Актер Марк Бернес: биография, фильмография и личная жизнь. Марк бернес - биография, информация, личная жизнь Лилия бернес
План захвата столицы был по-юношески максималистичен и прост одновременно. В первую же ночевку на вокзале юноша выведал у местных главные адреса, и на следующий день он уже обивал пороги Большого и Малого театров.
Манящая Мельпомена требовала некоторых жертв и предприимчивый юноша быстро смекнул, что с фамилией Нейман далеко не уедешь. И потому быстро, а времени у него почти и не было, придумал себе отлично звучащую новую фамилию - Бернес.
Первые же усилия молодого авантюриста увенчались успехом: он был зачислен статистом сразу в оба упомянутых храма искусств и мог с полным правом представляться «артистом больших и малых академических театров». И всего через девять лет имя Бернеса узнала вся страна, он стал одним из самых известных актеров Советского Союза, любимцем миллионов. Популярность у него была фантастическая. Стоит ли говорить, что Бернес пользовался повышенным вниманием женщин. Он всегда добивался своих целей и в карьере и в любви.
Первый брак
Когда Марк объявил своим друзьям, что он женится на самой красивой актрисе театра, девятнадцатилетней Паоле Линецкой, все восприняли это лишь как шутку. Случилось это сразу после провальной репетиции, где наш герой не смог произнести свой текст, уставившись в бездонные фиалковые глаза Паолы. Но его недооценили: через два года Паола, прима частного Театра Корша, куда приняли и Бернеса, ушла от своего мужа, состоятельного инженера к Марку.
И они стали жить счастливо несмотря на то, что Бернес был и беден и всегда на третьих ролях.
Про их брак ходило много слухов, злые языки утверждали, что Марк изменяет жене направо и налево. Что из этих слухов было правдой, а что досужими преувеличениями теперь уж рассудить очень трудно.
Но в воспоминаниях его знакомых Бернес всегда любил проводить время в кампаниях с красивыми женщинами, что явно не доставляло Паоле большой радости. И на вопрос друзей, что он говорит жене возвращаясь домой после очередного загула, он отвечал, мол, говорю «Здравствуй, дорогая!», а уж все остальное говорит Паола. Тем не менее, брак их длился четверть века, они даже успели сыграть серебряную свадьбу.
А потом Паола заболела, почти впервые в жизни. Врачи диагностировали у неё рак. Их дочке Наташе было всего четыре года, она была поздним, по-настоящему долгожданным ребенком для супругов.
И в семье разыгралась настоящая трагедия - Бернес, вечный добытчик и кормилец, по общему мнению человек-кремень, не смог стать опорой и поддержкой для своей супруги.
Он вдруг смертельно перепугался. В его семье совсем недавно от рака умерли отец и сестра и он, как это ни странно звучит, боялся заразиться смертельной болезнью.
Что чувствовала несчастная Паола трудно себе представить: муж перестал общаться с ней, приказал домработнице разбить дом на две половины, разделил все вещи. Никто не смог переубедить Бернеса протянуть Паоле руку помощи. Она умерла в больнице, где муж её не разу за два месяца не навестил.
Превратности судьбы
Бернес очень изменился, бросил курить и напрочь отказался от алкоголя. Прежде его увлечения выпивкой были известны всем и даже мешали его романам: так, будущая жена Михаила Ульянова, одна из самых красивых театральных актрис Москвы Алла Парфаньяк в молодости отвергла его напористые ухаживания как раз из-за пристрастия Марка к спиртному. А тут вдруг как отрезало, больше Бернес не притрагивался к рюмке до конца своей жизни. Стал измерять много раз за день пульс и давление.... и заводить новые романы!
Одно такое увлечение стоило Бернесу нескольких лет отлучения от зрителя.
Нужно сказать, что все его друзья-товарищи всегда отзывались о нем, как о человеке очень сложном. Его лучшие экранные роли открытых, душевных героев мало соответствовали его характеру. Бернес был очень амбициозным, достаточно жестким человеком, и свое не имеющее границ обаяние хранил для особых случаев, умело используя для достижения своих целей.
Наверное, лучше всех о Бернесе сказал его друг Зиновий Герд:
«Добрый — злой, умный — темный, честный — несправедливый, смелый — нерешительный, простодушный — хитрый, доверчивый — подозрительный, жесткий — сентиментальный, веселый — мрачный… Эти исключающие друг друга эпитеты, можно длить и длить, и все это будет верно».
Когда же дело касалось борьбы на любовном фронте, все знали, что Бернес не отступит никогда.
Так получилось, что за сердце молодой, необычайно красивой актрисы Изольды Извицкой (она сыграла роль Марютки в фильме Чухрая «Сорок Первый») в борьбу вступили двое — вдовствующий Бернес и зять Хрущева, Алексей Аджубей, который был на 13 лет моложе своего соперника.
Все друзья советовали Бернесу отойти в сторону и не связываться с зятем главного человека в стране. Но Марку Наумовичу опасения друзей в тот момент казались не стоящими внимания. Красавица Изольда выбрала Бернеса - и он был счастлив. Но случилось непредвиденное: Бернес на московских улицах нарушил правила движения и скрылся с места происшествия.
Изольда была с ним вместе в авто. Милиция догнала нарушителей, признала за рулем любимого актера и отпустила парочку с миром. Но протокол был сохранен и об этом мгновенно узнал отвергнутый соперник. Аджубей тогда возглавлял «Комсомольскую Правду» и, конечно же, воспользовался удачным случаем, чтобы уколоть соперника и заодно поставить его на место.
Тут и начались для Бернеса темные времена. Кампания в прессе была развернута масштабная, в ход пошло не только обсуждение его творческих успехов и провалов, но главным образом были извлечены на свет подробности его личной жизни. Публично обсуждались его моральные качества, тут уж было где порезвиться журналистам.
Путь в кино и на эстраду был закрыт, опала длилась три долгих года. Бернес выживал, дублируя фильмы. История с Извицкой закончилась, они расстались. Много лет спустя Алексей Аджубей извинился перед Бернесом.
Со всеми своими проблемами по жизни Бернесу удавалось разобраться. О нем говорили, как о человеке очень умном, предприимчивым и практичном. Он не был самым талантливым актером, певцом его называли безголосым, но место среди самых популярных актеров страны он себе чудесным образом обеспечил.
Драматурги писали роли специально для него, композиторы настаивали, чтобы он был первым исполнителем их песен. Бернес имел талант точно определить, что будет пользоваться успехом у публики, всегда добивался той задушевной интонации, которая сразу делала песни шедеврами и вечными хитами.
Его многочисленные романы, видимо, были долгим поиском той женщины, которая была ему необходима. И ведь он нашел свой идеал!
Последняя любовь
Когда его дочка Наташа пошла первый раз в первый класс, конечно же отец был рядом. Среди других родителей первоклашек он заметил знакомого фотографа из «Пари Матча» Люсьена Но, а тот представил ему свою жену Лилию. Так первого сентября 1960 года Бернес познакомился со своей будущей женой.
На первом же родительском собрании они оказались за одной партой. То, что говорила учительница об успехах его дочери Наташи и сына Лилии Жана, скорее всего оба не очень-то запомнили. Они были увлечены друг другом. После собрания Бернес предложил Лилии поехать в гости к его друзьям.
Она согласилась. А уже через два месяца, в ноябре, переехала вместе со своим сыном в дом Бернеса. Можно предположить, что после таких коллизий явка на родительские собрания в классе была полной: страсти поначалу кипели нешуточные, Марк и Люсьен выясняли отношения и на людях.
У Бернеса и Лилии была большая разница в возрасте - 18 лет. Она не была счастлива в своем первом браке. В её семье был полный достаток, они с мужем слыли модниками и шеголями, но вся Москва судачила о том, что Люсьен изменяет красивой энергичной Лилии при каждом удобном случае. Молодая женщина, конечно же, мечтала о другой доле. В Бернесе она искала для себя защиты и любви - и нашла это!
Бернес все сделал для того, чтобы как можно меньше разлучаться с ней. В своем первом замужестве, Лилия вела очень спокойный образ жизни - ходила на курсы французского языка, не работала, занималась собой и сыном. С Бернесом жизнь её перевернулась, он в секунду устроил её работать в Москонцерт. И до его последнего выступления она оставалась рядом с ним, Лилия была ведущей всех его вечеров. Без неё он предпочитал нигде не появляться, но не дай бог, кто-нибудь при нем позволял сделать Лилии комплимент - реакция Бернеса была бурной.
Вместе они прожили девять лет. Все знакомые Бернеса отмечали, что пара действительно была счастлива. Бернес, к удивлению всех успокоился, о его похождениях больше никто не слышал, даже в отношениях с друзьями стал мудрее и добрее. Он сделал дом своей крепостью, где всегда был порядок, а вместе с Лилей поселилась и радость. Жили на широкую ногу, Бернес обещал для своей любимой жизнь-сказку, он это и исполнил.
А спустя девять лет он заболел. Врачи диагностировали неоперабельную, запущенную раковую опухоль. Марк Наумович понимал, что надеяться ему не на что и знал о скором своем уходе. Лилия была с ним каждую минуту, до конца.
В последние дни жизни он увидел стихи Гамзатова о джигитах, которые после смерти превращаются в журавлей, и записал последнюю свою песню «Журавли».
Умер Марк Бернес в 57 лет. Лилия осталась одна.
Растила двух детей и через много лет отвечая на вопрос журналистов, почему она не вышла ещё раз замуж, Лилия ответила, что после Марка найти мужа было просто невозможно, его ей никто заменить не мог.
«Три года ты мне снилась...» — будто о себе пел Бернес в фильме «Большая жизнь». А позже овдовевший актер и певец встретил Лилю, ставшую его последней женой. Ей Марк говорил: «Ты — моя лебединая песня».
Судьба отмерила им всего лишь девять лет совместной жизни. Любовь Бернеса к Бодровой была огромной. Он старался постоянно находиться рядом с супругой. Как рассказывала Лилия Михайловна: «С Марком я распрямилась. Он никогда мне не говорил: "Ах, какая ты красивая!" Но я знала: он счастлив оттого, что я рядом».
Марк Наумович родился 21 сентября 1911 года в Нежине на Черниговщине в семье старьевщика. (Сам актер говорил, что в энциклопедии ошибочно указана дата его рождения — 21 сентября, — а на самом деле он родился 8 октября.) Когда Марку было пять лет, семья перебралась в Харьков. Отец мечтал, чтобы сын стал счетоводом, и даже отдал его в Харьковское торгово-промышленное училище. Но сын решил стать артистом после того, как в 15 лет попал на спектакль в театр.
После школы Нейман расклеивал на улицах афиши харьковского театра «Миссури», работал в нем статистом, помогал рабочим сцены, бутафорам, осветителям, суфлерам. В 17 лет юноша сбежал в Москву. Еще в поезде он узнал, что главные московские театры — Большой и Малый — находятся в Охотном Ряду. Как ни странно, провинциальный паренек получил работу статиста в двух театрах. Нередко Марку, взявшему себе псевдоним Бернес (что означала эта фамилия, сам артист так и не объяснил), приходилось выступать в один вечер на двух сценах. Например, отыграв роль бессловесного слуги в Малом театре, Бернес спешил в Большой, где изображал столь же молчаливого стражника в балете или слугу в какой-нибудь опере.
Теперь это кажется неправдоподобным, но, в сущности, Бернес нигде не учился, не окончил никаких театральных студий. Тем не менее талантливого юношу в начале 1930 года приняли в театр Корша актером «вспомогательного» состава: те же роли на выходах. И даже премировали в 1934 году ордером на обувь «За лучшие качественные показатели работы».
В этом коллективе Марк познакомился со своей первой женой — знаменитой московской красавицей Полиной, или Паолой, как ее звали друзья, Липецкой. В то время молодые жили в Петровском переулке, рядом с филиалом МХАТа, в крохотной комнатушке. Здесь, у Бернесов, Исаак Бабель впервые прочитал свой новый рассказ «Отелло», в котором после посещения спектакля жена обращается к мужу: «Наум! Ты видел сейчас любовь? А у тебя что?..» С тех пор рефреном Бернеса — когда он сталкивался с пошлостью в искусстве и жизни — стала фраза: «Сегодня животные штуки, завтра животные штуки, а где же любовь, ребята?..»
В 1936 году режиссер «Мосфильма» В. Червяков пригласил Марка на небольшую роль в киноленте «Заключенные». Тут его и заметил прославленный в будущем режиссер С. Юткевич. В его фильме «Шахтеры» Бернес сыграл одну из главных ролей — инженера Красовского. Через два года актер снялся в небольшой, но яркой роли Кости Жигулева в кинокартине «Человек с ружьем». Здесь Бернес исполнил ставшую легендарной песню «Тучи над городом встали...» и быстро приобрел всесоюзную известность. Его заметил даже Сталин. За фильм «Человек с ружьем» Марк получил орден «Знак Почета» и взошел на кинематографический Олимп.
Всего же Бернес снялся в 35 фильмах, среди которых безусловная вершина — роль лихого, отважного одессита-пулеметчика и балагура Аркадия Дзюбина в фильме «Два бойца» (1943 г.). За эту работу актер получил боевой орден Красной Звезды.
Начиная с первых кинокартин герои Марка Наумовича приходили на экран с песней, многие из которых в эфире по сей день («Шаланды, полные кефали», «Я люблю тебя, жизнь», «Любимый город», «Хотят ли русские войны?», «Враги сожгли родную хату», «Темная ночь», «С чего начинается Родина?», «Если бы парни всей земли», «Журавли» и др.).
Если говорить о песенной карьере, то в 1950—1960-х годах по популярности Марку, пожалуй, не было равных. Поклонницы даже создали клуб «Ура, Бернес!».
Это был видный мужчина, прославившийся своими победами на любовном фронте. Когда приятели спрашивали актера, что он говорит жене, вернувшись под утро домой, источая аромат духов другой женщины, Марк Наумович со свойственным ему юмором отвечал: «Я говорю ей: "Здравствуй", остальное говорит она».
Популярная советская киноактриса Лидия Смирнова вспоминала: «Первая жена Бернеса, Паола Липецкая, была замечательная женщина, умная, красивая, энергичная. Он слушался ее беспрекословно. Супруга умирала в больнице от рака, и Марк ее не навещал, ему казалось, что он может от жены заразиться. При этом актер невероятно страдал, ибо Марк без Паолы был не Марк».
Липецкая скончалась в 1956 году, когда их дочери Наташе было около трех лет. Почти одновременно началась кампания в прессе, которая чуть не уничтожила актера. Поводом послужила реплика Н. С. Хрущева.
«В лужниковском Дворце спорта шел концерт для делегатов юбилейного съезда комсомола, — вспоминал в интервью газете «Культура» поэт Константин Ваншен-кин. — Присутствовало правительство. Мероприятие должно было уложиться в строго отведенное время. Режиссер строжайше запретил артистам бисирование. Бернес спел две песни, его не отпускают. Он вернулся, поклонился. В зале обвал. Он опять ушел, его вновь вызывают. За кулисами не оказалось никого из начальства, чтобы можно было спросить разрешения остаться на сцене. Как стало известно, Хрущев выразил неудовольствие: "Ишь ты, не может удовлетворить потребности молодежи, спеть лишнюю песню!"».
Этого было достаточно для того, чтобы начать травлю популярного певца и актера. Несколько лет у него не было ни концертов, ни фильмов (и, естественно, заработков), его не выпускали за границу. В «Правде» появилась заказная статья «Пошлость на эстраде».
Чуть позже Бернес, ехавший за рулем автомобиля, нарушил правила. Это послужило поводом для фельетона в «Комсомольской правде» — «Звезда на "Волге"». Потом оказалось, что нападки в прессе — это результат негласного конфликта Бернеса со всемогущим зятем Хрущева, Алексеем Аджубеем, из-за одной актрисы, за которой оба ухаживали.
В октябре 1958 года выяснилось, что после выхода на экраны детективного фильма «Ночной патруль», в котором Марк Наумович сыграл роль «завязавшего» с криминальным прошлым воровского авторитета Огонька, жизнь актера была поставлена на кон. Уголовная братва вынесла ему смертный приговор. По их понятиям, Огонек как вор, предавший святые законы, был «ссученным», а артист, сыгравший его роль, — «сукой» и подлежал наказанию. К счастью, об этом через осведомителя стало известно начальнику колонии, а он, в свою очередь, сообщил правоохранительным органам. (По другим сведениям, Бернеса предупредил об опасности один из бывших заключенных, симпатизировавший знаменитому актеру.) Марку Наумовичу выделили круглосуточную охрану, в состав которой зачислили бывшего телохранителя самого председателя Совета министров Булганина. Были отменены все концерты и гастроли актера, ему рекомендовали отказаться от ежевечерних прогулок возле дома.
Дни с 26 октября по 1 ноября 1958 года можно по праву назвать одними из самых драматичных в судьбе Марка Бернеса — он ограничил до минимума свои выходы из дома и все свои действия согласовывал с охраной. Однако убийца в те дни так и не объявился. По одной из версий, по пути в Москву он попал в руки милиции, попытался бежать и был застрелен.
После этого беспрецедентного случая актер больше никогда не играл в кино преступников.
А вскоре жизнь Марка Наумовича кардинальным образом изменилась — в 1960 году он второй раз женился. Первого сентября знаменитый актер повел в первый класс дочь Наташу. И в школьном дворе познакомился с Лилией Бодровой, которая вместе с мужем привела в школу своего сына Жана.
«Я — коренная москвичка, — рассказывала в одном из интервью вторая супруга певца Лилия Михайловна Бернес-Бодрова. — После курсов стенографии и машинописи, потрудившись несколько лет в секретариате Министерства сельского хозяйства и в Госснабе СССР, уехала работать в Венгрию. Но через год ужасно заскучала и вернулась, не. выдержав срока договора. И затем трудилась уже здесь, в Москве».
Первый муж Лилии Люсьен был фотокорреспондентом французского журнала «Пари-матч». После их случайной встречи он два года разыскивал ее по Москве. Они поженились, и в семье родился сын.
Бернес и Бодрова привели своих детей в единственную на всю столицу французскую школу, в которой учились дети многих известных людей. В то время Лилия Михайловна не была, как сказали бы сейчас, фанаткой артиста, поэтому увидев Марка, державшего за руку дочку, она шепнула мужу: «Смотри, вон Крючков стоит». «Не Крючков, а Бернес», — поправил ее супруг и представил их друг другу. «А потом было первое родительское собрание. Помню, я была больна, с температурой, огорченная, даже злая, пошла на это собрание. И увидела Марка — он прилетел специально с гастролей, чтобы меня увидеть. Оказывается, уже тогда Бернес ходил по Москве и всем сообщал о том, что влюбился. Я же этого не знала. Хотя в школе его дочка иногда подходила ко мне и говорила: "Лилия Михайловна! Папа звонил, спрашивал, как вы себя чувствуете". Мне это казалось немного странным — чего это вдруг чужой человек интересуется моим самочувствием?»
Дети Бернеса и Бодровой сидели в классе за одной партой, поэтому на собраниях их родители тоже оказывались рядом. Марк Наумович старался сблизиться с женщиной, которая его покорила: он то приглашал ее к друзьям послушать Азнавура, которым все восхищались понаслышке, потому что ни у кого в Москве еще не было его пластинок; то звонил и звал на закрытые просмотры фильмов, которые не шли в прокате: Феллини, Бергман, Антонио-ни. Так продолжалось довольно долго — целых два месяца. Бернес умел красиво ухаживать. В ноябре Лилия Михайловна, оставив мужа, переехала в его дом. «Марк был очень обаятельным человеком, а в молодости так просто красивым, — вспоминает Бодрова. — Когда мы познакомились, ему уже исполнилось 48 лет — он старше меня на 18 лет, но удивительная улыбка, хитрющий прищур — все это осталось. Он мог подойти, положить руку на плечо — и женщина была готова на все. Правда, со мной он такого не проделывал — был очень осторожен, видимо, боялся спугнуть. Поначалу я не была в него влюблена. Только чувствовала какое-то тепло и нежность — он очень трогательно ко мне относился, бережно, внимательно. Его терпеливое ухаживание, обещание спокойной счастливой жизни с двумя детьми было для меня важнее самых пылких признаний.
Когда я ушла от Люсьена, у наших знакомых был шок. Мои подруги, которым я рассказывала, что Марк сделал мне предложение, никак не хотели поверить, что я говорю серьезно: «Как? Ты готова уйти из такого благополучного дома?» (В те годы мой первый супруг был знаменитым московским иностранцем, обладателем немыслимой красоты замшевых пиджаков и единственного в Москве автомобиля "Шевроле").
Несколько раз я пыталась от него уйти, он меня возвращал, клялся-божился, что его "походы налево" больше не повторятся. Но все повторялось... Некоторые женщины с этим мирятся — я не хотела прощать измен. Мне надо было вырваться из той семьи, а Марк сделал все, чтобы я ушла к нему».
Хотя, конечно, все было не так просто. Любовь к Бодровой пришла позже. Со стороны Марка Наумовича была ложь во спасение: чтобы «заполучить» чужую жену, он сказал ее мужу, что спал с ней.. Ловелас Люсьен не слишком пытался найти правду: он вошел в дом и сказал Лилии: «Идем, он тебя ждет внизу». И она ушла. Просто поняла, что она нужнее Марку. Конечно, жизнь сложилась не сразу, но в первую очередь радовало то, что дети поняли их. Бернес никогда не делил детей на своих и чужих, а жене даже частенько повторял: «Лиля, что ты так много внимания уделяешь детям? У них вся жизнь впереди. А мы не знаем, сколько нам дано».
Марк Наумович любил, чтобы в доме все было чисто и красиво. Правда, по дому сам никогда ничего не делал: его голова все время была занята творческой pa6qToft. Но если где-то что-то было не так, обязательно замечал и просил жену переделать.
«Друзья Марка приняли меня сразу, — рассказывала далее Лилия Михайловна. — Его окружали интересные люди: Лидия Русланова, Зоя Федорова, Зиновий Гердт, балерина Ольга Лепешинская и другие. Часто в семье бывал тогдашний американский посол Томпсон, множество иностранных корреспондентов — французы, югославы. И дом у нас был веселый, хлебосольный, к нам любили приходить — я хорошо готовила.
А питейные скандалы Бернеса — это полная чепуха. При мне он вообще не пил — ни рюмки, раздражался, когда к нему с этим приставали. Я говорила: "Ради Бога, не трогайте Марка, я сама выпью вместо него с вами...". Он ведь мог вспылить, наорать, не терпел фамильярности. И, конечно, не прощал оскорблений. У него был взрывной характер, и мне часто приходилось сглаживать ситуацию, звонить людям и объяснять: "Ну, Марк погорячился, давайте не будем обострять отношения". Иногда кто-то из наших детей выводил его из себя, и тогда по дому летали тарелки. Все это было. Но я знала главное — он не может жить без меня».
Бернес был Настоящим мужчиной. Зная, что любимые цветы супруги — гвоздики, он следил за тем, чтобы в их квартире всегда стоял свежий букет. Каждые три дня Марк Наумович звонил в цветочный магазин, директор которого был его хорошим знакомым, и просил прислать новый букет. Лилия Михайловна при нем не знала даже, сколько хлеб стоит. Он обо всем заботился, все за нее решал, потому что ему казалось, что без него жена ничего сделать не сможет. Бернес отменил ей даже курсы французского языка, убедив, что нет ничего лучше, как работать вдвоем. Лилии Михайловне пришлось быстро осваивать конферанс, и она стала вести его творческие встречи.
За все девять лет совместной жизни они практически не расставались. Жена сопровождала его во всех поездках. Лишь однажды Бернесу пришлось уехать в Ростов одному: Лилия Михайловна вынуждена была остаться дома из-за болезни детей. Он каждый день звонил ей и сетовал: «Ну почему тебя нет рядом?» Если он уезжал по делам сам, то звонил каждые полчаса, не давая даже возможности сосредоточиться на домашних делах. «Супруг не мог без меня работать, — говорит Лилия Михайловна. — Как-то его отправили на гастроли в Польшу — по-моему, вместе с Майей Кристалинской. Мой паспорт не был готов, и я осталась дома. Приезжает Марк в Варшаву — а через три дня звонок от посла с просьбой, чтобы меня немедленно отправили к Бернесу. Мне принесли паспорт на дом и чуть ли не вытолкнули за границу. Оказывается, муж объявил: "Без Лили не буду выступать!". Если его приглашали куда-то одного, он отказывался: "Разве вы не знаете, что я женат?".
Помню один смешной случай: отмечали 50-летие Зямы Гердта. А перед этим был юбилей Утесова, на который из Одессы доставили специально приготовленную фаршированную рыбу. Зяма тоже купил рыбы и принес мне: "Лиля, приготовь!". На банкете администраторы-одесситы стали спрашивать: "А кто фаршировал эту рыбу? Она же вкуснее, чем наша с Одессы!". Тогда Марк гордо объявил: "Это моя гойка готовила!" (имелось в виду — русская)».
Летом 1969 года во время выступления в Ленинграде Бернесу стало плохо, но он допел до конца, вышел за кулисы и упал. Его увезли прямо с концерта. У актера начались боли в спине, и первое, что пришло в голову: радикулит. С этим его и положили в Москве в госпиталь им. Бурденко. А на другой день Лилии Михайловне сказали, что муж умирает. Рак корня легких — он был неоперабельный. И отец Марка Наумовича, и лервая жена тоже умерли от этой страшной болезни.
«Начиналось все очень медленно, — вспоминала вдова. — Марка оставляли силы. Он говорил, что не может петь по 15—20 песен, сокращал выступления. Не было сил гулять, потом передвигаться. А по-настоящему — когда уже поставили диагноз — он болел всего 51 день. Супруг лежал один в огромной палате. Был консилиум: Перельман, Шехтер, Чазов, Павлов. Кто-то попросил меня выйти. Марк сказал: "Нет, она останется здесь". При мне они его осмотрели, а потом, уже наедине, сказали, что ничего нельзя сделать, можно только облучать.
Однажды супруг сказал: "Пришли Жана, я скажу, к кому пойти в дом звукозаписи, чтобы он на маленький магнитофон записал четыре мои песни: "Я люблю тебя, жизнь", "Журавли", "Три года ты мне снилась", "Мужской разговор". Когда будете меня хоронить, чтобы никаких речей и оркестров не было, а звучали только эти песни". Жан это сделал. Потом Марк сказал: "Лилька, у тебя будет забота похоронить меня на Новодевичьем". А с другой стороны, говорил врачам: "Вот поправлюсь, такой концерт вам закачу!". Последние дни он не отпускал меня ни на минуту. Мне даже предлагали лечь рядом в палату».
Умер М. Н. Бернес 16 августа 1969 года. Его должны были похоронить на Ваганьковском кладбище рядом с могилой его первой жены Паолы. Новодевичье «полагалось» только народным артистам СССР, а указ о присвоении актеру этого высшего звания вышел только через три дня после его смерти. Но для любимца публики было сделано исключение.
«Вновь, пластинка, кружись, — написал в дни прощания с Марком Бернесом поэт Евгений Евтушенко. — Настоящее прошлым наполни. Он любил тебя, жизнь. Ты люби его тоже и помни».
«Когда его не стало, моя жизнь кончилась, — вспоминала Лилия Михайловна. — Я осталась одна с двумя 16-лет-пими детьми, которых надо было ставить на ноги. 16 лет — жуткий возраст, если у детей нет отца. Мне пришлось быть и мамой и папой, думать, как сделать, чтобы они не чувствовали сиротства, чтобы семья не развалилась. Все это было очень трудно. Я села за руль — починила старый автомобиль, который стоял с тех пор, как Марк попал в аварию. Прежде я никогда не водила машину.
Наташа окончила МГУ, факультет восточных языков (ИСАА), потом уехала в Америку с мужем. К сожалению, личная жизнь дочери не сложилась. От первого мужа она ушла сама, второй ушел от нее. Сын Жан закончил ВГИК, операторский международный факультет, но Оператором никогда не работал».
Лилия Михайловна Бодрова-Бернес живет одна в квартире мужа на Сухаревской улице в Москве. Со своим сыном и дочерью покойного супруга женщина не общается.
После смерти Марка Наумовича она похудела на 18 кг, у нее открылось язвенное кровотечение, позже вдова перенесла два инфаркта. Врачи посоветовали сделать операцию на сердце, но она отказалась — некому ухаживать и навещать в больнице. (Правда, в последнее время ей стал оказывать помощь фонд Анастасии Вертинской). Теперь вся ее надежда на внучку, Люсеньку, которая любит слушать записи песен в исполнении деда.
Лилия Михайловна добилась, чтобы на доме, в котором они с мужем жили последние годы, установили мемориальную доску. Кстати, Жан долгие годы безуспешно судился с матерью за эту двухкомнатную квартиру, в которой вдова пытается организовать музей Бернеса.
Бодрова-Бернес больше так и не встретила новую любовь. «За кого после Марка можно выйти замуж?» — горько улыбалась она.
25 сентября 1911 года в украинском городе Нежине родился Марк Нейман, однако вся страна знает его под именем Марк Бернес, биография которого необыкновенна. Человек, не знавший нотной грамоты, покорил страну искренностью и вдумчивостью исполнения песен. За честь считали отдать ему свои произведения лучшие поэты и композиторы.
Детство
Наум Нейман служил в артели, которая собирала вторсырье, а мать занималась домашними делами. Так было принято в те времена, чтобы женщина сидела дома.
В 1916 году всей семьей они переезжают в Харьков, где Марк оканчивает семилетку. Родители мечтали, что сын станет бухгалтером, но у подростка другие планы - его влечет сцена. Он занимается в театральном техникуме и одновременно подрабатывает статистом в театре. Как в сказке, кто-то из актеров заболел, и Марка выпустили на сцену в роли официанта в оперетте, за исполнение которой его похвалил режиссер Н.Синельников. Тогда же появился и звучный псевдоним Бернес.
Москва
В провинции он чувствует, что для творческого роста необходимо переехать в Москву. Никому незнакомый Бернес приезжает в столицу и начинает работать статистом сразу в нескольких театрах. Уже через год в 1930-м году он играет маленькие роли в московском драматическом театре. А в 1934 году он получает свою первую премию «За лучшие показатели в работе». На первую ступеньку поднялся Марк Бернес, биография которого только начинает подъем.
Кино
Начиная с 1935 года обаятельный и фотогеничный Бернес начинает сниматься в кино. В 38-м году за ним запоет вся страна песню «Тучи над городом стали» из кинофильма «Человек с ружьем», и он получит за это исполнение орден «Знак почета» (1939). Не на сцене, а в кино, исполняя лирические и задушевные песни, прославится актер Марк Бернес. Биография его насчитывает роли, где требовался твердый мужской характер, за которым чувствовалась спокойная воля и мягкий юмор.
В картине «Два бойца» две его песни станут, как мы бы сказали, шлягерами: «Темная ночь» и «Шаланды». Их можно было услышать по радио и на пластинках. Бернес сыграл смелого одессита. В этой роли он открылся с комедийной стороны. Но для этого ему потребовалось научиться говорить как одессит. И потом жители Одессы обижались, когда он говорил, что не родом из этого города, они все-таки продолжали считать его своим земляком. За роль в этом фильме Бернеса, как настоящего фронтовика, наградили орденом Красной Звезды (1943).
После войны Марк продолжал сниматься в фильмах. Все ждали от него новой песни, хотя голос у него был слабый, «домашний», так сказать. Зато умел превосходно исполнить песню Марк Бернес, биография которого умным подходом к песенному творчеству, задушевностью и теплотой приведет на эстраду.
Эстрада
Впервые на публичном концерте Марк Бернес выступил в Доме офицеров в Свердловске. Это было в 1943 году. Потом последовала поездка с концертами по Уралу. А в столице он начал исполнять песни с конца сороковых годов.
Постепенно складывался репертуар, к которому подходил очень придирчиво Марк Наумович Бернес. Биография показывает, что это были не капризы, а проявление высокого вкуса исполнителя и его художественной интуиции. Он тщательно подбирал песни, которые были важны для него лично, много работал и с композиторами, и с поэтами. Поэтому у него не было «проходных» работ: какая-либо из них обязательно становилась важной для слушателя. В целом он создал, неустанно работая на эстраде, репертуар из 82 песен. При этом самое деятельное участие он принимал в создании более чем сорока композиций. Продолжая сниматься в кино в 50-60 годы, Марк Бернес по-прежнему работал с песнями. В его репертуаре появились такие песни, как «Дорогие мои москвичи», «Если бы парни всей земли», «Я люблю тебя, жизнь».
Когда национальность не помеха
В Москву в 1957 году приехали на фестиваль студентов пять французов-композиторов, писавших песни, в том числе и для Ива Монтана. Их опекать пришлось во-первых, потому что он был членом Союза композиторов, во-вторых, прекрасно знал французский. И вот как рассказывал Зиновий Ефимович Гердт, он видит, что стоят и живо разговаривают французы и Богословский, а рядом сиротливо молчит Марк Бернес. Биография, национальность исполнителя ему очень помогли затем. Богословского кто-то отзывает, и все неловко молчат.
И тут Бернес глубоко вздыхает и что-то произносит на идиш. Восторгу французов не было конца. «Неужели ты еврей?!» Оказалось, что композиторы - французские евреи. Разговор активно продолжился, а подошедший Богословский теперь сам не понимал ни одного слова. И когда умолял перевести разговор, то Бернес весело шутил: «И где тебя только воспитывали, Никита? Почему ты вмешиваешься в чужую беседу?»
Трудные годы
В 1958-60 годах центральная пресса обрушилась на Бернеса с критикой, более похожей на травлю. Артиста отлучили и от кино, и от эстрады за пошлость в музыке. Не записывались новые пластинки, он не выходил в эфир на радио. Но все проходит. В 1960 году во всесоюзной передаче «С добрым утром» снова зазвучал задушевный голос Бернеса.
«Враги сожгли родную хату»
Необыкновенные проникновенные стихи о солдате на могиле жены написал а познакомившись с ними, создал песню. Но ее запретили: она показалась слишком мрачной. Не такие песни должны быть у народа-победителя. Песня пролежала шестнадцать лет. Но когда она попала к Марку Бернесу, то он впервые исполнил ее на сцене Зеленого театра в парке Горького.
Все пришли отдохнуть, развлечься, а вышел Бернес и как-то застенчиво, речитативом начал спокойно без патетики петь. Зал замер, а потом была буря аплодисментов. Но ведь Бернес отступил от программы, действовал на свой страх и риск. Потом к нему мешками шли письма фронтовиков, и цензура уже не могла остановить песню, ставшую народной, ведь в ней все до единого слова - правда: у кого-то были медали за Будапешт, кто-то пришел только к родным могилам, у кого-то не осталось дома. Стихотворение Исаковского в исполнении Бернеса стало народным. Оно наполнено силой горя народа-победителя. Но если бы не актер Марк Бернес, биография которого говорит об отваге, то, возможно, мы бы до сих пор не знали её.
Семья
В 1956 году умерла первая жена Бернеса Полина Линецкая. Это была необыкновенно красивая женщина. Они прожили вместе 24 года, и у них была дочь Наташа. Потерявшей маму девочке было всего три года. А в 1960 Марк Наумович привел дочку в первый класс, и во дворе единственной в столице французской школы познакомился с молодой женщиной, которая пришла сюда с сыном Жаном. Оказалось, что ее звали Лилия Михайловна Бодрова, и она замужем за фоторепортером-французом. Муж познакомил жену с известным на всю страну певцом и актером. И Марк Бернес с первого взгляда влюбился.
Их дети сидели за одной партой, и на родительских собраниях Марк Бернес и Лилия оказывались рядом. Очень красиво и деликатно ухаживал за женщиной, которая была моложе его на восемнадцать лет, Марк Бернес. Биография, личная жизнь исполнителя сейчас излагается. Он приглашал ее на показы закрытых фильмов Феллини, Антониони, Бергмана или послушать новые записи Азнавура. Марк был очень обаятельным человеком: улыбка, прищур глаз действовали почти неотразимо. Около него было уютно и надежно. И через два месяца после знакомства Лилия Михайловна переехала к Бернесу.
Все ее знакомые только поражались: её француз-супруг был состоятельным по московским меркам человеком и очень модным, на которого просто «вешались» женщины. А рядом с Марком было спокойно, и появлялась надежда на хорошее воспитание двух детишек.
биография, дети
Марк неожиданно стал счастливым отцом двух ребятишек. Наташа и Жан сразу их поняли и приняли. Лиля так много времени занималась детьми, что Марк ее иногда упрекал: "Мы не знаем, сколько нам с тобой отпущено, а у них - все впереди".
В их чистом уютном веселом доме часто бывали друзья Бернеса: Лидия Русланова, актеры кино и театров, многие иностранные корреспонденты. Бернес как в первый день знакомства относился все годы к супруге. У нее всегда стояли ее любимые свежие гвоздики. Работать они по настоянию Бернеса стали вместе. Жена была у него конферансье и проводила творческие встречи. Они прожили дружно и не расставались все девять лет. Их разлучило только горе - смерть Марка Наумовича. Лилия Михайловна больше не вышла замуж - никого равного Бернесу не существовало. Но надо было воспитывать детей, которым уже исполнилось шестнадцать лет.
Дочь Бернеса и Паолы Наташа окончила МГУ и уехала в США. Личная жизнь у нее не сложилась. Она развелась с мужем, а второй муж сам оставил ее. Сын Лилии Михайловны Жан окончил операторское отделение ВГИКа, но по специальности не работал.
Работа после женитьбы
Марк Наумович работал много и успешно. Он ездил с гастролями и по стране, и за границу. В 1961 году появилась новая песня «Хотят ли русские войны». Сам Евтушенко говорил, что Бернес вносил так много поправок, что невозможно и вспомнить, что именно подсказал Марк Наумович.
Он ездил на гастроли и в Польшу, и в Югославию, и в Румынию, и в Чехословакию, и в Болгарию. Выступал на английском телевидении. Во всех поездках его сопровождала жена. Без нее он отказывался выступать. В 1968 году все с восторгом приняли новый фильм «Щит и меч», а песню «С чего начинается Родина» исполнял Бернес. Уже будучи тяжело больным, за месяц до смерти он с первого раза записал песню «Журавли».
Скончался всенародно любимый артист 16 августа 1969 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище, исполнив четыре его песни, которые он выбрал сам.
Это «Три года ты мне снилась», «Романс Рощина», «Я люблю тебя, жизнь» и «Журавли». Так закончилась напряженная жизнь артиста, которого мы знаем под именем Марк Бернес. Краткая биография исполнителя изложена в статье.
16 августа 1969 года случилась трагедия, умер М. Н. Бернес. Даже после смерти для него не прекращали делать исключения. Его похоронили на Новодевичьем кладбище, хотя оно только народных артистов, а Бернесу звание народного дали только через три дня после его смерти. Изначально, когда еще не подписали разрешение на захоронение на Новодевичьем, его планировали похоронить на Ваганьковском кладбище рядом с могилой его первой жены Паолы.
Для второй жены Бернеса уход мужа из жизни обернулся настоящей трагедией. Сама же она говорила, что ее жизнь закончилась с уходом Марка Наумовича. Но у нее остались двое шестнадцатилетних детей, ради которых нужно было жить, их нужно было ставить на ноги, тем более что шестнадцать лет - это катастрофа, переходной возраст, а отсутствие отца прибавляет хлопот. У Лилии Михайловны целыми днями только и крутилась одна мысль в голове: "Как же сделать так, чтоб дети не чувствовали сиротства?". Ей пришлось починить старый автомобиль и сесть за руль. Именно на ней когда-то Бернес попал в аварию, с тех пор она так и стояла не объезженная. Лилии Михайловне, пришлось учиться ездить и объезжать заново стального коня. Наташа (дочь Бернеса от первого брака) к тому времени уже окончила МГУ. Она отучилась на факультете восточных языков, вышла замуж и уехала в Америку. Вот только жизнь ее, к сожалению не сложилась. Она два раза была замужем, от первого мужа ушла сама, второй ушел от нее. Одна радость в жизни - это сын Жан.
Лилия Михайловна Бодрова-Бернес так и живет одна в квартире мужа на Сухаревской улице в Москве. Жизнь так распорядилась, что с сыном и дочерью покойного супруга она не поддерживает отношений.
После смерти Бернеса она похудела на 18 кг, начались проблемы со здоровьем, открылось язвенное кровотечение, а после перенесла два инфаркта. Врачи рекомендовали сделать операцию на сердце, но она не согласилась, ведь за ней некому ухаживать. Но мир не без добрых людей, фонд Анастасии Вертинской последнее время оказывает вдове великого человека помощь. У нее осталась одна радость в жизни - внучка Люсенька, которая обожает слушать записи песен в исполнении деда.
Лилия Михайловна приложила немало усилий, чтобы на доме, в котором они с мужем жили последние годы, установили мемориальную доску. Трагично то, что Жан, внук Бернеса, долгие годы безуспешно судился с матерью за эту двухкомнатную квартиру, в которой вдова пытается организовать музей Бернеса.
У Бодровой-Бернес личная жизнь так и не сложилась. Нет даже подобных тому человеку с которым она жила и любила...
«Три года ты мне снилась...» – будто о себе пел Бернес в фильме «Большая жизнь». А позже овдовевший актер и певец встретил Лилю, ставшую его последней женой. Ей Марк говорил: «Ты – моя лебединая песня».
Судьба отмерила им всего лишь девять лет совместной жизни. Любовь Бернеса к Бодровой была огромной. Он старался постоянно находиться рядом с супругой. Как рассказывала Лилия Михайловна: «С Марком я распрямилась. Он никогда мне не говорил: "Ах, какая ты красивая!" Но я знала: он счастлив оттого, что я рядом».
Марк Наумович родился 21 сентября 1911 года в Нежине на Черниговщине в семье старьевщика. (Сам актер говорил, что в энциклопедии ошибочно указана дата его рождения – 21 сентября, – а на самом деле он родился 8 октября.) Когда Марку было пять лет, семья перебралась в Харьков. Отец мечтал, чтобы сын стал счетоводом, и даже отдал его в Харьковское торгово-промышленное училище. Но сын решил стать артистом после того, как в 15 лет попал на спектакль в театр.
После школы Нейман расклеивал на улицах афиши харьковского театра «Миссури», работал в нем статистом, помогал рабочим сцены, бутафорам, осветителям, суфлерам. В 17 лет юноша сбежал в Москву. Еще в поезде он узнал, что главные московские театры – Большой и Малый – находятся в Охотном Ряду. Как ни странно, провинциальный паренек получил работу статиста в двух театрах. Нередко Марку, взявшему себе псевдоним Бернес (что означала эта фамилия, сам артист так и не объяснил), приходилось выступать в один вечер на двух сценах. Например, отыграв роль бессловесного слуги в Малом театре, Бернес спешил в Большой, где изображал столь же молчаливого стражника в балете или слугу в какой-нибудь опере.
Теперь это кажется неправдоподобным, но, в сущности, Бернес нигде не учился, не окончил никаких театральных студий. Тем не менее талантливого юношу в начале 1930 года приняли в театр Корша актером «вспомогательного» состава: те же роли на выходах. И даже премировали в 1934 году ордером на обувь «За лучшие качественные показатели работы».
В этом коллективе Марк познакомился со своей первой женой – знаменитой московской красавицей Полиной, или Паолой, как ее звали друзья, Липецкой. В то время молодые жили в Петровском переулке, рядом с филиалом МХАТа, в крохотной комнатушке. Здесь, у Бернесов, Исаак Бабель впервые прочитал свой новый рассказ «Отелло», в котором после посещения спектакля жена обращается к мужу: «Наум! Ты видел сейчас любовь? А у тебя что?..» С тех пор рефреном Бернеса – когда он сталкивался с пошлостью в искусстве и жизни – стала фраза: «Сегодня животные штуки, завтра животные штуки, а где же любовь, ребята?..»
В 1936 году режиссер «Мосфильма» В. Червяков пригласил Марка на небольшую роль в киноленте «Заключенные». Тут его и заметил прославленный в будущем режиссер С. Юткевич. В его фильме «Шахтеры» Бернес сыграл одну из главных ролей – инженера Красовского. Через два года актер снялся в небольшой, но яркой роли Кости Жигулева в кинокартине «Человек с ружьем». Здесь Бернес исполнил ставшую легендарной песню «Тучи над городом встали...» и быстро приобрел всесоюзную известность. Его заметил даже Сталин. За фильм «Человек с ружьем» Марк получил орден «Знак Почета» и взошел на кинематографический олимп.
Всего же Бернес снялся в 35 фильмах, среди которых безусловная вершина – роль лихого, отважного одессита-пулеметчика и балагура Аркадия Дзюбина в фильме «Два бойца» (1943 г.). За эту работу актер получил боевой орден Красной Звезды.
Начиная с первых кинокартин герои Марка Наумовича приходили на экран с песней, многие из которых в эфире по сей день («Шаланды, полные кефали», «Я люблю тебя, жизнь», «Любимый город», «Хотят ли русские войны?», «Враги сожгли родную хату», «Темная ночь», «С чего начинается Родина?», «Если бы парни всей земли», «Журавли» и др.).
Если говорить о песенной карьере, то в 1950–1960-х годах по популярности Марку, пожалуй, не было равных. Поклонницы даже создали клуб «Ура, Бернес!».
Это был видный мужчина, прославившийся своими победами на любовном фронте. Когда приятели спрашивали актера, что он говорит жене, вернувшись под утро домой, источая аромат духов другой женщины, Марк Наумович со свойственным ему юмором отвечал: «Я говорю ей: "Здравствуй", остальное говорит она».
Популярная советская киноактриса Лидия Смирнова вспоминала: «Первая жена Бернеса, Паола Липецкая, была замечательная женщина, умная, красивая, энергичная. Он слушался ее беспрекословно. Супруга умирала в больнице от рака, и Марк ее не навещал, ему казалось, что он может от жены заразиться. При этом актер невероятно страдал, ибо Марк без Паолы был не Марк».
Липецкая скончалась в 1956 году, когда их дочери Наташе было около трех лет. Почти одновременно началась кампания в прессе, которая чуть не уничтожила актера. Поводом послужила реплика Н. С. Хрущева.
«В лужниковском Дворце спорта шел концерт для делегатов юбилейного съезда комсомола, – вспоминал в интервью газете «Культура» поэт Константин Ваншен-кин. – Присутствовало правительство. Мероприятие должно было уложиться в строго отведенное время. Режиссер строжайше запретил артистам бисирование. Бернес спел две песни, его не отпускают. Он вернулся, поклонился. В зале обвал. Он опять ушел, его вновь вызывают. За кулисами не оказалось никого из начальства, чтобы можно было спросить разрешения остаться на сцене. Как стало известно, Хрущев выразил неудовольствие: "Ишь ты, не может удовлетворить потребности молодежи, спеть лишнюю песню!"».
Этого было достаточно для того, чтобы начать травлю популярного певца и актера. Несколько лет у него не было ни концертов, ни фильмов (и, естественно, заработков), его не выпускали за границу. В «Правде» появилась заказная статья «Пошлость на эстраде».Чуть позже Бернес, ехавший за рулем автомобиля, нарушил правила. Это послужило поводом для фельетона в «Комсомольской правде» – «Звезда на "Волге"». Потом оказалось, что нападки в прессе – это результат негласного конфликта Бернеса со всемогущим зятем Хрущева, Алексеем Аджубеем, из-за одной актрисы, за которой оба ухаживали.
В октябре 1958 года выяснилось, что после выхода на экраны детективного фильма «Ночной патруль», в котором Марк Наумович сыграл роль «завязавшего» с криминальным прошлым воровского авторитета Огонька, жизнь актера была поставлена на кон. Уголовная братва вынесла ему смертный приговор. По их понятиям, Огонек как вор, предавший святые законы, был «ссученным», а артист, сыгравший его роль, – «сукой» и подлежал наказанию. К счастью, об этом через осведомителя стало известно начальнику колонии, а он, в свою очередь, сообщил правоохранительным органам. (По другим сведениям, Бернеса предупредил об опасности один из бывших заключенных, симпатизировавший знаменитому актеру.) Марку Наумовичу выделили круглосуточную охрану, в состав которой зачислили бывшего телохранителя самого председателя Совета министров Булганина. Были отменены все концерты и гастроли актера, ему рекомендовали отказаться от ежевечерних прогулок возле дома.
Дни с 26 октября по 1 ноября 1958 года можно по праву назвать одними из самых драматичных в судьбе Марка Бернеса – он ограничил до минимума свои выходы из дома и все свои действия согласовывал с охраной. Однако убийца в те дни так и не объявился. По одной из версий, по пути в Москву он попал в руки милиции, попытался бежать и был застрелен.
После этого беспрецедентного случая актер больше никогда не играл в кино преступников.
А вскоре жизнь Марка Наумовича кардинальным образом изменилась – в 1960 году он второй раз женился. Первого сентября знаменитый актер повел в первый класс дочь Наташу. И в школьном дворе познакомился с Лилией Бодровой, которая вместе с мужем привела в школу своего сына Жана.
«Я – коренная москвичка, – рассказывала в одном из интервью вторая супруга певца Лилия Михайловна Бернес-Бодрова. – После курсов стенографии и машинописи, потрудившись несколько лет в секретариате Министерства сельского хозяйства и в Госснабе СССР, уехала работать в Венгрию. Но через год ужасно заскучала и вернулась, не выдержав срока договора. И затем трудилась уже здесь, в Москве».
Первый муж Лилии Люсьен был фотокорреспондентом французского журнала «Пари-матч». После их случайной встречи он два года разыскивал ее по Москве. Они поженились, и в семье родился сын.
Бернес и Бодрова привели своих детей в единственную на всю столицу французскую школу, в которой учились дети многих известных людей. В то время Лилия Михайловна не была, как сказали бы сейчас, фанаткой артиста, поэтому увидев Марка, державшего за руку дочку, она шепнула мужу: «Смотри, вон Крючков стоит». «Не Крючков, а Бернес», – поправил ее супруг и представил их друг другу. «А потом было первое родительское собрание. Помню, я была больна, с температурой, огорченная, даже злая, пошла на это собрание. И увидела Марка – он прилетел специально с гастролей, чтобы меня увидеть. Оказывается, уже тогда Бернес ходил по Москве и всем сообщал о том, что влюбился. Я же этого не знала. Хотя в школе его дочка иногда подходила ко мне и говорила: "Лилия Михайловна! Папа звонил, спрашивал, как вы себя чувствуете". Мне это казалось немного странным – чего это вдруг чужой человек интересуется моим самочувствием?»
Дети Бернеса и Бодровой сидели в классе за одной партой, поэтому на собраниях их родители тоже оказывались рядом. Марк Наумович старался сблизиться с женщиной, которая его покорила: он то приглашал ее к друзьям послушать Азнавура, которым все восхищались понаслышке, потому что ни у кого в Москве еще не было его пластинок; то звонил и звал на закрытые просмотры фильмов, которые не шли в прокате: Феллини, Бергман, Антонио-ни. Так продолжалось довольно долго – целых два месяца. Бернес умел красиво ухаживать. В ноябре Лилия Михайловна, оставив мужа, переехала в его дом. «Марк был очень обаятельным человеком, а в молодости так просто красивым, – вспоминает Бодрова. – Когда мы познакомились, ему уже исполнилось 48 лет – он старше меня на 18 лет, но удивительная улыбка, хитрющий прищур – все это осталось. Он мог подойти, положить руку на плечо – и женщина была готова на все. Правда, со мной он такого не проделывал – был очень осторожен, видимо, боялся спугнуть. Поначалу я не была в него влюблена. Только чувствовала какое-то тепло и нежность – он очень трогательно ко мне относился, бережно, внимательно. Его терпеливое ухаживание, обещание спокойной счастливой жизни с двумя детьми было для меня важнее самых пылких признаний.
Когда я ушла от Люсьена, у наших знакомых был шок. Мои подруги, которым я рассказывала, что Марк сделал мне предложение, никак не хотели поверить, что я говорю серьезно: «Как? Ты готова уйти из такого благополучного дома?» (В те годы мой первый супруг был знаменитым московским иностранцем, обладателем немыслимой красоты замшевых пиджаков и единственного в Москве автомобиля "Шевроле").
Несколько раз я пыталась от него уйти, он меня возвращал, клялся-божился, что его "походы налево" больше не повторятся. Но все повторялось... Некоторые женщины с этим мирятся – я не хотела прощать измен. Мне надо было вырваться из той семьи, а Марк сделал все, чтобы я ушла к нему».
Хотя, конечно, все было не так просто. Любовь к Бодровой пришла позже. Со стороны Марка Наумовича была ложь во спасение: чтобы «заполучить» чужую жену, он сказал ее мужу, что спал с ней. Ловелас Люсьен не слишком пытался найти правду: он вошел в дом и сказал Лилии: «Идем, он тебя ждет внизу». И она ушла. Просто поняла, что она нужнее Марку. Конечно, жизнь сложилась не сразу, но в первую очередь радовало то, что дети поняли их. Бернес никогда не делил детей на своих и чужих, а жене даже частенько повторял: «Лиля, что ты так много внимания уделяешь детям? У них вся жизнь впереди. А мы не знаем, сколько нам дано».
Марк Наумович любил, чтобы в доме все было чисто и красиво. Правда, по дому сам никогда ничего не делал: его голова все время была занята творческой работой. Но если где-то что-то было не так, обязательно замечал и просил жену переделать.
«Друзья Марка приняли меня сразу, – рассказывала далее Лилия Михайловна. – Его окружали интересные люди: Лидия Русланова, Зоя Федорова, Зиновий Гердт, балерина Ольга Лепешинская и другие. Часто в семье бывал тогдашний американский посол Томпсон, множество иностранных корреспондентов – французы, югославы. И дом у нас был веселый, хлебосольный, к нам любили приходить – я хорошо готовила.
А питейные скандалы Бернеса – это полная чепуха. При мне он вообще не пил – ни рюмки, раздражался, когда -к нему с этим приставали. Я говорила: "Ради Бога, не трогайте Марка, я сама выпью вместо него с вами...". Он ведь мог вспылить, наорать, не терпел фамильярности. И, конечно, не прощал оскорблений. У него был взрывной характер, и мне часто приходилось сглаживать ситуацию, звонить людям и объяснять: "Ну, Марк погорячился, давайте не будем обострять отношения". Иногда кто-то из наших детей выводил его из себя, и тогда по дому летали тарелки. Все это было. Но я знала главное – он не может жнть без меня».
Бернес был настоящим мужчиной. Зная, что любимые цветы супруги – гвоздики, он следил за тем, чтобы в их квартире всегда стоял свежий букет. Каждые Три дня Марк Наумович звонил в цветочный магазин, директор которого был его хорошим знакомым, и просил прислать новый букет. Лилия Михайловна при нем не знала даже, сколько хлеб стоит. Он обо всем заботился, все за нее решал, потому что ему казалось, что без него жена ничего сделать не сможет. Бернес отменил ей даже курсы французского языка, убедив, что нет ничего лучше, как работать вдвоем. Лилии Михайловне пришлось быстро осваивать конферанс, и она стала вести его творческие встречи.
За все девять лет совместной жизни они практически не расставались. Жена сопровождала его во всех поездках. Лишь однажды Бернесу пришлось уехать в Ростов одному: Лилия Михайловна вынуждена была остаться дома из-за болезни детей. Он каждый день звонил ей и сетовал: «Ну почему тебя нет рядом?» Если он уезжал по делам сам, то звонил каждые полчаса, не давая даже возможности сосредоточиться на домашних делах. «Супруг не мог без меня работать, – говорит Лилия Михайловна. – Как-то его отправили на гастроли в Польшу – по-моему, вместе с Майей Кристали некой. Мой паспорт не был готов, и я осталась дома. Приезжает Марк в Варшаву – а через три дня звонок от посла с просьбой, чтобы меня немедленно отправили к Бернесу. Мне принесли паспорт на дом и чуть ли не вытолкнули за границу. Оказывается, муж объявил: "Без Лили не буду выступать!". Если его приглашали куда-то одного, он отказывался: "Разве вы не знаете, что я женат?".
Помню один смешной случай: отмечали 50-летие Зямы Гердта. А перед этим был юбилей Утесова, на который из Одессы доставили специально приготовленную фаршированную рыбу. Зяматоже купил рыбы и принес мне: "Лиля, приготовь!". На банкете администраторы-одесситы стали спрашивать: "А кто фаршировал эту рыбу? Она же вкуснее, чем наша с Одессы!". Тогда Марк гордо объявил: "Это моя гойка готовила!" (имелось в виду – русская)».
Летом 1969 года во время выступления в Ленинграде Бернесу стало плохо, но он допел до конца, вышел за кулисы и упал. Его увезли прямо с концерта. У актера начались боли в спине, и первое, что пришло в голову: радикулит. С этим его и положили в Москве в госпиталь им. Бурденко. А на другой день Лилии Михайловне сказали, что муж умирает. Рак корня легких – он был неоперабельный. И отец Марка Наумовича, и первая жена тоже умерли от этой страшной болезни.
«Начиналось все очень медленно, – вспоминала вдова. – Марка оставляли силы. Он говорил, что не может петь по 15–20 песен, сокращал выступления. Не было сил гулять, потом передвигаться. А по-настоящему – когда уже поставили диагноз – он болел всего 51 день. Супруг лежал один в огромной палате. Был консилиум: Перельман, Шехтер, Чазов, Павлов. Кто-то попросил меня выйти. Марк сказал: "Нет, она останется здесь". При мне они его осмотрели, а потом, уже наедине, сказали, что ничего нельзя сделать, можно только облучать.
Однажды супруг сказал: "Пришли Жана, я скажу, к кому пойти в дом звукозаписи, чтобы он на маленький магнитофон записал четыре мои песни: "Я люблю тебя, жизнь", "Журавли", "Три года ты мне снилась", "Мужской разговор". Когда будете меня хоронить, чтобы никаких речей и оркестров не было, а звучали только эти песни". Жан это сделал. Потом Марк сказал: "Лилька, у тебя будет забота похоронить меня на Новодевичьем". Ас другой стороны, говорил врачам: "Вот поправлюсь, такой концерт вам закачу!". Последние дни он не отпускал меня ни на минуту. Мне даже предлагали лечь рядом в палату».
Умер М. Н. Бернес 16 августа 1969 года. Его должны были похоронить на Ваганьковском кладбище рядом с могилой его первой жены Паолы. Новодевичье «полагалось» только народным артистам СССР, а указ о присвоении актеру этого высшего звания вышел только через три дня после его смерти. Но для любимца публики было сделано исключение.
«Вновь, пластинка, кружись, – написал в дни прощания с Марком Бернесом поэт Евгений Евтушенко. – Настоящее прошлым наполни. Он любил тебя, жизнь. Ты люби его тоже и помни».
«Когда его не стало, моя жизнь кончилась, – вспоминала Лилия Михайловна. – Я осталась одна с двумя 16-летними детьми, которых надо было ставить на ноги. 16 лет – жуткий возраст, если у детей нет отца. Мне пришлось быть и мамой и папой, думать, как сделать, чтобы они не чувствовали сиротства, чтобы семья не развалилась. Все это было очень трудно. Я села за руль – починила старый автомобиль, который стоял с тех пор, как Марк попал в аварию. Прежде я никогда не водила машину.
Наташа окончила МГУ, факультет восточных языков (ИСАА), потом уехала в Америку с мужем. К сожалению, личная жизнь дочери не сложилась. От первого мужа она ушла сама, второй ушел от нее. Сын Жан закончил ВГИК, операторский международный факультет, но оператором никогда не работал».
Лилия Михайловна Бодрова-Бернес живет одна в квартире мужа на Сухаревской улице в Москве. Со своим сыном и дочерью покойного супруга женщина не общается.
После смерти Марка Наумовича она похудела на 18 кг, у нее открылось язвенное кровотечение, позже вдова перенесла два инфаркта. Врачи посоветовали сделать операцию на сердце, но она отказалась – некому ухаживать и навещать в больнице. (Правда, в последнее время ей стал оказывать помощь фонд Анастасии Вертинской). Теперь вся ее надежда на внучку, Люсеньку, которая любит слушать записи песен в исполнении деда.
Лилия Михайловна добилась, чтобы на доме, в котором они с мужем жили последние годы, установили мемориальную доску. Кстати, Жан долгие годы безуспешно судился с матерью за эту двухкомнатную квартиру, в которой вдова пытается организовать музей Бернеса.
Бодрова-Бернес больше так и не встретила новую любовь. «За кого после Марка можно выйти замуж?» – горько улыбалась она.