Антикварный револьвер русский смит вессон. Револьвер «Смит и Вессон» — русская версия
Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» часто называют одним из самых сложных произведений в творчестве писателя. Это касается особенностей отображения реальных событий (первая и Октябрьская революции, мировая и гражданская войны), понимания его идеи, характеристики персонажей, имя главного из которых - доктор Живаго.
О роли русской интеллигенции в событиях начала XX века, впрочем, так же непрост, как и его судьба.
Творческая история
Первый замысел романа относится еще к 17-18 годам, но серьезную работу Пастернак начал только спустя почти два десятилетия. 1955-м помечено окончание романа, затем были публикация в Италии и присуждение Нобелевской премии, от которой советские власти вынудили опального писателя отказаться. И лишь в 1988-м - роман впервые увидел свет на родине.
Несколько раз менялось название романа: «Свеча горела» - название одного из стихотворений главного героя, «Смерти не будет», «Иннокентий Дудоров». Как отражение одного из аспектов авторского замысла - «Мальчики и девочки». Они появляются на первых страницах романа, взрослеют, пропускают через себя те события, свидетелями и участниками которых являются. Подростковое восприятие мира сохраняется и во взрослой жизни, что доказывают мысли, поступки героев и их анализ.
Доктор Живаго - Пастернак внимательно относился к выбору имени - так зовут главного героя. Сначала был Патрикий Живульт. Юрий - скорее всего, Георгий-победоносец. Фамилию Живаго чаще всего связывают с образом Христа: «Ты есть сын Бога живаго (форма родительного падежа в древнерусском языке)». В связи с этим в романе возникает идея жертвенности и воскресения, красной нитью проходящая через все произведение.
Образ Живаго
В центре внимания писателя исторические события первого-второго десятилетий XX века и их анализ. Доктор Живаго - Пастернак изображает всю его жизнь - в 1903 году теряет мать и оказывается под опекой дяди. В то время, когда они едут в Москву, погибает и отец мальчика, который еще раньше оставил семью. Рядом с дядей Юра живет в обстановке свободы и отсутствия всяких предрассудков. Он учится, взрослеет, женится на девушке, с которой знаком с детства, получает и начинает заниматься любимой работой. А еще в нем просыпается интерес к поэзии - он начинает писать стихи - и философии. И вдруг привычная и налаженная жизнь рушится. На дворе 1914 год, а за ним следуют еще более страшные события. Читатель видит их сквозь призму взглядов главного героя и их анализ.
Доктор Живаго, так же, как его товарищи, живо реагирует на все происходящее. Он отправляется на фронт, где многое ему кажется бессмысленным и ненужным. Вернувшись, становится свидетелем того, как власть переходит к большевикам. Сначала герой воспринимает все с восторгом: в его представлении, революция является «великолепной хирургией», которая символизирует саму жизнь, непредсказуемую и стихийную. Однако со временем приходит переосмысление произошедшего. Нельзя сделать людей счастливыми помимо их желания, это преступно и, по меньшей мере, нелепо - к таким выводам приходит доктор Живаго. Анализ произведения подводит к мысли, что человек, хочет он того или нет, оказывается втянутыми в Герой Пастернака в данном случае практически плывет по течению, открыто не протестуя, но и не принимая безоговорочно новой власти. Это-то чаще всего и ставили в упрек автору.
Во время гражданской Юрий Живаго попадает в партизанский отряд, откуда сбегает, возвращается в Москву, пытается жить при новой власти. Но работать, как прежде, он не может - это означало бы приспособиться к возникшим условиям, а это противно его натуре. Остается творчество, в котором главное - провозглашение вечности жизни. Это покажут стихи героя и их анализ.
Доктор Живаго, таким образом, выражает позицию той части интеллигенции, которая с опаской отнеслась к случившемуся в 1917-м перевороту как способу искуственно и утвердить новые порядки, изначально чуждые любой гуманистической идее.
Смерть героя
Задыхающийся в новых условиях, которых не принимает его сущность, Живаго постепенно теряет интерес к жизни и душевные силы, по-мнению многих, даже деградирует. Смерть застигает его неожиданно: в душном трамвае, выбраться из которого почувствовавшему недомогание Юрию нет никакой возможности. Но герой не исчезает со страниц романа: он продолжает жить в своих стихах, о чем свидетельствует их анализ. Доктор Живаго и его душа обретают бессмертие благодаря великой силе искусства.
Символы в романе
Произведение имеет кольцевую композицию: начинается сценой описания похорон матери, а завершается его смертью. Таким образом, на страницах повествуется о судьбе целого поколения, представленного, главным образом, Юрием Живаго, и подчеркивается уникальность человеческой жизни вообще. Символично появление свечи (ее, например, видит в окне молодой герой), олицетворяющей жизнь. Или метели и снегопада как предвестника невзгод и смерти.
Присутствуют символические образы и в поэтическом дневнике героя, например, в стихотворении «Сказка». Здесь «труп дракона» - потерпевшего в поединке с всадником змея - олицетворяет сказочный сон, превратившийся в вечность, такую же нетленную, как душа самого автора.
Поэтический сборник
«Стихотворения Юрия Живаго» - всего 25 - были написаны Пастернаком в период работы над романом и составляют с ним одно целое. В центре их оказывается человек, попавший в колесо истории и оказывавшийся перед сложным нравственным выбором.
Цикл открывает «Гамлет». Доктор Живаго - анализ показывает, что стихотворение является отражением его внутреннего мира - обращается к Всевышнему с просьбой облегчить назначенную ему участь. Но не потому, что он испытывает страх - герой готов к борьбе за свободу в окружающем его царстве жестокости и насилия. Это произведение и об известном герое Шекспира, стоящем перед сложным и о жестокой участи Иисуса. Но главное - это стихотворение о личности, которая не терпит зла и насилия и воспринимает происходящее вокруг как трагедию.
Поэтические записи в дневнике соотносятся с различными этапами жизни и душевных переживаний Живаго. Например, анализ стихотворения доктора Живаго «Зимняя ночь». Антитеза, на которой построено произведение, помогает показать смятение и душевные муки лирического героя, пытающегося определить, что есть добро и зло. Враждебный мир в его сознании разрушается благодаря теплу и свету горящей свечи, символизирующей трепетный огонь любви и домашнего уюта.
Значение романа
Однажды «… очнувшись, мы … не вернем утраченной памяти» - эта мысль Б. Пастернака, высказанная на страницах романа, звучит как предупреждение и пророчество. Случившийся переворот, сопровождавшийся кровопролитием и жестокостью, стал причиной утраты и заповедей гуманизма. Это подтверждают последующие в стране события и их анализ. «Доктор Живаго» же отличается тем, что Борис Пастернак дает свое понимание истории, не навязывая его читателю. В итоге каждый получает возможность увидеть события по-своему и как бы становится его соавтором.
Смысл эпилога
Описание смерти главного героя - это еще не финал. Действие романа на короткое время переносится в начало сороковых, когда сводный брат Живаго встречает на войне Татьяну, дочь Юрия и Лары, работающую медсестрой. Она, к сожалению, не обладает не одним из тех духовных качеств, что были свойственны ее родителям, что показывает анализ эпизода. «Доктор Живаго», таким образом, обозначает проблему духовного и нравственного оскудения общества как результата произошедших в стране изменений, которому противостоит бессмертие героя в его поэтическом дневнике - завершающей части произведения.
Создавался роман «Доктор Живаго», анализ которого мы проведем, в обстановке послевоенного десятилетия, когда разрушились возникшие было надежды на изменения в стране, на обновление жизни. Партийное руководство активно душило литературу. Б. Пастернак не был репрессирован и даже не включен в число ошельмованных рядом с М. Зощенко и А. Ахматовой. Но в 1946 году (вскоре после постановлений о литературе) А. Фадеев выступил с предупреждением в адрес Б. Пастернака как поэта, не признающего «нашей идеологии». Б. Пастернак воссоздавал мир чувств, философию жизни, а его стремились «опустить» до политической идеологии. В официозную послевоенную литературу Б. Пастернак не вписывался ни как поэт, ни как прозаик.
В книге «Материалы для биографии» отражена история передачи и издания романа на Западе, кампания травли писателя после этой публикации, и особенно в связи с присуждением ему Нобелевской премии за 1958 год. Дополнительный материал, включающий дискуссии 1988 года, когда в «Новом мире» роман, наконец, увидел свет на родине автора, содержится в сборнике «С разных точек зрения. „Доктор Живаго“ Бориса Пастернака» (М., 1990).
Сюжетную канву романа «Доктор Живаго», анализ которого нас интересует, составляла история жизни Юрия Живаго от того момента, когда подростком он хоронил мать в 1902 году, и до 1929 года, когда от разрыва сердца он умер на московской улице. Но роман — не только жизнеописание главного героя. Б. Пастернак воспроизводил мир, в котором росла интеллигенция его поколения. В юности она восторженно ожидала революцию, представляя ее достаточно отвлеченно. Крещение правдой привело идеалы в столкновение с реальностью. Конфликт строился на несовпадении христианских идеалов и революционной действительности, подавляющей индивидуальность, требующей безоговорочного подчинения. В романе нет описания политических событий и социальных столкновений, но широко представлены раздумья и споры героев — мысли о жизни и назначении человека. Книга многоплановая, многомотивная. Одна из основных проблем в ней — судьба творческой личности в революции.
Для понимания романа необходимо разобраться в подходе Б. Пастернака к Евангелию и к революции. Все исследователи творчества Пастернака почувствовали, что его христианство не имеет прямого отношения к официальной церкви. Как писал В. Альфонсов, в Евангелии Б. Пастернак воспринял прежде всего «любовь к ближнему, идею свободы личности и понимание жизни как жертвы». Именно с этими аксиомами оказалось несовместимо революционное мировоззрение, допускающее насилие.
В юности герою Б. Пастернака (как, очевидно, и автору) революция казалась грозой, ворвавшейся в «гущу обыденщины» без подобранных сроков, чтобы вынести «приговор вековой несправедливости». В ней чудилось «что-то евангельское» — по масштабности, по направленности. до духовному наполнению.
Искренность увлечения революцией еще сильнее подчеркивает последующее разочарование. Если вначале Живаго-врачу казалось оправданным (и даже восхищало) хирургическое вмешательство ради исцеления общества, то, разочаровавшись, он видит прежде всего «потерю сердца» и фарисейство, из жизни исчезают любовь и сострадание, а стремление к истине подменяется заботами о пользе. Герой мечется между лагерями красных и белых, он отвергает, насильственное подавление личности. В романе, как пишет в своей книге М. Крепс (Булгаков и Пастернак как романисты. Эрмитаж, 1984), «нет вообще красных, а есть Павел Антипов, Ливерий Микулицын, Памфил Палых. Нет вообще дворян, есть Свентицкие, Кологривовы, Живаго, Громеко». Конфликт развивается между христианской моралью и революционной. Революционная отвергается, поскольку заставляет человека «перестать быть собой». Не желая потерять себя, Живаго оказывается «ни в тех, ни в сих». Его отталкивают борцы своим фанатизмом, ему кажется, что внеборьбы они не знают, чем заняться, борьба же поглощает всю их сущность, и в ней нет места творчеству и не нужна истина.
Антиподом Живаго выведен в романе Стрельников. Живаго — поэт, Стрельников — математик. Уже здесь заложено различие их отношения к жизни. Символика сопоставлений развивается и дальше. Профессия поэта — врач, а математик — школьный учитель — становится комиссаром, чтобы рационально переделывать общество. В Стрельникове исследователи видят и отголоски судьбы Маяковского. Истовая готовность героя на деле осуществлять революцию, быть ее орудием привела к опустошению души и самоубийству.
Финал Живаго — тоже смерть. Однако личность оценивается не только по завоеванным вершинам. Живаго не потерял себя, не отказался от главного в себе, не принял ни одной из чуждых ему ролей. Действительность 1929 года — года «великого перелома» — оказалась враждебной именно человеческой натуре. Сломанный трамвай, в котором нечем дышать, — последний символ, характеризующий взаимоотношения Живаго с окружающим миром. Сердце не выдержало, но смерть преодолевается памятью людей, и в романе смерть Живаго воспринимается скорее как оценка действительности, а не приговор «несостоявшемуся герою».
Смерть в контексте финала понимается как необходимая жертва, предполагающая возможность воскресения. Герой романа — не зеркальное отражение автора, их судьбы не совпадают, но главное направление мыслей и чувств, безусловно, близкое, единое.
По мнению многих исследователей, модель личности Б. Пастернака ориентирована на Христа. Юрий Живаго — не Христос, но «вековой прототип» отражен в его судьбе.
Важные наблюдения относительно поэтики романа приводятся в уже названной книге М. Крепса и работе Б. Гаспарова «Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Б. Пастернака „Доктор Живаго"» («Дружба народов». 1990, № 3). Исследователи отмечают, что в структуре романа действует принцип кинематографического монтажа, подбора независимых сцен-кадров. Фабула романа строится не на знакомстве героев и дальнейшем развитии их отношений, а на скрещении параллельных и независимо развивающихся судеб.
Нагромождение всевозможных совпадений, случайных встреч и стечений обстоятельств, которые сами герои называют «немыслимыми» и «невероятными», объясняются полифонией произведения. Б. Гаспаров, выявляя характер совпадений, «скрещений», параллельных сюжетов, пользуется музыкальным термином «контрапункт» (так соотносятся в начале романа смерть отца Юрия, выбросившегося из курьерского поезда, и в конце — смерть самого героя, выходящего из сломанного трамвая; рассматривается сложная образная система при изображении железнодорожного разъезда перед Юрятиным и др.).
Для понимания концепции истории и концепции личности в романе важно не только истолкование завершающих его стихотворений. Необходимо понять, почему они не могли быть растворены в тексте.
Начинается цикл с противостояния Гамлета лживой и преступной реальности. В ряде последующих стихотворений просматриваются эпизоды из жизни героя. Стихи нужны не для того, чтобы узнать что-то дополнительное о Юрии Живаго, но через его стихи проникнуть в его душу и почувствовать тот мир, в котором он жил, — что в нем не принял, почему благословлял жизнь как дар. Стихи Юрия Живаго подтверждают трагедийность восприятия действительности Б. Пастернаком и его героем и одновременно обнаруживают преодоление трагедии в творчестве. Развивая эту мысль, В. Альфонсов возражает тем, кто считал Б. Пастернака «жертвой эпохи»: «Если бы он был жертвой, он не создал бы такой лучезарной поэзии. Он художник бесконечно положительного, утверждающего миропонимания». На этом завершим анализ романа «Доктор Живаго».
Как отмечали многие исследователи творчества Пастернака, роман «Доктор Живаго» — одно из самых необъяснимых его про-изведений, да и, пожалуй, из всех произведений XX века. А по-тому к этому произведению нельзя подходить «со сложившимися канонами и стереотипами». Дело в том, что роман очень своеобра-зен, и авторская воля в нем очень чувствительна, это ощущается и в построении событий, и в поведении героев. Роман много ругали: за неправильное изображение событий Гражданской войны, за рыхлость композиции, за то, что сюжетные линии часто рвутся.
Роман был задуман в 20-е годы, а собственно работать над ним Пастернак начал в 40-е годы. Завершение работы над романом относится к 1956 году. А уже в 1957 году Пастернак получает Но-белевскую премию.
Работа над романом была очень напряженной. Даже заглавия менялись часто: «Свеча горела», «Мальчики и девочки».
Изображаемое в романе время: от 1903 года до событиями послевоенных лет, а в центре событий — революция и Граждан-ская война. Главный герой романа — доктор Живаго. (Сначала
Пастернак хотел дать своему герою имя Живульт.) К осени трид-цать пятого года Пастернак вернулся домой и мог возобновить работу над романом, который, судя по уцелевшим листам, сло-женным, как обложка рукописи, мог быть, в частности, назван «Записки Патрикия Живульта».
В романе с главным персонажем связана тема философии ис-тории. Интерес к истории у Юрия Живаго возникает от его дяди по линии матери Веденятина. Он расстриженный монах, священ-ник, ушедший из церковного мира, чтобы позаботиться о Юрии, который остался сиротой после смерти матери. Дядя и взял его на воспитание, потому что Юра был очень похож на мать.
Начало романа получает трагическое звучание: «Шли и пели».
В сюжете произведения интерес к истории проявляется в не-скольких сценах. Например, когда Юрий еще был студентом-медиком, он прочитал своеобразную лекцию у постели умирающей Анны Ивановны, матери Тони. «Сознание — это свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами дорогу… Сознание — это зажженные фары впереди идущего паровоза. Обратите их светом внутрь, и случится катастрофа».
«Человек в других людях и есть душа человека. Вот что вы есть…» Юрий говорит о том, что если при жизни человек чувство-вал себя в делах других, то он останется в них: «И какая вам разница, что потом это будет называться памятью. Это будете вы, вошедшая в состав будущего». В этой лекции-монологе прояв-ляется традиция русской литературы: все для других. Это мотив долга, жертвоприношения.
В романе очень частые выходы на размышления об истории. У него своя философия истории: человек, не думая о конце жиз-ни, занимается тем, что ему дорого, интересно, он укрепляет этим жизнь. В конечном итоге все, что он делает с интересом, с радостью, работает на его бессмертие, на ту память, о которой говорил Юрий. По словам Веденятина, человек «умирает в разга-ре работ, посвященных бессмертию». В данном случае речь идет о философии бессмертия. И можно согласиться с тем, что любой человек умирает «не под забором», а у себя в истории.
В этом плане, в связи с размышлениями дяди, Живаго стано-вится понятна искренность героев романа к событиям истории. Так, Лара Гишар оказывается втянутой в исторические события, по-тому что будет разыскивать своего мужа — Павла Антипова, в Гражданской войне — Стрельников, за свою жестокость в при-нятии решений прозванный Расстрельниковым.
В свою очередь Павел Антипов, как выясняется в самом конце романа, пришел на войну, потому что ему важны не историчес-кие события, а романтика, которая с ними связана. Ему всегда казалось, что Лара связалась с ним не только из-за любви, в ней была жалость к нему как к человеку из других кругов. Он стал учителем математики, преподавал в Юрятине. «Как преподавал, как преподавал, как бог! Все разжует и в рот положит!»
Умная Лара чувствовала, что он оказывается в водовороте этих событий, чтобы быть достойным ее. Одна Лара понимала истин-ные его побуждения. Таким образом, и Лара, и Патуля Антипов прежде всего ценили отношение к ближнему, а уже потом все остальное.
Юрий Андреевич Живаго окончил университет, стал врачом, но мы редко видим его во время его профессиональной деятель-ности. Тем более обращают на себя внимание те сцены, когда его выкрали в партизанский отряд из-за того, что он врач. Отноше-ние его к Гражданской войне, которая на глазах становилась ис-торией, неоднозначно. Он искренне не понимает, зачем нужно убивать. Есть вечные ценности, рядом с которыми даже Граж-данская война воспринимается как явление преходящее, незна-чительное в истории, потому что Пастернак доверил своему ге-рою интерес к истории, в которой было очень много всяческих потрясений.
Об истории размышляют и подросшие мальчики, а девочки «платят» (Лариса Федоровна, Антонина Громеко, Марина) за то, что оказались втянутыми в водоворот истории. Лариса Федоровна вышла однажды из дома и не вернулась. Об этом мы узнаем в самом конце романа, в эпилоге.
Тоня Громеко, жена Юрия Живаго, оказалась за границей.
Иннокентий Дудоров и Михаил Гордон в эпилоге размышляют об истории в грозовой 1943 год — разгар войны, а потом «через пять или десять лет» размышляют они о России, об истории и о месте человека в ней, вспоминая Блоковские слова: «Мы — дети страшных лет России» (грамотные читатели, на которых рас-считывал Пастернак, знали, что это строки из стихотворения «Рожденные в года глухие»).
Одна из основных тем романа — тема любви. Он пронизан лю-бовью, причем разной: к семье, к детям, друг к другу, к Родине.
В романе нашли отражение личные связи Пастернака. Прото-типом Лары становится О. Ивинская, которая случайно-законо-мерно встретилась Пастернаку.
Лару Юрий встречает тогда, когда они были еще мальчиком и девочкой.
Жизнь Лары потерялась из внимания Юрия, он связывает свою жизнь с другой. Лара выходит замуж за Антипова, которого она любила. Если бы ей сказали, что Патуля жив, и указали, где, она ползком бы проползла, чтобы найти его.
Но так случилось, что, когда она искала Антипова, она встре-тила Юру. Юрию кажется, что только она понимала его. Однако в письме Тони Юрию видно, что она тоже его понимает. Тоня принимает решение уехать за границу с детьми.
Любовь — это тайна, непонятная иногда даже двоим, лю-бовь — это чувство, которое нельзя ввести в рамки. Лара любила Юру, а он, оставаясь верным Тоне, не представлял себе жизни без Лары, которую встретил уже во взрослой жизни.
Когда Юрий поверил Комаровскому, убедившему его в том, что Ларе, как жене Стрельникова, грозит серьезная опасность, он позволяет увезти Лару. Жизнь его с этого момента становится лишенной смысла. Это очень ярко описано в 14-й части 13-й гла-вы романа. Сцена разлуки в романе нашла отражение в стихотво-рении Юрия Живаго «Разлука».
Тема любви к ближнему раскрывается в сценах, когда Живаго находится в партизанском отряде. Один из солдат — Панфил Па-лых — говорит, что многих пустил в расход, боится теперь за исход Гражданской войны. Он все чаще вспоминает одного пар-нишку, убитого им давно. Это воспоминание до сих пор трево-жит его, преследует. Панфил любит детей, семью, но чтоб они не достались никому в случае поражения, жестоко убивает се-мью сам. По контрасту с ним показан Юрий Живаго, который целился в дерево, а попал в парнишку, которого не знал. Это был Сережа Ранцевич. Живаго выходил его и не обиделся, когда тот сказал, что не поступится своими идеалами, если они встретят-ся на поле боя.
Тема истории, любви, преходящих и извечных ценностей свое-образно отражается в лирике Живаго, помещенной в конце рома-на. Живаго недаром изображается поэтом, пожалуй, больше, чем врачом. Это своеобразное свидетельство Живаго о своем време-ни, поэтически осмысленное. В этой лирике перед читателем пред-стает мир, утративший устойчивость. Объяснение этому находит автор как в самой эпохе, так и в специфичности положения ис-кусства и художника в ней.
Лирика Юрия Живаго — это важная часть романа. Если по-вествование в нем вполне традиционно: рассказывается о челове-ческой судьбе в потоке времени, то лирика становится органич-ной частью романа. Автор выстраивает свой роман по законам скорее лирики, чем этики, изображение субъективно, мир пред-стает таким, каким он отражается в сознании главного героя. А он, вопреки утвердившимся в советской литературе нормам и требованиям, остается частным лицом. Смысл его существования раскрывается не столько в его действиях, сколько в его стихах: Материал с сайта
ГамлетГул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. Но продуман распорядок действий И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе - Жизнь прожить — не поле перейти.
Пастернак писал отнюдь не автобиографический роман, но история духовного развития героя в главном ее содержании вос-производит процесс духовного формирования поэта.
План
- Описание детства и юности Живаго. Его жизнь в доме се-мьи Громеко.
- Происшествие с Амалией Гишар. Первое заочное знаком-ство с Ларисой Гишар и Комаровским.
- На рождественском празднике Лариса стреляет в Комаров-ского и промахивается. От суда ее спасает он же.
- Лариса выходит замуж за Павла Антипова. Они уезжают ближе к Уралу.
- Женятся Юра и Тоня, дочка Громеко.
- Начинается война. Юрий и Павел уходят на войну. Лариса отправляется на поиски мужа в качестве санитарной сес-тры.
- Юрий возвращается домой. Встреча с Ларисой. Их роман. Тоня ждет уже второго ребенка, когда Юрия мобилизуют в армию снова.
- Два года его скитаний. Побег. Он оказывается в доме Лари-сы. Болезнь Юрия. Все это время за ним ухаживает Лариса.
- Письмо от жены сообщает Юрию о том, что Тоня с семьей уезжает за границу.
- В городе появляется Комаровский. Он предлагает свою по-мощь, но Лара и Юра от нее отказываются. Хитростью Ко-маровский увозит Лару и дочь. Живаго остается один.
- Он встречается с Павлом. После ночного разговора с Юри-ем, когда они вспоминают детство, Павел застрелился.
- Юрий возвращается в Москву, женится на Марине. У них двое детей. Но однажды Живаго уходит от нее, говоря, что должен побыть один. Вскоре он умирает.
- На его похороны приходит много народу, в том числе и Лариса.
- Много лет спустя, во время Великой Отечественной войны, сводный брат Живаго Евграф находит дочь Лары и Юрия — Таню. Он заботится о ней, а кроме того, собирает все сти-хи, что написал за свою жизнь Юрий.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- какое время отображается в рассказе живаго
- древнерусская литература краткий анализ
- список героев произведения доктор живаго
- основные темы романа доктор живаго
- юрий живаго как лирический роман
В честь Дня рождения легендарного президента компании Smith & Wesson Оливера Винчестера
, сайт подготовил обзор культовых револьверов массачусетской оружейной компании.
Model 1
S&W Model 1, первый в мире патронный револьвер, появился в 1857 году, когда Оливер Винчестер занял должность президента компании Smith & Wesson. Однако его разработку начали основатели компании: Гораций Смит и Даниель Б. Вессон. К тому же, они завербовали обладателя патента на револьверы со сквозным барабаном Роллина Уайта, выбив из гонки своих главных конкурентов, компанию Colt, на 18 лет.
Model 3
Серия Model 3, калибра.44 и.45, впервые появилась в обороте в 1870 году. S & W впервые вышли на мировой рынок, импортировав модель Russian c ударно-спусковым механизмом в Россию в количестве 130,000 штук. Model 3 American стал иконой Дикого Запада, наравне с Colt Peacemaker SAA. Вероятно самая известная конфигурация Model 3, .45 Schofield, стала избранным оружием американской кавалерии.
.38 & .32 Double-Action
Первая коммерческая модель револьвера Smith & Wesson c ударно-спусковым механизмом появилась в 1880 году. Карманные револьверы Double-Action были одной из самых популярных серий S&W: за 39 лет производства было продано около миллиона экземпляров. В 1886 году был выпущен безбойковый вариант револьвера с жестким курком для более точного прицеливания. Эта конфигурация выпускалась вплоть до 1940 года.
.38 Hand Ejector
.38 Hand Ejector Military and Police Model 1899-го года стал первой K-Frame моделью Smith & Wesson. Модифицированная версия револьвера производится и по сей день, а продажи линейки K-Frame превосходят все продажи остальных моделей, вместе взятых. Особенность модели заключается в том, что стрелок освобождает барабан от гильз вручную, при помощи выталкивающего механизма. Это позволяет использовать в оружии патроны более крупного калибра в небольшом барабане.
.44 Hand Ejector First Model
Первой моделью S&W, созданной в XX веке, стал.44 Triple Lock N-Frame. В нем использовался патрон.44 S&W Special - более мощный аналог.44 Russian. Однако через 7 лет производство было прекращено из-за слишком высокой стоимости.
.22/32 Target Model
История.22/32 Target Model началась с того, что некий Phil Bekeart заказал 1000 револьверов калибра.22 Long Rifle на базе.32 Hand Ejector. Обновленная версия.22/32 Kit Gun, выпущенная в 1936-м, заслужила безупречную репутацию и до сих пор считается одним из самых надежных револьверов.
.357 Magnum
Легендарная классика, .357 Magnum N-Frame, стал настоящей иконой компании Smith & Wesson. Револьвер был изготовлен по заказу полиции в 1935 году. Новый патрон.357 в два раза превосходил.38 Special по скорости и в 3 раза по мощности. Каждый "Magnum" можно было приобрести по индивидуальному заказу, выбрав уникальную схему оформления.
.38 Chiefs Special
После Второй мировой войны, новый президент компании Карл Хельстрем дал указание разработать компактный и мощный полицейский револьвер. Результатом стал J-Frame .38 Chiefs Special, который выпускается и по сей день. Широкий ряд опций оформления и конструкции уже более полувека привлекает самых искушенных стрелков и коллекционеров со всего мира.
.44 Magnum
Стрелок и журналист из Айдахо Элмер Кит предложил создать новый револьвер калибра.44, возродив былую славу.44 Hand Ejector. Первые версии N-Frame .44 Magnum были успешно протестированы в феврале 1955-го, а через год уже поступили в продажу.
Smith & Wesson Model 60
Револьвер Smith & Wesson Model 60 Ladysmith производится с 1965 года. Он оснащен пятизарядным барабаном и использует патроны.38 Special или.357 Magnum. В конце 60-х годов спрос на него был настолько высок, что покупателям приходилось стоять на очереди около года, чтобы приобрести его. Оружие неоднократно фигурировало в литературе и кинематографе: например, в телесериале "Ходячие мертвецы" и в фильме "Люди в черном". Model 60 до сих пор стоит на вооружении Национального агентства полиции Республики Корея.
+ Бонус
Winchester Model 1873 - винтовка, завоевавшая Запад
Упомянув имя Оливера Винчестера, невозможно не вспомнить легендарные одноименные винтовки. Winchester 1873, ставший неотъемлемым атрибутом ковбойских фильмов и компьютерных игр, был создан на основе пистолета "Волканик" и использовал патрон калибра.44-40. Он завоевал популярность в основном среди гражданского населения и охотников. Производились "Винчестеры" вплоть до 1919 года.
«Смит и Вессон» «русской» модели - знаменитый револьвер, служивший верой и правдой Российской Империи долгие годы. Русско-турецкая кампания, среднеазиатские события, поход в Китай, русско-японская, Первая мировая, гражданская войны - этот револьвер везде оставил свой след…
П ринятие на вооружение армии и флота Российской Империи 4.2-линейного револьвера системы Смита и Вессона неразрывно связано с целым рядом событий процесса по перевооружению русской армии 1860-х гг. В те времена пистолетам уделялось куда меньше внимания, чем основному армейскому оружию - длинноствольным винтовкам. В связи с большим количеством устаревших дульнозарядных винтовок их стремились по возможности переделывать в более современные казнозарядные системы, а не изготавливать «с нуля». С пистолетами ситуация сложилась иначе…
Первые российские револьверы
В середине XIX в. основным короткоствольным оружием были капсюльные дульнозарядные пистолеты, еще оставалось большое количество кремневых моделей. Крымская война 1853-1855 гг. доказала явное и неоспоримое преимущество иностранных револьверов перед отечественными пистолетами. Но, вопреки существующему мнению, еще до Крымской войны подобные револьверы были не только известны, но и изготавливались в России. Только в Туле их выпускали оружейники Гольтяковы, братья Пастуховы, мастер Жижин, мастер Норман. Револьверы были дорогими и сложными в изготовлении, но к концу 1850-х гг. налажен выпуск русских копий револьверов систем Кольта, Адамса, Лефоше. Известно, что 6 апреля 1854 г. тульские оружейники подарили Николаю I сделанный ими револьвер Кольта, после этого последовало распоряжение изготовить 400 таких револьверов для солдат гвардейского флотского экипажа и 70 револьверов - для офицеров стрелкового полка императорской фамилии.
Консервативная армия и прогрессивная полиция
В конце 1850-х гг. Артиллерийский комитет принимает решение выписать новейшие зарубежные образцы револьверов и передать их на исследование Оружейной комиссии. Вопрос о револьверах обсуждался на самом высоком уровне: 1859 г. Император Александр II, прочитав доклад об отчете военного министра за 1858 г., повелел обсудить вопрос о замене в кавалерии однозарядных гладкоствольных пистолетов револьверами. В том же 1859 г. Оружейной комиссией в Офицерской стрелковой школе были испытаны револьверы следующих систем: Лефоше, Кольта, Адамса, Флобера, Лепажа, Гулье-Бланшара и Пидо-Кордье. Лучшими признаны капсюльный револьвер системы Кольта и шпилечный Лефоше. Стрелковая школа и Оружейная комиссия отдали свое предпочтение системе Лефоше под унитарный патрон, преимущества которой были очевидны. Но официально эту систему все равно не разрешили для употребления в войсках из-за выступающей шпильки патрона, так как считалась, что эти патроны опасны в обращении. Несмотря на этот запрет, офицеры частным образом закупали систему Лефоше из-за ее удобства.
Понятно, что вопрос о вооружении револьверами армии России стоял очень остро. Но… в 1860 г. Оружейная комиссия выносит иное решение: «Вооружение револьверами массы нижних чинов едва ли будет удобным, как по причине дороговизны, не соответствующей пользе, которую извлек бы из револьвера кавалерийский солдат, так и по причине сложности механизма, теряющего способность действовать от влияния сырости и загрязнения и требующего такого тщательного содержания, которое трудно достигнуть, в особенности во время кампаний или похода»… И Комиссия принимает решение проектировать для кавалерии не револьвер, а 6-линейный нарезной казнозарядный пистолет под унитарный патрон. К работам по созданию такого пистолета привлечены и зарубежные фабриканты. В Россию были доставлены пистолеты Снайдера и Франкотта, двупульный пистолет бельгийского оружейника Жилле. В двупульной системе в ствол с казенной части сначала вставлялась пуля, а после нее заводился бумажный патрон, в котором пуля находилась сзади, после пороха. Задняя пуля «подпирала» бумажный патрон, являясь своего рода обтюратором, а после выстрела продвигалась очередным патроном в ствол, становясь уже готовой к выстрелу пулей. Именно пистолет Жилле, усовершенствованный мастером Труммером в части изменения формы пули и передней поверхности затвора, в 1863 г. был принят на вооружение. На Сестрорецком оружейном заводе изготовили 100 таких пистолетов, из них 46 сразу забраковали. Более этот пистолет не изготавливался.
Полиция и Жандармский корпус пошли другим путем. Летом 1859 г. полиция Санкт-Петербурга получает на вооружение шпилечные револьверы Лефоше. Чуть позже, ощущающий острую потребность в современном оружии, Жандармский корпус заказывает за границей и на Сестрорецком оружейном заводе необходимые 6100 тех же шпилечных револьверов системы Лефоше.
Исследования продолжаются
В 1860-х гг. Оружейная комиссия продолжает исследования. Рассматриваются револьверы систем Ремингтона, Стара, Лилиенфельда, Селиванова (под усовершенствованный им патрон Лефоше), Гольтякова (был признан достойным для вооружения офицеров), Чагина (усовершенствованная система Лефоше), оружейного мастера Нормана (собственная конструкция), пистолет поручика Драшковского (под унитарные патроны в папковой гильзе).
Осенью 1864 г. впервые был изучен и подвергнут испытаниям 6-зарядный револьвер системы Смита и Вессона под унитарные металлические патроны. Этот револьвер был 3-линейного калибра, имел откидывающийся для заряжания вверх ствол. Барабан револьвера снимали со стержня, вкладывали патроны, затем надевали назад, стреляные гильзы выбивались при последовательном надевании камор барабана на стержень. Эта система, по мнению Оружейной комиссии, являлась самой лучшей из всех известных из-за простоты устройства и удобства принятых к ней патронов. Было рекомендовано, что если опыты над ружьями с металлическими патронами закончатся успешно, то было бы полезно проектировать револьвер по системе Смита и Вессона для введения в войсках.
Судьба револьверов Смита и Вессона тесно связана с именем русского военного агента в САСШ А. П. Горлова. Занимаясь вопросами выбора лучшей системы винтовки и картечницами, он уделял большое внимание и короткоствольному оружию. А.П. Горлов отследил результаты испытаний револьверов специальным американским комитетом и доложил о них в Санкт-Петербург. По результатам этих испытаний лучшим был признан однозарядный пистолет Ремингтона (система «роллинг-блок») под патрон центрального воспламенения, четыре типа револьверов Ремингтона и… револьвер системы Смита и Вессона. При этом он отметил, что револьвер Смита и Вессона превосходит все остальные пять систем, но в него требуется внести ряд изменений: сделать оружием центрального боя, удлинить барабан и увеличить калибр.
Морское ведомство предпочло самостоятельно решать вопросы вооружения «повторительным» короткоствольным оружием. В январе 1870 г. лейтенант Н. М. Баранов заключает в Бельгии контракт на поставку партии револьверов системы Галана, внеся в него свои изменения. На длительный срок остались револьверы системы Галана на флоте, они поставлялись по 1882 г., и только в 1906 г. последние «Галаны» были заменены на новые револьверы.
В 1870 г. Оружейная комиссия проводит свои опыты, в которых, помимо победителя испытаний в САСШ - однозарядного «Ремингтона», были револьвер Галана, однозарядный пистолет Бердана (система «Бердан № 2»), двузарядный пистолет управляющего Сестрорецким оружейным заводом полковника Лилиенфельда. Как понятно - лучшим был признан пистолет Ремингтона. Система Ремингтона на тот период использовалась во многих европейских странах, к этому пистолету со стороны Комиссии были лишь незначительные замечания. Решено было продолжить испытания «Ремингтона» и, если подтвердятся прежние хорошие результаты, то он может быть признан пригодным для вооружения.
Но «дорогу в жизнь» в России системе Ремингтона перекрыло возвращение в Санкт-Петербург А. П. Горлова, который привез уже усовершенствованный вариант револьвера системы Смита и Вессона. Именно этот вариант в марте 1870 г. получил высокую оценку в САСШ в Сент-Люисе.
Испытав привезенный «Смит и Вессон», члены Оружейной комиссии признали его удовлетворяющим всем требованиям солдатского боевого оружия. Сразу же было испрошено Высочайшее повеление на принятие его в кавалерии вместо существующих ранее пистолетов и на заказ 20 000 таких револьверов с патронами в САСШ компании Смита и Вессона. И в 1871 г. револьвер Смита и Вессона принимается на вооружение русской армии.
В описании истории «русского» «Смита и Вессона» нельзя не рассказать и о самих Хорасе Смите и Дэниэле Вессоне и их замечательной компании. История Smith & Wesson Arms начинается в САСШ (штат Коннектикут, г. Норвич) в 1852 г., ее основатели - Хорас Смит и Дэниэл Вессон. Целью их совместной работы стало изобретение принципиально нового скорострельного многозарядного пистолета с цилиндрическим магазином. Спустя два года такое оружие и патрон к нему были созданы и получены на них патенты. Этот пистолет назвали Volcanic - «вулканическим», из-за его невиданной ранее скорострельности и убойной силы. Вскоре компания столкнулась с серьезными финансовыми трудностями и была продана Оливеру Винчестеру. Смит переехал в Спрингфилд (штат Массачусетс), где некогда ранее жил. Вессон же остался работать у Винчестера главным управляющим, там он сконструировал небольшой револьвер, стреляющий патронами, которые он запатентовал совместно со Смитом ранее, в 1854 г. Когда Вессон предложил Смиту возобновить совместную работу, Смит принял это предложение. Благодаря фирменному патрону и усовершенствованиям в конструкции новый револьвер (получивший название «модель 1») пользовался огромным спросом. В 1859 г. партнеры построили фабрику в городе Спрингфилде, который вскоре становится одним из центров американской оружейной промышленности. Начавшаяся гражданская война принесла компании хорошую прибыль, но по ее окончании спрос на оружие резко упал. Смит и Вессон попытались выйти на новые рынки за рубежом, они открыли агентства по продажам в Англии, Германии и Франции. Именно в Европе с продукцией компании познакомился наследник русского престола, великий князь Александр Александрович, который в середине 1860-х гг. посетил выставку оружия в Париже, где и купил несколько десятков револьверов Смита и Вессона для себя и свиты.
Спустя несколько лет появляется новый револьвер с автоматической системой смазки («модель 3»). В начале 1871 г. такой револьвер с гравировкой и перламутровой инкрустацией на рукояти был подарен будущему императору.
Револьверы для России
Оптимальным калибром для ручного оружия большого калибра Смит и Вессон считали.44 (10.67 мм). Такой калибр, по их мнению, дает оптимальный баланс между хорошей точностью и хорошей убойной силой и предпочтителен как перед большими, так и меньшими калибрами.
1 мая 1871 г. с российским правительством был подписан первый контракт на производство 20 000 револьверов. В Российской Империи револьвер получил наименование 4.2-линейного револьвера образца 1871 г., впоследствии его стали именовать «первым образцом». Револьвер назывался «револьвером двойного действия», так как для осуществления выстрела надо было провести две операции - ручной взвод курка и последующий спуск.
Калибром нового револьвера был выбран.44. Изначально патрон носил наименование.44-100. После подписания первого контракта с российским правительством маркировка патронов была разделена на.44-100 «рашн» и.44-100 «регуляр», который после 1872 г. стал называться.44 «американ». Нужно упомянуть, что число «100» в маркировке патрона не означает, как многие полагают, заряд черного пороха в гранах, а, по всей видимости, указывает на то, что его калибр составляет 44 сотых дюйма.
Во время изготовления револьвера первого образца в САСШ по требованию российских представителей в его конструкции внесены изменения. Причем вносились они уже во время исполнения первого контракта. В частности, по требованию Горлова в июне 1871 г. (после того, как уже были произведены, по разным данным, 1450 или 1537 револьверов) изменены защелка ствола и фиксатор барабана. После того, как были собраны 2500 револьверов и были готовы к сборке еще 500, по требованию капитана Ординца изменен стержень выбрасывателя и увеличен диаметр оси спускового крючка. После продолжительных переговоров решено осуществить приемку уже собранных 2500 револьверов, а оставшиеся 500 компания Смита и Вессона была вынуждена после удаления кириллических надписей пустить в коммерческую продажу. Кстати, этим объясняется огромная редкость экземпляров револьверов Смита и Вессона первого и последующих образцов с кириллической надписью и отсутствием клейма российской приемки. На предприятии в Спрингфилде было строго регламентировано, что на револьверах, забракованных российской приемкой, кириллическая надпись удалялась, и поверх нее наносилась надпись на английском языке.
Практически перед завершением первого контракта был внесен еще ряд изменений в конструкцию. Между серийными номерами 18 634 и 19 175 переделана замочная задержка - теперь она была связана не курком, а со спусковым крючком. В связи с этим были изменены геометрии курка, спускового крючка и ряда пружин, а также крышка рамки - для более удобного доступа к механизму. Для добавления прочности слегка изменена рукоять.
Поставки в Россию револьверов между сентябрем 1871 г. и октябрем 1872 г. распределялись следующим образом:
сентябрь 1871 г. - 3 штуки;
октябрь 1871 г. - 3 штуки;
4 марта 1872 г. - 1 экземпляр (разрезной);
30 марта 1872 г. - 9003 штуки;
9 апреля1872 г. - 3 штуки;
29 мая 1872 г. - 4500 штук;
3 августа 1872 г. - 1 штука;
21 августа 1872 г. - 6400 штук;
16 октября 1872 г. - 100 штук;
Всего по первому контракту было поставлено 20 014 револьверов.
Новые модели
В 1873 г. при подписании второго контракта капитан Ординец, являвшийся тогда российским представителем на заводе Смита и Вессона, предложил кардинально изменить внешний вид револьвера. При сохранении практически идентичной механики с первой моделью у второй модели были изменены рамка и рукоять, добавлена шпора, ствол уменьшен до 7 дюймов (17.8 см), спица на курке увеличена - для удобства взведения. Этот револьвер получил наименование второго образца.
Всего было изготовлено 70 000 «Смитов и Вессонов» второго образца, это был не единый контракт, а несколько исполнявшихся последовательно. Кириллическая надпись на стволах первых двух контрактов (40 000 единиц) была идентична надписи на первом образце. Клеймо русского приемщика «КО» (Касаверий Ординец). Серийный номер - сквозной по обоим контрактам.
Что интересно, в 1873 г. на международной выставке в Вене русская модель Смита и Вессона была удостоена золотой медали.
В 1874 г. появляется третий образец револьвера, после его принятия на вооружение в том же году второй стал именоваться кавалерийским. Но заказы второго образца продолжались, было заключено еще три контракта на его поставку (27 октября 1876 г., 27 января 1877 г. и 1 мая 1877 г.). По этим контрактам заказано 30 000 «Смитов и Вессонов» второго образца (по 10 000 на каждый контракт). Кроме кириллической маркировки, на стволе у этих револьверов стал наноситься и серийный номер револьвера (после информации о производителе и месте производства перед приемочным клеймом). Клейма приемщиков ставились «КО» (Касаверий Ординец) и «НК» (Николай Кушакевич).
27 октября 1874 г. подписан контракт на поставку 11 138 револьверов третьего образца. Отличия от второго у них были не столь существенные. Ствол был уменьшен до 6.5 дюймов (16.5 см), рамка оставлена практически без изменений, мушка прицела стала цельной со стволом (в отличие от заштифтованной у второго образца), появляется защелка стержня выбрасывателя, изменяется вид винта барабанной задержки.
27 октября 1876 г., 27 января 1877 г. и 1 мая 1877 г. заключены еще три контракта на поставку по 10 000 револьверов каждый. Серийные номера этих револьверов в каждом контракте были сквозными и не переходили из контракта в контракт. Всего выпущено 41 138 револьверов третей модели по русскому военному заказу. Клеймение револьвера аналогично второму образцу.
Германия и Россия
После расторжения контрактных отношений с компанией Смита и Вессона российское правительство разместило заказ на производство третьего образца в Германии на заводе Людвига Леве в Берлине, Германия. По американским источникам, в качестве военного приемщика там находился капитан Кушакевич, но приемочное клеймо содержит литеры «СО». По стилю исполнения основное клеймение соответствует поздним, третьим, образцам, изготовленным в САСШ. Общее количество выпущенных револьверов в Германии порядка 90 000 штук, их производство начато после завершения американских контрактов и продолжалось до середины 1880-х гг.
Револьвер третьего образца в России называли «образец 1880 г.», хотя фактически он производится с 1874 г., и на самих револьверах, сделанных для Российской Империи за рубежом, присутствует клеймо «обр. 1874». Скорей всего это связано с приказом по военному ведомству № 69 1880 г., в котором объявлялось о введении револьвера третьего образца для всех родов войск и судов флота. Этот приказ разрешал временно оставлять первый образец в кавалерийских и конноартиллерийских частях, второй - в жандармских частях и конвойных командах, а револьвер Галана - во флоте, заменяя их на третий образец по мере прихода в негодность. Что касается флота, то фактически «Смиты и Вессоны» стали поступать на его вооружение с 1874 г., где они обращались совместно с револьвером системы Галана. Только в 1881 г. морское ведомство приняло решение о прекращение закупок револьверов системы Галана и о заказе «Смитов и Вессонов» через военное министерство, причем связано это было с желанием иметь для удобства единообразный револьвер.
По сути, револьвер системы Смита и Вессона под унитарный патрон центрального боя сменил дульнозарядный пистолет. Выпуск короткоствольного оружия в Российской Империи фактически возобновился через четверть века после завершения производства дульнозарядных пистолетов.
С 1886 г. производство третьего образца было налажено на Императорском тульском оружейном заводе, спустя 15 лет с момента принятия «Смитов и Вессонов» на вооружение и 12 лет - с момента разработки третьего образца. В истории отечественного вооружения такие задержки с началом собственного производства нехарактерны. Что говорит, скорее всего, о сложностях, которые возникли при организации массового производства. Выгоднее было закупать револьверы за рубежом, чем налаживать собственный выпуск в ущерб производству основного стрелкового оружия - 4,2-линейной винтовки образца 1871 г. Выпуск револьверов в Российской Империи продолжался до 1897 г. В самом начале, в 1886 г., изготовлено 311 револьверов, в 1889 г. - уже 6226 штук, всего тульских «Смитов и Вессонов» выпущено 31 435. В ряде оружейной литературы упоминается также о коммерческих партиях револьверов «Смита и Вессона» малых калибров в Туле. С прекращением выпуска «Смитов и Вессонов» на Императорском тульском оружейном заводе там с 1898 г. освоено производство нового, 3-линейного револьвера образца 1895 г. (система Нагана).
Модификации
Если говорить о модельном ряде русских «Смитов и Вессонов», то нельзя не сказать еще про один образец, так называемый укороченный «Смит и Вессон» для полиции. Упоминается, что был налажен выпуск таких револьверов, но найти их в частных и государственных собраниях не удалось. В государственных коллекциях широко известны и представлены такие револьверы, переделанные из третьего образца. Авторы предполагают, что укороченные револьверы не изготавливались заново, а производились по мере необходимости из полноразмерных «Смитов и Вессонов».
С началом Первой мировой войны старые «Смиты и Вессоны» всех образцов использовались для создания несколько неожиданного оружия. Используя раму револьвера, выпускали сигнальные пистолеты - «ракетницы».
Контракты с Российской Империей явились очень хорошей рекламой для компании Смита и Вессона. Высокие боевые характеристики «русского револьвера» заставили обратить на него внимание других государств. Его закупали Турция, Япония, Мексика, Австралия, Аргентина, Испания, Куба…
Очень интересно сложилась ситуация с турецкими и японскими револьверами. Сделанные на одном оружейном заводе в Америке, они встретились со своими русскими прототипами на поле боя. Турецкие в 1877-1878 гг. во время русско-турецкой войны и в 1904-1905 гг. во время русско-японской.
Первый турецкий контракт на поставку «Смита и Вессона» второго образца под патрон кольцевого боя.44RF подписан 12 августа 1874 г. По нему было поставлено 1000 револьверов (это был единственный контракт со сквозной нумерацией револьверов, где номера начинались с «1»). Их приемщиком стал Чарльз Вудмен, имевший клеймо W. В 1877 г. турецкое правительство заказало дополнительно 7000 револьверов калибром.44 RF для нужд армии, из них было поставлено только 2000. Из маркировки на стволе была убрана надпись Russian model, которая оставалась на револьверах из первого турецкого контракта. В связи с тем, что второй турецкий контракт был размещен в самый разгар русско-турецкой войны и турецкий представитель постоянно торопил администрацию компании «Смита и Вессона» с его исполнением, по причине отсутствия рамок завод был вынужден заменить «второго Смит и Вессона» под калибр.44RF на рамки третьего образца, на которых было заварено отверстие под боек курка центрального боя и сделана прорезь под боек курка кольцевого боя. Также в связи с отсутствием на складах компании нужных барабанов на оставшиеся 5000 револьверов были установлены барабаны от русского третьего образца. По мнению авторов, именно эти события явились истинной причиной разрыва отношений между русским правительством и компанией Смита и Вессона и заключения последующих контрактов на производство третьего образца в Германии.
С такой же скорректированной, как у турецких «Смитов и Вессонов» второго контракта, надписью были поставлены 5000 револьверов второй модели по заказу правительства Японии (серийные номера 1-9000), Они использовались для вооружения армии, флота, жандармерии, дипломатического персонала. Уже исключительно для нужд флота японцы закупили 1000 револьверов третьего образца, на них выбито характерное клеймо приемки - якорь, пересеченный двумя волнистыми линиями. «Японские револьверы» использовали.44 русский патрон центрального боя. В дальнейшем японцы приобрели следующую модификацию этого револьвера, известную под названием «новая 3-я модель». В 1879 г. ими было закуплено чуть менее 3000 таких револьверов для флота. В 1880-х гг. закупки продолжились: 700 револьверов для артиллеристов; в 1895-1896 гг. были поставлены в Японию 786 револьверов следующей модификации описываемой модели - «Фронтир», адаптированной под «русский» патрон.
«Новая 3-я модель» заинтересовала также турецкое правительство, и в 1879 г., уже после русско-турецкой войны, они закупили 5000 таких револьверов.
Вернемся к русским револьверам - время показало правильность выбора «русского Смита и Вессона». Армия и флот России получили отличный образец современнейшего огнестрельного оружия под превосходный патрон. На тот исторический момент такой выбор, как по техническим характеристикам, так и по скорострельности и удобству перезаряжания, был более оправдан, чем принятие на вооружение в 1895 г. револьвера системы Нагана.
В следующем номере журнала мы продолжим описание «русских Смитов и Вессонов» и уделим больше внимания устройству револьвера и особенностям его использования.
Ноя 21, 2012 O&O