Александр маквин биография. Александр Маккуин: биография и карьера
Знаменитый британский дизайнер моды, пять лет возглавлявший дом Givenchy и основавший лейбл Alexander McQueen . Коммандор Ордена Британской империи , неоднократный обладатель звания Британский дизайнер года . В 2003 он был назван .
Ли Александр МакКуин (Lee Alexander McQueen) родился 17 марта 1969 года в Лондоне в семье таксиста Рональда (Ronald) и учительницы обществознания Джойс (Joyce). Ли был младшим из шести детей. Его отец – шотландец, и сын всегда гордился своими корнями. Уже в детстве Ли начал шить платья для трех старших сестер и рано осознал, что хочет стать модным дизайнером.
В 1984 году 16-летний МакКуин окончил школу и отправился на знаменитую улицу Сэвил Роу , где устроился на работу подмастерьем портного в мастерской Anderson & Sheppard . Позже он перешел к Gieves & Hawkes , а затем поработал с театральными костюмерами Angels & Bermans . Полученные навыки впоследствии создали ему репутацию эксперта в области кроя.
В возрасте 20 лет Ли некоторое время поработал у Коджи Татсуно (Koji Tatsuno), а затем отправился в Милан , где попал на работу к Ромео Джигли (Romeo Gigli).
В 1994 году МакКуин вернулся в Лондон и подал заявление в колледж Central Saint Martins на позицию преподавателя кройки. Однако на его портфолио обратил внимание директор колледжа, который предложил молодому таланту записаться в качестве студента. Так МакКуин получил высшее образование и степень мастера в модном дизайне. Его дипломная коллекция была выкуплена целиком известным британским стилистом и редактором отдела моды в глянцевых журналах Изабеллой Блоу (Isabella Blow). Именно она посоветовала молодому дизайнеру взять в качестве основного имени свое второе имя Александр .
Каждый показ МакКуина был самостоятельным художественным произведением. Так, например, знаменитый показ «Highland Rape», в котором модели дефилировали в разорванных одеждах, прозрачно намекал на судьбу родной Шотландии в составе британского королевства. Во время показа осенью 1998 года рисунок на белое платье модели наносили специальные устройства прямо на подиуме. МакКуин пригласил принять участие в показе модель Эйми Муллинс (Aimee Mullins), у которой ампутированы обе ноги, - она прошла по подиуму на деревянных протезах. Кроме того, МакКуин был одним из первых дизайнеров, который задействовал в своих показах моделей индийского происхождения.
В 1996 президент концерна LVMH Бернар Арно (Bernard Arnault) пригласил МакКуин а занять место главного дизайнера легендарного французского дома высокой моды Givenchy , освободившееся после ухода с поста другого британца – Джона Гальяно (John Galliano). На новом месте Александру пришлось снизить драматический накал показов, однако он оставался верен своим главным принципам и не переставал провоцировать и удивлять. Однако в рамках традиций французского дома высокой моды ему становилось тесно, и в марте 2001 года он покинул Givenchy .
В 1997 известная исландская певица Бьорк (Björk) выбрала костюмы МакКуина для оформления обложки своего нового альбома «Homogenic ». Александр также выступил в качестве режиссера ее клипа на песню «Alarm Call ».
В декабре 2000 МакКуин подписал договор на открытие собственного лейбла с Gucci Group . Он стал обладателем 51% акций своей компании и занял пост креативного директора.
Каждый показ МакКуина по-прежнему был буйством фантазии. Весенняя коллекция 2003 была представлена на потерпевшем кораблекрушение судне; весной 2005 его модели разыграли на подиуме шахматную партию; в финале его осеннего показа 2006 над подиумом воспарила в полный рост проекция супермодели Кейт Мосс (Kate Moss), кружившейся в длинном белом платье.
В 2005 МакКуин попробовал создать совместную спортивную коллекцию с брендом Puma . В 2006 он открыл новую линейку McQ , предназначенную для более молодой и менее обеспеченной аудитории.
К концу 2007 году дом Alexander McQueen открыл бутики в Лондоне , Нью-Йорке , Лос-Анджелесе , Милане и Лас-Вегасе .
В нарядах от Александра МакКуина появлялись на красных ковровых дорожках такие звезды, как Николь Кидман (Nicole Kidman), Пенелопа Крус (Penélope Cruz), Сара Джессика Паркер (Sarah Jessica Parker) и Рианна (Rihanna). Бьорк , японская поп-звезда Аюми Хамасаки (Ayumi Hamasaki) и Леди Гага (Lady Gaga) не раз использовали костюмы МакКуина в своих музыкальных клипах.
Александр МакКуин стал одним из самых молодых модельеров, получивших престижное звание «Британский дизайнер года ». Этого титула он удостаивался четыре раза с 1996 по 2003 год. В 2003 он стал Коммандором Ордена Британской империи (CBE) и Международным дизайнером года по решению Совета Модных Дизайнеров (Council of Fashion Designers).
Личная жизнь Александра МакКуина
Александр увлекался подводным плаванием и нередко использовал морские мотивы в своих коллекциях.
МакКуин всегда открыто говорил о своей гомосексуальной ориентации. По словам дизайнера, он осознал это в раннем возрасте и рассказал семье в 18 лет. После непродолжительного конфликтного периода родные примирились с выбором сына.
Летом 2000 на яхте у берегов Ибицы МакКуин сочетался браком с режиссером-документалистом Джорджем Форситом (George Forsyth). Юридической силы брак не имел, так как в Испании в то время однополые браки были запрещены. Спустя год супруги расстались, оставшись хорошими друзьями.
В 2007 МакКуина потрясло самоубийства его друга и наставницы Изабеллы Блоу .
Смерть Александра МакКуина
11 февраля 2010 года тело МакКуина было найдено в его квартире в Лондоне . В крови дизайнера было обнаружено значительное количество кокаина, снотворного и транквилизаторов. Он покончил жизнь самоубийством через девять дней после кончины своей матери, 75-летней Джойс , от рака.
В посмертной записке было написано: «Позаботьтесь о моих собаках, простите, люблю вас, Ли».
25 февраля в лондонском Соборе Св. Павла состоялась поминальная служба, на которой присутствовали Бьорк , Кейт Мосс , Сара Джессика Паркер , Наоми Кэмпбелл (Naomi Campbell), Стелла МакКартни (Stella McCartney) и Анна Винтур (Anna Wintour). В общей сложности проститься с дизайнером пришло более 2,5 тысяч человек. Прах МакКуина был развеян над островом Скай .
По сообщениям BBC МакКуин оставил 50 тысяч фунтов стерлингов на содержание своих псов, чтобы они ни в чем не нуждались до своей кончины. Также он отписал по сто тысяч фунтов четырем благотворительным организациям.
В мае 2011 года в нью-йоркском музее Метрополитен была открыта организованная Институтом Костюма выставка избранных произведений МакКуина под названием «Savage Beauty». В экспозиции было представлено около сотни костюмов и 70 аксессуаров из архивов домов Alexander McQueen и Givenchy . За три месяца работы она стала самой популярной выставкой в истории музея.
После смерти дизайнера компания Gucci приняла решение сохранить его дом, который возглавила Сара Бертон (Sarah Burton), долгое время ассистировавшая МакКуину . Именно она стала автором подвенечного платья Кейт Миддлтон .
Александр МакКуин о своей работе: «Я не планировал, что моя жизнь сложится таким образом. Это мило, когда люди знают и уважают твой труд, но я не думаю, что этим занимаются, чтобы прославиться. Слава должна принадлежать кинозвездам. А мы просто предлагаем свои услуги».
Меньше всего он похож на модельера. Если представить себе этого человека в традиционном "портновском" стиле - с большими ножницами в руке, задумчиво склонившего голову набок над куском ткани, - получится очень смешно. Кто-то говорит, что он напоминает рок-музыканта... Больше всего он похож на двоечника. Он ерзает на стуле в унылом предвкушении вопросов, "которые слышал уже миллион раз". В течение разговора неоднократно произносит пресловутое английское слово из четырех букв, но при этом на его лице - тень смущения. Смущение? Видеть его на лице человека, которого называют "лондонским горлопаном", "хулиганом от моды", "белой вороной"? Неожиданно.
МакКуин говорит на густом восточнолондонском наречии. К тому же очень тихо. Его речь периодически прерывается совсем детским громким смешком - когда ему нравится выданная им фраза. "Я никому не навязываю свою одежду. К тому же здесь Россия. Я не хочу прослыть очередным тираном".
Своеобразным тираном МакКуин уже, правда, прослыл. Не задавайте ему вопросов о "творческих планах" и "Кем были Ваши родители?". "Мне всегда интересно поговорить с молодым умным человеком, если он будет задавать нормальные вопросы, - нервно бормочет он в самом начале интервью. - Я получил известность сравнительно давно, поэтому журналисты должны быть знакомы с моей биографией. Я не собираюсь тратить свое время на придурков, которые будут опять пытать меня на предмет моего отношения к Джону Гальяно или спрашивать про "нити, связывающие мое творчество с творчеством Юбера Живанши". Я просто человек, и если меня все это достанет, я об этом прямо скажу".
Рассказы о его манерах и выходках обошли не одно периодическое издание. Вот как описывает его студию, где идет подготовка к показу коллекции, корреспондент журнала Details: "Помещение выглядит так, как будто террористы взорвали зоопарк. Повсюду лоскутами разбросаны шкуры, некогда принадлежавшие козе, овце, зебре и другим уж явно не домашним животным. Быть может, его двухкомнатная студия и станет эпицентром ударной волны, которая принесет нам новый шик, но сейчас там крайне скверно пахнет. В помещении стоит тяжелый дух мертвечины, отбеливателя, курева и тревоги. Кажущийся спокойным МакКуин аккуратно прикрепляет булавками кусок кожи к женской куртке, надетой на манекен. Голубыми глазами, мягким пушком на щеках и верхними зубами, выступающими из маленького рта, он напоминает моржа. Я спрашиваю у него, что это за шкура. "Крайняя плоть", - бросает он. Так, во всяком случае, мне послышалось. Его бесстрастный голос звучит так, как будто закипает где-то в глубине гортани и, словно пар, выходит наружу из носа. "Крайняя плоть?" - переспрашиваю я. "Нет! - громко отвечает он. - Я сказал: кабанья плоть. Кабанья шкура. - Он издает звук, отдаленно напоминающий усмешку или даже всхлип какого-нибудь животного. - Хотя я раньше работал и с крайней плотью", - гогоча, добавляет он".
Когда пару лет назад газетные заголовки начали трубить славу молодым британским модельерам, Ли Александр МакКуин (для друзей - просто Ли) быстро стал главным героем всех публикаций. По объемам продаж он сильно отстает от таких гигантов маркетинга, как Прада и Донна Каран , однако не приходится сомневаться в том, что это одна из самых горячо обсуждаемых фигур в мире моды.
Почитатели МакКуина воздают хвалу его мастерству закройщика, богатейшему воображению и утверждают, что он вернул моде жизнеутверждающую силу и сексапильность, возродив кружева, прозрачную ткань, приспущенные брюки и широченные накладные плечи (есть, впрочем, и такие, кто именует МакКуина "МакМюглером" по ассоциации с Тьерри Мюглером, широко использовавшим накладные плечи задолго до МакКуина). Возможно ли, что вся эта вызывающая сексуальность когда-нибудь станет частью повседневной жизни? "Это зависит от вас (женщин). Я не женщина. И не трансвестит. Я все это не покупаю. Но надеюсь, что когда вас начнет тошнить от однобортного жакета, вы захотите большего".
В свои двадцать восемь он разрабатывает модели для двух линий: своей собственной, с торговой маркой McQueen (при поддержке Onward Kashiyama, японской империи готового платья) и французского Дома моды Givenchy. Когда осенью 1996 года МакКуин поступил на работу в Givenchy в качестве главного художника-модельера, многие увидели в этом едва ли не вызов обществу. Юбер де Живанши, создавший эталон элегантности в одежде своими черными платьями, которые носила "лицо" Дома великолепная Одри Хепберн , - и какой-то простолюдин, матерщинник. "Бык в бутике", - посетовал один газетный заголовок, перефразируя поговорку про слона в посудной лавке.
"Я не умолял дать мне работу. Они (Дом Givenchy) меня сами нашли. Значит, им нужно то, что я делаю, - раздраженно говорит МакКуин. - Меня волнует только мнение моего начальника (Бернара Арно). - Немного подумав, он добавляет: - И клиентов. Все, кто находится между ними, пусть катятся к черту". Он вообще довольно часто и нервно прибегает к высказываниям в духе "он сам ко мне пришел". Рассказывая о работе над образом Бьорк для ее альбома Homogenic и костюмах для "Роллинг Стоунз", МакКуин фыркает: "Мне нравится музыка Бьорк, к тому же она мой друг, но я равнодушен к творчеству "Роллинг Стоунз". Они пришли ко мне, потому что им нравится моя одежда. Я им сам ничего не предлагал".
Когда год назад его спросили, чем было навеяно название его лондонского шоу "Там, в джунглях", он вспомнил документальный фильм о газелях. "Я посмотрел на газелей, которых пожирали львы и гиены, и сказал себе: "Это же про меня фильм! Кто-то постоянно охотится за мной, а если поймает, то точно так же съест. Мир моды - это джунгли, полные отвратительных, алчных гиен". А теперь? "Теперь я превратился во льва. Я сам пожираю гиен", - он довольно смеется.
Свое первое платье МакКуин нарисовал в трехлетнем возрасте. Такое занятие вряд ли можно было назвать характерным для ребятишек из Степни, суровой рабочей окраины Лондона. Это казалось необычным не только сверстникам, но и его отцу, таксисту. "Неслыханное дело, чтобы в семье из восточного Лондона появился художник", - говорит МакКуин.
Он начал учиться ремеслу модельера, когда ему было всего шестнадцать лет. Просто бросил школу и пошел работать на Сэвил-Роу, лондонский бастион высокого портновского искусства (Сэвил-Роу - улица в Лондоне, где расположены ателье дорогих мужских портных). В ателье Anderson & Shepherd он написал мелом на пиджаках, один из которых предназначался для принца Чарльза, слова: "Здесь был МакКуин" и, в знак протеста против монархии: "Я - сука" (в очень мягком переводе). После этого перешел в ателье Gieves & Hawkes там же, на Сэвил-Роу, где трудился над брюками. Позже работал у театрального костюмера, шил разные платья, изучал тонкости портновского мастерства. Но эта работа ему не нравилась, хотя, по его же признанию, он был "окружен настоящими "королевами". В результате он отправился в Милан работать у Ромео Джильи , где из первых рук получил знания об основах производства и маркетинга современной моды. Получив образование в престижной школе моделирования и дизайна St. Martin"s в Лондоне, МакКуин почувствовал себя настоящим модельером. Наиболее известными его творениями того периода были брюки "попка", которые сидели на талии так низко, что была видна ложбинка между ягодицами, и топик, заляпанный кровью и грязью. Первые показы, которые он проводил еще будучи свободным художником, имели определенный политический смысл. Так, он заворачивал манекенщиц в целлофан, "украшал" их жакеты следами от автомобильных шин или выпускал чернокожую модель на подиум в наручниках. В одном сезоне он вывалял платья в грязи и прилепил к ним мертвую саранчу. Это было сделано, чтобы изобразить бедствие, ставшее причиной неурожая в Африке. В другом сезоне он устроил показ в церкви, где заявил: "Религия - это источник всех войн в мире". Такие слова стали серьезным нарушением норм, существующих в мире моды, где модельеры редко произносят что-либо более смелое, чем: "Коричневый - это новый черный" или: "Этот год мне видится в полосках".
Пару лет назад МакКуин, шотландец по происхождению, организовал шоу под названием "Насилие над Шотландией" в память о резне, которую устроила Британия в Шотландии в XVIII веке. Девушки выходили в разорванной одежде, а из-под шотландских юбок у них виднелись бинты. "Пресса меня распяла за это, - вспоминает он, - но я рад, что это сделал".
Циники поговаривают, что МакКуин тщательно просчитывает свои шаги, чтобы привлечь к себе внимание прессы. Сам же он утверждает, что всего лишь обнажает уродливую правду перед глухой ко всему публикой.
"Когда я начал устраивать свои шоу, я стремился показать журналистам то, что они как раз совсем не хотели видеть: голод, кровь, нищету. Смотришь на всю эту "фэшн-тусовку" в их дорогих прикидах и темных очках и понимаешь, что они никакого понятия не имеют о происходящем в мире. Их интересы ограничиваются рамками моды. Я трачу деньги на свои шоу для того, чтобы показать этим людям другую сторону жизни. Пусть они испытывают ненависть и отвращение - меня это вполне устраивает. Буду знать, что хоть какие-то чувства в них пробудил".
Конечно, до магазинов доходят лишь некоторые из эктравагантных, шокирующих своей откровенностью и кричащей сексапильностью моделей. "В коллекциях от кутюр я имею право выражать себя как модельер в такой степени, в какой считаю нужным. В прет-а-порте попадают лишь элементы этого самовыражения. К сожалению, все мы прекрасно знаем, что большинству нужен лишь какой-нибудь классический жакет. Но это не моя проблема", - МакКуин усмехается. Горечь по поводу ограниченного мышления массового покупателя очевидна, хотя его высказывания по этому поводу не так резки, как можно было бы ожидать. "Я никому никогда не говорил: если ты не носишь мою одежду, ты безнадежно отстал. Все очень просто: человек должен чувствовать себя хорошо в одежде. Не чувствуешь себя хорошо - не покупай. И все. Я создаю свои модели для сильной, независимой женщины, которая знает толк в вещах. Журналам мод платят за то, чтобы они говорили: надо носить это и то. А моя женщина не терпит диктата".
Женщина, не терпящая диктата. Женщина, без страха обнажающая грудь, если ей того хочется. Женщина, сбивающая с толку длиной - вернее, почти полным отсутствием длины - своей юбки. Женщина-сила, женщина-власть. Разве вы не видите в этом почтения к ней, преклонения перед ней и даже любви? Да он же чистой воды феминист, этот МакКуин. Он на нашей стороне. "Я всегда пытаюсь создать равные условия для женщин и мужчин. Я феминист в мужском обличье, - говорит он. - Я не хочу, чтобы женщина выглядела слабеньким, наивным существом, окутанным облачком шифона. Пусть этим занимаются другие. Моя женщина должна быть сильной, чтобы противостоять любому давлению на нее. У меня три сестры, и я неоднократно имел возможность наблюдать все страдания, которые доставляли им мужчины. В этом, наверно, корни моих феминистских настроений". А красота... "Красота - в сердце смотрящего, - мудро изрекает он. - Что толку пытаться быть красивой для всех? Все равно для кого-то вы будете выглядеть безобразно. А для кого-то будете воплощением прекрасного... Как я сам, например". Ответ на вопрос об отношении к собственной внешности был кратким: "Лучше спросите, что думает по этому поводу мой муж. Мой Маррей. М-а-р-р-е-й. Так и запишите".
Разговор мягко перетекает в область чувств. Страстный, романтически настроенный, наивный. Приверженец моногамного брака. Во главу угла ставит доверие. Дает людям только один шанс. Если вы не способны оценить это, второго шанса у вас не будет. Ревнив ли он? Да не то чтобы он был ревнив, просто не любит когда из него делают идиота... "Ой-ой-ой, что-то мы слишком увлеклись личным... - смеясь, кричит он. - Давайте дальше".
Наивный и романтический человек не раз кричал совершенно иные вещи. В том же журнале Details описывается такая ситуация: "...Ведущая передачи о моде на итальянском телевидении жалуется, что простояла на улице целых два часа, прежде чем ей разрешили пройти на показ. "Мне пятьдесят лет, - говорит она МакКуину, - и со мной нельзя так обращаться. Как вы вообще это объясняете?" - спрашивает она. МакКуина начинает бить дрожь, лицо его становится ярко-розовым. "Чего вы тогда пришли, если вам здесь не нравится. Не нравится - идите домой!" Сотрудник Kashiyama встает перед камерой и закрывает объектив ладонью, требуя прекратить интервью. "Если вам не нравится это е...е шоу, - орет МакКуин с такой силой, что голос его срывается, - идите на..!"
Ему постоянно не хватает времени. Настолько, что он даже не смог присутствовать на показе своей коллекции для Дома Givenchy в московском метро. Прилетел - улетел. "С самого начала своей работы у "Живанши" я работаю без перерыва. У меня иногда нет времени сделать то, что делает каждое человеческое существо. Вот так вот я для вас это мягко сформулировал, хотя мог бы сказать что-нибудь грубое", - он явно доволен своей вежливостью. Не терпит вопросов о будущих коллекциях: "Ребята, я делаю 10 коллекций в год. Откуда я знаю, что будет завтра?! Это физически невозможно. Какой будет моя следующая коллекция, я начинаю понимать только тогда, когда вижу кусок ткани на манекене. Мир в том виде, в каком он сейчас существует, не имеет будущего. Давайте попробуем для начала прожить несколько дней".
Говорят, МакКуин зарабатывает около миллиона долларов в год, однако есть сведения, что его больше интересуют разные авантюры и острые ощущения, нежели деньги. Он продает под собственной маркой очки, дамские сумки, шарфы и прочие аксессуары в Японии и в то же время отказывается от многих других заманчивых предложений. "Я не произвожу духов, банных полотенец, детских одежек. Не обращайтесь ко мне за постельным бельем, потому что у меня вы его не получите. А если и получите, то оно будет все в пятнах, - говорит он. - Я бешусь, когда вижу повсюду мою одежду. Я не хочу одевать всех подряд, потому что мне не все нравятся".
Зарекомендовал себя как новатор, модный революционер, не боящийся переходить границы дозволенного. Организации показов дизайнер уделял ничуть не меньше внимания, чем созданию коллекций, - для него это была возможность рассказать свою историю, представить на подиуме ни с чем не сравнимое действо. За это Маккуин часто получал упреки в честолюбии. На самом же деле он был болезненно ранимым человеком, тяжело воспринимающим критику. Главной его поддержкой на протяжении всего творческого пути была его мать Джойс. В начале 2010 года ее не стало. Маккуин так и не сумел справиться с трагедией – 11 февраля 2010 года он покончил жизнь самоубийством.
В годовщину смерти одного из главных модельеров своего времени мы вспоминаем пять знаковых коллекций, созданных Александром Маккуином.
В 1997 году Александр Маккуин возглавил модный Дом Givenchy , однако все его работы на этой должности подвергались критике со стороны модных экспертов. В 2001 году он ушел из легендарного Дома, так и оставшись непонятым. Весь свой творческий потенциал дизайнер стремился выразить в коллекциях собственного бренда. 2001 год стал переломным в карьере дизайнера благодаря показу «VOSS», состоявшемуся на Неделе моды. В центре подиума Маккуин разместил зеркальный куб, и когда в зале зажегся свет, зрители увидели лишь собственное отражение, на которое им предстояло смотреть в течение двух часов. Затем стекло вдребезги разбилось, и перед публикой предстали модели, наряды которых были вдохновлены фильмами Хичкока и шокирующими работами фотографа Джоэля-Питера Уиткина. Пышные платья, декорированные страусиными перьями, головы моделей, перевязанные бинтами, сложные конструкции с чучелами птиц на плечах - противоречивое шоу вызвало у зрителей бурю эмоций.
Неподражаемая икона стиля Изабелла Блоу была ближайшей подругой и наставницей Александра Маккуина, поддерживающей его с самого начала карьеры – в 1994 году она полностью выкупила дебютную коллекцию молодого выпускника Колледжа искусства и дизайна Сент-Мартинс за 5 тысяч фунтов, выплачивая ему по 100 фунтов в неделю. Ее самоубийство в мае 2007 года повергло дизайнера в шок, от которого он не смог оправиться до конца своей жизни. Весенне-летняя коллекция 2008 года была полностью посвящена легендарной Иззи. Ее модельер создал совместно с Филипом Трейси, еще одним протеже Блоу. Каждую из вещей, представленных на подиуме, Изабелла могла надеть на светское мероприятие или к себе в офис – она искренне считала, что понятия overdressed не существует, и не выходила из дома без яркой помады и очередного экстравагантного шедевра Филипа Трейси. Коллекция–трибьют имела грандиозный успех.
Помимо дизайна одежды Александр Маккуин с детства серьезно увлекался орнитологией и даже ходил на курсы по изучению строения птиц. Апогея любовь дизайнера к пернатым достигла, когда он создал коллекции «The birds» (1995 год) и «The Horn of Plenty» (2009 год), некоторые модели которой были полностью или частично выполнены из утиных перьев. Абсолютно непрактичные вещи не были предназначены для носки, зато полностью отражали ДНК бренда. Маккуина часто обвиняли в излишней театральности и драматизме, его творения считали несовместимыми с жизнью. Сам художник не отрицал этого, заявляя, что его коллекции – это искусство, а не коммерция.
Фантазия дизайнера была поистине безгранична – в коллекции «Plato`s Atlantis» он нарисовал мир после того, как его настигнет трагедия, которая случится в результате глобального потепления. По версии Маккуина, Землю будут населять полулюди-полурептилии, приспособленные к жизни как на суше, так и под водой. Модным откровением стали туфли «Armadillo» на высокой платформе и 30-сантиметровых каблуках, в которых Леди Гага появилась в своем видео «Bad Romance» и, таким образом, принесла Маккуину популярность среди широких масс.
Особое место в истории моды занимает последняя коллекция Дома Alexander McQueen, созданная при жизни его основателя. Маккуин так и не успел представить ее публике. Камерную презентацию безымянной коллекции, которую позже назвали «Angels and Demons», провела продолжательница дела своего наставника и друга Сара Бертон, возглавившая бренд после его смерти. Бертон не стала добавлять к созданным Маккуином 16 моделям ни единого элемента, сохранив их именно в том виде, в котором их оставил после себя дизайнер. Одна из самых удачных моделей коллекции – короткое красное платье из шелка с золотой барочной вышивкой – крупные складки на бедрах отсылают к театральным кулисам. Финальный выход презентации – удлиненный жакет с высоким воротом, созданный из выкрашенных вручную утиных перьев, надетый поверх пышной белой юбки.
«Ужасное дитя» британской моды, «мыслит как дьявол, но кроит как ангел», «белая ворона». Именно такие отзывы можно встретить, читая про этого британского модельера. А, казалось бы, он должен был быть невозмутимым и холодным, строгим и чопорным, как и положено . Впрочем, он был «чудаком», а «чудаками» Англия также славится.
Александр Маккуин биография.
Ли Александр Маккуин родился 17 марта 1969 года в восточном Лондоне. Рабочий район. Его отец – таксист, мать была учительницей. В семье также были три дочери. Предки Александра Маккуина со стороны отца - шотландцы. В детстве Александр (для друзей просто Ли), как и все мальчишки из его района, хулиганил, ненавидел школу, расписывал стены граффити, затем панковал. Но вот была у него одна особенность, которой он очень удивил своего отца, Александр любил шить платья.
И в 16 лет Александр Маккуин устраивается в мастерские Сэвил Роу. Здесь шили мужские костюмы для клиентов из высшего света. Александр же продолжал хулиганить. Он, в общем-то, всегда оставался хулиганом. Так он вшивал в подкладку пиджаков принца Чарльза кусочки ткани с надписью "Тут побывал Маккуин". Но это ещё были цветочки. Ягодки мир моды ожидали впереди.
Вскоре Александр поступает в Колледжа искусств Св. Мартина. Попутно он работал у японского дизайнера Кодзи Тацуно, а также у итальянского модельера Р. Джильи. В Колледже искусств разнообразные безумные идеи поощрялись, и Александр мог воплощать в жизнь многие свои фантазии, благо воображение у него было очень богатым. Что ж, не удивительно, что именно после презентации выпускной коллекции Александра Маккуина назвали «ужасным ребёнком» мира моды.
Кровь, грязь, изодранные кружева, расшнурованных корсеты, бинты, черепа, жуткие клоунессы – всему этому Александр Маккуин находил место на подиуме, находил место там, где до этого ожидали увидеть лишь блеск и роскошь. «Когда я начал устраивать свои шоу, я стремился показать журналистам то, что они как раз совсем не хотели видеть: голод, кровь, нищету. Смотришь на всю эту «фэшн-тусовку» в их дорогих прикидах и темных очках и понимаешь, что они никакого понятия не имеют о происходящем в мире» - говорил он, пытаясь оправдать свои жуткие показы. Его же обвиняли в эпатаже, в цинизме. А когда он в 1999 году вывел на подиум , которая лишилась ног, когда ей было два года, но это не помешало ей успешно заниматься спортом, его обвинили в использование для привлечения внимания и денег инвалидов. Он же говорил о том, что его одежда делает людей более уверенными, и он хочет, чтобы она помогала и инвалидам быть более уверенными и оптимистичнее смотреть на мир. Про тот показ Александр Маккуин говорил: «я не поменяю людей, с которыми готовил этот показ, ни на каких супермоделей… в них есть чувство собственного достоинства… Вот кого я считаю по-настоящему красивыми..». Он, казалось, ненавидел моду. Ту моду, какой она есть сейчас, но при этом упорно продолжал заниматься ей. Кроме страшных показов, его показы всегда ещё были и интересны, и неожиданны. Так в одной из своих коллекций Маккуин нарядил моделей шахматами и поместил их на шахматную доску, на которой ими играли. На другом же показе зрителям были розданы оделяла, чтобы можно было уютнее наблюдать за происходящем на подиуме. Да и премьера песни также состоялась на одном из показов Александра Маккуина.
Платья Александр Маккуин, сделанные при жизни дизайнера и платья от его ученицы Сары Бертон.
Прекрасные клатчи Александра Маккуина.
Но кроме такой, «ужасной» моды, антимоды, странной моды, Александр Маккуин вполне хорошо шил и «обычную» одежду.
И в 1997 году он становится арт-директором в Доме Givenchy. «Шпана в благородном Доме» - так расценили его появление журналисты и именитые модельеры. За время своего пребывания в Доме Givenchy Маккуин трижды был объявлен лучшим британским модельером. «Он безумен, но, несомненно, гений» говорили о нём.
В 2001 году Александр Маккуин покидает Givenchy и переходит к , где и создаёт собственный бренд - Alexander McQueen.
В личной жизни он никогда не скрывал того, что был геем. Так с 2000 года он жил в гражданском браке с британским кинодокументалистом Джорджем Форсайтом. Но долгим этот союз не был.
Близкой подругой Александра Маккуина была многие годы журналистка Изабелла Блоу. Она покончила с собой в 2007 году, после того, как ей был поставлен диагноз рак. Маккуин тяжело переживал её смерть.
А в феврале 2010 года он также покончит жизнь самоубийством, Александр Маккуин повесится в собственной квартире. Произойдёт это после смерти его матери, которая всегда и во всём поддерживала своего сына. На этом и закончится история про «ужасного портного». А бренд Alexander McQueen продолжит радовать нас своими шикарными коллекциями, платьями, клатчами, под руководством дизайнера (Sarah Burton), ученицей Александра.
Биографии знаменитостей
6146
13.10.15 09:40
Он обожал своих собак и устраивал из модных показов невероятные (а порой скандальные) шоу, он слишком сильно переживал смерть матери и после нее поставил точку в собственной биографии. Александра МакКуина пришли провожать знаменитости со всего мира: от Бьорк и Наоми Кэмпбелл до Леди Гаги и Анны Винтур . Может, талантливый модельер поспешил с уходом?
Биография Александра МакКуина
Шил платья сестрам
Мать – учительница-англичанка и отец – таксист-шотландец, наверное, не думали, что растят будущего великого кутюрье. У лондонцев МакКуинов уже росло пятеро детей, когда в семье появился шестой ребенок – мальчик. Родившегося 17 марта 1969-го года сына Рональд и Джойс решили назвать Ли Александром.
Тяга к проектированию платьев возникла у Ли в подростковом возрасте. Ведь он рос в большой семье, каждый пенни – на счету, вот мальчишка и выручал папу с мамой, начав придумывать фасоны нарядов для старших сестер и понемногу шить. Биография Александра МакКуина, вчерашнего выпускника школы, продолжилась в ателье «Anderson & Sheppard»: он начинал как подмастерье портного. Потом сам стал портняжить в «Gieves & Hawkes» и пробовал себя как театральный костюмер в «Angels & Bermans». Поначалу Ли Александр работал над мужскими костюмами, его услугами пользовались члены королевской семьи и другие известные люди (например, принц Уэльский и президент России Михаил Горбачев).
Под крылом Изабеллы Блоу
Вскоре МакКуин стал студентом колледжа «Central Saint Martins» и был очень прилежен в постижении тонкостей мастерства. Его дипломная работа произвела на стилиста и редактора модных журналов Изабеллу Блоу неизгладимое впечатление. Название коллекции тоже было впечатляющим: «Jack the Ripper Stalks His Victims», что в переводе означает «Джек Потрошитель выслеживает свои жертвы». Блоу взяла выпускника колледжа под свое крыло и предложила зарегистрировать бренд «Alexander McQueen», отныне британец предпочитал свое второе имя.
Поработав на японца Тацумо и итальянца Джильи, в 1994-м году Александр представляет свою дебютную коллекцию (на Лондонской неделе моды). С тех пор каждый показ его моделей был больше похож на провокационный спектакль, а сами платья поражали эксцентричностью. Манекенщицы выходили на подиум то в элегантных лохмотьях (так кутюрье, гордясь шотландскими корнями, видел судьбу своего народа в составе Объединенного королевства), то дефилировали в белоснежных одеждах (а рисунок на ткань «наносили» специальные проекторы). Он привлекал к дефиле моделей из Индии и параолимпийскую чемпионку, американку Эйми Маллинз, у которой вместо ног ниже колена – протезы.
Мне нужен воздух: Больше творческого простора!
Когда МакКуину исполнилось 27 лет, Бернар Арно предложил ему выгодный контракт: занять место Джона Гальяно на посту главного дизайнера Дома моды «Givenchy». Через год исландка Бьорк, обожающая все экстравагантное, попросила Александра «нарядить» ее для обложки нового диска «Homogenic», он так увлекся, что срежиссировал ее клип. С тех пор знаменитостей связывала крепкая дружба.
Быть «законодателем моды» легендарного французского бренда – конечно, лестно, но здесь фантазии Александра по части показов приходилось урезать, да и ему самому требовалось больше «творческого простора». И в 2001-м году он простился с «Givenchy». МакКуин стал сотрудничать с «Gucci Group»: открыл свой лейбл и стал креативным директором собственной компании. Он радовал публику, приходящую на показы, новыми идеями: на подиуме «терпел бедствие» большой корабль, а в следующий раз его манекенщицы становились шахматными фигурами на импровизированной «доске» (коллекция 2005-го года «Это просто игра»).
Четырежды лучший
В 2003-м году молодой дизайнер был удостоен почетной награды – он стал командором Ордена Британской империи. А в 2005-м в биографии Александра МакКуина появилась новая веха: союз с производителями спортивной обуви Puma. Еще через год кутюрье выпустил новую линию одежды – для молодежи («McQ»).
Александр четыре раза признавался лучшим британским дизайнером. Слава о кудеснике МакКуине обошла весь мир: в 2007-м году его бутики были разбросаны по странам и континентам (Лондон, Милан, Москва, Нью-Йорк, Лас-Вегас, Лос-Анджелес).
Слава – для звезд
Голливудские знаменитости все чаще выбирали именно его платья для «торжественных случаев». В числе его клиенток были Сара Джессика Паркер и Рианна , Николь Кидман и Пенелопа Крус , и Бьорк. Сам модельер считал, что слава должна принадлежать звездам: «Хорошо, когда люди знают твой труд, но мы лишь предоставляем услуги!».
Личная жизнь Александра МакКуина
Неудавшийся брак
Александр никогда не скрывал своей ориентации: он еще в юности понял, что «не такой». Уже в 18 лет он открылся семье. Родные поначалу были в шоке, но быстро смирились. В 2000-ном году он попытался направить жизнь в семейное русло и заключил брак с режиссером-документалистом Джорджем Форсайтом. Правда, никакой силы этот брак не имел: событие произошло в Ибице, а в Испании однополые союзы не считались законными. Пара распалась уже через год. Больше о личной жизни Александра МакКуина ничего не известно.
Трагедии, которых он не пережил
В 2007-м (после второй попытки суицида) уходит Изабелла Блоу. Эта смерть была для Александра, словно удар топора: он тяжело пережил утрату. Пройдет не так уж много времени, и он потеряет еще одного близкого человека: его мать Джойс погубил рак. Случилось это в начале февраля 2010-го.
Через 9 дней после этой трагедии, 11-го числа, сын последует за матерью. Никто так толком и не поймет, что заставило талантливого и очень богатого человека в 40 лет проститься с этим миром и повеситься в гардеробной. Может, всему виной депрессия, а может, наркотики, ведь в крови Александра нашли кокаин и транквилизаторы. Модельер оставил своим псам 50 тыс. фунтов, много денег отписал на благотворительность. А в прощальной записке говорилось: «Позаботьтесь о моих собаках, простите, люблю вас, Ли».