Антоновские яблоки — Бунин И.А. Рассказы о шедеврах живописи
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
(1 урок)
Цели :
1) изучение правила;
2) формирование умения определять написание не с причастиями, объяснять свой выбор;
3) повторение орфографических правил написания причастий;
4) закрепление умения работать с тестом.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
2. Диктант с самопроверкой по написанному дома:
раненый, оловянный, нежданный, ветреный, кованый, израненный, неслыханный, желанный, священный, деревянный, смышлёный.
Записать правильно слова, в написании которых учащиеся ошиблись. Похвалить тех, кто не ошибся.
II. Диагностика усвоения.
Тестовый контроль.
1-й вариант
а) нáчат; б) начáта; в) начáты; г) взятá;
д) взя́ты; е) перевéдены; ж) переведенá; з) переведенó.
нн :
Из-за темнеющего сада, –
Грачей встревоже..ое стадо.
г) И кружились под луной,
Точно вырезные,
Опьянё..ые весной
Бабочки ночные.
н :
г) Стог принимает на закате
Вид постоялого двора,
Где ночь ложится на полати
В накоше..ые клевера.
нн :
5. В этом слове пишется нн :
нн :
г) Живее сердца наслажденья,
И мысль возвыше..а, светла...
н :
нн :
б) Провыла мина волком,
Рассвет качнулся мглист,
И, ране..ый осколком,
Споткнулся баянист.
н :
2-й вариант
1. В этом страдательном причастии, употреблённом в краткой форме, ударение поставлено верно:
а) приня́т; б) принятá; в) приняты́; г) зáнят;
д) занятá; е) нанесён; ж) нанесенá; з) нанесены́.
2. В этом предложении на месте пропуска пишется нн :
г) Я иду домой возможно тише.
3. В этом предложении на месте пропуска пишется н :
а) Снег идёт, снег идёт,
Словно падают не хлопья,
А в заплата..ом салопе
Сходит на земь небосвод.
4. В этом словосочетании пишется на месте пропуска нн :
5. В этом слове пишется нн :
нн :
Густые облака, сбегая с вышины,
7. В этом предложении употреблено причастие, в котором надо писать н :
И так оно истоще..о,
Что даже светит еле-еле
И не приходит под окно.
8. В этом предложении на месте пропуска надо писать нн :
а) Поля росой умылись,
Ручьи светлей слюды,
И зеленью покрылись
Сожжё..ые сады.
б) Скрипели возы по дорогам,
Едва шелестела листва,
А в скоше..ом поле за стогом
Сверкала огнями Москва.
В некоше..ой траве,
Мы защищали рубежи
На подступах к Москве.
9. В этом словосочетании на месте пропуска надо писать н :
Правильные ответы:
1-й вариант: 1 . а, г, ж, з; 2 . а, б, г; 3 . б, г; 4 . б, в, г; 5 . а, в, е;
6 . г; 7 . а, б; 8 . а, б; 9 . а, б, г.
2-й вариант: 1 . б, г, д, е, ж, з; 2 . а, г; 3 . в, г; 4 . а, в, г; 5 . в, д, е;
6 . б, в; 7 . а, в; 8 . а, б; 9 . в.
III. Изучение нового материала.
Исследование теоретического материала (с. 199).
Задание: объясните схему с примерами в начале параграфа.
Закончите предложения (письменно):
1) Если причастие в полной форме одиночное, то оно с не написано … (слитно);
2) Если есть причастный оборот, в нём причастие с не написано … (раздельно);
3) Если причастие отвечает на вопрос каков? , оно написано с не … (раздельно).
IV. Тренировочные упражнения.
Упр. 452, с. 200 (два слова): сразу с зависимым словом и в краткой форме.
Анализ предложений.
Графическое объяснение написания не с причастиями.
Домашнее задание: упр. 452 (до конца), 453.
1-й вариант
2. В этом предложении на месте пропуска пишется нн :
а) Ночь лучезарная смотрит на скоше..ый луг.
б) Молчу, потеря..ый, на дальний путь глядя
Из-за темнеющего сада, –
И кружится ещё, приюта не найдя,
Грачей встревоже..ое стадо.
в) Каждый шаг моей некова..ой лошади глухо раздавался в молчании ущелий.
г) И кружились под луной,
Точно вырезные,
Опьянё..ые весной
Бабочки ночные.
3. В этом предложении на месте пропуска пишется н :
а) …Многое вспомнишь родное, далёкое,
Слушая ропот колёс непреста..ый,
Глядя задумчиво в небо широкое.
б) Дремотой розовой объята трава некоше..ой межи.
в) Звонко цокает кова..ый конь о булыжник в каком-то проезде..
г) Стог принимает на закате
Вид постоялого двора,
Где ночь ложится на полати
В накоше..ые клевера.
4. В этом словосочетании пишется на месте пропуска нн :
а) рва..ый кафтан; в) жела..ые гости;
б) деревя..ые сучья; г) броше..ая бечева.
5. В этом слове пишется нн :
а) даль тума..а; г) пуговица оторва..а;
б) бельё поглаже..о; д) высуше..а на солнце;
в) платье дли..о; е) модель совреме..а.
6. В этом предложении есть прилагательное, в котором надо писать нн :
а) Дверь была отворе..а, я вошёл.
б) Вьюга, холод, но печальная сосна
Неизме..а, как весною, зелена.
в) Рассея..ы деревни – там за ними скривилась мельница.
г) Живее сердца наслажденья,
И мысль возвыше..а, светла...
7. В этом предложении употреблено причастие, в котором надо писать н :
а) В лугу отава скоше..а, туман стоит у омута.
б) Кафе «Ручеёк» было устрое..о, как настоящий ручеёк.
в) На неинтересном уроке дети невнимательные и рассея..ые.
8. В этом предложении на месте пропуска надо писать нн :
а) Над лампой тихою подвеше..ый кружок вертится призрачною тенью.
б) Провыла мина волком,
Рассвет качнулся мглист,
И, ране..ый осколком,
Споткнулся баянист.
в) Так после битвы, во мраке ночном, ране..ый стонет, зовёт, проклинает.
г) Всё небо было расчерче..о прожекторами.
9. В этом словосочетании на месте пропуска надо писать н :
а) пробужде..а весною; в) изреза..ые полоски;
б) в кожа..ом кресле; г) ветре..ый день.
2-й вариант
2. В этом предложении на месте пропуска пишется нн :
а) Грудь дышит легче и вольней, освобождё..ая от зною.
б) Там, щедрым облаком зари освеще..ы,
Густые облака, сбегая с вышины,
Нависли пышными, янтарными клубами.
в) Стук колёс и жаре..ый миндаль
Мне дороже всех четверостиший.
г) Я иду домой возможно тише.
Ненаписа..ых стихов – не жаль!
3. В этом предложении на месте пропуска пишется н :
а) Снег идёт, снег идёт,
Словно падают не хлопья,
А в заплата..ом салопе
Сходит на земь небосвод.
б) И цветы, опьяне..ые росами, рассказали ветрам сказки нежные.
в) Она явилась в чём была – в полушубке, головном вяза..ом платке.
г) Пахнет от него веником, мылом и ещё чем-то похожим на запах печё..ого хлеба.
4. В этом словосочетании пишется на месте пропуска нн :
а) подкова..ые лошади; в) броше..ый камень;
б) ветре..ый человек; г) завале..ые снегом.
5. В этом слове пишется нн :
а) написа..о мною; г) рукопись сожже..а;
б) курсы организова..ы; д) украшение бесце..о;
в) платье дли..о; е) высказывание тума..о.
6. В этом предложении есть прилагательное, в котором надо писать с нн :
а) Остывает запад розовый, ночь увлажне..а дождём.
б) Могила храброго свяще..а для отчизны.
в) У него было сосредоточе..ое выражение лица.
г) Там, щедрым облаком зари испещре..ы,
Густые облака, сбегая с вышины,
Нависли пышными янтарными клубами.
7. В этом предложении употреблено причастие, в котором надо писать н :
а) Здесь солнце держат в чёрном теле,
И так оно истоще..о,
Что даже светит еле-еле
И не приходит под окно.
б) Длинная деревенская улица совсем пусты..а.
в) Небо загроможде..о клочьями нежно-белых облаков.
8. В этом предложении на месте пропуска надо писать нн :
а) Поля росой умылись,
Ручьи светлей слюды,
И зеленью покрылись
Сожжё..ые сады.
б) Скрипели возы по дорогам,
Едва шелестела листва,
А в скоше..ом поле за стогом
Сверкала огнями Москва.
в) Шуршит свинец в несжатой ржи,
В некоше..ой траве,
Мы защищали рубежи
На подступах к Москве.
г) Трудно будет с гружё..ыми повозками подняться на гору.
9. В этом словосочетании на месте пропуска надо писать н :
а) лишё..ый таланта; в) плетё..ая изгородь;
б) окружё..ый пеной; г) выкова..ый меч.
Задание : каждому ряду дается лист с написанными глаголами (их по 10), необходимо написать страдательные причастия, потом краткую форму:
Зависеть, удостоить, вручить, обвеять, покрасить, спилить, связать, читать, подстрелить, настрелять.
- Тестовый контроль
- В этом страдательном причастии, употребленном в краткой форме, ударение поставлено верно :
/ / / / / /
А) начат; Б) начата; В) начаты; Г) взята; Д) взяты; Е) переведены; Ж) переведена; З)
переведено.
- В этом предложении на месте пропуска пишется НН :
А) Ночь лучезарная смотрит на скоше…ый луг.
Б) Молчу, потер…ый, на на дальний путь глядя
Из-за темнеющего сада,-
И кружится еще, приюта не найдя,
Грачей встревоже…ое стадо.
В) Каждый шаг моей некова…ой лошади глухо раздавался в молчании ущелий.
Г) И кружились под луной,
Точно вырезные,
Опьяне…ые весной
Бабочки ночные.
- В этом предложении на месте пропуска пишется Н:
А) …Многое вспомнишь родное, далекое,
Слушая рокот колёс непреста…ый,
Глядя задумчиво в небо широкое.
Б) Дремотой розовой объята трава некоше…ой межи.
В) Звонко цокает кова…ый конь о булыжник в каком-то проезде…
- В этом словосочетании пишется на месте пропуска НН:
А) рва…ый кафтан, Б) деревя…ые сучья, В) жела…ые гости, Г) броше…ая бичева.
- В этом слове пишется Н:
А) даль тума…а, Б) белье поглаже…о, В) платье дли…о, Г) пуговица оторва…а, Д) модель совреме…а.
- В этом предложении есть прилагательное, в котором надо писать НН:
А) Дверь была оторва…а, я вошел.
Б) Вьюга, холод, но печальная сосна
Неизме…а, как весною, зелена.
В) Рассеяны деревни – там за ними скривилась мельница.
Г) Живее сердца наслажденья,
И мысль возвыше…а, светла…
- В этом предлжении употреблено причастие, в котором надо писать Н:
А) В лугу отава скоше…а, туман стоит у омута.
Б) Кафе «Ручеек» было устрое…о, как настоящий ручеек.
В) На неинтересном уроке дети невнимательные и рассея…ые.
- В этом предложении на месте пропуска надо писать НН:
А) Над лампой тихою подвеше…ый кружок вертится призрачною тенью.
Б) И, ране…ый осколком, споткнулся баянист.
В) Так после битвы, во мраке ночном, ране…ый стонет, зовет, проклинает.
Г) Все небо было расчерче…о прожекторами.
- В этом словосочетании на месте пропуска надо писать Н:
А) пробужде…а весною; б) в кожа…ом кресле; в) изреза..ые полоски; г) ветре…ый день.
Правильные ответы : 1- а, г, ж, з; 2- а, б, г; 3-б, в; 4- б, в, г; 5-а, в, е; 6- г; 7- а, б; 8- а, б; 9- а, б, г.
3. Объяснительный диктант.
Цель : правописание НЕ с причастиями.
Не исправленная вовремя ошибка, невспаханное поле, несжатая рожь, неуспокоившееся море, незабываемое впечатление, нескошенный луг, не отмечена, неприятель не обнаружен, телефон не отремонтирован, калитка не закрыта, не написанное вовремя сочинение, вовсе не далекий (это не причастие), некрашенный забор (тоже прилагательное, пишется так же), дорожки не выровнены, еще не окрепший после болезни, нерасколотый орех, не нашедший дороги, непогасший костер.
4. Диктант «Проверяю себя».
Цель : объяснить орфограммы в причастиях.
Не знаю большего удовольствия, чем идти по незнакомой дороге к лесному озеру. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится в голове. Вот доносится тревожный крик неуснувшей птицы или неопределенный звук, напоминающий голос.
5. Проверочный диктант.
Однажды Стивенсон начертил для своего пасынка Ллойда карту. Она была прекрасно раскрашена, на ней были указаны широты и долготы, обозначены бухты и заливы. Изгибы берега придуманного им острова увлекли воображение Стивенсона, перенесли его на клочок земли, затерянной в океане. Стивенсон, оказавшийся во власти вымысла, очарованный бухточками, нанесенными им на карту, написал их названия. Бросив задумчивый взгляд на очертания острова, напоминавшего по контурам дракона, он увидел среди придуманных им бухт, холмов героев своей будущей книги.
Сначала Стивенсон и не помышлял о создании книги, рассчитанной на массового читателя. Рукопись предназначалась для чтения Ллойду. Мальчик был в восторге от затей отчима, решившего сочинить историю о плавании на шхуне в поисках сокровищ, зарытых пиратами. С неослабевающим вниманием слушал он рассказ о путешествии по острову, рожденному фантазией Стивенсона.
6. Игра «Слабое звено» по теме «Причастие», 7 класс.
Тур 1
1.Причастия бывают действительные и ….. (страдательные)
2.Причастия изменяются по падежам или лицам? (падежам)
3.У действительных причастий суффикс –ущ- или –ом -? (-ущ-)
4.Сколько времен у действительных причастий? (два)
5.Сколько Н пишется в кратких причастиях? (одна)
6.Причастие «разбитая» действительное или страдательное? (страдательное)
7.Сколько Н в «прожаренная рыба»? (две)
8. Сколько Н в «посаженый отец» ? (одна)
9. Сколько Н в «балованный малыш»? (две)
10. Сколько Н в «названный в честь героя»? (две)
11. Сколько Н в «домотканая ткань»? (одна)
12. Может ли быть в причастии суффикс - ец - ? (нет)
13.К какому времени относится причастие с суффиксом - ш - ? (прошедшему)
14.Сколько может быть лиц у причастия? (ноль)
15.Сколько может быть падежей у причастия? (шесть)
Тур 2
1.От какого спряжения образовано причастие «гонящий»? (второго)
2.От какого спряжения образовано причастие «ноющий»? (первого)
3.Сколько Н в «желанный ребенок»? (две)
4.Сколько Н в «тучи рассеяны ветром»? (одна)
5.Сколько Н в «рассеянная девочка»? (две)
6.НЕ пишется слитно или раздельно в «не знающий усталости турист»? (раздельно)
7. НЕ пишется слитно или раздельно в «трава еще не покошена»? (раздельно)
8. НЕ пишется слитно или раздельно в «неподсудное дело»? (слитно)
9. Сколько родов у кратких причастий? (три)
10.Какие причастия могут быть краткими? (страдательные)
11.В каком числе краткие причастия не изменяются по родам? (во мн.ч.)
12.Причастие «поющий» может быть кратким? (нет)
Тур 3
1. НЕ пишется слитно или раздельно в «совсем немытое стекло»? (слитно)
2. НЕ пишется слитно или раздельно в «далеко не мытое стекло»? (раздельно)
3. НЕ пишется слитно или раздельно в «совершенно некошеный луг»? (слитно)
4. Сколько Н в «линованная тетрадь»? (две)
5. Сколько Н в «недоваренный картофель»? (две)
6. Сколько Н в «срезанная ветка»? (две)
7.Чем является в предложении краткое причастие? (сказуемым)
8.Может ли быть у причастия суффикс – я - ? (да)
9.Может ли быть у причастия суффикс – ывающ - ? (нет)
Финал
1. Сколько Н в «золоченый перстень»? (одна)
2. Сколько Н в «посеребренное колечко»? (две)
1. У действительных причастий суффикс –вш- или –т- ? (-вш-)
2.У страдательных причастий суффикс –ящ- или –енн- ? (-енн-)
1. Может ли в причастном обороте быть пять слов? (да)
2.Всегда ли одиночное причастие выделяется запятыми? (нет)
XX век... Суровый. Насквозь пронизанный техникой и
грохотом. Век рукотворных звезд-спутников, мерцающих на ночном
небосводе. Как он бесконечно далек от недалекого прошлого, когда воздух
не содрогался от рева самолетов, рокота огромных городов, воя эстрадных
оркестров! Тогда тишина казалась естественной паузой в жизни каждого
землянина.
Ныне природа все более и более удаляется от людей. Зеленый друг требует
охраны и заботы, как и меньшие братья наши. Поэтому, как никогда ранее,
особо дороги сердцам художники, тонко, поэтически ощущавшие окружающий
мир.
Мастера, умевшие созерцать, слушать красоту, музыку пейзажа. И что
самое ценное - выражать эти чувства в лирически наполненных полотнах.
Левитан. Живописец, оставивший одну из самых тревожащих душу страниц в
летописи мировой пейзажной школы. Его холсты - строки одной чудесной
поэмы - Россия. Много, много положил сил художник, прежде чем
рифмы-картины сложились в эту необъятную по радужному многоцветью,
лирически единую форму.
Исконно городской житель, он сумел остро, проникновенно отразить
неброскую прелесть русской природы, воспел времена года. В его холстах
необъятная Волга и родники. Луга, степи, лужайки. Лес, рощи, сады.
Летний жаркий полдень и моросящий осенний дождь. Весенняя лазурь и
синие сугробы. Все, все цвета Родины вместила клавиатура палитры
мастера. Радость. Печаль. Смех. Горе. Все эти чувства выражены в
трепетном лике пейзажа. Они безлюдны. Но в них живет сердце народа.
Художник любил читать вслух эти строки Чехова: "В синеватой дали, где
последний видимый холм сливался с туманом, ничто не шевелилось;
сторожевые и могильные курганы, которые там и сям высились над
горизонтом и безграничною степью, глядели сурово и мертво; в их
неподвижности и беззвучии чувствовались века и полное равнодушие к
человеку; пройдет еще тысяча лет, умрут миллиарды людей, а они все еще
будут стоять, как стояли, нимало не сожалея об умерших, не интересуясь
живыми, и ни одна душа не будет знать, зачем они стоят и какую степную
тайну прячут под собой".
Первозданная строгость... Какая-то изначальная мудрость в этой на
первый взгляд пессимистической фразе.
Но нельзя не почувствовать величия самой природы. Далеко не равнодушной.
Ибо в самом молчании степи есть та сущность, которая стоит многих слов.
Именно тишина возвращает человеку человеческое. Заставляет размышлять.
Мечтать...
В умении без эффекта, без жеста сказать что-то глубоко спрятанное,
затаенное, отдать эту тишину людям - одно из драгоценных качеств дара
Исаака Левитана, человека сложного, ранимого... Зато как пронзительны,
осязаемо щемящи его молчаливые, статичные, внешне спокойные мотивы!
„У омута".
Он написан недалеко от Затишья. Когда-то там было имение Берново,
принадлежавшее баронессе Вульф. Живописец бродил в его окрестностях и
однажды увидел ветхую плотину. Заводь. Отражение деревьев... Мотив ему
показался.
Сама баронесса поведала легенду об этом страшном месте. Оказывается,
здесь бывал Пушкин, когда гостил в имении Малинники. Великий поэт
записал рассказ о трагедии, случившейся у заброшенной мельницы. У
старика-мельника - любимая дочь Наташа. Красавица и шалунья. А у деда
баронессы Вульф - конюший. Сама судьба свела их. Наталья уже ждала
младенца. Какой-то холуй донес об их любви барину. Конюшего секли.
Полуживого отправили в солдаты.
Наташа утопилась... Говорят, что эта драматическая легенда дала поэту
ткань для „Русалки".
Художник не раз ходил к омуту. Бродил по шатким бревнам. Вглядывался в
тяжелые блики заводи.
Кувшинникова, подруга Левитана, позже вспоминала:
"...Целую неделю по утрам мы усаживались в тележку - Левитан на козлы,
я на заднее сиденье - и везли этюд, точно икону, на мельницу, а потом
так же обратно".
Но дело не ограничилось неделей. Настала осень. Софья Петровна
Кувшинникова уехала.
Художник остался один.
И тут у гостеприимных хозяев начал писать картину. Тоскливая пора года.
Одиночество. Все способствовало созданию шедевра. Мы не видим
действующих лиц легенды. Не слышим стонов конюшего, последнего крика
Наташи. Только высверки водной пучины напоминают о жуткой истории.
Большой холст купил Третьяков. Но Левитан был недоволен картиной. Уже
после того, как полотно экспонировалось, художник, по рассказам,
переписывал его.
Мы не знаем, что именно исправлял Левитан. В пору увлечения открытиями
импрессионистов полотно знатоки считали черноватым.
Ныне, по истечении времени, этот „недостаток" не так уже бросается в
глаза.
Сдержанность палитры. Благородство колорита лишь подчеркивает драматизм
поэтической основы произведения.
Это картина-песня...
Ее можно „слушать" часами. Так жизненно передано состояние тяжелой
тишины этого уголка природы.
Чрезвычайно точны, взволнованны воспоминания Федора Шаляпина:
„Чем больше я виделся и говорил с удивительно душевным, простым,
задумчиво-добрым Левитаном, чем больше смотрел на его глубоко
поэтические пейзажи, тем острее я стал понимать и ценить то большое
чувство и поэзию в искусстве, о которых мне толковал Мамонтов".
- Протокольная правда, - говорил Левитан, - никому не нужна. Важна ваша
песня, в которой вы поете лесную или садовую тропинку.
Третья игра осенней серии 2017 года. Играет команда Ровшана Аскерова.
Участники
Команда знатоков
- Алёна Блинова
- Наталья Куликова
- Екатерина Мереминская
- Инна Семёнова
- Анастасия Шутова
- Ровшан Аскеров
Команда телезрителей
- семья Толошиновых, г. Санкт-Петербург
- семья Санжиевых, г. Элиста
- Галина Филатова, д. Ягница, Вологодская область
- Наталья Ермишкина, Пересвет
- Екатерина Мишкина, г. Рязань
- Евгения Тимощевская, г. Любань
- Дмитрий Богадевич, г. Старый Оскол
- Максим Пьянзов, г. Саранск
- Сергей Островерхий, г. Советск, Калининградская область
- Андрей Мещеряко, г. Аткарск
Также на игровом столе «Блиц», «Суперблиц» и «13 сектор».
Раунд 1 (Евгения Тимошевская, г. Любань, Минская область)
Герой притчи писателя Александра Каневского на протяжении всей жизни всё время что-то терял. Я перескажу вам эту притчу, утаив некоторые ключевые слова. Сначала человек стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. Потом стал говорить тихо. Затем перестал задавать вопросы. И концу жизни он не высказывал ни одной собственной идеи, всё время кого-то цитировал. Так он разучился мыслить и… Закончите дословно эту притчу. Что с ним произошло?
Отвечает Ровшан Аскеров: Потерял себя. . Правильный ответ: Сначала перестал говорить сложными предложениями - то есть потерял запятые. Стал говорить тихо - потерял восклицательный знак. Потом он потерял вопросительный знак. Потом потерял кавычки и стал всё время кого-то цитировать. Так он разучился мыслить и дошёл до точки. Счёт - 0: 1 Телезрительница получает 50 000 рублей.
Раунд 2 (Полина и Джиргал Санжиевы, г. Элиста)
Турникет - люди пройдут, животные - нет
Вопрос снят самими телезрительницами. Это - здание и двор поселковой администрации. Скажите, с какой целью здесь заменили обычную калитку на этот турникет?
Отвечает Анастасия Шустова: Калитку заменили на турникет, который вращается. Такой турникет удобен, если нужно, чтобы сельчане заходили, но не заходили крупные животные, которые могут испортить сад. Ответ верный. Счёт - 1: 1
Раунд 3 (Екатерина Мишкина, г. Рязань)
Таблица Лазаря Чериковера
Это лишь некоторые примеры из таблицы, разработанной в тридцатые годы XX века Лазарем Чериковером. Как мы называем то, в чём впоследствии воплотились новаторские идеи Лазаря Зиновьевича?
Отвечает Инна Семёнова: Это стоимость всех этих услуг. Мы называем это прейскурант. Правильный ответ: Лазарь Чериковер - архитектор, он построил стадион «Динамо». Он подсчитал, сколько места требуется человеку для всех его домашних дел, и разработал теорию физиологического минимализма. Эти расчёты впоследствии применили при строительстве типовых многоквартирных домов. Мы их называем «хрущёвки». Счёт - 1: 2 Телезрительница получает 60 000 рублей.
Раунд 4 (Галина Филатова, д. Ягница, Вологодская область)
В лугу отава скошена. Туман стоит у омута. Все сказано, все спрошено, А сердце грустью тронуто. А ночь свежа осенняя, Как яблоко расколота… Так вот оно мгновение…Закончите стихотворение Николая Рыленкова.
Отвечает Анастасия Шутова: Когда молчанье - золото! Ответ верный. Счёт - 2: 2
Жилет - переносная типография
Такими жилетами во время Второй мировой войны пользовались в некоторых белорусских партизанских отрядах. Что хранилось в карманах такого жилета?
Отвечает Ровшан Аскеров: Партизаны - люди, которые живут в лесах, но при этом они ещё и воюют. Воюющему человеку необходимо всегда иметь при себе какие-то предметы, необходимые для ведения боевых действий. Мы видим, что все карманы - разного размера. Это могут быть пули разного калибра, могут быть гранаты. Плюс ко всему там могут храниться продукты питания. Правильный ответ: Этим пользовались в некоторых белорусских партизанских отрядах. То есть это вообще на войне не нужно, только в партизанском отряде, да и то не в каждом. Этот жилет - переносная типографская касса. В карманах хранили литеры, наборные буквы для печати листовок и газет. Счёт - 2: 3 Телезритель получает 70 000 рублей.
Раунд 6 (Максим Пьянзов, г. Саранск)
Приколист Энтони де Мелло
Индийский писатель XX века Энтони де Мелло любил путешествовать и захотел воплотить одну идею. Но, говорил де Мелло, для её осуществления ему нужно сначала съездить в две точки мира - куда-нибудь на северо-запад Канады и куда-нибудь на северо-восток России. В чём заключалась идея де Мелло?
Отвечает Анастасия Шутова: Интересно было бы, переместившись таким образом с одного материка на другой, отметить несколько раз свой день рождения. Правильный ответ: Энтони де Мелло хотел повесить у себя дома карту мира и воткнуть булавки в те места, где он побывал. Но сначала ему надо было съездить в эти две точки мира, чтобы повесить карту, чтобы карта не упала со стены. Счёт - 2: 4 Телезритель получает 80 000 рублей.
Раунд 7 («Суперблиц»)
За столом остаётся Ровшан Аскеров
Вопрос 1 (Михаил Осеевский, г. Москва)
В Смольном институте благородных девиц за отсутствием кавалеров девушки танцевали друг с другом. Как в XVIII веке стали называть такие танцующие парочки?
Отвечает Ровшан Аскеров: Розовые пары. Правильный ответ: Шерочка с машерочкой. Счёт - 2: 5 Телезритель получает 90 000 рублей.
Раунд 8 (Дмитрий Богадевич, г. Старый Оскол)
Китайские иероглифы |
Японские ниндзя и корейские котики |
Китайские пагоды |
Внимание, китайские иероглифы
В одном журнале был предложен оригинальный способ, как отличить письменность восточных языков. Японские иероглифы похожи на сражающихся ниндзя - видите в верхней части экрана? В корейском письме много овалов и кружков, которые легко можно превратить в котиков, нарисовав ушки, глазки и нос - это такие корейские. А на что станут похожи китайские иероглифы, если им что-то пририсовать?
Команда берёт минуту в кредит
Отвечает Ровшан Аскеров: Китайские иероглифы все сверху плоские в основном. Если сверху пририсовать что-то наподобие крыши со скатами, то будет похоже на пагоды. Ответ верный. Счёт - 3: 5 Телезритель получает 100 000 рублей, так как команда брала минуту в кредит.
Раунд 9 (Андрей Мещеряков, г. Аткарск, Саратовская область)
Через одну минуту вы услышите то, о чём поэт Игорь Северянин сказал: «Шторм, идущий на штурм. Штурмующий шторм». Что это будет? Что вы услышите?
Досрочный ответ. Отвечает Ровшан Аскеров: Услышать мы можем, если это правильный ответ, аплодисменты. Правильный ответ: Так Игорь Северянин сказал о голосе Владимира Маяковского. Счёт - 3: 6 Телезритель получает 100 000 рублей.
Итоги игры
- Команда телезрителей одерживает победу.
- По решению «Защитника интересов знатоков» Андрея Черемисинова «Хрустальный атом» лучшему знатоку игры вручён Анастасии Шутовой.
- Автор лучшего вопроса Екатерина Мишкина из Рязани за вопрос о «хрущёвках» получает дополнительно 150 000 рублей.
- В музыкальной паузе выступал Сосо Павлиашвили.