Анализ рассказа Бедные люди Толстого (произведения). Толстой Л.Н
В произведении «Бедные люди» Лев Николаевич Толстой показывает, что человек даже в самой трудной жизненной ситуации остается добрым и имеет сострадание к другим людям. Читатель после прочтения рассказа, должен подумать, какие ценности важнее в жизни для человека.
В произведении описывается рыбацкая хижина, обстановка бедна, но очень уютная. В ней живут Жанна с мужем и пятеро детей. Муж ловит рыбу и с самого утра отправляется на своей лодке в море, в любую погоду, он знает, что ему необходимо кормить семью.
Жанна выполняет заказы на пошив, наводит в доме чистоту и создает уют. Она понимает денег не хватает на хорошее питание, а у детей нет обуви, и они бегают босиком.
Женщина сидит у окна и ждет мужа, она тревожиться за него. На улице бушует ветер, идет сильный дождь, что даже не видно полосу моря. Пока дети спят, она пошла навестить соседку, которая сильно больна. Войдя в холодную и бедную лачугу, Жанна понимает, что женщина умерла еще вчера, а возле нее прижавшись, друг к другу спят ее маленькие дети.
Жанне стало жалко малышей, ведь они могут умереть от голода и холода. Она не стала долго думать и унесла спящих деток к себе в дом. Положила их рядом со своими детьми, она задернула полог. После чего у нее началось сомнение, а что скажет муж, вернувшись с рыбалки. Она боялась, что он может не одобрить ее решение, ведь кормить придется своих пятерых детей и двух приемышей.
Не могла бедная женщина поступить по-другому, как она будет жить спокойно дальше, зная, что рядом в доме умирают два малыша. Сострадание к другим людям победило у Жанны боязнь бедности и нищеты.
Когда стихла буря, муж вернулся домой, и Жанна рассказала ему о случившейся беде с соседкой. Не смотря на усталость и то, что он только что не погиб в море от шторма, он отправляет жену забрать детей к себе. Он так же понимает, что малыши умрут без матери в холоде и голоде. Он берет на себя обязательство прокормить еще двоих детей.
Жанна, отдернув полог у кровати, показала мужу, что забрала соседских ребятишек, со словами «Вот они».
Вариант 2
В рассказе Льва Николаевича Толстого «Бедные люди» описывается непростая жизнь жителей революционной России в начале 20 века. Тогда семьи были в основном многодетные, муж добывал пропитание, а жена занималась ведением домашнего хозяйства.
Главные герои рассказа семейная пара, у которой пятеро детей. Муж ловит рыбу и выходит в море при любой погоде, ведь дома его ждут голодные дети и любимая жена. Она сидит с детьми и занимается пошивом вещей на заказ, но денег в семье всегда очень мало и не хватает на хорошее питание. Дети их одеты плохо, у них даже нет обуви, поэтому они бегают босиком по улице.
Каждый раз Жанна ждет мужа с трепетом в сердце с рыбалки. Случается так, что море бушует и это во многом осложняет рыбную ловлю, подвергая опасности самого рыбака. Герои рассказа любят друг друга, ведь он каждый раз отправляется за добычей пропитания, а жена всегда ждет его волнуясь. Но они всегда надеются на лучшее.
Однажды в ненастную погоду муж снова отправился к морю за рыбой. Бушевал порывистый ветер, шел сильный дождь, огромные волны набегали на берег. Не было видно даже линии моря. Жанна невозможно переживала за мужа и чтобы хоть как-то отвлечься решила проведать свою болеющую подругу Симону, которая жила в бедности без мужа и с двумя детьми.
Войдя в лачугу, где жила подруга, Жанна почувствовала что-то неладное. Вдруг она заметила, что Симона неподвижно лежит на кровати. Жизнь впроголодь, в холоде и болезнь добили окончательно Симону. Ее организм этого не выдержал. Рядом с ней спали прижавшись друг к другу двое маленьких детей. Жанна, недолго думая, забрала малышей с собой, надеясь на лучшее, ведь их никак нельзя было здесь оставлять.
Только милосердная и храбрая женщина могла так поступить. Женщина пожалела сирот и не испугалась гнева мужа. Она понимала, что у них самих жизнь далеко не сладкая. Пятеро детей и еще вдобавок двое малышей подруги, конечно же, усложнят их существование, но деваться было некуда. Ради спасения детей Жанна сделала этот шаг. Она очень переживала насчет того, что скажет муж, когда вернется и даже успела пожалеть о содеянном своем поступке.
Рыбак пришел домой злой и без улова, так как шторм помешал ему хоть что-либо поймать. К тому же он порвал все сети. Рассказывая мужу о случившемся несчастье с подругой, Жанна внутренне трепетала от страха. Она сообщила о том, что сиротки теперь у них. Но как ни странно рыбак принял мудрое решение оставить чужих детей в своей семье. Несмотря на все трудности, он все равно решил воспитать этих малышей.
В этом рассказе автор наглядно показывает тяжелую жизнь бедных людей, которые, невзирая на все невзгоды, остаются человечными и не равнодушными к чужой беде. Это очень важное качество для каждого человека и оно присуще далеко не всем. Не каждый бы богатый человек сделал подобное. После этого рассказа невольно задумываешься об основных ценностях жизни. Лев Николаевич попытался донести до читателя основную мысль о том, нужно быть всегда великодушным и не гнаться за наживой.
Несколько интересных сочинений
- Анализ произведения Одна ночь Быкова
Наверное, всегда, когда слышишь слово «война», то сразу же в мысли приходит большое количество горя и несчастья, ведь огромное количество молодых парней и девушек, а также и взрослые погибли на этой войне и не вернулись домой.
- Образ и характеристика Андрея Болконского в романе Война и мир Толстого
Творчество Льва Николаевича является величайшей ценностью в мировой литературе. Его редкий писательский дар позволяет провести читателя через радость и горе, через любовь и предательство, через войну и мир и в мельчайших деталях показать
- Образ и характеристика Рассказчика Игнатича в рассказе Матренин двор Солженицына сочинение
В рассказе история Игнатича во многом напоминает судьбу самого Солженицына. Отчество героя похоже на авторское Исаевич. Главный герой перенес тяготы войны, заключение и ссылку
На данный момент состояние окружающей среды оставляет желать лучшего. К числу серьезных проблем, определяющих сложившуюся ситуацию
Каждый из нас знает, что существует не только красота внешняя, но и внутренняя, которая подчас затмевает правильные и изящные черты лица, шелковистые волосы и тонкий стан.
Урок литературы
Тема: «Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»
Ильченко Лариса Анатольевна, МБОУ СОШ №52, г. Новосибирск,
учитель русского языка и литературы,
педагогический стаж - 24 года,
в двух частях. Издательство «Русское слово», Москва, 2013 г.
Тема: Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: комбинированный урок.
ЦЕЛЬ УРОКА: Создание организационных и содержательных условий для знакомства обучающихся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа художественного произведения
Образовательные:
Познакомить обучающихся с рассказом «Бедные люди»;
Проанализировать рассказ, выявить приёмы создания образа персонажа;
Посмотреть, какие из приёмов раскрывают способность персонажа к доброте;
2. Развивающие:
Развить регулятивные УУД (развитие образного мышления, способности реализовывать чувства, настроение, ассоциации через систему творческих заданий);
Развить коммуникативные УУД (построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения, развитие умения вести беседу, повышение культуры речи);
Развить познавательные УУД (поиск, анализ и преобразование информации).
3. Воспитательные:
Создать условия для формирования у учащихся понимания не только авторской позиции к поступкам героев рассказа, но и своего отношения к ним, убедить учащихся в необходимости проявления доброты, милосердия и сострадания.
Виды деятельности учащихся: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, проблемно-поисковая.
Методы и технологии организации образовательного процесса: технология критического мышления.
Оборудование и материалы: учебник, видеопроектор, экран, компьютерная презентация, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Во внутреннем мире человека доброта - это солнце
Виктор Гюго
На экране эпиграф
Как вы понимаете слова Виктора Гюго?
Что такое, по-вашему, доброта?
(Один учащийся работает со словарём Ожегова)
Запись на доске: Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.
Какие ассоциации вызывает у вас слово?
(Составление кластера)
Скажите, почему мы заговорили о доброте?
Запись темы урока
Какие цели вы бы поставили на уроке, исходя из темы?
(-Проанализировать рассказ;
Какие уроки доброты можно извлечь для себя из рассказа?
Чтобы достичь целей обратимся к рассказу Л.Н. Толстого.
Подготовленный учащийся рассказывает творческую историю рассказа (слайд 3,4)
Рассказ прочитан. Какие чувства он у вас вызвал?
Определите тему рассказа.
Итак, главная героиня рассказа - Жанна.
Домашним заданием было найти приёмы создания образа, которые использует автор рассказа.
(На партах лежит таблица с приёмами создания образа персонажа)
Работа в группах:
1 - Описание состояния героини (найти ключевые слова, эпитеты, средства синтаксической выразительности)
2 - Описание окружающей среды (природы) (найти ключевые слова, олицетворения, детали синтаксиса) (слайд 5)
3 - Бытовые детали (описание жилища, детей) (слайд 6)
4 - Действия и поступки героини (найти синтаксические средства, лексические средства)
(Учащиеся в группах находят средства художественной выразительности)
В ходе обсуждения приходим к ответу на вопрос: Это ли не проявление доброты?
Какую страшную картину увидела Жанна?
Раздумывала ли она, как ей поступить?
(Найти в тексте подтверждение)
На что обращает внимание Л.Н. Толстой, говоря о героине?
(Она - мать. У неё своих пятеро детей. Жанна не может бросить чужих детей)
О чём думает потом?
(Мысли о муже)
Почему боится мужа?
(Муж - глава семьи, по важным вопросам он принимает решение. Патриархальность семейных ценностей в 19 веке, жена подчиняется мужу, советуется с ним)
Сделайте вывод о поступке Жанны.
(Она проявила доброту, поступила милосердно по отношению к детям)
Давайте вернёмся к теме рассказа. Как можно обозначить тему рассказа одним словом?
Какова главная мысль рассказа?
(Нужно помогать людям, проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, любовь, если случится беда)
(Они проявили милосердие)
Вернёмся к кластеру. Что обозначают слова, которые вы подобрали к слову «доброта»? (Это чувства людей)
А как вы объясните слово милосердие?
(Работа одного учащегося со словарём Ожегова)
Милосердие - не просто чувство, это готовность и стремление помочь людям.
Не случайно и имя героини. Что оно означает?
(Отвечает заранее подготовленный ученик)
Жанна в переводе «милость Божья», дающая благо, добро.
Это ещё один из приёмов создания образа персонажа.
Кто из героев ещё имеет имя?
(Соседка Симон)
(Жанна и Симон - матери. Для Л.Н.Толстого женщина-мать-идеал. Он восхищается милосердием и самоотверженностью женщины-матери)
Подтвердите примером из текста, что Симон - заботливая и любящая мать)
Итак, стержень рассказа: Жанна и Симон.
Вернёмся к поставленным целям.
Какие уроки доброты вы извлекли из рассказа?
Почему рассказ назван «Бедные люди»? (слайд 7)
Какое бы название предложили вы?
Согласны ли вы с высказыванием Н. Шамфора? Созвучно оно с нашими выводами?
Хочу предложить в качестве осмысления рассказа творческое задание.
(Учащиеся могут распределиться в группы по своему желанию)
Ответить на вопрос: Какой из приёмов, с вашей точки зрения, наиболее раскрывает способность героини к добру?
Или продолжить фразу: Особенностью образа Жанны является……
Рефлексия: Что было интересно вам на уроке?
А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?
Рассказ написан в начале 20 века, а мы читаем его в 21 веке.
Актуальна ли тема рассказа в наше время?
Почему доброта так важна в нашем обществе?
Ответом на этот вопрос будет ваше домашнее сочинение-рассуждение.
Закончить урок я хочу стихотворением А. Дементьева, поэта 20 века.
Доброту не купишь на базаре,
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Все учились по одним программам,
Но не всем пошло ученье впрок.
Тот, как был, — так и остался хамом.
Этот вот — от чванства занемог.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?…
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
Я хочу, чтобы вы вынесли уроки доброты и всегда были готовы помочь людям, попавшим в беду.
В рыбачьей хижине сидит у огня Жанна, жена рыбака, и чинит старый парус. На дворе свистит и воет ветер и, плескаясь и разбиваясь о берег, гудят волны... На дворе темно и холодно, на море буря, но в рыбачьей хижине тепло и уютно. Земляной пол чисто выметен; в печи не потух еще огонь; на полке блестит посуда. На кровати с опущенным белым пологом спят пятеро детей под завывание бурного моря. Муж-рыбак с утра вышел на своей лодке в море и не возвращался еще. Слышит рыбачка гул волн и рев ветра. Жутко Жанне.
Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать... Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю ловит рыбу, Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все нет обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, – хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба."Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, – думает Жанна и опять прислушивается к буре. – Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!" – говорит она и крестится.
Спать еще рано. Жанна встает, накидывает на голову толстый платок, зажигает фонарь и выходит на улицу посмотреть, не тише ли стало море, не светает ли, и горит ли лампа на маяке, и не видать ли лодки мужа. Но на море ничего не видно. Ветер рвет с нее платок и чем-то оторванным стучит в дверь соседней избушки, и Жанна вспоминает о том, что она еще с вечера хотела зайти проведать больную соседку. "Некому и приглядеть за ней", – подумала Жанна и постучала в дверь. Прислушалась... Никто не отвечает.
"Плохое вдовье дело, – думает Жанна, стоя у порога. – Хоть и немного детей – двое, а все одной обдумать надо. А тут еще болезнь! Эх, плохое вдовье дело. Зайду проведаю".
Жанна постучала еще и еще. Никто не отвечал.
– Эй, соседка! – крикнула Жанна. "Уж не случилось ли что", – подумала она и толкнула дверь.
В избушке было сыро и холодно. Жанна подняла фонарь, чтобы оглядеть, где больная. И первое, что ей бросилось в глаза, – это постель прямо против двери, и на постели она, соседка, лежит на спине так тихо и неподвижно, как лежат только мертвые. Жанна поднесла Фонарь еще ближе. Да, это она. Голова закинута назад; на холодном, посиневшем лице спокойствие смерти. Бледная мертвая рука, будто потянувшаяся за чем-то, упала и свесилась с соломы. И тут же, недалеко от мертвой матери, двое маленьких детей, кудрявых и толстощеких, прикрытых старым платьем, спят, скорчившись и прижавшись друг к другу белокурыми головками. Видно, мать, умирая, еще успела закутать им ножки старым платком и накрыть их своим платьем. Дыхание их ровно и спокойно, они спят сладко и крепко. Жанна снимает колыбельку с детьми и, закутав их платком, несет домой. Сердце ее сильно бьется; она сама не знает, как и зачем она сделала это, но она знает, что не могла не сделать то, что сделала.
Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. "Что-то скажет он?.. – сама с собой говорит она. – Шутка ли, пятеро своих ребятишек – мало еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!"
Дверь скрипнула, будто кто вошел. Жанна вздрогнула и приподнялась со стула.
"Нет. Опять никого! Господи, и зачем я это сделала?.. Как ему теперь в глаза взгляну?.." И Жанна задумывается и долго сидит молча у кровати.
Дождь перестал; рассвело, но ветер гудит, и море ревет по-прежнему.
Вдруг дверь распахнулась, в комнату ворвалась струя свежего морского воздуха, и высокий смуглый рыбак, волоча за собой мокрые разорванные сети, входит в горницу со словами:
– Вот и я, Жанна!
– Ах, это ты! – говорит Жанна и останавливается, не смея поднять на него глаза.
– Ну, уж ночка! Страх!
– Да, да, погода была ужасная! Ну, а как ловля?
– Дрянь, совсем дрянь! Ничего не поймал. Только сети разорвал. Плохо, плохо!.. Да, я тебе скажу, и погодка ж была! Кажется, такой ночи и не запомню. Какая там ловля! Слава богу, что жив домой добрался... Ну, а ты что тут без меня делала?
Рыбак втащил сети в комнату и сел у печки.
– Я? – сказала Жанна, бледнея. – Да что ж я... Сидела шила... Ветер так завывал, что страшно становилось. Боялась за тебя.
– Да, да, – пробормотал муж, – погода чертовски скверная! Да что поделаешь!
Оба помолчали.
– А знаешь, – сказала Жанна, – соседка-то Симон умерла.
– И не знаю когда; верно, еще вчера. Да, тяжело ей было умирать. Да и за детей-то, должно быть, как сердце болело! Ведь двое детей – крошки... Один еще не говорит, а другой чуть начинает ползать...
Жанна замолчала. Рыбак нахмурился; лицо его сделалось серьезно, озабоченно.
– Ну, дела! – проговорил он, почесывая в затылке. – Ну, да что станешь делать! Придется взять, а то проснутся, каково им с покойницей? Ну, да что уж, как-нибудь перебьемся! Ступай же скорей!
Но Жанна не двигалась с места.
– Что ж ты? Не хочешь? Что с тобой, Жанна?
– Вот они, – сказала Жанна и отдернула полог.
бедные люди, бедные люди смотреть
роман
Фёдор Михайлович Достоевский
«Бе́дные лю́ди» - первый роман Фёдора Михайловича Достоевского, начатый им в 1844 году и после многочисленных переделок законченный в мае 1845 года. Написан по типу эпистолярного романа.
- 1 История создания
- 2 Сюжет
- 3 Персонажи
- 4 Критика
- 5 Примечания
История создания
Работа над романом началась в январе 1844 года, вскоре после окончания перевода «Евгении Гранде» Бальзака. Работа продолжалась всю весну и лето 1844 года. Всё это время в свой замысел автор никого не посвящал. Наконец, в письме брату от 30 сентября Достоевский решается рассказать, над чем работал, и высказывает намерение в ближайшее время сдать чистовую версию критику и, получив к 14 октября ответ, опубликовать роман в «Отечественных записках».
Однако завершить роман к октябрю не получается. Первая черновая редакция была готова к ноябрю, но уже в декабре была коренным образом переработана. феврале - марте 1845 года писатель опять вносит изменения, переписывает этот вариант начисто и снова решает исправить редакцию. Лишь 4 мая 1845 года роман был наконец закончен.
Дмитрий Григорович, живший с конца сентября 1844 года на одной квартире с Достоевским, так вспоминает о его работе над «Бедными людьми»:
«Достоевский <…> просиживал целые дни и часть ночи за письменным столом. Он слова не говорил о том, что пишет; на мои вопросы он отвечал неохотно и лаконически; зная его замкнутость, я перестал спрашивать». Титульный лист «Петербургского сборника» (1846), где впервые был опубликован роман «Бедные люди»
Окончив в конце мая чистовую переписку финальной версии, Достоевский «в один присест и почти что не останавливаясь» читает роман Григоровичу. Тот, потрясённый, тут же отправляется с рукописью к Николаю Некрасову. Некрасов хоть и был раздосадован поздним визитом, но согласился прочесть хотя бы десять страниц. Не отрываясь они за ночь перечитывают весь роман и в четыре часа утра возвращаются к Достоевскому, чтобы под свежими впечатлениями от прочитанного сообщить о своём восторге. Утром того же дня Некрасов везёт рукопись в дом Лопатина, где передаёт её Виссариону Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!». Критик встретил такое заявление с недоверием, но уже вечером того же дня он просит Некрасова о скорейшей встрече с автором. Встретившись на следующий день с Достоевским лично Белинский горячо приветствовал его и высоко оценил произведение. Достоевский всю жизнь считал, что эта встреча стала для него поворотным моментом, писатель укрепился в вере в себя, в свой талант и возможности.
«…роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому <…>. Это первая попытка у нас социального романа, и сделанная притом так, как делают обыкновенно художники, то есть не подозревая и сами, что у них выходит».
Некрасов решил опубликовать роман в своём новом альманахе, цензурой которого попросил заняться Александра Никитенко. 12 января 1846 года «Петербургский сборник» Некрасова получил разрешение цензора и уже 21 января был опубликован.
Отдельное издание романа вышло в 1847 году. Для этого издания автор немного сократил произведение и внёс некоторые стилистические правки.
Мелкие стилистические правки вносились также в 1860 и 1865 годах при подготовке Достоевским первых двух собраний его сочинений.
Сюжет
Роман представляет собой переписку между Макаром Девушкиным и Варварой Добросёловой. Форма романа в письмах позволила автору передать тонкие нюансы психологии самораскрывающихся героев.
Персонажи
Варвара Добросёлова и Макар Девушкин. Иллюстрации Петра Боклевского. 40-е годы XIX в.- Макар Алексеевич Девушкин
- Варвара Алексеевна Добросёлова
- Родители Варвары Алексеевны Добросёловой
- Анна Фёдоровна
- Служанка Тереза
- Студент Покровский
- Отец студента Покровского
- Горшков с семьёй
- Ратазяев
- Быков
- Федора
Критика
Ажиотаж, начавшийся уже во время первого чтения рукописи романа, со временем только усиливался. Осенью 1845, ещё до публикации, «о „Бедных людях“ говорит уже пол-Петербурга», «Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное». Тогда Достоевский знакомится с Владимиром Одоевским, Владимиром Соллогубом и Иваном Тургеневым.
После выхода «Петербургского сборника» Булгарин, чтобы унизить новое литературное направление, впервые использует термин «натуральная школа». «Бедные люди» были восприняты как программное для этой школы произведение, поэтому надолго стали предметом острой полемики её идеологов, последователей и противников.
Первые отзывы были крайне полярными. Реакционные критики из осмеиваемой в самом романе «Северной пчелы» и «Иллюстрации» говорили о том, что роман лишён формы и содержания.
Но многие признавали выдающийся талант автора и знаковость произведения. Особенно важный момент (не столько для всей натуральной школы, сколько именно для автора) сам Достоевский выделяет в письме брату от 1 февраля 1846 года, в котором рассказывает о том, как приняли публикацию его романа. Среди прочего есть такие строки:
«Во мне находят новую, оригинальную струю (Белинский и прочие), состоящую в том, что я действую анализом, а не синтезисом, то есть иду в глубину, и разбирая по атомам, отыскиваю целое, Гоголь же берет прямо целое…»
Также показательно сравнение творчества двух писателей Валерианом Майковым, сделанное по итогам 1846 года (когда у Достоевского кроме «Бедных людей» вышло лишь несколько произведений малых форм):
«…Гоголь поэт по преимуществу социальный, а г. Достоевский по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; для другого самое общество интересно по влиянию его на личность индивидуума…»
Сам Гоголь, прочитав роман, тоже хорошо отзывался о нём и об авторе, но, как и некоторые другие современники, называл недостатком большой объём произведения. Достоевский же считал, что в романе «слова лишнего нет», однако при подготовке романа к отдельному изданию всё-таки немного сократил его.
Примечания
- Ф. М. Достоевский. Письмо M. M. Достоевскому от 30 сентября 1844 года // Собрание сочинений в пятнадцати томах. - СПб.: Наука, 1996. - Т. 15. Письма 1834-1881. - С. 44-46. - 18 000 экз. - ISBN 5-02-028-255-3.
- 1 2 Григорович Д. В. Литературные воспоминания. - М., 1987.
- Дневник писателя. 1877. Январь. Гл. 2. § 4
- Клементий Берман Невский проспект // «Наш Техас»: Газета. - Хьюстон, 2003. - В. № 80, 2 мая.
- Анненков П. В. Литературные воспоминания. - М., 1983. - С. 272.
- Г. М. Фридлендер. Примечания. «Бедные люди» // Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в пятнадцати томах. - Л.: Наука, 1989. - Т. 1. Повести и рассказы 1846-1847. - С. 430-442. - 500 000 экз. - ISBN 5-02-027899-8.
- Ф. М. Достоевский. Письмо M. M. Достоевскому от 8 октября 1845 года // Собрание сочинений в пятнадцати томах. - СПб.: Наука, 1996. - Т. 15. Письма 1834-1881. - С. 51-53. - 18 000 экз. - ISBN 5-02-028-255-3.
- Ф. М. Достоевский. Письмо M. M. Достоевскому от 16 ноября 1845 // Собрание сочинений в пятнадцати томах. - СПб.: Наука, 1996. - Т. 15. Письма 1834-1881. - С. 54-56. - 18 000 экз. - ISBN 5-02-028-255-3.
- 1 2 Северная пчела. - 26 января 1846. - № 22
- Северная пчела. - 30 января 1846. - № 25. - С. 99
- Северная пчела. - 1 февраля 1846. - № 27. - С. 107
- Иллюстрация. - 26 января 1846. - № 4. - С. 59
- 1 2 Ф. М. Достоевский. Письмо M. M. Достоевскому от 1 февраля 1846 // Собрание сочинений в пятнадцати томах. - СПб.: Наука, 1996. - Т. 15. Письма 1834-1881. - С. 56-58. - 18 000 экз. - ISBN 5-02-028-255-3.
- Отечественные записки - 1847. - № 1. - Отд. 5. С. 2-4.
- Н. В. Гоголь. Письмо А. М. Вьельгорской от 14 мая 1846 года // Полное собрание сочинений. - М., 1952. - Т. 13. - С. 66.
Фёдор Михайлович Достоевский | ||
---|---|---|
Романы | Униженные и оскорблённые Преступление и наказание Игрок Идиот Бесы Подросток Братья Карамазовы | |
Повести и рассказы |
Двойник | Записки из Мёртвого дома | Как опасно предаваться честолюбивым снам | Роман в девяти письмах | Село Степанчиково и его обитатели | Господин Прохарчин | Хозяйка | Белые ночи | Ёлка и свадьба | Ползунков | Слабое сердце | Чужая жена и муж под кроватью | Неточка Незванова | Маленький герой | Дядюшкин сон | Честный вор | Петербургские сновидения в стихах и в прозе | Скверный анекдот | Крокодил | Записки из подполья | Вечный муж | Бобок | Мужик Марей | Столетняя | Кроткая | Мальчик у Христа на ёлке | Сон смешного человека | |
Публицистика | Петербургская летопись | Зимние заметки о летних впечатлениях | Дневник писателя | Два самоубийства | Из дачных прогулок Кузьмы Пруткова и его друга | Маленькие картинки | Маленькие картинки (в дороге) | Речь Достоевского о Пушкине | |
Персонажи | Родион Раскольников | Соня Мармеладова | Князь Мышкин | Настасья Филипповна | Парфён Рогожин | Иван Карамазов | Алёша Карамазов | Дмитрий Карамазов | Грушенька Светлова | Павел Смердяков | Великий инквизитор | |
Переводы | Евгения Гранде (роман О. де Бальзака) | |
Связанные статьи | Музеи Ф. М. Достоевского | Адреса Ф. М. Достоевского | Петербург Достоевского | Михаил Достоевский | Андрей Достоевский | Памятник Достоевскому (Москва, РГБ) | Памятник Достоевскому (Тобольск) | Достоевистика |
бедные люди, бедные люди 1 серия, бедные люди 2 сезон, бедные люди актеры, бедные люди достоевский, бедные люди книга, бедные люди скачать, бедные люди смотреть, бедные люди тнт, бедные люди читать
Бедные люди Информацию О
Рассказ писателя начинается с мрачной картины жизни бедных рыбаков. В темной хижине мы видим, как перед огнем сидит жена одного из рыбаков и подшивает старенький парус. И хотя это семейство бедное, но в доме очень уютно и чисто. Дружно посапывают пятеро детишек.
Женщине очень тревожно за своего супруга, так как он ушел в море давно и до сих пор не приходит, а она слышит, как тревожно бьются волны. Жанне страшно, но видно у них судьба такая. Муж- единственный кормилец в семье. Целыми днями он ловит рыбу, и все равно живут они впроголодь, да и ребятки совсем оборванными бегают. Она хоть и недовольна своей жизнью, но переживает за супруга. Она просит всевышнего, чтобы муж вернулся домой живым и здоровым.
Жена рыбака выходит во двор, чтобы посмотреть, не возвращается ли отец их детей. Долго вглядываясь в море, она вспомнила, что хотела зайти посмотреть, каково состояние здоровья ее соседки. Ведь ее и проведать то некому. Муж у нее умер, и она бедствовала со своими двумя детками.
Зайдя в дом, Жанна сразу же почувствовала, что здесь что-то случилось. В жилище было влажно и холодно. Подойдя к кровати, она увидела, что Симон лежит неподвижно. Бедная вдова умерла, укрыв рукой двух спящих маленьких детишек. Она как - бы хотела их защитить их от этого жестокого мира.
Сердце женщины не выдержало такого горя. Она забрала детей и принесла их домой. Жанна, конечно же, переживает по поводу содеянного поступка. Ведь она не посоветовалась с мужем, да и смогут ли они потянуть еще двоих ребятишек. Долго она мучилась, пока не пришел ее супруг. С большой осторожностью она поведала ему о трагедии, произошедшей с соседкой, и о сиротах. Уставший рыбак, выслушав супругу, сам предлагает взять детей к себе.
Толстой показывает нам, что даже бедность не может оставить людей равнодушными к чужому горю. Рассказ учит нас, что в каком бы мы не были ранге, нужно быть всегда милосердными по отношению к людям, попавшим в трудные житейские ситуации.
Картинка или рисунок Бедные люди
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Чехов На мельнице
Герой рассказа Алексей Бирюков, мельник средних лет. Коренастый, здоровый, словно моряк, с красным угрюмым лицом. К нему на мельницу приехали пара монахов, смуглый чернобородый Диодор и старик Клиопа.
- Краткое содержание Allez Куприн
Само название подсказывает читателям, что речь пойдёт о цирке, так как этот окрик используют там, часто обращаясь к дрессированным зверям. Но и артисты цирка могут себе говорить «алле» перед опасным трюком.
- Краткое содержание Лесков Кадетский монастырь
Рассказчик пишет о том, что он намерен доказать существование праведников на Руси. Причем, по его мнению, такие люди встречаются даже в местах, которые не располагают к честности и принципиальности.
- Краткое содержание Радуга Носов
Повествование о десятилетнем Евсейке и его вере в чудеса. В начале рассказа один из главных персонажей в поздний час прибывает на станцию железной дороги в поисках человека, доставившего бы его до расположенной неподалеку деревни.
- Краткое содержание Пантелеев Лёнька Пантелеев
Рассказ о мытарствах мальчика подростка. По стечению обстоятельств Лёнька загремел в тюрьму. Он связался с хулиганом, с которым был знаком ещё до войны. У Лёньки была тяжёлая жизнь.