Американский танк M1A1 Abrams: описание и ттх. Основной боевой танк М1 "Абрамс" (США)
Основной боевой танк Абрамс M1 был разработан компанией Chrysler Defense и произведен под брендом General Dynamics.
Был построен в 1979 году, поступил в эксплуатацию в 1980 году и все еще остается в строю, правда уже других версий, после многочисленных модернизаций. Впервые применен в бою во время войны в Персидском заливе, с 1991 года, после чего продолжил применяться в Боснии, Афганистане и Ираке. Так же его экспортируют в Австралию, Египет, Ирак, Кувейт и Саудовскую Аравию. Всего произведено около 8800 различных модификаций Абрамса, а сам он до сих пор применяется и американской армией, и морской пехотой.
МБТ-70
Своему появлению танк обязан провалившемуся сотрудничеству между США и западной Германией по созданию основного боевого танка нового поколения, превосходящего советский Т-72 . Американская армия в то время использовала М60 Паттон, чьи корни уходили еще во вторую Мировую войну, а западная Германия Леопард-1. Эта техника во многом уступала новейшему Т-72, поэтому было принято решение совместно разработать боевую машину, удовлетворяющую всем требованиям. Проект получил название МБТ-70 (Main Battle Tank 70).
МБТ-70 имел главное орудие XM-150 калибра 152 миллиметра и с возможностью пуска управляемых ракет в американском варианте и 120 миллиметровую пушку Rheinmetall в немецком. Так же было установлено дополнительное 20 миллиметровое орудие в дистанционно управляемой установке и, ставший стандартом, пулемет 7,62. Башня имела сильный наклон со всех сторон и размещала в себе весь экипаж, чье количество благодаря автомату заряжания составляло 3 человека. Корпус имел сильный лобовой наклон, броня составляла около 400 миллиметров в эквиваленте, в днище корпуса находился эвакуационный люк. Ходовая состояла из гидропневматической подвески, позволявшей с водительского места регулировать клиренс и наклон, ведущих колес сзади, 12 опорных катков и направляющих спереди. Двигатель имел около 1500 л.с. в зависимости от версии и позволял танку массой более 50 тонн разгоняться до 64 км/ч.
Бюджет проекта постоянно разрастался, представления сторон о будущем танке расходились, в итоге западная Германия приняла решение сосредоточиться на своих разработках, что в итоге привело их к Леопард-2 . К 1971 году американцы приняли решение свернуть разработку МБТ-70 не смотря на его перспективность и разработать свой собственный танк, без оглядки на кого-либо. Так и появился Абрамс.
Разработка
Опытный образец Абрамса XM1 был разработан Chrysler Defense. Позже, в 1979 году его выкупил Chrysler Defense Division. XM1 имел стандартную для того времени пушку серии L7 калибра 105 мм и применявшуюся на многих танках. Эта версия машины в 1979 году поступила в производство под обозначением Абрамс M1 и, через год, на боевое дежурство. Танк получил современную броню, полностью защищенные отделения для топлива и боекомплекта и мощный двигатель. Экипаж состоял из 4 человек из-за отсутствия автомата заряжания. Вес достиг 67,5 тонн, сделав танк одним из самых тяжелых в мире.
Модификации
После короткого промежутка времени службы стало очевидно, что орудие не отвечает новым стандартам вооружения. Поэтому было решено установить гладкоствольное орудие Rheinmetall AG, известное в США как M256, калибра 120 миллиметров. Такая модификация Абрамса получила обозначение M1A1 и производилась с 1986 года по 1992 год. Также танк получил химическую, биологическую и ядерную системы защиты.
Вскоре появился M1A2, отличавшийся от предыдущей модификации цифровыми системами связи и наведения, тепловизором и улучшенным навигационным оборудованием. M1A2 SEP (дополнительный пакет модернизации) принес Абрамсу еще более высокие стандарты, включающие в себя цифровые карты, более мощный бортовой компьютер и улучшенную систему охлаждения. В состав брони был добавлен обедненный уран, а следующие модификации, M1A1, M1A1D, M1A1HC . Оплетка обедненного урана была также частью усовершенствованных модернизаций, в то время как другие последующие программы модернизации произвели ЦЕЛЬ M1A1, M1A1D, M1A1HC и M1A2 SEP получили динамическую броню и Tank Urban Survival Kit (комплекс по повышению выживаемости танка в городском бою).
Конструкция
Размещение экипажа в Абрамсе соответствует привычным западным стандартам. Водитель сидит спереди, по центру корпуса, имеет люк. Командир, заряжающий и наводчик находятся в башне, способной вращаться на 360 градусов, наводчик сидит перед командиром, заряжающий слева. Командир и заряжающий имеют свои собственные люки и защитное вооружение, которое, благодаря особой конструкции люков, можно применять прямо из башни, не подставляясь под ответный огонь. Используется разработанная Британией броня Chobham, которая прикрывает наиболее важные места, такие как экипаж и жизненно необходимые системы. Это комбинированная броня, состоящая из многих слоев кевлара, керамики, пластики и стали.
Подвижность
В движение танк приводит многотопливный газотурбинный двигатель Honeywell AGT1500C, который передает крутящий момент на ведущие колеса с помощью автоматической трансмиссии Allison DDA X-1100-3B. Благодаря такой комбинации и тяговооруженности на уровне 24,5 л.с. на тонну, тяжёлая машина разгоняется до 72 км/час по шоссе и до 50 по пересеченной местности. Подвеска торсионная, запас хода около 460 км.
Вооружение
Основное вооружение так и осталось представлено 120 миллиметровой пушкой M256 в качестве основного орудия. Вспомогательное состоит из пулемета Браунинг 12,7 мм, предназначенным для поражения воздушных целей и управляемого командиром через свою башенку и двух пулеметов M240 7,62 мм, одного спаренного с главным орудием и второго на лючке заряжающего сверху башни. Спаренный наводтся вместе с M256, а второй может быть оснащен системой ночного видения и дополнительным ограждением, защищающим наводчика от вражеского огня и осколков.
Используются следующие типы боеприпасов: оперённые бронебойные подкалиберные М829, М829А1, М828А2, М829А3, кумулятивный М830, подкалиберный кумулятивно-осколочный М830А1, подкалиберный бетонобойно-фугасный М908, картечный М1028. В боекомплект входят снаряды с наконечником из обедненного урана, отличающиеся высоким пробитием, но, из-за высокой стоимости их количество ограничено. К тому же, после их применения, стал очевиден вред для экипажа.
Абрамс в бою
Боевое крещение в Персидском заливе показало, что Абрамс с легкостью расправляется со своими устаревшими соперниками вроде Т-55/62. Наибольшие потери были от дружеского огня из-за отсутствия систем опознавания. С другой стороны, устаревшие советские танки не имели систем ночного видения и современных боеприпасов, а уровень подготовки их экипажей был низким. Так что Абрамсы могли расстреливать своих врагов с расстояния, на котором они были неуязвимы для ответного огня.
А вот война в Ираке уже показала слабые места, когда Абрамсы поражались в тонкую бортовую, заднюю броню и подрывались на минах. Но подавляющее преимущество как в выучке экипажей, так и в воздухе, принесло свои плоды и соотношение потерь опять было в пользу США.
Машины на базе Абрамса
Из-за свое дороговизны и сложности, Абрамс в роли шасси для различных машин почти не использовался. Были созданы тяжелый танковый мостоукладчик, катковый минный трал и бронированная ремонтно-эвакуационная машина и несколько других экземпляров.
Танк получил свое название в честь генерала Крейтона Абрамса, который был командующим во Вьетнаме с 1968 года по 1972 год и был разработан для замены М60 Паттон, который так же был назван в честь генерала. Эти танки прослужили вместе около 10 лет и лишь потом Абрамс М1 полностью заменил своего предшественника.
Эпилог
Является ли Абрамс лучшим танком в мире, каким его любят называть многие источники? Он имеет очень прочную броню, но лишь спереди, мощный двигатель, но избыточно, еще и обладающий огромным потреблением топлива и теплоизлучением, ручное заряжание пушки, уязвимость внешнего дополнительного двигателя а так же высокую цену, превышающую 6 миллионов долларов. Однако, Абрамс находится в строю уже долгое время и постоянно модернизируется и нельзя сказать, что танк плох, скорее он просто создавался под определенные нужды и с определенным видением необходимых качеств. Поэтому можно назвать его хорошей машиной для своих задач и крепким середнячком в мире современных
Первый серийный танк М1 «Абрамс» сошел с заводского конвейера танкового завода в г. Лайм (Огайо) в феврале 1980 года. М1 «Абрамс» был первым американским танком, разработанным после окончания Второй мировой войны в соответствии с новыми боевыми концепциями применения. По мнению американских специалистов, по своим боевым характеристикам он превзошел стоявший на вооружении М60А3 почти в 2 раза. Танк развивал скорость в 72 км/ч по шоссе и до 50 км/ч при движении по грунтовой дороге. Всего с 1980 года было выпущено свыше 10 тысяч танков «Абрамс» различных модификаций. Стоимость танка оценивается в 6 млн. долларов.
Танк «Абрамс» обладает классической компоновкой и отличается достаточно сильным бронированием сварных башни и корпуса . В их передних частях используется многослойное бронирование, которое подобно английской броне «чобхэм», применяемой на танках «Челленджер» и немецком поздних серий. Для «Абрамса» также характерен достаточно большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса по отношению к вертикальной плоскости, что является дополнительным фактором защиты и снижает его уязвимость от бронебойных снарядов.
Для защиты от кумулятивных боеприпасов верх ходовой части и борта корпуса прикрыты специальными навесными бронеэкранами. Члены экипажа танка изолированы от горючего и боеприпасов специальными броневыми перегородками
, что придает и экипажу, и танку дополнительную защиту. Танк не имеет автомата заряжания
, поэтому его экипаж состоит из 4 человек: командир, механик-водитель, наводчик и заряжающий.
Органы управления танком включают в себя Т-образный штурвал мотоциклетного типа, который связан с автоматической трансмиссией. В верхней части колонки располагается рычаг переключения передач (4 передачи вперед, 2 назад). Регулирование подачи топлива осуществляется с помощью вращения наконечников рукояток рулевой колонки.
Первоначально в бронированной башне кругового вращения ставилось 105-мм нарезное орудие М68Е1 , которое было стабилизировано в 2-х плоскостях. Справа от орудия располагаются места командира и наводчика, слева находится место заряжающего. В кормовой части башни в изолированном отсеке в боеукладках находится основная часть боекомплекта орудия (44 снаряда из 55). Доступ к ним открывается только при раскрытии броневых перегородок. Остальные выстрелы находятся в бронированных контейнерах, крепящихся в корпусе танка (8 штук) и на полике башни непосредственно перед заряжающим (3 штуки).
В боекомплект орудия входили бронебойные и подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном М774 и М883 (сердечники из обедненного урана), М735 (сердечник из вольфрама), а также учебные снаряды М737.
Танк получил достаточно современную систему управления огнем (СУО). Основной прицел наводчика объединяет в себе дневной визуальный канал, тепловизор и лазерный дальномер . Дневной визуальный канал обладает переменным приближением (в 3 и 10 крат). У тепловизора так же два уровня приближения (3 и 10), которые позволяют обнаруживать цели в режиме большого (7,5 х 15°) и малого (2,5 х 5°) поля зрения.
При этом отмечается то, что другие члены экипажа имеют куда меньшие возможности по обнаружению целей, по сравнению с наводчиком. Более низкий уровень приборного оснащения водителя и заряжающего оправдан их загрузкой своими непосредственными функциональными обязанностями, а у командира машины – экономией средств. Командир танка мог находить цели либо с помощью окулярного отвода прицела наводчика, либо с помощью командирского перископического монокулярного прицела. Вести наблюдение через последний можно было лишь в дневное время, а монокулярный отвод не давал возможности проводить автономный (независящий от наводчика) поиск целей.
Для обеспечения кругового обзора командирская башенка имеет 6 установленных по периметру смотровых перископов . Электронный (цифровой) баллистический вычислитель обладает достаточно высокой точностью при расчете угловых поправок для стрельбы. Автоматически в него вводятся значения дальности до цели, которые поступают от лазерного дальномера, температура окружающего воздуха, скорость бокового ветра и угол наклона оси цапф орудия. Вручную в него вводится информация о типе снаряда, износе канала ствола, барометрическом давлении, а также поправки на рассогласование направления линии прицеливания и оси канала ствола.
После того как наводчик обнаружит и опознает цель, удерживая на ней перекрестие прицела, он нажимает на кнопку лазерного дальномера. Происходит определение дальности до цели, значение дальности отображается в прицелах командира и наводчика. После этого наводчик выбирает тип боеприпаса, устанавливая четырехпозиционный переключатель в нужное положение. В это время заряжающий заряжает орудие. После чего световой сигнал в прицеле наводчика подсказывает, что пушка готова к стрельбе.
Угловые поправки от баллистического вычислителя забиваются автоматически. В качестве недостатка эксперты называют наличие лишь одного окуляра в прицеле наводчика, что повышает утомляемость глаз, особенно при движении боевой машины.
Моторно-трансмиссионное отделение (МТС) находится в кормовой части танка. Здесь установлен газотурбинный двигатель AGT-1500, который находится в одном блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией Х-1100-3В . Выбор именно газотурбинного двигателя американские инженеры объясняют рядом его преимуществ. В сравнении с дизелями той же мощности газотурбинный двигатель имеет меньший объем. Помимо этого он почти в 2 раза легче, обладает относительно простой конструкцией и более существенным (в 2 — 3 раза больше) ресурсом работы.
Такой двигатель лучше удовлетворяет требованиям многотопливности . Наряду с этим называют такие его недостатки, как сложность воздухоочистки и повышенный расход топлива. Стоит отметить, что двигатель мощностью в 1500 л.с. обеспечивает танку М1 «Абрамс» высокую приёмистость - с места до скорости в 30 км/ч он разгоняется за 6 с.
Танки М1 «Абрамс» оборудуются системой защиты от оружия массового поражения , которая обеспечивает подачу очищенного с помощью фильтровентиляционной установки воздуха к маскам членов экипажа. Также она позволяет создать избыточное давление внутри танка, чтобы не допустить попадания внутрь радиоактивной пыли или каких-либо отравляющих веществ. Имеются в распоряжении экипажа приборы химической и радиационной разведки. Поднять температура воздуха внутри боевой машины можно с помощью обогревателя.
Первый усовершенствованный вариант танка появился в октябре 1984 года и выпускался до 1986 года (было выпущено 894 танка). Главным его отличием от оригинала было более совершенное бронирование. Одновременно с этим шли работы по улучшению боевых возможностей танка, в первую очередь его огневой мощи. В результате этих работ на свет появился танк «Абрамс» М1А1, производство которого было начато в августе 1985 года, а первые серийные машины поступили в танковые части сухопутных войск США в Европе в 1986 году.
Модификация М1А1 получила на вооружение новую 120-мм гладкоствольную пушку западногерманской разработки , которая используется на танках «Леопард-2». Из-за применения орудия большего калибра произошло снижение боекомплекта до 40 выстрелов унитарного заряжания, которые размещаются в специально сконструированной бронированной боеукладке.
Большую часть боекомплекта орудия составляют снаряды двух типов: бронебойные подкалиберные с оперенным сердечником и отделяющимся поддоном (производятся из обедненного урана или вольфрама) и многоцелевые (осколочно-фугасного и кумулятивного действия). У всех выстрелов стальной поддон и гильзы со сгорающим корпусом. Была усилена броневая защита башни. В результате всех изменений боевая масса танка возросла до 57 тонн.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ :
В 1988 году началось производство танков М1А1, получивших броню лобовых частей башни и корпуса с включениями обедненного урана . Плотность последнего в 2,5 раза выше, чем у обычной стальной брони. Применение такой технологии, по мнению американских инженеров, позволило существенно повысить бронезащиту танка, в том числе от воздействия боеприпасов кумулятивного действия. При этом масса танка с такой броней возросла еще на 1,5 тонны и вплотную приблизилась к отметке в 60 тонн. Специалисты особо подчеркивали, что низкий уровень естественной радиоактивности обедненного урана безопасен для экипажа танка.
Следующий вариант танка М1А2 является дальнейшим развитием существующей машины. Комплекс усовершенствований, объединенных под названием «Блок-2», состоит из независимого тепловизионного прицела, который получил командир танка, тепловизионного прибора механика-водителя, бортовой информационной системы со средствами отображения обстановки и новыми лазерными дальномерами.
Независимый тепловизионный прицел сделал возможным одновременную работу командира и наводчика . В то время как командир танка может вести поиск новых целей в условиях задымленности или темноты, наводчик может вести огонь по ранее обнаруженным целям. Тепловизионный прицел размещается на крыше башни перед люком заряжающего, изображение местности (прибор можно поворачивать на 360 градусов) поступает на экран, расположенный перед командиром танка. Использование новой бортовой информационной системы, которая заменила системы управления огнем единым электронным комплексом, включающим процессор обработки сигналов от всех датчиков, блоки управления оружием, индикаторы отображения обстановки, значительно сократило время подготовки танка к выстрелу.
По мнению западных специалистов, танк М1А2 «Абрамс» прибавил в эффективности атаки по сравнению с базовой моделью на 54% , а в подготовленной обороне на 100%. Боевая скорострельность выросла в 2 раза. В ходе дальнейших модернизаций машины планируется использовать новое 120-мм орудие (облегченное) и новые боеприпасы, оснастить танк автоматом заряжания, новой СУО, системой автоматического поиска, обнаружения и опознавания целей и более совершенной подвеской, возможно, гидропневматической.
/По материалам btvt.narod.ru , topwar.ru и warinform.ru /
– это основной боевой танк Соединенных Штатов. Танк стоит на вооружении многих государств – США, Египта, Ирака, Саудовской Аравии, Кувейта, Австралии. Серийное производство танка было начато в 80-х годах прошлого века. Свое название танк Абрамс М1 получил в честь генерала Абрамса Крейтона.
Теперь немного истории создания танка М1. Танк Абрамс появился в результате третьей программы, которая должна была заменить существующие танки Паттон. С трех программ первых две оказались неудачными, ибо танки Т95 и МВТ-703 не имели превосходств ни по характеристикам, ни по стоимости производства. Разработка танка нового образца была начата в 1971 году. Позже он получил кодовое название ХМ-1. Уже в мае 73-го года компании Дженерал Моторс и Крайслер подали заявки на участие в конкурсе. 28 июня того же года с ними был заключен договор на создание опытных образцов танков. На разработку нового танка повлияло много факторов. Это и поездка представителей компаний в Великую Британию для ознакомления с новшеством – композитной броней «Чобхэм», так и арабо-израильская война 73-го года, благодаря которой компании отказались от использования 25-30 мм спаренной пушки «Бушмастер». Вместо нее решено было использовать 7,62 мм пулемет. Это позволило увеличить боекомплект основного орудия за счет освободившегося объема. Компании провели совместные испытания своих детищ с 31 января по 7 мая 1976 года. Обе машины отвечали заявленным требованиям. В итоге последующих соревнований о снижении стоимости, и наличию газотурбинного двигателя победила компания Крайслер. Общая стоимость заказа в 462 танка составляла 196 млн. долларов. Дженерал Моторс же предложила сумму в 232 млн. долларов США. Второй этап испытаний танка М1 закончился в феврале 79-го года. Еще в 78-м году Пентагон дал добро на постройку первых 110 танков. 28 февраля 1980 года два первых танка ХМ1 были переданы армии США для обучений личного состава и окончательных испытаний. Тогда же ХМ1 получил название танк Абрамс в честь начальника штаба армии Адамса Крейтона. После окончательных испытаний танк был принят на вооружение армии США 17 февраля 1981 года.
Производство танка М1 Абрамс для ВС США было прекращено в 1993 году. На сегодня известно 11 модификаций танка М1 Абрамс.
Конструкция, вооружение танка М1 Абрамс
Классическая компоновочная схема танка Абрамс предусматривает отделение управления в передней части танка, боевое отделение в центральной и моторно-трансмиссионное отделение в кормовой части. Экипаж танка – 4 человека: командир, заряжающий, наводчик, водитель-механик.
Корпус и башня танка сварные, передние части которых имеют многослойное пассивное бронирование, напоминающее английский чобхэм. Отличительной особенностью танка Абрам является то, что верхний лобовой лист корпуса имеет большой угол наклона относительно вертикальной плоскости и довольно большой зазор между корпусом танка и его башней.
105-мм нарезной пушкой М68А1 оснащались модификации танка М1 и М1IP. Эта пушка стабилизирована в двух плоскостях. Боевой комплект танка М1 Абрамс состоит из 55 снарядов унитарного типа с металлической гильзой 5 разных видов. Уже с 1985 года на танках М1 Абрамс устанавливалась 120-мм гладкоствольная пушка М256. В качестве вспомогательного оружия на танке М1 Абрамс использовался 7,62 мм пулемет М240, спаренный с пушкой. Помимо него устанавливался такой же пулемет, как и предыдущий, но он размещался перед люком заряжающего. Третьим пулеметом является 12,7-мм пулемет М2. Он размещался на башне командира.
оснащался довольно современной системой управления огнем фирмы Хьюз Эйркрафт.
В танке Абрамс М1 установлен газотурбинный двигатель AVCO Lycoming AGT-1500. Он выполнен в едином блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией Allison Х1100-3В. Весь блок можно заменить в случае поломки менее чем за один час. Гидромеханическая коробка передач имеет 4 передачи переднего хода и 2 заднего.
Семь опорных катка с внешней амортизацией, два поддерживающих ролика на каждую сторону, гусеницы с резиномеханическим шарниром и торсионная подвеска в совокупности являются ходовой частью танка.
Сейчас танк М1 Абрамс состоит на вооружении 6 стран, включая США, Египет, Австралию, Кувейт, Ирак и Саудовскую Аравию.
Танк Абрамс применялся в 4-х боевых операциях, где и получил боевое крещение.
В целом танк Абрамс М1 – грозное для решения задач самого разнообразного характера.
Тактико-технические характеристики танка Абрамс M1 | |
Размеры | |
Боевая масса, т | 54,4 |
Масса пустого танка, т | 51,2 |
Длина, м | 7,92 |
Длина с пушкой, м | 9,77 |
Ширина, м | 3,66 |
Высота, м | 2,89 |
Бронирование | |
Эквивалентная толщина лба корпуса, мм | 600 |
Эквивалент по стойкости лобовой брони корпуса(БПС), мм | 370 |
Борта корпуса, мм | 57 (25 до МТО) |
Корма корпуса | 20 |
Эквивалентная толщина лба башни, мм | 700 |
Эквивалент по стойкости лобовой брони башни(БПС), мм | 450 |
Крыша, мм | 70 |
Вооружение | |
Пушка | 105-мм M68A1 |
Пулемёты | 1 × 12,7-мм M2 HB2 × 7,62-мм M240 |
Боекомплект, выстрелов / 12,7-мм / 7,62-мм патронов | 55 / 900 / 11 400 |
Подвижность | |
Двигатель | ГТД Avco Lycoming AGT-1500 1500 h.p. (1232) kw |
Удельная мощность, л.с./т | 27,6 (22,6) |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч | 72 |
Запас хода по шоссе, км | 440 |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,93 |
Преодолеваемый ров, м | 2,74 |
Преодолеваемая стенка, м | 1,24 |
Преодолеваемый брод, м | 1,22 (2,29 с ОПВТ) |
Танк М1 "Абрамс" оснащен системой защиты от оружия массового поражения, которая в случае необходимости обеспечивает подачу очищенного воздуха от фильтровентиляционной установки к маскам членов экипажа, а также создает избыточное давление в боевом отделении, чтобы предотвратить попадание в него радиоактивной пыли или отравляющих веществ. Имеются приборы радиационной и химической разведки. Температура воздуха внутри танка может повышаться с помощью обогревателя. Для внешней связи служит радиостанция АМ/УРС-12, для внутренней - танковое переговорное устройство.Для кругового обзора по периметру командирской башенки установлены шесть смотровых перископов. Электронный (цифровой) баллистический вычислитель, выполненный на твердотельных элементах, с довольно высокой точностью рассчитывает угловые поправки для стрельбы. От лазерного дальномера в него автоматически вводятся значения дальности до цели, скорость бокового ветра, температура окружающего воздуха и угол наклона оси цапф пушки.
Кроме этого, вручную вводятся данные о типе снаряда, барометрическом давлении, температуре заряда, износе канала ствола, а также поправки на рассогласование направления оси канала ствола и линии прицеливания. После обнаружения и опознавания цели наводчик, удерживая на ней перекрестие прицела, нажимает на кнопку лазерного дальномера. Значение дальности отображается в прицелах наводчика и командира. Затем наводчик выбирает тип боеприпаса путем установки четырехпозиционного переключателя в соответствующее положение. Заряжающий тем временем заряжает пушку. Световой сигнал в прицеле наводчика оповещает, что орудие готово к открытию огня. Угловые поправки от баллистического вычислителя вводятся автоматически. В качестве недостатков отмечаются наличие только одного окуляра в прицеле наводчика, что утомляет глаза, особенно во время движения танка, а также отсутствие прицела командира танка, независимого от прицела наводчика.
Боевой танк М1 "Абрамс" на марше.
Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части машины. Газотурбинный двигатель АОТ-1500 выполнен в одном блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией Х-1100-ЗВ. В случае необходимости блок целиком может быть заменен менее чем за 1 час. Выбор газотурбинного двигателя объясняется рядом его преимуществ по сравнению с дизелем той же мощности. Прежде всего это возможность получения большей мощности при меньшем объеме газотурбинного двигателя. Кроме того, последний имеет примерно вдвое меньшую массу, относительно простую конструкцию и в 2-3 раза больший ресурс работы. К тому же он лучше удовлетворяет требованиям многотопливности.
Вместе с тем отмечаются такие его недостатки, как повышенный расход топлива и сложность воздухоочистки. АОТ-1500 является трехвальным двигателем с двухрасходным осецентробежным компрессором, индивидуальной камерой сгорания тангенциального расположения, двухступенчатой силовой турбиной с регулируемой сопловым аппаратом первой ступени и стационарным кольцевым пластинчатым теплообменником. Максимальная температура газа в турбине составляет 1193°С. Скорость вращения выходного вала - 3000 об/мин. Двигатель имеет хорошую приемистость, что обеспечивает танку М1 "Абрамс" разгон до скорости 30 км/ч за 6 секунд. Автоматическая гидромеханическая трансмиссии Х-1100-ЗВ обеспечивает четыре передачи переднего хода и две заднего.
Она состоит из гидротрансформатора с автоматической блокировкой, планетарной коробки передач и бесступенчатого гидростатического механизма поворота. Ходовая часть танка включает по семь опорных катков на борт и две пары поддерживающих роликов, торсионную подвеску, а также гусеницы с резинометаллическими накладками. На базе танка М1 "Абрамс" созданы машины специального назначения: тяжелый танковый мостоукладчик, катковый минный трал и бронированная ремонтно-эвакуационная машина мостоукладчик НАВ.
Башня основного танка М1 "Абрамс".
Перспективный американский основной боевой танк "Блок III" разрабатывается на базе танка "Абрамс". Он имеет небольшую башню, автомат заряжания и экипаж из трех человек, располагающихся в корпусе танка плечом к плечу.
Тактико-технические характеристики основного боевого танка М1А1/М1А2 "Абрамс"
Боевая масса, т | 57,15/62,5 |
Экипаж, чел | 4 |
Габаритные размеры, мм : |
|
длина с пушкой вперед | 9828 |
ширина | 3650 |
высота | 2438 |
клиренс | 432/482 |
Броня, мм | комбинированная с применением обедненного урана |
Вооружение: |
|
М1 | 105-мм нарезная пушка М68Е1; два 7,62-мм пулемета;12,7-мм зенитный пулемет |
М1А1/М1А2 | 120-мм гладкоствольная пушка Rh-120, два 7,62-мм пулемета М240 и 12,7-мм пулемет "браунинг" 2НВ |
Боекомплект: |
|
М1 | 55 выстрелов, 1000 патронов калибра 12,7- мм, 11400 патронов калибра 7,62 мм |
М1А1/М1А2 | 40 выстрелов, 1000 патронов калибра 12,7-мм, 12400 патронов калибра 7,62 мм |
Двигатель | "Лайкоминг текстрон" АGТ-1500, газотурбинный, мощность 1500 л.с. при 3000 об/мин |
Удельное давление на грунт, кг/см | 0,97/1,07 |
Скорость по шоссе, км/ч | 67 |
Запас хода по шоссе, км | 465/450 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
высота стенки, м | 1,0 |
ширина рва, м | 2,70 |
глубина брода, м | 1,2 |
Источники:
- Н. Фомич. "Американский танк М1 "Абрамс" и его модификации", " Зарубежное военное обозрение";
- М. Барятинский. "Чьи танки лучше: Т-80 против "Абрамса";
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- M1 Abrams ;
- Спасибухов Ю. "M1 Abrams. Основной боевой танк США";
- Tankograd Publishing 2008 "M1A1/M1A2 SEP Abrams Tusk";
- Wydawnictwo Bellona "M1 Abrams Czolg Amerykanski 1982-1992";
- Steven J.Zaloga "M1 Abrams vs T-72 Ural: Operation Desert Storm 1991";
- Michael Green "M1 Abrams Main Battle Tank:The Combat and Development History of the General Dynamics M1 and M1A1 Tanks".
Вперед > |
---|