Alexander mcqueen кто сейчас дизайнер. Александр маккуин и его сказочные коллекции
Знаменитый британский дизайнер моды, пять лет возглавлявший дом Givenchy и основавший лейбл Alexander McQueen . Коммандор Ордена Британской империи , неоднократный обладатель звания Британский дизайнер года . В 2003 он был назван .
Ли Александр МакКуин (Lee Alexander McQueen) родился 17 марта 1969 года в Лондоне в семье таксиста Рональда (Ronald) и учительницы обществознания Джойс (Joyce). Ли был младшим из шести детей. Его отец – шотландец, и сын всегда гордился своими корнями. Уже в детстве Ли начал шить платья для трех старших сестер и рано осознал, что хочет стать модным дизайнером.
В 1984 году 16-летний МакКуин окончил школу и отправился на знаменитую улицу Сэвил Роу , где устроился на работу подмастерьем портного в мастерской Anderson & Sheppard . Позже он перешел к Gieves & Hawkes , а затем поработал с театральными костюмерами Angels & Bermans . Полученные навыки впоследствии создали ему репутацию эксперта в области кроя.
В возрасте 20 лет Ли некоторое время поработал у Коджи Татсуно (Koji Tatsuno), а затем отправился в Милан , где попал на работу к Ромео Джигли (Romeo Gigli).
В 1994 году МакКуин вернулся в Лондон и подал заявление в колледж Central Saint Martins на позицию преподавателя кройки. Однако на его портфолио обратил внимание директор колледжа, который предложил молодому таланту записаться в качестве студента. Так МакКуин получил высшее образование и степень мастера в модном дизайне. Его дипломная коллекция была выкуплена целиком известным британским стилистом и редактором отдела моды в глянцевых журналах Изабеллой Блоу (Isabella Blow). Именно она посоветовала молодому дизайнеру взять в качестве основного имени свое второе имя Александр .
Каждый показ МакКуина был самостоятельным художественным произведением. Так, например, знаменитый показ «Highland Rape», в котором модели дефилировали в разорванных одеждах, прозрачно намекал на судьбу родной Шотландии в составе британского королевства. Во время показа осенью 1998 года рисунок на белое платье модели наносили специальные устройства прямо на подиуме. МакКуин пригласил принять участие в показе модель Эйми Муллинс (Aimee Mullins), у которой ампутированы обе ноги, - она прошла по подиуму на деревянных протезах. Кроме того, МакКуин был одним из первых дизайнеров, который задействовал в своих показах моделей индийского происхождения.
В 1996 президент концерна LVMH Бернар Арно (Bernard Arnault) пригласил МакКуин а занять место главного дизайнера легендарного французского дома высокой моды Givenchy , освободившееся после ухода с поста другого британца – Джона Гальяно (John Galliano). На новом месте Александру пришлось снизить драматический накал показов, однако он оставался верен своим главным принципам и не переставал провоцировать и удивлять. Однако в рамках традиций французского дома высокой моды ему становилось тесно, и в марте 2001 года он покинул Givenchy .
В 1997 известная исландская певица Бьорк (Björk) выбрала костюмы МакКуина для оформления обложки своего нового альбома «Homogenic ». Александр также выступил в качестве режиссера ее клипа на песню «Alarm Call ».
В декабре 2000 МакКуин подписал договор на открытие собственного лейбла с Gucci Group . Он стал обладателем 51% акций своей компании и занял пост креативного директора.
Каждый показ МакКуина по-прежнему был буйством фантазии. Весенняя коллекция 2003 была представлена на потерпевшем кораблекрушение судне; весной 2005 его модели разыграли на подиуме шахматную партию; в финале его осеннего показа 2006 над подиумом воспарила в полный рост проекция супермодели Кейт Мосс (Kate Moss), кружившейся в длинном белом платье.
В 2005 МакКуин попробовал создать совместную спортивную коллекцию с брендом Puma . В 2006 он открыл новую линейку McQ , предназначенную для более молодой и менее обеспеченной аудитории.
К концу 2007 году дом Alexander McQueen открыл бутики в Лондоне , Нью-Йорке , Лос-Анджелесе , Милане и Лас-Вегасе .
В нарядах от Александра МакКуина появлялись на красных ковровых дорожках такие звезды, как Николь Кидман (Nicole Kidman), Пенелопа Крус (Penélope Cruz), Сара Джессика Паркер (Sarah Jessica Parker) и Рианна (Rihanna). Бьорк , японская поп-звезда Аюми Хамасаки (Ayumi Hamasaki) и Леди Гага (Lady Gaga) не раз использовали костюмы МакКуина в своих музыкальных клипах.
Александр МакКуин стал одним из самых молодых модельеров, получивших престижное звание «Британский дизайнер года ». Этого титула он удостаивался четыре раза с 1996 по 2003 год. В 2003 он стал Коммандором Ордена Британской империи (CBE) и Международным дизайнером года по решению Совета Модных Дизайнеров (Council of Fashion Designers).
Личная жизнь Александра МакКуина
Александр увлекался подводным плаванием и нередко использовал морские мотивы в своих коллекциях.
МакКуин всегда открыто говорил о своей гомосексуальной ориентации. По словам дизайнера, он осознал это в раннем возрасте и рассказал семье в 18 лет. После непродолжительного конфликтного периода родные примирились с выбором сына.
Летом 2000 на яхте у берегов Ибицы МакКуин сочетался браком с режиссером-документалистом Джорджем Форситом (George Forsyth). Юридической силы брак не имел, так как в Испании в то время однополые браки были запрещены. Спустя год супруги расстались, оставшись хорошими друзьями.
В 2007 МакКуина потрясло самоубийства его друга и наставницы Изабеллы Блоу .
Смерть Александра МакКуина
11 февраля 2010 года тело МакКуина было найдено в его квартире в Лондоне . В крови дизайнера было обнаружено значительное количество кокаина, снотворного и транквилизаторов. Он покончил жизнь самоубийством через девять дней после кончины своей матери, 75-летней Джойс , от рака.
В посмертной записке было написано: «Позаботьтесь о моих собаках, простите, люблю вас, Ли».
25 февраля в лондонском Соборе Св. Павла состоялась поминальная служба, на которой присутствовали Бьорк , Кейт Мосс , Сара Джессика Паркер , Наоми Кэмпбелл (Naomi Campbell), Стелла МакКартни (Stella McCartney) и Анна Винтур (Anna Wintour). В общей сложности проститься с дизайнером пришло более 2,5 тысяч человек. Прах МакКуина был развеян над островом Скай .
По сообщениям BBC МакКуин оставил 50 тысяч фунтов стерлингов на содержание своих псов, чтобы они ни в чем не нуждались до своей кончины. Также он отписал по сто тысяч фунтов четырем благотворительным организациям.
В мае 2011 года в нью-йоркском музее Метрополитен была открыта организованная Институтом Костюма выставка избранных произведений МакКуина под названием «Savage Beauty». В экспозиции было представлено около сотни костюмов и 70 аксессуаров из архивов домов Alexander McQueen и Givenchy . За три месяца работы она стала самой популярной выставкой в истории музея.
После смерти дизайнера компания Gucci приняла решение сохранить его дом, который возглавила Сара Бертон (Sarah Burton), долгое время ассистировавшая МакКуину . Именно она стала автором подвенечного платья Кейт Миддлтон .
Александр МакКуин о своей работе: «Я не планировал, что моя жизнь сложится таким образом. Это мило, когда люди знают и уважают твой труд, но я не думаю, что этим занимаются, чтобы прославиться. Слава должна принадлежать кинозвездам. А мы просто предлагаем свои услуги».
Ли Александр Маккуин CBE (англ. Lee Alexander McQueen) — английский дизайнер модной одежды. Известен своими вызывающими показами. Командор ордена Британской империи, четырежды признавался лучшим британским модельером года.
История успеха Ли МакКуина, который впоследствии станет известен миру как Александр, мало чем отличается от историй других знаменитых дизайнеров. Будучи младшим ребенком из многодетной семьи рабочего лондонского квартала, он, как и все великие художники, вряд ли мог рассчитывать, что добьется того, чего добился.
Трудно представить, что толстый, закомплексованный подросток, который в шестнадцать лет ушел от родителей, считавших «шитье» неподобающим занятием для юноши, впоследствии cтанет одним из самых влиятельных дизайнеров современности.
Карьера началась для него в тот момент, когда он решил бросить школу, устроившись подмастерьем в ателье Anderson & Shepherd. Там МакКуин помогал кроить классические мужские костюмы, что впоследствии не могло не отразиться на его дальнейшем творчестве.
После, он ушел работать костюмером в театральную мастерскую Angels and Bermans, и именно театр помог МакКуину впервые осознать свой вектор, найти собственную нишу и понять, чего он на самом деле хочет.
В двадцать лет МакКуину предложили поработать в Японии на Коджи Татсуно — имя последнего теперь вспоминают лишь при разговоре о знаменитом британце.
По возвращению в Лондон Александр МакКуин поступает в St Martin"s. На своем дипломном показе, который был инспирован образами строителей и мясников, его замечает Изабелла Блоу, одиозная женщина благородного происхождения, которая описывала себя не иначе как «свинья, способная находить трюфели». Будучи редактором Tatler, она открыла миру Софи Даль, превратив ее из неуклюжей толстушки в диву, меняющую стереотипы, Филипа Трейси, которого все считали чресчур эксцентричным и, конечно, МакКуина, чья внешность вряд ли могла пророчить великое будущее.
Мало того, что Изабелла Блоу скупила всю его дипломную коллекцию, она же посоветовала ему сменить имя Ли на более звучное — Александр. Возможно, именно это и принесло первую удачу.
Александр МакКуин был стопроцентным интровертом и мог доверять лишь очень узкому кругу друзей. Самым близким для него человеком стала как раз Изабелла. Она была очень непростой личностью, и в 2007 году, после пребывания в депрессии и двух попыток суицида, Изабелла Блоу отравила себя на вечеринке в загородном доме своего мужа, сказав гостям, что идет в магазин.
Ее смерть стала настоящим ударом для дизайнера. После этого трагического события он, скооперировавшись с Филипом Трейси, посвятил свою коллекцию SS"08 любимой и единственной музе.
В период с 1996 по 2001 год Александр МаКуин работал в качестве креативного директора Givenchy, заменив на этом посту Джона Гальяно. Однако, нельзя сказать, что все коллекции дизайнера для этого модного дома получились запоминающимися: ни модель-инвалид, ни роботы, ни показы на спортивных площадках не помогли получить лестные отзывы криктиков об этих работах. Вердикт прост — историческое наследие Givenchy просто не подходило ему по духу.
После ухода из Givenchy у дизайнера появилась возможность сосредочиться исключительно на собственном бренде. Он заключил весьма удачное соглашение с Gucci Group: продав им 51% акций собственного дома, дизайнер в итоге получил почти полную творческую свободу, не ограниченную деньгами. Показы, которые он устраивал изменили представление о демонстрации одежды: прежде всего МакКуин рассказывал свои истории, а только потом — показывал одежду.
В то же время Александра МакКуина всегда интересовала темная сторона силы, как сказали бы герои ”Звездных войн”: он часто обращался к образу ведьм, призраков и теней. Его привлекала эстетика смерти. Коллекции он посвящал то ведьмам, то призракам, добавлял с/м атрибутику, выводил на подиум моделей-инвалидов, красноглазых вампирш, оживших манекенов. Любимым символом, прошедшим сквозь многие коллекции, был череп. Рисунок в виде черепа стал главным отличительным знаком его линии аксессуаров.
Его последняя коллекция «Антантида Платона» стала самой обсуждаемой на неделях моды весны-лета 2010. Про нее еще долго будут вспоминать, переводить, искать тайные смыслы, несмотря на то, что сам дизайнер обозначил ее довольно просто: «мечты о глобальном потеплении», — фантазии, которые очень сложно обвинить в намеках на депрессию или желание смерти.
11 февраля его не стало. Он был найден повешенным в своем доме в Лондоне. Самоубийство дизайнера затронуло многих людей, а причины, побудившие его покончить с собой, пресса ищет в смерти матери (это случилось неделю назад), в депрессии и даже неизлечимой болезни.
11 февраля 2010 года к полудню Лондон сошел с ума: толпы молодежи собрались в центре и не желали расходиться, Мейфэр была плотно забита тревожно сигналящими автомобилями с траурными лентами, возле одного из трехэтажных кирпичных таунхаусов дежурили полицейские машины и две реанимации, туда-сюда сновали люди. Трагедия случилась всего пару часов назад, но в Интернете новость разлетелась за каких-нибудь десять минут: покончил с собой 40-летний король дизайна и гений подиума Александр МакКуин.
В многоэтажном офисе-студии МакКуина многие из сотрудников, потрясенных этим известием, рыдали в голос; в каждом окне выставили по лилии, на плакате при входе написали: «По свидетельству полиции Александр МакКуин найден мертвым в своей квартире. Не обращаться!!!»
Tого, что случилось, никто не ожидал, напротив, мир находился в ажиотажном предвкушении нового показа МакКуина, который должен был состояться всего через неделю. Тело дизайнера обнаружила его домработница, МакКуин повесился в собственной гардеробной на длинном коричневом ремне. И едва ли это был импульсивный поступок, потому что до этого он явно пытался сделать то же самое в ванной: там нашли привязанный к душу пояс от халата - скорее всего сначала дизайнер собирался повеситься на нем, но у него ничего не вышло…
В доме он был один, вообще постоянно жил один, собственной семьи у него не было. Отец, сестры и брат по какой-то причине - не по религиозной, это факт - отказались от вскрытия тела, чем только усугубили подозрительность ситуации.
Полицейские перерыли весь огромный дом самоубийцы в поисках предсмертной записки или хотя бы каких-то следов, указывающих на возможные причины трагедии. Тщетно.
В столовой остался бокал с недопитым коктейлем из виски с шампанским, который дизайнер, по всей видимости, смешал себе накануне роковой попытки; бокал был хрустальным в форме причудливо вытянутых трубочкой губ. Вообще весь стиль дома МакКуина выдавал эксцентрика - на трех этажах не имелось ни единой обычной вещицы, все эдакое, все с вывертом: вешалки в виде оленьих рогов, стеклянные столы, напоминающие гигантские мыльные пузыри, напольные вазы в виде египетских мумий, диваны-крокодилы…
Однако спальня оказалась вполне обычной: низкая широкая кровать, несколько витых бра на стенах, небольшой столик в углу, на нем стопка журналов... В какой-то момент грязный смятый журнал, валявшийся в углу кровати, привлек внимание одного из следователей. На обложке красовалась женщина в костюме МакКуина, это была певица Бьорк. Журнал явно множество раз служил подставкой для чашек с кофе и бокалов с красным вином. Перевернув его, полицейский заметил, что на обороте что-то торопливо нацарапано несколькими шариковыми ручками, видимо, отказавшимися писать одна за другой. Да это же... Да, именно, это так называемая предсмертная записка МакКуина, вне всякого сомнения!
Фото: Global Look Press/Russian LookПолицейский пристально всматривался в кудрявые каракули. «Простите меня. Позаботьтесь о моих собаках. Я вас люблю». Вот, собственно, и все, что на прощание хотел сказать миру гениальный дизайнер, причем совершенно неясно, выражает он любовь только к своим собакам или ко всему остающемуся человечеству…
Полиция выдвинула предварительную версию о причине самоубийства МакКуина: за неделю до этого умерла его мать - Джойс МакКуин. Все без исключения журналы не только в его родной Англии, но и во всем мире цитировали ставшее знаменитым интервью МакКуина 2004 года газете Guardian, которое дизайнер по просьбе журналистов дал своей собственной матери Джойс.
«- Какой твой самый большой страх?
Умереть раньше тебя.»
Таким образом, самый большой страх МакКуина не реализовался, так как он пережил свою мать, но для него самого это горе могло в самом деле оказаться непосильным грузом, так как изо всей своей семьи МакКуин поддерживал отношения только с матерью. С отцом он уже долгие годы не разговаривал, сестры и брат вращались на каких-то очень далеких для него орбитах, они могли годами даже не перезваниваться. Однако сестры МакКуина рассказали, что пока мать болела и лежала в больнице, Александр ни разу не вырвался ее навестить, хотя постоянно обещал и собирался. Старшая сестра МакКуина - не слишком обаятельная, чопорная особа, - кисло скривилась, когда при ней высказали предположение о необыкновенной привязанности Александра к матери.
Не больше, чем у других, - процедила она.
Ли (полное имя дизайнера Ли Александр Маккуин) был младшим из шести детей. Маккуины были типичными представителями рабочего класса: отец — таксист, мать — учитель в школе. Семья была далека от мира моды, которым Ли грезил с самого детства. Родители думали, что сын пойдет по стопам отца и станет водителем. Творческие профессии в семье не воспринимали всерьез, родители считали это баловством.
В детстве Ли подвергался насилию со стороны мужа старшей сестры Дженет (у них была разница в 15 лет). Теренс (муж) был жестоким человеком: он избивал жену и, как оказалось, издевался над маленьким шурином (все началось, когда ему было всего девять лет). При этом Александр долгие годы держал это в секрете, Дженет узнала ужасную правду лишь за четыре года до смерти брата и была шокирована.
Getty Images
Тема жестокости и насилия прошла через всю карьеру Маккуина. Это проявлялось в самых разных формах. Его выпускная коллекция из колледжа Central Saint Martin’s, например, называлась «Джек-потрошитель выслеживает своих жертв» (изучая свое генеалогическое древо, Александр узнал, что дальняя родственница владела гостиницей, в которой серийный убийца совершил одно из преступлений). К каждому платью прилагался пакетик с волосами (трибьют викторианским проституткам, которые продавали свои локоны на парики — вспомните Фантину из «Отверженных» Гюго).
Getty Images
Еще один пример — коллекция осень-зима 1995 под названием «Насилие над Шотландией» или Highland Rape (у Маккуина шотландские корни). Дизайнер, разумеется, имел в виду гнет со стороны Англии. Модели вышли на подиум в платьях из тартана и кружева, скроенных так, чтобы обнажить грудь и другие части тела, которые открывать не принято. Александра тут же обвинили в мизогинии и злоупотреблении сексуальным подтекстом, даже прогрессивная Анна Харви из Vogue тогда решила, что это слишком.
Getty Images
Александр поздно получил профессиональное образование (и оно было неполным). В 16 лет он бросил школу и пошел стажером в престижное ателье Anderson & Sheppard. Через некоторое время стал портным в Savile Row, где занимался мужскими костюмами, включая костюмы принца Чарльза (говорят, что среди его клиентов был и Михаил Горбачев). Затем Маккуин оказался среди костюмеров лондонского театра Angels and Bermans, потом был ассистентом Ромео Джильи в Милане, и только после этого он пошел учиться. Когда Маккуин показал свои эскизы Бобби Хиллсон, основательнице программы MA Fashion в Central Saint Martin’s, она назвала их «совершенством» и сразу предложила ему место в магистратуре (минуя все предшествующие ступени обучения).
Gary Wallis / McQueen: Backstage, the Early Shows
Маккуин был настоящим хулиганом. Работая над костюмом для принца Чарльза в Savile Row, он маркером написал на внутренней подкладке пиджака «I"m C**t». В этом был весь Александр, провокация — его любимая форма самовыражения.
Gary Wallis / McQueen: Backstage, the Early Shows
В одном из его шоу (это была коллекция Givenchy осень-зима 1998), например, участвовала модель, обе ноги которой ниже колена были ампутированы. Специально для нее Александр создал сапоги-протезы из резного дерева. Они выглядывали из-под викторианской юбки в оборках, поэтому трудно было сразу понять, что девушка инвалид. Подобных смелых, играющих с чувствами публики трюков хватало на каждом показе Маккуина — это всегда было полноценное театральное представление.
Getty Images
К слову, коллекция того же сезона его собственного бренда была отчасти посвящена России , а именно расстрелу семьи Романовых.
Getty Images
Александр презирал работу в крупных компаниях. В 1996 ему предложили пост креативного директора Givenchy, и он согласился. Должность мечты для любого молодого дарования, но для Александра это было похоже на крепостное право. Как-то он сам признался, что плохо работал в Givenchy, делал все будто из-под палки. Для него это была возможность заработать на развитие собственного бренда — всему виной творческая несвобода. «Если бы они позволили мне в корне изменить концепцию, эстетику дома», — мечтал в одном из интервью Маккуин. Тем не менее за время его работы продажи росли, так что халатность была заметна лишь самому Александру, а в 2001 он перешел из Givenchy в Gucci.
Anne Deniau
В трейлере документального фильма, который мы ждем, говорится: «Никто не открывал Александра Маккуина. Маккуин открыл себя сам». Звучит красиво, но на деле совсем несправедливо. Как профессионала Маккуина открыла редактор Harper’s Bazaar Изабелла Блоу, впоследствии ставшая его музой и ближайшим другом. Об их отношениях рассказано очень много, она была второй женщиной в его жизни (после матери).
Getty Images
Увидев его выпускную коллекцию «Джек-потрошитель выслеживает своих жертв», Изабелла пришла в полное изумление. Творения Ли так ее поразили, что она купила все (сейчас эти вещи можно увидеть разве что на выставках). С тех пор Блоу была покровительницей Маккуина, именно она посоветовала дизайнеру сделать его второе имя «Александр» основным. Ее самоубийство стало одной из главных причин тяжелейшей депрессии Маккуина и его смерти.
Getty Images
Но сильнее всех Александр любил маму Джойс Маккуин, они были очень близки. Однажды она спросила сына: «Чего ты боишься больше всего?», — на что он ответил: «Боюсь умереть раньше тебя». Джойс умерла 2 февраля 2010 года, Александр был найден повешенным в своей гардеробной 11 февраля.
Одиннадцатого февраля 2010 года к дому этого известного дизайнера нескончаемым потоком шли люди, чтобы отдать дань памяти дерзкому провокатору, показы коллекций которого были больше похожи на арт-инсталляции, чем на обычную демонстрацию одежды. В этот день Александр Маккуин покончил с собой на пике своей карьеры, а его самоубийство вызвало настоящий шок.
Талантливый художник, создававший не платья, а подлинные шедевры, которые нужно внимательно рассматривать, совсем не напоминал чопорного и холодного англичанина. Его называли белой вороной, чудаком и "ужасным ребенком" британской моды, а мастер, не обращая внимания на навешиваемые прессой ярлыки, творил одежду, никого не оставляющую безучастной.
Краткая биография
Александр Маккуин родился в 1969 году в Лондоне. Мальчишка рос свободолюбивым хулиганом, не ходил в школу, но неодобрение родителей вызывало совсем не это, а странное увлечение сына - непреодолимое желание придумывать эскизы необычных нарядов. В возрасте 16 лет подросток бросает учебу и устраивается подмастерьем в ателье, позднее он работает костюмером в театральной студии и шьет наряды по старинным лекалам.
Вскоре Александр переезжает в Милан, где получает диплом колледжа искусства и дизайна. В 1992 году выходит его дебютная коллекция под устрашающим названием "Джек-потрошитель выслеживает жертв". Дипломная работа после блистательного показа была полностью выкуплена главной модницей Лондона - стилистом и редактором журнала Vogue И. Блоу, а Александр Маккуин получает известность в модных кругах.
Именно Изабелла, занимавшаяся пропагандой молодого таланта, помогла будущей звезде зарегистрировать свой бренд Alexander McQueen, а его новая коллекция "Живущая на дереве девушка" была посвящена любимой подруге, которая за три года до смерти дизайнера покончила с собой, приняв порцию пестицидов. Хулиган продолжал эпатировать публику необычными образами и нарядами: по подиуму ходили модели, завернутые в пластик, а на их лицах был грим в виде кровоподтеков.
После кончины его покровительницы выходит новая коллекция тяжело переживающего утрату маэстро. Главным украшением показа под названием "Голубая дама" становится платье, декорированное крыльями сокола.
Показы, напоминающие театрализованные представления
Гений продолжал удивлять: он выводил на засыпанный гравием подиум манекенщиц в разорванных одеждах, спортсменку с ампутированными ногами, которая дефилировала на деревянных протезах, а потом и вовсе заменил моделей вращающимися вокруг своей оси манекенами.
Критики писали, что одежда от McQueen "непригодна для жизни", а дизайнер не обращал внимания на злопыхателей и создавал произведения без малейшего намека на коммерцию. Он работал со звездами современного шоу-бизнеса, и в его нарядах красовались Мадонна, Д. Холл, У. Хьюстон, С. Дж. Паркер и многие другие. Александр Маккуин, фото которого каждый день появлялось в различных изданиях, получал титулы лучшего дизайнера Англии.
Свои модные шоу он превратил в театрализованное представление, где одежда стала его частью. Наряды от Александра - это настоящее искусство, которое демонстрируют манекенщицы, а сам мэтр заявлял, что не хочет, чтобы его шедевры были на каждом, иначе теряется смысл авторского послания. "Я хотел показать людям то, что они не хотят видеть. В мире есть нищета, голод, кровь, а интересы многих ограничиваются лишь модой. Я трачу деньги, чтобы зрители обратили внимание на другую сторону жизни", - заявлял дизайнер.
Александр Маккуин: коллекции
Его показы представляли собой красочные шоу, на которых мечтали оказаться многие. Так, коллекция "Это только игра" восхитила присутствующих тем, что подиум превратился в шахматную доску, где в качестве фигур дефилировали в длинных платьях модели.
"Рог изобилия" - еще одна нашумевшая коллекция, которая вызвала неоднозначные эмоции. Девушки с вульгарно накрашенными лицами показывали наряды, выполненные из утиных перьев, а на голове каждой манекенщицы были крышки от мусорных баков.
Во время "Хайлендского насилия" дизайнер продемонстрировал низко сидящие брюки на бедрах, а девушки, похожие на жертв сексуального насилия, ходили в рваных платьях в шотландскую клетку. Критики тут же обозвали эту коллекцию "женоненавистнической".
Маккуин, мечтавший вовлечь своего зрителя в театральный процесс, на показе "Восс" в 2001 году соорудил вместо подиума огромный зеркальный куб, в котором отражались люди. Через какое-то время стены ящика становились абсолютно прозрачными и внутри него ходили манекенщицы.
Последний показ
В 2010 году выходит последняя коллекция маэстро, так рано ушедшего из жизни. "Атлантида Платона" посвящалась мировым проблемам экологии, а после показа публика аплодировала автору потрясающих нарядов стоя. Дизайнер создал удивительно красивые платья, украшенные змеиными узорами и изображениями вымышленных животных. Необычный образ дополнялся уникальной обувью, которую назвали инопланетной. Даже многое повидавшие критики в этот раз признали коллекцию подлинным произведением искусства.
Самоубийство
Гениальный Александр Маккуин, биография которого частенько была предметом пересудов, строил грандиозные планы и мечтал о том, чтобы его бренд долгое время являлся законодателем стиля и моды. Однако провокатор с большой буквы не смог пережить смерть любимой матери и через три дня покончил с собой. По словам его близких друзей, дизайнер находился в состоянии глубочайшей депрессии. Это был очень ранимый и робкий человек, который не смог справиться с горем, потеряв самого близкого человека.
Коллекция, которая вышла после смерти маэстро
В 2010 году состоялся показ за закрытыми дверями незавершенной коллекции, а на прощальное шоу были приглашены лишь ведущие модельеры мира и редакторы глянцевых изданий. Главным мотивом стало обращение к историческим образам.
Всегда мечтал передать атмосферу раннего Средневековья и неслучайно обратился к его искусству Александр Маккуин. Платья длиною в пол, украшенные изображениями демонов и ангелов, были декорированы орнаментами популярного резчика по дереву Гиббонса, которые наносились на ткань путем проекции работ мастера. Роскошные наряды произвели огромное впечатление на всех присутствующих, а пресса отметила, что эта коллекция стала венцом творчества великого мастера современности.
Гениальный самородок
Изменивший представления о моде Александр Маккуин создавал притягивающие взгляд коллекции, а зрители погружались в манящий мир чудесных фантазий. Его горячо любили, им открыто восхищались и так же яростно ненавидели и не понимали. Однако каждый показ бренда ждали с нетерпением, ведь экстравагантное представление кардинально отличалось от всех остальных шоу. Гениальному творцу предлагали возглавить модный дом Yves Saint Laurent, однако он отказался, заявив, что никогда не будет шить маленькие черные платья.
Дизайнер-самородок не играл по установленным правилам и пробуждал в людях настоящие эмоции.