Анна вербер биография. Алла Вербер: «Дольче посмотрел на меня и сказал: «Эту тетку — выгнать! Алла Вербер – личная жизнь
2 года назад
О семье
В моей семье все женщины красивы. И это не только заслуга генов — мама и бабушка всегда за собой ухаживали. Отсутствие уходовой косметики они компенсировали огуречными и клубничными масками. А лучшим средством для волос считалась смесь из скисшего молока или кефира, которую наносили на пряди за два часа до приема ванны. Потом их споласкивали уксусом с водой — и они становились блестящими. В годы моей молодости мы многого не знали. Если люди хотели похудеть, они просто садились на кефир.
Мама каждую неделю ходила в парикмахерскую на улице Толмачева в Санкт-Петербурге — известное тогда место. Когда бабушка хотела задеть ее, всегда говорила: «Что ты знаешь в этой жизни? Только дорогу на Толмачева!»
Среди мужчин моей семьи существовал настоящий культ женской красоты. Дамы в их окружении должны были быть ухоженными и умными. Принимались только волосы длиной до колена, свежий маникюр, ухоженные ноги, а на синие тени, например, налагалось табу. На женщину с 38-м размером мало кто обратил бы внимание. В почете были пышные формы.
Кстати, с волосами у меня как-то случилась интересная история. Мы с сестрой всегда заплетали их в косы, а распускать начали только в 14 лет. Примерно в это время я встретила на улице папиного парикмахера, который предложил мне сделать стрижку гаврош (на самом деле он просто хотел продать обрезанные волосы). Я, ни секунды не сомневаясь, лишились доброй части драгоценных локонов и не знала, как пойти домой. Так и ждала папу на Театральной. Никогда не забуду его реакцию: он долго обижался. Пришлось заново растить волосы, ежедневно собирая их в хвост.
О воспитании дочери
Девочки с детства должны понимать, как важно иметь ухоженные волосы, руки, бархатную кожу, быть чистоплотными. Об этом я рассказывала дочери и своим внучкам. Кто, если не мама или бабушка, объяснит, как выглядеть достойно и ухаживать за собой.
О женской красоте
В 30-40 лет женщины расцветают и обретают внутреннюю уверенность, к которой они шли не один десяток лет. А дальше время начинает работать против нас. Софи Лорен говорила, что красивая женщина умирает дважды. С этим я согласна: в определенном возрасте может помочь только хирург.
О первой косметике
О моих первых экспериментах с косметикой в 13 лет знала только сестра. Именно она и рассказала о них маме. Но мама поступила очень тактично: забрала всю косметику, которую смогла найти, и предложила купить новую, хорошую. Мы пошли на Садовую, где в то время прямо в переходе продавались средства, о которых мечтали все советские женщины. Так у меня появились духи и пудра Coty (последнюю, кстати, до сих пор можно найти у меня дома — ее запах ни с чем не спутаешь), а еще пудра Lancôme. Только тушь была советской, поэтому плакать с ней было нельзя.
Я выросла на фильмах с Барброй Стрейзанд и Софи Лорен, поэтому в моей косметичке всегда были карандаши для глаз и губ. За границей я впервые попала в магазин косметики Pupa, где моей первой покупкой стала помада-блеск розового оттенка. Раньше было не принято наносить тональный крем, его с лихвой заменяла пудра. Процедура подкрашивания губ с помощью зеркальца в пудренице была особым ритуалом для каждой девушки.
О любимых beauty-ритуалах
Я люблю принимать ванну с сухими маслами. Утром могу посвятить этому целый час. Затем наношу крем на лицо и тело. Предпочитаю косметику La Mer. С 18 лет я много времени провожу в самолетах. В полете люблю пробовать новинки, которые приходят к нам в ЦУМ: наношу маску на лицо и шею и спокойно лечу до Нью-Йорка, например.
О любви к себе
На протяжении восьми лет я тяжело болела. Борьба с раком в корне изменила мое отношение к себе. Я научилась любить.
Нужно трепетно относиться к здоровью и не пренебрегать врачами в пользу косметологов. А еще правильно питаться, пить много воды, плавать, ходить пешком и не забрасывать себя, сколько бы детей и бизнесов у тебя ни было.
О макияже
Последние несколько лет я много крашусь. Это вопрос внутренней уверенности: с косметикой на лице мне комфортнее. Но я не сделаю яркий макияж утром, если вечером предстоит мероприятие.
Нужно чувствовать грань между дневным и вечерним образом. Во время собеседований, например, меня отталкивают броский макияж и слишком выразительные брови. Даже если женщина выглядит модно, она должна знать меру.
О фигуре
Уже много лет я работаю в модной индустрии, поэтому мой канон красоты — рост 180 см и 38-40-й размер одежды. Да и в принципе полнота — явный признак проблем со здоровьем и питанием. Психологическая зависимость от еды, как и любая другая зависимость, не несет ничего хорошего. С ней нужно бороться. Человеку важно найти свою золотую середину, чтобы не изводить себя голоданием или, наоборот, махнуть рукой на фигуру. Здесь важно воспитание: родители с детства должны направлять детей, объяснять им, что красиво, а что нет. Одна из моих ассистенток однажды сказала: ждать чуда от природы бессмысленно, нужно все брать в свои руки и действовать. Кстати, эффективность этой теории она доказала на практике.
О питании
Мои мама и бабушка прошли блокаду, поэтому в послевоенное время еда была для них огромной радостью. То, как ты питался, определяло твой статус в обществе. Тогда никто не думал о здоровой еде. У нас на столе были борщи, пельмени, жаркое, картофельное пюре, гренки, чай с сахаром. Завтрак состоял из сырников, оладий, вареников с вишней. А в воскресенье утром на столе можно было найти селедку, картошку, рыбу и салаты — таков традиционный еврейский завтрак. Сейчас в моей семье никто так не готовит: супы с картошкой и котлеты с пюре сменили блюда на пару, овощи, фрукты. Я практически не ем мясо (предпочитаю рыбу), раз в пару месяцев могу заглянуть в ресторан, чтобы заказать стейк.
О решимости
Когда в 1990-х я привозила в Москву бренды Chanel и Gucci, во мне было море решимости. Думаю, что с этим качеством рождаются. Но мне помог и опыт работы на Западе: в 1976 году я уехала из России, много путешествовала по Европе, знала все бренды. Тогда в Нью-Йорке была целая улица Delancey Street, где на протяжении пяти лет открывались самые модные магазины одежды с большими скидками, так называемые discount price. Они были популярны среди русских эмигрантов. Уже тогда там можно было найти вещи от известных брендов за полцены, в отличие от тех же Bergdorf Goodman и Saks. Поработав в нескольких таких магазинах, я решила получить образование в Macel Ely University of Tennessee, а потом открыть свои магазины уже в Торонто.
В любом бизнесе должно быть место смелости, обдуманным решениям и здравому смыслу. Рисковать нужно очень осторожно, чтобы иметь возможность остановиться в нужный момент. Риск — благородное дело, если ты не обременен семьей и без проблем можешь сделать шаг назад.
За долгие годы в бизнесе я стала жестче и организованней, не могу простить глупости, но к молодым людям отношусь с пониманием, готова дать совет, помочь, потому что и мне в свое время помогли.
О режиме дня
Раньше у меня было хроническое недосыпание, требовалось десять часов, чтобы восстановиться после рабочего дня. Утренние подъемы были самыми тяжелыми. Сейчас мой режим поменялся: вечером с трудом удается заснуть, а утром просыпаюсь рано. Поэтому рабочие вопросы могу решать и за полночь.
О различиях между москвичками и петербурженками
Я петербурженка и четко вижу разницу между девушками из двух городов. На тех, кто живет в Санкт-Петербурге, город накладывает свой отпечаток уже при рождении. Люди действительно гордятся городом, они по-другому выглядят и не стремятся ускорить свой темп жизни, как москвички. Это видно и по стилю. У москвичек он более уверенный, а петербурженок отличает хороший классический вкус. В то же время, когда я подбираю одежду для DLT, делаю ставку на более модные коллекции, потому что в Санкт-Петербурге тоже есть своя аудитория.
Интервью: Катя Доманькова
Текст: Юлия Козолий
Похожие материалы из рубрики
Алла Вербер – это успешная бизнес-леди, которая является байером, то есть человеком, который закупает модные вещи для магазинов и таким образом, можно сказать, диктует моду и знает о моде все. Также по совместительству Алла – это директор ЦУМа, журналистка и общественный деятель.
Биография Аллы Вербер
Алла Вербер, биография которой начинается с 1958 года, родилась в Ленинграде. Отец ее был стоматологом и имел достаточно хороший статус, а мама работала медсестрой. В семье помимо Аллы также росла ее сестра Ирина.
В детстве Вербер Алла Константиновна уехала вместе с родителями за границу, так как отец хотел дать детям лучшее. С юных лет у Аллы появился особый талант, она могла предугадать модные тенденции за несколько сезонов. Сама же девушка всегда одевалась стильно и современно. Привлекали девушку модные тенденции разных стран, особенно изысканных и утонченных итальянок.
К такому интересу дочки родители относились не очень положительно, считая данную профессией нехорошей и пророчили дочери будущее в медицине. Конечно, будущая бизнес-леди, послушав родителей, после школы поступила в медицинский институт, хотя и понимая, что данная профессия ее ну совсем не привлекает.
Алла Вербер в молодости случайным образом попала в свою любимую Италию и именно там поняла, что медициной она заниматься никогда не будет, а вот мода – это точно ее. В Италии девушка устроилась в магазин одежды, где от продавцов она получала первый модный опыт. Однако, отец настаивал, чтобы дочь жила вместе с семьей в Канаде, и Алла не смогла ослушаться. Но даже в Канаде, она не отступила от любимого дела. Устроилась в магазин одежды и благодаря своему таланту завоевала там авторитет. Ее стали продвигать по карьерной лестнице и вот Вербер уже ведет модные переговоры с известными людьми.
Вскоре Алла Вербер открыла несколько своих магазинов одежды. Владелец одной из крупных компаний страны заметил талантливую девушку и пригласил ее к себе работать, а после того, как он узнал, что у нее русская национальность, то отправил ее в Москву на фабрику по производству полотенец. Конечно, это не был предел мечтаний девушки и как только она получила приглашение от компании Mercury, то сразу согласилась.
Сегодня, в 2018 году Алла Вербер просто очень успешная женщина, ее график расписан на несколько месяцев вперед, большую часть времени занимают путешествия по модным показам, но не в коем случае ее это не огорчает, а напротив.
Муж Аллы Вербер
В Канаде Алла Вербер знакомиться со своим будущим мужем. В браке она становится мамой и в семье появляется прекрасная дочка Катя. С мужем Вербер прожила не долго всего три года.
В Санкт-Петербурге бизнес-леди знакомится со своим вторым супругом. Второй муж Аллы Вербер Давид Авербах владел предприятиями по производству продуктов. Муж очень любит Аллу и понимает, что ее постоянные путешествия – это ее работа и вся жизнь, поэтому никогда не ругается по данному поводу. На все праздники семья собирается дома за большим столом, предпочитают они именно домашние посиделки, а не празднования в ресторане. И всегда, когда у супругов появляется хоть малейший шанс, они отправляются в совместный отпуск.
Личная жизнь супругов очень счастливая и интересная, не смотря даже на то, что совместных детей их семья у них нет. Но зато есть дети у замечательной дочки Екатерины, так что сегодня помимо всего Алла Вербер – это еще и счастливая бабушка, которую обожают внуки. Семья и личная жизнь Аллы Вербер находятся в секрете, она не афиширует личное.
Дочь Аллы Вербер
Дочь Вербер Аллы, Екатерина, помимо семьи также увлекается индустрией моды и уже сейчас работает под маминым контролем. Журналисты говорят о том, что стиль Кати идеален, так же, как и ее мамы и даже прозвали ее русской Пэрис Хилтон. На фото Екатерина позирует для журнала.
Вербер Алла Константиновна не только сама выглядит прекрасно, но и всегда старается научить чему-то других. Вот некоторые из советов, которым она рекомендует следовать, чтобы выглядеть стильно и модно:
1) Модная леди говорит о том, что есть такой гардероб, который подойдет любому без исключения и сможет выручить в какой-то ситуации, а именно это юбка, жакет и блузка белого цвета. Только стоит понимать, что на каждый день такой образ будет не уместен, нужно уметь оценивать ситуацию.
2) Для того, чтобы цветовая гамма выглядела уместно, ее нужно подбирать не только по привлекательности, но и по погоде, чтобы не выглядеть как яркое пятно или как серая мышка.
3) Собирать гардероб нужно начинать с низа, а затем уже подбирать верх, так будет проще.
4) В гардеробе девушки обязательно должны быть брюки, они смогут сделать образ привлекательным в любое время года.
5) Юбка – это палочка-выручалочка девушки, но выбирая ее длину стоит помнить о возрасте.
Fashion-директор ЦУМа и ДЛТ Алла Вербер безошибочно определяет, какие вещи с подиума действительно захотят купить люди. В октябре она празднует юбилей: исполнилось 40 лет, как она трудится в индустрии моды. За это время она успела поработать продавцом-консультантом в Риме, открыть свой собственный магазин в Монреале, переехать в Нью-Йорк и, наконец, вернуться обратно в Россию. С 2004 года именно Вербер решает, что будет продаваться в центральном универмаге страны.
Аллу Вербер я знаю очень давно, - рассказала в колонке редактора нового номера HELLO! Светлана Бондарчук. - Помню, как она вернулась в Россию, много лет перед этим прожив за границей. Ее роль в модной индустрии сложно переоценить - ее знают, любят и уважают ведущие мировые дизайнеры, с которыми она сотрудничает долгие годы. Она открыла нам многие модные марки, научила людей одеваться. Свое личное увлечение модой она сделала профессией и преуспела в этом. А по-другому успеха достичь невозможно - лучше всего у нас получается делать только то, что мы любим и во что верим.
Алла Константиновна, вы выросли в семье врачей. Когда вы поняли, что хотите заниматься модой?
Мудрый папа очень хотел, чтобы я стала врачом. Неважно каким - детским, зубным, хирургом. Главное, чтобы профессия была связана с белым халатом. Мне даже не позволили окончить 9-й и 10-й классы, сразу отправили в медицинское училище при больнице им. Куйбышева. Не поверите, но после первого курса я проходила практику в качестве санитарки.
Не хотелось идти против родительской воли?
Да я и сама толком не знала, чего хочу. Запах эфира и звук бормашины не переносила, поэтому точно не хотела быть зубным врачом. (Смеется.) В то время профессии "байер" как таковой не было. Были только портные, но шить я не умела. Могла нарисовать, спроектировать, укоротить, но чтобы прямо шить - нет. Мне было 18 лет, когда я пошла работать продавцом в маленьком бутике в Риме. Итальянского я не знала, у меня даже постоянных документов не было. Зато было огромное желание и любовь к моде.
Алла Вербер и fashion-директор HELLO! Анастасия Корн во время интервью в ЦУМе
Вы успели пожить в Риме, Монреале, Нью-Йорке, Торонто. Почему решили вернуться в Россию?
Меня пригласили работать в компанию Mercury. Три года я регулярно приезжала из Нью-Йорка, но думала, что все это временно, а в 1994-м я окончательно обосновалась в Москве. Это было тяжелое время для нашей страны. Все развалилось, и непонятно было, зачем я сюда приехала. Иногда думаешь: что же это было?! Наверное, судьба.
В какой момент вы поняли, что все правильно сделали?
Сегодня, когда даю это интервью. (Смеется.)
Не каждая женщина способна построить карьеру без инвестиций мужа.
Для этого нужно обладать очень сильным характером. Это сейчас кажется, что ЦУМ был таким всегда. Помню, впервые я зашла сюда в 1990 году. Висели советские меха в духе моей бабушки... Добротные, тяжелые. Но уже тогда у меня было понимание того, как все должно быть в будущем. Сегодня в ЦУМе продаются все модные бестселлеры известных брендов. Летать в Милан или Париж на шопинг больше не имеет смысла, ведь в ЦУМе представлены лучшие марки, а выбор шире и разнообразнее! Более того, некоторые дизайнеры предлагают эксклюзивно для ЦУМа определенные цвета или даже модели.
Так, например, Alexander McQueen создал знаменитый клатч-костер из кожи крокодила специально для ЦУМа. В феврале мы запустили новую политику "Миланские цены", то есть сравняли наши цены с итальянскими. К примеру, в Лондоне и Дубае те же вещи сейчас стоят дороже. А в этом сезоне мы пошли еще дальше и снизили стоимость тысячи наименований товаров, теперь у нас вообще лучшие цены. Например, сумки Sicily, Dolce&Gabbana, и College Bag, Saint Laurent, туфли Tango, Valentino, и многие другие классические вещи в ЦУМе можно купить дешевле, чем везде в мире.
Алла Вербер с Джорджо Армани. "У его костюмов необыкновенный крой, мягкая линия плеча. Таких пиджаков больше нет ни у кого: они легко носятся, великолепно сидят на фигуре", - считает Вербер
Опишите профессию байера.
Раньше эти люди назывались товароведами. Но это не было престижно. Слово "байер" появилось только в 80-е. Чутье и хороший вкус - вот что важно для этой профессии. Финансовое образование не помешает. Хотя я знаю прекрасных байеров, которые до этого работали учителями литературы. Нужна смелость. Я вот в юности не побоялась открыть свой первый магазин. В 1983 году взяла свои последние деньги, вложила в магазин в Торонто и назвала его в честь дочери - Katia of Italy. Она меня до сих пор спрашивает: "Мама, как тебе удалось это сделать? В Торонто же нет fashion-бизнеса".
И что вы ей отвечаете?
Это каждодневный труд. Важно идти в ногу со временем. За эти 40 лет изменилось все: покупательская способность, цены, понимание, что и куда надевать. Сегодня все можно купить через Интернет. Мир перевернулся!
Ваш стиль изменился за эти годы?
Вообще нет. Я всегда была похожа не на русскую, а на итальянку. Все мое мышление, образ жизни начиная с самого детства, фильмы, на которых я выросла, - всё родом из Италии. Во второй день свадьбы на мне было сиреневое платье Dolce&Gabbana. Всю беременность, вплоть до седьмого месяца, я проходила в свободном платье Valentino. И сейчас ношу те же марки.
Кто был первым дизайнером, с которым вы познакомились лично?
Том Форд. Думаю, он родился суперзвездой. У него пронизывающий взгляд, он смотрит тебе прямо в глаза, не отрываясь. Конечно, воспитание имеет значение, но многое заложено в людях генетически: харизма, сила характера. Доменико Дольче и Стефано Габбана - замечательные ребята. В 1994 году я впервые пришла к ним в шоу-рум на Пьяцца Монетария. Спросила, могу ли стать дистрибьютором и открыть магазин Dolce&Gabbana в Москве.
Как строится ваш обычный день?
Чаще всего я в пути. Мои друзья удивляются, как я все успеваю... Одна нога здесь, другая там! Я должна знать, что происходит в Нью-Йорке на 57-й улице, в Лондоне на Бонд-стрит, в Милане на Виа Монтенаполеоне, в Париже на Сент-Оноре. Я никогда не говорю "нет" или "устала". И это не самопожертвование, просто мне хочется так и только так. Часто приходится ходить на вечерние мероприятия, презентации, поэтому спать ложусь поздно. В молодости мечтала спать по 10-12 часов в сутки, чтобы никто меня не будил, а сейчас нет. Люблю воду, часто хожу в бассейн поплавать, чтобы расслабиться. За день приходится отвечать на миллион звонков. Сейчас еще новая тема - "Инстаграм". Если раньше были просто звонки, то теперь...
Вы сами ведете свою страничку в "Инстаграме"?
До 95 тысяч подписчиков вела сама, а сейчас уже есть помощники. К сожалению, у меня проблема: не могу расслабиться ни на минуту. Не могу просто лежать и смотреть фильм или читать книгу, я должна все время куда-то бежать. Должна хорошо выглядеть, ведь на меня смотрят, оценивают.
Вы живете на Тверском бульваре. На работу пешком ходите?
Да, мне идти 20 минут. Выхожу, поворачиваю налево, перехожу дорогу, иду мимо гостиницы Ritz-Carlton, спускаюсь вниз и иду. Если погода хорошая, почему бы не прогуляться?
Что обязательно нужно приобрести этой осенью?
Голубые джинсы с высокой талией и объемный пуловер. Получится такой образ в стиле 80-х. Не представляю гардероб молодой девушки без кожаной косухи. Было бы мне сейчас лет 25... Обязательно бы носила! Классические брючки-дудочки Givenchy плюс блузка - незаменимый комплект на работу. Обожаю вечерние пижамы. У меня даже сохранилось фото дедушки с бабушкой, где они оба стоят в шелковых пижамах, дедушка еще в тюбетейке - очень в духе последних тенденций. Мне все время хочется быть разной. Сегодня, например, была презентация нового аромата Alexander McQueen. Накануне ночью я лежала и думала о том, каким он был, в какое время жил. Мысленно выбирала, что же мне надеть на презентацию, и вспомнила, что когда-то он сшил мне юбку. Подумала: вот было бы хорошо, если бы я в нее влезла. (Смеется.)
Уходите с работы с покупками?
Часто. Я не могу остановиться, мне всегда хочется скупить все. (Смеется.) Для моей профессии это скорее плюс, потому что я никогда не устаю от вещей, обожаю смотреть на них, щупать, покупать. В ЦУМе всегда можно найти что-то особенное и вообще легко провести целый день: посетить кабины красоты в отделе косметики, сделать маникюр, купить новые гаджеты в Apple shop или сходить на воскресный бранч с семьей или подругами.
Алла Константиновна Вербер родилась 21 мая 1958 года в Ленинграде в интеллигентной семье потомственных петербуржцев. Ее дедушка по матери - Абрам Иосифович Флейшер, был директором крупного мясокомбината, заведовал детским отделом Дома ленинградской торговли, был известным собирателем антиквариата.
Он прошел Великую Отечественную войну, его жена и дочь (мама Аллы) пережили блокаду. Дедушка по отцу был репрессирован в 1930-х и вернулся в Ленинград из лагерей и ссылки только в 1970-х, вскоре эмигрировал в Израиль.
Отец Аллы - Константин Вербер, подростком оказался в детдоме. В 1941-м в 17 лет он ушел на войну и дошел до Берлина. Позже Константин стал успешным стоматологом, затем главврачом зубопротезного отделения престижной больницы ЛОМО (Трижды ордена Ленина Ленинградское оптико-механическое объединение имени В. И. Ленина).
Отец сделал все, чтобы его любимые дочери (сестра Аллы - Ирина, живет в Канаде) имели счастливое и благополучное детство. Девочек баловали, папа покупал им красивые вещи, а бабушка, прекрасно разбиравшаяся в моде, приучала их правильно одеваться. Дедушка научил Аллу ценить настоящую живопись, красивые антикварные вещи. Мама, врач-стоматолог, после рождения дочерей посвятила себя семье.
Ирина профессионально занималась балетом и играла на фортепиано, Алла также закончила музыкальную семилетку по классу скрипки.
Алла Вербер: «Моя сестра Ирина окончила музыкальную школу-десятилетку по классу фортепьяно, с пяти лет училась балету; меня в балет не приняли - отбор был очень строгий, но занятий музыкой мне избежать не удалось: я семь лет отзанималась на скрипке. Как бы то ни было, но с раннего детства нас по кружкам водили, возили, тащили, несли... Родители сами обожали музыку, искусство и все это хотели привить нам».
Будущая звезда с ранних лет обожала наряды, замечала красиво и необычно одетых людей: иностранцев, во множестве посещавших Ленинград, героев и героинь ее любимых итальянских фильмов. Однако родители настояли, чтобы после окончания школы она поступила в медицинское училище, где Алла училась на врача.
В 18 лет жизнь Аллы совершенно изменилась: папин отец прислал семье приглашение на выезд в Израиль, и они собрались выезжать из СССР (впоследствии семья поселилась в Канаде). Ее выпустили из страны первой, и в 1976 году она одна оказалась в Вене, а затем год прожила в Риме: русская подруга устроила ее работать в престижный бутик на знаменитой Виа Венето (Via Veneto) и Вербер впервые оказалась в центре моды, «среди самых стильных вещей» (Gucci, Hermes).
В конце 1970-х Алла с семьей жила в Монреале (Канада), училась менеджменту, работала в крупном магазине одежды, продолжала интересоваться модой, живописью и дизайном интерьеров. Затем она стала байером: ездила на модные показы в Париж, Лондон, Рим и Милан, выбирала и приобретала образцы коллекций одежды на сезон и запускала их в производство на фабриках.
В начале 1980-х Алла Вербер переехала жить в Нью-Йорк. Там она активно общалась с деятелями искусства, успешно занималась торговлей картинами, устраивала выставки, продвигала работы молодых художников.
Именно в Нью-Йорке, мировой столице фэшн-индустрии, в это время начался колоссальный модный бум, достигший расцвета в 1990-х годах. К этому времени Алла Вербер уже точно знала, что хочет создать сеть магазинов.
Алла Вербер: «Уже в Нью-Йорке я окончательно поняла, чем хочу заниматься, появилась мечта, которую в Торонто я принялась энергично осуществлять. Теперь я точно знала, что хочу быть в фэшн-бизнесе, хочу создать сеть своих магазинов».
Цитата взята из журнала «Караван Историй», № 5 (Май 2012)
В 1984 году она открыла в Торонто свой первый модный бутик «Katia of Italy», названный в честь ее любимых итальянских марок одежды. Хотя профессионалы и бизнес-консультанты считали ее начинание крайне рискованным, она успешно стала продавать в провинциальном тогда Торонто одежду лучших мировых марок, а затем создала целую сеть бутиков. Один из ее клиентов был функционером крупнейшей мировой компании дисконтной торговли «Кеймарт» (K-mart), он пригласил ее сотрудничать.
В 1989 году Алле было предложено стать представителем компании в России, она вернулась на родину и сумела добиться организации производства текстильных товаров и одежды на простаивающих российских фабриках.
С 1990 года она также первая в стране стала создавать бутики высокой моды (Dolce&Gabbana, Gucci, Prada, Brioni и др.) в торговом доме «Москва» на Кутузовском проспекте в Москве.
С 1993 года Вербер сотрудничает с компанией Mercury в настоящее время является ее вице-президентом, с 2003 года работает также фэшн-директором ЦУМа.
Алла Вербер: «Позднее Mercury купили ЦУМ. Меня пригласили у них работать фэшн-директором, тогда я и не знала, до какой степени деловой альянс с Леонидами окажется удачным, насколько мы подойдем друг другу и сработаемся. Мы вместе уже 17 лет и продолжаем успешно сотрудничать, уважая и ценя друг друга. Я очень им благодарна за долгий совместный труд».
Цитата взята из журнала «Караван Историй», № 5 (Май 2012)
Компания занималась поставкой и продажей предметов роскоши, эксклюзивной мебели и услуг, Вербер начала развивать фэшн-направление. Поначалу Алла Константиновна занималась контактами с модными домами и закупкой коллекций одежды, затем стала создавать линии бутиков модной одежды в крупнейших столичных торговых домах.
Только за первые 8 лет своей работы в ЦУМе Вербер представила полторы тысячи брендов одежды со всего мира и сумела приучить состоятельных российских модников и модниц к шопингу высочайшего класса в России. Американские фэшн-эксперты не раз называли ее «самым могущественным байером одежды в мире».
За выдающееся по масштабам продвижение в России одежды итальянских марок Вербер была награждена орденом «За заслуги перед Итальянской Республикой» (кавалер, 2011).
Среди последних мегапроектов компании Mercury - реконструкция Дома ленинградской торговли (открылся в сентябре 2012).
В настоящее время Алла Вербер - самое влиятельное лицо в отечественной модной индустрии, она активно участвует в формировании коллекций мировых брендов для России, поддерживает разработки начинающих отечественных модельеров и дизайнеров (Kira Plastinina, Inna Honour, Tegin и др.).
Событиями столичной жизни являются и традиционные модные показы на базе ЦУМа (Fashion"s Night Out). Алла Вербер ведет активную светскую жизнь, появляясь на всех событиях связанных с миром моды, модельного бизнеса, на презентациях ведущих модных журналов.
Большой общественный резонанс вызвало появление Аллы Константиновны в передаче «Пусть говорят» (23.05.2013, Первый канал, вед. А.Малахов), где она откровенно рассказала о своей борьбе с раковым заболеванием.
Алла Вербер: «Конечно, я тоже переживала тяжелые времена. Четыре года назад у меня обнаружили рак крови, пришлось все силы мобилизовать на борьбу с болезнью. Но я выстояла и поборола этот страшный недуг. Пройдя через подобное испытание, понимаешь, что бог подарил тебе еще один шанс; все прежние ценности подвергаются тщательной переоценке, и жизнь разделяется на «до» и «после». Пройдя через это, я словно начала жизнь с чистого листа».
Цитата взята из журнала «Караван Историй», № 5 (Май 2012)
С июня 2013 года Алла Вербер ведет популярную рубрику «Мода» в журнале «7Дней».
Награды
▪ Кавалер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (2011)
▪ Премия «World Fashion Awards» в номинации «Персона года в модной индустрии» (2012)
▪ Премия «Brand Awards» как представителю «лучшего department store года» (2013)
Мы наведались в святая святых ЦУМа - кабинет Аллы Вербер, чтобы выяснить, что именно настраивает идеолога главного модного универмага страны на рабочий лад
Расспрашивая Аллу Константиновну о том, что, где и для чего стоит в ее рабочем кабинете, мы, конечно, рисковали прослыть занудами, но все же не постеснялись уточнить историю появления в комнате впечатляющего деревянного стола, авторство картин и другие подробности рабочей обстановки.
«Я работаю в fashion-бизнесе уже 40 лет, и за этот период распорядок моих будней поменялся тысячу раз. Поэтому неправильно было бы сказать: мой рабочий день начинается в 9 утра, заканчивается в 8 вечера, и все — так не получится. За те 12 лет, что я являюсь fashion-директором ЦУМа (хотя на самом деле я не знаю, кто я: fashion-директор или человек, который пришел сюда 12 лет назад и увидел то будущее, которое есть сейчас), я провела крайне мало времени в своем кабинете, хотя именно здесь проходили долгие часы в разговорах с коллегами о том, каким мы хотим сделать магазин. За этим столом было передумано огромное количество вариантов — кстати, вид из кабинета тоже подталкивает на определенные мысли и идеи. Тут никогда не перепутаешь, где ты находишься: в Москве или в другом городе. Вид на Кремль и Красную площадь, во-первых, волшебным образом (так же, как и стол) подсказывает правильное решение, а во-вторых, никогда не дает забыть, в каком чудесном городе мы живем.
Первые пять лет я проводила в ЦУМе все свое время, начиная с половины десятого и до закрытия. Не помню, чтобы у меня когда-нибудь получилось выйти раньше, сходить в театр или на какое-либо мероприятие, на которое меня приглашали. В те пять лет, какое бы количество дел я ни переделала в течение дня, мне всегда не хватало суток. Я не сидела в кабинете, а всегда находилась на этажах, потому что мы активно перестраивали корнеры, сами этажи, встречали большое количество представителей компаний, с которыми нужно было ходить по магазину и все им рассказывать и показывать. Времени прийти в офис и поработать с бумагами, спокойно посидеть за моим любимым столом в кабинете с видом на Кремль просто не было, это могло быть разве что поздно вечером.
Следующие пять лет, когда начали достраивать вторую часть ЦУМа, 80% времени я снова проводила на стройках, на этажах, оттаптывала ноги, а потом опять же возвращалась сюда, в кабинет.
В этом кабинете — сердце ЦУМа: байеры, мерчандайзеры, креативные люди, гости — все проводят время в этой комнате. Мне часто неудобно сидеть за своим столом, если все остальные сидят далеко, поэтому я пересаживаюсь ближе к народу. Здесь мы пересматриваем планы корнеров, заказываем коллекции, проверяем заказы и многое другое.
Я очень люблю свой стол: сколько бы я на него ни смотрела, не устаю от него. Он стоял у меня, еще когда я жила в Петербурге, потом некоторое время в Канаде и, наконец, приехал сюда. На этом месте он уже 10 лет. Вот мой шкаф, которому, наверное, лет 60, а может, и больше. Это и есть весь мой кабинет. Ремонта в нем не было целых 12 лет, и только недавно мы его освежили и привели в порядок.
У меня сейчас работают три ассистентки: Мария, Людмила и Анна. У каждой из них четкое распределение обязанностей. Например, одна в совершенстве говорит по-итальянски, поэтому все fashion weeks, проходящие в Милане, держатся на ней (это и приглашения, и переписка, и билеты на шоу) — огромный объем работы. Другая по большей части занимается благотворительным проектами — у нас в этой сфере тоже очень много дел. Третья всегда со мной на мероприятиях и в деловых поездках.
Девочки помогают планировать мой график и на день вперед, и на неделю вперед, и даже на год вперед. Есть недели, загруженные до такого состояния, что нет фактически ни секунды лишней, но бывают и более свободные периоды. Работа никогда не заканчивается, все всегда меняется, и надо, как говорится, держать руку на пульсе.
Часто без рабочего места человек просто не знает, с чего начать, и теряется. Чтобы работать и принимать ответственные решения, мне нужно мое место и мой стакан чая».