Алла вербер и ее сестра. Биография вербер аллы константиновны
Алла Вербер (в Инстаграм - @verberalla) – бизнес-леди, вице-президент Mercury, фэшн-директор ЦУМа. Родилась 21 мая 1958 года в Санкт-Петербурге. Её родители пережили блокаду, дедушка по маминой линии воевал на Великой Отечественной войне, дедушка по отцу провёл годы в лагерях, а затем уехал в Израиль. У бабушки было довольно интересное увлечение – она коллекционировала антиквариат. Отец стал главврачом зубопротезного отделения ЛОМО, а через некоторое время тоже эмигрировал вместе с семьёй в Канаду. Профессия мама тоже -стоматологом. В семье Вербер было два ребёнка – Ирина и Алла. Обеих девочек приучали к прекрасному: живописи, красивой музыке, антикварным вещам, отдавали в разные кружки (в том числе в музыкальную школу).
Алла с детства проявляла интерес к тому, как одеваются люди.
Они жили в квартире на Театральной площади, окна выходили на Мариинский театр, и каждый день туда подъезжал туристический автобус. Маленькая Вербер наблюдала из окна, как из автобуса выходили люди, и внимательно рассматривала их, пытаясь угадать, откуда они. Больше всего она любила, когда приезжали итальянцы, а меньше всего – американцы. Склонность к итальянскому стилю чувствуется в том, в каких нарядах Алла Вербер предстаёт на фото в своём Инстаграме. Естественно, дело было именно в их стиле.
Когда Алла Вербер достигла совершеннолетия, она поехала в Рим, где подруга устроила её работать в Via Veneto. Там она увидела вещи знаменитых брендов и уже тогда, не зная языка и никого из местных, начала привлекать клиентов: во время своей смены она переодевала манекены, и эти костюмы очень нравились посетителям.
Алла Вербер училась менеджменту и стала работать байером - ездила по разным странам, закупая одежду. У неё обнаружилось поразительное чутьё на грядущие тенденции, о которых никто ещё даже не говорил, вещи она закупала интуитивно, чувствую, что в будущем это может стать хитом. В 80-е бизнесвумен переехала в Нью-Йорк, где открыла свой магазин – «Katia of Italy».
В 1989 году она вернулась в Россию, в Москву, и организовала производство одежды на российских фабриках, а через год открыла свои бутики на Кутузовском проспекте. С 1993 года начала сотрудничать с ювелирной компанией Mercury, и этот альянс успешно развивался. Именно Алла Вербер приучила российского покупателя к тем знаменитым брендам вроде Gucci или Armani. На данный момент это самая влиятельная женщина российской фэшн-индустрии.
В 2013 году она пришла на передачу «Пусть говорят», где поделилась своими переживаниями и рассказала зрителям, как боролась с раком. Это продолжалось около 5 лет, и рак был побеждён.
Инстаграм
Инстаграм Аллы Вербер позволяет заглянуть в её личную жизнь: узнать дату рождения (кто-то сделал ей подарок – копию ленинградской газеты 21 мая 1958 года), дату свадьбы, посмотреть, как выглядела её собственная свадьба и сравнить с этим событием у дочери. В Instagram Аллы Вербер мы видим, насколько она занята: постоянно то на каком-нибудь светском мероприятии вместе со звёздами нашей эстрады, то на показах мод (например, подборка недавних фотографий в Инстаграм – с «Alta Moda» от Dolce&Gabbana).
Из звёзд, судя по Инстаграму, у неё прекрасные отношения сложились с Филиппом Киркоровым: встречаются не только на светских вечерах, она ходит вместе с его семьёй, например, в Disneyland. И, естественно, её не обошла участь судьи конкурса красоты, правда, для детей. Судя по комментарию в Инстаграм, это оказалось сложно, так как все дети были достойны победы. Также рекомендуем заглянуть в её Инстаграм тем, кому интересно узнать историю её семьи. Она выкладывает в Инстаграме старые фотографии, где подробно объясняет, кто изображен на фото и дает его краткую биографию. Например, в соцсети есть фото её 17-летнего отца перед уходом на войну и небольшая история о нем.
Байер Дата рождения 21 мая (Телец) 1958 (61) Место рождения Ленинград Instagram @verberalla
Как вы думаете, кто является законодателем моды сезона? Не блогеры и журналисты, которые пишут о моде. На практике этим занимаются байеры, которые выбирают для магазинов и модных бутиков актуальные предметы туалета. В столице самой известным байером является Алла Константиновна Вербер. Эта уникальная женщина - байер, Fashion-директор московского ЦУМа, вице-президент крупной ювелирной компании Mercury. О ней знают не только в нашей стране, но и за ее пределами.
Биография Аллы Вербер
Родилась будущая бизнес-вумен в Санкт-Петербурге, тогда еще Ленинграде, 21 мая 1958 года. Семья девочки была по советским меркам весьма обеспеченной, поэтому очень большое удивление вызвало решение отца выехать за границу. В 1976 году семья эмигрировала в Австрию. Родители видели будущее своей дочери в медицине, поэтому еще до отъезда Алла поступила в медицинское училище.
В планы семьи входило выехать в Вену, а затем в Израиль. Оказавшись в Австрии, девушка должна была сесть на самолет в Тель-Авив, но она вместо этого полетела в Италию. Вербер оказалась в Риме, где началась ее новая жизнь.
Ее привлекательная внешность произвели впечатление на хозяина магазина одежды, куда она была принята на работу. Здесь она проявила себя с наилучшей стороны.
Позже отец и вся семья решили переехать в Канаду. Семья обосновалась в Монреале. Алла уже имела опыт работы, ее приняли на работу в модный бутик. Здесь ее таланты не остались незамеченными.
Обзаведясь связями, она стала один за другим открывать собственные магазины. Как-то она получила приглашение в компанию K-mart. Владелец предложил ей возглавить производство полотенец. Алла согласилась, но эта работа показалась ей скучной, и когда поступило новое предложение от компании Mercury, она его приняла.
Столичные светские дивы, которые боролись с раком: спасут ли деньги и положение? Столичные светские дивы, которые боролись с раком: спасут ли деньги и положение? Столичные светские дивы, которые боролись с раком: спасут ли деньги и положение? Столичные светские дивы, которые боролись с раком: спасут ли деньги и положение?Вы сейчас говорили по телефону с Катей, вашей дочерью. Как обстоят дела с ее бутиками на Украине?
А. В. Давайте не будем говорить об Украине. Давайте говорить о ЦУМе и о бизнесе здесь.
Какова сейчас стратегия вашей компании?
А. В. У нас серьезная команда, мы еженедельно и ежемесячно придумываем что-нибудь интересное для наших клиентов. Да, топовый клиент во всем разбирается быстро, в том числе в моде. Но когда паника в стране, всем людям становится страшно, они не знают, что будет завтра. Это время нужно пережить. В декабре люди старались избавиться от обесценивающегося рубля и пошли покупать. У нас отлично продавались шубы, ювелирные украшения. Это тяжелое, но очень интересное время. Мы в прошлом сентябре первый раз сделали европейские цены на аксессуары, затем на детскую одежду и обувь, а весной понизили цены на 15% в связи с укреплением рубля. Теперь нашему клиенту не нужно никуда летать.
Многим людям уже нельзя выезжать.
А. В. Не все люди - чиновники. Масса людей, которые могут сесть и поехать. Это не только чиновники. Но огромное количество людей вообще перестало ездить вдруг. Мне сказали, Gallery Lafayette потеряли 4% от оборота из-за отсутствия русских клиентов. Продажи наших аксессуаров выросли где-то на 30–40%, так как в ЦУМе и в ДЛТ представлен лучший выбор и привлекательная цена, когда все остальные магазины, в общем, переживали кризисную ситуацию.
Из ЦУМа ушел покупатель со средним доходом? Насколько он важен для компании?
А. В. Я бы так не сказала, не ушел. Потому что в ЦУМ может зайти любой человек по разным причинам. В бутике больше внимания, и это не для всех комфортно. Придя в ЦУМ, можно часами ходить и нюхать духи, мазаться кремами и выбрать себе помаду или какой-то аксессуар, провести здесь день и пойти пообедать. Тем и хорош department store. Сюда можно просто забежать. Приходит мужчина купить носки, вспоминает, что и галстук нужен - у всех семейные мероприятия, дни рождения. И как бы ни было тяжело, проходит пара недель - и мы привыкаем к любой ситуации, а жизнь продолжается.
Но ведь пиар европейских цен имеет и обратную сторону. Швейцарские цены на часы и драгоценности привлекли в прошлом году внимание таможенников, были проверки, а в прессе появились публикации о нелегальном ввозе.
А. В. У нас одна из лучших компаний на мировом рынке. Мы ввозим все товары официально. Всегда есть враги, есть наговоры. Товар идет напрямую от поставщиков, происходит оплата, прием, растаможивание, доставка, и лишь тогда он появляется на прилавках. И по-другому не может быть!
У вас обширный список ювелирных брендов, но сейчас появилась своя собственная ювелирная коллекция Mercury. Чем это продиктовано?
А. В. Сделав свою линию, мы можем делать все, чего, мы считаем, нам не хватает. А всегда чего-то не хватает. Мы сейчас запускаем собственную линию меховых изделий. Пришло время, когда наша компания тоже решила себя проявить. Я уверена, что мы займем достойное место.
А потребности отдохнуть нет?
А. В. Очень большая потребность отдохнуть! Я каждый год говорю, что в следующем буду работать меньше, уходить из офиса до восьми, буду ходить в театры три раза в неделю. Клянусь моим подружкам. Но куда бы меня ни пригласили, я прихожу последняя, у меня пропадают билеты, и я все время с этим борюсь. Я улетела на fashion week в Милан, это было 17 января, а вернулась 10 марта: полетела в Нью-Йорк, потом в Лос-Анджелес - не была там лет восемь. А тут еще и Том Форд пригласил. Он делал большое fashion-шоу перед церемонией вручения «Оскара». Ну, я подумала, что раз я в Нью-Йорке, надо слетать. Все дни, которые были вроде бы свободны в Милане, в Париже, заполнились работой, и отдохнуть так и не удалось.
То есть после того как вы победили рак, в вашем стиле жизни ничего не изменилось?
А. В. Нет, вы знаете, ничего не поменялось, к сожалению, кроме одного. Когда это произошло со мной и я долго боролась с болезнью, то клялась Богу: «Дай мне еще один шанс, и я буду делать все по-другому!» И я благодарна ему, что он меня услышал. Конечно же, я стараюсь следовать своему обещанию, чтобы он на меня не разозлился. Я прошла много химиотерапии, которая помогла бороться с болезнью. Но химиотерапия и лекарства полностью разъели мой организм. Я пять лет боролась с раком, и это была непростая борьба. Это как в бизнесе: ежеминутная, ежедневная борьба. И никто, кроме меня, не знает, как тяжело мне это дается. Но я счастлива и благодарна, что жива. И конечно же, поправившись, я никогда об этом не забываю.
Какие эмоции вы испытали, когда прозвучал диагноз?
А. В. Ужасные! Необъяснимые. Здоровый человек узнает вдруг, что он смертельно болен. Это самая страшная вещь, которая может произойти. После этого нет никаких вещей, которые вы не можете преодолеть. Что касается меня, знаете, честно могу сказать, что я как-то совершенно не раскисала. Сначала не восприняла всерьез. Потом пошли вопросы: «Почему это случилось со мной?» Стала лечиться. Сначала в России, потом еще год в Израиле. Потом улетела в Нью-Йорк. И я очень благодарна врачам в Нью-Йорке, потому что, считаю, если бы я не попала туда, не осталась бы жить.
После этого вы стали говорить, что работать не на себя, а в компании - это значит иметь тыл?
А. В. Нет, не так я говорила. Я сказала один раз в интервью, что большая разница - работать на себя и работать на компанию. Работая на себя, есть возможность передать свое дело детям и внукам, а из компании, на которую ты работаешь, когда-нибудь нужно уйти. Но на эту компанию я работаю с 1993 года и всегда работала с той же силой, будто это моя компания.
Но вы все-таки называете совладельцев Mercury Леонида Фридлянда и Леонида Струнина «мои хозяева».
А. В. Потому что у меня есть два хозяина, два мужчины. Я называю их «мои боссы», когда представляю. Они смеются, потому что мы вместе уже так много лет и я старше их, это для них даже как-то неудобно. Я не чувствую себя наемным работником или человеком, который может перейти в другую компанию. В этой компании все зависит от меня, и я несу ответственность.
О вашем чутье ходят легенды. Нет ли опасений, что в какой-то момент оно вас покинет?
А. В. Интуиция не может уйти, а с интуицией и с возрастом приходит опыт. Мне 57 лет уже будет, из которых я не работала первые 17 лет, всю остальную жизнь я работаю в одном и том же бизнесе. Поэтому интуиция у меня есть, и она с каждым годом только развивается все сильнее и больше. И со мной сейчас уже мало кто спорит, потому что доказано, что у меня есть чутье.
Когда Mercury начиналась, полагаю, вам намного больше всего приходилось делать своими руками. По мере роста компании возникала необходимость научиться делегировать полномочия. Были ли у вас с этим сложности?
А. В. Когда мы строили наш первый магазин, торговый дом «Москва» на Кутузовском проспекте, я полностью занялась строительством и для меня это все было ново и очень тяжело. Девяностые годы, архитектор-итальянец, на каждом шагу мне говорили: «Нет, это невозможно. Это нельзя сделать, это не отмывается». Я брала тряпочку, и у меня быстренько отмывалось. Поэтому первое время я учила людей просто работать, продавать, общаться с клиентами, быть доброжелательным, прививала любовь к моде, учила высокому сервису. Работать в магазине стало престижно. В мою молодость работать в магазине было не солидно. Мои родители такого бы не поняли. А сегодня это, наоборот, красиво, и многие стремятся стать частью этого мира.
Насколько важны для вашей компании эксклюзивные права на бренд?
А. В. Мы все боремся за эксклюзивные права, если у нас есть эксклюзивная марка - это повод привести клиента к себе. И конечно, все department stores по всему миру борются за эксклюзив. Вот у нас был коктейль по случаю приезда обувного дизайнера Джанвито Росси, и я могу рассказать на примере. Когда открылся ЦУМ, мы хотели Sergio Rossi, но не могли, потому что эксклюзив был у Араса Агаларова много лет. И, я помню, Серджио Росси мне позвонил и сказал, что его сын Джанвито начал делать свою линию. Я никогда, даже сегодня, не устаю обходить все новое. Я иду вперед, наравне с молодежью, я знаю все самое новое, и я уже там первая. И это тоже часть моей репутации. Когда я приехала и посмотрела, что делает Джанвито, я дала ему самый большой заказ, он сам это вспоминает. Вы не представляете, как мне был благодарен Серджио Росси! Ну вот как родители рады успехам своих детей. И с тех пор Джанвито стал очень популярен, и его обувь для всех возрастов, для всех размеров - самая удобная, носибельная. Сейчас я его умоляю сделать детскую линию и тоже хочу эксклюзив. И даю ему карт-бланш.
А много ли на свете дизайнеров, которым вы говорили: сделай мне такую-то линию?
А. В. Практически все. Когда я начала работать с Доменико Дольче и Стефано Габбана, был 1993–1994 год, это были два молодых человека. И мой первый заказ был 20 000, потом 50 000, потом 100 000, потом 250 000. Они восхищались красотой русских женщин, нашей женственностью и элегантностью и многое делали для нашего рынка. Помню, я приехала в Loro Piana, и там все было такое очень классическое. Но кашемир такого высокого качества, будто бы до вас дотрагивается младенец. И мы вместе с Серджио Лоро Пьяна шили пальто, которое сегодня стало самым знаменитым. Я всегда говорила, что дизайнеры очень часто черпают свои идеи в общении с людьми.
Нет ли у вас опасений, что еще сезон-другой - и возле ЦУМа будут просто стоять люди в серых плащах и посматривать, кто сюда заходит, выходит?
А. В. Нет, мы перешли ту границу, когда можно вернуться обратно. Я выросла в советское время, и мой занавес открылся для меня в 1976 году. Я росла в тяжелое советское время и не считаю, что оно было хорошим - ни для меня, ни для моих родителей.
С материальной точки зрения ваша семья чувствовала себя очень неплохо.
А. В. Мы чувствовали себя неплохо только потому, что нарушали все правила. И каждый день за это нарушение можно было сесть на всю жизнь в тюрьму. Поэтому радость была очень кратковременной, все скрывали все. Мы не хотели быть равны, мы хотели жить, как мы хотели, и отвечать за это. Мы хотели быть людьми - больше учиться, больше работать. У нас не было свободы, и мы уехали из страны, потому что страна не оправдала доверия моей семьи, члены которой отдали свои жизни за эту родину. Я питерская и выросла в семье, в которой половина родственников погибла на войне. Мои бабушка с мамой прошли всю блокаду. У дедушки все три сестры вышли замуж в 18–20 лет, а к 25 годам все были вдовами. Мой папа был ранен много раз. Бабушка всегда говорила: «Главное, чтобы не было войны, а все остальное можно пережить». Поэтому 9 Мая для нашей семьи - самый главный праздник.
Насколько вы вовлечены в жизнь еврейской общины и насколько это важно для вас?
А. В. Я выросла в очень традиционной еврейской семье. Я не понимаю тех людей, которые говорят: «У нас в семье скрывали, что евреи, меняли фамилии».
Ходят легенды о банках с огурцами и другими соленьями, которые некоторые счастливчики получают к праздникам. Вы сами это делаете?
А. В. Да. У меня хобби. Смотрите, у меня много хобби. Я люблю шить, люблю рисовать картины. Акварелью, маслом, как угодно! Пару картин своих даже когда-то продала. У меня есть определенные таланты, я очень люблю готовить, принимать людей, накрывать стол. Понимаете, я женщина, которая любит свой дом, а дома бываю очень редко, и те минуты, когда я дома, хочу заниматься им. Я просто люблю жить.
Вконтакте
Одноклассники
А вы знаете, кто решает, что носить москвичкам в предстоящем сезоне? Вы думаете модные блогерши, которые размещают у себя на странице список модных трендов? Нет, не они. За это вся ответственность ложится на плечи байеров – людей, которые занимаются закупкой товара для лучших магазинов России, создают коллекции. И главной среди них в российской столице является Алла Константиновна Вербер, которая является фэшн-директором и байером ЦУМа, а также вице-президентом ювелирной компании “Меркури”.
Эта женщина является одной из наиболее успешных бизнес-леди не только Москвы, но и России, общественным деятелем и журналисткой. Про свое байерское чутье фэшн-директор ЦУМа рассказывает, что оно у нее сформировалось еще в детские годы, когда она дни напролет из окон своей квартиры смотрела на иностранных туристов, приезжавших в Ленинград. Самые шикарные модницы столицы молятся на нее, так как благодаря ей они могут прикупить для своего гардероба лучшие новинки из коллекций самых известных дизайнеров мировой моды.
Родилась Алла Константиновна 21 мая 1958 года в Ленинграде. Здесь она росла на улице Глинки, в доме, окна которого выходили на Театральную площадь, на Кировский театр, ну и, разумеется, на консерваторию. Совсем маленькой девочкой она 2 раза в неделю ходила в оперный театр, на балет или в консерваторию на концерт классической музыки. В семье, помимо нее, была еще сестра Ирина. Папа девочек был по профессии стоматологом, однако занимал довольно “хлебную” должность – являлся директором зубопротезного отделения, а мама была медработником. 2 года юности Аллы прошли в блокадном Ленинграде, и, разумеется, она дорожила своим благосостоянием.
На самом деле семья жила в полном достатке, и когда они решили эмигрировать за рубеж, многие не могли понять, чего же им не хватало в СССР. Просто глава семейства ставил превыше всего личную свободу. Отец хотел вольно передвигаться, самому строить карьеру, получать лучшее образование.
В 1946 году семья отправилась из Москвы в Вену, в кармане у каждого находилось по 76 долларов. Они думали, что уезжают из страны навсегда. Тем более они не могли даже подумать, что шеф-байером ЦУМа будет именно Алла Вербер, биография которой часто делала настолько крутые повороты, что просто дух захватывало.
Обычно, талантом мы называем дар, который дан человеку свыше. Часто это связано с творчеством, а вот Алла Вербер, биография которой настолько интересна и необычна, имела дар предугадывать модные тренды за несколько сезонов вперед. Помимо этого, она обладала невероятным вкусом и чувством стиля. Каждый из работодателей видел в ней этот дар и держал ее крепко в своей компании. Откуда же у девочки из семьи медиков, хоть и состоятельных, но далеких от сферы моды и шоу-бизнеса, вдруг появилась такая способность? Да все очень просто. Некоторые дети любят считать голубей во дворе, другие – смотреть на звезды, и только редкие – детально изучать стиль иностранных туристов – гостей Северной столицы.
В скором времени она уже с легкостью могла отличить французов от итальянцев, а американцев от скандинавов и т. д. Разумеется, ей больше всего был по душе стиль итальянок. И именно их образы она предпочитала изучать очень детально. Ей в них нравилось все: и сочетание цветов, и бижутерия, и прочие аксессуары. А хуже всего, по её мнению, были одеты американцы.
Разумеется, родители хотели видеть свою дочку врачом. Соответственно девочка после 8-го класса поступила в медучилище, чтобы потом продолжить учебу в институте. Но она понимала, что это не ее дело, что ей больше нравиться перебирать одежду, сочетать разные элементы гардероба между собой, подбирать аксессуары. Она хотела работать в модном магазине, хотя в России, где она жила, таких почти не было. Но родители считали, что это недостойная их семьи профессия, и что работники торговли в конечном итоге заканчивают свою карьеру в тюрьме.
И вот именно тогда, когда семья решила уехать из страны и отправиться в Израиль, подвернулся случай. Девушке надо было сперва лететь в Вену, ну а после пересесть на лайнер до Тель-Авива. Однако до Израиля она так и не долетела.
Приехав в столицу Австрии, она сразу же отправилась в свою любимую Италию. Рим показался ей удивительным городом, настоящим раем для почитателей модной одежды, каковой была Алла Вербер. Биография девушки с этого момента направилась в правильное русло.
Первое, что она сделала, оказавшись в Риме, так это пошла на улицу Виа Ветто и попробовала устроиться на работу в магазин одежды. Она не знала ни итальянского, ни английского, но ее симпатичная внешность, коса ниже пояса привлекли внимание менеджера, который взял ее на работу и не прогадал. Тут она научилась много чему, старалась все впитывать как губка. Потом отец ей велел собираться, чтобы отправится всей семьей в Канаду. Несмотря на то что ей не хотелось уезжать из Европы, тем не менее Алла на сей раз была намного покладистей. Они остановились в Монреале – наиболее европейском из городов Канады.
Тут было много бутиков, ресторанов, а также торговых центров. Ей было 19 лет, и она думала, что за ее плечами очень большой опыт работы в модном бизнесе. Несмотря на то что английский она знала не очень хорошо, ее тем не менее взяли в один магазинов одежды. И вот тут ей удалось блеснуть своими познаниями в моде. В дни, когда в магазине была Алла, продажи становились намного больше. А все из-за того, что она очень стильно одевала манекенов, и, заметив их, покупатели просили продать им все, что имелось на витрине.
Отсюда Аллу командировали в Милан и Париж проводить переговоры с знаменитыми кутюрье по поводу поставок модных коллекций.
Спустя какое-то время, обзаведясь связями, Алла Вербер решилась на открытие личного магазина в Монреале, потом последовал второй и третий. В скором времени она получила приглашение в одну из самых крупных компаний страны – Kmart, у которой было 124 магазина по всей стране. Узнав, что она гражданка России, владелец поручил ей поехать в Москву и взять под свое управление производство полотенец на одной из московских фабрик. Ей, разумеется, было очень скучно на производстве, и тогда ее пригласила к себе компания Mercury, лицом которой в настоящий момент является именно Алла Вербер. Почти в одно и то же время она стала фешн-директором и главным байером в ЦУМе.
В настоящее время Алла Константиновна 8 месяцев из 12 путешествует, точнее, бывает в командировках. Если она в российской столице, то ее рабочий день заканчивается в 10 часов вечера, а затем она начинает общаться по скайпу с США. После этого еще работает до часу ночи. Утро Аллы начинается в половину восьмого. Во время командировок также нужно вставать рано, чтобы успеть подготовиться к показам или деловым завтракам, которые, обычно, начинаются в девять утра. Бывают такие ситуации, что она за одну поездку успевает просмотреть до 100 шоу.
Во время жизни в Канаде Алла Вербер встретила своего будущего супруга. Они в браке прожили 3 года в Нью-Йорке. У них появилась на свет дочка Екатерина. Но спустя некоторое время они разошлись, и Алла опять ушла в свободное плаванье.
Из Нью-Йорка она перебралась опять в Канаду и поселилась не в Монреале, а в Торонто, где и создала свой первый бутик, которому дала название в честь дочери Katia of Italy. Далее, как вам уже известно, ей предложили быть представителем фирмы “К-март “ в России, и она согласилась. Шел 1994 год. После приезда она познакомилась с мужчиной, который впоследствии стал ее вторым супругом. Предприниматель Давид Авербах является президентом крупной компании, занимающейся производством продуктов питания. Она счастлива с ним в союзе, хотя общих детей у них нет. Зато у Кати появилось на свет двое замечательных дочерей, и сегодня Алла Константиновна является самой деловой, но любящей бабушкой на свете.
Fashion-директор ЦУМа и ДЛТ Алла Вербер безошибочно определяет, какие вещи с подиума действительно захотят купить люди. В октябре она празднует юбилей: исполнилось 40 лет, как она трудится в индустрии моды. За это время она успела поработать продавцом-консультантом в Риме, открыть свой собственный магазин в Монреале, переехать в Нью-Йорк и, наконец, вернуться обратно в Россию. С 2004 года именно Вербер решает, что будет продаваться в центральном универмаге страны.
Аллу Вербер я знаю очень давно, - рассказала в колонке редактора нового номера HELLO! Светлана Бондарчук. - Помню, как она вернулась в Россию, много лет перед этим прожив за границей. Ее роль в модной индустрии сложно переоценить - ее знают, любят и уважают ведущие мировые дизайнеры, с которыми она сотрудничает долгие годы. Она открыла нам многие модные марки, научила людей одеваться. Свое личное увлечение модой она сделала профессией и преуспела в этом. А по-другому успеха достичь невозможно - лучше всего у нас получается делать только то, что мы любим и во что верим.
Алла Константиновна, вы выросли в семье врачей. Когда вы поняли, что хотите заниматься модой?
Мудрый папа очень хотел, чтобы я стала врачом. Неважно каким - детским, зубным, хирургом. Главное, чтобы профессия была связана с белым халатом. Мне даже не позволили окончить 9-й и 10-й классы, сразу отправили в медицинское училище при больнице им. Куйбышева. Не поверите, но после первого курса я проходила практику в качестве санитарки.
Не хотелось идти против родительской воли?
Да я и сама толком не знала, чего хочу. Запах эфира и звук бормашины не переносила, поэтому точно не хотела быть зубным врачом. (Смеется.) В то время профессии "байер" как таковой не было. Были только портные, но шить я не умела. Могла нарисовать, спроектировать, укоротить, но чтобы прямо шить - нет. Мне было 18 лет, когда я пошла работать продавцом в маленьком бутике в Риме. Итальянского я не знала, у меня даже постоянных документов не было. Зато было огромное желание и любовь к моде.
Алла Вербер и fashion-директор HELLO! Анастасия Корн во время интервью в ЦУМе
Вы успели пожить в Риме, Монреале, Нью-Йорке, Торонто. Почему решили вернуться в Россию?
Меня пригласили работать в компанию Mercury. Три года я регулярно приезжала из Нью-Йорка, но думала, что все это временно, а в 1994-м я окончательно обосновалась в Москве. Это было тяжелое время для нашей страны. Все развалилось, и непонятно было, зачем я сюда приехала. Иногда думаешь: что же это было?! Наверное, судьба.
В какой момент вы поняли, что все правильно сделали?
Сегодня, когда даю это интервью. (Смеется.)
Не каждая женщина способна построить карьеру без инвестиций мужа.
Для этого нужно обладать очень сильным характером. Это сейчас кажется, что ЦУМ был таким всегда. Помню, впервые я зашла сюда в 1990 году. Висели советские меха в духе моей бабушки... Добротные, тяжелые. Но уже тогда у меня было понимание того, как все должно быть в будущем. Сегодня в ЦУМе продаются все модные бестселлеры известных брендов. Летать в Милан или Париж на шопинг больше не имеет смысла, ведь в ЦУМе представлены лучшие марки, а выбор шире и разнообразнее! Более того, некоторые дизайнеры предлагают эксклюзивно для ЦУМа определенные цвета или даже модели.
Так, например, Alexander McQueen создал знаменитый клатч-костер из кожи крокодила специально для ЦУМа. В феврале мы запустили новую политику "Миланские цены", то есть сравняли наши цены с итальянскими. К примеру, в Лондоне и Дубае те же вещи сейчас стоят дороже. А в этом сезоне мы пошли еще дальше и снизили стоимость тысячи наименований товаров, теперь у нас вообще лучшие цены. Например, сумки Sicily, Dolce&Gabbana, и College Bag, Saint Laurent, туфли Tango, Valentino, и многие другие классические вещи в ЦУМе можно купить дешевле, чем везде в мире.
Алла Вербер с Джорджо Армани. "У его костюмов необыкновенный крой, мягкая линия плеча. Таких пиджаков больше нет ни у кого: они легко носятся, великолепно сидят на фигуре", - считает Вербер
Опишите профессию байера.
Раньше эти люди назывались товароведами. Но это не было престижно. Слово "байер" появилось только в 80-е. Чутье и хороший вкус - вот что важно для этой профессии. Финансовое образование не помешает. Хотя я знаю прекрасных байеров, которые до этого работали учителями литературы. Нужна смелость. Я вот в юности не побоялась открыть свой первый магазин. В 1983 году взяла свои последние деньги, вложила в магазин в Торонто и назвала его в честь дочери - Katia of Italy. Она меня до сих пор спрашивает: "Мама, как тебе удалось это сделать? В Торонто же нет fashion-бизнеса".
И что вы ей отвечаете?
Это каждодневный труд. Важно идти в ногу со временем. За эти 40 лет изменилось все: покупательская способность, цены, понимание, что и куда надевать. Сегодня все можно купить через Интернет. Мир перевернулся!
Ваш стиль изменился за эти годы?
Вообще нет. Я всегда была похожа не на русскую, а на итальянку. Все мое мышление, образ жизни начиная с самого детства, фильмы, на которых я выросла, - всё родом из Италии. Во второй день свадьбы на мне было сиреневое платье Dolce&Gabbana. Всю беременность, вплоть до седьмого месяца, я проходила в свободном платье Valentino. И сейчас ношу те же марки.
Кто был первым дизайнером, с которым вы познакомились лично?
Том Форд. Думаю, он родился суперзвездой. У него пронизывающий взгляд, он смотрит тебе прямо в глаза, не отрываясь. Конечно, воспитание имеет значение, но многое заложено в людях генетически: харизма, сила характера. Доменико Дольче и Стефано Габбана - замечательные ребята. В 1994 году я впервые пришла к ним в шоу-рум на Пьяцца Монетария. Спросила, могу ли стать дистрибьютором и открыть магазин Dolce&Gabbana в Москве.
Как строится ваш обычный день?
Чаще всего я в пути. Мои друзья удивляются, как я все успеваю... Одна нога здесь, другая там! Я должна знать, что происходит в Нью-Йорке на 57-й улице, в Лондоне на Бонд-стрит, в Милане на Виа Монтенаполеоне, в Париже на Сент-Оноре. Я никогда не говорю "нет" или "устала". И это не самопожертвование, просто мне хочется так и только так. Часто приходится ходить на вечерние мероприятия, презентации, поэтому спать ложусь поздно. В молодости мечтала спать по 10-12 часов в сутки, чтобы никто меня не будил, а сейчас нет. Люблю воду, часто хожу в бассейн поплавать, чтобы расслабиться. За день приходится отвечать на миллион звонков. Сейчас еще новая тема - "Инстаграм". Если раньше были просто звонки, то теперь...
Вы сами ведете свою страничку в "Инстаграме"?
До 95 тысяч подписчиков вела сама, а сейчас уже есть помощники. К сожалению, у меня проблема: не могу расслабиться ни на минуту. Не могу просто лежать и смотреть фильм или читать книгу, я должна все время куда-то бежать. Должна хорошо выглядеть, ведь на меня смотрят, оценивают.
Вы живете на Тверском бульваре. На работу пешком ходите?
Да, мне идти 20 минут. Выхожу, поворачиваю налево, перехожу дорогу, иду мимо гостиницы Ritz-Carlton, спускаюсь вниз и иду. Если погода хорошая, почему бы не прогуляться?
Что обязательно нужно приобрести этой осенью?
Голубые джинсы с высокой талией и объемный пуловер. Получится такой образ в стиле 80-х. Не представляю гардероб молодой девушки без кожаной косухи. Было бы мне сейчас лет 25... Обязательно бы носила! Классические брючки-дудочки Givenchy плюс блузка - незаменимый комплект на работу. Обожаю вечерние пижамы. У меня даже сохранилось фото дедушки с бабушкой, где они оба стоят в шелковых пижамах, дедушка еще в тюбетейке - очень в духе последних тенденций. Мне все время хочется быть разной. Сегодня, например, была презентация нового аромата Alexander McQueen. Накануне ночью я лежала и думала о том, каким он был, в какое время жил. Мысленно выбирала, что же мне надеть на презентацию, и вспомнила, что когда-то он сшил мне юбку. Подумала: вот было бы хорошо, если бы я в нее влезла. (Смеется.)
Уходите с работы с покупками?
Часто. Я не могу остановиться, мне всегда хочется скупить все. (Смеется.) Для моей профессии это скорее плюс, потому что я никогда не устаю от вещей, обожаю смотреть на них, щупать, покупать. В ЦУМе всегда можно найти что-то особенное и вообще легко провести целый день: посетить кабины красоты в отделе косметики, сделать маникюр, купить новые гаджеты в Apple shop или сходить на воскресный бранч с семьей или подругами.