305 мм орудие. Рождение дредноута: Морские колоссы: кто больше? Масса в походном положении, кг
Оригинал взят у starcom68 в 305 мм башенная батарея № 30. Боевое отделение второй башни МБ-3-12ФМ
Продолжаю рассказ об устройстве легендарной 305-мм башенной 30-ой береговой батарее Севастополя. Недавно я рассказал о том, как выглядит снаружи огневая позиция батареи и ее броневые башенные трехорудийные установки МБ-3-12ФМ. Теперь посмотрим как устроены башни изнутри. Тема 30-ой батареи раскрывается постепенно в нескольких постах и периодически я даю отсылки к параллельному рассказу о 305-мм Ворошиловской батарее на острове Русский для сравнения. Ведь на той и на другой стоят орудийные башни царского линкора "Полтава", правда построены батареи были в разное время.
Основной литературой для написания поста послужили две статьи:
1. Н.В. Гаврилкин (Москва), Д.Ю. Стогний (Севастополь). Батарея №30. 70 лет в строю. Цитадель №№ 12 и 13, 2005 и 2006 годы..
2. В.И.Калинин, Н.В.Гаврилкин. Приборы управления стрельбой тяжелых батарей береговой обороны ВМФ СССР... Крепость Россия № 3, Владивосток, 2008.
Не обошлось конечно и без личного посещения батареи в 2005 году. Тут я безмерно обязан одному из авторов статьи - Дмитрию Стогнию, который терпел меня на батарее три дня.
Вид на казенную часть правого орудия № 165 с открытым затвором
Через открытую дверь/затвор в кормовой части второй трехорудийной башни проходим вовнутрь. На дальнем плане виден механизм досылателя с электроприводом, пост управления процессом заряжания орудия и казенная часть центрального орудия № 180
Несколько чертежей, поясняющих устройство башенной установки МБ-3-12ФМ. Чертежи взяты с ресурса http://www.bellabs.ru/30-35/Schemes-30.html , а туда они попали и вышеприведенной стаьи Н.Гаврилкина и Д.Стогния о 30-ой батарее.
Схема размещения башенной установки МБ-3-12ФМ в бетонном массиве батареи
Схематический разрез башенной установки МБ-3-12ФМ. На схеме хорошо видно устройство качающейся части, зарядника, привода прибойника и прочих деталей конструкции
Схематический разрез башенной установки в музее 30-ой батареи
Среднее орудие № 180. На фото слева виден пост управления процессом заряжания и механизм привода прибойника. На фото справа видны закрепленные на стволе орудия дополнительные грузы. Необходимость в них возникла после снятия закрепленного на штанге прибойника, который изначально перемещался вместе с качающейся частью орудия (как на Ворошиловской батарее). После переделки башен на постоянный угол заряжания в 6 градусов надобность в нем отпала. Видны так же розмахи ручного привода затвора и ручного привода вертикального наведения орудия
Надписи на казенной части ствола. Орудие № 180 изготовлено в 1917 году, лейнировано в 1941 году. До того как попасть на 30-ю батарею это орудие вместе с правым было установлен линкоре "Марат".
Пост управления механическим процессом заряжания орудия. Три одинаковые рукоятки внизу управляют зарядником, замком и прибойником (слева направо). Рукоятка с правого бока включает питание механизмов. Индикаторы сигнализируют о различных состояниях механизмов. А кнопки на верхней панели обеспечивают варианты движения механизмов.
Верхняя панель поста упраления процессом заряжания с переговорными трубами. Да, на батарее, несмотря на послевоенный период строительства, применялись переговорные трубы, как на корабле конца XIX века. Что означает надпись "К ПЕРЕГРУЗОЧНЫМ ПОСТАМ И ПРИБОЙНИК" я не понял. Причем тут прибойник, когда он под носом?
Казенная часть правого орудия № 165 и пост управления процессом его заряжания. Пост управления меньше заляпан краской и у переговорных труб сохранились заглушки на цепочках
Розмах ручного привода затвора
Полностью комплектный комендорский сообщитель сигнализирует об окончании заряжания орудия. Кроме того, он выполняет важную функцию недопустить преждевременное открытие затвора
Дмитрий Стогний осуществляет иммитацию процесса заряжания правого орудия. Сейчас он управляет зарядником. На заднем плане трапик на рабочее место командира башни, а под ним ручной и электрический привод зарядника правого орудия. Тут надо разбираться. Владивостокские коллеги по аналогии со своей батареей считают, что это привод зарядника центрального орудия, но тогда где электрический и ручной привод зарядника правого орудия и почему два аналогичных электрических привода расположено в отсеке левого орудия?. Справа на переборке еще один ручной привод зарядника (?!). Что-то их больно много и ни одного ручного привода поворота башни из боевогоотделения.
Затвор орудия пока еще закрыт. Видно стреляющее приспособление и веревочка с помощью которой в случае необходимости осуществляется выстрел вручную
Затвор открыт по команде с пульта заряжающего
Стреляющее приспособление крупным планом
По команде с пульта, из шахты с шумом и грохотом за какие-то секунды поднимается зарядник со снарядом и двумя полузарядами. Вес снаряда обр. 1911 года 471 кг, вес одного полузаряда 132 кг.
Верхние ролики механизма подъема зарядника
На лотке подачи зарядника должен лежать снаряд, а в ящике чуть выше два полузаряда. Бронзовый щиток, находящийся сейчас в вертикальном положении, откидывается вверх, сбрасывая полузаряды поочередно на лоток подачи. Все это происходит за какие-то доли секунды, так что не только снять, но и заметить толком ничего не успеваешь.
Прибойник пока в штатном положениии в состоянии покоя
Зарядник и лоток подачи
Уникальный кадр. Мне удалось поймать как работает прибойник досылая сняряд в ствол орудия. Виден сам прибойник и роликовая цепь Галля. Прибойник выполняет три цикла. Сначала снаряд, потом один полузаряд, потом второй полузаряд.
Затем прибойник встает в штатное положение, зарядник уходит вниз, а затвор закрывается. Вся операция по зарядке происходит так быстро, что не успеваешь ничего понять с первого раза.
Затвор закрыт
Затем наступает очередь приведения ствола в требуемое для выстрела вертикальное положение.
Дмитрий Стогний осуществляет вертикальную наводку правого орудия
Принимающий прибор угла вертикального наведения № 44 у рабочего места вертикального наводчика правого орудия. Этот прибор более современный, чем на Ворошиловской батарее. На верхних шкалах путем совмешения стрелок осуществляется вертикальное наведение по команде из центрального поста, нижняя шкала позволяет вводить поправку в процентах с учетом изменения начальной скорости снарядов из-за износа ствола и типов боеприпасов. Ниже штурвал электромеханического привода вертикального наведения. Прибор показывает на какой угол штурвалом надо поднять ствол, чтобы попасть в цель.
На фото казенная часть орудия уходит вниз, ствол задирается вверх. Пока осуществляется вертикальное наведение, ниже в перегрузочном отделении в зарядник закладывается новый комплект боеприпасов. На правом фото розмах ручного привода вертикального наведения
Снаружи это выглядит вот так
От всего увиденного у меня глаза повылезали из орбит. Особенно меня поразила скорость выполнения процесса зарядки орудия и как зарядник весом более тонны летает по шахте, хлопая своими щитками. Очень красиво закрывается и открывается затвор с проворотом
Рабочее место командира башни. Отсюда дается команда на залп. Видны аппараты телефонной связи, сидение, визир башенного командира, переговорные трубы, и приборы управления огнем: трехканальный переключатель режимов 16С, прибор без номера с отключением педалей подачи команд вертикального и горизонтального наводчиков, прибор 69А-2 сообщающий о готовности орудий к выстрелу. Остальных приборов управления огнем я почему-то не увидел или не снял
Приборы связи. На шильдике написано "Телрф (?) командной артиллерийской группы"
Еще телефонные аппараты
Теперь посмотрим как осуществляется горизонтальное наведение башни, перейдем в отсек левого орудия № 85 1914 года изготовления. На фото слева у вертикальной брони виден ручной привод зарядника. Чуть левее торчит край электрического привода зарядника левого орудия. В дальнем левом углу, за орудием - рабочее место горизонтального наводчика
Ручной привод зарядника крупным планом
Электропривод зарядника левого орудия
Рабочее место горизонтального наводчика орудия, прибор 23 - принимающий угла горизонтального наведения, штурвал горизонтальной наводки и педаль согласования действий расчета крупным планом
Дмитрий поворачивает башню осуществляя горизонтальную. наводку. Те кто думают, что башня крутится на 360 градусов как карусель - ошибаются. В литературе указано (да и по словам Дмитрия), что башня может вращаться только на +\-185 градусов от директрисы стрельбы. Невозможность вращать башню на 360 градусов связана с обширным кабельным хозяйством. Однако, на приборе № 23 стоит еще более жестское ограничение предельного угла горизонтального наведения в обе стороны от директрисы в 18-00 (1800 тысячных, это чуть более 90 градусов). Для чего введено такое ограничение мне не совсем понятно. Подобной проблемы у Ворошиловской батареи не существует, а в 1941 году при обороне Севастополя именно круговой сектор обстрела башенных установок МБ-2-12 30-ой батареи позволил эффективно применять батарею для сухопутной обороны.
На фото видны: переговорные трубы, штурвал и педаль привода горизонтальной наводки, визир горизонтального наводчика в который он может наблюдать цель, прибор № 23.
Прибор 23 - принимающий угла горизонтального наведения с центрального поста. Наводчик вращением штурвала совмещает механическую стрелку со стрелкой электрической, задающей необходимый угол стрельбы. Помимо угла наведения прибор позволяет вводить поправку на отстояние башни от центра батареи или от другой башни, если из нее осуществялется управление стрельбой. При стрельбе прямой наводкой прибор не используется.
Цикл стрельбы осуществляется следующим образом.
1. Заряжание орудия.
2. Вертикальное наведение орудия
3. Горизонтальное наведение башни
4. Выстрел
Согласованность действий расчета осуществляется педалями наводчиков включенных в цепь стрельбы. По команде вертикальный наводчик нажимает свою педаль, после сигнала ревуна, горзонтальный наводчик нажимает свою педаль и происходит выстрел. Цепь стрельбы может быть сблокирована таким образом, что горизонтальный наводчик мог производить стрельбу всеми орудиями башни или даже батареи.
Вид на казенную часть орудия от места горизонтального наводчика. На дальнем плане за пультом управления заряжанием орудия и прибойником, электрический привод зарядника центрального орудия
Вид на шахту зарядника и зарядник в перегрузочном отделении
Вид на казенную часть орудия. Видно, что затвор орудия окончательно не отчищен от краски
Вид на электрокабеля и ревун в кормовой части башни над входом. Внизу под обрезом штурвал привода бронезадвижки входного проема
Продожение следует
Предыдущие репортажи о 30-ой батарее
1.
305-мм башенная батарея № 30. Огневая позиция и башни МБ-3-12 ФМ
|
305-мм орудия с длиной ствола 52 калибра для установок ТМ-3-12 были найдены буквально на дне морском - в 1931 году вместе с башенными установками их сняли с линкора «Императрица Мария», затонувшего 6 октября 1916 года при невыясненных до конца обстоятельствах. После замены внутренней трубы часть из них использовали при создании береговых батарей Севастополя, на базе остальных было решено создать железнодорожные артиллерийские установки для Балтийского флота.
Проект установки поручили разработать ЦКБС-3, получившему новое название ЦКБ-19. После рассмотрения нескольких промежуточных вариантов окончательный вариант проекта железнодорожной артиллерийской установки утвердили в мае 1936 года. В соответствии с принятой системой нумерации ей присвоили обозначение ТМ-3-12 (транспортер морской, тип 3, калибр 12 дюймов). В качестве головного предприятия по изготовлению серии установок ТМ-3-12 был назначен Николаевский государственный завод. В июле 1938 года завод предъявил на испытания первую установку, в декабре того же года была готова вторая установка, а сборку третьей завершили 1 января 1939 года. Полигонные испытания установок проводились в ускоренном режиме, а вместо войсковых испытаний были реальные боевые действия - 30 января 1939 года СССР объявил войну Финляндии, и сформированная из трех установок ТМ-3-12 батарея № 9 убыла на фронт. Батарея была задействована в подавлении долговременных огневых точек на линии Маннергейма, причем стрельба велась с колес с круговой железнодорожной ветки Сестрорецк - Белоостров.
Cхема 305-мм железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12 вбоевом положении |
По своей конструкции ТМ-3-12 представляла собой дальнейшее развитие разработанных ЦКБС-3 ранее железнодорожных артиллерийских установок ТМ-1-14 и ТМ-2-12. В качестве прототипа решили использовать транспортер ТМ-2-12, однако предназначенное для ТМ-3-12 12-дюймовое орудие имело гораздо большую длину (52 калибра вместо 40 калибров орудия ТМ-2-12), для обеспечения заданного наибольшего угла возвышения 50° в конструкцию нового транспортера пришлось включить механизм подъема станка орудия в боевое положение, при этом учтя достаточно негативный опыт использования электромеханического привода подъема станка установки ТМ-1-14, конструктора использовали гидравлический привод. Кроме повышения надежности механизма подъема станка это позволило сократить время, необходимое для выполнения этой операции, с 15,4 до 8,5 минут. Заново была разработана и схема подачи к орудию снарядов и полузарядов. Прежде всего, в вагон-погреб ввели снарядную тележку, которая каталась в проходе между стеллажами по рельсам. Нагруженная снарядом тележка выкатывалась на переднюю площадку вагона-погреба.
Полузаряды на переднюю площадку вагона подавались по рольгангам и загружались в кокор вручную. Подъем кокора кранами был не совсем удобен в смысле затрат времени и маскировки. Поэтому в транспортере ТМ-3-12 увеличили длину зарядной тележки и снабдили ее лебедкой для подъема кокора, которая и заменила подъемные краны. Однако их все-таки оставили, так как с их помощью устанавливались опорные ноги. Зарядная платформа имела еще одну лебедку и тележку для горизонтального перемещения кокора. При его обратном движении боеприпасы выталкивались из желоба зарядного стола и занимали положение, необходимое для их досылки. Досылка производилась броском зарядного стола.
Таким образом, в первой установке ТМ-1-14 пневматически досылался лишь снаряд, а полузаряды - вручную. Во второй установке, ТМ-2-12, броском досылались и снаряд, и полузаряды, но последние не доходили до своего места в каморе орудия, и окончательная досылка производилась вручную. В третьей установке удалось, наконец, добиться полностью автоматической досылки. Это сказалось на скорострельности: у ТМ-1-14 один выстрел занимал 40 сек, у ТМ-2-12-35, а у ТМ-3-12 - уже 30.
Установленная на транспортерах ТМ-3-12 12-дюймовая пушка имела ствол длиной 52 калибра (15 850 мм). Ствол был скрепленным и состоял из внутренней трубы, скрепленной тремя рядами цилиндров (по два в ряду). Поверх цилиндров был одет кожух с кольцевыми выступами для соединения с салазками станка. Сзади в кожух ввинчивался казенник, в котором помещался поршневой затвор. Затвор запирался и открывался с помощью электродвигателя или вручную, время открывания - закрывания в первом случае составляло 3,0-3,7 сек, во втором - 7,5 сек. В канале ствола были выполнены 72 нареза, длина нарезной части канала ствола составляла 42,2 калибра (12852 мм). Пушки устанавливали на транспортерах на станках, снятых из трех орудийных башен линкора «Императрица Мария». При этом использовались также многочисленные узлы и механизмы этих башен.
Благодаря наличию механизмов подъема станка наибольший угол вертикального наведения орудия составлял +50°, угол склонения равнялся - 2°. При стрельбе с бетонного основания обеспечивался круговой обстрел, угол горизонтального наведения при стрельбе с колес составлял +2,75°.
В 1911 году к пушке были приняты бронебойный, полубронебойный и фугасный снаряды массой 470,9 кг. Масса содержавшихся в них взрывчатых веществ составляла, соответственно, 12,9 кг, 48,4 кг и 58,8 кг.
В 1915 году к пушке разработали снаряд с пулевой шрапнелью. Масса этого снаряда составляла 331,7 кг. Под впечатлением широкого использования на сухопутных фронтах химического оружия в 1916 году в боекомплект пушки включили и химические снаряды. Это были бронебойные образца 1911 года и практические снаряды, снаряженные отравляющими веществами.
К новым боеприпасам относился принятый в 1928 году фугасный дальнобойный снаряд массой 314,0 кг. Этот снаряд использовался также для стрельбы из установки ТМ-2-12. Однако, в данном случае, благодаря гораздо большей длине ствола пушки обеспечивалась начальная скорость снаряда 950,0 м/сек (по сравнению с 823,5 м/сек у пушки установки ТМ-2-12), что, в свою очередь, позволяло поражать цели на дальности 29 632 м.
Непосредственно перед началом Великой Отечественной войны 9-я батарея, на вооружении которой находились установки ТМ-3-12, была передислоцирована на полуостров Ханко. В ее задачу входило предотвращение перехода вражеских кораблей в Финский залив. Поскольку с началом боевых действий германский флот так и не предпринял никаких попыток прорваться в Финский залив, батарея применялась в основном для борьбы с финской артиллерией, размещенной на островах Хорсен, Кугхольм и других.
В декабре 1941 года было принято решение об эвакуации гарнизона Ханко. Так как железнодорожное сообщение с Ленинградом блокировали финские войска, эвакуация проводилась морем. Это делало невозможным спасение артиллерийских установок, и их решили уничтожить. Казенные части стволов взорвали, противооткатные устройства привели в негодность, а многоосные тележки ходовой части затопили.
Как это ни удивительно, финнам удалось восстановить установки. Они отремонтировали поврежденные механизмы орудий и подняли из воды тележки. Наибольшую сложность представляла собой замена орудий, но финнам помогли их союзники - немцы. В одном из портов оккупированной Франции они обнаружили линкор «Александр III», однотипный с линкором «Императрица Мария». Этот корабль был угнан в 1920 году белогвардейцами, в четырех его башенных установках имелось 12 таких же пушек, которые использовались при создании ТМ-3-12.
Незадолго до капитуляции Финляндии установки были вывезены с Ханко и укрыты в шхерах. Финны до последнего момента не хотели возвращать установки Советскому Союзу, заявляя, что ничего о них не знают. Возвращение установок стало возможным лишь после того, как один из участников обороны Ханко, хорошо знавший шхеры, углядел их с катера. В начале 1945 года установки ТМ-3-12 поступили на вооружение вновь сформированной 294-й батареи железнодорожной артиллерии, которая находилась на боевом дежурстве вплоть до начала 50-х годов.
В 1907 году на началось проектирование 12"/50 пушки. Однако из-за низкого качества примененной стали ее ствол удлинили на 2 клб - чтобы снизить давление пороховых газов при сохранении баллистических характеристик. В конце 1907 года было заказано 20 таких 12"/52 пушек.
Ствол орудия состоял из внутренней трубы, скрепленной тремя рядами цилиндров (по два в ряду). Поверх цилиндров надевался кожух с кольцевыми выступами для соединения с салазками станка. Сзади в кожух ввинчивался казенник, в котором помещался поршневой затвор.
Длина ствола составила 15850 мм, длина нарезной части 12852 мм, длина каморы до дна снаряда 2443,5 мм. Длина хода нарезов постоянная - 29,89 клб. Число нарезов - 72. Глубина нарезов - 2,28 мм. Вес затвора - 933,6 кг. Вес ствола с затвором - 50,6 т.
Всего Морское ведомство заказало 198 таких пушек, из которых 126 были готовы до конца 1916 года. В 1917 году предполагалось сдать 42 пушки, а в 1918-м - оставшиеся 30. Но с февраля начался спад производства, и в 1917 году выпустили всего 12 орудий. Затем на 4 года все работы были прекращены, лишь в 1921 году сделали 14 орудий.
К 16 июня 1922 года на складах хранилось 29 новых 12"/52 орудий в различных стадиях готовности (готовность от 10 до 95%). В последующие годы часть этих орудий удалось доделать. В 1939-1940 годах началось лейнирование 12"/52 орудий, что обычно проводилось в ходе их капитального ремонта.
12"/52 пушки установливались на линкоры типа "Императрица Мария", на башенных береговых установках. На ЧФ для 12"/52 орудий полагалось по 400 выстрелов на ствол, из которых 37 удушающих и 20 шрапнелей.
Эти 305-мм орудия были наиболее мощными орудиями, когда либо серийно устанавливаемыми на корабли как российского императорского, так и советского военно-морского флота.
Проектирование трехорудийных башенных артустановок под эти орудия начали в августе 1907 года. Башенные установки для черноморских линкоров отличались в основном бронированием. Станки установок имели гидравлические тормоза отката веретенного типа и гидропневматические накатники. Длина отката нормальная - 1270 мм. Наведение орудий производилось от электродвигателей с помощью муфты Дженни. Впервые в этих установках в горизонтальном положении вместо катков использовались шары диаметром 152 мм. Высота оси цапф над плоскостью центров шаров - 3544 мм. Диаметр шарового погона 9090 мм. Бронирование: передняя и боковая стенки 254 мм, задняя стенка 305 мм, крыша 100 мм. Вес откатных частей 60 т, качающейся части - 84,2 т, вращающейся брони - 312 т. Полный вес башни с орудиями и броней 872 т. Установку обслуживало 37 электродвигателей общей мощностью 322 л.с.
На Черноморском флоте такие башни имели все пять отечественных линкоров. В советское время эти трехорудийные артустановки, получившие индекс МК-3-12, неоднократно модернизировались. В частности, толщину крыши увеличили до 152 мм. На линейном корабле "Парижская коммуна" ("Севастополь") в ходе модернизации 1933-1938 годов угол вертикальной наводки был доведен до +40°.
МК-3-12: основные характеристики | |
Калибр, мм | |
Длина ствола, клб | |
Угол ВН, град | |
Угол ГН, град | |
Максимальная скорость наведения, град/с: | |
вертикальная | |
горизонтальная | |
Радиус обметания по стволам, мм | |
Масса, кг: | |
Скорострельность, выстр./мин | |
Масса снаряда, кг | |
Начальная скорость снаряда, м/с | |
Дальность стрельбы, м |
305-мм/40 орудие образца 1895 года
Орудие ГК броненосца «Андрей Первозванный»
Классификация
История производства
История эксплуатации
Состояло на вооружении | |
Годы эксплуатации | 1895 - 1950 (ориен.) г. |
Было установлено на | «Три Святителя» «Сисой Великий» тип «Полтава» «Ретвизан» «Цесаревич» тип «Бородино» «Князь Потемкин-Таврический» тип «Евстафий» тип «Андрей Первозванный» ж/д артустановка ТМ-2-12 |
Войны и конфликты | русско-японская война Первая Мировая война |
Характеристики орудия
Характеристики снарядов
305-мм орудие Обуховского завода образца 1895 года - корабельная пушка калибра 305 мм (12 дюймов) и длиной ствола 40 калибров. Была спроектирована и производилась для нужд Российского Императорского флота на Обуховском сталелитейном заводе. Стала первым в русском флоте орудием, разработанным под использование зарядов бездымного пороха, а также снабженное поршневым затвором. Эти пушки составили основу вооружения большинства русских эскадренных броненосцев русско-японской и Первой Мировой войн.
Предыстория разработки орудия
Пушечная мастерская ОСЗ
Конец XIX века стал временем быстрого развития как корабельных артиллерийских систем , так и новых видов брони . Это был период классического «соревнования брони и снаряда». Наиболее острым было соперничество ведущих стран в разработке и производстве орудий главных калибров. Ведущим российским предприятием по изготовлению крупнокалиберных пушек был в это время Обуховский сталелитейный завод (ОСЗ). С 1867 по 1895 год на заводе были спроектированы и запущены в производство четыре типа 12-дюймовых орудий, самым совершенным из которых стала 40-калиберная пушка образца 1895 года.
Это стало возможным благодаря двум основным решениям, которые были реализованы в 80-х годах XIX века. Во-первых, было проведено капитальное переустройство завода и увеличена его мощность. В числе прочего был установлен 50-тонный молот, оборудован гидравлический пресс для обжима орудийных болванок, появилась мастерская для отжига орудий, установлены первые мартеновские печи и многое другое.
Во-вторых, Обуховский завод полностью переходит в ведение Морского министерства (Указом императора Александра III завод с 1 февраля 1885 года был передан в казну), все более сосредотачиваясь на военных заказах, но в тоже время, сохраняя коммерческую основу своей деятельности. Для руководства этой работой создается специальная комиссия из представителей морского и военного ведомств.
Проектирование и испытания
Чертеж 12"/35 и 12"/40 морских орудий
Созданная комиссия принимает участие не только в развитии технической базы завода, но и имеет своей задачей руководство разработкой новых образцов вооружения. В начале 1890-х годов принимается решение повысить дальность и меткость стрельбы путем увеличения начальной скорости снаряда. Согласно журналу МТК от 18 октября 1891 года Обуховский завод получает задание на проектирование 12"/40 пушки. Начиная с 1892 года завод проектирует пушку такой длины и приступает к постройке опытного образца.
Успешные испытания стрельбой первого орудия были проведены на Охтинском полигоне в марте 1895 года. Созданная морская пушка стала орудием нового поколения. Это была первая российская 12-дюймовка с поршневым затвором, без цапф и спроектированная под заряды бездымного пороха.
Производство
Производство орудий
Испытания на Охтинском полигоне
Сборка башни ЭБ «Петропавловск»
Главный калибр ЭБ «Цесаревич»
Пушка производилась на Обуховском сталелитейном заводе в два этапа на протяжении 22 лет с 1895 по 1916 год. За это время было выпущено 88 стволов. В период до окончания русско-японской войны (1895-1906 гг.) было выпущено 68 орудий. С началом Первой мировой войны Обуховский завод выпустил еще 20 морских пушек 12"/40 взамен изношенных (1915-1916 гг.). Еще 11 единиц было заказано и изготовлено в Великобритании фирмой Vickers .
Производство башенных установок
Все орудия устанавливались в двухорудийных башнях, по одной на баке и на корме корабля. Из 17 эскадренных броненосцев (ЭБ) лишь один - «Цесаревич» - получил башни иностранного производства. Большинство остальных было произведено на Санкт-Петербургском металлическом заводе. Наибольшее отличие в конструкции башен было допущено для черноморских броненосцев . На них углы возвышения орудий башен главного калибра достигали 35°, что должно было облегчить бомбардировку укреплений Босфора.
Броненосец | Завод | Привод | УВН, ° | УГН, ° | Скорость ГН,°/с | Заряжание, с | Броня, мм |
---|---|---|---|---|---|---|---|
«Три святителя» | МЗ* | гидравлический | -5..+15 | 270° | - | - | 406 |
«Сисой Великий» | МЗ | гидравлический | -5..+15 | - | 2,2 | 2 мин 22 сек | 305 |
тип «Полтава» | МЗ | гидравлический | -5..+15 | 270 | 2,2 | 2 мин 30 сек | 254 |
«Ретвизан» | МЗ | электрический | -5..+15 | 260 | 2,5 | 1 мин 10 сек | 229 |
«Цесаревич» | Forges et Chantiers | электрический | - | - | - | - | 254 |
тип «Бородино» | МЗ, Путиловский | электрический | -5..+15 | 135 | 3 | 1 мин 30 сек | 254 |
«Князь Потемкин Таврический» | ОСМЛЗ** | электрический | -5..+35 | 130 | 3 | 1 мин 20 сек | 254 |
тип «Андрей Первозванный» | МЗ, Путиловский | электрический | -5..+35 | 270-300 | 2,4 | 50 сек | 254 |
тип «Евстафий» | МЗ, ОСЗ*** | электрический | -5..+35 | - | - | 1 мин | 254 |
МЗ* - Металлический завод, ОСМЛЗ** - Общество судостроительных, механических и литейных заводов (г.Николаев), ОСЗ*** - Обуховский сталелитейный завод
Описание и характеристики орудия
Ствол орудия состоял из трех скрепленных рядов цилиндров и колец. Сверху на ствол надевался кожух, в который ввинчивался казенник с резьбой для поршневого затвора. Пушка не имела цапф, вместо них на кожухе делались выступы, обеспечивающие ее крепление с салазками. Канал включал двойную зарядную камору и смешанную систему нарезов (в начале на длине 0,5 калибров нарезы постоянной крутизны, затем - прогрессивной крутизны и в конце на длине 4 калибров - постоянной крутизны). Общее число нарезов составляло 68.
Основные характеристики корабельной пушки 12"/40 образца 1895 года.
Одним из недостатков 12"/40 орудия было длительное время открытия затвора. Причина заключалась в открывании замка, для чего приходилось вручную крутить его рукоять в течении 20-25 секунд. Этот недостаток устранили уже после русско-японской войны, установив электропривод и сократив время открытия замка затвора до 6 сек.
Боеприпасы
Для стрельбы использовались для основных типа снарядов: бронебойный и осколочно-фугасный.
12-дюймовые снаряды
Тип снаряда | Вес, кг | Вес ВВ, кг | Длина, см | Заряд, кг | Начальная скорость, м/с |
---|---|---|---|---|---|
Бронебойный образца 1895 г. | 331,7 | 5,3 | 80,8 | 100 | 792 |
Фугасный образца 1895 г. | 331,7 | 12,4 | 85,0 | 100 | 792 |
Бронебойный образца 1907 г. | 331,7 | 6,0 | 82,9 | 100 | 792 |
Фугасный образца 1907 г. | 331,7 | 28,2 | 96,3 | 100 | 792 |
Бронебойный образца 1911 г. | 470,9 | 12,8 | 118,9 | 125 | 700 |
Фугасный образца 1911 г. | 470,9 | 61,5 | 152,4 | 125 | 700 |
Фугасный образца 1928 г. | 314,0 | 55,2 | 152,4 | 100 | 824 |
Шрапнель | 331,7 | 3,1 | 94,5 | 100 | 792 |
История эксплуатации
История эксплуатации орудий повторяет историю службы кораблей, на которых они были установлены. Вооруженные двенадцатидюймовками броненосцы принимали участие в сражениях русско-японской войны в составе 1-й и 2-й Тихоокеанских эскадр, несли службу в составе Балтийского и Черноморского флотов в годы Первой мировой. Часть кораблей, захваченных в Цусимском бою , либо поднятых со дна гавани Порт-Артура японцами, вошла в состав Императорского флота микадо.
Но некоторые орудия "пережили" корабли, для которых они были изготовлены. В начале 1932 года Центральным конструкторским бюро судостроения №3 было начато проектирование железнодорожной артустановки ТМ-2-12 (транспортер морской, тип 2, калибр 12). Для ее вооружения планировалось использовать 12"/40 пушки, изготовленные в Англии фирмой Vickers в качестве запасных для эскадренных броненосцев типа «Андрей Первозванный». Заводом-изготовителем был выбран Николаевский государственный завод им. Марти (№183). На нем в конце 1933 года была собрана первая установка и отправлена на Морской полигон в г. Ленинград для испытаний.
ТМ-2-12 представляла собой корабельную пушку, закрепленную на орудийном станке, снятом с разобранных броненосцев «Евстафий» и «Иоанн Златоуст» . Станок помещался на специальную железнодорожную платформу. В состав орудийного расчета установки входило 50 человек. Они обеспечивали разворачивание установки из походного положения в боевое за 55 минут. Скорострельность составляла 1,5 выстрела в минуту.
Николаевский завод изготовил всего шесть установок ТМ-2-12. Из них были сформированы две железнодорожные батареи (№7 и №8), дислоцированные на Дальнем Востоке. В составе каждой батареи было по 3 артиллерийские железнодорожные установки, подвижная база и средства железнодорожной тяги. В течение всей Второй мировой войны установки ТМ-2-12 оставались на Дальнем Востоке, не принимая участия в активных боевых действиях.
Использованная литература и источники
Список литературы
- Ахметшин А.Д. и др. Обуховский завод. 150 лет во славу Отечества. 1863-2013 гг. . - С.-П.: ООО «Береста», 2013. - 424 с. - ISBN 978-5-905225-69-7
- Брагин В.И. Пушки на рельсах . - издание автора. - М.: 2006. - 472 с.
- Широкорад А.Б. Корабельная артиллерия Российского флота 1867-1922 гг. . - Морская коллекция, №2. - М.: 1997.
- Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии . - Мн.: Харвест, 2000. - 1156 с. -
Это сверхмощное орудие официально именуется 305-мм транспортёром ТМ-III-12, но артиллеристы уважительно и ласково называли его «Татьяной Михайловной» — из-за букв ТМ в его обозначении. Аналогично тому, как реактивную установку БМ-13К из-за буквы К красноармейцы прозвали «Катюшей». Ну, а здесь, в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, у орудия-исполина сразу появилось прозвище «Царь-пушка №2». Глядя на эту гигантскую установку – в её вес составляет, ни много ни мало, 340 тонн! – невольно проникаешься к ней уважением. Настоящая кремлёвская «Царь-пушка №1» перед ней меркнет.
Но ещё больше, чем масштабы, поражает судьба установленного на этом транспортёре 12-дюймового орудия. Ведь оно когда-то находилось в башне линейного корабля Российского флота, затем оказалось в Африке, а в годы Второй мировой войны совершило морское путешествие вокруг Европы!
Орудие, ныне стоящее на железнодорожном транспортёре, создавалось как корабельное и для своего времени считалось чудом техники. Оно могло стрелять снарядами весом в 471 кг на дальность около 23,5 км, а после увеличения угла возвышения – на 35 км. Ствол орудия весил 50 т. Производство столь мощной артиллерии в начале прошлого века было по силам лишь странам с самой передовой промышленностью. Так, для изготовления внутренней трубы ствола требовалась крупногабаритная отливка из высококачественной стали без раковин и посторонних включений, которую затем в течение долгого времени попеременно обрабатывали ковкой, закалкой и отпуском. После на специальных станках производились механическая обработка заготовки, её сверление на всю глубину, чистовая расточка, шлифовка и нарезка каналов. Изготовление одного ствола занимало много месяцев, а иногда год и более.
Сто лет назад наша страна могла выпускать такие орудия — кстати, ничем не уступавшие английским или германским. Двенадцатидюймовка нашего железнодорожного транспортёра была изготовлена на Обуховском заводе. На её стволе стоит клеймо: №127, 1915 г., однако реально она была сдана в ноябре 1916 года. И немедленно отправилась из Санкт-Петербурга в Николаев – на строившийся линкор «Император Александр III». Это был третий черноморский дредноут, однотипный с трагически погибшей «Императрицей Марией». Он вошёл в состав Черноморского флота уже после февральской революции под новым названием «Воля». Во время гражданской войны он был флагманом белого флота на Черном море. Линкор ещё раз сменил имя, став «Генералом Алексеевым». В 1920 году он впервые применил артиллерию главного калибра в бою: неоднократно обстреливал позиции Красной армии в районе Николаева и Очакова. Только за три дня августа 1920 года «Генерал Алексеев» выпустил по позициям красных 109 12-дюймовых снарядов.
Линкор «Воля» — бывший «Император Александр III» и будущий «Генерал Алексеев».
Но артиллерия линкора не спасла генерала Врангеля: его войска не выдержали натиска Красной армии и вскоре отправились в вынужденную эмиграцию. Вместе с другими кораблями белого флота «Генерал Алексеев» оказался в далёком Тунисе, в Бизерте, принадлежавшей тогда Франции. Там же в начале 1930-х он и был разобран на металл. Но 12 исправных 305-мм орудий французы сохранили. Пушки пролежали в арсенале «Сиди-Абдуллах» до начала Второй мировой войны, а затем в их судьбе произошёл крутой поворот…
Флагман Белого флота — линкор «Генерал Алексеев». Бизерта, 1923 г.
В 1939 году отношения между Советским Союзом и Финляндией обострились до предела, и финны решили купить бесхозные русские орудия для усиления береговой обороны своего побережья. Контракт с Францией был подписан в январе 1940 года, уже в ходе «зимней» войны. Впрочем, финнам скоро стало не до обороны побережья… Но так или иначе, восемь двенадцатидюймовок с «Генерала Алексеева» все же были доставлены в страну Суоми на двух пароходах – правда, уже после заключения перемирия с Советским Союзом. Финская казна была пуста, и Франция пушки просто подарила. Причём все двенадцать. Только пароход «Нина», перевозивший последние четыре ствола, в Норвегии был захвачен немцами, которые реквизировали груз как военную добычу. О судьбе этих орудий чуть позже – это отдельная история.
Итак, восемь 305-мм орудий бывшего русского линкора, совершив растянувшееся на четверть века путешествие вокруг Европы, оказались в Финляндии. И очень кстати. Ну тут необходимо сделать небольшое отступление и рассказать о ещё одном виде артиллерии – тяжёлых железнодорожных транспортёрах…
Идея установить тяжёлое орудие на железнодорожной платформе не нова – такие установки применялись ещё в 60-е годы XIX века, в ходе гражданской войны в США. Но настоящего триумфа этот вид артиллерии добился в конце Первой мировой, в 1918 году, когда немцам удалось из дальнобойных железнодорожных установок «Колоссаль» обстрелять Париж с дистанции 125 км! По французской столице было выпущено 367 снарядов, городу был причинён серьёзный ущерб. Число убитых и раненых приблизилось к цифре в 900 человек. Но ещё важнее для немцев был моральный эффект. Стрельба на такую дальность военным специалистам казалась чем-то из области фантастики.
Неудивительно, что в межвоенный период практически все развитые страны мира уделяли особое внимание крупнокалиберной артиллерии на железнодорожном ходу. В Советском Союзе разработка таких артиллерийских систем началась во второй половине 20-х годов под руководством талантливого инженера Александра Григорьевича Дукельского. Самыми мощными из них стали транспортёры ТМ-I-14 с 14-дюймовыми пушками, оставшимися от недостроенных сверхдредноутов типа «Измаил», и ТМ-III-12 с 12-дюймовыми орудиями с длиной ствола 52 калибра, бывших на вооружении линкоров предыдущих типов. В 1938-1939 годах на Ленинградском Металлическом заводе были изготовлены три транспортёра ТМ-III-12, составивших знаменитую батарею №9. На них были установлены орудия, поднятые с погибшего в Севастополе линкора «Императрица Мария». Во время войны с Финляндией батарея с круговой железнодорожной ветки под Сестрорецком обстреливала укрепления линии Маннергейма. А после завершения «зимней» войны батарею перевели на полуостров Ханко – там по соглашению с Финляндией создавалась советская военно-морская база.
С началом Великой Отечественной войны Ханко оказался в осаде; в ходе его героической обороны для обстрела финских сухопутных объектов привлекались и суперпушки 9-й батареи, однако достойных целей для них не оказалось, и какой-либо значительной роли они сыграть не смогли. В декабре 1941-го, перед эвакуацией гарнизона крепости, стволы транспортёров ТМ-III-12 взорвали. Наши артиллеристы не догадывались, что точно такие же двенадцатидюймовые стволы уже больше года лежат на финских складах…
Уже к лету 1942 года 305-мм железнодорожные артустановки снова были в строю, но уже в армии Финляндии. Теперь на них стояли орудия с другого русского линкора – «Генерала Алексеева». Но служба новым хозяевам оказалась недолгой. После выхода Финляндии из войны все три транспортёра ТМ-III-12 были возвращены СССР. Они снова образовали тяжёлую железнодорожную батарею, которой теперь был присвоен №294. Пушки перевезли на южный берег Финского залива, и они долго базировались на форту «Красная горка». Одно из этих орудий до сих пор стоит там – правда, оно пребывает в полуразрушенном состоянии. Два других транспортёра стали музейными экспонатами – одно в Санкт-Петербурге, другое – в Москве. Именно это орудие с №127, «Царь-пушка №2», после долгой эпопеи с её транспортировкой по железной дороге, заняла почётное место на Поклонной горе в октябре 2001 года.
В заключение упомянем о судьбе остальных орудий главного калибра русского линкора «Император Александр III». После монтажа трёх стволов на железнодорожных транспортёрах у финнов оставалось ещё пять орудий. Четыре из них были установлены на береговых батареях – на островах Исосаари и Мякилуото, а последнее оставили в качестве запасного. До наших дней дожили три двенадцатидюймовки: одна находится как эспонат музея на острове Куйвасаари, еще две — в башнях форта «Эре», также превращённого в музей.
Весьма причудливая судьба досталась четырём пушкам линкора «Император Александр III», захваченных немцами на пароходе «Нина». Для них фирма «Крупп» изготовила новые станки, позволявшие увеличить угол возвышения до 45 градусов. Эти пушки были установлены на захваченном у англичан острове Гернси в проливе Ла-Манш и стали частью пресловутого «Атлантического вала». Мощная батарея сначала получила название «Нина» — по имени парохода, перевозившего пушки. Позже батарею переименовали в «Мирус» — в честь её погибшего командира, фрегаттен-капитана Мируса.
Постройка батареи завершилась к концу 1943 года. Летом следующего года её орудия неоднократно открывали огонь по англо-американским кораблям, осуществлявшим снабжение высаженных во Франции союзных войск. А в сентябре под её снаряды попали два американских крейсера. Немцы утверждают, что один из них едва не погиб, но на самом деле корабли, как говорится, отделались лёгким испугом.