Анонимные алкоголики что. Общество анонимных обжор
17 сентября 2017 года ушел из жизни Федор Ефимович Василюк, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии ПИ РАО, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ, президент Ассоциации понимающей психотерапии. Сегодня, в день отпевания и похорон раба Божия Феодора, сайт Православие.Ru публикует интервью психотерапевта, данное нашему порталу 3 года назад.
О том, нужны ли знания психотерапии священнослужителям и об опыте преподавания психотерапии студентам - беседа с Федором Ефимовичем Василюком, психотерапевтом, доктором психологических наук, профессором, заведующим кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета.
- Федор Ефимович, насколько я знаю, ваши занятия в университетах, где вы преподаете, посещают и священнослужители. Расскажите, пожалуйста, об этом.
Такие случаи не так уж часты, но, тем не менее, нас радует, когда священники оказываются на занятиях по психологии и психотерапии. В частности, мне вспоминается один подмосковный протоиерей. Он объяснял свой интерес к психологии так: «Я не собираюсь становиться профессиональным психологом, я - священник. У меня очень много задач на приходе, школа, социальное служение, работа с семьями детей, и мне нужны разные специалисты - и психологи в частности. Я хочу понимать, что они могут, я хочу управлять со знанием дела этим процессом, и поэтому я получаю такое углубленное образование». Вот один из мотивов.
- А зачем другим нужна была психотерапия?
Могу вспомнить еще одного московского священника, который у нас сейчас проходит длительную программу. Он, прежде всего, хотел бы углубить и, может быть, сделать более точным способ ведения духовных бесед с прихожанами. Ему кажется, что в детской, семейной и во взрослой психотерапии он найдет какие-то инструменты, которые сможет встроить в свое священническое служение, в душепопечение.
- Вообще-то пастырское душепопечение и психотерапия - это не одно и то же.
Не анализировать и давать советы, а соучаствовать в переживании человеком какой-то его беды, проблемы.
Это палка о двух концах, потому что психология может иногда мнить себя такой самодостаточной, помогающей как бы от самой себя. А душепопечение церковное все-таки строит так эту работу помощи, чтобы призывать Господа участвовать, соучаствовать в этом, в преодолении беды, кризиса, в семейных неурядицах и т.д. Вот, мне кажется, кардинальное отличие.
- Расскажите, пожалуйста, о вашем курсе, который вы читали семинаристам.
Он занимает в целом, на базе высшего психологического образования, три года - подготовка по «Понимающей психотерапии». Мы исходим из того, что в психотерапии мы встречам человека, находящегося в кризисе, в какой-то безысходной ситуации, в ситуации невозможности, когда он ничего не может сделать со своей бедой, утратой, каким-то предательством. Сделать уже ничего нельзя, сбылось… Беда какая-то случилась, но жить надо. И что человеку остается? Ему остается - пережить эту ситуацию. Пережить - значит, совершить такую душевную работу, которая переосмыслит какие-то ценности, свои установки, отношение к жизни. Вот эта работа переживания и является в «Понимающей психотерапии» главной, поэтому дело психотерапевта состоит тогда не в том, чтобы проанализировать и дать советы, рекомендации и т.д., а чтобы соучаствовать в этой работе переживания. И то, что делает психотерапевт, мы называем термином «сопереживание». Это не только эмоциональный отклик, но и интеллектуальное соучастие, это и включение в анализ его ситуации. Сопереживание - это всё то, что делает терапевт для помощи человеку в его переживании. Вот главный смысл, а метод, которым это делает человек, - это метод понимания. Со студентами мы осваивали базовые приемы понимания другого человека. Оказывается, это не самая простая вещь; может быть, даже самая сложная - понимание. Вот чему был посвящен курс - такому алфавиту приемов понимания другого человека, находящегося в беде.
- И чего в итоге удалось достичь за такой короткий курс?
Ну, я думаю, эту азбуку студенты усвоили. Может быть, вы помните - а я помню - ту радость, когда вдруг впервые на улице из букв, которые ты уже знаешь, складывается слово. Были просто буквы, а теперь - слово! «Хлеб», читаешь, «Молоко». Это большая радость. Мне кажется, студенты не только эти буквы освоили, но и научились «Хлеб» и «Молоко» читать. Они встали на первую ступеньку такой профессиональной психологической помощи.
- Насколько успешно они этого достигли, не имея психологического образования?
Здесь были свои трудности, но семинаристы их блестяще преодолели. Конечно, целый ряд понятий требует какой-то подготовки, чтения книг. Но, тем не менее, отсутствие этих знаний в данном случае можно было компенсировать за счет двух, мне кажется, вещей. Во-первых, за счет логики. Все-таки курс читался семинаристам-выпускникам, это были ребята с очень хорошо поставленным мышлением. Это важно - уметь хорошо думать. У них организованный такой ум. А второе: они достаточно чуткие эмоционально. Вот, собственно, наличие ума и сердца и позволило преодолеть дефицит образования в области психологии. Поэтому я доволен результатом.
Федор Ефимович, чем в вашем восприятии отличаются семинаристы от студентов-психологов светских университетов?
Конечно, в университетах не начинается лекция с «Царю небесный…» Но это внешнее, казалось бы, отличие накладывает свой отпечаток и на внутреннее пространство общения. Студенты обычных университетов кажутся более открытыми; студенты семинарии вначале - такими более замкнутыми, как будто бы у них мундирчики застегнуты на все пуговицы. Студенты обычных университетов более эмоционально оживлены, а студенты семинарии… чувствуется, что в них много чувств, эмоций, жизни эмоциональной, но она как будто бы как в атомном реакторе кипит, такая сдерживаемая. Воды может быть много и у студентов светских заведений, и у студентов семинарии, но там вода расплескана повсюду, а тут она в колодец собрана и ощущение большей глубины.
- А что на вас произвело наиболее, может быть, яркое впечатление?
Для меня оказалось некоторой неожиданностью то, как в самом начале курса многие семинаристы, которым нужно было откликнуться на какую-то жалобу условного пациента, вдруг начинали говорить маленькую проповедь, наставления, объяснения, почему из-за греховности так с людьми случается. В этом был иногда такой избыток, на мой вкус, назидательности… Но это довольно быстро прошло. Меня поразило, как быстро они прошли за несколько занятий этот путь к разрешению себе более открытого, свободного, живого общения в такой ситуации, которая будет у них встречаться каждый день, когда нужно будет кого-то поддержать.
Во время перерывов и после занятий, я знаю, студенты задавали вам вопросы, подходили к вам. Что они спрашивали?
Вопросы были самые разные. Один из студентов - как раз это случай, когда такая дисциплина не достигает каких-то нечеловеческих пределов, и они остаются просто людьми, просто мальчишками молодыми, и слава Богу! - так вот, один из студентов на лекции задал вопрос, а потом, пока мы обсуждали другие вопросы, заснул. И когда я подошел к ответу на его вопрос, я попросил семинаристов, сидевших рядом, чтобы они его разбудили. Они его разбудили. Он, бедный, очнулся, и я сказал: «Я теперь отвечаю на ваш вопрос, на минутку подержите себя в бодрственном состоянии». Ответил и говорю: «Ну, а теперь можете дальше продолжать спать». Человек устал, видимо. Но тут он подошел с вопросом очень личным. У него есть какой-то дефект, своя особенность речевая, которую он хочет исправить как будущий священник, потому что он понимает, что ему надо проповедовать. И он попросил, чтобы я ему посоветовал коллегу, психолога, который бы помог ему с этими речевыми особенностями побороться, справиться. То есть это были такого рода очень личные иногда вопросы, направленные на помощь. Были и такие: откуда пошла и зачем она нужна? не претендует ли она на то, чтобы заместить Церковь? и подобные. Такие острые, важные, живые вопросы. Так что спасибо большое за возможность провести этот курс.
Основной претензией православных людей к современной психологии является обвинение в том, что та якобы не признает добродетель смирения и призывает открыто проявлять любые чувства, в том числе и деструктивные.
Традиционно в нашем обществе заложено очень жесткое табу на агрессию вообще, поскольку считается, что она всегда связана с унижением другого человека.
Действительно, при нормативном подходе к определению агрессии она понимается как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее правилам социума. Между тем существуют и другие, психологические подходы к определению этого явления, исходя из которых агрессия понимается как абсолютно необходимая энергия. Без нее живое существо становится просто нежизнеспособным: оно не сможет спасти себя от стихии, не сможет никого защитить от опасности, да даже разозлиться на собственную лень и встать с дивана не сможет. Кроме того, полное блокирование в себе отрицательных эмоций приводит к атрофии любых чувств и их проявлений: в результате мы не умеем не только сердиться, гневаться, праведно или нет, но и радоваться, восхищаться, удивляться, недоумевать… и слова-то такие трудно вспоминать. Зато мы пребываем в постоянном бесплодном раздражении чувств, потому что накопленный внутри коктейль эмоций кипит, но не находит должного выхода.
Людям может казаться, что начни они проявлять все чувства, которые зарождаются в душе, тут же всех окружающих и их самих смоет ужасной волной несдерживаемой агрессии. Чаще всего это не так: орех злобы может очень долго храниться, но если начать его грызть, то невозможно делать это слишком долго, даже в очень тяжелых ситуациях. Довольно быстро он заканчивается, переваривается, а за ним – оказывается любовь.
Подтверждение этого тезиса мне встретилось в одной художественной книге. Небольшой роман Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая дама» рассказывает о десятилетнем мальчике, умирающем от рака в госпитале. Его родители даже сами боятся осознать и принять свою потерю, не то что поговорить о смерти со своим ребенком, в то время как ребенок гораздо дальше продвинулся в проживании и осознании всего происходящего и своего к этому отношения и очень злится на своих самых близких людей. И вот что ему советует его старшая подруга, бабушка-волонтер:
Что тебя больше всего мучает?
Ненавижу, просто ненавижу своих родителей!
Тогда ненавидь их как можно сильнее.
Вы мне такое говорите, Бабушка Роза?
Да. Ненавидь их как можно сильнее. Это будет как кость. А когда ты ее догрызешь, то увидишь, что оно того не стоило.
И действительно, в конце концов мальчик примиряется со своими родителями и понимает, как сильно на самом деле любит их, и как они любят его, пусть и несовершенной, боязливой любовью. Вообще дети, пока мы их не испортим и не закроем, гораздо лучше умеют управляться со своими чувствами. Трехлетний сын регулярно преподает мне подобные уроки. Вот такие, например, диалоги у нас случаются:
Мама, я хочу печеньку.
Хорошо, но сначала надо съесть суп. Ты будешь суп?
- (пауза) Я хочу немножко погрустить.
Дети понимают, что бывают эмоции, которых мы, может, и не хотим ощущать, но они все равно есть, и нужно отдаться им, тогда они перегорают очень быстро, и можно снова быть спокойным и жизнерадостным. А взрослые склонны иногда задавать очень глупые вопросы, зато при этом можно получить невероятно мудрые ответы:
Чего ты плачешь? Что ты хочешь?
Я хочу поплакать.
На это указывал и один из величайших педагогов Януш Корчак, заслуживающий этого именования не только за то, что положил свою жизнь вместе с детьми, но и за настоящую профессиональную мудрость: «Не хотите же вы ввести ребенка в жизнь с убеждением, что все справедливо, разумно, правильно, обоснованно и неизменно? В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребенка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать. Мы часто встречаем взрослых людей, которые обижаются, когда надо бы не обратить внимания, презирают, когда надо бы посочувствовать. Потому что в области негативных чувств мы самоучки, потому что, обучая нас азбуке жизни, нам преподают только несколько букв, а остальные скрыты от нас. Что же удивительного, если мы читаем книгу жизни с ошибками?»
О пользе самокопания
Помимо непрожитых и задавленных в себе чувств, внутри нас могут таиться и другие проблемы, решить которые может помочь психология. Сами мы этому не научены, как не умеем удалять самому себе воспалившийся аппендикс, не можем продиагностировать опухоль.
В некоторых случаях, отвергая помощь специалиста, человек уподобляется герою известного анекдота, который, утопая, отказывается от помощи проплывающих мимо кораблей, отвечая: «Мне Бог поможет!» И когда он в конце концов тонет, то обращается к Богу с недоумением и обидой: «Что же Ты оставил меня?!»
Далеко не всегда Божественная помощь заключается в даровании чудесного умения ходить по водам или ниспослании могучей рыбины, которая подхватит тебя и вынесет на берег из морской пучины. А ведь именно на такую рыбину больше всего похоже чудесное исцеление человека от какой-то глубоко въевшейся в душу страсти: вечером горячо помолился, утром встал – и здоров. Блаженны те, с кем такое случается. Счастливы и богаты верой те, кто может не ходить к докторам и лечить и тело, и душу одной молитвой и таинствами Церкви.
Но чаще все-таки нам, слабым маловерам, Господь помогает руками других людей. Ведь главная заповедь, которую Он дал нам в Новом Завете – это любовь к ближнему, и нет больше той любви, чем если кто жизнь свою отдаст за другого. Я не слишком преувеличу, если скажу, что именно такими воинами за человеческую душу и могут быть хорошие специалисты-психологи, потому что, выслушивая, пропуская через себя всю человеческую мерзость, не осуждая и помогая, они сами по капле раздают себя.
Кто-нибудь скажет, что таким человеком – выслушивающим и дающим советы – должен быть для православного человека священник, а не психотерапевт. Нет, – скажу я как жена священника, – нет, не должен, совершенно не обязан. То есть, конечно, очень хорошо, если священник настолько хорош, что может оказать настоящую психологическую помощь, и очень часто любому священнику приходится на том или ином уровне ее оказывать, приобретая при этом определенный опыт. Однако в духовных семинариях пока не учат (или учат в совершенно недостаточном объеме) кризисной психологии, аддиктивной психологии, детской психологии, женской психологии – всему этому гигантскому спектру областей науки, не учат технике, извините за выражение, духовной безопасности при такой работе. А уж тем более не учат лечить психиатрические заболевания, которые некоторые верующие люди склонны называть беснованием и пытаться с ними справляться исключительно с помощью духовных методов. Возможно, отчасти именно этому пренебрежению верующих к психологической и даже сугубо медицинской помощи мы и обязаны профессиональным выгоранием священников. Поэтому точно так же, как бессмысленно ходить к психотерапевту вместо исповеди и причастия, не стоит и ходить на исповедь вместо психотерапевта. Пожалейте батюшку! Беря на себя такие неудобоносимые бремена, священник может нанести вред не только себе, но и обращающимся к нему за помощью – несвоевременными и непрофессиональными советами.
Конечно, к выбору специалиста, как и в любой другой области, стоит подходить внимательно. Проще говоря, не все, кто называет себя психологами, одинаково полезны. О критериях выбора можно рассуждать очень долго, и в некоторой степени это дело вкуса, но главный совет здесь может быть примерно такой: не выключать голову и оставаться в Церкви.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не знать самих себя – крайнее безумие, хуже помешательства, последнее есть болезнь невольная, а первое – следствие развращенной воли. Ничто так не мешает человеку познать себя, как привязанность к житейскому, и наоборот, ничто так не побуждает прилепиться к житейским делам, как неведение самого себя». Именно познать себя, свою душу, нам может помочь наука психология (ψυχή - «душа», λόγος - «знание»). В отношении собственного внутреннего состояния мы привыкли к блаженному невежеству, часто являясь прямо-таки убежденными сторонниками и апологетами этого невежества.
Даже если человек регулярно ходит на исповедь, готовясь к ней по списку святителя Игнатия Брянчанинова, он может годами повторять один и тот же список, хоть бумажку не выкидывай. Отчасти это может происходить потому, что до корней своих страстей человек просто не хочет добираться, не хочет анализировать свое прошлое, свое поведение, причины и следствия, и это вполне понятно: мало кому нравится заглядывать в бездну… Впрочем, не всегда все так уж страшно, но чтобы это узнать, нужно все же заглянуть. Без этого освобождение от страстей может стать невозможным, как невозможно искоренить сорняки, обрывая у них только макушки.
У нас есть несколько разных инструментов борьбы с духовными сорняками: наряду с церковными таинствами, постом, молитвой, делами милосердия и т.п. очень мощным оружием является понимание, знание, разум. А результаты работы человеческого разума в отношении жизни души систематизированы как раз наукой психологией. В то время как гносеомахия – «борьба со знанием», отрицание необходимости рационального познания мира для верующего человека – еще в VIII веке была включена святым Иоанном Дамаскином в список ересей.