Актер газаров личная жизнь. Сергей газаров
Он настоящий южанин — при любых обстоятельствах умеет получать от жизни удовольствие. Говорит, что всегда занимался только тем, что нравится. Получается, сменил уйму профессий: начал как артист, продолжил как режиссер и продюсер и, наконец, даже ресторанную сферу освоил. Не говоря уже о профессиях, сыгранных в кино. Вот в последнем нашумевшем фильме Михалкова он неожиданно для себя выступил в качестве хирурга.
Он настоящий южанин — при любых обстоятельствах умеет получать от жизни удовольствие. Говорит, что всегда занимался только тем, что нравится. Получается, сменил уйму профессий: начал как артист, продолжил как режиссер и продюсер и, наконец, даже ресторанную сферу освоил. Не говоря уже о профессиях, сыгранных в кино. Вот в последнем нашумевшем фильме Михалкова он неожиданно для себя выступил в качестве хирурга.
неСЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Газаров Сергей Ишханович, актер, режиссер.
Окончил ГИТИС.
Работал в «Современнике» и в Театре-студии О. Табакова.
Снимался в картинах: «Родня», «Катала», «Палач», «Такси-блюз», «Макаров», «Лимита», «Слова и музыка», «Заяц над бездной», в сериалах: «Дронго», «Next−2» и др.
В качестве режиссера снял ленты: «Крейзи», «Крыша», «Ревизор», один из фильмов сериала «Империя под ударом», сериал «Пятый угол», «Темная лошадка», «Сыщик Путилин».
— Сергей, вы давно не проявляли себя как актер в кино. На фильм «12» согласились в большей мере из-за самой роли или, когда зовет режиссер такого уровня, просто глупо отказываться?
— Во-первых, когда зовет Михалков, иного решения быть не может — нужно соглашаться, потому как действительно это очень большой режиссер, всегда предлагающий что-то интересное. Если еще принимать во внимание, что мои с ним дружеские и рабочие отношения длятся уже около тридцати лет… Мы частенько обсуждаем вместе с ним различные идеи и проекты, какие-то он рекомендует мне к постановке. Поэтому, когда Никита мне позвонил и предложил роль в своем новом фильме, я, абсолютно ему доверяя, мог соглашаться, даже не читая сценарий. Ведь сотрудничать с ним — счастье, он настолько интересный человек.
— Ваш герой вам сразу пришелся по душе?
— Ну, сначала я увидел в сценарии персонажей, которые мне понравились гораздо больше. (Улыбается.) Естественно, главные роли… Знаете, когда актер читает сценарий, он всегда обращает внимание на те роли, которые ему никогда не дают. Таков закон. И все, что нужно в данной ситуации, — правильно к этому относиться. Лично я — характерный артист и прекрасно отдаю себе отчет, что мне никогда не дадут играть героя. Да и не нужно этого — только кино портить. (Смеется.)
— В «12» вы так метко кидаете ножи…
— Да, два месяца тренировок по двенадцать часов. Везде их таскал за собой… Просыпался с ними, с ними же засыпал… Принципиально хотел научиться сам. Чтобы не снимать руки каскадера. Это было как вызов, лишнее доказательство того, что актер должен уметь делать все.
— Ваша мама работала бухгалтером на автокомбинате, папа был замдиректора винного завода в Баку, и вроде бы ничто не предвещало вам творческой карьеры. Что послужило поводом пойти на актерский факультет?
— Это не совсем так — моя мама очень хорошо пела. Причем не просто так, а любила обставить свои выступления красиво, с выходом, с шутками… Гости просили: «Ася, спой, пожалуйста!» И начинался настоящий концерт — театр одного актера. И мама с удовольствием это все делала. С папой у них отношения тоже были забавные — они вечно подкалывали друг друга. Кроме того, мой старший брат Владимир — профессиональный музыкант, хоровой дирижер.
Правда, в школе меня готовили в архитектурный институт, так как хорошо шло черчение и с абстрактным видением было все в порядке. Кстати, я ведь и собственный ресторан, и загородный дом построил по своим чертежам, не обращаясь к услугам архитектора. И вроде все получилось. Более того, Машка Голуб приехала ко мне, посмотрела и, спросив разрешения, построила себе точно такой же дом.
— Получается, у вас структурированный склад ума…
— Да, я достаточно легко могу себе представить любую конструкцию. И это нужно, между прочим, для того, чтобы снимать кино — видеть целостность фильма. И если вернуться к моему бакинскому детству, то я был с малолетства шутом гороховым. Любил смешить одноклассников, баловаться, садиться мимо стула, неуклюже падать… Так что жили во мне и лицедейские наклонности. В коллективе я был любимчиком, и все мне пророчили актерское будущее. На актера я поступал еще у себя в Баку — завалился на сочинении, не знал русский язык. Поэтому пошел работать в местный Дом офицеров — открывал и закрывал занавес, выставлял огромные плакаты, нарисованные ужасным пьяницей-художником, зазывающие на очередной сеанс. Через год, заработав денег, я приехал в Москву, с жутким акцентом сдавал экзамены при конкурсе 800 человек на место и только благодаря Олегу Павловичу Табакову поступил к нему на курс в ГИТИС. А так вся приемная комиссия была в шоке, когда услышала в моем пересказе, абсолютно без мягких знаков, повесть Гоголя «Нос».
— Сегодня вы занимаетесь режессурой, и вас нечасто увидишь на экране, тем не менее со зрительским узнаванием приходится сталкиваться?
— Да, но я терпеть не могу проявления панибратства, которое неминуемо возникает, стоит только прийти популярности. Откровенно говоря, тяжело переношу, когда в меня тычут пальцем. По этой причине прекрасно себя чувствую за границей. Приезжаю к старшей сестре в Лос-Анджелес и отдыхаю там, где меня никто не знает, катаюсь на роликах, хожу по магазинам… Никто мне не говорит, как здесь… Прошлым летом на велосипеде, в шортах, заехал в известный народный гипермаркет, построенный рядом с нашей дачей, а там мне заявили: «А вы-то тут что делаете?!» При этом продавец не хотел меня обидеть, наоборот, волновался обо мне… Или похожий был случай в Алтуфьеве, тоже в супермаркете: я хожу между стеллажей, все с любопытством осматриваю, и вдруг подбегает ко мне мужик с криком: «Да это же вы?! В нашем магазине, да ты посмотри! А почему здесь? Как дела, где работаете? Что-то не видно вас по телевизору…» «А я сейчас водителем в троллейбусе, — отвечаю ему. — Старый стал, в кино не снимают». Так что вот иногда бывает настроение — пошутишь, а чаще всего пребываешь в каких-то своих мыслях, заботах, и у тебя просто нет сил кому-то подыгрывать…
— А как часто вам сейчас поступают предложения как актеру?
— Где-то с частотой раз в неделю. Нередко, одним словом. Но мало мне что нравится. Вот в последний раз предложили роль не то что просто бандита, а уже отъявленного маньяка, убивающего людей на дороге, отрезающего им головы и хранящего их в холодильнике. Ну это уже за гранью. Порой я соглашаюсь на проект с более или менее приемлемым материалом, честно говоря, исключительно ради денег. Иногда меня привлекает либо само место съемки, либо личность режиссера, оператора, партнера… Правда, чаще всего отказываю — у меня же своя кинокомпания и ресторан, а это те организмы, которые требуют постоянного присутствия, контроля.
— Люди с художественной натурой особо остро переживают одиночество, вы его боитесь?
— Его все нормальные люди боятся, так как это неестественное состояние человека, которое не может принести счастья. У меня были времена, когда одиночество брало за горло, тогда я садился за руль, включал классическую музыку и катался по Москве… Выходил так из кризиса. А так я обожаю общение, приглашать гостей, готовить для друзей, устраивать шумные застолья… Особенно неравнодушен к воскресным обедам, когда собирается вся семья — все дети, жена, теща, кошки, собаки… Люблю, чтобы каждый рассказал что-нибудь о своих текущих делах, поделился и все бы это обсудили, а потом побеседовали о политике, спорте, кино…
— Вы производите впечатление чрезвычайно рационального и хозяйственного мужчины, это так?
— Я умею зарабатывать деньги на семью. Но вот копить их не умею, люблю тратить. Самая первая статья расходов — путешествия. Причем в самые экзотические страны. Такое удовольствие забраться на какой-нибудь удаленный остров в Юго-Восточной Азии и поболтать о жизни с аборигенами или с ламами… Это радость не из дешевых, поэтому иной раз и приходится в кино играть кровожадных палачей, поджидающих своих жертв. (Смеется.) Хотя сегодня я мог быть уже супербогатым человеком, если бы соглашался снимать все бесчисленные сериалы, куда меня звали. Но это однозначно поглотило бы мою жизнь.
— Вероятно, многие знают, что вы были мужем, пожалуй, самой мистической актрисы российского экрана, Ирины Метлицкой. Как думаете, почему у нас до сих пор с ее уходом не появилось молодых актрис такого уровня?
— Настоящего не бывает много, да и не должно быть. Может быть, время другое или для других. Не знаю. Вопрос вечный.
— У нее был легкий характер?
— Не могу так сказать. Но она была абсолютно воздушным человеком. Очень чистым внутри, что как раз и позволяло ей быть чуть-чуть в отрыве от всех. В этом был ее дар, который к ней и притягивал. Глядя на нее, никогда нельзя было понять: ей плохо или хорошо. Она все время летала — было такое ощущение.
— Она умерла, оставив вам двоих сыновей, чем они сегодня занимаются?
— Старшему, Никите, двадцать один год, и в этом году он заканчивает МИЭФ, Высшую школу экономики, английский факультет. Получит диплом бакалавра сразу двух вузов — российского и английского университетов. Планы у него серьезные. Полагаю, он придется к месту в этой области. У него ясная голова и конструкторско-математический склад ума. Помню, еще в детстве он за двадцать минут собирал все образцы в «Лего», а позже уже придумывал что-то свое — замки, порты, аэродромы… И к французскому и английскому языкам у него всегда была симпатия, они ему легко давались. Другому сыну, Петру, восемнадцать лет, и он саксофонист. Уже год учится в Нью-Йорке, в университете, играет, сочиняет музыку, аранжировками занимается. Он там один, я иногда боюсь за него, но он, надо признать, парень очень самостоятельный. Мы ребят с раннего возраста вывозили за рубеж, обучали языкам, чтобы они уже чувствовали себя свободными, не зажатыми людьми мира. При этом мне приятно, что они оба не связывают свою будущую жизнь с заграницей, рассматривая ее только как этап, ступеньку в обучении.
— Кроме того, вы молодой папа, вашему младшему, Степану, от второй супруги, всего год и девять месяцев…
— Вы не представляете себе, какое это непередаваемое счастье — уже в солидном возрасте стать снова отцом. Ощущения не те, что в молодости. Зрелый папа — это сентиментальный, все разрешающий, даже тогда, когда видишь, что сын начинает этим пользоваться, капризничать… Так что вот такое воспитание, без всяких преград. И я очень рекомендую всем моим друзьям, пока не поздно, становиться отцами. (Улыбается.) Видишь эту кроху и понимаешь, что все не зря, что он поддержит, продолжит твое дело…
— Расскажите о жене…
— Лене 34 года, и она занимается рекламным маркетингом. Имеет высшее образование, владеет в совершенстве двумя языками. Она фантастически всеядна и работоспособна. Ее трудоголизм меня иногда даже пугает — она никогда не ляжет спать, если что-то недоделала. Но это ее внутреннее кредо, от которого уже никуда не денешься. Сидеть дома она не может — носится, разрабатывает какие-то проекты, меняет работы… Лена — обожаемый мною, очень любимый человек… Мы вместе уже одиннадцать лет. И познакомились как раз в этом же ресторане. Брат позвонил и говорит: «Тут девушка пришла красивая из журнала, по поводу рекламы, приезжай!» Ну вот я и приехал. Так что в нашей встрече брат виноват. (Улыбается.) Я увидел Ленку, и как-то внутри мне все сразу стало понятно. Мы достаточно быстро сошлись и стали жить вместе. И сейчас я даже не представляю себе какую-то другую жизнь. Думаю, мне с ней повезло.
Сергей Газаров биография, фото - узнай всё!
Биография Сергея Газарова
Детство и семья Сергея Газарова
Мама Сергея Газарова замечательно пела. Её домашние выступления походили на настоящие концерты, на театр одного актёра. Мальчик воспитывался в театральной обстановке, часто лицедействовал.
В школе он участвовал во всех представлениях, считали, что у него, несомненно, актёрское будущее. Окончив обучение, Сергей попытался поступить на актёрский факультет в своём родном городе. Он не сдал русский язык и провалился. Целый год Газаров готовился, работая одновременно в Доме офицеров, где выносил декорации и закрывал занавес. Заработанные деньги он откладывал и смог поехать в Москву, чтобы поступить в ГИТИС.
Скорее всего, Газаров со своим сильнейшим, как он сам выразился, рыночным акцентом так и не стал бы студентом, если бы не Олег Табаков. который решил принять бакинца. В том году был конкурс восемьсот человек на место, однако Сергей стал одним из студентов ГИТИСа.
Карьера Сергея Газарова: театр, фильмография, режиссерство
Институт молодой человек окончил в 1980-ом. Сначала он работал в театре «Современник» (до 1986 года), а потом его учитель Олег Табаков пригласил актёра на работу в Театр-студию, где тот проработал до 1991-го года.
Работу в Табакерке Газаров считает очень важным периодом в жизни. Скорее всего, что без такого опыта его карьера сложилась бы иначе. Табакову свойственно безошибочно определять, кто есть кто. Ведь творческая жизнь практически всех кто у него учился, сложилась удачно.
Часто на репетициях Табаков сажал Газарова недалеко от себя, давая возможность наблюдать, иногда советовался, поощряя, таким образом, интерес актёра к режиссуре. Всё с этого началось. Уже в 1991-ом Газаров поставил «Ревизора», получив за эту работу премию СТД. Его «Ревизора» признали лучшим спектаклем года.
После такого удачного опыта, Сергей Ишханович захотел поработать самостоятельно. Он покинул театр и открыл кинокомпанию «Никита и Пётр». Ему казалось, что со всем он сможет справиться сам, в том числе и с поиском денег. Но на деле всё оказалось гораздо сложнее. В его планах был многосерийный мультипликационный фильм, спонсоры были найдены, но всё развалилось.
Газаров с ножом в фильме Михалкова 12
Газаров начал сниматься в кино сразу после окончания ГИТИСа. По началу это были небольшие, часто эпизодические роли. Только через три года он снялся в главной роли в фильме «Выигрыш одинокого коммерсанта», где сыграл латиноамериканца. В восьмидесятых актёром были сыграны роли в кинолентах «Чудовище или кто-то другой», «Везучая», «Испанская актриса для русского министра» и др. Много снимался Газаров и в первой половине девяностых.
Параллельно со съёмками в кино, актёр пробовал себя как кинорежиссёр. Первой такой самостоятельной работой в этом качестве стала мелодрама «Крейзи».
В девяностых годах талантливому актёру и режиссёру приходилось подрабатывать, время было сложное и денег на содержание семьи, где росло два сына, не хватало. Газаров несколько лет таксовал. Позже он открыл свой ресторан.
Доктор Тырса. Актер Сергей Газаров о сериале.
В 1998-ом Сергей Ишханович стал главным режиссёром драматического театра Армена Джигарханяна. Он сразу уволил почти всех актёров, считая, что по большей части там работали почитатели Армена Борисовича. Из всей прежней труппы Газаров оставил лишь трёх-четырёх талантливых актёров, чем снискал себе славу режиссёра-людоеда. Как режиссёр он считал, что должна быть железная дисциплина в коллективе, не терпел бардака. В театре им были поставлены два спектакля.
Сергей Газаров в настоящее время
В 2000-ом Газаров стал режиссёром проекта, который назывался «Империя под ударом», кроме того, им были сняты три телесериала: «Сыщик Путилин», «Пятый угол» и «Тёмная лошадка».
«Империя под ударом» - оказался очень интересным проектом. Это была работа для ОРТ. Режиссёр снял одну из серий, причём, как он считает, условия были, просто идеальные. Серия называлась «Великая княгиня» и рассказывала про людей его поколения, через весь фильм проходила любовная линия, кроме того картина затрагивала многие насущные жизненные проблемы. Алексей Слаповский – сценарист, согласившийся скорректировать линии некоторых героев, сделать их динамичнее, как просил его Газаров.
Снимая «Тёмную лошадку», Сергей Ишханович и сам сыграл небольшую роль. Его герой был генералом ФСБ. Однако он всё время ловил себя на мысли, что смотрит на процесс съёмок не как актёр, а как режиссёр. Сложно было совмещать в себе и то и другое.
В 2005-ом Газаров снимался в «Турецком гамбите» и в фильме «Доктор Живаго». В 2006-ом он работал вместе с Сергеем Кеосаяном, снимаясь у него в «Зайце над бездной» в роли цыганского барона. Отдельно надо сказать о картине «12» Никиты Михалков. Газаров считает, что если приглашает такой режиссёр, следует сразу соглашаться. Работа в его фильме оставила незабываемый след в памяти и в душе, он испытал очень сильные чувства и по утверждению Сергея Ишхановича, год после съёмок находился в самой настоящей депрессии.
Сегодня Газаров снимается очень выборочно. Он талантливый актёр и перевоплощается без особого труда, однако настоящих героев никогда не брался играть, чтобы не испортить фильм.
Личная жизнь Сергея Газарова
Женой Газарова, с которой он прожил четырнадцать лет, была актриса Ирина Метлицкая. У них двое сыновей – Пётр и Никита. Метлицкая умерла от лейкемии в 1997 году. Сергей Ишханович боролся за жену до последнего, возил её к лучшим онкологам Европы, но всё безрезультатно, она всё-таки умерла.
Вскоре в жизни актёра появилась Елена, которая стала его женой и родила Газарову в 2007-ом году третьего сына. Мальчика назвали Степаном.
Старшие сыновья актёра уже взрослые самостоятельные люди. Отец троих сыновей утверждает, что у старших есть своя жизненная позиция, и как-то влиять и давить на них уже категорически нельзя.
Больше информации
Популярный актер Сергей Газаров — не актер даже, а настоящий человек-оркестр. Помимо своего главного таланта он еще режиссер, бизнесмен и просто бакинец. А это — звучит гордо! Но начали мы разговор с больного места г-на Газарова — его ресторана.
— В связи с кризисом ситуация с вашим рестораном не ухудшается?
— Ухудшается, а как же. Во всем, что относится к личному потреблению, человек как мог уже себя ограничил. Никто же не знает, что будет завтра, а послезавтра — уж точно. И ответить ему тоже никто не может. А ведь еще недавно, до кризиса, поход в ресторан начал приближаться к достаточно обычному делу; а ведь существуют еще и кафешки разные, рассчитанные на любой уровень дохода и качества. Но сейчас, думаю, эту культуру дружно все забудут. Более того, как бы не превратили это все в очаг разврата.
— Какого разврата?
— Всем скажут, что ходить в рестораны нехорошо, а нужно помогать больницам. Зачем тебе ресторан, если есть столовая? Вот я смотрю ТВ, а там передача против гламура, и один популярный ведущий на всю страну заявляет, что гламур нам не нужен, и сравнивает себя с Достоевским. Когда-то такое уже было и плохо закончилось.
— Значит, готовите ресторан к банкротству?
— Нет, я только расстраиваюсь. Этим рестораном я владею не один, а с партнерами. Один я бы не потянул. До сих пор не могу себя считать бизнесменом, я все делаю не по законам бизнеса. По всем законам за это время я бы свой ресторан должен был закрыть уже раза четыре, потому что нужной прибыли он не приносил.
— А чего вы решили 13 лет назад открыть свое “культурное заведение”?
— В знак протеста. Ведь тогда появлялись любые рестораны, кроме русского. Наш человек начал есть лягушек, суши, макаронами обвешиваться. А я считаю русскую кухню очень серьезной. И сегодня в Москве интерес к ней совсем не случаен. Но русские просто не знают, что их кухня — это не только борщ и оливье.
— Вы открыли свое дело в “лихие” 90-е, когда кино вообще не было. Вложились, чтобы не зависеть от ролей?
— Да чем я только в те самые 90-е не занимался — даже частным извозом. Полтора года отбомбил. У меня же было двое детей, а их надо кормить. Я никогда не стесняюсь никакой работы, пусть даже она и не очень респектабельная. Если нужно заработать, я это сделаю не задумываясь. Совмещать ресторанный бизнес и актерство невозможно, и ни у кого это не получилось. Это вещи несовместимые. Да, многие артисты в мире имеют свои рестораны, но они же ими не занимаются, а просто получают деньги за собственное имя. Когда Роберт Де Ниро открывает хороший японский ресторан, то делает это на пару со знаменитым ресторатором Нобу, и я не думаю, что он говорит этому гению, как надо делать суши.
— Но в любом случае получается, что кулинарией вы занимаетесь в ущерб своей главной, актерской ипостаси.
— У меня ничего не бывает в ущерб. Я безумно люблю готовить. Иногда кажется, что мне надо было стать поваром. Или был бы бренд-шефе — это те люди, которые выдумывают блюда, учат готовить и уходят. Сам-то я работаю с восьми утра и до позднего вечера. Раньше начинал с десяти, но теперь у меня маленький ребенок, который в восемь будит. Я вкалываю, пока не свалюсь. Бывает, в час, в два ночи заканчиваю. Да и субботы-воскресенья — тоже непонятные дни. То есть я все время что-то придумываю, и от этого страдают мои коллеги и подчиненные.
— Коллеги-то ладно. А в семье близкие тоже страдают?
— Они к этому уже привыкли и другим меня просто не знают. Они — это моя жена Елена и трое детей. Елена также замечательно готовит — особенно индонезийскую кухню. Лена так навострилась, что многочисленные друзья, которые часто приходят к нам в гости, в восхищении от ее блюд.
— Про детей поподробнее, пожалуйста.
— Старшему Никите 21 год, среднему Петру — 19, а младшему Степану 2 года 8 месяцев. Если я хочу поговорить со старшими, сначала к этому серьезно готовлюсь. Никита живет со мной, Петр учится в Америке, он саксофонист, с ними давно надо уже по-взрослому. Ведь папа — это не тот, который дает подзатыльники и говорит как надо… Хотя иногда и такое бывало. Но сегодня мои старшие дети — уже сформировавшиеся люди со своей позицией. Давить на них нельзя категорически. И вот я вижу, что кто-то из них явно ошибается, идет не туда, но как ему сказать об этом? Мне же не нужно, чтобы он меня тупо послушал.
— Ошибаются в личной жизни?
— В личную жизнь я вообще не лезу. Мой старший сын окончил Высшую школу экономики на английском языке. Он кризис-менеджер — то, что сейчас особенно и нужно. Кроме того, он специалист по компьютерным технологиям. Когда у меня компьютер зависает, я его не трогаю, а тут же звоню Никите, и он мне говорит, на какую кнопку нажать.
— Так в чем же ошибается Никита?
— Мне кажется, что он не пробивной, не рвет и не мечет. Он почему-то уверен, что достаточно быть просто талантливым. Я ему говорю: “Никит, меня тоже считают талантливым. Но ты же видишь, я все время кручусь, чем-то занимаюсь”. Вот я говорю Петьке, среднему: “Ты сначала стань хорошим музыкантом, и тогда у тебя все будет в шоколаде”. И он стал хорошим музыкантом, как все говорят. Учится на полном гранте в американском институте. Но теперь я пытаюсь ему объяснить, что первый же импресарио, который у него будет, обманет его с потрохами и всего обворует. То есть я его подготавливаю к будущей жизни. Я уверен, Петя научится. А вот Никита не может за себя постоять.
— Никита уже где-нибудь работал?
— Работал, попал под сокращение, как вся молодежь. Поначалу его взяла на стажировку знаменитая немецкая аудиторская фирма. Но после этого извинились и показали на дверь. Теперь он без работы.
— Когда у вас не было ролей, разве не хотелось свалить отсюда, депрессуха не посещала?
— Злости не было, мое актерство помогало ко всему относиться с юмором. Да, работы в кино не было, но театр-то никто не отменял. Помню, когда я занимался извозом, одного мужика подвозил. Мы с ним полдня вокруг Казанского вокзала катались. Столько интересного от него узнал — он сутенером работал, о своем нелегком деле подробно рассказывал. Но когда я в этом разобрался, к сожалению, уже поздно было. И вот сидит передо мной это полное чмо, я ему говорю: “Понимаешь, через полчаса я уже должен быть на сцене, вылезай отсюда”. А он подумал, что “сцена” — это жаргон такой. “Я — артист”, — объясняю. “Да ладно, не гони ты мне! Ты моих телок будешь сейчас перевозить. Сейчас поедем за ними, потом тебя отпущу”. Так я ему ничего и не объяснил…
— А он что, не вспомнил вас даже по фильму “Палач”?
— Да нет, он кроме своих вокзалов ничего и не видел. Но многие узнавали. Ну, я воротник поднимал, кепочку надевал. Но это плохо помогало.
— Сейчас, слава Богу, вы всё преодолели, поднялись. Но у вас в жизни была и настоящая трагедия, когда умерла ваша жена Ирина Метлицкая…
— Такую трагедию нельзя пережить. Просто удивительным образом жизнь раскололась надвое — на “до” и “после”. Я это не сразу понял. А сейчас как могу, так и живу дальше.
— Вторая супруга — это и есть вторая жизнь?
— Да. Она появилась вскоре после смерти Иры. Лена, наверное, самый сильный крючок, который вытащил меня. И я безумно ей за это благодарен. Надеюсь, что и она со мной счастлива. У нас замечательный сын Степчик, который в свои два с половиной года уже знает латинские названия всех рыб, животных и растений. Мы ему как-то подарили такую книжку, и он всё запомнил. У него поразительные способности!
— Вы по национальности армянин. В Москве существует армянское братство?
— Я туда не вхожу, и “братство” за это на меня обижается. В конце 80-х, во время войны в Карабахе, нас с Джигарханяном хотели туда привлечь, но мы отказались. Я артист, я должен радовать людей. И это главное.
— Вы же в Баку родились?
— Да, я там жил до 18 лет. Когда я прихожу на московский рынок, там много азербайджанцев, и они меня тут же узнают. Они меня очень уважают, рассказывают про все мои роли, гордятся мной. Хотя моя семья тоже пострадала в этом конфликте. Мою маму, брата, сестру, их детей, жен в последний момент наши же друзья-азербайджанцы вывозили из Баку на БТРах и сопровождали в поезде до дагестанской границы, чтобы их никто не тронул. У нас отобрали трехкомнатную бакинскую квартиру, где я прожил всю свою жизнь. Но я рад, что свободен от национальной вражды.
— Но вы же снялись в фильме Валерия Тодоровского “Мой сводный брат Франкенштейн”. Помните, мент там говорит: “Этих черных так и надо давить. Но по закону”. Вы встречались с такими ментами?
— Нет, Бог миловал. Но о таких настроениях я знаю. Просто у нас в стране нет законов, вот и все. У нас белые режут черных, потом черные белых, а закона нет. Но при этом мне нравится наш президент.
— Какой именно?
— Медведев. То, что он начинает предлагать, потихонечку начинает работать. Ведь раньше каждый год малому бизнесу затягивали узелок на шее. Я это испытал на себе по полной программе. Придумывали новые налоги, увеличивали коммунальные платежи, аренду. А в этом году все изменилось. Недавно я получил письмо, что с марта месяца буду платить тысячу рублей за квадратный метр в год. А раньше платил тысячу долларов. Это невероятные вещи! Сказано, что в три года проверять будут только один раз. И все, больше не суются. Я задышал свободно.
— А “крыша”-то у вас есть?
— Не было никогда, даже в 90-х. Актерство — вот моя “крыша”. Может быть, потому что я все время мафиозников играю. Когда мои родственники бежали из Баку, я, конечно же, всех к себе домой в Москву привез, и они жили у нас в двухкомнатной квартире. Потом милиционер каждый раз приходил, требовал, чтобы я их обратно увез. Я говорю: “Вот видите, это моя парализованная мать, никуда я ее отвозить не буду”. А мент: “Это приказ Горбачева”. Через много лет я встретил на какой-то тусовке Михаила Сергеевича и это ему напомнил. “К сожалению, — ответил Горбачев, — не все мои приказы были правильно поняты”. Я был в шоке.
— А у Михалкова в фильме “12” вы грузина играли?
— Это не грузин и даже не кавказец. Есть две особые нации — бакинцы и тифлисские армяне. Так вот, я играл тифлисского армянина. Они очень известны своими выходками, поведением. В Грузии, когда нужно как-то определить человека, говорят: “Ну это же тифлисский армянин, ты же понимаешь”. В фильме я разговариваю и на армянском, и на грузинском, всё смешиваю. Хотя поначалу Никита Сергеевич просил меня сыграть чистого грузина, но с моей версией согласился. Вообще Никита не следил за точностью исполнения. Ему это было неинтересно. Главное для него — это образ. Он мог подсказать взгляд, жест. Он нас всех провоцировал на идеи, мысли, а потом уже сам отбирал самое вкусное. Этим своим фильмом Никита просто отравил мою жизнь. После съемок у меня целый год была настоящая депрессия, потому что подобных сильных чувств я не испытывал давно.
— Вы себя чувствуете настоящим москвичом?
— Я никогда не делил людей по национальности. Если при мне кто-то из моих близких обидит человека из-за его национальности, я его просто уничтожу. Хотя в молодости меня в очереди кем только не дразнили. Грузином чертовым называли — я смеялся. Жидом пархатым — я тоже смеялся. А сейчас для всех я просто артист.
Я видела не так много фильмов c её участием: "Мы веселы, счастливы, талантливы!" (1986), где Ирина появилась в эпизоде в роли официантки; "Куколка" (1988), "Палач" (1990), и два моих любимых фильма с ней: "Макаров" (1993) и "Черная вуаль" (1995).
К сожалению, в Сети об этой актрисе написано мало – и все немногочисленные статьи цитируют друг друга. Поэтому набредя на фильм о ней , решила посмотреть, хотя – пришлось сделать усилие над собой, подавить брезгливость: от фильма с таким пошлым названием («Умереть красивой») многого ждать не приходилось.
Это оказалось очередной интерпретацией биографии и поступков давно ушедшего человека.
("Расписание на послезавтра", 1978)
Об Ирине откровенничают подруги: Мария Овчинникова, Елена Казаринова, Галина Петрова.
Елена Казаринова, актриса и сокурсница: «Начнем с того, как она выглядела. То, что все мы знаем по кино, это совсем другой человек, даже чисто внешне. Она была высока, немножко полнолицей. Все мы были тогда маленькие и худые. А у нее полноватость такая, припухлость аппетитная. Всегда высоко ставила себе волосы – темные. Выразительные глаза, тонкие пальцы».
«Она всегда держалась очень обособленно. Я всегда завидую таким людям белой завистью – они ставят себе цель и к ней идут. Мне кажется, у Ирки была такая цель поставлена».
Напоследок, закатывая глаза, подруга рассказала о реакции по поводу романа сокурсницы: «Ой, Метла-то себе принца нашла!»
Такая пакость. Сразу визуализируются все эти закулисные актерские дрязгочки и зависть.
(кадр из фильма "Мы веселы, счастливы, талантливы!", 1986)
В фильме участвует мать актрисы, Татьяна Павловна, которую было просто стыдно слушать – бессвязная пошлость (замешанная на зависти женщины с несчастливой и тусклой судьбой). Хотела процитировать... Да нет, не буду опускаться - пусть сказанное останется на совести мамы Ирины, хотя, мне кажется, эта женщина просто не вполне давала себе отчет - что именно говорит.
Вызывает уважение то, что в этой мыльно-оперной интерпретации судьбы
не стал участвовать муж Метлицкой, Сергей Газаров. Благородно. На самом деле это обычное поведение нормального мужчины. Просто современный мир настолько приучил к пошлости и подлости, что любой нормальный поступок выглядит геройским.
(кадр из фильма "Палач", 1990)
"- Ирка была умной, но вовсе не сложной натурой, - улыбается Елена Казаринова, однокурсница по Щукинскому училищу. - У всех нас в компании были прозвища - Женю Дворжецкого звали Дворжик и Нос, я соответственно Каза, Иру величали Метлой.
... Удивительно, но холодная и неприступная Ирка оказалась подлинным вулканом, а не уроженец Баку Сережа. Влюбленная Метлицкая светилась таким счастьем, что могла отогреть кого угодно.
Сергей Ишханович вежливо отрезал: никаких рассказов о жене для прессы. Никаких рассказов о детях. Никаких рассказов о произошедшей трагедии. И так слишком много слухов, слишком много домыслов коснулось имени его жены. Потеря ее - неизбывная боль, крест Сергея Газарова".
Однако, видимо, время сделало свое дело - я с легкостью нашла упоминания об Ирине и детях в недавних интервью Газарова:
**
из интервью :
— Вероятно, многие знают, что вы были мужем, пожалуй, самой мистической актрисы российского экрана, Ирины Метлицкой. Как думаете, почему у нас до сих пор с ее уходом не появилось молодых актрис такого уровня?
С. Газаров: Настоящего не бывает много, да и не должно быть. Может быть, время другое или для других. Не знаю. Вопрос вечный.
— У нее был легкий характер?
С. Газаров: Не могу так сказать. Но она была абсолютно воздушным человеком. Очень чистым внутри, что как раз и позволяло ей быть чуть-чуть в отрыве от всех. В этом был ее дар, который к ней и притягивал. Глядя на нее, никогда нельзя было понять: ей плохо или хорошо. Она все время летала — было такое ощущение.
— Она умерла, оставив вам двоих сыновей, чем они сегодня занимаются?
С. Газаров: Старшему, Никите, двадцать один год [род. 31/08/1987], и в этом году он заканчивает МИЭФ, Высшую школу экономики, английский факультет. Получит диплом бакалавра сразу двух вузов — российского и английского университетов. Планы у него серьезные. Полагаю, он придется к месту в этой области. У него ясная голова и конструкторско-математический склад ума. Помню, еще в детстве он за двадцать минут собирал все образцы в «Лего», а позже уже придумывал что-то свое — замки, порты, аэродромы… И к французскому и английскому языкам у него всегда была симпатия, они ему легко давались. Другому сыну, Петру, восемнадцать лет, и он саксофонист. Уже год учится в Нью-Йорке, в университете, играет, сочиняет музыку, аранжировками занимается. Он там один, я иногда боюсь за него, но он, надо признать, парень очень самостоятельный. Мы ребят с раннего возраста вывозили за рубеж, обучали языкам, чтобы они уже чувствовали себя свободными, не зажатыми людьми мира. При этом мне приятно, что они оба не связывают свою будущую жизнь с заграницей, рассматривая ее только как этап, ступеньку в обучении.
**
из интервью :
С. Газаров: Старшему [сыну] Никите 21 год, среднему Петру — 19, а младшему Степану 2 года 8 месяцев. Если я хочу поговорить со старшими, сначала к этому серьезно готовлюсь. Никита живет со мной, Петр учится в Америке, он саксофонист, с ними давно надо уже по-взрослому. Ведь папа — это не тот, который дает подзатыльники и говорит как надо… Хотя иногда и такое бывало. Но сегодня мои старшие дети — уже сформировавшиеся люди со своей позицией. Давить на них нельзя категорически. И вот я вижу, что кто-то из них явно ошибается, идет не туда, но как ему сказать об этом?
С. Газаров: Такую трагедию нельзя пережить. Просто удивительным образом жизнь раскололась надвое — на “до” и “после”. Я это не сразу понял. А сейчас как могу, так и живу дальше.
СЕРГЕЙ ГАЗАРОВ: "Современник" поехал в Минск, а в поезде мне сообщили, что моей партнершей будет хорошенькая актриса из "Щуки". Приехали в Минск, устроились... Стою на балконе и вижу - девушка идет по улице. Я сразу понял, что это именно она и так засмотрелся, что чуть с балкона не слетел. А потом начали репетировать вместе и обнаружилось, что Ирина для меня очень родной человек. Она была не просто "красивой женщиной".. в ней была тайна.. Я даже спросил: " Скажи, в чем твой секрет?". Она ответила: "Не надо в этом копаться.. все очарование рухнет". Мы прожили 14 лет в состоянии абсолютного счастья, а Ира так и осталась для меня тайной". Об их браке говорила вся театральная и кинематографическая Москва… этот брак был гармоничен, несмотря на значительные различия между ними… И продолжился рождением Никиты, а спустя 2 года Петра... "Никто даже не знал, что Ира беременна, -вспоминает СЕРГЕЙ, - ..мы закрыли сезон в театре, а в сентябре были уже с ребенком. И второй точно так же появился, во время отпуска…Коллеги шутливо спрашивали - в каком универсаме мы покупаем ребятишек". За Ириной ухаживали мужчины, но она к этому относилась с вежливой холодностью. Любила только своего Сережу(и это еще один подарок судьбы: умение любить - редкий талант) . А он страшно ее ревновал, находил по телефону в любом конце земного шара… Ее женскому счастью, красоте, умению всегда выглядеть изящно завидовали, а мужа записали чуть ли не в мафиози. "Мы не жили роскошно, - возражает СЕРГЕЙ, - приходилось экономить на всем.. и большинство Ириных нарядов были сшиты и связаны ее собственными руками, даже костюм к свадьбе для меня она сшила сама… У нее были золотые руки, трудно вообразить, что она что-то не умела делать… Метлицкая умерла от лейкемии в 1997 г. Сергей Ишханович боролся за жену до последнего, возил её к лучшим онкологам Европы, но всё безрезультатно... Всю себя Ирина отдавала семье.. очень любила мужа.. дарила ему свою любовь и заботу… ПЕТРА и НИКИТУ Метлицкая успела хорошо воспитать. НИКИТА стал успешным финансистом, окончил Высшую школу экономики на английском языке… кризис-менеджер …специалист по компьютерным технологиям(когда у отца компьютер зависает- Никита сразу говорит на какую кнопку нажать) .. он живет с отцом.. характером - в мать.. почему-то уверен, что достаточно быть просто талантливым.., а ПЕТР реализует себя как саксофонист.. учился на полном гранте в американском институте.. стал хорошим музыкантом.... Отец готовит его к будущей жизни и уверен, что Петя научится... Конечно сыновьям актрисы было сложно потерять мать в столь ранние годы. Им очень не хватало материнского тепла, ухода и заботы. Что касается Сергея, то смерть жены он пережил очень тяжело. Но как-то понял, что Ира не хотела бы видеть его несчастным... "Однажды, - припомнил ГАЗАРОВ, - ..Ира еще не знала, что больна.. она посмотрела на меня и сказала: "А ты знаешь, что ты меня похоронишь?". Я был ошарашен и пытался все перевести в шутку, но Ира взглядом договорила свою мысль…она умела говорить взглядом… Я увидел, как в ее глазах блеснула остановка жизни, словно кто-то сверху ей подсказал будущее.. Сергей постоянно спрашивает: - А все ли я для нее сделал? ...он сам принимал решение, получал информацию от врачей.. Он не знал способа ее вылечить.. .А день ее смерти стал точкой в его жизни. Он не пережил ее уход… это горе живет в душе... Время не лечит.. ему стало хуже... Но он пытается бороться с этим ради сыновей…. Они не должны начинать жизнь с отрицательного заряда ". Ира родилась в портовом Северодвинске. Однажды высокую школьницу с печальными глазами позвали на съемки фильма "Расписание на послезавтра". Это перевернуло всю Ирину жизнь.. девушка уехала в Москву, наивная, но упрямая.. В Щукинское училище поступила сразу..В «Щуке» были прозвища..Иру величали Метлой. Но только за глаза… смельчаков попасть под холодный душ ее глаз не находилось. Конечно, мальчишки ходили за ней толпами... ЕВГЕНИЙ ДВОРЖЕЦКИЙ: «Какое-то время я даже был влюблен в нее. Не я один. В училище на нее мужики «западали». Когда Метла проходила, творилось нечто. Глаз останавливался сразу. Но ни о какой доступности не могло быть и речи…». Получала повышенную стипендию, но все равно питалась исключительно яблоками и дешевым сыром, утверждая, что это особая диета.., На 4-м курсе принята в труппу "Современника". ОЛЕГ ПАВЛОВИЧ ТАБАКОВ, увидев Иру, был очарован: "..появилась на сцене и ушла, а у меня - впечатление, что я АТОМ СОЛНЦА проглотил". Подобное ощутил каждый, кто хоть раз видел Иру на сцене... 9 лет были отданы этому театру, потом было предложение Романа Виктюка сыграть набоковскую Лолиту.. Она стала по-настоящему знаменитой после выхода «Мадам Баттерфляй". СЕРГЕЙ МАКОВЕЦКИЙ вспоминает, что в нее влюблялись и мужчины, и женщины - это был выход звезды. Экран 90-х годов тоже открыл Метлицкую.. Она могла бы стать Анной Карениной … Сергей Соловьев берег эту роль для Ирины, но сначала на фильм не нашли денег, а потом было уже поздно. За год до смерти она снялась в фильмах «Черная вуаль», «Радости земные», «Экзерсис № 5» (новелла «Прибытие поезда») и неоднократно принимала участие в спектаклях Театра Луны. Именно любовь к мужу сделала Ирину настоящей актрисой.. А сил уже оставалось мало. Когда красивая, блистательная Метлицкая в 1995 г вышла на сцену ведущей Московского кинофестиваля, никому и в голову не пришло, что уже подтвердился страшный диагноз "острый лейкоз" (рак крови).. Она не тревожила своей болезнью, оставалась жизнерадостной и веселой. Ей это удалось, и тем горче прозвучали на похоронах слова ее МАТЕРИ: "Если бы вы знали, как тяжело умирала моя дочь..." Болезнь еще давала Ире надежду выжить, но после вмешательства целительницы резко стала прогрессировать... Чуда не произошло.. Ирина Метлицкая ушла из жизни 5 июня 1997 г, не дожив до 36-летия… Ошибкой ли было приглашение знахарки - теперь никто не скажет... Но эту самую "бабу Катю", обещавшую вылечить Иру, прогнали с поминок… Ирина была легкая, блистательная, красивая..При ней хотелось говорить: «Жизнь прекрасна!» Кто-то сказал про нее: "Уходящая натура..." Она ушла, оставив с чувством несправедливой утраты тех, кто ее знал и любил... День ее ухода запомнился проливным дождем.. природа словно осознала свою непоправимую ошибку и то заходилась в рыданиях потоками ливня, то тихо всхлипнув отдаленным громом, обессилено моросила нудным безутешным дождем. Иру похоронили на Троекуровском кладбище, а на ее могилке Сергей оставил место и для себя.. без даты.. Утром следующего дня уже светило солнце.. начиналась новая жизнь, где остались 2 маленьких сыновей.. любящий муж и десятки несыгранных ролей… «Не лезьте в нашу жизнь, - говорит ГАЗАРОВ. - Пишите, что совесть позволит». …Совесть позволила напомнить о красивой, умной, доброй, золотоволосой женщине.. любящей жене и матери.. ИРИНЕ МЕТЛИЦКОЙ… Сегодня у Газарова есть вторая жена Елена..тоже очень хорошая и мудрая женщина. Она подарила мужу сына Степана... Но Сергей до сих пор любит Иру.. часто о ней вспоминает… Его новая жена все понимает и не обижается на супруга.....
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении