов не отвечал ротному; он был вовлечен в горячий спор с французским гренадером. Они говорили, как и должно было быть, о кампании. Француз доказывал, смешивая австрийцев с русскими, что русские сдались и бежали от самого Ульма; Долохов доказывал, что русские не сдавались, а били французов.
– Здесь велят прогнать вас и прогоним, – говорил Долохов.
– Только старайтесь, чтобы вас не забрали со всеми вашими казаками, – сказал гренадер француз.
Зрители и слушатели французы засмеялись.
– Вас заставят плясать, как при Суворове вы плясали (on vous fera danser [вас заставят плясать]), – сказал Долохов.
– Qu"est ce qu"il chante? [Что он там поет?] – сказал один француз.
– De l"histoire ancienne, [Древняя история,] – сказал другой, догадавшись, что дело шло о прежних войнах. – L"Empereur va lui faire voir a votre Souvara, comme aux autres… [Император покажет вашему Сувара, как и другим…]