Амх м4 мле 49 характеристики. Выбор оборудования, снаряжения и перков экипажа
Привет-привет, дорогие друзья. С вами Amway921 и сегодняшний видео гайд World of Tanks про немецкую премиумную ПТ-САУ 7 уровня E-25. Это премиумный танк Германии, продается он в магазине только за голду, стоит он 6700 золотых. И каким-то образом так вышло, что я совершенно не распробовал, не понял этот танк на тестовом сервере, где для этого были все возможности. И только благодаря подарку подписчика канала я наконец-то догнал, что это великолепнейший танк. Раньше я думал, что его проблема заключается в орудии, которое никого не пробивает и никого особо не домажет. Ну, может быть, так оно и есть, но уровень боев, то есть балансер, эту ПТ-шку очень сильно любит и кидает всего лишь в седьмые или в восьмые уровни. Поскольку это премиумный танк, то в боях седьмого уровня мы будем находиться чаще. И там вполне себе хватает, как бы мне это ни казалось смешным, бронепробиваемости 150 мм и урона 135 тоже, в принципе. Башню в 29, конечно, не пробить. Но для этого существуют подкалиберные снаряды или еще какие-то другие возможности – маневр, например (о нем поговорим чуть позже).
Короче, эти боевые параметры хоть и не самые веселые, можно их преодолеть, заливая подкалиберные снаряды в наш боекомплект. К слову, он не очень большой (всего 60 снарядов) и часто бывает, что они заканчиваются во время затяжных сражений. Я хочу обратить ваше внимание не на это, а на то, какая точность у этой ПТ – 0,3. Почему я не заметил это раньше, не понимаю. Это самая высокая точность, которая свойственна только некоторым немецким десятого уровня средним танкам. 0,3 – это просто обалдеть. Вы можете на расстоянии метров триста по командирским башенкам лупить. Вот это подарок! Вот в этот момент и понимаешь, что, в принципе, бронепробиваемость не нужна, когда можно выцеливать противника на расстоянии там я не знаю какого выстрела. Скорострельность – 20 выстрелов в минуту. Это 3 секунды на перезарядку. Если вентилятор поставить, досылатель, то можно чуть-чуть еще поуменьшить. Просто автомат-скорострел. Стоит только кого-нибудь поставить на гуслю – беда ему. Он не успеет ни починиться, ни уползти. Вы можете разобрать кого-нибудь просто на раз. В боях мы в этом убедимся. Ну и, конечно, подвижность. Что сказать? Это самый настоящий легкий танк по подвижности. У нас максимальная скорость – 65 километров вперед, 20 назад. Динамика – 26,6 на тонну. Просто обалденно. По игре мне этот танк напоминает чем-то чаффи, но чаффи должен светить, а здесь ПТ-шку никто светить в рандоме не заставит, никто косо не посмотрит. Поэтому у меня такое удовольствие от игры. И я понимаю, что те бои, которые мы с вами сейчас посмотрим – это для меня эпичное достижение. Ну как эпичное? Такое, более-менее. Но в рамках сервера я понимаю, что на этой ПТ так гнут, просто обалденно. И поэтому чем сложнее получить высокие ачивки за бой, тем круче, значит, танк. Ну не будем забывать, что танк премиумный.
Экипаж, выбор модулей и оборудования для Е-25
Я до последнего экипаж на другом танке держал. То есть можно на танк пересаживать экипаж с любой другой немецкой ПТ-шки. Правда, у нас здесь всего четыре места, и когда я четыре пройду, то к пантере появляется, по-моему, радист, то есть для него здесь места уже не будет. Поэтому качать экипаж с радиста нужно будет отдельно. Ну, в смысле, радиста отдельно, а этих всех на месте. Короче говоря, такие дела. Модули, которые нужно поставить сюда, тут даже выбора нет никакого особо. Сведение нам даром не нужно. Оно просто великолепно. Поэтому оптика, досылатель и вентиляция. Наш небольшой обзор, 360 метров, компенсируется вентелем, берками на обзор, который я тут вкачал. Причем, интересно, что обязанности радиста тут выполняет командир, и именно у него в берках есть и радиоперехват, и орлиный глаз. Но, как мы помним, радиоперехват имеет 3% бонус, орлиный глаз – 2, поэтому его лучше поставить вперед. Ну и, конечно, без лампочки вообще не жизнь. Это нужно понимать. Ну что, поехали в бои, там посмотрим, как ведет себя данный танк.
ПТ-САУ в действии
Наблюдать за этой ПТ-шкой в работе многого стоит. Ведь сразу становится понятно, что к чему. Я имею в виду, что когда вы думаете о том, что «ну какой там вроде бы, господи, урон – 135 копеек, это же вообще несущественно», но когда вы каждые 2,5 секунды на расстоянии 400 метров попадаете, пробиваете и наносите тот самый небольшой вроде бы урон (135), в общей сложности это получается очень и очень значительно. Вот едет танк (500 метров до него). Попадать каждым шутом? Да без проблем. Пока он светится, делать это очень легко. И это каждый раз встречаешь. Главная задача – отдалиться от врагов на расстояние фиктивного огня, чтобы они вас при этом не видели и по вам не стреляли. Вот и вся задача.
Ну и когда бой выходит в фазу, когда необходимо, что-нибудь активно предпринимать, то E-25 ведет себя просто на удивление, потому что максимальная скорость ее подвижности и маленькие размеры, дающие очень большой плюс к маскировке, просто бесценны. Сейчас уже конец боя, с которого мы начали (смотрим его отрывками), но зато я имею возможность в конце боя аккуратненько объехать по кромочке и занять какое-нибудь хорошее место, используя маскировки. Правда, удивительно: когда иногда замечаешь, что вроде бы ты врага засветил, стоишь вроде бы на открытом более-менее месте (ну, может быть, за каким-то кустиком, например), начинаешь вести огонь по этому противнику, и он вас не видит. Вот это удивительно. Я до этого никогда таких танков не встречал. И каждый раз, когда стреляешь в какого-либо другого танка, как только ты увидел врага, особенно, с этими новыми маскировочными делами, которые совершенно непонятно, как теперь работают, то есть за двойными кустами уже не постреляешь. Короче говоря, когда играешь на этой ПТ, возникает непонятное ощущение, что просто это один из лучших танков седьмого уровня. Вроде бы кажется: маленький разовый урон и эта не самая лучшая бронепробиваемость. Но все остальное в ней просто великолепно. Вообще данный бой, по большому счету, является, если мне не изменяет память, вторым, а то и третьим с того момента, как я эту ПТ-шку начал испытывать, и уже у меня с этих боев возникла к ней очень большая любовь. И несмотря на то, что это вроде бы танк, кажется, что как будто бы моя прямо задача (некоторые так думают), что именно танком я должен исключительно положительные эмоции описывать. Но здесь оно того стоит.
Как Amway921 получил E-25
Это действительно один из очень и очень хороших танков (особенно премиумных) в этой игре. Но это забывать не нужно и отдавать этому должное тоже. Вообще я не хотел бы выдавать того человека, который подарил мне этот танк, потому что, как правило, сразу подобных людей начинают доставать, просить, выпрашивать, клянчить, но удивительное рядом. Мы с этим человеком встретились в бою. Причем, по разные стороны. Он тоже играет на Е-25 и, как он говорит, это его первый бой на Е-25. И поэтому я ну никак не мог пройти мимо этого боя, хотя он сам по себе особо ничего из себя не представляет. Хотя, казалось бы, вообще счет был в этом бое достаточно плачевным. И, благодаря моим усилиям, счет как-то выровнялся и стал в какую-то более-менее положительную фазу. И вот мы с ним встретились. У меня полная полоса хп танка, у него один выстрел. Я почему-то понял, что надо как-то отблагодарить человека, но как его отблагодаришь, когда он в команде врага. Подставиться? Тоже как-то, знаете, не тот случай. Все, что мне пришло в голову – это очень красиво и эффектно это все вам показать. Ну данный бой, конечно, уже выигрышный. Проблем тут никаких не возникло. Спасибо большое тому человеку, который подарил мне этот танк. Ну и мы переходим сейчас в следующий бой, который от начала до конца посмотрим. Он уже гораздо интереснее будет.
Лампа шестого чувства – первое, что стоит изучить экипажу
Ну а теперь карта «Священная долина». Довольно новая карта, и я д сих пор не могу сказать, что она мне нравится. По-моему, карта очень посредственная. И связано это, в основном с тем, что здесь настолько много кустов и деревьев, что в них мало того не разглядишь ничего, так еще и не понятно, засветили тебя или нет. Все это осложняется тем, что бой, который мы смотрим, был не то чтобы одним из первых, ну, где-то примерно так, и у меня не было в этот момент никакого экипажа. Для немецких ПТ-шек у меня раньше не было мотивации, желания ни одну немецкую ПТ-шку выкачивать, когда в игре существует очень много других танков. И поэтому лампочки нет. Короче говоря, шестое чувство не вкачано в командира. И в момент этого боя, в момент записи этого видео (акция эта уже закончилась), но в момент боя она была, эта акция к 15-летию варгейминга. Давали в этот момент утроенный опыт после каждого боя всем членам экипажа, всем танкистам. И как раз это было самое лучшее время, когда можно было качнуть экипаж в лампочку. И поэтому в этом бою у меня пока ее нет (98% вкачалось) и именно это является самой большой сложностью. Потому что с новыми всеми этими маскировками теперь не канает особо так, как раньше, стрельба через двойные кусты на пятнадцать метров и прочее, и прочее. Все это осложняет игру, потому что я не могу вот теперь быть уверенным на сто процентов, что я стреляю и не свечусь. Происходят они по непонятным мне причинам. Как это вообще работает, я без понятия. И поэтому играть на этом танке без лампочки очень и очень сложно. Дело в том, что (я думаю, вы понимаете, в чем проблема) когда совершенно нет никакой брони, то любой снаряд, пролетающий в наш силуэт – это большая беда. Скорее всего, он нанесет нам урон. И проблема еще небольшая есть у этой ПТ-САУ. Она заключается в следующем: вроде бы, кажется, маленькие размеры – это достоинство. Ну, конечно, да, с одной стороны, правда. Но с другой стороны, настолько плотным комком в Е-25 смешались все ее компоненты (четыре танкиста там где-то расположились и двигатель, и баки, и 16 снарядов где-то там распиханы, и рация торчит, и все на свете. Короче говоря, все эти внутренние модули очень и очень собраны в этом танке, как в часах. Знаете, нет лишнего места. И тут тоже самое. Поэтому каждый снаряд, пролетающий в нас, вполне способен что-нибудь да крутануть. И поэтому необходимо очень серьезно думать о том, чтоб избегать какого-то урона, а значит, попасть в засвет. Причем, в каждом бою это нужно делать, в каждом бою об этом нужно думать.
Именно эта простая причина, мне кажется, и есть, которая говорит нам о том, что езда на этом танке будет, наверное, кошмаром и сущим наказанием для тех игроков, которые еще в этой игре неопытны, которые только начинают играть. И, наверно, благодаря таким игрокам, статистика по северу побед этой ПТ-шки не самая большая.
Вот на момент записи этого видео я сыграл что-то около 20 боев на этой ПТ-шке (может, 15, в общем, немного), и процент побед (я играл исключительно соло) составляет около 88 или что-то типа того. Точно не помню, но это действительно гораздо больше, чем на каком-то любом другом танке, допустим, премиумном седьмого уровня. То есть эта ПТ действительно если попадает в умелые руки, ну вот, например, я вижу ИС-2. Ну зачем мне куда-то ему стрелять, кроме как в каток? Он ведь никуда не денется. 2,5 секунда перезарядка. У него шансов нет. И поэтому я стреляю (свет пропал, но он там есть), и вот сейчас покинет он этот бренный мир. И все, благодаря тому, что я его поймал тут на перетяжке так называемой.
Правильная оценка ситуации в бою
Если вы игрок умелый, то вы прекрасно знаете все эти премудрости. Я имею в виду, вы смотрите не мини-карту, оцениваете расстояние до врага, оцениваете возможность того, засветили вас или нет, засветят ли вас после выстрела. Даже несмотря на, скажем так, имбовую маскировку и незаметность этой ПТ-шки, все равно об этом нужно думать. Лично меня как следует обучили подобному стилю игры танки, такие как леопард прототип А. Вроде бы, кажется, невероятно сложный танк. Может, еще Лорейн стоит сюда приписать, который французский девятого уровня.
Эти все танки как бы диктуют нам стиль игры такой, что никогда не нужно допускать, чтобы нас видели, по нам стреляли. Все нужно предпринимать для того, чтобы добиваться, чтобы расстояние между нами, между врагами и нами, было очень большим, как раз в пределах выстрела. А этот танк, как и леопард прототип А, позволяет довольно метко стрелять на расстоянии. Ну в этом мы уже убедились немножко. В общем здесь и без того понятно – точность 0,3. Вот 460 метров до танка, и бб-шками в борт его очень легко пробивать. В лоб, наверное, будет без вариантов бб-шками, но на этот случай есть подкалиберы. К слову, немножко отвлечемся от темы, скажем, навыков игры на этом танке, а перейдем к боекомплекту, потому что мне показалось изначально, что очень и очень будет не хватать бронепробиваемости. 150 очков – это не 200, и с эти, возможно, будут серьезные проблемы. И оно вроде бы логично так думать, но практика показывает, что вот, например, я решил для себя поскольку у меня нет никаких проблем с серебром, благодаря серебру багратиона (прекрасная акция) и загрузил сюда половину боекомплектов подкалиберных (30 штук), но показывает практика, что это, в общем много. В принципе, хватит, если у вас вообще не беда с серебром и вы не нацелены на какой-то фарм – просто покатушки-развлекушки. Но если это будет ваш добытчик, то вполне десяти снарядов, наверное, хватит. Их использовать нужно только в каких-то экстренных случаях, когда вы раз-два и кого-то точно не пробили ну либо уверены в том, что ну никак не пробьете врага. Зачем тратить время? Лучше сразу начинать стрелять подкалиберными. Может быть, 20 – это будет золотая середина, но точно 30 – это перебор. Очень часто возникали такие ситуации, когда враги и рыхлые остались, а у меня голды с собой, целый карман. И поэтому приходится ее неоправданно, неэффективно расходовать, то есть переплачивать после итогов боя. Короче, вы поняли. И поэтому этому тоже нужно посвятить отдельное внимание и по своему навыку и стилю игры подобрать, 10 вам надо подкалиберных снарядов или 20.
Ну вот сейчас ситуация такова, что я случайно обнаруживаю на мини-карте, что у нас на базе светилась пантера. Совершенно непонятно, что она там делает. Ну, в принципе, она, наверное, ищет нашу артиллерию, нашего Бишопа, но тот еще оригинальнее, чем эта пантера. Он вообще поджался к нашей группе танков. Я знаю, что каждый домик разрушаем на нашей базе, и все, что мне нужно – чтобы кто-нибудь (наш ИС или СУ100М1) просто нашу базу подсветили, потому что начался захват. Если я поеду светить, то сольют там меня (тут к гадалке не ходи). А поскольку с командой мне в этом бою повезло не так, как хотелось бы, я понимаю, что мне ни в коем случае терять хп нельзя. И я вижу, что они едут светить, поэтому чувствую себя более-менее спокойно, хотя остается до конца захвата 20 секунд, и это время тает с каждой секундой, истекает. Светится ИС, и я начинаю примерно там, где он должен быть, пробивать стены. Как-то так вышло, что там как раз попадаю в башню. Стараюсь, причем в борт ИС-а. Это не самый лучший вариант, особенно, когда он находится на расстоянии. Лучше попадать ему в башню. Там брони поменьше, а всяких гуслей и наклонных элементов, которые есть в борту, немного. Поэтому эффективность гораздо больше. И вот таким образом прогоняем первую партию захватчиков. Они уезжают все в страхе и, в общем-то, правильно делают. Но сейчас будет еще вторая волна, потому что проезжает французская ПТ-шка, и сейчас тут будет все тоже непросто. Вот пантера, как оказывается, засветилась (артиллерию убивает). Вот у меня закончились бб-шки и пошли подкалиберы в ход. В принципе, я пантеру, наверное, в лоб не пробил бы бб-шками, но в борт это было бы совершенно без проблем. Вижу, что наш вк подсветил АРЛ44, и есть вероятность, что он сейчас тут погибнет от этого французского длинноствола с прекрасным бронепробиваемым орудием. И я еду его встречать, пока он едет ко мне бортом, нужно что-нибудь обязательно с ним сделать. Поскольку видно, что где-то там умер наш союзник, то по силуэту непонятно, где там АРЛ. Он немножко маневрирует, подставляет свою башенку, и мне без проблем в нее попасть дважды.
Умозаключение по E-25
Что я еще хочу сказать про этот ПТ в общей сложности? Вот насколько приятно попадать в большинстве выстрелов на расстоянии 400, а то и 500 метров, по врагам, по командирским башенкам или по другим очень уязвимым местам, что просто удивительно. Причем, у этой ПТ скорость сведения 1,7 секунды, а скорость перезарядки – 2,5. То есть как раз вы успеваете даже с запасом свестись после каждого выстрела. Каждый последующий выстрел спустя 2,5 секунды идет со сведением, с полной точностью, и это очень комфортно для игры. Вот приехала вторая волна захватчиков. Я тут же ловлю на гусле ИС-а. Он скрывается, видимо, за домик. Уже снарядов немного осталось. Я понимаю, что разбивать все эти домики снарядами не вариант, потому что врагов еще 4, а снарядов у меня уже 10. Ну вот теперь 3. И на меня выезжает Е-25. Это тот самый, который на верхушке, помните, у врага залез ко мне как-то. И на счастье у меня полная хп, а у него неполная, поэтому мы как в лучших традициях Жан Клода Ван Дама начинаем друг друга по ребрам пинать: кто выживет. Понятно, что хп на моей стороне. Хоть он каждым выстрелом меня пробивал, при этом всем испортил только орудие, что удивительно, то есть ни одного члена экипажа (не будем забывать, что стрелял он гениально – в маску). На автоприцеле, видимо, товарищ. Видимо, это тоже тот случай, когда игрок попался не совсем опытный водитель Е-25. Хотя у него, в принципе, 3 фрага. Может быть, я и ошибаюсь. Короче говоря, теперь 5 снарядов и 2 врага. Один из них внизу, сейчас если я на него грохнусь, он меня с двух плюх заберет, а я, наверное, не успею его раздолбить, потому что хеллспойтов у него 276. А может быть, и успею. Ну короче говоря, это потому что еще не конец. Есть еще гриль. Сейчас я аккуратненько пытаюсь его сквозь эти кроны подсветить, конечно же, не вижу. Но торопиться тоже некуда. До конца боя еще 3,5 минуты, почти 4. И, в общем, время есть, торопиться некуда. Жду пока наш ИС (у него хп поболее будет) воспользуется ситуацией и подсветит КВ1. Ну и вот, я думаю, теперь мой выход. ну даже мой выход даже не потребовался. И теперь в погоню за шестым. Пока я еду, хочу сказать одно: этот танк (повторюсь, наверное, не раз) мне очень и очень понравился. По-любому я его оставлю в ангаре, по-любому я буду частенько на нем кататься и может быть не столько с точки зрения по фарме, сколько хороший бой сыграть. Что-то мне подсказывает, что у этого танка будет интересная история, что и у леопарда прототипа А. Вот там максимальный урон на леопарде прототипа А составляет жалкие 1200 единиц, а у меня получалось 2600 держать. И рейтинг эффективности на леопарде был просто зашкаливающим – около 6000, можете посмотреть в статистике. Удивительные цифры. Я думаю, здесь будет то же самое. То есть этот танк вполне подойдет для поднятия статистики. Вот такие у меня мнения появились.
Ну и последнее, что осталось для игры – раз уж приехал, фагена надо брать. Отстреливаю последние голды в стену. То есть ПТ-САУ Е-25 однозначно зачет. Я думаю, она понравится всем, кто в этой игре разбирается и понимает все ее премудрости. На этом и сказке конец. Спасибо, что посмотрели видео гайд по World of Tanks. Надеюсь, было информативно. В будущем нас ожидает еще не одно, наверное, видно по этому танку. Посмотрим, какие там бои, посмотрим и мастера. Ну а пока, конечно, не мастер. Вроде много чего сделал, но всего лишь первая степень. Короче, итоги боя перед вами. Всем удачи! Пока-пока.
Е 25 – это немецкая премиум ПТ-САУ 7 уровня. Она быстрая, обладает отличной скорострельностью, малой заметностью, приносит хороший доход, а ещё обладает льготным уровнем боёв и считается одной из самых интересных боевых машин в .
Е 25 использует орудие калибра 7,5 сантиметров. Пробитие бронебойным снарядом – 150 миллиметров. Средний урон за выстрел – 135 единиц. В базовой комплектации Е 25 пушка перезаряжается за 3 секунды, что позволяет наносить 2 700 единиц урона в минуту. Это больше, чему многих высокоуровневых ПТ. Например, Объект 704 за то же время нанесёт на 70 единиц урона меньше. А ведь 2 700, это без учёта досылателя, расходников и умений экипажа. Так же у Е 25 одна из самых точных пушек в игре. С её помощью вы сможете как вести результативный огонь даже на очень длинных дистанциях, так и выцеливать болевые точки у противников 7-8 уровней. Это даёт вам возможность выбирать тот стиль игры, который вам нравится больше.
Теперь о броне Е 25. У неё 50 миллиметров во лбу, по 30 – в бортах и корме. Это не много, даже не смотря на углы наклона. Но Е 25 не должна танковать и держать удары. Когда машина находится далеко от противника, то зачастую остаётся незаметной. Особенно трудно засветить ПТ, когда она стоит в кустах или за деревьями, не говоря о том, что за многими камнями Е 25 может спрятаться целиком. Ну а когда соперник всё же замечает самоходку, то попадает по ней далеко не с первого раза. Очень низкий силуэт и маленькие размеры помогают выживать даже под градом снарядов.
Отличная динамика позволяет в случае опасности уехать куда-подальше. Максимальная скорость ПТ – 65 километров в час. При мощности двигателя в 700 лошадиных сил на 27 тонн Е 25 разгоняется и едет быстрее многих светляков. Это сильно помогает и в начале сражения – машина успевает занять самые выгодные позиции и первой отстреляться по противникам.
Также стоит учитывать, что у Е 25 льготный уровень боёв и ПТ не попадает в сражения к 9-10 уровням. Это делает все бои комфортными. Ведь в каждом из них вы можете наносить урон и оказывать влияние на исход боя, при этом зарабатывая немалые суммы кредитов. За хороший победный бой можно получить около 40-50 тысяч серебра с учётом премиум аккаунта. А из особо удачного боя можно вывести вплоть до 100 тысяч кредитов.
Расходники для Е 25
Для комфортной игры на Е 25 подойдёт стандартное снаряжение: ремкомплект, аптечка и огнетушитель. Но танк горит редко, так что вместо огнетушителя можно возить шоколад.
Из оборудования в первую очередь стоит поставить досылатель. В остальном выбор зависит от стиля игры. Любителям активной игры на передовой подойдут вентиляция и оптика. А для засадной тактики и пассивного света – стереотруба или маскировочная сеть. Ставить приводы наводки особого смысла нет. ПТ и так сводится быстрее, чем перезаряжается (всего 1,5 секунды).
Умения экипажа для Е 25
Командиру прежде всего прокачаете шестое чувство. Остальным – маскировку. Затем всему экипажу ремонт или боевое братство, если вы используете вентиляцию.
Напомним так же, что на премиум технику можно пересаживать экипаж с других танков того же класса без каких либо штрафов. Поэтому на Е 25 можно свободно прокачивать экипажи с других немецких ПТ-САУ.
Тактика игры на Е 25
При игре в одиночку ни в коем случае не рвитесь в гущу событий. Оставьте ближний бой более крепким союзникам. На мой взгляд, чем то это напоминает тактику игры на .
На открытых картах постарайтесь встать в кусты так, чтобы с безопасного расстояния простреливать неприкрытые переезды между ключевыми точками. С вашей точностью и скорострельностью можно легко поставить и держать на гусенице одного или пару противников под обстрелом всей команды.
Если вас засветили – не пытайтесь перестреливаться. Размен прочности оправдан только в конце боя, когда важно добить оставшихся противников любой ценой. Но даже в этом случае старайтесь навязывать противнику удобные для вас условия. Не давайте ему скрыться на перезарядку, реализуйте свою скорострельность.
На городских картах действовать сложнее. Следите за мини-картой и ищите возможности зайти противнику сбоку или с тыла, чтобы сделать 2-3 выстрела и уехать. Но всё равно поначалу лучше не рисковать. Эта ПТ и так принесёт не мало адреналина, если вы доживёте до конца боя. Когда у врага не осталось подмоги, Е 25 сможет закаруселить не только другие самоходки, но и тяжей. Не стесняйтесь потратить 1-2 выстрела, чтобы повредить противнику механизм поворота башни или сбить гусеницу. Главное – победить. Обычные снаряды и ремонт стоят копейки, так что можно по необходимости постреливать подкалиберными и всё равно выходить в плюс.
Отдельно стоит сказать, что взвод из трёх Е 25 – один из самых интересных в игре. Втроём вы сможете стрелять так быстро, что противники не будут успевать реагировать. Прибавьте к этому вашу бешеную скорость, которая позволяет носиться по всей карте и уничтожать ничего не подозревающих врагов.
Видео гайд по Е 25
Танкисты снова могут полюбоваться новинкой премиум магазина, тем более что многие любители тяжелой брони. Мы все привыкли, что французов хорошее оружие, но совсем нет никакой брони. Но этот танк не такой, какими привыкли видеть игроки французские танки. Он имеет хорошую лобовую броню, отличное орудие, пробивное и с хорошей перезарядкой. В истории этот танк был под кодовым названием "проект 141", он разрабатывался после второй мировой войны, так как Франция нуждалась в современной военной техникой. К сожалению, этот танк существовал только в эскизах. В игру он введен как настоящий танк прорыва, его броня позволяет как держать фланг, так и прорывать, тем более скорость в 40 км/ч позволяет быстро это делать. К сожалению, он очень не любит фугасных снарядов в бок и верхняя часть страдает. Нужно быть осторожными с артиллерией.
А теперь приступим к анализу AMX M4 mle. 49, чем он хорош и что нужно прикрывать:
Достоинства этого тяжеловеса:
- Хорошие углы вертикальной наводки;
- Хороший боекомплект;
- Отличное пробой орудия 232 мм;
- Хорошая броня лобовой брони и передней части башни.
Есть и минуса:
- Плохой обзор, приходится воевать с близких дистанций;
- Брони в бортах практически нет;
- Хорошая скорость, но нет маневренности;
- Орудие долго сводится.
С оборудования лучше всего ставить на него
А также не забываем о правильном прокачивании экипажа
А также можно посмотреть на эту машину в процессе
Похожие материалы
Что такое AMX M4 mle. 49
Французское древо развития WoT имеет несколько отличительных черт, одна из которых – отсутствие бронированных машин. В нашем игровом сообществе эта особенность выражается устоявшимся термином «французский картон», о котором ходят шутки и создано немало мемов. Но тут в игру ворвался , который сломал стереотипы о французской броне, а заодно частично удовлетворил желание многих игроков о вводе альтернативной ветки бронированных ТТ Франции, разговоры о которой ходят едва ли ни с релиза французского древа развития в патче 7.1.
Отдельного внимания заслуживает защита башни – ведь именно в ней мы находим наибольшую защиту. Вкупе с отличными УВН орудия это позволяет по максимуму отыгрывать от рельефа
Конечно, броню этого танка нельзя назвать ультимативной – ее успешно пробивают опытные игроки, а если это не получается с первого раза, то почти всегда вторым или третьим снарядом идут подкалиберные или кумулятивные. Но и «французским картоном» ее назвать язык никак не поворачивается – этому «картону» позавидуют даже крепкие американские и многие немецкие машины.
Динамика и маневренность
В отношении динамических характеристик танка сюрпризов нет – это типичный французский ТТ, который едет не быстро, но и не медленно, позволяя соблюсти тайминги на большинстве карт, а при необходимости нагнать соперника или отступить на безопасное расстояние.
Вот несколько главных параметров:
Максимальная скорость вперед – 40 км/ч;
Максимальная скорость назад – 15 км/ч;
Мощность двигателя – 1000 л.с.;
Масса/максимальная масса – 70/75 т;
Удельная мощность – 14,25 л.с./т.;
Скорость поворота шасси – 26 град./с.
Сочетание неплохой удельной мощности и приемлемого сопротивления грунтам дает танку динамику, которая хотя бы не раздражает (хотя она и уступает прокачиваемым советским и некоторым американским тяжам). Скоростные характеристики дополняются довольно быстро вращающейся башней – это позволяет быстрее наводиться на цель, а иногда и отбиваться от быстрых противников, применяющих маневр «закручивания».
В целом, у танка нормальная динамика, которая находится в балансе с его остальными характеристиками.
Экономика
Стабилизация орудия. На машине установлено типичное французское орудие, которому хотя и улучшили стабилизацию, но она все равно хуже многих одноуровневых ТТ других наций. Это, естественно, вносит свои коррективы и ухудшает эффективность танка.
Полный уровень боев. Здесь все ясно – попадание в бои X уровня нивелирует преимущества танка, не позволяя ему стать «палкой-нагибалкой». Хотя с введением нового матчмейкера этот недостаток оказывает значительно меньшее влияние и позволяет чувствовать себя на более комфортно.
В итоге мы получили интересную, но не имбующую машину, которая подходит для игроков различных категорий, позволяя играть и для фана, и для фарма. Так что заслуженно занимает место в числе лучших премиумных танков нашей игры.
Танковые кривые
Процент побед
Покупать или не покупать?
После всего вышесказанного здесь можно дать однозначный ответ – покупать. станет хорошей покупкой как для новичка, только делающего первые успехи, так и для опытного игрока, повидавшего в своей жизни много разных премов. От покупки стоит отказаться лишь тем, кто в принципе не играет на ТТ и не понимает роль брони в игре, а также любителям посидеть в кустах (профильным ПТ-водам) – этот француз не очень подходит для скрытной игры от дистанции, так как обладает плохой маскировкой и недостаточно точным для дальней стрельбы орудием.
Потратив немного денег, вы получите нестандартный французский танк, который, наверняка, еще долго будет оставаться актуальным и уникальным.
Предлагаем вашему вниманию обзор танка amx m4 49 (гайд, характеристики, отзывы). Этот французский тяжёлый танк VIII уровня — тёмная лошадка французского танкостроения. Обладает по-настоящему хорошим бронированием для своего уровня. Маневрируя на рельефе и играя «от башни», вы сможете усилить его защиту и получить почти неуязвимую машину. Танк вызвал ажиотаж среди игроков, потому что сильно отличается от остальной французов оснащённых «картонной» броней.
Главный плюс — лобовое приведённое бронирование 250 мм. Орудие аналогично французскому тяжёлому танку VIII уровня AMX 50 100, но без системы барабанного заряжания. Техника французоговорящих обладает в целом великолепной подвижностью, данный танк не исключение. Максимальная скорость 40 км/ч. вперёд и 15 км/ч назад. 14.3 л.с. на тонну.
Особенности игры на танке
Как играть AMX M4 mle. 49? Это зависит от выпавшей карты и сетапа команды. У этой машины нет льготного уровня боев, поэтому ее нередко бросает к 9 и 10. Рассчитывать на головокружительную победу среди десяток не приходится. Но ситуацию могут спасти случайные рикошеты.
Куда пробивать AMX M4 mle. 49? Одноклассники и танки ниже уровнем в лоб не пробивают. При лобовом столкновении можно командирскую башенку выцелить и подбашенный лист корпуса. Зоны пробития AMX M4 mle. 49 — борта и корма башни: корпуса брони там нет. Уязвимы ведущие катки. На каток поставишь и можно пробить нижнюю лобовую деталь. Она 120 мм всего. Боеукладка по обеим сторонам корпуса под башней.
Главный козырь этого танка — пробитие бронебойным снарядом 232 мм и 263 мм и альфа-страйк 300, с ним вы не почувствуете проблемы в боях с техникой 8 и 9 уровня. Лишь с 10 уровнями нас будут спасать подкалиберные снаряды. Но расходы на «золотые» снаряды компенсируется хорошей доходностью. Огорчает сведение данной машины - 2.9 сек. Из внушительных минусов и обзор танка — 360 метров. Для ближнего боя это вполне нормально. Но вот на дальних дистанциях это возможно компенсировать дополнительными модулями, прокаченным экипажем. После всех этих манипуляций мы получаем 440 м. обзора.
Плюсы:
+
крепкая лобовая броня башни и корпуса;
+
хорошее бронепробитие;
+
хорошие УВН;
+
приемлемый боекомплект.
Минусы:
-
посредственная динамика;
-
посредственная дальность обзора;
-
долгое время сведения орудия;
-
очень слабая броня бортов.
Стоит ли покупать AMX M4 mle. 49? Несомненно! Машина доходная — за бой можно заработать до 120 000-130 000 "грязными" серебра. Овладеть данной техникой сможет, как новичок, так и профессиональный игрок. Если вы не знаете, как получить или купить AMX M4 mle. 49, то вы найдете его в нашем каталоге. Причем, гораздо дешевле, чем в официальном магазине.
Удачи на полях сражений!