Ансамбль овечкиных. Быль о «Семи Симеонах»
Эта драматическая история случилась в Советском Союзе 8 марта 1988 года. Символичные цифры. Многодетная семья Овечкиных совершила настоящий террористический акт -захватила пассажирский самолет с целью покинуть родную страну. Примечательно и то, что руководителем банды была мать семейства. Попытаемся восстановить картину случившегося.
Овечкины проживали в пригороде Иркутска и играли в семейном джазовом ансамбле под руководством матери семейства Нинель Овечкиной. Ее муж и отец детей, Дмитрий Овечкин, умер в 1984 году, и все семейные заботы несла их мать. Как сказали бы сейчас — она была главным спонсором, творческим руководителем и продюсером своего коллектива. Что и говорить, женщина была властная, деспотичная и честолюбивая. Ансамбль назывался «Семь Симеонов» и музицировали в нем семь братьев возрастом от 8 до 26 лет — Василий, Дмитрий, Олег, Александр, Игорь, Сергей, Михаил. Семья была очень известна в Иркутске.
Местное телевидение даже сняло про них фильм (который, правда, матери не понравился). Газеты и радио также регулярно сообщали о талантливом семейном ансамбле. Всего в семье было одиннадцать детей. Нинель Овечкина получила орден «Мать-героиня», а также две трехкомнатные квартиры в новом доме на одном этаже, сохранив при этом старый частный дом. Казалось бы, что жизнь налаживается. Уникальная семья в разгар Гласности и Перестройки может стать новой творческой звездочкой отечественной эстрады. «Семь Симеонов» добились побед в музыкальных конкурсах в разных городах СССР, а в 1987 году их даже пригласили на гастроли в Японию. Но все было не так радужно.
Семья Овечкиных
Отец семейства до своей кончины выпивал. В пьяном угаре любил гонять детей с ружьем в руках. Мать — воспитанница детдома, потерявшая родителей в детские годы. По воспоминаниям соседей, семья ни с кем не дружила, жила обособленно. Дети вроде бы не были хулиганами — занятия музыкой отнимали много времени, но со сверстниками не общались, всегда были хмурые и неприветливые.
Соседи также отзывались о них как о гордых и недалеких людях, для которых джазовый оркестр был не самоцелью, а лишь способом выбиться «в люди». Нужда заставляла Овечкиных вести натуральное хозяйство — в своем доме в пригороде Иркутска они держали свиней и даже коров. После смерти мужа Нинель еще приторговывала водкой. Большой семье из 12 человек (были еще и сестры) надо было выживать, да и музыкальные инструменты сыновей стоили недешево.
Именно на гастролях в Японии семья (и Нинель Овечкина в частности) поняла, что хочет покинуть Советский Союз. Дети обратили внимание, что в Стране восходящего солнца даже в туалетах стоят цветы, и такая японская эстетика натолкнула их на мысль, что они имели несчастье родиться в СССР. Мать их поддержала. Вроде как к ним даже обратился некий американский продюсер, который обещал записать их композиции в альбом и выпускать его многотысячными тиражами. А ведь это слава и большие деньги.
Семейство уже было ломанулось в США прямо с японских гастролей, но не хватило денег на такси, чтобы доехать до американского посольства. Однако и по возвращении в СССР от западной мечты Овечкины не отказались. Они, напротив, стали готовить план дерзкого побега. Ближайших заграничных гастролей не подвернулось, и ничего лучше музыканты
не придумали, как угнать пассажирский самолет с территории СССР. О последствиях такого действия и того, что их ожидает как на Родине, так и в стране мечте, они, видимо, не сильно задумывались.
Овечкины — захват самолета
Овечкины подобрали рейс западного направления Иркутск-Курган-Ленинград. Для захвата старшие сыновья обзавелись двумя обрезами от одноствольного и двуствольного ружей, а также изготовили самодельные взрывные устройства. Во время предыдущих перелетов они заметили, что контрабас, имевшийся в их оркестре не влезает в досмотровый сканер и служащие аэропорта проверяют его вручную. Этим и решили воспользоваться Овечкины. В футляре от контрабаса они сделали двойное дно, куда спрятали обрезы, 100 патронов к ним и бомбы. Играла на руку и их известность.
Перед злополучным вылетом популярную семью практически не досматривали. Они запланировали улететь в Лондон, хотя готовы были и на любую другую западную страну. Кроме матери и семи братьев, на борт поднялись еще три дочери из семьи Овечкиных, — самая старшая уже обзавелась собственной семьей, жила отдельно и в плане матери и братьев не участвовала.
Уже после дозаправки в Кургане, пролетая в районе Вологды, командир корабля Куприянов получает записку следующего содержания: «Следовать в Англию (Лондон). Не снижаться. Иначе самолет взорвем. Вы находитесь под нашим контролем».
Командир передает эту информацию на землю. Топлива оставалось на полтора часа полета, до Лондона самолет не долетел бы ни при каких обстоятельствах, не говоря уже про то, что экипаж не имел опыта международных полетов. Этот факт попытались объяснить семейным террористам. Бортинженер Иннокентий Ступаков вышел в салон и в результате переговоров сумел объяснить Овечкиным, что для совершения полета в Великобританию недостаточно топлива, после чего ему удалось убедить террористов разрешить посадку
для дозаправки самолета на территории Финляндии.
Тогда они велели садиться в ближайшей «загранице» для дозаправки. «Земля» сначала дала добро, но лететь даже в Финляндию со Швецией было невозможно, а Таллин преступники могли узнать с воздуха. Было решено отправить самолет на запасной аэродром под Выборгом в надежде, что Овечкины его не распознают. Но для захода на посадку экипажу Ту-154 приходится делать заметный маневр — разворот на 180 градусов. Террористы это замечают и начинают паниковать. Стюардесса Тамара Жаркая пытается их успокоить, заверив, что самолет делает маневр перед посадкой в финском городе Котка.
Уже на земле Овечкины замечают, что на подъезжающей заправочной машине по-русски написано «Огнеопасно», а затем заметили они и окружающих самолет бойцов с «калашниковыми». Тогда второй сын — Дмитрий Овечкин — убивает стюардессу Тамару. Нервы у всех членов семьи сдают, пассажиры потом описывают их как потерявших рассудок. На переговоры они не шли, отпускать пассажиров отказывались. Кроме того, была угроза взрыва бомбы. Ну а дальше совершенно непрофессионально действует группа захвата.
Сначала в салон врывается один автоматчик, делает очередь и покидает салон. Через некоторое время начинается полноценный штурм. Террористы отстреливаются и успевают взорвать бомбу, но она никого не убивает, а только устраивает пожар. Итог — 9 погибших, 30 раненых, самолет объят пламенем и впоследствии полностью сгорел.
Выпрыгивавших в панике из горящего самолета пассажиров на земле окружали и били прикладами, — «а вдруг среди них были террористы» — таким было оправдание силовиков. На случай провала мать Нинель оставила детям четкие инструкции: убить ее, застрелиться самим и взорвать бомбу. Дмитрий Овечкин после убийства стюардессы застрелился, за ним Олег и Александр. Старший сын — Василий Овечкин выполнил просьбу матери — убил ее и застрелился сам. Игорь Овечкин струсил и спрятался в туалете, представ потом перед судом вместе со старшей сестрой Ольгой, которая в семье исполняла роль прислуги и также летела этим рейсом.
Дело получилось громким. Прокуратура была завалена гневными письмами граждан, а материалы дела в итоге состояли из шести томов. Погибшую стюардессу Тамару Жаркую хоронил весь город. Судебный процесс проходил открыто, в зале собралось так много народу, что на всех не хватило мест. В качестве свидетелей на процессе выступали пассажиры захваченного лайнера, а также члены экипажа. Младшие братья, Миша и Сережа, были слишком малы, чтобы нести уголовную ответственность, поэтому на скамье подсудимых оказались Игорь и Ольга Овечкины, которые получили по 8 и 6 лет заключения соответственно.
Террористы 1960-1980-х годов — это вообще зачастую романтики-идеалисты, что, конечно, нисколько не оправдывает совершенных ими поступков. А органы правопорядка еще только учились их обезвреживать, — учились, в том числе, на своих кровавых ошибках. Ну а число «7» стало определенно несчастливым для семи братьев из «Семи Симеонов». Вот только романтиками их во главе с матерью-героиней язык назвать не поворачивается…
Семья Овечкиных жила в небольшом домике на улице Детской в городе Иркутске. Сейчас от этого домика номер 24 остались одни развалины на фоне Князе-Владимирский церкви, которая словно напоминает: Бог есть, он рядом, но жизнь твоя и в твоих руках.
Семья была многодетной, за это мать Нинель Овечкина в 1979 году была награждена медалью "Мать-героиня". Отец, Овечкин Дмитрий Дмитриевич, умер в 1984 году. Мать - Нинель Сергеевна (51 год) Дети - Людмила, Ольга (28 лет), Василий (26 лет), Дмитрий (24 года), Олег (21 год), Александр (19 лет), Игорь (17 лет), Татьяна (14 лет), Михаил (13 лет), Ульяна (10 лет), Сергей (9 лет).
Старшая дочь Людмила жила отдельно от остальной семьи и в захвате самолёта участия не принимала.
Учились они, как и большинство детей из Рабочего, в школе N 66. Старшие во всем опекали младших, младшие во всем слушались старших, а все вместе беспрекословно подчинялись матери. Ее слово или решение были законом для всех и обсуждению не подлежали.
Права на индивидуальность здесь не имел никто, кроме матери. Если музыканты, то все, а дочери, как и она, по торговой части. Упорный труд не оставлял в их жизни места для другого, разве что для музыки, которая тоже родилась здесь, в их доме.
Они быстро прославились. Осенью 1983 года они пришли к Владимиру Романенко, преподавателю Иркутского училища искусств, и попросили помочь им организовать джазовый ансамбль. Потом в училище состоялся смотр-конкурс, на котором присутствовал представитель Министерства культуры. Вот он и сказал, что этот номер нужно обязательно показать в Москве. Показали. 1985 год принес им известность. Всесоюзный фестиваль "Джаз-85" в Тбилиси, творческий отчет "Всемирный фестиваль молодежи и студентов", передача Центрального телевидения "Шире круг" - везде блистали иркутские "Семь Симеонов".
Юных музыкантов устроили в Иркутское училище искусств, потом обком выбил места в Институте имени Гнесиных. Только учиться по-настоящему музыке оказалось некогда: грянули гастроли: сначала в Москве, Кузбассе, потом за рубежом - в Японии. А по возвращении оттуда учиться уже не хотелось.
Окончательно вскружила голову Япония. "Симеоны" вернулись с гастролей в полной уверенности: только за рубежом по-настоящему смогут оценить их талант. Тогда-то, видимо, и возникла мысль "мотануть" в капстрану.
8 марта 1988 года семья Овечкиных совершила попытку захвата пассажирского самолета Ту-154(бортовой номер 85413), выполнявшего рейс Иркутск - Курган - Ленинград, с целью угона за границу.
"Следовать в Англию (Лондон). Не снижаться. Иначе самолет взорвем. Вы находитесь под нашим контролем" - бригадир бортпроводников Ирина Васильева не поверила. Так и сказала командиру корабля Валентину Куприянову, мол, не пойму, может, столь оригинальная шутка по случаю 8 Марта?
Командир корабля не разделял оптимизма бортпроводницы. Он отдал ясные и четкие команды: с этого момента в пилотскую кабину не входить, связь поддерживать по телефону, выяснить, действительно ли реальна угроза, что конкретно требуют террористы?
Всего через несколько минут девушки поняли справедливость слов Куприянова. Когда Тамара Жаркая и Ирина Васильева появились во втором салоне, в конец которого ушли после посадки в Кургане Овечкины, они увидели направленные в грудь стволы охотничьих обрезов.
- Вдвоем не подходить! Одной оставаться на месте! - раздался окрик.
15. 01. Главный центр управления воздушным движением получил информацию из Ленинграда: на траверзе Вологды вооруженными преступниками захвачен самолет Ту-154. Высота полета 11. 600 метров.
... Бандиты обнаружили себя после вылета из Кургана. Пассажиры хвостового отсека с удивлением увидели, что молодой человек в сером свитере и фетровом берете не пускает людей в туалет. Не пустил женщину, потом ребенка. Не успел подняться со своего места мужчина, как услышал резкую команду: "А ну сядь!.. " Он обернулся - два парня подняли обрезы и направили их в пассажира.
15. 15. Борт самолета N 85413 информировал "Землю": в салоне 11 угонщиков. Остаток топлива на 1 час 35 минут полета.
15. 22. Удаление самолета от Ленинградского аэродрома Пулково - 180 километров.
15. 30. Начальник смены главного центра УВД передает на борт: бортинженера можно выпустить в салон для переговоров. Соблюдать меры предосторожности.
Бортинженер Иннокентий Ступаков вышел во второй, задний, салон. Едва вошел, крик: "Стоять! Дальше ни ша1у1" Как можно спокойнее предложил: "Подойдите кто-нибудь один, поговорим... " Сошлись на середине салона, сели в кресла по разные стороны прохода. Террорист нервничал:
Требуем лететь в Лондон!
Горючего не хватит. У нас топлива едва до Ленинграда. Надо садиться на дозаправку.
Тогда садитесь за границей...
- Хорошо, - сказал Ступаков, - я доложу командиру. Чтобы не подвергать риску пассажиров, экипаж первоначально принял решение лететь за рубеж. "Земля" дала добро. Но чем ближе лайнер подходил к Ленинграду, тем яснее становилось: до ближайшего финского или шведского аэродрома не дотянуть.
В Кургане самолет был дозаправлен, но ровно настолько, чтобы долететь до Ленинграда, на крайний случай - до запасного аэродрома в Таллинне. Если же следовать в Финляндию, то у неизвестного аэродрома пришлось бы маневрировать, изучать подходы, тут и могло бы кончиться топливо. Как быть? Садиться в Ленинграде или Таллинне? А если террористы узнают город с высоты? Обещание взорвать "бомбу" более чем реально.
"Земля" приказывает уходить на запасной аэродром, который находится в стороне от Ленинграда. Самолет делает разворот почти на 180 градусов...
А в салоне раздаются истеричные крики террористов: "Что такое? Что происходит? Почему самолет поворачивает? Всех взорвем! "
К бандитам бросается бортпроводница Тамара Жаркая, пытается их успокоить, объясняет: самолет делает маневр перед посадкой в финском городе Котка. По громкой связи звучит сообщение: лайнер идет на дозаправку в Финляндию, просим пассажиров оставаться на своих местах, пристегнуть ремни, сохранять спокойствие.
15. 55. ТУ-154 у цели. Впереди аэродром Вещево. Высота 1500 метров. Командир корабля Валентин Куприянов запрашивает "Землю": какие рекомендации? Рекомендация одна - продолжать переговоры.
Самолет резко идет на снижение. Низкая облачность. Преступники беспокоятся, требуют сделать круг над землей. Но у пилота свой план: надо скорее посадить лайнер. 16. 05. Самолет произвел посадку.
Пилоты, пассажиры и, конечно же, террористы увидели, как от края летного поля к лайнеру бегут солдаты. Знакомые шинели, фуражки, автоматы Калашникова. Бандиты понимают: их провели. Гремят первые выстрелы, пока предупредительные, в салонную переборку.
Преступники требуют, чтобы экипаж вышел из кабины и выстроился лицом к стене.
Командир корабля передает через бортпроводницу Ирину Васильеву о подходе автомобиля-заправщика. Вновь в салоне крики: "Взлет! Взлет! Не нужна дозаправка, взорвем! " Василий и Дмитрий Овечкины ломятся в дверь пилотской кабины, бьют ногами, прикладами обрезов, стремянкой. Грозят: "Если экипаж не будет подчиняться, начнем убивать пассажиров".
Тамара Жаркая просит их успокоиться, уговаривает: "Не надо стрелять! Взорвется самолет, погибнут люди. Сейчас подойдет заправщик и полетим дальше". Двое бандитов хватают ее за руки и усаживают с собой. А через несколько минут Дмитрий Овечкин, красавец-трубач в ансамбле "Семь Симеонов", убивает Тамару.
Подошел первый заправщик. С борта самолета видно, как находящийся на заправщике офицер спешно срывает с шапки кокарду. Люди, стоящие у края летного поля, делают жесты, тоже понятные всем - они направляют действия штурмующих. Обстановка накаляется. Василий рвется в кабину: "Открывай! Иначе кого-нибудь застрелю... " Олег бегает с оружием по салону и истерически орет: "Не смотрите на меня - перестреляю! "
Командир передает в салон: при дозаправке без бортинженера не обойтись.
17. 04. С борта самолета сообщили: разрешение на выход бортинженера получено.
Иннокентию Ступакову ловко удалось выскользнуть из кабины, да так, что никто из преступников не успел проникнуть к пилотам. Вот он уже на крыле, открыл горловину, опустил в нее шланг. Бандиты внимательно следили за каждым его движением.
17. 12. Первый дозаправщик заправил самолет. С борта требуют второй.
17. 18. Напряжение на земле растет. Спасатели на вертолетах перебазировались ближе к самолету. Рейсовые самолеты огибают опасный район.
17. 20. Угонщики, угрожая оружием, требуют немедленного вылета в Хельсинки.
17. 50. К Ту-154 подошел второй заправщик.
18. 10. Заправка окончена.
Теперь перед Ступаковым стояла задача - вновь проскользнуть в кабину, не дав прорваться туда бандитам. Но как это сделать? Овечкины "пасут" каждый его шаг.
Поднявшись на борт, Иннокентий передает бандиту стремянку, просит: "Подержи, надо люк закрыть. " Пока тот возится со стремянкой, удается совершить обратный маневр.
В это время - вызов по СПУ. Кто-то из террористов, взяв трубку у бортпроводницы, спрашивает: "Почему не взлетаешь, командир? " " Надо развернуться, жду тягач". "Жди, но только пять минут, понял? Не взлетишь, взорвем самолет! "
18. 35. Два человека из группы захвата поднялись в кабину. Начинается подготовка к обезвреживанию бандитов.
18. 50. Продолжаются угрозы взорвать самолет. Бортпроводники проявляют выдержку.
В 19. 10 самолет тронулся с места и группа рванула дверь пилотской кабины.
В те дни газета "Известия" дальнейшие события живописала так: "Сразу началась бешеная стрельба. Через несколько секунд дверь захлопнулась. Два бойца, разрядившие пистолеты в преступников, упали на пол кабины, обливаясь кровью. Их раны, к счастью, оказались не опасны для жизни".
В том, что "два бойца разрядили пистолеты", сомнения нет, но вот в кого? Преступники не получили и царапины. Куда же летели пули, в кого палили два бойца? Вот что рассказывает участница тех событий, бортпроводница Валентина Николаева:
"Они приоткрыли дверь и начали беспорядочную стрельбу по салону, не видя и не думая, что кроме преступников здесь находятся бортпроводницы, пассажиры. Пули летели не в преступников, а в мою сторону. Я присела, закрыв голову руками, пули летели над головой, через панель, в пассажиров первого салона".
В какой-то момент раздался хлопок. Это был взрыв. С левой стороны сзади крыла образовалась дыра, откуда повалил едкий желтый дым.В самолет вспыхнул пожар. И в тот же момент из разбитых иллюминаторов, из люков и дверей с обеих сторон самолета на землю стали прыгать люди...
Между тем в салонах творилось что-то невообразимое. Бандиты тоже поняли, что выбора больше у них нет. Снаружи врывались бойцы группы захвата. Изнутри кому-то удалось открыть аварийный люк. Со всех сторон шла стрельба. В эти мгновения, по словам очевидцев, бандиты пристрелили мать. Двое из них покончили с собой, еще один погиб при взрыве. ...
Старший следователь военной прокуратуры Ленинградского военного округа майор юстиции Андрей Ковалев, который вел следствие, так оценивает действие группы захвата:
"От экипажа группе захвата было известно, чем вооружены преступники, но это не помогло.
"Когда в нас понесся град выстрелов, - рассказывали они, - мы подумали, что стреляют из автомата... " В ответ сами стали палить из пистолетов. Прикрывшись щитами, стреляли вслепую в конец салона, где находились Овечкины. Ранили пассажира майора Я. Таюрского. Он сидел в трех-четырех метрах от кабины самолета, из которой вела огонь группа захвата. Вместе с ним пострадали еще три человека. И только чудом можно объяснить тот факт, что в такой перестрелке не поубивали пассажиров, находившихся в салоне самолета... Замечу, так действовали не солдаты срочной службы, а профессионалы, которые за свой труд получают деньги".
Не прав старший следователь только в одном: хотя бойцы группы захвата получают деньги и числятся в профессионалах, они далеки от этого высокого звания.
Такие же "профессионалы" действовали и в хвостовой части самолета. Ничего лучшего они не придумали, как, открыв люк, разрезать ножом коврик под ногами прямо у бандитов.
Однако было бы неверно во всем случившемся обвинять только группу захвата. От первого своего шага в аэропорту Иркутска до последней минуты в горящем самолете, террористы Овечкины встречались с вопиющим непрофессионализмом. Исключение составляет, пожалуй, только экипаж самолета - не теряющие самообладания пилоты, мужественные бортпроводники. Остальные крепко повязаны неумением работать, низкой служебной квалификацией.
Первыми, кто сказал бандитам "счастливого полета", была смена иркутского аэропорта под руководством капитана милиции К. Джикая. На выходе номер три в тот день контролировали посадку и вели досмотр ручной клади сержант В. Макеев, младший сержант В. Журнист, в также диспетчеры отдела перевозок Г. Сергеева и И. Богомолова. Кроме ручной клади и инструментов, других вещей у Овечкиных не было. Ничего подозрительного в поведении пассажиров милиционеры не обнаружили. Да особенно придирчиво и не присматривались, ведь это ж "сами Овечкины", музыканты, гордость области.
Один из старших братьев даже попытался поставить контрабас в рентгенотелевизионный интроскоп. Галина Сергеева попросила положить инструмент на стол, дернула молнию на чехле, махнула рукой: проходи! Вот и вся проверка.
О действиях группы захвата и тех, кто "встречал" на земле убегающих из горящего самолета пассажиров, мы рассказали. Надо добавить, что и в верхнем эшелоне руководства операцией профессионализма было не больше.
Начальник управления КГБ по городу и области генерал-лейтенант В. Прилуков руководил операцией непосредственно из... Ленинграда. Как? На этот вопрос он отвечал сам: "Держал связь с Москвой"...
Итог трагедии...
Всю ночь, до четырех утра продолжалась операция самого тяжелого больного, 26-летнего ленинградского аспиранта Игоря Мойзеля. Пуля угодила в поясницу, прошла навылет через легкое. ...
Игорь в кромешной тьме оказался раньше всех у открытого люка. В лицо ударила морозная свежесть. Игорь спрыгнул вниз, указывая спасительный путь остальным. На земле он оказался одним из первых. Опасность, казалось, миновала, но в этот момент и прогремел выстрел. Откуда? Он так и не понял. ...
Какой же ценой удалось предотвратить угон "ТУ-154"? Самолет сгорел дотла, погибло, включая пятерых преступников, 9 человек, ранено - в том числе двое из группы захвата - 19 человек, многие из которых могут остаться инвалидами. Можно ли было избежать подобных жертв? Возможны ли были другие решения в сложившейся ситуации. ...
Убитую стюардессу Тамару Жаркую посмертно наградили орденом Мужества. Семье оказали материальную помощь. В Иркутске хотели назвать улицу именем погибшей девушки, но потом эту идею похоронили. Коллеги Тамары ежегодно 8 марта собираются у ее могилы. А в авиакомпании, где Жаркая работала, есть музей в ее честь...
6 сентября 1988 года в Иркутске начался суд над оставшимися в живых членами семьи, по возрасту подлежащими уголовной ответственности - Игорем и Ольгой Овечкиными. Суд вынес приговоры: Ольге - 6 лет лишения свободы, Игорю - 8 лет (они отбыли лишь по половине своих сроков). Во время захвата и суда Ольга была на шестом месяце беременности; дочь Лариса родилась в заключении, её взяла на воспитание сестра Ольги - Людмила. Несовершеннолетние Овечкины были переданы в детский дом,откуда ценой неимоверных усилий Людмиле,у которой было трое собственных детей, удалось их забрать в свою семью и воспитать вместо матери.
В 1999 году на основе истории семьи Овечкиных был снят художественный фильм «Мама».
Игорь Овечкин в 1990-е годы был вторично арестован, на этот раз за распространение наркотиков.
8 июня 2004 года Ольга Овечкина была убита своим сожителем в ходе бытовой пьяной ссоры.
Михаил Овечкин переехал в Санкт-Петербург, где участвовал в джазовом коллективе «Easy Winners»
По материалам Михаила Болтунова, "Альфа - сверхсекретный отряд КГБ" и А.ЭБНЕР
Дело о попытке угона самолета семьей Овечкиных - самое громкое и резонансное в конце 80-х годов прошлого века. Оно широко освещалось в прессе, обсуждалось в каждой советской семье. Возмущала простых граждан не столько дерзость угонщиков, сколько сами их личности. Будь Овечкины рецидивистами, матерыми преступниками, случай не получил бы такой огласки.
Джазовый ансамбль «Семь Симеонов»
Угонщики оказались самой обычной советской «ячейкой общества». Нинель Сергеевна Овечкина была многодетной матерью-героиней, практически в одиночку воспитывавшей 11 детей. Ее муж, Дмитрий Дмитриевич, при жизни выпивал и мало уделял внимания отпрыскам. Он умер за 4 года до описываемых событий и оставил супругу саму справляться с огромным семейством.
Нинель Сергеевна неплохо выполняла эту роль. Тем более, что многие из детей уже были взрослыми и активно помогали ей растить малышей. По советским меркам Овечкины жили средненько. У них были 2 трехкомнатные квартиры в самом Иркутске и дом с участком в пригороде, но пенсия матери и зарплаты старших детей были очень маленькими.
Сыновья Нинель Сергеевны были невероятно музыкальны и потому организовали джазовый ансамбль под названием «Семь Симеонов». О них был снят документальный фильм. «Симеонами» очень гордились и даже отправили на гастроли в Японию. Эта редкая удача и стала поворотным моментом в судьбе самих Овечкиных и многих людей, оказавшихся на борту захваченного ими в 1988 году самолета.
Желание вырваться из нищей страны тотального дефицита
Во время гастролей юным музыкантам было сделано весьма заманчивое предложение от лондонской звукозаписывающей компании. «Семь Симеонов» уже тогда могли попросить убежища у Великобритании и остаться за границей навсегда, но они не хотели бросать в СССР мать и сестер. Их никогда не выпустили бы за границу; да и затравили бы на родине.
Вернувшись домой после гастролей, мальчики предложили матери бежать из СССР. Наверняка были и рассказы о красивой жизни за границей. Вот тогда и созрел план угона самолета. Нинель Сергеевна не только поддержала эту идею, но и всецело руководила подготовкой. План был реализован в праздничный день – 8 марта 1988 года.
Как происходил захват
К угону самолета Овечкины готовились очень тщательно. Специально изменяли формы футляров для музыкальных инструментов, чтобы в них можно было пронести оружие. Уже после трагических событий на борту ТУ-154 (бортовой номер 85413, рейс Иркутск – Курган – Ленинград) были обнаружены 2 обреза, около сотни патронов и несколько самодельных взрывных устройств.
Пронести такой арсенал Овечкиным было легко. Музыкантов прекрасно знали в родном городе и практически не досматривали. В захвате участвовали все Овечкины, кроме старшей дочери Людмилы. Она была замужем, жила в другом городе (Черемхово) и не знала о готовящемся побеге из СССР.
Когда Овечкины во главе с матерью оказались на борту, они дождались промежуточной посадки самолета в Кургане для дозаправки. Затем потребовали, чтобы был взят курс на Лондон. Сначала пилоты восприняли требование как шутку. Положение тут же изменилось, когда в руках старших Овечкиных появились обрезы. «Симеоны» угрожали взорвать самолет в случае неподчинения.
Итог дела
Никто даже не собирался пускать угонщиков за границу. Самолет посадили на военный аэродром в Вещево, после чего взяли его штурмом. В процессе захвата было убито 9 человек (пятеро из них – террористы), 19 были ранены. Несостоявшиеся угонщики были настроены решительно. В случае неудачи они решили покончить с собой, чтобы не подвергаться суду как предатели Родины. Старший сын Василий (26 лет) застрелил мать, после чего покончил с собой.
Так же поступил 24-летний Дмитрий, предварительно убив бортпроводницу Жаркую Т. И. Аналогичным образом ушли из жизни Олег и Саша (21 и 19 лет). На суде 17-летний Игорь был осужден на 8 лет лишения свободы. Его беременная 28-летняя сестра Ольга – на 6 лет. Она единственная была против угона самолета и до последнего пыталась отговорить родных от преступной затеи.
Людмила, старшая дочь Нинель Сергеевны, стала опекуном своих младших сестер и братьев. Она удочерила и новорожденную племянницу, которую родила в тюрьме Ольга. Так закончилось дело о первом в СССР угоне самолета с целью бегства за границу.
На закате советской эпохи в Иркутске рождается джазовый ансамбль «Семь Симеонов» - джаз-бенд . В его составе 7 родных братьев Овечкиных . Самому младшему 9 лет, старшему – 26. Основатель и продюсер в одном лице - их мать Нинель Сергеевна. Биографию этой суровой женщины можно уложить в строчку: выросла в детдоме, рано потеряла мужа, оставшись с 11 детьми на руках. Овечкины были талантливыми музыкантами и числились на особом положении у чиновников из горотдела культуры. За участие во всесоюзных фестивалях им даже дали две квартиры в девятиэтажке, назначили юным музыкантам оклад и выхлопотали места в институте им. Гнесиных .
Только вдруг эти сливки общества превратились во что-то дурно пахнущее и кровавое, - говорит известный фоторепортер Александр Князев .
В 1987 году братья Овечкины отправились на гастроли в Японию . После возвращения из-за границы у них и возникло желание вырваться из нищеты и тотального дефицита. Кроме того, на гастролях в Токио ансамблю намекнули о заманчивом контракте с европейской звукозаписывающей студией: в Лондоне сибиряки рассчитывали получить убежище и зажить на широкую ногу. Полгода Овечкины готовили теракт! Младших детей в планы не посвящали. Мать сумела на черном рынке купить ружья и патроны за копейки - якобы для охоты, вместе со старшими сыновьями сделала бомбу и… 8 марта 1988 года «Семь Симеонов» отправились на захват самолета, следовавшего по маршруту Иркутск – Курган - Ленинград .
Или все улетим, или все умрем, - заклинала Нинель детям.
Курс на Лондон
76 пассажиров на борту, 8 членов экипажа. Погибли 9 человек… О самом громком теракте в СССР снимали документальные и художественные фильмы, выходили циклы телепередач и статей в газетах.
Спустя 30 лет «Комсомолке» удалось разыскать членов экипажа того самого рейса. Главному герою - бортинженеру Иннокентию Ступакову , который вел переговоры с террористами, рискуя жизнью, сейчас 87 лет. Он рассказывает о том, чего не мог озвучить в советские времена.
Не хочется вспоминать тот день - хватило! - говорит Иннокентий Дмитриевич. – Хорошо, что это закончилось без большого кровопролития. До сих пор не дает покоя мысль, что невинные погибли (бортпроводница и трое пассажиров. - Прим. авт.) и самолет сгорел, как спичечный коробок, за 15 минут. Но это не вина экипажа. Я ведь часто думаю об этом… О том, как мать могла так держать сыновей! Они без заслонок, беспрекословно, как под гипнозом, исполнения все, что она говорила. Вернее, кричала: «Убивайте!»
![](https://i2.wp.com/s15.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/1456599/wx1080.jpg)
Но мы вспомним тот день. Утро 8 марта 1988 года. Овечкины всей семьей приехали в иркутский аэропорт (с ними не было только старшей сестры Людмилы - она вышла замуж и жила отдельно. - Прим. авт.). Сказали, что летят на фестиваль, даже подарили цветы сотрудницам воздушной гавани. Всеобщих любимцев, видимо, даже толком не досматривали. Овечкины это знали и спрятали оружие и взрывчатку в футляр для контрабаса.
Он не входил в интроскоп (прибор-рентген. – Прим. авт.), поэтому инструмент не досматривали, - объясняет штурман того рейса Виталий Зосимович. Сейчас ему 67 лет. – Первая половина полета прошла спокойно. Напротив, у всех было прекрасное настроение. Даже шутили: мол, с музыкой полетим. Но после дозаправки в Кургане наши девочки раздали пассажирам еду и на подносе принесли нам записку от Овечкиных: «Следовать в Лондон. Не снижаться, иначе самолет взорвем. Вы под нашим контролем».
Экипаж сначала решил, что это розыгрыш. Но все же отправили к музыкантам бортинженера Ступакова. Два старших брата Овечкиных, Василий и Дмитрий, стояли с обрезами в руках, а на полу красовался тот самый контрабас, уже помеченный красным крестом.
На борту террористы, 11 человек. Оружие, взрывчатка, - сразу связался с руководителем полетов в Москве командир корабля Валентин Куприянов .
Мы были шокированы, но старались не теряться, следовали инструкции, - продолжает штурман Виталий Кравченко . – Ведь и те времена были теракты: например, угон Ан-24 в Турцию , где погибла стюардесса Надежда Курченко . В инструкции был список аэродромов, куда можно было сесть в случае нештатной ситуации. Ближайший к нам оказался военный аэродром Вещево под Выборгом . На него и взяли курс…
Мать - королева террористов
Почему? Пилоты понимали, что если пересекут воздушную границу, то все погибнут. Захваченный «Семью Симеонами» Ту-154 сопровождали истребители. И приказ у них был простой: при пересечении границы открывать огонь на поражение. Даже ценой жизни стольких людей! Поэтому специально для террористов экипаж придумал легенду – посадить самолет якобы на дозаправку, ведь до Лондона топлива не хватит. А Выборг внешне похож на европейский городок. Овечкины поверили, что приземляются где-то в Финляндии и поэтому на сделку с экипажем пошли. Бортинженер Ступаков от имени руководства поставил лишь одно условие: в аэропорту дозаправки все пассажиры должны покинуть Ту-154.
![](https://i1.wp.com/s16.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/1456600/wx1080.jpg)
Нинель Овечкина. Кадр из фильма "Семь Семионов", Восточно-Сибирская студия кинохроники.
Эти полтора часа до Выборга казались целой вечностью… - говорит Виталий. – Самолет взял высоту 10 тыс. метров. Одно неверное слово, одно неверное движение - и Овечкины бы открыли стрельбу. Малейшая дырка от пули - и полная разгерметизация салона, а значит, гибель… Мы не могли этого допустить. Девочки-стюардессы делали невозможное: успокаивали пассажиров, «обхаживали» Овечкиных. Подносили водичку, улыбались, любезно разговаривали с ними.
Настоящий герой того рокового полета - бортинженер Ступаков. Ему досталась роль вести переговоры с вооруженными до зубов музыкантами. И он сыграл ее как по нотам. Говорил, что лайнер уже в воздушной гавани Финляндии и вот-вот совершит посадку. Удивительно, но Овечкины верили и вели себя спокойно. Мать Нинель сидела в кресле последнего ряда, как королева. Взгляд, поза - она предвкушала красивую лондонскую жизнь. Рядом находилась дочь Ольга, повадками и манерами копировала мать. Двое старших сыновей с обрезами в руках, как верные церберы, туда-сюда ходили по салону, постоянно спрашивая мать, что делать дальше.
Когда начали заходить на посадку в Вещево, слышали гул Ту-134, - вспоминает Виталий. - В нем, как нам передала земля, находилась профессиональная группа захвата из Москвы. Но сесть лайнер не мог. Взлетка в Вещево маленькая. Два таких больших самолета, как наш и Ту-134, одновременно не сели бы. Силовиков развернули и отправили в Ленинград. Оттуда группу захвата должны были перебросить в Выборг вертолетом. И это, считаю, было не совсем верно. Если бы нас попросили проехать дальше от той точки, где нам приказали встать на стоянку, то Ту-134 спокойно мог бы приземлиться. Быть может, нам не пришлось бы в страхе и ужасе еще 3,5 часа сидеть в лайнере в полной неизвестности. И, главное, быть может, никто бы не погиб…
План Б
Но история сделала другой виток. Случилось то, что случилось.
Мы стояли на взлетной полосе, заправляли самолет и ждали непонятно чего, - продолжает штурман. – Овечкиным мы говорили, что такова процедура: cначала, мол, нужно осмотреть судно на техническую исправность. А бортинженер просто тянул время. Примерно через час-два в форточки кабины пилотов забрались шесть человек. Это были сотрудники местной дежурной части милиции. Мы помогли им забраться, надеть бронежилеты и каски. Овечкины схватили стремянку и ею стали выламывать бронированную дверь кабины пилотов. Приоткрыв дверь в салон, милиционеры начали палить по братьям! Но вместо этого пули рикошетом ранили их самих.
Попали пули и в нескольких пассажиров первого салона. Это вызвало страшную панику и разозлило преступников. Потом убили стюардессу Тамару…
Экипаж понимал: это только начало. И не ошиблись. Овечкины, понимая, что окружены, подожгли футляр контрабаса, где спрятали самодельную бомбу. Взрыв оказался слишком слабым, но вызвал пожар. Дым, гарь, едкий запах… Пассажиры в панике вскочили с мест и бросились к аварийному люку. Сумев открыть его, они стали выпрыгивать с 6-метровой высоты.
Мы, почувствовав запах дыма, открыли дверь в салон, но ничего уже не было видно, - вспоминает штурман. – Как раз в этот момент в иллюминаторы увидели, как бегут солдаты (та самая группа захвата из Ленинграда), подъезжают автобусы. Мы по канатам спустились вниз, а пассажиры по специальным желобам головой вниз скатывались в сугробы. Женщин и детей сажали в автобусы, мужчин держали под дулом автомата - в темноте же не разобрать, где преступники, а где обычные люди. Помню, как по желобу скатилась Ольга Овечкина. Она первой села в автобус. Эта сцена до сих пор перед глазами стоит.
А что с остальными преступниками? Позже экипаж узнает, что пока самолет горел, четверо братьев Овечкиных застрелились, а прежде один из них убил мать. Они прекрасно понимали: рассчитывать им больше не на что, никто из них на свободе не останется.
И этот план был планом Б.
После случившегося весь экипаж отправили на месяц в санаторий, - вспоминает Виталий Кравченко. – Нам всем нужно было время, чтобы прийти в себя…
Что стало с оставшимися в живых
После теракта в живых остались 5 Овечкиных, не считая Людмилы, которая не полетела с семьей в Лондон. Но на скамье подсудимых оказались лишь двое - 28-летняя Ольга и 17-летний Игорь. Остальные в силу возраста избежали наказания. Ольга свою вину не признала, говоря о том, что до последнего не хотела участвовать в этом деле. Ее приговорили к 6 годам. Смягчающим обстоятельством стала ее беременность. Игорь получил 8 лет колонии. И брат, и сестра провели за колючей проволокой лишь половину срока, обоих освободили досрочно по амнистии. Но дальнейший их путь был не радужным: в 2004 году Ольгу убил сожитель в пьяной ссоре, а Игорь после освобождения некоторое время жил в Санкт-Петербурге , зарабатывал на жизнь музыкой (играл в ресторанах), но стал наркоманом и снова получил срок. В 1999 году был убит в камере другим задержанным.
Младшие братья, Михаил и Сергей Овечкины, тоже вместо славы и почета оказались за бортом жизни. Талантливый Миша жил в Санкт-Петербурге, где работал в разных джазовых коллективах. В 2002 году перебрался в Испанию . Но пьянство погубило его: из коллектива выгнали, и он стал уличным музыкантом. В 2012 году он перенес инсульт, став инвалидом. По данным 2013 года, он проживает в хосписе в Барселоне . О Сергее же ничего неизвестно. Говорят, пропал без вести. Младшая сестра Овечкиных страдает алкоголизмом. Благополучно сложилась судьба только двух сестер. Татьяна сменила фамилию, выйдя замуж. Людмила - единственная, кто не участвовал в теракте, - живет в Черемхове . Женщины не жалуют журналистов и не хотят бередить незаживающие раны.
Как бы мы сейчас жили? Где-нибудь за границей. Мы бы все равно уехали - музыканты же они хорошие были. Все наперекосяк. Вся жизнь, - признавались оставшиеся в живых Овечкины в интервью 5 лет назад иркутскому телеканалу.
Сейчас они наотрез отказываются давать комментарии. Да и не нужно. Жизнь сама расставила все точки над i.
МНЕНИЕ
Валерий НИКИФОРОВ, бывший штурман, экс-руководитель Иркутского авиационного технического колледжа:
«Они не хотели жить в ССССР и мечтали о больших деньгах»
Овечкины чувствовали себя великими музыкантами. А после поездки в Японию их обуяло безудержное желание хорошей жизни, хотели больших денег, хотели быть знаменитыми, как Битлз! Не меньше! Все это на фоне особенных взаимоотношений внутри семьи, где мать тоталитарно верховодила всем, где у каждого были четко распределены роли, строжайшая дисциплина, ориентир на добывание денег: ничего бесплатно они не делали. Нинель Овечкина была очень властной, волевой женщиной. В точности такой, какой ее сыграла Нона Мордюкова в фильме «Мама». Да, не всем придет в голову изготовить бомбу ради лучшей доли, но это как раз говорит о неадекватности этой семьи. Малограмотные, ограниченные люди, которые жили, словно в собственной секте и им было невдомек, что через 3 года СССР развалится. Им в голову не приходило изучать историю, следить за тенденциями, которые в то время в мире происходили. Поэтому в этой истории не надо ничего домысливать. Овечкины хотели жить за границей и, наверное, ненавидели Советский Союз!
Через несколько дней после побоев, нанесённых старшими сыновьями), в том числе 7 сыновей входили в семейный джазовый ансамбль «Семь Симеонов».
Мать - Нинель Сергеевна (51 год). Дети - Людмила, Ольга (28 лет), Василий (26 лет), Дмитрий (24 года), Олег (21 год), Александр (19 лет), Игорь (17 лет), Татьяна (14 лет), Михаил (13 лет), Ульяна (10 лет), Сергей (9 лет). (Возраст всех членов семьи указан на момент захвата). Семья проживала в Иркутске, на улице Детская, дом 24.
Старшая дочь Людмила жила отдельно от остальной семьи и в захвате самолёта участия не принимала.
Ансамбль был организован в конце 1983 года и вскоре добился побед на ряде музыкальных конкурсов в различных городах СССР, получил широкую известность: об Овечкиных писали в прессе, сняли документальный фильм и т. д. В конце 1987 года , после гастролей в Японии , семья решила бежать из СССР.
Захват самолёта
Штурм самолёта был осуществлён силами подразделений МВД СССР , не предназначенных для выполнения подобных задач. В результате действий группы захвата трое пассажиров были убиты, ещё 36 получили ранения. Группе захвата также не удалось помешать террористам привести в действие взрывное устройство, с помощью которого они пытались покончить с собой: когда стало ясно, что побег из СССР не удался, Василий застрелил Нинель Овечкину по её требованию, после чего старшие братья попытались совершить самоубийство, взорвав бомбу. Однако взрыв получился направленным и не принёс желаемого результата, после чего Овечкины по очереди застрелились из одного обреза.
По свидетельствам пассажиров, обращение солдат МВД с покинувшими самолёт пассажирами было грубым и жёстким. Им заламывали руки, клали лицом на бетон. Один из пассажиров получил выстрел в спину и был с трудом спасён врачами. Эти действия позднее были объяснены тем, что среди пассажиров могли скрываться террористы.
В общей сложности в ходе штурма погибли 9 человек: бортпроводница, трое пассажиров, Нинель Овечкина и четверо её старших сыновей.
Суд
Ольга Овечкина на суде
Ульяна родила ребёнка в 16 лет, вела асоциальный образ жизни. Пыталась покончить с собой, стала инвалидом.
Сергей некоторое время играл в ресторанах вместе с Игорем, затем следы его теряются.
О судьбе Татьяны общедоступной информации нет.
Отражение в культуре
Ссылки
- «СМ Номер один» - Овечкиным надоело быть живыми сувенирами
- Военно-исторический форум - Материал про штурм самолета с Овечкиными
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Захват заложников
- Захват движения
Смотреть что такое "Захват самолёта семьёй Овечкиных" в других словарях:
Семь Симеонов - Семья Овечкиных многодетная семья из Иркутска, захватившая 8 марта 1988 года самолёт Ту 154 (бортовой номер 85413) с целью бегства из СССР. Содержание 1 Предыстория 2 Захват самолёта 3 Суд … Википедия Википедия
Овечкина, Ольга Дмитриевна - Семья Овечкиных многодетная семья из Иркутска, захватившая 8 марта 1988 года самолёт Ту 154 (бортовой номер 85413) с целью бегства из СССР. Содержание 1 Предыстория 2 Захват самолёта 3 Суд … Википедия
Террористические акты, совершённые в России - (Российской империи, СССР, Российской Федерации) в хронологическом порядке. Список неполный. Количество жертв террористических актов в … Википедия
Террористические акты - Террористические акты, совершённые в России Террористические акты, совершённые в России (Российской империи, СССР, Российской Федерации) в хронологическом порядке. Список неполный. Количество жертв террористических актов в Российской Федерации … Википедия
Террористические акты в СССР - Террористическая активность в СССР направленная против государства была относительно слабой в связи с большим контролем со стороны государства. Повышение подобной активности приходится на периоды правления Л.Брежнева и М.Горбачева. Многие теракты … Википедия
Список выпусков телепередач «Криминальная Россия» и «Криминальные хроники» - В данном списке представлены серии телепередачи «Криминальная Россия». Цикл выходил с 1995 по 2007 год на телеканалах НТВ и Первый канал, впоследствии переименован в «Криминальные хроники», который выходил в 2009 2010 годах на «Первом канале».… … Википедия