«Аллигаторы» из Черниговки. "авиадартс" в черниговке
В один из летних дней мне удалось побывать на аэродроме где базируется 18-й гвардейский Витебский дважды Краснознамённый ордена Суворова 2 степени истребительный авиационный полк «Нормандия-Неман» , а точнее 18 штурмовой авиаполк 303 гвардейской смешанной авиадивизии.
Первоначально полк дислоцировался на аэродроме "Галенки", но 19 ноября 2009 года был расформирован. Свое историческое название полк вновь обрел 1 декабря 2013 года. На сегодняшний день полк базируется на аэродроме "Черниговка". На вооружении шап (штурмового авиационного полка) стоят модернизированные штурмовики Су-25СМ.
Су-25 (изделие «Т-8», по кодификации НАТО: Frogfoot) - советский/российский бронированный дозвуковой штурмовик, предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. В войсках получил прозвище «Грач».
Модификация Су-25СМ отличается от Су-25 авионикой, наличием ИЛС и МФД
Штурмовик вооружён встроенной пушечной установкой ВПУ-17А с двуствольной 30-мм авиапушкой ГШ-30-2
Остальное вооружение размещается на подкрыльных пилонах, в зависимости от поставленной задачи штурмовик пожет нести и авиационные бомбы, и ракеты.
Многие штурмовики из "первых" серий поставки имеют камуфлированную окраску и эмблему 121 авиазавода
Более поздние штурмовики уже окрашены в однотонной темно серый цвет
Пока мы занимались фотосъемкой на аэродроме интенсивно велась подготовка к полетам
По плану полк должен был перебазироваться на другой полигон и уже от туда провести учебное бомбометание практической авиационной бомбой П-50Т
Для выполнения этого задания, часть авиатехников перебрасывались к месту учений самолетом транспортной авиации
Следом за техниками с аэродрома взлетают штурмовики
Взлетают не только по одиночке, но и парами, что говорит о высокой подготовке летного состава
Полк летает очень интенсивно, выполняет различные учебные задания, принимает участия в учениях,
экипажи принимают участие в "Авиадартс". В сентябре 2014 года полк получил высокую оценку за развертывание аэродромного участка автодороги М-60 "Уссури" с выполнением посадки и повторным вылетом.
Проводив штурмовики посетили ТЭЧ
Летчики народ суеверный и поэтому фотографироваться крайне не любят, поэтому кажется, что в парке ТЭЧ нет никого, но на самом деле работа по подготовке самолетов ведутся полным ходом
"якорная стоянка"
Так как штурмовик Су-25 может использовать для посадки не только подготовленные аэродромы, но и обычные площадки (например дорогу), то и специалисты ТЭЧ должны обеспечить обслуживание на таких площадках. Необходимое оборудование размещено на базе ЗиЛ-131
12 августа в России отметили столетие российской авиации. В Черниговском районе День ВВС - праздник военнослужащих авиабазы «Черниговка». В честь векового юбилея элитных войск на аэродроме черниговского гарнизона состоялось торжественное мероприятие. Открыло программу празднования построение личного состава. Военнослужащих вертолетного и штурмового полков с профессиональным праздником поздравили командиры воинских частей. Отличившимся офицерам вручили награды и благодарности.К поздравлениям командования присоединились представители администрации Черниговского поселения. История Черниговки тесно связана с армейской авиацией.
Аэродром в районном центре появился еще в довоенное время. С 1948 года с черниговского аэродрома поднимались в воздух для тренировочных прыжков самолеты с десантниками 37 гвардейского Свирского краснознаменного воздушно-десантного корпуса, базировавшегося в Монастырище. В 50-е годы в Черниговке располагался разведовательный полк. С 1960 года у нас дислоцируется один из старейших полков ВВС - 319 отдельный вертолетный полк имени Ленина. Полк - почти ровесник российской авиации. Свою историю он ведет с 1918 года. Неразрывно связана с Черниговкой история 187-го штурмового авиационного полка.
Именами воинов-героев - военнослужащих вертолетного полка названы улицы Черниговки. Главная улица военного городка носит имя Героя Советского Союза лейтенанта А.Е. Боровикова. Есть в Черниговке улица имени военного летчика Александра Гацева, погибшего 19 октября 1972 года при авиакатастрофе на территории села и Григория Назарова, военного летчика, погибшего при выполнении интернационального долга в Афганистане.
В День ВВС аэродром работал в режиме «открытых дверей». Прийти на аэродром могли все желающие. Многие жители Черниговки не упустили возможность побывать в гостях у авиаторов. Тем более, посетить наземную выставку современных крылатых машин.
- 100-летие ВВС мы встречаем с новой перспективной техникой , - заметил командир авиабазы полковник Дмитрий Земляков. – К нам на вооружение поступили Ка-52, новые Ми-8. Наша база перевооружилась одной из первых в России.
Знаменитые Ка-52 - «Аллигаторы» - впускаются авиационным заводом «Прогресс» города Арсеньева Приморского края. Многоцелевой российский боевой вертолет представляет собой дальнейшее развитие модели Ка-50 «Черная акула».
Ми-8АМТШ – транспортно-штурмовая модификация знаменитой «восьмёрки». От других модификаций его отличает полное переоборудование кабин экипажа и их бронирование. «Штурмовая» функция Ми-8АМТШ выполняется с помощью ПТУР «Атака» и «Штурм», а также управляемых ракет «Игла-В».
Оснащение авиабаз пополнилось и новыми самолетами Су-25СМ. Самолёт имеет 10 точек внешней подвески, а нести может 32 вида различных вооружений. В носовой части стационарно закреплена авиационная пушечная установка ВПУ-17А с двуствольной 30-мм авиапушкой ГШ-30-2. Она предназначена для поражения бронетехники, открыто расположенной живой силы противника, а также воздушных целей на средних и близких дистанциях.
Гостям праздника разрешили подняться в кабины Су-25, Ми-8АМТШ, Ка-52, Ми-24П. И дети, и взрослые с огромным интересом разглядывали внутреннее устройство грозных машин.
Одновременно на аэродроме проходили показательные выступления авиамоделистов. Отметить 100 - летие ВВС в Черниговку приехали 15 пилотов авиамодельных аппаратов со всего Дальнего Востока – Владивостока, Уссурийска, Срасска, Кировки и даже Камчатки. В воздух поднимались и реактивные, и поршневые, и электрические модели, преимущественно покупные. Поэтому особое внимание зрителей привлек самолет жителя Черниговки Николая Красюкова. Свою авиамодель, кстати, самую большую на Дальнем Востоке, он сделал сам своими руками.
- Я занимаюсь авиамодельным спортом с 2002 года , - рассказал Николай Иванович, военный пенсионер, в прошлом военнослужащий черниговского штурмового полка. – Самолеты строю сам. Эта модель самая большая. Длина – 3 метра. Двигатель – бензиновый. Объем -160 кубических см. Для сравнения объем двигателя мокика – 50 кубических см, то есть у меня в самолете - 3,5 мокика. Тяга – 30 кг, на вес самолета – 24 кг. Построил такую большую модель, потому что считаю, что чем больше самолет, тем он реалистичнее летает .
Пусть в день векового юбилея ВВС в небо над Черниговским аэродромом не поднялась настоящие боевые машины. Фигуры высшего пилотажа над Черниговкой выполняли авиамодели. Спортсмены устроили для участников праздника радиоуправляемое представление. И гости, и сами авиаторы были в восторге.
Якименко Юрий Николаевич – командир эскадрильи 461-го штурмового авиационного полка 4-й Краснознамённой армии ВВС и ПВО Северо-Кавказского военного округа, подполковник.
Родился 3 апреля 1961 года в городе Полтава Украинской ССР. В 1978 году окончил среднюю школу.
В Военно-воздушных Силах СССР с августа 1978 года. Окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В.П. Чкалова в 1982 году. Служил в истребительно-бомбардировочном авиационном полку: лётчик, старший лётчик, заместитель командира эскадрильи.
В 1993 году окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина. С 1993 года - заместитель командира авиационной эскадрильи 187-го отдельного штурмового авиационного полка в составе 1-й воздушной армии Дальневосточного военного округа (аэродром Черниговка, Приморский край). Затем был переведён в 461-й штурмовой авиационный полк 4-й воздушной армии Северо-Кавказского военного округа (Краснодар).
Командир эскадрильи 461-го штурмового авиационного полка 4-й армии ВВС и ПВО Северо-Кавказского военного округа подполковник Якименко Юрий Николаевич участвовал во второй чеченской войне с августа 1999 года. Совершил свыше 100 боевых вылетов для воздушной поддержки наземных войск, нанесения ударов по важным объектам и скоплениям техники и живой силы бандформирований. Принимал участие в уничтожении группировки боевиков в районе горы Алцлен, оборудованной зенитными установками. В одном из вылетов в этот район при пуске ракет произошла остановка правого двигателя пилотируемого им самолёта. Проявив исключительное хладнокровие, под воздействием огня средств ПВО с третьей попытки произвел запуск двигателя и продолжил руководить атаками ведомого лётчика.
20 октября 1999 года выполнил ознакомительный полёт над территорией Чеченской республики и районами боевых действий на учебно-боевом штурмовике Су-25УБ, в задней кабине которого находился премьер-министр Российской Федерации В.В. Путин.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе подполковнику Якименко Юрию Николаевичу Указом Президента Российской Федерации от 29 февраля 2000 года присвоено звание Героя Российской Федерации.
С 2001 года - заместитель командира 461-го штурмового авиационного полка по воспитательной работе.
При выполнении боевого задания в Аргунском ущелье 14 июня 2001 года, в 12 километрах южнее села Итум-Кале Итум-Калинского района Чеченской республики, пара штурмовиков (лётчики - подполковник Ю.Н. Якименко и капитан О.А. Подситков), попали в зону низкой облачности. Не успев набрать высоту, оба самолёта врезались в горный склон. Пилоты погибли. Похоронен в Липецке.
Награждён орденами Мужества (6.11.2001), «За военные заслуги» (10.09.1999), медалью «70 лет Вооружённых Сил СССР» (1988), медалями Министерства обороны России «За отличие в военной службе» I степени (1998), «За безупречную службу» II степени (1993) и «За безупречную службу» III степени (1988).
«Военный лётчик-снайпер».
Началось все традиционно- с построения личного состава
Сказал бы, пеший по летному, но...мотоциклы)))
Торжественный вынос государственного флага, знамени авиации, полковое знамени.
Поздравление с праздником личного состава
Торжественный марш
После поздравлений и награждения, под динамичную музыку, непрекращающуюся стрельбу из пулемета и автоматов, взрывы, дымы и светосигнальные ракеты, праздник эффектно продолжили десантники из 83 ОДШБр Уссурийска.
А вот тут, бойца реально всем стало жалко, очень сильно приложился головой об бетон рулежки. Полагаю сотрясение однозначно, надеюсь не более того
К сожалению, все выступление не отснял, отвлекся на разговор с инженером авиакомплекса Ка-52, который зорко следил за вверенной ему матчастью. Что б гости чего лишнего не нажали)))
Помимо летной техники, были выставлены и машины обслуживания аэродрома
Продолжился праздник, свободным доступом ко всей технике выставленной для показа.
Я, как вертолетчик, пусть и с мизерным пока налетом на Ми-2, начал свою экскурсию естественно с вертолетов.
Сие действие мне до сих пор не надоедает, несмотря на то, что в Ми-8 я уже неоднократно бывал, в большинстве случаев в качестве парашютиста (на момент написания обзора имею 643 прыжка). Очень люблю Ми-8, рад за летчиков, которые имеют возможность выполнять задачи на этой замечательной машине.
Ми-8АМТШ "Терминатор"
В кабине Ми-8АМТШ
Блок НУРС Б-8В20А. Снаряжается неуправляемыми реактивными снарядами С-8
Средства инфракрасного противодействия. Отстрел ЛТЦ (ложных тепловых целей)
Бортовой авиационный техник Ми-8АМТШ вместе с семьей
Ка-52 "Аллигатор". Много раз его видел в Арсеньеве на прыжках. Т.к. аэродром завода "Прогресс" эксплуатируется совместно с аэроклубом, неоднократно наблюдал облет новых вертолетов летчиками-испытателями завода. Глаз не оторвать. Такое можно увидеть только на испытаниях или показательном пилотаже. Естественно я испытал огромную радость попав в кабину этой грозной и красивой машины. По себе знаю, что информационное поле огромное даже просто при пилотировании вертолета, а тут нужно еще боевую задачу выполнять. Наличие боевых систем впечатляет!
30-мм пушка 2А42 на пушечной установке НППУ-80
Пушечная установка НППУ-80 с ограниченной подвижностью (боекомплект 460 снарядов). Комплекс оснащен гидравлическим приводом, который позволяет отклонять пушку на 3,5° вверх и 37° вниз. Горизонтальная наводка осуществляется за счет разворота всего вертолета.
Соосный винт Ка-52
Детям день запомнится на всю жизнь
Ручка управления вертолетом Ка-52
Интересный вариант подвесок Ка-52. Видимо, судя по наружным замкам, для транспортировки чего-либо. Или раненых. Знающе прокомментируют.
Далее я перешел к визуальному осмотру кабины Су-25СМ
Впервые опробовал посадку в крсле К-36Л. Что могу сказать, очень удобно. Эргономика кабины и посадка в ней "как по мне шиты")) при моих ~180см. На привычные КПП, вариометр, указатель скорости, высотомер и РВ, обороты, температуру и естественно авиационные часы, взгляд ложиться как надо. Все ясно и понятно. АЗСы в большинстве тоже понятны. По понятным причинам, Многофункциональный Цветной Индикатор закрыт защитной крышкой.
На спине "Грача". По бортам видны крепления блоков выброса АСО (тепловых ловушек).
Люблю киль Су-25, детством навевает, когда изо всех сил стараешься высмотреть за деревьями или капонирами обводы самолета и в первую очередь видишь киль))
Фонарь
Пневматики
Авиационный киноконтрольный аппарат "АКС-5" и Лазерный дальномер-целеуказатель Клен-ПС
Статические разрядники и воздушный тормоз
"Под крыльями смерть в оправе стальной" (Н.Анисимов) Блоки НУРС Б-8М1
РТС аэродрома
КДП
Боевой путь Гвардейской штурмовой авиационной группы "Нормандия-Неман"
Официальная часть праздника окончена. Авиатехника буксируется к месту стоянки.
Родной Ми-2))
Памятник Ми-8 и Ми-24
Жаль, что уже нет ресурсных Ми-24. Поэтому я не мог упустить возможность, чтоб сфотографироваться на фоне легендарного Ми-24
Запах авиационного керосина, бетонка, солнце и облака...уххх! Красота и романтика!
На этом краткий фотоотчет праздника завершу. От себя добавлю, что лично мне очень бы хотелось всю выставленную технику "подержать в руках" хоть 5мин!). Попробовать на режимах и пилотажные качества почувствовать. Это единственное желание при взгляде изнутри и держась за ручку самолета/вертолета.
Ну и мечта, отснять работу в воздухе.
В целом праздник очень впечатлил. Большое спасибо командованию авиабазы, за предоставленную возможность присутствовать. Красиво, эффектно, доступно. Глядя на наши боевые самолеты и вертолеты, охватывает чувство гордости за нашу Родину!
Летный и технический состав не уставая отвечал на вопросы любопытных. И делали это с явной любовью к своему делу. Подбирали нужные ответы и детям и взрослым. Огромный плюс, что доступна была вся техника! Не было длинных очередей. Посидеть за ручкой успели ВСЕ! Я уходил со стоянки крайний.