Аквариумная рыбка гурами. Виды живородящих аквариумных рыбок гурами и уход за ними
Ко мне, упыри! Ко мне,
вурдалаки!К/ф «Вий»
Если бы моя бабушка каким-нибудь чудесным образом оказалась в Мексике в первых числах ноября, она бы непереставая крестилась, думая, что оказалась в гостях у Дьявола.
1 и 2 ноября в Мексике отмечают один из самых грандиозных и красочных праздников – День Мертвых (Dia de los Muertos) . Как оказалось, именно в Оахаке и ее окрестностях он проходит с особым размахом. Тысячи туристов приезжают сюда посмотреть на торжество мертвых душ и их живых родственников. Ну а нам, живущим в Оахаке, грех было не окунуться в атмосферу праздника с головой.
У мексиканцев совершенно особое отношение к смерти. Мало того, что они ее не боятся, так еще и подшучивают частенько над этим неизбежным событием. Черепа, скелеты – неотъемлемая часть их повседневной жизни. Чего только одна колоритная стоит. Кто это, спросите вы? Катрина – это милейшая женщина-скелет в шикарной шляпке. Ее образ очень популярен в Мексике и встречается повсеместно, даже на одной из знаменитых фресок Диего Риверы.
День же Мертвых – самый настоящий апофеоз отношений мексиканцев, смерти и всяких потусторонних сил в целом.
Этот праздник уходит своими корнями еще во времена ольмеков и майя. Посвящен он памяти умерших и празднуется с большим размахом, увлекая всех жителей в единый водоворот. Никто не остается безучастным, никто не сидит дома. Считается, что в эти дни души умерших родственников посещают родной дом и их пытаются встретить с распростертыми объятиями, любовью и радостью. Никто не грустит и не печалится, да и, сказать честно, мексиканцы вообще не любят грустить ни в какие из дней. Чтобы было веселее, устраивают парады, костюмированные шествия и украшают все вокруг.
Что же получается? Выходит, что наполовину этот праздник внешне напоминает наши Пасху и Троицу, наполовину – американский Хэллоуин. С одной стороны, мексиканцы, помимо приглашения усопших в дом, толпами отправляются на кладбища, дабы почтить своих умерших родственников. Там они наводят порядок, украшают все охапками ярких цветов (одни мы называем бархатцами, другие – петушками). Плюс к этому пекут Хлеб Мертвых (Pan de Мuerto) – аналог наших пасхальных куличей. Ну, чем не Пасха? Разве что не принято грустить. Наоборот, устраиваются шумные концерты, театрализованные сценки, гулянья, в общем, все веселятся от души. Даже над могилами родственники вспоминают смешные и курьезные случаи из жизни ушедших и смеются от души.
С другой стороны, мексиканцы устраивают костюмированные карнавалы, что очень напоминает «тыквенный праздник». Место тыкв занимают черепа, а улицы заполняют толпы всевозможных страшилищ: ведьмы, колдуны, скелеты, зомби. Наряжаются все: от малых детей до преклонных лет мужчин и женщин.
Пожалуй, хватит разговоров, давайте-ка посмотрим на праздник. Если помните, официально длится он два дня, на деле растягиваясь порой на неделю.
Первого ноября мы с Андрюсиксом отправились в центр города, в сторону улицы Алькала (Calle Alcala) . Там-то и происходит все самое интересное, захватывая также центр города с площадью Сокало (Zocalo) и прилегающие улочки.
Не успев дойти до Алькалы, начали замечать всякие необычные невиданные до того штуковины. Из глубины дворов на нас смотрели яркие алтари. Подобные шедевры встречались рядом с церквями и на центральной площади. Традиционно алтари украшают черепами, цветами и любимыми кушаньями усопших, в честь которых они создаются.
На улицах стали появляться колоритные персонажи. Творили этих симпатяг здесь же, посреди улицы, с помощью нехитрого набора красок и нескольких кисточек. При желании за 200 рублей можно было превратиться в милого мертвеца, упырька или сестренку Катрины.
Детишки повсюду клянчили мелочь у прохожих и особенно усиленно и самоотверженно у туристов.
Некоторым было явно не до праздника.
Ноги сами собой привели нас на главный рынок Бенито-Хуарес (Benito Juárez) . Здесь многие продавцы и прочий персонал также перевоплотились в персонажей из потустороннего мира.
Побродив по городу, мы с Андрюсиксом отправились на центральное кладбище – Пантеон Генераль (Panteon General) . На задворках кладбища нас встретил цветочный рынок, пестрящий яркими красками.
Пантеон Генераль – старейшее кладбище во всей Оахаке, многие могилы датированы второй половиной девятнадцатого века. Шикарные надгробия и склепы делают его практически музеем.
Некоторые украшения, если честно, устрашают))
Посетителей на кладбище можно повстречать самых разных: здесь и ничем не выделяющиеся обыватели, и уже вошедшие в образ. Побывать в обители усопших может любой желающий, независимо от внешнего вида или национальной принадлежности. Туристы посещают пантеон охотно и с большим любопытством. Еще бы! Такие персонажи, да в такой обстановке!
Незадолго до того, как мы покинули кладбище, повсюду стали зажигать свечи. Говорят, что огонь свечей помогает душам мертвых найти дорогу туда, где их помнят и ждут.
День неуклонно приближался к вечеру. Стремительно темнело. Толпы гуляющих становились все плотнее, а персонажи еще забавнее. Казалось, что мы попали на выставку забавных уродцев, пытавшихся перещеголять друг друга.
Хозяева даже собак своих попытались сделать частью всеобщего веселья. Четвероногие, кажется, были довольны, щеголяя в искрящихся плащах и сбрасывая с себя островерхие шляпы.
Туристы, надо заметить, тоже не отставали, разукрашивая свои лица не менее, а может, даже более охотно, чем мексиканцы. Экзотика, однако.
Город гудел и извергал громкие звуки. То и дело поток гуляющих разрывали группы музыкантов, заполняя все вокруг немного нескладными, но заводными мелодиями.
Андрюсикс не успевал нажимать на кнопку затвора, пытаясь запечатлеть интересные типажи, в которых не было недостатка. Нам было интересно все! Подобное действо мы видели впервые. Разве что парад в честь Девы Марии Гваделупской запомнился, на который мы однажды попали в Мехико.
В центре, совсем рядом с Сокало мы увидели нечто новенькое – картины из песка, покрывавшие и перекрывавшие собою проезжую часть дороги.
К восьми-девяти вечера толпа слилась в нечто единое, покрыв Алькалу ровным шевелящимся покрывалом. Перемещаться можно было только подстроившись под общий ритм.
На силу вырвались из бушующей толпы и отправились в сторону дома, решив, что на сегодня впечатлений достаточно. Не успели подойти к нашей улице, как увидели еще один эпицентр празднества в паре минут от нашего дома, у церкви Iglesia de San Matias Jalatlaco . Здесь плясали, пели и взрывали петарды. Уснуть в тишине нам сегодня явно не грозило. В итоге так и заснули под непрекращающиеся взрывы и звуки оркестра.
Второго ноября было решено продолжить приобщение к мексиканскому колориту. Видимо, истосковались мы по нему за время путешествия по Штатам и последовавших за этим трудовых будней. С этой целью отправились в расположившийся недалеко от Оахаки городок Куилапам-де-Герреро (Cuilapam de Guerrero) . Главной нашей целью было посещение тамошнего бывшего монастыря. Я уже упоминала о нем в дневнике , возможно, еще и подробную заметку напишу с технической информацией, потому что монастырь этот оказался неожиданно интересным и атмосферным местом.
После обследования монастыря, заглянули на местное кладбище (Panteón Municipal) . Вы не думайте, мы не маньяки, просто кладбища у мексиканцев на День Мертвых очень уж нарядные и яркие.
На этом мы поставили точку в нашем знакомстве с мексиканским Днем Мертвых. Остались очень довольны, получив массу положительных эмоцией и хлебнув с излишком местного задора!
Ах, да, чуть не забыла! Всем тем, кто планирует провести второе ноября в Оахаке, советуют также посетить кладбище Panteon San Felipe , что к северу от города.Мы поленились и не поехали туда, решив, что хватит с нас подобных мест. Тем боле, что находится это кладбище весьма далеко от центра города – надо искать автобус, да еще и ехать минут пятнадать-двадцать.
Побольше вам интересных праздников, дорогие читатели!
Второй раз нам посчастливилось оказаться в Мексике в то время года, когда отмечается День Мертвых — 1-2 ноября. Но даже во второй раз я с нетерпением ждала этот день, чтобы погулять по украшенному цветами городу и пофотографировать алтари и раскрашенные лица. Но в этот раз захотелось понять о чем же этот праздник и почему он празднуется именно так.
9 интересных фактов о Дне Мертвых в Мексике
- Dia de los Muertos — мексиканский праздник, родившийся от смешения Испанских католических и мезоамериканских традиций. Считается, что один раз в год духи умерших возвращаются на землю, чтобы навестить живых. И вместо слез и плача, тут предпочитают встретить духи с радостными улыбками. Здесь верят, что рождение и смерь — неотъемлемые части жизни, поэтому празднование Дня Мертвых в какой-то мере это празднование жизни. На День Мертвых нет страшных костюмов, а
украшения всегда яркие и веселые.
Алтари делают из цветов и различных семян (фасоль, кукуруза, рис)
- День Мертвых длится целых 3 дня, а иногда и дольше! Все начинается 31 октября, когда сооружаются алтари и делаются подношения, дети наряжаются в костюмы и даже иногда получают сладости (хотя это недавнее нововведение и скорее пришло из американского хеллоуина). 1 ноября в католичестве отмечается День Всех Святых, а в Мексике в этот день поминают души ушедших из жизни детей. А уж официальный День Мертвых, 2 ноября, посвящен погибшим в текущем году взрослым.
Мальчишки несут картонный гроб:)
Яркие алтари на площади
- День Мертвых в Мексике — очень серьезный праздник. Это не Хеллоуин с костюмами и конфетами (против которого я лично ничего не имею). И даже, если этот праздник кажется веселой вечеринкой, все-таки это день, к которому мексиканцы относятся с большим уважением. В эти дни семьи собираются вместе, вспоминая ушедших из жизни родственников, и в один из дней (в этом году 3 ноября) никто не выходит на работу.
Вечером зажигаются сотни свечей!
С наступлением темноты празднества только начинаются
- Один из символов Дня Мертвых — Катрина (скелет в европейском платье и шляпе) — изначально была карикатурой на коренных мексиканских индейцев, которые пытались европеизироваться, но постепенно всем полюбилась и стала главным женским символом и костюмом на День Мертвых.
Фото с сайта www.queconque.com.mx
Сейчас Катрина — это единственный костюм для девочек и женщин на День Мертвых
- А вот черепушки на Дне Мертвых пришли от ацтеков и майя, которые также отмечали этот праздник, и одним из символов его были черепа, олицетворяющие смерть и возрождение.
Черепа есть на каждом алтаре
А на некоторых даже скелеты:)
- А как насчет “sugar skull”? Для кого-то это замысловатый принт на футболке, для другого — разрисованное на Хеллоуин лицо. Но оказывается, все эти узоры пришли из давней традиции украшать и разрисовывать сахарные черепушки, которые на самом деле сделаны из сахарного тростника! Так что разноцветные черепушки полностью съедобны (хотя и на любителя)!
Фото с сайта www.escapehere.com
Яркий алтарь в центре города
Импровизированное кладбище перед главным собором Сан-Мигеля
Каждый алтарь уникален и сделан вручную
- Традиционное лакомство на этот праздник — Pan de los muertos (хлеб мертвых) — сдобная булочка определенной формы.
Фото с сайта www.negocilibre.com
Детям очень нравится рассматривать яркие декорации
- Ну и традиционные оранжевые маргаритки — непоколебимая символика Дня Мертвых. Кажется, что откуда ни возьмись весь город оказывается вдруг оранжевым! А Сан-Мигелю этот цвет особенно идет, ведь город построен в оттенках, которые с маргаритками идеально сочетаются — желтый, оранжевый, бордовый, коричневый.
Маргаритки на главной площади города
Пожилые американки в костюмах Катрины
Для украшения используются живые цветы
Последние штрихи
Все алтари очень красивые, хорошо, что не приходится выбирать лучший
Вот так отмечается День Мертвых в Мексике. В каждом городе празднования могут отличатся, да что там — даже в том же городе каждый год появляется что-то новенькое, поэтому заскучать не получится. Вот мы в том же Сан-Мигеле, и все было немножко по-другому. В этом году было гораздо больше всяких мероприятий — парад Катрин, экскурсия на кладбище, мастер-классы для детей, специальные ужины в ресторанах и вечеринки у бассейна.
Татуировка мексиканский череп - выбор явно не для всех. Если черепа сами по себе выглядят достаточно мрачно, то что можно сказать о тех, что…разукрашены яркими цветами?
Для «нашего человека» зрелище и правда непривычное, а вот в Мексике сахарный череп - один из национальных символов со своим значением.
Нельзя сказать, что каждый носитель такой татуировки - коренной мексиканец или поклонник этой страны. Но все же знать историю символа стоит каждому, кто уже носит такой рисунок на теле или только раздумывает о том, чтобы его набить.
История появления символа
В США 1 ноября - ничем не примечательная дата. Разве что тем, что это следующий день после веселого праздника День всех святых (более известный, как Хэллоуин).
В то время как американцы снимают праздничное оформление и собирают фантики от конфет, которые вчера насобирали детишки, в Мексике готовятся праздновать нечто похожее. Ведь у них 1 ноября - День мертвых (или же Эль Диа де лос Муертос).
Несмотря на пугающее название, суть у праздника довольно философская и ничего плохого в нем нет. Просто в этот день чтят близких, которых больше нет рядом.
Один из элементов обязательного декора - алтари, которые воздвигают в честь умерших. Вот их то и украшают этими самыми сахарными черепами, изображение которых используют в татуировках.
Мексиканские черепа - часть творческой жизни и культуры этого народа (как русские матрешки, к примеру). Их красочные узоры и яркие расцветки стали фирменной «фишкой», известной всему миру. Потому неудивительно что татуировка мексиканский череп - это не такое уж редкое явление и в странах, далеких от Мексики.
Что означает татуировка мексиканский череп?
Татуировка мексиканский череп постепенно набирает популярность во многих уголках земного шара.
И каждый может наделять рисунок каким-то своим смыслом:
- сила духа;
- честь;
- память о прошлых жизнях;
- почтение предков;
- покровительство/защита;
- талисман, который будет хранить и укрывать от смерти.
В зависимости от того, с каким умыслом вы решили набить татуировку, будет варьироваться то, какой дизайн эскиза, место и дополнительные элементы можно придумать.
Сахарный череп в честь близких
Если вы решили сделать такую татуировку в память о тех, кого больше нет рядом, не забудьте включить в эскиз какие-то персональные атрибуты этого человека. Это могут быть любимый цвет, ноты особенной песни, даже их любимое растение.
Самые экстремальные ребята могут даже попросить татуировщика воссоздать в мексиканском черепе какие-то особенности лица того, кому посвящен рисунок. Однако такой ход, несомненно, может быть воспринят окружающими двояко.
Такую тату можно дополнить именем и/или датами смерти человека прямо под самим сахарным черепом.
Татуировка для себя
А что, если вы делаете такую тату для себя любимого, как оберегающий знак или просто яркий и привлекающий внимание рисунок? В таком случае стоит добавить в эскиз что-то личное и важное именно для вас самого.
Где расположить татуировку «сахарный череп»?
Татуировка с мексиканским происхождением, которая изображает «сахарный череп» может располагаться на буквально любой части тела. Единственное, от чего предстоит отталкиваться - размер и детализация эскиза.
Чаще всего такой рисунок можно увидеть на такой крупной поверхности, как спина.
Но также возможны такие варианты:
- предплечье ,
- небольшая миниатюра на запястье,
- боковая и передняя часть бедра,
- лопатки,
- плечи,
- задняя часть шеи,
- икры.
Убедитесь при выборе места для нанесения тату, что участок достаточно большой для того размера татуировки, что вы запланировали. Мелкие рисунки проще скрывать от любопытных глаз (это особенно важно, если вы решили набить сахарный череп в честь умерших близких). Зато большие могут включать больше деталей, да и в целом выглядят куда эффектнее.
Мексиканские сахарные черепа яркие, оригинальные, даже положительные символы. Совсем не такие, как традиционные черепушки, часто используемые в стилях олдскул, ньюскул и реализм.
Если вы выбрали такой рисунок из-за эстетики или даже вложили в него свой важный смысл, не думайте о мнении окружающих. Главное, чтобы татуировка приносила удовольствие вам. И, конечно, была выполнена квалифицированным мастером на должном уровне.
Мексиканский череп - это очень распространенный сегодня символ, который можно увидеть в самых разных сферах. Он вдохновляет модельеров одежды, аксессуаров и товаров для дома, гримеров и визажистов, тату-мастеров и декораторов, художников, скульпторов и дизайнеров всех мастей.
Может показаться, что расписанный разноцветными завитушками череп несет в себе угрожающий смысл или негативную энергию. Но стоит узнать об этом символе побольше, как отношение к нему меняется на противоположное. Наша статья ответит на вопросы тех, кого заинтересовали необычные черепушки. А небольшая подборка красочных иллюстраций только подтвердит, что этот образ вовсе не страшен.
История символа
Существует много имён, которыми называют этот образ. Наиболее распространенные из них - это калавера, мексиканский или сахарный череп.
История черепа связана с Мексикой. Там он олицетворяет День мертвых - древний праздник, который родился в результате слияния древней местной культуры и традиций испанских конкистадоров.
Миссионеры привезли на материк новую религию и новые обычаи. Одним из них был День всех святых. Празднующим полагалось жертвовать деньги в пользу церкви, что должно было помочь усопшим родственникам в загробном мире.
Но языческие традиции смотрели на смерть иначе. Местное население не считало чей-то уход из жизни горем, а о страданиях душ в чистилище там и вовсе никто не знал. Усопших в Мексике поминали во время праздников, названия которых вряд ли можно выговорить с первого раза: Микаилуитонтли и Сокотуетцтли. Однако ни один из этих дней не был скорбным. Наоборот, население веселилось.
Не стоило ожидать, что прожженные язычники мгновенно научатся грустить по указке пришельцев из Старой Европы. Этого не произошло. Праздники как были веселыми, так и остались. А в местные церкви туземцы несли не золото, а дары: сочные фрукты, нежные цветы, зрелое зерно. Причем адресовались подарки вовсе не церкви, а непосредственно отошедшей в лучший мир родне.
Смешение обычаев породило единый праздник, получивший название Диа де лос Муэртос. Одним из главных атрибутов мероприятия стал необычный персонаж - Катрина Калавера. Она представляла собою скелет, но не простой, а украшенный всем, чем только можно, и наряженный в роскошное платье. А как же? Праздник все-таки!
Именно в честь этой дамы мексиканцы и начали готовить угощение - сахарные черепа, украшенные разноцветной глазурью. Позже тот же мексиканский череп стали использовать для прочей атрибутики: гирлянд, уличных фонарей, нарядов, масок и многого другого. С годами разнообразие сфер применения только увеличивалось, ведь этот образ стал своеобразным символом страны. Но череп калавера стал настолько популярным, что его можно встретить практически повсеместно.
Макияж и грим «Череп мексиканский»
Сегодня любители красочных черепов есть во всем мире. Этот образ вдохновляет гримеров и визажистов. В наше время макияж «Мексиканский череп» на Хэллоуин, карнавал или костюмированную вечеринку - довольно распространенное явление.
Справиться с задачей несложно даже тому, кто не имеет специального образования. Достаточно владеть базовыми навыками нанесения косметических средств. Если вы решились на подобный эксперимент, наша небольшая шпаргалка поможет в этом.
- Основной тон лица обычно светлый. Он может быть даже белым или серебристым, но если такие радикальные преображения вам не по нраву, используйте обычный тональный крем, цвет которого на несколько оттенков светлее вашего «родного».
- Выделяйте область вокруг глаз. Обычно ее делают черной, фиолетовой, темно-зеленой. Можно использовать и другие оттенки, в том числе золото и серебро.
- Губы обычно окрашивают в цвет основного тона лица. А от углов рта к щекам проводят тонкие линии, нанося на них перпендикулярные черточки, чтобы придать сходство с черепом.
- Кончик носа тоже следует выделить темным.
- Можно и даже нужно использовать стразы и прочие декоративные элементы (их можно закрепить с помощью клея для накладных ресниц).
- С помощью тонких карандашей для макияжа на щеках, подбородке и лбу можно нарисовать цветы.
Маска в стиле Де лос Муэртос
Какой же карнавал может обойтись без этого аксессуара? В продаже существует огромное множество готовых масок, но вы можете изготовить эту стильную вещицу и собственноручно. Для этого вам понадобится белая однотонная маска-основа, которую можно найти в любом отделе праздничной атрибутики. Маска «Мексиканский череп» (женский) может быть расписана обычными акриловыми красками по тому же принципу, как делается макияж: темные области вокруг глаз и на кончике носа, роспись цветами, украшения из страз. Хотите большей декоративности? Вспомните, чем индейцы украшали Катрину Калаверу, и используйте те же материалы. Розы из фоамирана или пластика, кружево, бусины и банты гармонично впишутся в общий стиль.
Черепа на подиуме и в повседневной моде
Те, кто следит за модой, наверняка уже сейчас вспомнили об одном из самых знаменитых и именитых любителей черепов - Александре Маккуине. Он использовал этот элемент для создания сумок, обуви, одежды, украшений, аксессуаров. Его модели, в которых переплетаются роскошь и мрачная готичность, уже не раз покоряли модный мир своим своеобразным шармом.
Череп в мексиканском стиле можно нередко увидеть и на повседневной одежде. Причем он одинаково популярен среди любителей принарядиться обоих полов.
На иллюстрации выше представлена модель из недавней коллекции ZARA. Немало украшенных сахарным черепом моделей можно встретить и в каталогах модного молодежного бренда Pull&Bear.
Аксессуары для дома
Наверняка вы обратили внимание на коллекцию забавных диванных подушек (фото ниже), которые украшает мексиканский череп. Этот аксессуар для дома, а также множество других в том же духе, сотворили китайские дизайнеры. В Поднебесной калавера тоже нашла множество почитателей. Сегодня в продаже легко можно отыскать шторы, постельное белье, посуду и другие товары для дома. А один из самых знаменитых производителей игрушек, американская компания «Маттел», выпустила даже куклу Скелиту, мэйк которой выполнен в лучших традициях Дня мертвых.
Мексиканский череп в тату-искусстве
Мастера тату давно облюбовали этот выразительный сюжет для своих работ. Череп может быть выполнен как в черно-белых тонах, так и в ярких красках. Чтобы сделать татуировку гармоничной и завершенной, ее дополняют розами, бусами, кружевами и лентами.
Как видим, образ действительно не несет в себе ничего ужасного. Напротив, его самобытная эстетика часто вдохновляет тех, кто мыслит позитивно и верит, что земная смерть - это лишь начало следующего этапа.
500 лет католической пропаганды, скрещивание с религиозным календарем, даже полный запрет на проведение, а все насмарку. День мертвых (Dia de los Muertos) — по-прежнему самый национальный, самобытный и языческий праздник Мексики.
Вечеринка на кладбище
Кладбище мексиканского городка Санта-Крус-Хохокотлан оцеплено полицейскими машинами. Все парковочные места заняты на несколько километров вокруг. Народ плотными веселыми рядами стекается ко входу и растворяется в полумраке, перемежаемом блеском свечей и вспышками туристических фотокамер.
Внутри тысячи дрожащих огоньков рядами и созвездиями высвечивают праздничные картины. Белые пятна мужских рубашек, цветные ленты в косах пожилых индианок, кружево женских блузок. Кресты и надгробия, усыпанные плотным ковром желтых лепестков, убранные венками и букетами из бархатцев, заставленные сладостями, едой, горячительными напитками, фотографиями, игрушками и сувенирами.
Сегодня ночь с 31 октября на 1 ноября, начало главного народного праздника — Дня мертвых. В течение следующих двух дней все в Мексике перевернется с ног на голову. Ночь станет днем, кладбище — самым популярным местом в городе, живые люди нарядятся мертвецами, а мертвые вроде как снова оживут. И вместе со всеми будут веселиться, вспоминать былое и учить живых не бояться смерти, потому что она — не конец, а продолжение пути, как про это говорили майя, ацтеки, миштеки, сапотеки и прочие доиспанские цивилизации. Поэтому обязательный ночной поход на кладбище — не грустные поминки, а долгожданная встреча с родными: возможность провести с ними время, а заодно и хорошо поесть, выпить, послушать музыку и повеселиться.
Фото: Константин Калишко, kalishko.com
Вокруг каждой могилы своя семейная идиллия. Мужчины ведут беседу. Мама суетится, разливая мескаль (самогон из агавы) и раскладывая закуску на могильных плитах. Бабушка рассказывает анекдоты из жизни покойных. Дочки со съехавшими набок бантами, наряженные ведьмами, играют в прятки и пятнашки. Младший спит, свесившись с плеча папы и размазав черно-белый грим по всему лицу. Он не просыпается даже при приближении голосистых мариачи — уличных музыкантов, поющих по заказу любимые песни усопших. В эту ночь мариачи будут петь до утра и сделают полугодовую выручку.
Сахарные черепушки
Испанские миссионеры пытались придать индейскому празднику благостный вид, приурочив его к христианскому Дню поминовения всех усопших и Дню всех святых. Им удалось добиться отмены кровавых жертвоприношений и сократить месячный разгул до трехдневного. Но заменить радость на скорбь и череп (главный праздничный символ) — на крест не получилось.
Черепа и скелеты повсюду. В окнах, дверях, на балконах, на улицах, нарисованные на земле, на стенах, на одежде. Доминируют сахарные черепушки-калаверы, улыбающиеся и раскрашенные в жизнерадостные цвета. Составленные в красивые пирамиды на витринах супермаркетов, они напоминают ацтекские цомпантли — стены из черепов побежденных, стоявшие когда-то в каждом индейском городе в качестве украшения, устрашения для врагов и любимого символа жизни и смерти как неразрывной пары. И не удивляйтесь, если на празднике вам подарят череп с вашим именем — это от всей души. Их дарят членам семьи и друзьям. Дети предпочитают шоколадные и марципановые или в виде чупа-чупсов.
Но основное предназначение калаверы — украшение алтаря. Алтарь с подношениями должен стоять в каждом доме, а в последние годы их стали делать везде: на площадях, в школах, магазинах, полицейских участках, больницах, ресторанах, отелях и аэропортах. Иначе, по мексиканским поверьям, мертвые расстроятся и могут учинить неприятности.
Обычно алтарь — это арка из желтых бархатцев, цветов смерти, фруктов и ярких лент. Под аркой устанавливают стол или подиум, на котором создают композиции из сахарных черепов, фотографий и подношений. Среди них обязательно сладкий белый хлеб мертвых (pan de muerto) и напитки. Считается, что после долгой дороги «оттуда» духов особенно мучает жажда. В зависимости от персональных пристрастий усопшего родственники ставят стакан с пульке, брагой из агавы, или даже банку кока-колы.
На алтарях выставляют еду, личные вещи, а также игрушечные скелеты, одетые в костюмы, соответствующие любимым или профессиональным занятиям покойного: скелет-футболист, офисный сотрудник, новобрачный, священник, выпивоха, танцор…
Парад веселых мертвецов
Фото: Константин Калишко, kalishko.com
Задушевные ночные посиделки на кладбищах — традиция, больше присущая жителям деревень и небольших городов. Столичные жители все чаще предпочитают карнавальную составляющую праздника. И в этом не найти равных оахаканцам.
Оахака-де-Хуарес — большой колониальный город на юге Мексики, гастрономическая и культурная столица. Если вас не пугает оказаться в эпицентре Дня мертвых, то вам сюда — в город танцующих скелетов, расписных черепушек, духовых оркестров и пропитанных мескалем мариачи.
Здесь начинают готовиться к празднику за несколько месяцев. Все школы, институты и местные сообщества заняты созданием масок, костюмов, ростовых кукол. Рисуют дизайн-проекты алтарей, заказывают грузовики, полные свежесрезанных бархатцев. Музыканты проводят ежедневные репетиции. Все ради того, чтобы в течение трех дней радостно сходить с ума на глазах тысяч туристов, заполняющих город с 31 октября по 2 ноября.
Как и положено потустороннему явлению, праздник начинается ближе к ночи. На пустынных улицах внезапно появляются бродячие духовые оркестры-тамборы, достопримечательность Оахаки. Огромная туба, трубы, тромбоны, барабаны и мексиканские народные инструменты создают бравурный микс марша, балканских лихих мотивов и мексиканских народных мелодий. Звуковой энергетик, способный поднять мертвого из могилы, а живого заставить всю ночь ходить и веселиться без устали.
Бродячие оркестры собирают за собой длинные шествия ряженых и просто зевак. Такое хождение называют компарсой. Компарса возникает спонтанно и не имеет ни точного расписания, ни маршрута.
Противостоять музыкальному гипнозу невозможно. И я тоже сливаюсь с пляшущей дикой компарсой, нарезаю круги по городу вслед оркестрам, сталкиваюсь лбами с противоположной толпой на центральной городской площади Сокало, меняю оркестр, снова ухожу петлять по городу и, очарованная шумом и ритмом, прихожу в себя только в последнюю ночь праздника.
Фото: Константин Калишко, kalishko.com
Передо мной уставшие мертвецы, скелеты, черти и ведьмы выстраиваются на последнее общее фото. Смерть своей косой портит кадр. Ее пытаются задвинуть к краю. Она ворчит, но подчиняется. Фотограф приказывает смотреть в камеру и не улыбаться. Застывает кадр из фильмов Альмодовара — странный, нереальный, завораживающий.
В свете разноцветных фонарей, на фоне пустой церкви и кустов агавы на меня смотрят обряженные в смерть дети и взрослые. Впервые за эти три дня их лица серьезны. Музыканты опустили инструменты. Игра окончена. Праздничное, очищающее разум безумие ушло. Дверь в потустороннее закрывается до следующего года. Adiós, Мексика!
Рецепт традиционной сахарной калаверы-черепушки
Фото: Константин Калишко, kalishko.com
Ингредиенты
Для теста
- 250 г сахарной пудры
- 1 яичный белок
- 1 ст. л. кукурузного сиропа (можно заменить жидким медом с нейтральным вкусом)
- 0,5 ст. л. ванили (лучше использовать натуральную ваниль, не ванилин. Можно заменить ванильным сахаром)
- 40 г кукурузного крахмала
Для украшения
- цветная сахарная глазурь (купить готовую в тюбиках или сделать дома, подкрасив с помощью пищевых красителей)
- фантазия
Процесс
Фото: Константин Калишко, kalishko.com
Просеиваем сахарную пудру |
В очень чистой (обезжиренной) миске смешиваем белок, кукурузный сироп и ваниль. |
Постепенно добавляем в смесь сахарную пудру с помощью деревянной ложки. Все хорошо перемешиваем. Если тесто получается слишком рассыпчатым — добавляем чуть-чуть воды. Слишком мокрое — кладем больше сахара. |
Насыпаем немного крахмала на доску, выкладываем тесто и продолжаем вымешивать его руками до мягкости и эластичности. |
Наносим немного кукурузного крахмала себе на ладони и скатываем нужное количество шариков-заготовок. После чего вспоминаем анатомию человека и приступаем к фигурной лепке. |
Оставляем фигурки на просушку на всю ночь. Приступайте к покраске, только убедившись в том, что фигурки полностью высохли! |