Актриса телегина личная жизнь. Под плащом мельпомены
Я всегда играю одну-единственную и любимую роль - простой русской женщины. Раньше ее звали Глаша, Верка, Мотя, потом стали звать Степанида, Кирилловна, Мария Васильевна, - говорила заслуженная артистка РСФСР Валентина Петровна Телегина на встрече со зрителями Ленинграда во время Третьего Всемирного кинофестиваля.
Так ли это?
Бесспорно, что зрители всегда легко узнают Валентину Телегину в каждой ее роли. Актриса снимается без сложного грима. Ее своеобразные внешние данные хорошо знакомы зрителю. И она не пытается их скрыть.
Но роли, которые она играет, часто представляют людей, наделенных вовсе непохожими качествами. По большей части - это очень хорошие, добрые женщины, но уж если "злодейки" - то тоже несомненные.
Она - открытая артистка. Прямая. И все ее роли ясные, характеры большей частью определены, выложены до конца. Хорошие или плохие.
Недостаток ли это? На мой взгляд - нет.
Актриса увлечена раскрытием многообразия свойств характера, его определенности, а не противоречивости.
Эта определенность порой усматривается как недостаток. Такое мнение вызвано сложившимся у некоторых людей неверным представлением о современной манере актерской игры. Теперь часто прячут чувства, предлагая зрителю лишь по ходу событий догадаться о душевном мире персонажа.
Телегина играет иначе. Вернее будет сказать, что играет она иных людей - тех, кто чувства свои выражает открыто. Но открытость чувств не означает декларативности. Ее персонажи начисто лишены декламации, провозглашения своих чувств. Навязчивость - не в природе дарования актрисы. Напротив, ее отличает предельная простота, естественность. Просто ее персонажи - люди с открытой душой, вернее, с открытыми чувствами. Их реакция - и на радости и на горе - всегда мгновенно и ярка, почти импульсивна.
Именно эта особенность Телегиной (в какой-то мере ограничившая диапазон ее ролей) определила ее успех у нескольких поколений зрителей. Он основан на полном доверии к ее игре, как подлинно жизненной. Ей верят, ее любят.
Эта же особенность актрисы вызвала и обилие эпизодических ролей в ее кинематографической жизни.
В эпизодической роли нет места для постепенного раскрытия человека. И вместе с тем яркий эпизод остается в памяти, как встречи с близким человеком, если актер (и режиссер и драматург) умеют лаконично и, можно сказать, стремительно открыть характер.
Вспомним блестящий эпизод, сыгранный Борисом Чирковым в "Чапаеве", - его мужичок себе на уме не менее ярок, чем главные герои. Вспомним Евгения Урбанского в "Балладе о солдате", Сергея Герасимова в фильме "Люди и звери" или Василия Шукшина в "Журналисте".
Валентина Телегина всегда умеет, даже в минутном эпизоде, открыть характер.
Достаточно вспомнить женщину-шофера в "Балладе о солдате". Эту небольшую роль актриса сыграла серьезно, вдумчиво, с полным достоинством. Большая нагрузка возложена авторами на плечи этой пожилой женщины, появляющейся ненадолго на экране. В ее усталости читается нелегкий труд в тылу. В ее суровости, прямоте, в том, как она ведет машину, огромная сила, проявленная женщинами, сменившими мужчин на трудной работе. В ее нежном отношении к заблудившемуся солдату - горе матерей, жен, тревога об ушедших на фронт близких. Актриса скупыми средствами сыграла этот емкий и глубокий эпизод, создающий ощущение единства армии и тыла. И здесь простодушие русской женщины, ее величие, раскрываемые актрисой из роли в роль, но каждый раз обогащенные новыми гранями.
Откуда это простодушие? От примитива? Нет, от увиденных качеств народного характера. Телегина умеет скупо, правдиво показать обаятельность и величие простоты русской женщины, в каком бы внешне непривлекательном виде она ни предстала на экране.
Умение актрисы передать в нескольких кадрах, интонациях, мимике глубокое и важное в человеке всегда привлекали к Телегиной режиссеров, стремившихся передать движение души, распахнутой доверчиво перед зрителем.
Актриса бережно хранит письмо Бориса Васильевича Барнета, с которым ей так и не пришлось сотрудничать (вернее, удалось только сыграть в его тонком и лиричном фильме "Поэт" небольшую роль няни). Режиссер писал ей, приступая к фильму "Полустанок" (которому было суждено стать последним в его творческом пути), что не может себе представить в роли бабушки никого, кроме нее, Телегиной. А она была в это время больна.
Если вспомнить роли актрисы - большие и маленькие, - вспомнить всех этих матерей, бабушек, нянь, работниц, сторожей, поварих, то поразит полное отсутствие в списке сыгранных ею персонажей женщин иной среды, иной судьбы. За тридцать лет в кино она не сыграла ни одного "вельможного" лица. Но, думается, не потому, что такие роли были бы ей не под силу. Нет - просто они были ей человечески чужие. Она играла тех женщин, которые были ей интересны, тех, чью жизнь она хорошо знала. И в этом проявляется принципиальная направленность ее творчества.
Есть среди ролей актрисы и женщины низкие, недостойные. Телегина не любит эти роли. Хотя, конечно, ей доставляет удовлетворение, когда зрители на встречах с ней спрашивают, откуда она знает самогонщицу из их села: так точно сыграла ее актриса в фильме "Дело было в Пенькове". Ей удалось обличить стяжательство.
Кухарка в "Хирургии", по Чехову, самогонщица в "Павле Корчагине", попадья в "Олеко Дундиче" - вот отрицательные портреты, созданные актрисой в галерее ее эпизодических персонажей.
Но вот большую роль, получившую признание зрителей, Телегина не любит вспоминать. Это колдунья в "Сказке о потерянном времени" режиссера А. Птушко. За ней не стоит жизненный характер, как это было в пьесе Евг. Шварца, по которой поставлен фильм. Режиссер Птушко увлекся чисто внешним решением, преследуя единственную цель - смешить во что бы то ни стало. Роль колдуньи, построенная на поверхностном комизме, не дала удовлетворения актрисе.
Высоким нравственным критерием в решении женских образов для Телегиной всегда были доброта, любовь, внимание к окружающим и забота о них. И как высшее выражение красоты женщины - сила ее материнской любви.
Среди более сорока ролей, сыгранных актрисой, многие объединены одной темой - женщина-мать. Потому-то Валентина Петровна и говорит об одной основной своей роли, имея в виду часто играемый образ матери неисчерпаемый в своей многогранности.
Мне представляется, что черты русской женщины-матери заметны в первой роли Телегиной - Моти Котенковой в фильме "Комсомольск".
Эту особенность дарования актрисы очень тонко почувствовал ее первый режиссер С. Герасимов, с которым ее связывает многолетняя творческая дружба. Примечательно, что и в дальнейшем наибольшие удачи актрисы связаны с работой у С. Герасимова или его учеников - С. Ростоцкого, Я. Сегеля, Л. Кулиджанова.
Мотя Котенкова не старше других девушек, живущих в одном из первых бараков строителей Комсомольска-на-Амуре. Но в ее отношении к ним сквозит материнская забота, некоторое покровительство, признанное ими, завоеванное Мотей ее положительностью, рассудительностью, бескомпромиссной твердостью характера. Завоевать авторитет в коллективе девушек - не просто. Но он у Моти надежен и обоснован. Они слушают ее и любят как родную мать. Потому она покровительствует и поссорившейся с мужем Наташе Соловьевой, как и обманутой Клавке... Можно пожалеть, что немало сцен, раскрывавших богатство этого характера, остались в заготовках сценария, в отснятых и не вошедших в фильм эпизодах. При встречах с женщинами - первостроителями города Юности я вижу тех, кого позднее сыграла Телегина. Созданный ею образ матери в фильме Я. Сегеля "Прощайте, голуби!" (1960) как бы перекликается с их напутствиями своим сыновьям:
"Я все спрашивала, когда ты у меня человеком будешь... А ты уже в пути... Счастливого тебе завтра..."
Корреспондент матросской газеты "Тихоокеанец" писал, что было в ее голосе столько материнского чувства, что юноши, одетые в матросскую форму, ощутили себя детьми этой женщины, пришедшей к ним с ласковым словом".
Сложен процесс - нахождение в гуще самой жизни характеров, которые не только доступны, но и в какой-то степени сливаются с индивидуальностью молодых актеров. Или, если хотите, с их актерским диапазоном. Черты характера Моти Котенковой свойственны были очень многим девушкам, строившим Комсомольск. Индивидуальная особенность актрисы дала в Моте Котенковой искомый образ. Помню, как настойчиво было требование С. Герасимова на роль Моти обязательно пригласить Телегину, которая к тому времени уже начала работать в театре.
Телегина не училась непосредственно у С. Герасимова на его курсе. Ее приняли в творческую мастерскую Л. Вивьена сразу на второй курс. В выпускных спектаклях она играла Феодосью в "Последних" Горького и охотницу в "Далеком" Афиногенова. Но еще в институте Телегина сыграла небольшую роль в ранней картине Герасимова "Люблю ли тебя". Эпизод был небольшой, однако Герасимов запомнил молодую актрису и сохранил для нее роль Моти в фильме "Комсомольск", где большинство ролей играли молодые воспитанники режиссера.
Телегиной не так уж сложно было войти в коллектив киноактеров мастерской С. Герасимова.
Сложность была иной. Как актрису ее открыл педагог и режиссер Л. Вивьен. Ей предстоял выбор - остаться в театре или целиком посвятить себя кино. Сложность выбора усугубилась и тем, что Телегина была связана студенческой практикой с театром Балтфлота и с много сделавшим для ее творческого роста руководителем этого театра А. Пергаментом. Театр Балтфлота и морская среда были ей по душе. Но когда возникла необходимость выбора, Телегина избрала кино. Казалось, на всю жизнь. Но, как увидим дальше, не навсегда.
Я еще раз возвращаюсь к тому, что черты характера юной первостроительницы города на Амуре Моти Котенковой предопределили будущие роли матерей советских воинов, которые принесли актрисе наибольшую известность.
Вот что писал шведский критик Руне Муберг: "Герои фильма "Дом, в котором я живу" простые русские люди, которых мы так мало знаем и которые заслуживают того, чтобы узнать их больше, являют пример подлинной человечности...
В фильме мы видим женщину, проводившую на войну мужа и двух сыновей. Ее лицо незабываемо. Это лицо - лицо эпохи, лицо великого народа, но в то же время - лицо всех матерей войны, лицо всех народов и всех эпох... Этот фильм дает много, но все же, когда забыто все другое, хотелось бы, чтобы лицо этой женщины, этот живой кусок любви и страданий навсегда остался бы в памяти у всех".
Русская мать... Именно так называют В. Телегину в многочисленных письмах наши зрители, особенно солдаты, моряки...
Актриса получает много писем от жен военных (даже от целых коллективов), от матерей и жен погибших на войне. "Наверное, вы и не представляете, сколько хороших душевных минут, часов доставили вы нам этой своей "одной ролью" (которую, как вы говорили, играете всегда, во всех ролях). Спасибо вам..."
Русская мать... Это звание надо завоевать...
Но как бы ни велики были заслуги С. Герасимова, открывшего талант Телегиной в кино, и девушек Комсомольска, с которыми она познакомилась, все же, мне думается, что сформировали созданный Телегиной характер не только они.
Так что же? Ответ на этот вопрос может дать знакомство с биографией артистки.
В предвоенные годы, когда особенно интересных и больших ролей не возникало, Валентина Телегина вернулась в любимый театр Балтфлота, к тому времени уже преобразованный в постоянный профессиональный коллектив. В этом театре Телегина встретила войну.
Об этом периоде творчества Телегиной подробно и хорошо рассказала артистка Елена Егорова (см. "Театр", 1968, № 2). "Даже в мирное время театр не засиживался на своем стационаре... С каждым спектаклем мы добирались до самых далеких точек, где бы ни находились части нашего флота... Наступила война 1939-1940 года, и мы получили первое боевое крещение. Двадцать два дня на Карельском перешейке, поход в декабре на острова Лавенсаари и Гогланд. Концерты ночью по тревоге для десантников, отправляющихся на боевую операцию. Палуба корабля и открытая грузовая машина считались в то время идеальными условиями для выступлений...".
Дальше Е. Егорова вспоминает о том, как вместе с Валентиной Телегиной они добирались уже в первый день Великой Отечественной войны из Ленинграда в Таллин, где находился тогда их театр, о том, как Телегина отправилась с бригадой актеров на остров Эзель (Сааремаа), на отрезанный от Родины клочок земли. Егорова вспоминает эпизоды концертов для бойцов, частушки на темы дня, которые распевала Валентина. В одной из таких частушек актриса предлагала пилотам, улетавшим на Берлин, в случае если не хватит бомб- пусть сбросят ее, Телегину.
Один командир сказал однажды Телегиной: "Как объяснить вам, не знаю, но все равно мы все уверены, пока актеры близко - смерть далеко".
В боевом отчете командования говорилось, что артисты не только подготовили новую программу, но и включились в боевую деятельность и в дни решающих боев вместе с отрядом торпедовцев пошли в бой с оружием в руках - они были и медсестрами и бойцами.
А потом актеров эвакуировали. Телегина осталась единственной женщиной на осажденном острове. Словно матерью всех моряков. И когда ей предложили место в самолете - она отказалась, уступив место раненому офицеру. С последними бойцами на подбитом торпедном катере Телегина вернулась на Большую землю.
А затем, когда, прорвавшись сквозь обстрел, самолет доставил ее в Тихвин, она настояла, чтобы ее вернули в театр. И ее отправили в Ленинград, переживавший самые тяжелые дни блокады.
Позднее, уже из Алма-Аты, где были все киностудии, Валентина Телегина снова выехала с бригадой актеров на фронт.
Так откуда же эта достоверность в характере ее женщин, созданных на экране? Мне думается, что немалую роль здесь сыграло знание жизни, высокая гражданская устремленность Телегиной, уведшая ее на фронты, в многочисленные поездки к самым далеким зрителям.
Большая жизнь прожита Валентиной Телегиной, но лишь малую ее часть видели мы на экранах. Не дожидаясь пока напишут для нее сценария, актриса сама пишет... Пока еще не пришла удача. Ну что ж. Не сразу.
Свой опыт, знание она хочет передать другим. Рассказать о русских женщинах нашей страны, о своих современницах.
Но вот произошло то, что сама Телегина оказалась героиней художественного произведения. Не так давно вышел роман В. Рудного, повествующий о военных подвигах на Саареме, о единственной женщине, оставшейся с моряками во время блокады. Не только сама Телегина и ее близкие друзья, но и многие читатели узнают ее, актрису театра Балтфлота, в героине романа.
Может быть, по этой книге поставят и фильм? Фильм о ее жизни. Может, эту роль сыграет она? А может, и другая актриса... так же, как и Телегина, воссоздавая подвиг жизни других...
Подвиг русской актрисы, воплотившей на экране образ нашей современницы и ее ратный подвиг, - таков единый бескомпромиссный жизненный путь Валентины Петровны Телегиной.
Так сливаются в наше время искусство и жизнь, творчество актера и его жизненное деяние.
Актриса Валентина Петровна Телегина, ее биография, личная жизнь, семья — муж и дети интересуют тех, кто до сих пор помнит и любит эту замечательную советскую актрису.
Валентина Телегина — биография
Валентина Петровна родилась 23 февраля 1915 года в Новочеркасске — столице Донского казачества. Любовь к театру и актерские способности у неё проявилась ещё в школьные годы, поэтому она была активным членом кружка художественной самодеятельности, а окончив школу, уехала в Ленинград, чтобы осуществить свою мечту — стать актрисой. Она поступила в Ленинградский институт сценических искусств, причем, училась на курсе С. А. Герасимова, а, получив в 1937 году диплом, была приглашена на работу в театр имени Ленсовета.
В это же время начинающая актриса снялась и в кино — это был фильм «Комсомольск», причем, ей досталась сразу же довольно серьезная роль, которая стала успешным началом её кинокарьеры.
Когда началась Великая Отечественная война, Телегина, как и многие её коллеги по театру, ушла на фронт. Там актеры не только организовывали концерты для солдат, но и работали в госпиталях, ухаживая за ранеными.
После того как война закончилась, Телегина возвращается к мирной жизни и переезжает в Москву. Здесь она начинает активно сниматься, и хотя это в большинстве своем были роли второго плана, причем, играла актриса простых советских женщин, она завоевала любовь зрителей, которые видели в ней, прежде всего, не актрису, а человека – непосредственного, доброго, чуткого и с открытой душой.
Неудивительно, что фильмы с участием Валентины Телегиной, насчитывающие 86 кинолент, до сих пор любимы многими, ведь среди них такие известные картины, как «Три тополя на Плющихе», «Доживем до понедельника», «Живые и мертвые», «Вызываем огонь на себя», «Журавушка» и многие-многие другие.
Валентина Телегина – личная жизнь
Валентина Петровна полностью отдавала себя любимой работе, которая не оставляла времени на личную жизнь, и хотя замуж она так и не вышла, но матерью все же стала, родив дочь, которую назвала Надеждой.
Часто в своих интервью Надежда Телегина — дочь Валентины Телегиной, вспоминая о своей маме, всегда подчеркивала, что Валентина Петровна, несмотря на все трудности и горе, которые ей довелось испытать, прожила счастливую жизнь, поскольку была очень сильной женщиной.
В последние годы жизни Телегина не снималась, так как тяжело болела — у неё была астма и сердечная недостаточность, да к тому же, её состояние усугубляли невостребованность и полное равнодушие, через которое пришлось пройти многим стареющим актерам.
Тем не менее, Валентина Телегина, причина смерти которой – прогрессирующая астма, осталась в сердцах близких, друзей и коллег, как очень добрый и теплый человек, ведь многие испытали на себе её поддержку в трудную минуту.
Скончалась Валентина Петровна Телегина 4 октября 1979 года, и была похоронена на Митинском кладбище в Москве.
Преподаватель театрального кружка посоветовала талантливой девочке продолжить образование в столичном театральном вузе. Валентина выбрала ленинградский Институт сценического искусства. Приемная комиссия была в полном восторге от озорной, веселой, одаренной девушки, и Валю зачислили сразу на второй курс института. Обучение студентка Телегина начала в творческой мастерской Леонида Вивьена.
Жизнь в большом городе, новые друзья, любимое дело увлекли Валентину без остатка. После занятий в институте она бежала на курсы молодого режиссера Сергея Герасимова, который организовал собственную актерскую мастерскую.
Учеба не прошла зря – в 1934 году студентка Телегина сыграла в эпизоде фильма Герасимова «Люблю ли тебя». На выпускных экзаменах девушка исполнила роли в спектакле Горького «Последние» и пьесе Афиногенова «Далекое».
Начало карьеры
После окончания учебы в институте в 1937 году Телегину пригласили в Ленинградский театр-студию, в котором она прослужила до 1940 года, а после перешла в театр Балтфлота, где многому научилась у его руководителя – Александра Пергамента, уважение и теплые чувства к которому сохранила до конца своих дней.
Не бросала Валентина и кинематограф. В 1937 она снялась в эпизоде фильма «Тайга золотая», после Сергей Герасимов пригласил девушку в две свои картины: «Комсомольск» (1938) и «Учитель» (1939). В том же 1939 году Телегина снялась в фильмах «Член правительства» и «Хирургия».
Первые же роли Валентины Телегиной задали тон всей ее карьере – это хорошие, добрые женщины, которые не стремятся выйти на первый план, но своей искренностью, открытостью и душевностью запечатлеваются в душе зрителя сразу и навсегда. Умение просто и ясно выразить чувства своей героини, показать яркую и мгновенную реакцию души навсегда определили диапазон ее ролей – простой русской женщины, русской матери.
Впоследствии ей не станут предлагать сложные роли женщин «благородных, со сложной душевной организацией», это будут больше роли эпизодические: крестьянки, проводницы, санитарки, водителя. Однако именно они своей искренностью и живостью по праву завоевали главное место в памяти многочисленных поклонников ее таланта, мастерства «королевы эпизодов».
Лучшие дня
Война
О том, что началась война, Валентина услышала в отпуске. Не раздумывая, отправилась в Таллин, где находились тогда ее коллеги. Уже вместе с ними она улетела на остров Эзель, где отчаянно воевали наши солдаты. Очень скоро солдаты и артисты театра оказались в глубоком тылу врага, в паузах между концертами артисты Балтфлота помогали санитарам, варили еду для солдат, возили продукты.
Вскоре актерскую труппу было решено эвакуировать с острова, но Валя отказалась – отдала свое место раненому офицеру, оставшись вместе с солдатами. Только тогда, когда все до единого человека были вывезены, она уехала на Большую землю.
С большим трудом, сначала на подбитом катере, а потом через линию фронта на самолете, актриса добралась в Тихвин. Оттуда можно было уехать в безопасную эвакуацию, но Валя настояла на своем возвращении в родной театр, в блокадный Ленинград. Только потом, не желая быть в лучшем, чем у иных, положении, она с коллегами уезжает в Алма-Ату, куда уедут все ленинградские актеры.
Во время эвакуации актриса снялась в небольших ролях в двух фильмах: «Непобедимые» (1942) и «Секретарь райкома» (1942). Не в силах отсиживаться в безопасности, Телегина снова просится на фронт в состав актерской бригады.
Фильмы
После окончания войны Валентина переезжает в столицу, ее зачисляют в штат киностудии им.Горького и Театра-студии киноактера. Валентину Петровну начинают приглашать во множество фильмов: в 1947 году она играет в картинах «Весна» и «Поезд идет на восток», в следующем году актриса снялась в фильме «Драгоценные зерна», в 1948 году получила роль в «Кубанских казаках».
За ними последовали работы в лентах «В степи» (1950), «Сельский врач» и «Спортивная честь» (1951), «Сеанс гипноза» и «Степные зори» (1953), в 1954 году вышли картины «Море студеное» и «Чемпион мира», затем были роли в фильмах «Земля и люди», «Ляна», «Матрос Чижик» и «Судьба барабанщика».
1956 год также был плодотворным – на экраны вышло несколько фильмов с участием Валентины Телегиной: «Главный проспект», «Девушка с маяка», «Павел Корчагин», «Поэт», «Путешествие в молодость».
В 1957 году Валентина Петровна получила роли, которые стали одними из центральных в ее фильмографии: роль Алевтины Власьевны в «Дело было в Пенькове» и главная роль Клавдии Кондратьевны Давыдовой, матери трех детей, в ленте «Дом, в котором я живу».
Шведский кинокритик Руне Муберг высоко оценил работу Валентины Петровны в фильме «Дом, в котором я живу», назвав лицо Телегиной лицом эпохи, лицом великого народа, лицом всех матерей войны. Искренность ее героини настолько потрясла критика, что тот пожелал, чтобы лицо Валентины Телегиной «навсегда осталось бы в памяти у всех».
В 1958 году выходят несколько фильмов, в двух из которых Валентина Петровна сыграла отрицательных персонажей – в ленте «Олеко Дундич» ее ролью стала попадья, а в фильме «Ветер» - содержательница публичного дома. Телегина не любила эти роли, не ложились они ей на душу, но все же играла с привычной для себя самоотдачей и искренностью.
Правдивость даже ее отрицательных персонажей была настолько точной, что на встречах со зрителями те удивлялись, откуда она знает жителей их села, например, самогонщицу, так похожую на ее героиню из «Павла Корчагина».
В следующем году актриса Телегина получила небольшую эпизодическую роль в военной драме «Баллада о солдате», ленте, которая стала абсолютным чемпионом среди премированных отечественных фильмов. Думается, что во многом благодаря и образу женщины-водителя, которого сыграла Валентина Петровна.
Первоначальный вариант ее роли предполагал небольшой монолог, однако актриса отказалась от него, решив сказать лишь одну фразу. Горе и тревогу женщин об ушедших на фронт сыновьях и мужьях она показала лишь мимикой, глазами и они смогли выразили больше, чем слова.
В этом же, 1959 году, вышли фильмы «В нашем городе», «Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева», «Ссора в Лукашах». В следующем году Валентина Петровна получила одну из главных ролей в фильме «Прощайте, голуби».
После этого главную роль актриса Телегина сыграла еще в двух фильмах: «Сказка о потерянном времени» (1964) и «Капля в море» (1973). Причем ролью Авдотьи Петровны, злой волшебницы из «Сказки о потерянном времени», Телегина останется навсегда недовольной – образ получился картонный, неискренний, без характера, так работать актриса не любила.
В следующие несколько лет Валентина Петровна сыграет в десятках фильмов, некоторые из которых станут классикой советского кинематографа: «Живые и мертвые» (1963), «Три тополя на Плющихе» (1967), «Доживем до понедельника» (1968), «Угрюм-река» (1968), «Помни имя свое» (1974).
Личная жизнь
О своей личной жизни актриса не любила рассказывать, мало в ней было семейных радостей. Младший брат Валентины в годы войны был угнан на работы в Германию, однако вскоре его перевели в немецкую разведшколу, после окончания которой он работал под чужой фамилией в ФРГ. В 1957 году он вернулся в Советский Союз, однако так и не принял существующий порядок. Споры с братом очень огорчали актрису, которая искренне любила свою Родину.
Несмотря на простоватую внешность, Валентина Петровна пользовалась большой популярностью среди мужчин. Один из них стал отцом ее дочери Надежды, но не официальным мужем для Валентины. Кроме Нади детей у актрисы не было, ведь женщине пришлось самой поднимать дочь, что не всегда удавалось при загруженном графике киносъемок.
Пока актриса пропадала на съемочной площадке, Надя была предоставлена сама себе: появились сомнительные знакомства, шумные вечеринки, проблемы с алкоголем. Отношения с матерью надолго испортились, лишь перед смертью Надежда помирилась с Валентиной Петровной и заботливо ухаживала за ней до последних дней.
Смерть
Мечтой актрисы Телегиной было играть до последнего вздоха. Ее желание исполнилось – в 1979 году выходит ее последний фильм «Завтрак на траве», вскоре после которого «русской матери» не стало. Причиной смерти актрисы стали астма и диабет, пошаливало сердце.
Похоронена Валентина Петровна Телегина на московском Митинском кладбище.
Личная жизнь Валентины Телегиной была тесно связана с театром и кинематографом. Приехав в Ленинград из родного Новочеркасска, она поступила сразу на второй курс Института сценических искусств и параллельно посещала курсы на «Ленфильме», организованные Сергеем Герасимовым. Первым в ее творческой биографии фильмом стал «Люблю ли тебя», в котором девятнадцатилетняя начинающая актриса сыграла совсем маленькую роль.
В 1937 году после окончания вуза Валентина Телегина пришла в Театр им. Ленсовета, тогда ей было двадцать два года, и с этого времени началась ее успешная карьера. В том же году Телегину пригласили сняться в картине «Комсомольск» у Сергея Герасимова.
На фото — Валентина Телегина
Почти перед самой войной актриса перешла в театр Балтфлота, а когда объявили о начале войны она вместе с другими актерами театра ушла на фронт. После войны личная жизнь Валентины Телегиной протекала уже в Москве, где она стала актрисой Театра-студии киноактера. Ее много приглашали сниматься, но, в основном, это были роли второго плана. Чаще всего Валентине Петровне доверяли играть санитарок, птичниц, поварих, доярок, т.е., по словам самой актрисы, она всегда играла простую русскую женщину.
Она была очень популярна и любима зрителями, ценившими Телегину за искреннюю игру, за ее обаяние и душевную теплоту. Она не смогла стать звездой экрана в привычном понимании этого слова, потому что не обладала звездной внешностью, но благодаря своей простоте, актриса сразу стала «своей» у миллионов советских зрителей. Валентина Телегина не любила, когда ей приходилось играть отрицательных героинь, но и эти роли удавались ей блестяще - вспомнить только Алевтину-самогонщицу из картины Ростоцкого «Дело было в Пенькове».
Среди других отрицательных ролей, неповторимо сыгранных актрисой - попадья в «Олеко Дундиче», самогонщица в «Павле Корчагине», злая волшебница в «Сказке о потерянном времени». Со временем актриса начала играть возрастные роли, которые ей удавались не менее органично - повариха в фильме «Включите северное сияние», бабушка в «Капле в море», Марья Ивановна в «Телеграмме». Валентина Петровна готова была играть до последнего дыхания, и в конце жизни, когда она уже много болела, все равно, редко, но снималась. Она до старости сохранила свой оптимизм и веселый характер, которым Валентина Телегина притягивала к себе всеобщую любовь.
Возникла необходимость в формировании не только нового общественного и правового порядка, но и кино. Подстраиваясь под эти требования, большинство кинофильмов последующих лет рассказывали о жизни крестьян и рабочих. Поэтому появилась нужда в новом типаже актрис, внешне напоминавших простых сельских баб, обладающих при этом, тонкой душевной организацией. Советская актриса Валентина Телегина попала в кино именно благодаря тому, что относилась к этому типажу, и на протяжении всей своей карьеры была невероятно востребованной. Однако была ли ее личная жизнь столь же успешной, как и профессиональная?
Происхождение актрисы и детские годы
Валентина Петровна Телегина была настоящей потомственной казачкой. Она родилась в феврале 1915 г. в Новочеркасске, который в то время играл роль столицы донских казаков (сегодня Ростовская область). Несмотря на непростой период, в котором прошло детство будущей актрисы, она росла озорной и искренней девочкой. Во время учебы в школе Телегина вступила в местный театральный кружок, с которого началось ее увлечение актерским мастерством. Руководительница кружка, которая в прошлом была артисткой, высоко оценила талант юной Валентины и посоветовала ей после окончания школы поступать в театральный вуз.
Студенчество
Полная самых смелых надежд, Валентина Телегина приехала в Ленинград и успешно сдала экзамены в Институт сценического искусства. Причем ее игра произвела на вступительную комиссию столь сильное впечатление, что юную казачку зачислили сразу на второй курс.
Первоначально Телегина была определена в мастерскую преподавателей Вивьена и Соколова, но позже она по собственному желанию перешла к легендарному уже тогда советскому режиссеру Сергею Герасимову. И не зря, ведь он не только был удивительным педагогом, но и имел привычку снимать в своих кинокартинах особо дорогих ему учеников. Оценив талант, а главное, удивительно актуальный на то время типаж истинно русской женщины Телегиной, Сергей Аполлинариевич стал часто приглашать ее сниматься в своих работах.
Первые работы в кино и военные годы
В 1937 г. ее пригласили сыграть в одном из эпизодов «Тайги золотой», а через год Герасимов дал ей роль Моти Котенковой в «Комсомольске». Именно эта роль в дальнейшем и определила весь творческий путь актрисы и ее амплуа - простой женщины/бабушки из народа, которая столь естественна, что кажется, живет в соседнем дворе.
Через год Сергей Аполлинариевич вновь пригласил свою ученицу сыграть Степаниду Лагутину в «Учителе». У ее героини почти не было текста, но она присутствовала во многих сценах, символизируя собою тяжкую долю необразованных и угнетенных крестьянок.
Несмотря на все эти успехи, настоящую известность Валентина Телегина обрела, сыграв свою однофамилицу в фильме «Член правительства». Теперь многие режиссеры приглашали ее сниматься у себя, но грянула Великая Отечественная война, и актриса, приостановив свою деятельность, добровольно отправилась в Таллинн, где шли ожесточенные бои, в числе актерской бригады. Позже их труппа оказалась на острове Эзеле.
Здесь в свободное от выступлений время Валентина Телегина была и кухаркой, и медсестрой, и прачкой. Она бралась за любую работу, чтобы помочь храбрым воинам. По прошествии многих лет о ее самоотверженной деятельности В. Рудным будет написан роман.
Позже актриса вернулась в Ленинград и прожила там некоторое время, перенеся все тяготы блокады, пока не была эвакуирована в Алма-Ату.
В военные годы актриса снялась в двух кинофильмах - «Непобедимые» и «Секретарь райкома», хотя и не была указана в титрах. Позже она много гастролировала на фронте, а после победы переехала в Москву, где была принята на студию им. Горького, а также играла в Театре-студии киноактера.
Дальнейшая карьера
После войны настал настоящий звездный период в карьере Телегиной - ее засыпали предложениями сниматься, и хотя большинство ее ролей - второстепенные, именно они подчас становились главной изюминкой кинофильмов.
Среди ее творческого наследия множество героинь - санитарка-медсестра, женщина-водитель, крестьянка, самогонщица, проводница, злая волшебница, и даже хозяйка борделя. Каждая из этих ролей была столь отменно сыграна, что за актрисой закрепилось прозвище «всенародная тетя».
Наиболее любимые зрителями кинофильмы с участием актрисы - «Кубанские казаки», «Дом, в котором я живу», «Дело было в Пенькове», «Баллада о солдате», «Три тополя на Плющихе», «Доживем до понедельника» и многие другие. Всего в творческой копилке Валентины Телегиной - более шестидесяти ролей, а также несколько озвученных мультфильмов.
История с пропавшим без вести братом актрисы
За пределами съемочной площадки Валентина Телегина была очень непохожей на своих героинь. Те, кто был близко с ней знаком, отмечали, что по характеру актриса была настоящей горожанкой и очень интеллигентной женщиной. С одной стороны, была открытой и участливой, но при этом умела держать дистанцию и редко делилась своими сердечными секретами Валентина Телегина. Семья ее была окутана массой тайн, большинство из которых она унесла с собой.
К примеру, практически никто не знал, что у нее был младший брат, который во время Великой Отечественной войны был принудительно угнан в Германию в качестве рабочей силы. Однако вместо каторжных работ он был отправлен в разведшколу, а после войны - переправлен в Западную Германию, где под фамилией Кондрашов, обитал вплоть до 1957 г., когда смог попасть на родину.
Если бы в те годы стало известно, что у видной советской актрисы родной брат жил на оккупированной территории, да и еще был замешан в шпионаже - Телегина могла бы лишиться карьеры, поэтому эта история стала достоянием общественности лишь в конце жизни Валентины Петровны.
Валентина Телегина: муж
Была еще одна тайна, окутывавшая жизнь известной актрисы. О ней не знали даже самые близкие для нее люди. Речь шла о мужчинах, которых любила Валентина Телегина.
Личная жизнь ее, между тем, была довольно бурной. Несмотря на свою внешность сельской бабы, актриса была очень ухоженной и обаятельной женщиной, которая нравилась мужчинам. По словам самой Валентины Петровны, у нее был муж-летчик, который и стал отцом ее дочки Надежды. Однако насколько правдива эта история - неизвестно, ведь оправдание "муж-летчик" или "капитан дальнего плаванья" традиционно для матерей-одиночек.
Дочь Телегиной рассказывала, что она на протяжении всей своей жизни испытывала трепетные чувства к театральному режиссеру Александру Пергаменту.
С ним Валентина Телегина стала работать в начале сороковых, с приходом в театр Балтфлота. Вместе они много гастролировали на фронте, поэтому весьма возможно, что у актрисы возникли к режиссеру романтические чувства. Были ли они взаимными? Сейчас уже никто не сможет ответить, тем более что у режиссера была супруга - актриса Евгения Церебилко. Умер Пергаментов почти на десять лет раньше Телегиной, а она даже в свои последние дни вспоминала о нем.
Дети Валентины Телегиной
У актрисы была одна дочь Надежда. Кто бы ни был ее отцом, он не участвовал в воспитании девочки, и Валентина Петровна сама поднимала ее на ноги.
Отношения между матерью и дочкой не всегда были гладкими, однако в последние годы актрисы именно Наденька взяла на себя все хлопоты по уходу за ней.
Последние годы Валентины Телегиной
В последние годы жизни актриса много болела, но продолжала сниматься и давать интервью.
Умерла «всенародная тетя» в октябре 1979 г. и была похоронена на московском Митинском кладбище. Через несколько лет после ее смерти дочка Надя продала московскую квартиру в центре и переехала жить в Подмосковье.
По отзывам друзей и коллег, была удивительно стойкого и благородного характера Валентина Телегина. Личная жизнь, семья и невероятно успешная карьера в кино - все это хоть и было у нее, но не всегда таким, как хотелось бы. К счастью, с какими бы трудностями она ни сталкивалась в своей жизни, Валентине Петровне всегда удавалось выходить из любой ситуации победительницей.