Алиса фрейндлих курит или нет. Алиса Фрейндлих: «Единственная моя ошибка: три четверти жизни я думала, что все еще впереди
Мы говорили о простых вещах, я смотрела на нее и думала: Боже, я знаю, что это невозможно, но как же мне хочется, чтобы она была всегда. Чтобы она выходила на сцену и учила артистов, чтоб ее голос объявлял остановки в метро, а также говорил по телефону, который час… Не знаю, насколько мне удалось передать ее искренность, юмор, безукоризненную интеллигентность, изящество души, полное отсутствие фальши. Она прекрасна. Вы сами это знаете. Но почему, вот интересно, прекрасному никто не подражает? Почему в Петербурге больше нет ничего, на нее похожего? Слава Богу, правда, она - есть.
- Алиса Бруновна, вы ведь всю жизнь прожили в Ленинграде-Петербурге, никуда не отлучались?
Нет, после войны наша семья уезжала на три года в Таллин, куда перевели отчима. Но тоже недалеко. Наверное, ни в каком другом городе жить бы не смогла, организм приспособился, даже по своим родным вирусам - и то скучаю. Всю жизнь в центре - сначала в коммуналке на Мойке, огромная такая была, по коридору можно было ездить на велосипеде, потом на улице Рубинштейна. Помню нечеловеческую, кошмарную красоту блокадного Ленинграда, когда зимним утром все было затянуто таким серебристым инеем, как нарисовано…
- Как вы думаете, женщинам и мужчинам талант отпускается поровну или чаще он достается мужчинам?
Мужчины более свободны, их так не тянет в природное предназначение. Женщины гораздо реже занимаются самореализацией, а талант им достается не реже, нет. Может, даже чаще. Они и с космосом на более короткой, что ли, ноге.
- А существует ли особая "женская" логика, как утверждается в известном сериале, где вы играете?
Как наука, логика одна, но в жизни женские рассуждения часто бывают умножены еще и на интуицию. Получается иногда своеобразно, не сразу понятно. А сериал наш сначала был ничего, а потом стал беглый, с небрежным сценарием, и артистов стали звать по принципу "кто свободен" и "кто меньше гонорара возьмет". С моей чудной бабки стали снимать характерность, отглаживать, а мне хотелось, чтоб Леля получилась живой, смешной. Я видела много забавных интеллигентных старушек - пригодились на нее.
- Наблюдаете за людьми?
Само собой получается, уже так организм натренирован - все в копилку. А иначе мозги черствеют. Возраст… Ох уж этот чертов юбилей! И как я не хотела его справлять! Нет, написали на лбу: "70", и все. И я стала чувствовать свой возраст, слышать свой организм, он начал жаловаться… Везет тем, кто уходит быстро, легко, на взлете, и как это печально - немощь. Я помню, как уходил отец, как уходил Игорь Петрович Владимиров, и думаю, что эти люди заслуживали лучшего.
А возможно ли у судьбы что-то заслужить? Судя по всему, главные вещи в человеческой жизни никак не заслужить своими прекрасными качествами. Нет связи.
Но с другой стороны, испытания - это неплохо. Человек получает возможность умудриться душой, в нем повышается сострадательность.
- Так это только у благородных людей.
А неблагородные люди - они вообще ничего не замечают. У них какая-то антенна восприятия более жесткая и направленная только на себя, вот и все, и всякое испытание они поворачивают себе во благо. Неблагородному начхать на все, он одеяло на себя знай подтаскивает. Так на что ему это испытание? Правда, случается иногда удивительное - неблагородный человек в результате испытаний делается благородным.
- А вы много в жизни видели благородных людей?
Не скажу, чтоб их было много. Но я старалась свое общение сузить до благородных людей. Так что неблагородные отсеивались в силу своего неблагородства. Вокруг меня были люди благородные, и я не могу сказать, чтоб их было достаточно. Их же и вообще меньше чем неблагородных, ведь неблагородные плодятся как-то более интенсивно, а благородные заняты благородным делом, им некогда плодиться! (Смеется.)
- Были ли у вас в юности кумиры среди актеров?
Я ходила в кино всю войну. Вышли "Два бойца", и я сорок раз смотрела этот фильм, зарабатывала денежку у мамы всякими работами по дому, полы мыла в нашей коммунальной квартире. Однажды я маму чуть не посадила. Мне надо было узнать, где, в каком кинотеатре идет фильм, и я так тихонечко со стенда, где расклеивали газеты, вырвала кусочек газетки и зацепила чуть-чуть какую-то карикатурку, кажется, Кукрыниксов, на Гитлера. Милиционер меня задержал, отобрал портфель, выяснил адрес, и маму вызывали в органы. Вообще чудом она не села! Тогда я была влюблена в Бориса Андреева ужасно. Потом я любила трофейное американское кино, всех танцующих и поющих женщин, а после войны зачастила в Мариинский (тогда Кировский) театр. У моей соседки по квартире был абонемент, так я по ее книжечке и забиралась на галерку. Я была увлечена балетом.
- Хотели быть балериной?
Очень, но я опоздала. Когда надо было поступать учиться, это был конец войны, я была тощая и жалкая - и припоздала, чтоб этим заниматься. Но ходила в балетный кружок в Таллине.
После войны и потом, в 1960-е годы, на ученье отбирали очень интересных, нестандартных людей, с оригинальной внешностью. Теперь же тянутся к стандарту. Как быть с внешностью артиста? Какие тут есть границы? Или можно принимать смелые решения даже людям совсем далеким от канонов привлекательности?
В чем будет состоять смелость - в том, что мы будем выбирать хорошеньких и длинноногих вне зависимости от того, есть божья искра или нет? Я сейчас, когда переключаю каналы в поисках новостийных программ, попадаю на сериалы и даже не понимаю, кто есть кто. Очень похожие девочки. Но знаете, такой период был и после войны, когда к нам пришли зарубежные киношки. Тоже стали брать похожих на голливудские стереотипы. Но это было недолго, проскочило как чумка и ушло. А потом уже появились всякие индивидуальности.
- Ведь ваша внешность тоже была нестандартная…
Был момент, один режиссер ленфильмовский попробовал меня на роль, а худсовет сказал: нет, ни в коем случае, дайте нам артистку здорового колхозного вида… Да… Этого я уж никак не могла достичь. Меня снимали, конечно, мало - со мной надо было возиться, потому что такая неправильная скульптура лица. Серьезное испытание для оператора. И только когда что-то в театре произошло, что заставило отнестись ко мне посерьезнее, тогда стали возникать предложения в киношку более стабильно.
- Вы расстраивались из-за своей неправильности, хотели что-то менять?
Да тогда такого и в заводе не было - что-то менять! Просто я внимательно слушала умных гримеров. Один чудный старичок на Одесской студии мне сказал: значит так, у тебя подбородок круглый, тут темни, тут делай впадинку, высветляй переносицу и проси оператора не снимать тебя в три четверти…
- А в жизни были какие-то хитрости?
А вот в жизни мне всегда было лень очень уж по этому поводу хлопотать. Единственное - я никогда не позволила себе за всю жизнь отправиться спать, не вымыв лицо до хруста. Потом кремчик хороший, и все. Ну, не знаю, дало это что-нибудь или нет.
Я видела какие-то страшные цифры, чуть не 75\% женщин недовольны своей внешностью, но ведь это же близко к психозу. Должна быть какая-то золотая середина между природным и…
И благоприобретенным, то есть, скорее, "не на благо приобретенным". Иногда меня огорчало, что я как-то создана природой неправильно. Я там нахваталась: от бабушки, от дедушки, от мамы, от папы - понемножку, и ни на кого из них конкретно не похожа. А когда все собирается в кучку с разных сторон - ничего хорошего не получается, это только в кулинарии можно набросать-набросать всего и получается вкусненько. Многие роли ушли из-за этого. Другое дело - в театре. Там это не так уж важно. Да, хорошо, когда у артиста есть правильная скульптура лица, но в принципе я знаю много красавиц, от природы имевших хорошо выстроенное и окрашенное природой лицо, которые на сцене не были красавицами! Они были во власти того, что нарисовала природа, а лицо у актера-актрисы должно быть как белый лист, когда можно нарисовать все что угодно.
- Драматург Евгений Шварц говорил, что верный признак таланта - это когда человек резко хорошеет на сцене.
Конечно, нервно-душевный посыл высвечивает глаза, улыбку, а яркие красавицы на сцене часто бывают рабынями своей красоты.
- Алла Демидова тоже так говорит: "У меня вообще никакого лица нет, но мне всегда все рисовали".
Ну да, она светленькая, у ней очень правильное личико, его легко рисовать; но у нее скульптура лица правильная, а у меня неправильная. Но я где-то в какой-то момент жизни поняла, что ничего с этим не поделаешь, и стала искать возможности как-то убирать недостатки с помощью грима и света. Помню, как во время съемок "Служебного романа" оператор Володя Нахабцев, совершенно потрясенный, вдруг прибежал ко мне в гостиницу, принес букет цветов и сказал: "Я не спал всю ночь, я вчера проявил пленку, и ваше лицо, когда вы узнаете, что Новосельцев устроил вам каверзу, оно вдруг так высветилось! Я считаю, что это я сработал!" А он что сделал? Он открыл ящик письменного стола и поставил туда осветительный прибор. И все недостатки смылись с помощью света.
Позвольте добавить, что и с помощью вашего внутреннего света, а не только осветительных операторских хитростей… А как вы относитесь к одежде?
Я никогда не одевалась небрежно, но я никогда и не была этим сильно озабочена. Были моменты: вот, хочу что-то модненькое себе сшить, мне так хочется быть "на уровне" - шью, и лежит это себе в шкафу невостребованное. А какая-то любимая шмотка вот запала в душу, и я буду ее носить до полного истлевания. Это не небрежность, а вот какие-то свои пристрастия. Раньше, когда была жуткая бедность, я себе шила все сама.
- И когда была жуткая бедность?
После войны, когда училась в институте. Я шила себе костюмчики на старенькой бабушкиной зингеровской машинке. Сама себе делала украшения, фантазировала, страшно любила рукодельничать. У меня мама была - волшебница рукоделия. Я помню, после войны она сшила мне костюмчик из парашюта: купила на рынке белый парашютный шелк, покрасила - чудный у меня был костюмчик.
- А сейчас не занимаетесь рукоделием?
Нет, сейчас просто некогда. Разве что когда прихожу к дочке Варе в гости, она вываливает мне ворох детских колготок - на них же все горит! - я штопаю маленькие дырочки, вот и все мое рукоделие.
- Вы всегда носили короткую стрижку?
У меня волосы никогда не дорастали длиннее плеча, они такие жиденькие, тоненькие, ломались, и в результате косички получались как два крысиных хвостика. Как только школу закончила, так я эти косички чикнула.
- Но я помню, вы с цветом экспериментировали…
Очень короткий период. От природы я такая серенькая…или как он называется, этот безотрадный цвет? Пепельный, что ли? Я волосы высветляла. И вот в театре Ленсовета выпускается спектакль, был 1976 год, "Интервью в Буэнос-Айресе". Действие происходит, натурально, в Чили. Мне сделали черный парик, и это был ужас. Парик путался, лез мне в нос, в рот, в глаза, и я тогда от отчаяния окрасилась в темный цвет. А тут Рязанов возьми и пригласи меня в "Служебный роман"! Так я темная в него и вошла. Года два-три побыла и темненькой.
- Менялось ли ваше отношение к деньгам?
Наличие денег все-таки дает покой и свободу. Я помню нервные состояния, когда денег было очень мало, когда Владимирову покупали пальто в кредит, Варька родилась, мы ковер покупали в кредит, помню это состояние нервозности. Но у меня был замечательный друг - переводчица Полина Мелкова, старше меня она была. У меня вообще друзья все были старше, и я сейчас многих потеряла, мало их стало рядом… Так вот, Полина как переводчица получала неплохие деньги и всегда мне одалживала, была выручалочкой. Потом появились антрепризы, стали платить нормально. Помню, мы поехали со спектаклем "Последний пылкий влюбленный" в Америку, Стржельчик и я, и нам там платили нормальные деньги, пятьсот долларов за спектакль. Конечно, Саша Абдулов сегодня бы посмеялся громко, но это был 1989 год, и это были огромные деньги. Их нельзя было ввозить, мы должны были там все потратить до копеечки. Нам посоветовали купить по компьютеру, и этот компьютер через подставных лиц мы продали, потеряв на этом, конечно, но даже это дало мне возможность купить избушку в Сосново. Единственное, что я знаю про этот компьютер, что это был первый компьютер в Песочном, в нашем онкологическом центре.
- Не было припадков жадности? Бывает же такое, многие умом поплыли от денег и в актерской среде.
Наоборот, появилась возможность что-то для кого-то сделать. Дочка вот меня ругает - мама, почему ты снимаешься за такие маленькие деньги, а мне так стыдно, неловко требовать больше, я знаю, какие деньги платят в театрах.
- Не увлеклись деньгами, не получилось?
Я радуюсь, что я свободна. Что не нуждаюсь. Что я могу отказаться от плотных гастролей, когда пришлось бы ради денег вкалывать по десять спектаклей подряд.
Возвращаясь к профессии. Многие опытные актрисы приходят к мысли сыграть что-нибудь из мужского репертуара, "выйти из женского круга".
О, мне это всегда очень нравилось. И меня это всегда сопровождало, с самых школьных лет. У нас в школе не было мальчиков, только девочки. К нам в драмкружок приходили иногда мальчики, жаждавшие познакомиться с драматическим искусством, но их не хватало. Я играла Леля в "Снегурочке" Островского, я играла Бальзаминова, потом, уже в институте - Керубино. Меня готовили в травести. И в театре Комиссаржевской были мальчики, а в театре Ленсовета я сыграла взрослого мужчину - Уриэля Акосту в спектакле "Люди и страсти".
- И теперь вы играете мальчика - Оскара в спектакле "Оскар и розовая дама".
Я все пытаюсь объяснить, что это не совсем мальчик, а воспоминание старушки-сиделки о мальчике, это такой адаптированный мальчик.
- Вы можете поймать в себе это мироощущение совершенно другого существа, мужского существа?
Наверное, не нужно искать какое-то специальное мироощущение. Если я занята сутью происходящего, то уже мироощущение само из этого произрастет. В природе ведь как-то сбалансированы гормоны, и важно - на какую кнопку ты нажимаешь. Нажимаешь на кнопку "мужские гормоны" - они тебе услужливо предоставляются, нажимаешь на женскую - женские.
- Как нажимаешь? На какую кнопку?
Не знаю. Это зависит от существа, которое играешь. Меня дважды пробовали на мужские роли - Рязанов на "Гусарскую балладу" и Козинцев на роль шута в "Короле Лире", и тут и там где-то вытарчивало женское начало. Но это кино.
- Много интересных ролей у мужчин, вот что завидно.
Алла Демидова тоже мечтала Гамлета сыграть, у меня были такие мысли - я их гнала. И мужик-то не всякий дослуживается до Гамлета, не хватало, чтоб бабы лезли за этим же делом! Но правда ваша, мало хороших женских ролей. Вот Темур Нодарович Чхеидзе, впервые нарушив свое правило - никогда ничего не делать специально для актера или актрисы, сказал мне: даю вам право выбрать пьесу, назвать режиссера, но я и при таком щедром посыле не могу пока ничего найти. Все очень заиграно.
- Здоровье и вообще важно, а в актерской профессии тем более. У вас были с этим проблемы?
Во время блокады у меня было крупозное воспаление легких, я чудом выжила. Остались очаги, и в 1960 году они взорвались: туберкулезный процесс. Я два раза лежала в санаториях, в Сосновом Бору и в Симеизе. И я вылечилась, меня открепили от диспансера как излечившуюся. А потом я никогда на здоровье не обращала внимание и ни с какими простудами не лежала. Один раз у меня случился плеврит, который привел меня в больницу, но этот плеврит и последующий перелом ноги, когда я была отлучена от жизни на четыре месяца - все это случилось по воле моего ангела-хранителя.
- Чтобы вы куда-то не пошли и чего-то не наделали?
Да. Это был 1990 год, когда я должна была поехать на дачу встречать Новый год с моей подругой. Мы попросили соседа затопить дачу, и вдруг у меня с утра - высоченная температура, до бреда! Я теряю сознание, меня везут в больницу… А оказалось, именно тогда, когда мы должны были приехать, на дачу эту напала известная банда - ее потом показывали в "Криминальной России". Банда эта не оставляла свидетелей… А ногу я сломала в начале сентября 2000 года накануне гастролей в Америке, которые должны были начаться 9 сентября…
Да. Так что ангел-хранитель не бездействует, это факт. И я думаю, что мы называем "ангелом-хранителем" энергию тех, кто ушел из жизни и кто нас любил. Эта энергия как-то преобразуется и помогает.
- Много раз в жизни были влюблены?
Сильно любила дважды, а так - конечно, влюблялась, даже влюбляла себя нарочно, особенно в партнеров по сцене, чтоб лучше игралось. С иными было легко, а с другими сложнее, но это не любовь, а влюбление, его можно в себе взрастить. Надо уметь выделить достоинства в человеке, а потом их взрастить, такая химия… Бывало, что влюблялись в меня. Вот здесь возникали порой трудные ситуации и, чтобы не обидеть человека, приходилось выкручиваться.
- А ревность мучила?
Старалась не проявлять. То ли из гордости, то ли из осторожности… Знаете, я грешна перед Владимировым, но он мне в этом смысле сто очков вперед давал. А я делала вид, что не замечаю, не вижу.
- Каковы ваши отношения с современным искусством? Смотрите?
Смотрю, и что-то стала ворчуньей. Все ворчу и ворчу. Я все-таки пятьдесят лет в профессии - в 2007-м как раз будет ровно полвека на профессиональной сцене, ведь меня приняли в театр имени Комиссаржевской 23 апреля 1957 года. Да, за пятьдесят лет изменились эстетические нормы, и надо уметь отслеживать время, но есть вечные вещи, которые надо сохранять. Сейчас режиссеры часто страдают "вопрекизмом", ставят спектакли вопреки автору, вопреки актерам, где одно изобретательство формы и никакой жизни духа. Конечно, как говорил Володин: "Давайте разрешать друг другу ошибки". Но одно только самоутверждение, "ячество", без вечных ценностей, без того, чтобы тронуть душу, мне неинтересно. Впрочем, театр наш пережил столько "чумок", может, переживет и эту.
Вы живете в России, видели много эпох, как думаете, куда оно все… движется? Есть ли смысл в нашем историческом движении?
Да, движение, движение… Иногда, знаете, полезно и присесть, успокоиться… Я думаю, в мире все зависит от всяческих энергий, от их накопления. Мы накапливаем творческую энергию, потом тратим и разрушаем ее, потом опять накапливаем… Как вдох-выдох, вдох-выдох. Мы сейчас живем на выдохе, но должен же быть либо вдох, либо летальный исход, Ноев ковчег… Царства энергетических потоков - это что-то мистическое, это главное. Разные энергии, их взаимосвязь, накопление, растрата. Я на сцене ощущаю иногда удар энергии. У нас внутри есть такой приемник-передатчик, его можно даже наладить, если сильно, настойчиво погрузиться, сконцентрироваться. Такое мое доморощенное объяснение - ведь хочется все объяснить, а ничего объяснить невозможно.
Когда Фрейндлих пробовалась на роль Нади в картине «Ирония судьбы», Эльдар Рязанов сказал: «Мне нужна актриса, которая за одну встречу может изменить судьбу героя, а чтобы полюбить Алису, её нужно разглядеть». А потом у них случился «Служебный роман». Зритель пришёл на фильм, увидел... и был побеждён обаянием актрисы на долгие годы.
«Зазеркалье» Алисы Фрейндлих
Она выкладывается на сцене и в кино так, что родная дочь придумала для её состояния в работе особое выражение - «мама как горячий утюг». Трёхчасовой спектакль, подготовленный специально к семидесятилетию актрисы, проходит на одном дыхании, а на её лице ни капельки усталости. В чем источник такой энергии? Фрейндлих утверждает, что есть в её душе «эмоциональный бункер», куда она складывает самые дорогие . А потом бережно - «чайной ложечкой» - черпает оттуда силы и для творчества, и для жизни. Заглянем в это своеобразное Зазеркалье Алисы:
За окном божественной красоты пейзаж: Исаакиевский собор, погружённый в петербургские сумерки, чуть вдалеке Медный всадник. Но сидящая у окна светловолосая девчушка слишком погружена в размышления, чтобы любоваться «Петра творением». Она ждёт отца, любимого всем Ленинградом актёра Бруно Артуровича Фрейндлиха. Он должен помочь ей сделать судьбоносный выбор: театр или опера. Театральные подмостки любимы ею с детства, но голос - редчайшее меццо-сопрано тянет в консерваторию... Отец по-немецки практично и чётко рассудил: «Что тебе делать в опере с твоим росточком? Ты же будешь как муха на куличе! А если поступишь в театральный, там и твои музыкальные способности пригодятся. И уже не ты, а я буду бегать на твои спектакли!»...
Проснувшись глубокой ночью от настойчивых толчков, она тихонько позвала: «Мама, кажется, я рожаю!» Будущая бабушка ни на минуту не оставляла Алису в таком положении : мало ли что, у позднородящих всякие осложнения бывают. Она в мгновение ока оказалась у её кровати и... упала в . Собрав последние силы, Фрейндлих добралась до телефона и вызвала две «скорые»: одну - себе, другую - матери. Их увезли в разные концы города, и бабушка увидела долгожданную внучку только спустя два месяца после её рождения. Зато поправившись, буквально вцепилась в Варьку, подарив всю себя без остатка. Фрейндлих же, покормив малышку грудью положенные ей государством полгода, вернулась на сцену...
Обычно Варька несла дневник, как хлеб-соль на рушнике. А тут что-то подозрительно долго гремела посудой на кухне - девочка рано стала хлопотать по хозяйству, ведь родители дневали и ночевали в театре - и пятёрками хвастать не спешила. Алиса призвала дочь к ответу. Та стала жарко убеждать её, что в ревизии дневника никакой необходимости нет: всё отлично, как всегда! Сделав строгое лицо, Фрейндлих велела предоставить доказательства. Увидев кучу двоек, мать пришла в ужас, но не от неожиданно плохой успеваемости, а от того, что Варька врёт. Встав в величественную позу леди Макбет, она сказала: «Варя, напиши на листочке мудрое изречение «Маленькая ложь рождает большое недоверие» и повесь над своей кроватью. Зайдя перед сном в спальню дочери, Алиса увидела на стене огромный лист ватмана, сплошь исписанный маленькими буквочками: «Маленькая ложь рождает...», «Маленькая...» . Зажав рот рукой, хохочущая Фрейндлих выскочила из комнаты. А Варвара больше никогда матери не врала. Дружба с ней стала настоящей отдушиной для актрисы...
В театральных рецензиях её стали называть «великой и несравненной». А дома и в родном Ленсовете всё рушилось. Отношения с мужем и по совместительству главным режиссёром Игорем Владимировым превратились в разбитую чашку. Только работа приносила радость. Выходила на сцену и забывала обо всех горестях и обидах... В одном из спектаклей Фрейндлих надевала два одинаковых платья, только в первом акте - новое, а во втором - точно такое же, но грязное и рваное. Каково же было её удивление, когда, придя в антракте переодеваться, она обнаружила платье «номер два» выстиранным и тщательно заштопанным! Новая костюмерша оказалась её давней поклонницей. Она прониклась печальным видом актрисы и решила за ней поухаживать: «Я ваш наряд в порядок привела. Надо же, думаю, такая красивая женщина, знаменитость, а платье починить некому!»
Она играла в одном вместе с дочерью, надо было подавать следующую по тексту реплику, а перед глазами застыла совсем другая мизансцена: «Варя, я буду нажимать на клавишу, а ты попробуй голосом повторить звук» . Раз нажала, второй, чувствует - упрямая девчонка фальшивит ей наперекор. Но заветной мечтой Алисы было, чтобы дочь пошла по её стопам, и она терпеливо продолжила: «Варечка, давай ещё разочек!» Варька, посмотрев исподлобья, угрюмо пробурчала: «Поёшь - и пой! А я хочу быть мамой!»
Фрейндлих, прищурив знаменитые «пушистые глаза», всмотрелась в зал. Там сидели её обожаемые внуки. Вот Анюта, а где же Никита? Последние слова, гром аплодисментов, выход на поклон. А кто этот юный поклонник, вручающий Варваре её любимые розы? Никита! Потрясённый игрой матери, он выскочил из зала и вернулся под занавес с букетом...
Слабость сильной женщины
День Фрейндлих переполнен работой и распределён по минутам. Но она отнюдь не «железная леди» и позволяет себе маленькие радости, часто во вред здоровью. Алиса понимает это и старается беречь себя ради зрителей и семьи.
«Я закурила не ветреной девчонкой, а зрелой уже дамой - в тридцать шесть лет. До этого не то что не пробовала, а терпеть не могла, когда рядом дымят. Если нужно было по роли взять в руки сигарету, часами репетировала перед зеркалом... А тут - мамина смерть. И всё. Думала, что пройдёт трудный период, брошу. Но перепробовала все средства: иглоукалывание, гипноз, электропунктура, но увы. Вредная привычка вцепилась намертво. Утешаю себя мыслью: мама тоже курила. В ленинградскую блокаду половину пайка отдавала мне, а другую меняла на табак... Даже после операции на связках (удалили узелок - обычное дело у артистов, профессиональное заболевание) не смогла я сделать необходимую для организма передышку. Но пошла себе же на уступки: лёгкие сигареты и мундштук со специальными фильтрами»...
Поклонники возрадовались. Конечно, и тому, что Фрейндлих сделала маленький шажок к . Но главное: с длинным мундштуком в изящных руках актриса особенно хороша...
Как не стать «Мымрой»
Много лет прошло с тех пор, как Алиса сыграла Малыша в сказке про Карлсона, а мальчишеская фигурка до сих пор при ней. И в свои семьдесят она «на ура» играет десятилетнего мальчика в спектакле «Оскар и Розовая дама». Впрочем, как и Розовую даму. В чем секрет?
«У меня никогда не было претензий к фигуре. Вес всю жизнь крутился вокруг 50 кг плюс-минус три кг. При этом ни на каких, даже самых модных, диетах не сидела. Но когда сломала ногу, от неподвижности начала полнеть. Пришлось приводить себя в порядок. Даже принимала какие-то таблетки, но быстро поняла, что потом всё возвращается на круги своя, и бросила. Стрессы пожирают килограммы, как никакая пилюля. Вот японцы для психологической разрядки кукол бьют, а мы материмся от души. И я, хоть отец был немец с характером нордическим, бушую перед премьерой, могу даже выразиться будь здоров! Потом сыграю аж до седьмого пота и опять стройна и легка!»
Зрители и родные любят Алису любой. Прощают слабости, «пасмурное» настроение. Делают скидку на возраст. Она же сама не даёт себе никаких поблажек. И «осень жизни» Фрейндлих затмевает весну иных искусственных голливудских красоток. Как ей это удаётся?
«Хотя у меня, как и у героини «Служебного романа», на первом месте стоит работа, и катастрофически не хватает ни времени, ни силы воли, я стараюсь не относиться к внешности по-хамски. Всё-таки это мой рабочий инструмент. Я просто обязана за ним следить. И в советскую эпоху, когда у женщин не было особых возможностей, и в наши времена я придерживаюсь одних и тех же правил ухода за собой. И с удовольствием ими поделюсь:
Правило первое: смывайте не новомодными молочками и лосьонами, а горячей водой с мылом. И трите при этом кожу до хруста. Ей эта процедура только на пользу: проверено мною лично! И обязательно подберите хорошее мыло. Сейчас появились специальные щадящие мыльца, а раньше я покупала простое наше «Детское». Затем сполосните лицо холодной водой и нанесите крем. О нём отдельный разговор.
Правило второе: не жалейте денег на хорошие кремы для лица. Я предпочитаю отечественного производства. А совсем уж идеальный вариант - сотворить крем самой. Да, я делаю не только кремики для утробы, но и для лица. Просто смешиваю оливковое масло и содержимое тюбиков под названиями «Ланолиновый» и «Спермацетовый». В кожу впитывается моментально! Пузырёчек такого чудо-крема я всегда и всюду ношу с собой.
Правило третье: больше проводите времени на природе. Работа на даче заменяет мне тренажёрный зал. А сколько радости приносят «грибная охота» и «ягодный промысел»! Я целую землю, когда нахожу белый гриб.
Правило четвёртое: определитесь со одежды и чётко его придерживайтесь. На заре наших отношений с Владимировым он сказал: «Твой стиль - гамен, мальчишка-сорванец». И я следую ему всю жизнь. Могу, конечно, купить роскошные серьги женщины-вамп, но ведь они так и будут лежать мёртвым грузом. Та же история с норковой шубкой. Она у меня в доме для того, чтобы моль кормить. Я же щеголяю в спортивной куртке и кепке, как настоящий Гаврош!»
Алиса Фрейндлих... Трудно представить русского человека не знающего фильмы с её участием. Любимая актриса всей страны, одна из крупнейших советских артисток двадцатого века и ныне очаровывает своим талантом всё новых и новых зрителей, являясь одной из ведущих актрис Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова.
Весной 2011-ого года Алиса Фрейндлих исполнила главную роль в спектакле художественного руководителя Театра современного танца "Крепостной балет" Елены Прокопьевой. Спектакль "Уроки танго и любви" повествует о том как популярная в прошлом танцовщица, живёт спокойной жизнью наполненной чудесными воспоминаниями недалеко от Парижа. Но одно обстоятельство меняет привычное течение её жизни…
К этому событию Театр цветов Марины Петровой подготовил специальный сценический букет, который был вручен Алисе Бруновне сразу по завершению спектакля. Идея букета не случайна ведь два центральных элемента - цилиндр и трость полностью повторяют сценический костюм актрисы. Цветы в букете расположены группами и обрамлены листьями аспидистры, паникумграссом и ледервареном. Белоснежная сирень, нежная орхидея цимбидиум и тюльпаны сорта Силенсио отлично контрастируют с розой сорта Ред Наоми и яркой герберой.
В эти дни знаменитая актриса играет на сцене самарского театра драмы - Не снимайте меня с сигаретой! - сразу же попросила Алиса Фрейндлих . - Потом бабушки ругаются. Начинают ворчать: «Ай-яй-яй, и чему она молодежь учит!» Но на протяжении всего интервью Алиса Бруновна курила, не переставая, сигареты в изящном мундштуке. - Много раз пыталась бросить, но не получается, - призналась актриса. - Начала курить много лет назад. Надо было по роли в спектакле. А тут как раз мама умерла. Так что пришлось научиться. Наверное, есть что-то в курении, своеобразная терапия успокаивающая. В Самару Алиса Фрейндлих прилетела для участия в гастролях Большого драматического театра. 6 и 7 июня она отыграла в спектакле «Двенадцатая ночь, или Как пожелаете». Потом два дня отдохнула, чтобы с новыми силами 10 и 11 июня сыграть в «Калифорнийской сюите». - В выходные попросила воду мне нагреть, вымылась, - рассказывает актриса. Дело в том, что в гостинице «Три вяза», как и во всей старой части города, отключили горячую воду. Вот и приходится артистам БДТ терпеть коммунальные неудобства. - Хочу по городу прогуляться, - делилась планами Алиса Бруновна. - Но гулять люблю в одиночестве. В хорошей компании лучше посидеть в ресторане, пообедать. Была уже на вашей набережной. От петербургской она, конечно, отличается. Нева уж слишком вся в граните и не такая мощная, как Волга. Актрису согнула роль в кино Несмотря на свою постоянную занятость в телесъемках, Фрейндлих в первую очередь считает себя театральной актрисой. - Когда смотрю фильмы со своим участием, испытываю чувство досады. На сцене над своей ролью я имею больше власти. А там режиссер по своей воле строгает то, что ему для метража показалось лишним. Вы видели одну из моих последних ролей в фильме «На верхней Масловке »? Она потребовала некоторых усилий. До сих пор не могу спину выпрямить, потому что моей старушке там 90 лет. И вот когда я посмотрела ленту, стало безумно жалко, что режиссер решил оставить живой звук. Он посчитал, что мы не сможем озвучить так, как сыграно именно в тот момент. И очень много вкусного, мудрого пропало. А картина умная. Мысли, необходимые сегодня, пропадают из-за звука. Или мелочи всякие. Помните, как мы с Петей (Женечкой Мироновым ) играем в карты в дурачка? И вот под это дело ведется очень серьезный разговор. Но жалко, что режиссер не снял, что играем в дурака мы на шахматной доске. Милая подробность, которая о многом говорит, - переживает актриса. В «Коде да Винчи» буксует сюжет Как призналась актриса, ей интересно смотреть то, что снято коллегами. Из молодого поколения артистов, кроме Миронова, она отмечает Олега Меньшикова . - Я не видела еще «Доктора Живаго », но с удовольствием посмотрела «Золотого теленка». Знаю, что «Золотой теленок» снимался в перерывах между съемками «Живаго», поэтому Олег в комедии был уставшим. Ведь актер не может сразу преобразиться. И в «Золотом теленке» у него не получилось, но я не разочаровалась в нем, - говорит Алиса Бруновна. - Вообще, если я что-то сажусь смотреть, то непременно то, о чем слышала, чтобы не тратить времени понапрасну. «Код да Винчи» вот не видела. А книжку читала с увлечением. Хотя пробуксовка сюжета меня немножко раздражала, но как всякая детективная история, она произвела впечатление. Именно на уровне этого жанра. СПРАВКА «КП» Пять самых известных фильмов Алисы ФРЕЙНДЛИХ: «Соломенная шляпка» - баронесса де Шампеньи; «Служебный роман» - Людмила Прокофьевна Калугина ; «Д’Артаньян и три мушкетера» -королева Анна Австрийская; «Жестокий романс» - Харита Игнатьевна Огудалова; «Женская логика» - пенсионерка Туманова . Фото Владимира НЕСТЕРОВА.
Ксения Гощицкая
продюсер журнала «Собака.ru»
Сколько бы ни было позади съемок звезд разной величины и интенсивности сияния, когда предстоит фотосессия Алисы Фрейндлих, что уж тут скрывать, ха-ха-ха, испытываешь панику в диапазоне от легкой до средней тяжести. А вдруг ей, скажем, не понравится позировать в кустах роз, чтобы сделать кадр - оммаж королевской династии Ланкастеров? А вдруг просто не будет настроения? И еще сто миллионов других «а вдруг». Мы со съемочной командой сидим на крыльце семейного особняка Louis Vuitton в парижском пригороде Аньер. К дому примыкает мастерская, спроектированная инженерами Гюставом Эйфелем (тем самым) и Виктором Бальтаром, в которой делают дорожные сундуки со знаменитой монограммой и выполняют особые заказы: футляр для Кубка мира по футболу или сундук для пачек примы-балерины Дианы Вишневой. Дом, как вы увидите, перевернув страницу, хорош: гостиная с витражами ар-нуво, потолочные росписи, сделанные Жоржем-Луи Вюиттоном, антикварная мебель, китайские вазы. Я переношу хрусталь с гладиолусами для «усиления локейшен» и говорю домоправительнице, что ваза очень, очень красивая. «И очень, очень дорогая», - добавляет та после небольшой паузы. Тут у пытливого читателя возникает вопрос: при чем здесь Louis Vuitton? А где еще стоило бы сделать семейный портрет в интерьере - Алиса Бруновна, дочь Варвара и внучка Анна, итого три поколения, - как не в благородном особняке, где выросли пять поколений Вюиттонов? Традиции, знаете ли, прежде всего. Но это не единственная причина. Для обеих семей этот год - юбилейный: дому Louis Vuitton исполнилось сто шестьдесят лет. Еще и поэтому идея устроить героиням летние каникулы в Париже показалась нам вполне удачной. Но самое главное - Алиса Бруновна четырежды королева Франции, ведь именно столько раз она сыграла в кино Анну Австрийскую. А ради кого Анна Австрийская покинула родную Испанию? С кем обвенчалась на радость Габсбургам и Бурбонам? Правильно, с Луи. С Луи-королем. Вот тут точно все сошлось.
Первое, что мы слышим, когда актриса прибывает на площадку: она не любит фотографироваться. Не самая хорошая новость. Но надо признать, что при таких исходных Алиса Бруновна показывает настоящий класс, стойко перенося тяготы судьбы. Мастер-класс она дает прямо на съемочной площадке, на ходу придумывая истории, которые и разыгрывает перед камерой, - в отличие от застывающих моделей она все время живет в кадре. Благодаря воле и воображению Алисы Бруновны у нас образуется массовка: прекрасный садовник, с которым она переговаривается из открытого окна (эту роль берет на себя фотограф), горничные, которые накрывают послеполуденный чай (мы делаем что можем!). Неловкость перед фотокамерой она блестяще компенсирует актерской игрой, мы восхищенно наблюдаем. Все спрашивают, какая она? Обаятельная, нежная, трогательная, капризная, терпеливая, внимательная, красивая, хрупкая, сильная, женственная, мальчишески задорная, сухая, мокрая - ой, это, кажется, не отсюда. Она курит одну сигарету за другой, доставая их из элегантного кожаного портсигара. Она смотрится стопроцентной парижанкой. То ли это актерская способность моментально вживаться в обстановку, то ли европейские корни, но когда мы встречаем ее на террасе модного Cafe Ruc, что как раз напротив театра «Комеди Франсез», на следующий день после съемки (а что вы хотели, город-то маленький), то даже не сразу выхватываем ее глазами из толпы местных. Она сидит с чашкой кофе, сигаретой, в шарфе, небрежно накинутом на плечи, - ни дать ни взять кадр из Годара или Лелуша. Да, Алиса Фрейндлих не любит шампанское, ему она предпочитает вермут с соком, приходит в ужас от одежды с пайетками, ценит простую кухню: котлеты с пюре, рыбу с жареной картошкой. Во время чемпионата мира болеет за Бразилию - «Жалко ребят!», ну а в финале - за Германию, все же корни. Очень легкая - это качество она передала и дочери, и внучке, - аристократичная, царственная. Когда все участники съемок выстраиваются к Алисе Бруновне за селфи, она позирует с невозмутимостью монаршей особы, принимающей всех придворных по очереди - и фотографа, и продюсера. И чтобы не заканчивать любимой фразой из школьных сочинений: «Вот такая она, Алиса Фрейндлих!» (хотя и очень хочется), - скажем просто: «Боже, храни королеву!» Королеву наших сердец».