Аня помнила из рассказов мастер. Еду домой к маме — сказала Аня и отвернулась к окну, на глаза навернулись слезы
Зачет №1 по теме «Лексика и фразеология». Вариант I.
- Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания .
Аня помнила из ра__казов матер__ что она родилась на юге под Одессой и уже годовалым ребенком была перев__зена на север в Царское Село в сырое великолепие царстве___ых парков под чьей сенью гулял среди лицеистов ю__ый Александр Пушкин.
Аня в подр__стковом возрасте была н__чем (не)пр__мечательна. Тихоня замкнутая ст__снительная девочка... Только близкие знали что эта тихоня лазала по деревьям как кошка а в воде чу__ствовала себя как рыба.
С Колей Гумилевым своим будущим мужем первым мужем Аня позн__комилась в 1904 году в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудес(?)ный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они к__зались золотистыми (не)натуральными словно нареза___ыми из фольги.
(На)встречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня н__чуть (не)была заинтересована этими щ__голеватыми гимназистами свысока заносч__во посматр__вавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них Коля Гумилев.
Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгнове__о смутили пухлые губки... Нежное лич__ко... Волосы... В ее облик__ было что-то (не)высказа__ое печальное таинстве__ое... Нельзя было (не)влюби(ть,т)ся в эту име__о в эту хрупкую девочку...
После этой встреч__ Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко искать с ней (в)роде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он (не)нравился вероятно в этом возр__сте девушкам нрав__(ть,т)ся разоч__рова__ые молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ра__ий пери__д несколько деревя__ым высокомерным (с)виду и очень (не)увере__ым внутри. Роста высокого худощав с очень красивыми руками несколько удлине__ым бледным лицом не очень заметной внешности но не лише__ой элегантности. Блондин каких на севере можно часто встретить.
Позже возмужав и пройдя суровую к__в__лерийскую школу он сделался лихим наез(?)ником храбрым офицером. Благодаря своей пр__восходной дли__ой фигуре и широким плечам Гумилев был очень пр__ятен и даже интересен особе__о в мундире.
Но это будет много позже а пока он всего лишь если и не гадкий то серый утенок ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уход__т избега__т его. Почему? (А.Н. Петров)
- Выполните задания
- Найдите соответствия
1. Омонимы | |
2. Омоформы | |
3. Омофоны | |
4. Омографы | |
5. Паронимы | |
6. Синонимы | |
7. Антонимы |
- В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
1) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
2) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
3) глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;
4) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;
5) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза.
1) коренной житель – коренной вопрос;
2) спутник Марса – спутник в дороге;
3) пачка папирос – пачка балерины;
4) холодное молоко – холодный взгляд;
5) крутой кипяток – крутой характер.
- Определите средства художественной выразительности в примерах:
1) Люблю я пышное природы увяданье…
2) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
3) Мы вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты.
- Определите, в каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления:
1) гутарить, компьютер;
2) поэт, лицедей;
3) курень, предки (родители);
4) притаранить (принести), вредный.
6. Определите, какие из названных слов являются архаизмами:
Чело, дружина, лицедей, нэпман, волость, продналог, перст.
Банкротство, имитация, адекватный, имидж.
8. Замените слова описательными оборотами (перифразами):
Море, утро.
9. Определите, какие средства языковой выразительности использованы в предложениях.
1. Тонкий лимонный лунный свет. (С.Есенин) 2. Смотри, ей весело грустить / Такой нарядно-обнаженной. (А.Ахматова) 3. Я смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Восемь лет не видел я Горюхина. (А.Пушкин) 4. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. (И.Тургенев) 5. Осенней неги поцелуй горел в лесах… (Н.Гумилев) 6. Он тоже пошел. В магазин. Купить сигарет. (В.Шукшин) 7. Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом!../ Что ищет он в стране далекой? / Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов) 8. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (А.Чехов)
Зачетная работа №2 по теме «Лексика и фразеология». Вариант II
- Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Все сроки вышли. Т__нуть дальше было нельзя. И вот 25 апреля 1910 года Анна Андреевна Горенко и Николай Степанович Гумилев обвенчались в Никольской церкви села Никольская Слободка под Киевом. Прошло более трех лет с момента когда Гумилев просил руки Анны.
Хрупкая стройная девушка станов__(ть,т)ся женой поэта. Но она и сама поэт! И разве (не)знала (не)пр__двид__ла Анна судьбу этого брака свою судьбу судьбу мужа? Что волею врем__ни чудовищно нелепо совпавших (не)благопр__ятных обстоятельств направля__мая большевиками внутре___яя орда перелома__т хребет царству__щей д__настии а потом и самой Российской империи?! И пойдет крушить громить грабить?!
И что она сама Анна Ахматова поэт женщина с царстве__ой осанкой и такой(же) душой менее чем через десять лет будет ввергнута в пучину жесточайших испытаний?!
По пути в церковь Анна стала ра__казывать Гумилеву свой сон. Ей пр__снилось что будет жить она в убогой обстановк__ (одна)одинеш__нька ветхое единстве__ое одеяло дырявый д__ван изноше__ый узорч_тый халат который (в)течени__ долгого врем__ни будет ее единстве__ой домашней одеждой.
Брось это хандра сказал на это Гумилев. Подожди нас ждет Париж Италия. Все пройдет.
Анна задумалась. Всегдашняя п__чаль не сходила с ее лица. Будучи в подв__нечном наряде она к__залась еще п__чальней. Лишь глаза бл__стели делая ее лицо пр__красным и одухотворе__ым.
Анна (не)ошиблась в своем пророчестве. Будет будет лучшая поэтесса России через годы бедна пр__вычной бедностью от которой даже не попыта__тся избави(ть,т)ся а ее единстве__ой утв__рью станет потертый чемодан__шко набитый блокнотами стоящий в углу (на)готове как и вся громадная д__ржава (государство)к__лония где все население как(будто) в каком(то) к_шмарном тв__рении (западника)п_(_сс,с)имиста выстро__лось в очереди в тюрьму лагеря к__лонии... В очереди на ра(сс,с)трел.
Но тогда в 1910 году был апрель мир был наполн__н солнечным светом чернобородые мужики завидев свадебный кортеж радос(?)но махали шапками. (А.Н. Петров)
- Выполните задания
- Найдите соответствия
1. Омонимы | А) Однокоренные слова, близкие по звучанию, но отличающиеся по значению |
2. Омоформы | Б) Слова одной и той же части речи, различные по звучанию и имеющие прямо противоположные значения |
3. Омофоны | В) Слова, принадлежащие к одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению, имеющие разные аффиксы |
4. Омографы | Г) Слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одни и те же понятия, но различающиеся оттенками значений и стилистической окраской |
5. Паронимы | Д) Слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению |
6. Синонимы | Е) Слова, пишущиеся одинаково, но произносящиеся различно, главным образом в зависимости от ударения |
7. Антонимы | Ж) Слова, разные по значению, но совпадающие по звучанию и написанию не во всех грамматических формах |
- Найдите словосочетания, в которых подчёркнутые слова являются омонимами.
1) счастливый брак – заводской брак;
2) корень слова – корень растения;
3) идут торги – идут часы;
4) сборка конструкции – сборка на юбке;
5) звезда эстрады – звезда на небе.
- В каком предложении слово употреблено в переносном значении?
1) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.
2) Желтые листья медленно падали на землю.
3) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.
4) Громады утесов на берегу создавали величественную картину.
5) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.
4. Определите средства художественной выразительности в примерах:
1) И скучно, и грустно, и некому руку подать.
2) Где стол был яств, там гроб стоит.
3) Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.
5. Определите, в каком ряду оба слова относятся к лексике ограниченного употребления:
1) маленький, очи;
2) воевода, гимназия;
3) облом, опричник;
4) ликбез, лентяй.
6. Определите, какие из названных слов являются историзмами:
Урядник, пиит, зерцало, боярин, око, гридница, град.
7. Замените заимствованные слова русскими синонимами:
Презентация, креативный, инертный, интерпретировать.
8. В каких примерах встречаются контекстуальные антонимы? Запишите их.
А) Речи что мед, а дела что полынь. б) Сморчком глядит, а богатырем кашу уплетает.
В) Час побережешься – век проживешь. г) На печи не храбрись, а в бою не трусь. д) Счастье – это всего лишь отсутствие несчастья. е) Речи как снег, а дела как сажа.
9. Укажите предложения, в которых использованы эпитеты. Выпишите их вместе с определяемым словом.
1. Закружилась листва золотая / В розоватой воде на пруду. (С.Есенин) 2. Бывают сладчайшие, драгоценные, памятные на всю жизнь глотки воздуха. (В.Солоухин) 3. Гряды синеющих холмов / И груды белых облаков / На фоне мраморного неба. (М.Волошин) 4. На окне, серебряном от инея, / За ночь хризантемы расцвели. (И.Бунин) 5. В бездонном небе легким белым краем / Встает, сияет облако. (И.Бунин) 6. О пальцы гибкие, начните / Очаровательный урок. (О.Мандельштам) 7. Смуглый отрок бродил по аллеям, / У озерных грустил берегов, / И столетие мы лелеем / Еле слышный шелест шагов. (А.Ахматова)
Тренировочные тексты по пунктуации и орфографии
10 - 11-е классы
ТЕКСТ № 1
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Аня помнила из ра_казов матер_ что она родилась на юге под Одессой и уже годовалым ребенком была перев_зена на север в Царское Село в сырое великолепие царстве_ых парков под чьей сенью гулял среди лицеистов ю_ый Александр Пушкин.
Аня в подр_стковом возрасте была н_чем (не)пр_мечательна. Тихоня замкнутая ст_снительная девочка... Только близкие знали что эта тихоня лазала по деревьям как кошка а в воде чу_ствовала себя как рыба.
С Колей Гумилевым своим будущим мужем первым мужем Аня позн_комилась в 1904 году в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудес(?)ный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они к_зались золотистыми (не)натуральными словно нареза_ыми из фольги.
(На)встречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня н_чуть (не)была заинтересована этими щ_голеватыми гимназистами свысока заносч_во посматр_вавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них Коля Гумилев.
Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгнове_о смутили пухлые губки... Нежное лич_ко... Волосы... В ее облик_ было что-то (не)высказа_ое печальное таинстве_ое... Нельзя было (не)влюби(ть,т)ся в эту име_о в эту хрупкую девочку...
После этой встреч_ Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко искать с ней (в)роде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он (не)нравился вероятно в этом возр_сте девушкам нрав_(ть,т)ся разоч_рова_ые молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ра_ий пери_д несколько деревя_ым высокомерным (с)виду и очень (не)увере_ым внутри. Роста высокого худощав с очень красивыми руками несколько удлине_ым бледным лицом не очень заметной внешности но не лише_ой элегантности. Блондин каких на севере можно часто встретить.
Позже возмужав и пройдя суровую к_в_лерийскую школу он сделался лихим наез(?)ником храбрым офицером. Благодаря своей пр_восходной дли_ой фигуре и широким плечам Гумилев был очень пр_ятен и даже интересен особе_о в мундире.
Но это будет много позже а пока он всего лишь если и не гадкий то серый утенок ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уход_т избега_т его. Почему?
Задание. Проиллюстрируйте данные ниже правила примерами из текста.
1. При обособлении приложения употребляется тире, если перед приложением можно без изменения смысла вставить слова а именно.
2. Приложение, относящееся к имени собственному, обособляется, если стоит после определяемого существительного.
3. Обособляются распространенные определения, выраженные причастием с зависящими от него словами.
4. Точка с запятой ставится в бессоюзном сложном предложении, если части его отдалены друг от друга по смыслу.
5. Обособляется, как правило, деепричастный оборот независимо от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому.
6. Для смыслового выделения или для попутного пояснения могут выделяться запятыми обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах. Чаще всего такие конструкции образуются именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями благодаря, ввиду, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в связи, в силу, вследствие, несмотря на, при условии, согласно и др.
ТЕКСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Аня помнила из рассказов матери, что она родилась на юге, под Одессой, и уже годовалым ребенком была перевезена на север - в Царское Село, в сырое великолепие царственных парков, под чьей сенью гулял среди лицеистов юный Александр Пушкин.
Аня в подростковом возрасте была ничем не примечательна. Тихоня, замкнутая, стеснительная девочка... Только близкие знали, что эта тихоня лазала по деревьям, как кошка, а в воде чувствовала себя, как рыба.
С Колей Гумилевым, своим будущим мужем, первым мужем, Аня познакомилась в 1904 году, в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудесный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью, а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они казались золотистыми, ненатуральными, словно нарезанными из фольги.
Навстречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня ничуть не была заинтересована этими щеголеватыми гимназистами, свысока, заносчиво посматривавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них, Коля Гумилев.
Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгновенно смутили пухлые губки... Нежное личико... Волосы... В ее облике было что-то невысказанное, печальное, таинственное... Нельзя было не влюбиться в эту, именно в эту хрупкую девочку...
После этой встречи Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко, искать с ней вроде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он не нравился; вероятно, в этом возрасте девушкам нравятся разочарованные молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ранний период несколько деревянным, высокомерным с виду и очень неуверенным внутри. Роста высокого, худощав, с очень красивыми руками, несколько удлиненным бледным лицом, не очень заметной внешности, но не лишенной элегантности. Блондин, каких на севере можно часто встретить.
Позже, возмужав и пройдя суровую кавалерийскую школу, он сделался лихим наездником, храбрым офицером. Благодаря своей превосходной длинной фигуре и широким плечам Гумилев был очень приятен и даже интересен, особенно в мундире.
Но это будет много позже, а пока он всего лишь если и не гадкий, то серый утенок, ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уходит, избегает его. Почему?
Задание . Проиллюстрируйте данные ниже правила примерами из текста.
1. Приложение, относящееся к имени собственному, обособляется, если стоит после определяемого существительного.
2. Обособляются распространенные определения, выраженные причастием с зависящими от него словами.
3. Обособляется, как правило, деепричастный оборот независимо от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому.
4. Для смыслового выделения или для попутного пояснения могут выделяться запятыми обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах. Чаще всего такие конструкции образуются именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями благодаря, ввиду, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в связи, в силу, вследствие, несмотря на, при условии, согласно и др.
Аня помнила из рассказов матери, что она родилась на юге, под Одессой, и уже годовалым ребенком была перевезена на север – в Царское Село, в сырое великолепие царственных парков, под чьей сенью гулял среди лицеистов юный Александр Пушкин.
Аня в подростковом возрасте была ничем не примечательна. Тихоня, замкнутая, стеснительная девочка… Только близкие знали, что эта тихоня лазала по деревьям, как кошка, а в воде чувствовала себя, как рыба.
С Колей Гумилевым, своим будущим мужем, первым мужем, Аня познакомилась в 1904 году, в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудесный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью, а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они казались золотистыми, ненатуральными, словно нарезанными из фольги.
Навстречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня ничуть не была заинтересована этими щеголеватыми гимназистами, свысока, заносчиво посматривавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них, Коля Гумилев.
Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгновенно смутили пухлые губки… Нежное личико… Волосы… В ее облике было что-то невысказанное, печальное, таинственное… Нельзя было не влюбиться в эту, именно в эту хрупкую девочку...
После этой встречи Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко, искать с ней вроде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он не нравился; вероятно, в этом возрасте девушкам нравятся разочарованные молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ранний период несколько деревянным, высокомерным с виду и очень неуверенным внутри. Роста высокого, худощав, с очень красивыми руками, несколько удлиненным бледным лицом, не очень заметной внешности, но не лишенной элегантности. Блондин, каких на севере можно часто встретить.
Позже, возмужав и пройдя суровую кавалерийскую школу, он сделался лихим наездником, храбрым офицером. Благодаря своей превосходной длинной фигуре и широким плечам Гумилев был очень приятен и даже интересен, особенно в мундире.
Но это будет много позже, а пока он всего лишь если и не гадкий, то серый утенок, ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уходит, избегает его. Почему?
- Что-то вы такая грустная… - сказал Ане молодой мужчина. Он только что зашел в купе и разложил свои вещи.
Нет, у меня все нормально, еду домой к маме - сказала Аня и отвернулась к окну, на глаза навернулись слезы. Алексей дал ей свой платок и сел рядом. На мгновение их взгляды встретились, он увидел очень красивые голубые глаза.
Аня невольно положила голову ему на плечо, ей сейчас нужен был кто-то, кто мог помочь забыть все…
Она рассказала Алексею, что едет домой, ушла от мужа. Он оказался подлецом и долгое время обманывал ее. Прожили они десять, как ей казалось счастливых лет. Детей не было, муж всегда был против. Да и как-то все не получалось. А тут вернулась из рабочей командировки раньше на день, обнаружила у себя дома мужа с лучшей подругой…
Вот так закончилась некогда красиво начинавшаяся история их любви.
Наскоро собрав вещи, Анна купила билет на ближайший поезд до своего родного города, где она когда-то родилась, ходила в школу и была счастлива. Там жили её мама и старенькая бабушка.
Вечером Алексей пригласил Аню сходить в вагон-ресторан. Она надела платье, достала из сумочки колечко с бирюзой, его когда-то подарила мама на свадьбу, но одевала Аня украшение редко.
Они долго сидели в ресторане, говорили не о чем. Тут Алексей увидел кольцо на пальце и очень долго рассматривал его. Оно было очень красивое, ручной работы, мама его заказывала специально для дочери, с обратной стороны на была гравировка - мелкими буквами «Счастье».
В купе они пришли уже за полночь. От выпитого вина кружило голову, ночь пролетела очень быстро…
Аня ещё спала, когда Алексей собрал свои вещи и тихонько попрощался с ней, оставив на столе записку с номером телефона: «если захочешь когда нибудь услышать меня, позвони…».
Прочитав, она улыбнулась, в ее планы не входили серьезные отношения, но записку женщина все же положила в сумочку.
Вечером она была уже дома, дверь открыла мама.
Аня, что же ты не предупредила, что приедешь, я бы встретила тебя. - сказала она.
Чуть позже сели за стол, мама стала расспрашивать, как у нее дела, как Максим. Аня сказала, что приехала на совсем, Максим в прошлом.
Начну новую жизнь, ведь мне только 32 года. У меня все еще впереди…
Мама помогла найти хорошую работу, жизнь потихоньку налаживалась. Как-то утром Аня проснулась и побежала в ванную, ее сильно тошнило, кружилась голова. Мама обеспокоено спросила:
У тебя все нормально?
Ничего страшного,все пройдет, наверно съела что-то не то, - сказала Аня и стала собираться на работу.
Днем все повторилось. Вечером тоже.
Анечка сходи завтра в больницу, - обеспокоенно сказала мама.
На следующий день Аня поехала к врачу.
Вы беременны, поздравляю! - после осмотра сказал врач - рожать будем?
Да, конечно, - не раздумывая ответила Аня и счастливая пошла домой.
Вечером рассказала маме, та взяла в руки телефон и стала набирать номер.
Мама, ты кому звонишь?
Хочу Максима обрадовать. - ответила она.
Не надо, - Аня забрала телефон из рук мамы - ребенок не Максима. Ему мои дети не нужны и я тоже.
И она рассказала причину своего возвращения домой.
А кто же тогда отец? - удивлено спросила мать.
Алексей…И давай эту тему больше не поднимать.
Наступила тишина… Аня для себя все решила. Она сама вырастит и воспитает ребенка. Мужчины ей больше не нужны.
Беременность проходила сложно, женщина часто лежала в больнице, находилась под постоянным наблюдением врачей. Роды начались в срок, после долгих изнуряющих схваток на свет появилась замечательная здоровая девочка - Мия.
А дальше жизнь пошла своим чередом, малышка росла на радость бабушке и маме. Аня радовалась каждому новому дню, жила ради дочки, иногда смотрела нее и ловила себя на мысли, что она все больше напоминала ей Алексея, того попутчика, который подарил ей радость материнства и сделал ее самой счастливой…
Но жизнь распорядилась по своему. Аня заболела, болезнь стала стремительно развиваться после родов. Прогнозы врачей были неутешительны, полгода, год…
Мия к тому времени закончила школу, стала уже взрослой. Аня так и не смогла рассказать ей об отце, она думала, что дочь ее неправильно поймет. Только в последний момент, передавая дочери кольцо, Аня сказала:
Возьми дочка, это колечко, оно принесло мне когда-то счастье, и ты тоже будь счастлива…
Прошло несколько лет, после окончания института бабушка подарила внучке путевку на море. Накануне отъезда они обе очень волновались, Мия успокаивала бабушку.
Не переживай, я еду только на неделю, а она пролетит очень быстро…
Билет на поезд девушка положила в сумочку, проверила документы и надела на палец мамино кольцо.
Поезд пришел во время, девушка села в свое купе. Под стук колес стала смотреть в окно, на проносящиеся леса, станции, реки. Утром дверь купе открылась и зашел мужчина одетый с иголочки, с приятной улыбкой на лице. Он поздоровался, сел на свое место и тоже стал смотреть в окно. Долго ехали молча, потом заглянула проводница и предложила чай.
Поставила на стол два стакана, и пожелала приятного чаепития.
Мия достала из сумки печенье, конфеты, мужчина шоколад и они сели пить чай.
Тут он замер, шоколад выпал из его рук.
Что с вами?- спросила девушка.
Это кольцо на вашей руке? откуда он у вас?- спросил он.
Мамин подарок, - ответила Мия, а потом рассказала про то как она родилась, как однажды спросила у мамы про отца и не получила ответа на свой вопрос, как мама болела…
Алексей сидел, смотрел в глаза Мии, и вспоминал Аню, ту прекрасную попутчицу, про которую он помнил всю жизнь.
Он так и не дождался звонка от нее, а номера Ани не зал, Алексей ждал и надеялся, каждый день, каждую минуту, не проходило и дня, чтобы он не вспоминал ее…
На нем есть гравировка? « Счастье».
Откуда вы знаете? Вы знали мою маму?
Алексей рассказал все Мие, сейчас он смотрел на девушку и понимал, что это его дочь. Он так и не встретил и не полюбил никого, Аня всегда стояла перед глазами, мужчина всю жизнь мечтал, что они когда нибудь встретятся. Но этого не произошло. Наверно чудеса не повторяются… Мия обняла своего папу, он прижал ее к себе, так они ехали долго долго. Прощаясь, договорились, что она ему позвонит когда поедет обратно домой.
Мия ждала отца около вагона, он побежал увидев ее из далека.
Я очень боялся, что потеряю тебя, -сказал Алексей обнимая дочь.
Нет, папа, теперь-то мы будем всегда вместе.
Она посмотрела на свое кольцо и сказала:
Счастье есть. Оно с нами.
Отец обнял дочь. Они сели в вагон и поехали к бабушке, которая еще ничего не знала.
Задание . Проиллюстрируйте данные ниже правила примерами из текста.
1. При обособлении приложения употребляется тире, если перед приложением можно без изменения смысла вставить слова а именно.
2. Приложение, относящееся к имени собственному, обособляется, если стоит после определяемого существительного.
3. Обособляются распространенные определения, выраженные причастием с зависящими от него словами.
4. Точка с запятой ставится в бессоюзном сложном предложении, если части его отдалены друг от друга по смыслу.
5. Обособляется, как правило, деепричастный оборот независимо от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому.
6. Для смыслового выделения или для попутного пояснения могут выделяться запятыми обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах. Чаще всего такие конструкции образуются именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями благодаря, ввиду, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в связи, в силу, вследствие, несмотря на, при условии, согласно
и др.
ТЕКСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Аня помнила из рассказов матери, что она родилась на юге, под Одессой, и уже годовалым ребенком была перевезена на север – в Царское Село, в сырое великолепие царственных парков, под чьей сенью гулял среди лицеистов юный Александр Пушкин.
Аня в подростковом возрасте была ничем не примечательна. Тихоня, замкнутая, стеснительная девочка... Только близкие знали, что эта тихоня лазала по деревьям, как кошка, а в воде чувствовала себя, как рыба.
С Колей Гумилевым, своим будущим мужем, первым мужем, Аня познакомилась в 1904 году, в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудесный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью, а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они казались золотистыми, ненатуральными, словно нарезанными из фольги.
Навстречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня ничуть не была заинтересована этими щеголеватыми гимназистами, свысока, заносчиво посматривавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них, Коля Гумилев.
Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгновенно смутили пухлые губки... Нежное личико... Волосы... В ее облике было что-то невысказанное, печальное, таинственное... Нельзя было не влюбиться в эту, именно в эту хрупкую девочку...
После этой встречи Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко, искать с ней вроде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он не нравился; вероятно, в этом возрасте девушкам нравятся разочарованные молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ранний период несколько деревянным, высокомерным с виду и очень неуверенным внутри. Роста высокого, худощав, с очень красивыми руками, несколько удлиненным бледным лицом, не очень заметной внешности, но не лишенной элегантности. Блондин, каких на севере можно часто встретить.
Позже, возмужав и пройдя суровую кавалерийскую школу, он сделался лихим наездником, храбрым офицером. Благодаря своей превосходной длинной фигуре и широким плечам Гумилев был очень приятен и даже интересен, особенно в мундире.
Но это будет много позже, а пока он всего лишь если и не гадкий, то серый утенок, ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уходит, избегает его. Почему?
(А. Н. Петров)
Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»
1.Диктант с грамматическим заданием
1)Полученный ответ рассматривался как согласие. 2)Мы встретимся с вами в ближайшее время, например, завтра. 3)Эти неприхотливые яркие цветы называют календулой, или ноготками. 4)Внизу сновали машины, как быстрые разноцветные жуки. 5)Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну, катер продолжал упорно двигаться вперёд. 6)Недалеко от Санкт-Петербурга, в двадцати девяти километрах к западу, на острове Котлин, в Финском заливе, Пётр Первый заложил город-крепость Кронштадт. 7)Как-то вечером к отцу пришёл друг, доктор Ливси. 8) По вечерам он сидел в общей комнате в самом углу, у огня, и пил ром, слегка разбавляя его водой. 9)Я хотел бы знать: обретается ли он здесь, в этом доме, мой товарищ Билли? 10)Первые мореплаватели, покидая сушу, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн и, конечно, по звёздам. 11) Нельзя работать спустя рукава. 12)Счёт долгот на Земле ведут от Гринвичского, или нулевого, меридиана. 13)Некоторые библейские имена, в том числе Хам, Иуда, стали нарицательными. 14)Лицо его, исчерченное морщинами, оставалось невозмутимыми. 15)Пароход отчалил и, описав круг, побежал вниз. 16)В «Капитанской дочке» Пушкин изобразил Пугачёва как сильную, могучую, но крайне противоречивую натуру.
Грамматическое задание:
V . Определите главное средство связи частей сложноподчиненного предложения.
1. Сам чайханщик с круглыми плечами, Чтобы славилась пред русским чайхана, Угощает меня красным чаем Вместо крепкой водки и вина (С. Есенин).
2. Стол был уставлен бутылками, тарелочками с колбасой, разложенной звездочками, и икрой, размазанной по тарелке так, чтобы ее казалось больше (А. Аверченко).
3. Пожил немного Витус в родном доме и стал подумывать, куда отправиться снова (О. Орлов).
А. Части соединены функциональным союзом. Б. Части соединены семантическим союзом. В. Части соединены союзным словом.
VI . Определите вид придаточной части, относящейся к слову в главной части сложноподчиненного предложения.
Купальницы, затопившие было весенней желтизной все луга, теперь уступили место этим колокольцам, первым ромашкам и нежной, пронзительно-розовой, словно лазурной гвоздичке, которую называют в народе девичьей красотой (В. Белов).
1. Придаточная определительная часть.
2. Придаточная изъяснительная часть.
3. Придаточная часть меры и степени.
VII . Определите вид придаточной части, назвав главное средство связи главной части предложения с придаточной. Что распространяет придаточная часть?
Род Лермонтовых ведет свое начало из Шотландии, где еще в средние века существовал известный род Лермонтов (В. Афанасьев).
1. Придаточная часть места присоединяется с помощью союзного слова где, имеет определительный оттенок значения и распространяет обстоятельство места в главной части.
2. Придаточная часть места присоединяется с помощью союзного слова где и распространяет всю главную часть в целом.
VIII . Определите вид придаточной части, средство связи придаточной части с главной. К чему относится придаточная часть?
Мне верить хочется, что сердце не игрушка... (Н. Заболоцкий).
1. Придаточная изъяснительная часть относится к слову в главной части и присоединяется к ней посредством союзного слова.
2. Придаточная изъяснительная часть относится к слову в главной части и присоединяется к ней посредством функционального союза.
IX . Определите вид придаточной части, укажите слово (или словосочетание) в главной части предложения, к которому присоединяется придаточная, а также главное средство связи частей.
Зной был такой ослепительный, что птицы на ветках присели, разинув клювы (А. Н. Толстой).