Александр анисимов летчик биография. Дочь Чкалова: "Первый канал" выставил моего отца недоумком
На прошлой неделе, начиная с понедельника, Первый канал ежедневно по будням показывал в прайм-тайм сразу по две серии восьмисерийного телефильма «Чкалов»
Я до сих пор не могу оправиться от потрясения, мне хочется рыдать в голос всякий раз, как только я вспоминаю об этом фильме. Если честно, мне не хватает сил отнестись к ситуации с юмором, как советуют все близкие и друзья.
— Я до сих пор не могу оправиться от потрясения, мне хочется рыдать в голос всякий раз, как только я вспоминаю об этом фильме, — говорит мне Ольга Валерьевна Чкалова, младшая дочь легендарного советского летчика-аса . — Если честно, мне не хватает сил отнестись к ситуации с юмором, как советуют все близкие и друзья.
— Художественное осмысление образа талантливыми людьми, даже если бы оно радикально противоречило моим представлениям, меня бы не оскорбило. Если люди знакомились с героем своего произведения, вникали в его слова и поступки, читали все, что было сказано о нем, мыслили и честно выстроили образ, это значит, он им уже близок. С ними можно вступить в полемику… Но в уже показанном телесериале «Чкалов» я вижу другое — холодное, бездушное, злонамеренное, ходульное выстраивание сюжета по законам плохого, абсолютно бездарного вестерна, в котором нет ничего общего с правдой… Взяты факты биографии известного, заслуженного человека: да, Валерий Чкалов жил именно в довоенной эпохе. Да, он женился на девушке по имени Ольга. Да, он был летчиком, да его отстраняли от полетов, выгоняли из армии, да он был осужден, да, позднее стал Героем Советского Союза. То есть какие-то реперные точки сохранены, но тем больнее и обиднее, что речь идет именно о моем отце, именно его безжалостно оболгали. Не знаю только, на потребу чему? И самое непереносимое для нас с сестрой заключается в том, что создатели фильма всюду утверждают, что работа шла в союзе с дочерьми летчика Чкалова. То есть мы эту лживую, грязную историю, которую они предъявили публике, якобы одобрили! Я хочу, чтобы все знали: мы к этому не имеем никакого отношения!
— А создатели фильма к вам вообще не обращались за консультациями?
— В 2007 году сценарист Алексей Поярков позвонил моей сестре Валерии и попросил ее посмотреть наброски сценария фильма об отце. Сестра сделала там немало поправок. А потом он пропал и не подавал с тех пор ни звука. А полгода назад мы прочитали, что скоро на экран выходит сериал, приуроченный, цитирую: «…к 75-летию беспосадочного перелета Валерия Чкалова из Щелкова в США через Северный полюс. Перелет был совершен летом 1937 года на борту Ант-25: 9 тысяч км за 63 часа 16 минут». До сценариста не дозвонились. Нашли режиссера Игоря Зайцева, сказали, что хотели бы ознакомиться с фильмом, прежде чем он будет предъявлен широкой публике. Он ответил: «Мы открыты для общения», но добавил, что ему нужно переговорить с продюсером и он перезвонит. Не дождавшись обещанного, я перезвонила сама. Он извинился, сказал, что потерял наш номер. И что теперь непременно все выяснит и перезвонит… И снова — тишина. Такое, знаете ли, вежливое хамство. Лето прошло, к дате события они не успели, и мы перестали дергаться. И вот — октябрь. На экране якобы папа. Который без конца только и делает, что пьет, дебоширит, крутит романы то с какой-то Марго, то с цыганкой чуть ли не на глазах у жены и детей. Он, ко всему прочему, всех предает, ну ни дать ни взять — подонок… Этого всего не было никогда!
— Каким вы помните отца?
— Я родилась на седьмой месяц после смерти папы. Он погиб в декабре 1938 года, и тогда моему старшему брату Игорю, которого сегодня уже нет с нами, было 11 лет, сестре Валерии — 4 года. Но благодаря маме у нас у всех было полное ощущение, что мы растем рядом с папой. Его кабинет был всегда открыт, его слова, шутки, его поступки — это все незримо присутствовало. Мы все детство и юность общались с его друзьями, которые очень многое, вплоть до деталей, мельчайших подробностей, рассказывали нам о папе. Когда повзрослели, стали читать и прочитали все архивные документы, все воспоминания людей, которые были с ним знакомы. Я полагаю, что иногда, при живых отцах, дети знают о них и чувствуют их меньше, чем это было и есть у нас. Папа безумно любил маму, уже опубликована его переписка с ней, в его письмах очень видно, как он безумно тосковал по ней и детям, когда оказывался в разлуке с семьей. Я помню наизусть, вот к примеру: «…Получил сегодня сразу три письма от тебя, и у меня сегодня день радости. Твои письма для меня так же ценны и нужны, как заблудившемуся в пустыне вода. Они меня приводят в то хорошее состояние, которое я называю отдыхом души и успокоением нервов».
Папа был умным, образованным, интеллигентным человеком. Если зритель, посмотревший фильм, прочитает дневник настоящего Валерия Чкалова, который он начал вести в брянской тюрьме, то просто не поверит, что так мог излагать свои мысли туповатый, хамоватый, хулиганистый негодяй, облик которого ему навязали… На протяжении восьми серий у отца в фильме простецкая, нелепая речь… А папа писал в дневнике: «Когда человек попадает в каменный мешок, он перестает быть человеком — это живое существо, лишенное своего «я». Человек, имея свободу, не ценит ее, но стоит ее лишиться, как он сознает, что потерял все дорогое…»
Между героем сериала и автором этого письма, согласитесь, — пропасть. Герой сериала и двух слов связать не может, он — в лучшем случае просто лихач, презирающий и людей, и все опасности. А он был в своем деле новатором, испытателем, великим тружеником, высококлассным профессионалом. Он был смелым, рисковым, открытым человеком, и его действительно называли «воздушным хулиганом». А он объяснял, что без риска — нельзя, что «летчик-истребитель, готовясь к будущим боям, должен стать таким, чтобы только самому сбивать неприятеля, а не быть сбитым». Он разрабатывал новые фигуры высшего пилотажа не ради куража или ухарства, он отрабатывал технику пилотирования, чтобы понять, на что способна машина и он сам. У него был полет под Троицким мостом — тоже тренировка. Там случилась авария, самолет задел провода, трибунал его осудил. Сослуживец отца по эскадрилье в Ленинграде рассказывал: «Однажды я увидел, что Валерий Павлович с карандашом и бумагой в руках трудится над какими-то схемами и чертежами. На вопрос, чем он занимается, Чкалов ответил, что вот все думает, как обратную петлю сделать. Но ничего не выходит — плоскость отвалится. …На ненужный риск он не шел». И война Великая Отечественная началась именно на тех самолетах, которые испытывал отец.
— Правильно ли я понимаю ваши ощущения — создатели фильма не изучали жизнь своего героя, а ворвались в нее, как воры-грабители, все раскидали, побросали важное, потоптались, схватили то, что плохо лежит…
— Абсолютно правильно, и пользуясь вашей аналогией, я еще добавлю, что они действовали в перчатках — ничего не потрогали собственными руками, не почувствовали ни духа эпохи, ни личности. Что «плохо лежало»? У отца был близкий друг, бывший однокурсник Александр Анисимов, они с ним действительно соперничали, так как оба были высококлассными летчиками. Но соперничали именно в профессиональном плане. Никогда Александр не был влюблен в мою маму, не могло быть у них из-за нее никакой дуэли. Но на потребу чему-то авторы фильма не только здесь закручивают сюжет любовного треугольника, но еще и добавляют эту роковую Марго, которая тоже становится общей для них любовницей. То есть у них есть какая-то ткань, и они шьют все, что им заблагорассудится… Такую чушь несусветную.
— Ну да, шьют, как вьетнамцы под брендом известных итальянских фирм, и выбрасывают на рынок.
— Выбрасывают на барахолку омерзительную дешевку, подделку, которая просто даже в элементарную какую-то логику характеров не вписывается. Ну вот они же сами показали в фильме венчание отца с мамой в церкви. Это — 1927-й, просто очевидно, как это опасно было для карьеры отца. А почему он это сделал? Да потому, что наш дедушка, Павел Григорьевич, был церковным старостой в родном селе Василева Слобода. Он был всю жизнь глубоко верующим человеком. Папа венчался из уважения к его чувствам. А в фильме дед приезжает из деревни, проделав долгий путь, а Валерий Чкалов до такой степени увлечен роковой любовью к страстной Марго, что уходит из дома к ней. И дедушка, его отец, обидевшись, уезжает на следующее же утро. Не мог Валерий Чкалов, который готов был из-за отца бросить на карту все, уйти в первый же вечер его приезда! Это — невозможно. Что еще интересно: мама в фильме тем временем музицирует на фортепьяно. Она на этом инструменте, кстати, никогда не играла, она хорошо пела, но не это важно. А то, что она на недоуменный вопрос деда: «Куда это сын на ночь глядя?» — с покорностью в голосе объясняет, что муж в последнее время берет уроки танго. То есть она знает про эту преподавательницу танцев, Марго, знает, что муж изменяет, но принимает ситуацию. Мама никогда бы не смогла такого потерпеть! Она была удивительно гордой женщиной, с прямой спиной, с характером. Питерская интеллигентка, филолог, всю жизнь преподавала в школе русский язык и литературу, издавала с детьми газету. Мне рассказывала мама, что незадолго до гибели отец говорил ей: «Ты даже сама не представляешь, что ты для меня сделала». Мама в самых трудных ситуациях была для отца лучшим советчиком и другом. А в фильме она — бессловесная, в полном смысле слова деревенская дурочка. Вот якобы 1935 год, и мои родители на приеме у Сталина. Я оставлю за скобками то, что в этом фильме вообще все даты перепутаны и что в указанный год Чкалова еще в Кремль не приглашали. Оставлю и то, что банкет напоминает обед в какой-то столовке, — тут уже вопрос бюджета и хоть какого-то желания показать реалии минувшей эпохи. Но вот Сталин якобы приглашает маму на танец, а она только что после родов, чуть ли не падает. Но идет танцевать, вся такая обмякшая, с придыханием. Я думаю, содрогнулись все, кто помнит маму, — это безобразная попытка спроецировать собственные представления о поведении людей в предлагаемых обстоятельствах…
— Вы сами заговорили о Сталине, в кадрах с ним актеру Дятлову совсем уже невозможно, он очевидно беспомощен, неестественен. Чкалов вместе с «отцом народов» лезет под стол, обращается к нему исключительно на «ты». Выглядит это все карикатурно.
— У меня, кстати, актер, игравший роль Чкалова, отторжения не вызывал, он просто делал то, что велено. Весь фильм — карикатура и бездарный гротеск. Взято действительно тяжелое, мрачное время и показано как сплошная несуразица. Там как будто бы и не было личностей — все идиоты; походя в этом фильме ернически пнули многих порядочных, известных людей. И про Сталина… У отца никогда не было с ним панибратских отношений, они общались на официальных приемах или по делу — в кабинете. Друг отца, Георгий Байдуков, рассказывал мне, что только однажды отец, когда его чествовали за только что совершенный подвиг, от переполнявших его чувств предложил Сталину выпить на брудершафт. Переполошилась охрана, все напряглись. Отец выпил полный стакан водки, Сталин свой только пригубил… Такая ситуация была один раз, под влиянием момента. А в жизни отец субординацию всегда соблюдал — он не был безумцем и не мог хлопать по плечу «вождя всех народов» со словами: «Послушай, Иосиф…»
Отец был популярным, он много общался и дружил с известными актерами, писателями, они могли выпить, поговорить. Об этом есть опубликованные воспоминания. Но кутить с цыганами, беспробудно пить, хамить, предавать друзей и семью — так представить жизнь человека, чья жизнь оборвалась на пике славы, в 34 года, и который так много успел сделать, — это, я считаю, позорище прежде всего для создателей фильма. У меня ощущение, что историю нашей семьи закопали в безобразную яму…
— Вы не собираетесь подать в суд на создателей фильма? Я помню, что родственники Есенина также были возмущены пошлым духом сериала о поэте, который, кстати, снял тот же режиссер Зайцев.
— Судиться с Первым каналом бессмысленно, мы только поднимем им рейтинг. Мы уже видели подобную ситуацию, когда шло обсуждение по поводу столь же бездарного фильма об ученом-физике Льве Ландау. Все, чего хочу я сегодня, это сказать людям: вы сегодня видите, что на экранах появляются пометки 16+, 18 +.
А на этот сериал нужно ставить просто жирный крест. Нет такого возраста, в котором можно было бы смотреть посмертную грязную клевету на конкретных людей, которые до сих пор остаются легендами своей страны.
Российская империя Российская империя СССР СССР
отрядом лётчиков-испытателей
Александр Фролович Анисимов ( , дер. Взъезды , Медведская волость, Новгородский уезд , Новгородская губерния , Российская империя - , Москва , СССР) - советский лётчик-испытатель , мастер высшего пилотажа, командир 9-й категории.
Биография
Родился (16 (28) ноября (по другим данным - 16 (28) июля) 1897 года в дер. Взъезды Медведской волости Новгородского уезда Новгородской губернии .
- в мае - служил старшим авиамотористом 5-го Социалистического авиаотряда на Восточном фронте , воевал с частями Чехословацкого корпуса ;
- в 1919 году - ноябре 1920 года служил авиамотористом 1-го Петроградского авиаотряда, воевал на Западном фронте с войсками Н. Н. Юденича и польской армией.
Затем служил в авиационно-истребительных частях ВВС . В июле 1928 года переведён на лётно-испытательную работу в НИИ ВВС . В июне 1931 года назначен командиром отряда. Участвовал в испытаниях И-4 , И-5 и других самолётов. 3 декабря 1931 года на истребителе И-4 участвовал в первом полёте во время испытаний «Звена-1».
Обстоятельства авиакатастрофы
На самолёте И-5 в непосредственной близости от земли демонстрировались фигуры высшего пилотажа, применяемые в воздушном бою. Велась съёмка на кинопленку для учебного фильма для лётчиков-истребителей ВВС. 11 октября 1933 года должны быть завершены работы с кинооператорами. Анисимов сделал два пикирования с выводом иммельманом самолёта из пике. На третий раз вывод не удался и самолёт вверх колёсами упал на землю.
Аварийная комиссия после расследования катастрофы определила причину - техническая неисправность самолёта: переломилась педаль ножного управления рулём поворотов, без которого на малой высоте невозможно было перевернуть И-5 в нормальное положение.
По другой версии лётчика-испытателя Остехбюро М. Н. Каминского произошла трагическая случайность. Анисимов для съёмок делал «мёртвые петли» . При выходе из третьей петли, рядом с землёй, избегая столкновения с другим движущимся самолётом на аэродроме, попытался провести спасательный манёвр, но не хватило высоты и самолёт Анисимова перевернулся через винт и врезался в землю.
Напишите отзыв о статье "Анисимов, Александр Фролович"
Примечания
Ссылки
- Стефановский П. М.
Отрывок, характеризующий Анисимов, Александр Фролович
Он дал бумагу Алпатычу.– А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас.
– Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая:
«Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.)
Народ беспокойно сновал по улицам.
Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот домов и ехали по улицам. В соседнем доме Ферапонтова стояли повозки и, прощаясь, выли и приговаривали бабы. Дворняжка собака, лая, вертелась перед заложенными лошадьми.
Алпатыч более поспешным шагом, чем он ходил обыкновенно, вошел во двор и прямо пошел под сарай к своим лошадям и повозке. Кучер спал; он разбудил его, велел закладывать и вошел в сени. В хозяйской горнице слышался детский плач, надрывающиеся рыдания женщины и гневный, хриплый крик Ферапонтова. Кухарка, как испуганная курица, встрепыхалась в сенях, как только вошел Алпатыч.
– До смерти убил – хозяйку бил!.. Так бил, так волочил!..
– За что? – спросил Алпатыч.
– Ехать просилась. Дело женское! Увези ты, говорит, меня, не погуби ты меня с малыми детьми; народ, говорит, весь уехал, что, говорит, мы то? Как зачал бить. Так бил, так волочил!
Алпатыч как бы одобрительно кивнул головой на эти слова и, не желая более ничего знать, подошел к противоположной – хозяйской двери горницы, в которой оставались его покупки.
– Злодей ты, губитель, – прокричала в это время худая, бледная женщина с ребенком на руках и с сорванным с головы платком, вырываясь из дверей и сбегая по лестнице на двор. Ферапонтов вышел за ней и, увидав Алпатыча, оправил жилет, волосы, зевнул и вошел в горницу за Алпатычем.
– Аль уж ехать хочешь? – спросил он.
Не отвечая на вопрос и не оглядываясь на хозяина, перебирая свои покупки, Алпатыч спросил, сколько за постой следовало хозяину.
– Сочтем! Что ж, у губернатора был? – спросил Ферапонтов. – Какое решение вышло?
Алпатыч отвечал, что губернатор ничего решительно не сказал ему.
– По нашему делу разве увеземся? – сказал Ферапонтов. – Дай до Дорогобужа по семи рублей за подводу. И я говорю: креста на них нет! – сказал он.
– Селиванов, тот угодил в четверг, продал муку в армию по девяти рублей за куль. Что же, чай пить будете? – прибавил он. Пока закладывали лошадей, Алпатыч с Ферапонтовым напились чаю и разговорились о цене хлебов, об урожае и благоприятной погоде для уборки.
– Однако затихать стала, – сказал Ферапонтов, выпив три чашки чая и поднимаясь, – должно, наша взяла. Сказано, не пустят. Значит, сила… А намесь, сказывали, Матвей Иваныч Платов их в реку Марину загнал, тысяч осьмнадцать, что ли, в один день потопил.
Алпатыч собрал свои покупки, передал их вошедшему кучеру, расчелся с хозяином. В воротах прозвучал звук колес, копыт и бубенчиков выезжавшей кибиточки.
Было уже далеко за полдень; половина улицы была в тени, другая была ярко освещена солнцем. Алпатыч взглянул в окно и пошел к двери. Вдруг послышался странный звук дальнего свиста и удара, и вслед за тем раздался сливающийся гул пушечной пальбы, от которой задрожали стекла.
Алпатыч вышел на улицу; по улице пробежали два человека к мосту. С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышными за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу, из ста тридцати орудий. Народ первое время не понимал значения этого бомбардирования.
Звуки падавших гранат и ядер возбуждали сначала только любопытство. Жена Ферапонтова, не перестававшая до этого выть под сараем, умолкла и с ребенком на руках вышла к воротам, молча приглядываясь к народу и прислушиваясь к звукам.
К воротам вышли кухарка и лавочник. Все с веселым любопытством старались увидать проносившиеся над их головами снаряды. Из за угла вышло несколько человек людей, оживленно разговаривая.
– То то сила! – говорил один. – И крышку и потолок так в щепки и разбило.
– Как свинья и землю то взрыло, – сказал другой. – Вот так важно, вот так подбодрил! – смеясь, сказал он. – Спасибо, отскочил, а то бы она тебя смазала.
Народ обратился к этим людям. Они приостановились и рассказывали, как подле самих их ядра попали в дом. Между тем другие снаряды, то с быстрым, мрачным свистом – ядра, то с приятным посвистыванием – гранаты, не переставали перелетать через головы народа; но ни один снаряд не падал близко, все переносило. Алпатыч садился в кибиточку. Хозяин стоял в воротах.
В Гибель Александра Анисимова. Георгий Байдуков.
Когда Чкалов начал первые испытательные полеты на самолете «И-15», на том же Центральном аэродроме уже несколько дней летал его лучший друг Анисимов — летчик НИИ ВВС Красной Армии.
Александр Фролович Анисимов на самолете «И-5» демонстрировал в непосредственной близости от земли фигуры высшего пилотажа, применяемые в воздушном бою. Эти полеты снимались на кинопленку — готовился учебный фильм для строевых летчиков-истребителей.
Валерий Павлович знал, что Анисимов сегодня, 11 октября 1933 года, должен завершить работу с кинооператорами, и поспешил захватить друга около его самолета, чтобы договориться, как вместе провести вторую половину дня.
Октябрьское утро было тихим и солнечным. Валерий, подойдя к стоянкам военных самолетов, заметил уже готовый к полету «И-5». Александр Фролович стоял недалеко от самолета с кинооператором. На летном поле устанавливалась киноаппаратура.
Валерий приветствовал товарища:
— А! Народному летному артисту, кинозвезде Фролычу — привет!
— Дрессировщику новых истребителей — почтение! — улыбаясь, ответил Анисимов.
Кинооператор уехал на старт. Летчики отошли еще дальше от «И-5»» в поле аэродрома. Чкалов достал шикарные папиросы «Герцеговина флор» и, угощая товарища, сказал:
— Ну, Шурка, сегодня едем на ипподром! — и отправился к ангарам завода.
Он уже переключился на мысли о предстоящем полете на «И-15», когда услышал ревущий мотор. Валерий обернулся и увидел, что самолет Анисимова после пробы двигателя начал рулить на старт. А еще через несколько минут «И-5» пронесся над Чкаловым, проделывая на взлете запрещенный двойной переворот сначала влево, затем вправо.
Чкалов подошел к стоянке заводских самолетов, когда заметил, что Анисимов делает уже третий раз пикирование прямо на киноаппарат, а затем с высоты метров около пятидесяти вздымает самолет, заканчивая фигуру иммельманом.
Чкалов хотел было войти в двери заводского ангара, но снова услышал ревущие на пикировании воздушный винт и мотор самолета, повернул голову назад, замер на секунду и вдруг неистово, с отчаянием, закричал:
— Что он делает?! — и что было силы побежал в поле, к центру аэродрома.
Валерий Павлович отлично видел, как Анисимов совершенно безошибочно вывел самолет из пикирования и пошел на полупетлю, чтобы в верхней точке перевернуть самолет из положения вверх колесами в нормальное, тем самым завершив фигуру иммельман. Но Анисимов, выйдя в верхнюю точку, застыл в положении вниз головой и, не меняя его, начал резко просаживаться вниз.
Чкалов бежал, ничего не видя, кроме «И-5», падающего вверх колесами.
— Выводи! Выводи! Ногу резко! Резко! Ногу! — задыхаясь, вне себя кричал Валерий.
Но самолет даже не свалился на крыло. Он так и грохнулся на посадочный знак в положении вверх колесами.
Аварийная комиссия заключила: катастрофа произошла оттого, что переломилась педаль ножного управления рулем поворотов, без которого на малой высоте невозможно было перевернуть «И-5» в нормальное положение.
После этого несчастья Чкалов стал более холодно относиться к Поликарпову, считая, что он и работавший с ним конструктор Григорович где-то допустили просчет в конструкции.
Ему припомнился летчик Арцеулов, лежащий с поломанными рукой и ногой под обломками первого истребителя Поликарпова «И-400» («И-1»), Он видел, как выпрыгивал с парашютом из попавшего в штопор «И-1» длинный, огромный Громов.
Валерий был очевидцем разрушения на девятом полете поликарповского двухместного истребителя «2И-Н1» при испытании на скорость, когда погибли летчик-испытатель Филиппов со своим хронометражистом.
А теперь эта педаль и Шурка Анисимов.
Оригинал записи и комментарии на
вспоминает :…Почему Павел Игнатьевич Гроховский так настойчиво просил начальника ВВС прикомандировать к его отделу летчика Александра Фроловича Анисимова? Это были люди со сходными биографиями и близкие по духу.
Сын крестьянина, пятнадцатилетний Саша Анисимов учился в Новгороде на курсах шоферов-механиков и после окончания учебы добровольно ушел в армию, поступив в школу военно-авиационных мотористов.
Началась мировая война. Моторист Анисимов обслуживает самолеты 4-го летного отряда Западного фронта. С завистью смотрит, как уходят в небо подготовленные к полету и его руками крылатые аппараты. Но в начале войны пилотировали самолеты только выходцы из привилегированных классов – сыну крестьянина к ручке самолета хода нет.
Лишь в 1916 году, когда офицерский состав летных отрядов был почти полностью «выбит из сёдел» противником, царское правительство милостиво разрешило подготовку летчиков из наиболее одаренных солдат и унтер-офицеров. И тогда Александр Анисимов стал курсантом Петроградской летной школы…
В это время юный матрос-доброволец Павел Гроховский бредил на госпитальной койке в тифозном ознобе.
Сомнений, на какую сторону баррикад встать в дни Великого Октября, не было у Саши Анисимова. Молодой учлёт в составе рабочего отряда штурмовал гнездо контрреволюции – Владимирское военное училище, участвовал в боях на улицах.
…С чердака двухэтажного купеческого дома зло бил юнкерский пулемет, метеля пулями уличный перекресток. Уже несколько красногвардейцев, пытаясь миновать его, упали, отползли, раненные, под защиту стен. «Кто заткнет глотку юнкеру?» Вызвался Саша Анисимов.
В одном из дворов нашли исправную пролетку, бросили на сиденья несколько мешков с камнями, и Александр покатил ее через перекресток, хоронясь между вздрагивающих рессор. Камни в мешках перемалывались пулями. Пролетка катилась, набирая скорость. Юнкера попробовали ее остановить гранатой. Взрыв сорвал с оси переднее колесо. Подъезд дома был почти рядом, в пяти метрах, – их-то и преодолел стремительным броском Александр. Выбив прикладом винтовки окно, юноша пробрался в здание. Через несколько минут на чердаке трижды взорвались гранаты, и пулемет захлебнулся…
Советы взяли власть. В Петрограде создается школа красных военлётов.
В ней бы и учиться Александру Анисимову, одному из лучших, талантливых учлётов старой лётной школы. Но он не согласен сидеть в классах, когда большевики предупреждают: «Социалистическое Отечество в опасности!» Нужно! – и Анисимов уходит на фронт гражданской войны опять же мотористом. С пятым Социалистическим авиаотрядом проходит славный боевой путь.
Оба, Александр Фролович Анисимов и Павел Игнатьевич Гроховский, учились в Качинской военно-авиационной школе истребителей в Крыму, правда в разное время и у разных инструкторов.
В привольной степи, недалеко от реки Кача, берущей исток в Мамашайской долине Крымского полуострова, возвышались три здания, построенные в 1910 году. На отлете виднелись склады, мастерские, стройные шеренги самолетов на сером каменистом поле. Так с птичьего полета просматривалась зона знаменитой школы, которая гордилась многими своими выпускниками, в том числе первым русским летчиком Михаилом Ефимовым и покорителем «мертвой петли» Петром Нестеровым. В советский период кроме юношей там учились и такие, как Анисимов с Гроховским – красные командиры, имевшие довольно высокие воинские звания, награды за гражданскую войну. Как показало время, школа выпустила много героев, так как самыми главными качествами учеников инструкторы считали волю, решительность, молниеносную сообразительность – это ценилось превыше всего.
В то время бытовало мнение, будто летчиком может быть лишь высокоодаренный человек, обладающий врожденными способностями и умеющий без приборов легко и свободно ориентироваться в пространстве.
Человек-птица! Полет – это искусство, которое служит рыцарскому воздушному бою, а летчик является артистом высшего класса и не должен унижать свое искусство ничем, кроме работы в воздухе! Такая «летная психология» впоследствии принесла Анисимову, да и Гроховскому, немало горьких минут. Жизнь выбивала тщеславие сурово. Такие летчики были «неудобными» для начальников, и карьера их изобиловала понижениями в служебных должностях, взысканиями, а подчас и серьезными авариями.
Нелегкую дорогу к славе прошли и Анисимов с Гроховским после того, как оба (не в одно время) закончили еще и «Стрельбом» – высшую школу по стрельбе и бомбометанию в Серпухове. Анисимова стали называть истребителем «милостью божьей» – так любили тогда выражаться авиаторы, оценивая летный талант. Проходя службу в частях ВВС, он зарекомендовал себя отличным воздушным бойцом.
«Летчик А. Ф. Анисимов. Стрельба в полете по мишени Р-1 – из 65 патрон 55 попаданий. Атаки с высоты 250 метров, огонь с высоты 180 метров и выход с высоты 80 метров» – одна из записей командира 3-й Киевской эскадрильи в летной книжке Анисимова. На такой высоте и с таких дистанций мог стрелять только бесстрашный летчик, а результат – достоин снайпера.
За многолетнюю практику истребителя Александр Фролович Анисимов не проиграл ни одного учебного боя, не поломал по своей вине ни одного самолета.
То же можно сказать и о летчике-истребителе Павле Гроховском.
Молва о необычных новаторских полетах Анисимова, а позже о лётных экспериментах, изобретениях Гроховского дошла до ушей высшего командования. Анисимов на четыре года раньше Гроховского был приглашен в НИИ ВВС на должность летчика-испытателя. Он доводил до ума все первые советские истребители. И-1, например, был капризной, очень строгой машиной, способной при любой оплошности летчика перейти в затяжной штопор. И-2 тоже особенно не радовал. По требованиям и предложениям испытателей Анисимова и Громова истребители существенно модифицировали. Летчики и конструкторы немало потрудились, прежде чем в соревновании с лучшим тогда французским истребителем «Спад-61» советский И-2бис взял верх. Как результат этой работы 1 апреля 1925 года появился приказ Реввоенсовета СССР за подписью М. В. Фрунзе о снятии с вооружения Красной Армии самолетов-истребителей иностранных и устаревших типов.
Когда на своем любимом самолете И-5 взлетал Анисимов, вся аэродромная обслуга бросала работу, чтобы посмотреть на захватывающее зрелище. Он разгонял машину, отрывал ее от земли, переводя сразу же в «мертвую петлю», в верхней точке делал переворот и набирал высоту в обратном взлету направлении. Иногда в верхней точке петли не переворачивался, а уходил дальше в небо кверху брюхом.
Не ограничиваясь выполнением стандартных фигур высшего пилотажа, Анисимов постоянно искал новые, неизвестные авиации. Многие впервые выполненные лётчиком фигуры осторожные в оценке человеческих судеб историки припишут потом авиаторам, которые были только последователями Анисимова или выполняли эти фигуры вместе с ним, например восходящие «бочки», постепенно доводимые до штопора, или набор высоты на самолете, перевернутом кабиной к земле.
Время показало, что немало добрых дел и Павла Гроховского было присвоено другими.
Анисимов-испытатель одинаково хорошо летал на истребителях, разведчиках, штурмовиках, легких и тяжелых бомбардировщиках. Талант и летное мастерство позволяли ему без провозных полетов поднимать в воздух дотоле незнакомые ему машины. Как первому воздушному акробату страны, ему отвели место ведущего «красной пятерки» истребителей, открывавших воздушные парады над Красной площадью. Это была честь по таланту, и летчик заслуженно гордился таким доверием.
Общие человеческие и летные мерки не применимы к Александру Анисимову. Доброта большого русского человека в нем уживалась с взрывной яростью. Готовый в любой обстановке защитить от несправедливости товарища, он умел ругаться почище старых боцманов. Оставаясь спокойным в самых критических ситуациях испытательного полета, в то же время болезненно реагировал на обиды, особенно со стороны командования. Имея высокое воинское звание, он наотрез отказывался занимать высокие командные посты, мотивируя тем, что он «летчик, а не дрессировщик». «Шпалы» в его петлицах отличали не должность, а заслуги перед авиацией Родины.
летчики-испытатели охотно помогали молодому одаренному пилоту. Как и в истребительной эскадрилье, у Чкалова появились друзья. Неиссякаемая энергия и яркость интеллекта привлекали к нему симпатии товарищей по работе. Особенно сдружился Чкалов с командиром звена летчиком Александром Фроловичем Анисимовым. Об Анисимове он слышал задолго до того, как впервые встретился с ним в институте. Еще летчики-истребители Ленинградской эскадрильи с восторгом говорили о полетах Анисимова. В то время он летал в Киеве и славился безукоризненными фигурами высшего пилотажа на малой высоте. Анисимов был смел, решителен, искал новых путей в авиации. У него было много общего с Чкаловым, хотя внешне они совершенно не были схожи. Анисимов, высокий стройный блондин с тонким лицом, казался рядом с Валерием изнеженным и хрупким. Но в действительности его руки с длинными пальцами музыканта умели крепко держать штурвал. Он был блестящим мастером высшего пилотажа. В воздухе Анисимов и Чкалов походили друг на друга. Была у них еще одна общая черта, за которую их любили товарищи, – душевность. Они быстро сошлись. На первых порах, когда Валерий еще только начал выполнять свои новые обязанности, Анисимов помогал ему. Валерий легко усваивал все до мельчайших деталей, но при этом добавлял свое, чкаловское. Анисимову это нравилось. Он высоко ценил незаурядное летное дарование Чкалова и смотрел на него не как на подчиненного, а как на равного себе, возможного соперника в авиационном мастерстве. Позднее Чкалов в свою очередь отнесся с такой же дружеской приветливостью и теплотой к молодому пилоту Георгию Байдукову, который стал потом участником исторических перелетов. В авиацию Байдуков пришел по путевке комсомола. Подростком он работал кровельщиком, поступил в железнодорожную школу. Настоящее свое призвание Байдуков нашел за штурвалом самолета. Он был талантлив и упорен, у него была верная рабочая хватка, он не искал легких успехов, не боялся трудностей. Когда растущему НИИ понадобились новые летчики-испытатели, военные части послали туда лучших своих пилотов. В их числе был и Георгий Байдуков. С Валерием Чкаловым он встретился ночью, на летном поле института. В обязанности Чкалова входило инструктирование вновь поступающих молодых летчиков – так называемые «вывозные» полеты. Он «вывозил» Байдукова, и тот сразу завоевал симпатию Валерия Павловича своей сообразительностью, смелостью и знанием летного дела. – И откуда ты, Байдук, взялся? Сколько лет ты летаешь? – говорил Чкалов, любуясь смелым полетом новичка. С первого же знакомства он стал называть Байдукова ласково: «Егорушка» или «Байдук». У Чкалова была прекрасная черта, в той или иной степени свойственная всем нашим летчикам, – сильно развитое чувство товарищества. Успеху других летчиков он радовался, как своему собственному. С загоревшимися глазами и теплой улыбкой, смягчавшей резкие черты его характерного лица, Чкалов говорил о полетах Громова, восхищался воздушным мастерством своего друга Анисимова, удачными полетами Георгия Байдукова. Когда же дело доходило до соревнования, пусть с самыми лучшими друзьями, Чкалов всегда стремился быть первым и только первым, не уступать в борьбе, обогнать соперника. В период работы в НИИ Чкалов был молод, он еще не научился сдерживать свои порывы, особенно если наталкивался на серьезное препятствие. Пускать его в воздух вместе с Анисимовым считали рискованным. Они так увлекались, что совсем забывали об опасности. Характерен в этом отношении и первый воздушный «бой» Чкалова с Байдуковым. Вот как описал его сам Георгий Филиппович Байдуков: «…Однажды Валерий Чкалов предложил мне подраться в воздухе. Самолеты наши были различных систем, но это было неважно. Чкалов хотел мне показать лобовые атаки истребителя. Мы поднялись в воздух и разошлись на положенную дистанцию. Когда я развернул самолет в его сторону, Валерий был километрах в двух от меня и шел навстречу. Его мотор слегка дымился. Я смотрел в калематор и изредка стрелял фотопулеметом. С каждой секундой расстояние между мной и Чкаловым сокращалось. Ведь встречные скорости огромны. Вот осталось каких-нибудь пятьсот метров, а мы