30 серебренников значение фразеологизма. Что означает выражение "Тридцать сребреников"? Смотреть что такое "Тридцать сребреников" в других словарях
Cперва - разберемся с весом
Сребреники - то есть, серебряные монеты - это, скорее всего, ходивший в эпоху Христа - серебряный шекель. Такая монета, размером примерно с нынешнюю двухрублевую.
Веса в нем было примерно 14-16 граммов серебра и он приравнивался (так же по весу) к 4 греческим драхмам - тетрадрахме.
Именно поэтому Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» в сцене убийства Иуды писал:
Сколько получил сейчас? Говори, если хочешь сохранить жизнь !
Надежда вспыхнула в сердце Иуды. Он отчаянно вскричал:
Тридцать тетрадрахм! Тридцать тетрадрахм! Все, что получил, с собою. Вот деньги! Берите, но отдайте жизнь!
Итого, если брать за основу средний вес между тетрадрахмой и шекелем - это примерно 15 граммов серебра.
То есть, Иуде отвалили примерно 450 граммов.
Много это или мало?
Посчитаем по курсу драгметаллов
Курс покупки-продажи драгметаллов ЦБ России: серебро шло по 13 руб. 98 коп. за грамм. И курс доллара на ту же дату - 31 р. 03 коп.
И сегодня Иуда, если бы, как в древности, монеты ходили не только по некой стоимости, но и по весу драгметалла, за 450 граммов серебра огреб бы 6 291 рубль - примерно 203 доллара.
По зарплате солдата
Но, как известно, деньги - это еще и эквивалент оплаты труда.
Про времена Христа и оплату труда в Иерушалаиме (ныне, как известно, - Иерусалим) мы знаем, например, довольно точно, что солдат получал один динарий в день, а в 1 шекеле было примерно 4 динария (то есть, в тетрадрахме - 4 динария) 30 сребреников, таким образом, это примерно 120 динариев.
Российскому солдату сегодня положено 500 рублей в месяц, то есть, около 16 рублей 60 копеек в день. То есть, если «приравнять» эту суточную «солдатскую выплату» к динарию римского солдата, то Иуда получил около 2 000 рублей, примерно 65 долларов.
Но это - в пересчете на зарплату солдата-призывника.
При Иуде солдаты, как римские так и остальные, были наемными, как бы сейчас сказали - контрактниками. Нынче наш контрактник, поступающий на службу, получает 8 500 рублей в месяц.
Проводим те же операции: 8 500 в месяц это 283 рубля в день, умножаем на 120 (приравняв «плата российского контрактника за день» к «динарию за день»), выходит - 33 960. То есть, по такому курсу Иуда получил 1094 доллара с «копейками».
И, наконец, возьмем зарплату поденщика!
Так же, как и величину средней оплаты солдата, мы знаем, что в Иудее наемный работник получал в среднем в день 1 или 2 динария, в зависимости от квалификации.
Бывало - получали и по 4 динария в день, но это если вы мастер - каменщик или плотник.
Так что остановимся на среднем: 2 динария в день.
То есть, Иуда получил плату среднего поденщика за 2 месяца (120 драхм делим на 2, будет 60 дней).
Иуда, выходит, получил бы 36 380 рублей. Или - около 1180 долларов!
По этому «поденному» курсу ему было бы выгоднее всего продать своего Учителя.
Естественно, можно считать еще по десятку критериев: по номинальной стоимости монет ЦБ РФ (двухрублевые серебряные, например), по пересчету на квартплату, по цене на бензин… И так далее. Но мне кажется, раз уж до нас дошли два критерия - поденная плата и стоимость собственно серебра - это какая-то более-менее справедливая привязка.
Что можно сделать на пару тысяч долларов?
Купить квадратный метр средней квартиры в возводимой новостройке, пару соток земли подальше от Москвы, отдохнуть в Турции или Египте. Да! А лучше - съездить на недельку в Иерусалим.
Иуда ничего купить не успел. Он то ли повесился, то ли был убит. А на возвращенные им деньги священники купили так называемую Землю Горшечника, по иному - Акелдама - («поле крови») для похорон странников, которых так много приходило в Иерушалаим…
Ой! Я был не прав. Выгоднее всего сегодня считать 30 сребреников по нумизматической стоимости тетрадрахмы. Она колеблется (в зависимости от сохранности и датировки) - от 1200 до 3 000 долларов.
Вот Иуда бы огреб!
Под сто тысяч «баксов».
Тридцать сребреников
Тридцать сребреников
Из Библии. В Новом Завете (Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 14-16) сказано, что Иуда получил за предательство Иисуса тридцать сребреников:
«Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его».
Символ цены предательства (презрит.).
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Тридцать сребреников
Выражение, употребляющееся в значении цены предательства, основано на евангельском рассказе (Матф., 26, 15) о тридцати сребрениках, полученных Иудой за то, что он предал Иисуса.
Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .
Смотреть что такое "Тридцать сребреников" в других словарях:
Книжн. Цена предательства. /i> Основано на евангельском рассказе о тридцати сребрениках, полученных Иудой, предавшим Иисуса Христа. БМС 1998, 546 …
Тридцать сребреников - крыл. сл. Выражение, употребляющееся в значении цены предательства, основано на евангельском рассказе (Матф., 26, 15) о тридцати сребрениках, полученных Иудой за то, что он предал Иисуса … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Прил., кол во синонимов: 6 выдавший (60) предавший (24) продавший (46) … Словарь синонимов
за тридцать сребреников продать - За тридцать сре/бреников продать (предать) Предать кого л. из корыстных соображений. От евангельского сказания об Иуде, предавшем Христа за 30 серебряных монет … Словарь многих выражений
Кого. Книжн. Неодобр. Предать кого л. из корыстных соображений. /i> Из Евангелия. БТС, 1255 … Большой словарь русских поговорок
- (сребреников) согласно Евангелиям, плата, за которую Иуда Искариот предал Иисуса Христа. Выражение тридцать сребреников плата за предательство … Исторический словарь
- (сребреников), согласно Евангелию, плата, за которую Иуда Искариот предал Иисуса Христа. Выражение тридцать серебреников означает плату за предательство … Современная энциклопедия
- (сребреников) согласно Евангелию, плата, за которую Иуда Искариот предал своего учителя Иисуса Христа. Выражение тридцать серебреников означает плату за предательство … Большой Энциклопедический словарь
Тридцать серебреников - (сребреников), согласно Евангелию, плата, за которую Иуда Искариот предал Иисуса Христа. Выражение “тридцать серебреников ” означает плату за предательство. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
- (сребреников), согласно Евангелию, плата, за которую Иуда Искариот предал своего учителя Иисуса Христа. Выражение «тридцать серебреников» означает плату за предательство. * * * ТРИДЦАТЬ СЕРЕБРЕНИКОВ ТРИДЦАТЬ СЕРЕБРЕНИКОВ (сребреников), согласно… … Энциклопедический словарь
Книги
- Тридцать сребреников в боекомплекте , Александр Тамоников. В секретной лаборатории ФСБ разработана суперсовременная снайперская винтовка «Коловрат». Информацию о времени и месте ее испытаний знают немногие, в их числе майор Колодин. Именно на него…
Предав Христа, Иуда вернул деньги первосвященникам, и на них была приобретена земля для погребения странников :
3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, 4 говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. 5 И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. 6 Первосвященники, взяв сребренники , сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. 7 Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; 8 посему и называется земля та «землею крови» до сего дня. 9 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников , цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, 10 и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь. |
6 И сказал Иеремия: таково было ко мне слово Господне: 7 вот Анамеил, сын Саллума, дяди твоего, идет к тебе сказать: «купи себе поле мое, которое в Анафофе, потому что по праву родства тебе надлежит купить его». 8 И Анамеил, сын дяди моего, пришел ко мне, по слову Господню, во двор стражи и сказал мне: «купи поле мое, которое в Анафофе, в земле Вениаминовой, ибо право наследства твое и право выкупа твое; купи себе». Тогда я узнал, что это было слово Господне. 9 И купил я поле у Анамеила, сына дяди моего, которое в Анафофе, и отвесил ему семь сиклей серебра и десять сребренников ; 10 и записал в книгу и запечатал её, и пригласил к тому свидетелей и отвесил серебро на весах. 11 И взял я купчую запись, как запечатанную по закону и уставу, так и открытую; 12 и отдал эту купчую запись Варуху, сыну Нирии, сына Маасеи, в глазах Анамеила, сына дяди моего, и в глазах свидетелей, подписавших эту купчую запись, в глазах всех Иудеев, сидевших на дворе стражи; 13 и заповедал Варуху в присутствии их: 14 так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: возьми сии записи, эту купчую запись, которая запечатана, и эту запись открытую, и положи их в глиняный сосуд, чтобы они оставались там многие дни. |
Кроме того, уже именно 30 сребреников упоминаются в Книге пророка Захарии :
Сюжет также перекликается со следующим местом из книги «Исход », где говорится о тридцати сиклях серебра, в которые оценен погибший насильственной смертью раб :
Вопрос о том, почему пророчество, по формулировке ближе совпадающее с пророчеством Захарии, надписано именем Иеремии, а в канонической книге пророка Иеремии места с такой формулировкой нет, издревле обсуждался христианскими экзегетами.
Отождествление сребреников с конкретными монетами
Из текста Нового завета не очевидно, какие конкретно серебряные монеты имеются в виду. Это могли быть римские денарии или квинарии , древнегреческие драхмы , дидрахмы , статеры или тетрадрахмы . Однако обычно 30 сребреников отождествляются с тирскими статерами или тетрадрахмами .
В времена Нового завета одна драхма равнялась денарию . Денарий в свою очередь был стандартной подённой платой квалифицированному сельскохозяйственному рабочему (см., например, Притчу о работниках в винограднике Мф. ) или римскому легионеру . Если принять версию о том, что сребреник является тетрадрахмой (4 драхмы, равные 4 денариям), то 30 сребреников - это 120 денариев или четырёхмесячное жалование при семидневной рабочей неделе. О покупательной способности 30 сребреников говорит тот факт, что за эти деньги был куплен участок земли под кладбище рядом со столицей Иудеи - Иерусалимом .
В русском языке
- Презрительное выражение «тридцать сребреников» - крылатые слова или устойчивый фразеологизм в русском языке, употребляющееся в значении цены предательства. С тридцатью сребрениками связаны в русском языке слово «бессребреники », обозначающее не только лик святых в Православной церкви , особо прославившихся своим бескорыстием, нестяжательством, отказом от богатства , щедростью ради своей христианской веры ; но и в бытовой речи бескорыстных людей, равнодушных к богатству, к материальной выгоде.
См. также
- Иосиф - персонаж Пятикнижия , сын Иакова от Рахили , проданный братьями в рабство за 20 сребреников
- Сребреник - первая серебряная монета, чеканившаяся в Древней Руси в конце X - начале XI века
Напишите отзыв о статье "Тридцать сребреников"
Примечания
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Издательство Московской Патриархии, 1998. - 1376 с. - С. 1050
- , с. 710-711.
- .
- , .
- , статья «».
- , с. 90, 163.
- , статья «».
Литература
- Краткий библейский справочник. - (по публикации на сайте «»), 2009.
- Мэттингли Г. Монеты Рима. С древнейших времен до падения Западной Империи. - М .: Collector"s Books, 2005. - ISBN 1-932525-37-8 .
- Никифор, архимандрит . // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора . - М ., 1891-1892.
- Ньюман Б., Стайн Ф. Комментарии к Евангелию от Матфея. Пособие для переводчиков Священного Писания / Пер. с англ. под ред. А.Л. Хосроева. - РБО , 1998. - ISBN 5-85524-068-1 (рус.).
- Нюстрем Э. . - 1868.
- . - Ассоциация по изучению еврейских общин в диаспоре, 1976-2009.
Ссылки
Сайт - упоминания в русской художественной литературе:
|
|
Отрывок, характеризующий Тридцать сребреников
Le coup de theatre avait rate. [Не удалась развязка театрального представления.]Русские войска проходили через Москву с двух часов ночи и до двух часов дня и увлекали за собой последних уезжавших жителей и раненых.
Самая большая давка во время движения войск происходила на мостах Каменном, Москворецком и Яузском.
В то время как, раздвоившись вокруг Кремля, войска сперлись на Москворецком и Каменном мостах, огромное число солдат, пользуясь остановкой и теснотой, возвращались назад от мостов и украдчиво и молчаливо прошныривали мимо Василия Блаженного и под Боровицкие ворота назад в гору, к Красной площади, на которой по какому то чутью они чувствовали, что можно брать без труда чужое. Такая же толпа людей, как на дешевых товарах, наполняла Гостиный двор во всех его ходах и переходах. Но не было ласково приторных, заманивающих голосов гостинодворцев, не было разносчиков и пестрой женской толпы покупателей – одни были мундиры и шинели солдат без ружей, молчаливо с ношами выходивших и без ноши входивших в ряды. Купцы и сидельцы (их было мало), как потерянные, ходили между солдатами, отпирали и запирали свои лавки и сами с молодцами куда то выносили свои товары. На площади у Гостиного двора стояли барабанщики и били сбор. Но звук барабана заставлял солдат грабителей не, как прежде, сбегаться на зов, а, напротив, заставлял их отбегать дальше от барабана. Между солдатами, по лавкам и проходам, виднелись люди в серых кафтанах и с бритыми головами. Два офицера, один в шарфе по мундиру, на худой темно серой лошади, другой в шинели, пешком, стояли у угла Ильинки и о чем то говорили. Третий офицер подскакал к ним.
– Генерал приказал во что бы то ни стало сейчас выгнать всех. Что та, это ни на что не похоже! Половина людей разбежалась.
– Ты куда?.. Вы куда?.. – крикнул он на трех пехотных солдат, которые, без ружей, подобрав полы шинелей, проскользнули мимо него в ряды. – Стой, канальи!
– Да, вот извольте их собрать! – отвечал другой офицер. – Их не соберешь; надо идти скорее, чтобы последние не ушли, вот и всё!
– Как же идти? там стали, сперлися на мосту и не двигаются. Или цепь поставить, чтобы последние не разбежались?
– Да подите же туда! Гони ж их вон! – крикнул старший офицер.
Офицер в шарфе слез с лошади, кликнул барабанщика и вошел с ним вместе под арки. Несколько солдат бросилось бежать толпой. Купец, с красными прыщами по щекам около носа, с спокойно непоколебимым выражением расчета на сытом лице, поспешно и щеголевато, размахивая руками, подошел к офицеру.
– Ваше благородие, – сказал он, – сделайте милость, защитите. Нам не расчет пустяк какой ни на есть, мы с нашим удовольствием! Пожалуйте, сукна сейчас вынесу, для благородного человека хоть два куска, с нашим удовольствием! Потому мы чувствуем, а это что ж, один разбой! Пожалуйте! Караул, что ли, бы приставили, хоть запереть дали бы…
Несколько купцов столпилось около офицера.
– Э! попусту брехать то! – сказал один из них, худощавый, с строгим лицом. – Снявши голову, по волосам не плачут. Бери, что кому любо! – И он энергическим жестом махнул рукой и боком повернулся к офицеру.
– Тебе, Иван Сидорыч, хорошо говорить, – сердито заговорил первый купец. – Вы пожалуйте, ваше благородие.
– Что говорить! – крикнул худощавый. – У меня тут в трех лавках на сто тысяч товару. Разве убережешь, когда войско ушло. Эх, народ, божью власть не руками скласть!
– Пожалуйте, ваше благородие, – говорил первый купец, кланяясь. Офицер стоял в недоумении, и на лице его видна была нерешительность.
– Да мне что за дело! – крикнул он вдруг и пошел быстрыми шагами вперед по ряду. В одной отпертой лавке слышались удары и ругательства, и в то время как офицер подходил к ней, из двери выскочил вытолкнутый человек в сером армяке и с бритой головой.
Человек этот, согнувшись, проскочил мимо купцов и офицера. Офицер напустился на солдат, бывших в лавке. Но в это время страшные крики огромной толпы послышались на Москворецком мосту, и офицер выбежал на площадь.
– Что такое? Что такое? – спрашивал он, но товарищ его уже скакал по направлению к крикам, мимо Василия Блаженного. Офицер сел верхом и поехал за ним. Когда он подъехал к мосту, он увидал снятые с передков две пушки, пехоту, идущую по мосту, несколько поваленных телег, несколько испуганных лиц и смеющиеся лица солдат. Подле пушек стояла одна повозка, запряженная парой. За повозкой сзади колес жались четыре борзые собаки в ошейниках. На повозке была гора вещей, и на самом верху, рядом с детским, кверху ножками перевернутым стульчиком сидела баба, пронзительно и отчаянно визжавшая. Товарищи рассказывали офицеру, что крик толпы и визги бабы произошли оттого, что наехавший на эту толпу генерал Ермолов, узнав, что солдаты разбредаются по лавкам, а толпы жителей запружают мост, приказал снять орудия с передков и сделать пример, что он будет стрелять по мосту. Толпа, валя повозки, давя друг друга, отчаянно кричала, теснясь, расчистила мост, и войска двинулись вперед.
В самом городе между тем было пусто. По улицам никого почти не было. Ворота и лавки все были заперты; кое где около кабаков слышались одинокие крики или пьяное пенье. Никто не ездил по улицам, и редко слышались шаги пешеходов. На Поварской было совершенно тихо и пустынно. На огромном дворе дома Ростовых валялись объедки сена, помет съехавшего обоза и не было видно ни одного человека. В оставшемся со всем своим добром доме Ростовых два человека были в большой гостиной. Это были дворник Игнат и казачок Мишка, внук Васильича, оставшийся в Москве с дедом. Мишка, открыв клавикорды, играл на них одним пальцем. Дворник, подбоченившись и радостно улыбаясь, стоял пред большим зеркалом.
– Вот ловко то! А? Дядюшка Игнат! – говорил мальчик, вдруг начиная хлопать обеими руками по клавишам.
– Ишь ты! – отвечал Игнат, дивуясь на то, как все более и более улыбалось его лицо в зеркале.
– Бессовестные! Право, бессовестные! – заговорил сзади их голос тихо вошедшей Мавры Кузминишны. – Эка, толсторожий, зубы то скалит. На это вас взять! Там все не прибрано, Васильич с ног сбился. Дай срок!
Игнат, поправляя поясок, перестав улыбаться и покорно опустив глаза, пошел вон из комнаты.
– Тетенька, я полегоньку, – сказал мальчик.
– Я те дам полегоньку. Постреленок! – крикнула Мавра Кузминишна, замахиваясь на него рукой. – Иди деду самовар ставь.
Мавра Кузминишна, смахнув пыль, закрыла клавикорды и, тяжело вздохнув, вышла из гостиной и заперла входную дверь.
Выйдя на двор, Мавра Кузминишна задумалась о том, куда ей идти теперь: пить ли чай к Васильичу во флигель или в кладовую прибрать то, что еще не было прибрано?
В тихой улице послышались быстрые шаги. Шаги остановились у калитки; щеколда стала стучать под рукой, старавшейся отпереть ее.
Мавра Кузминишна подошла к калитке.
– Кого надо?
– Графа, графа Илью Андреича Ростова.
– Да вы кто?
– Я офицер. Мне бы видеть нужно, – сказал русский приятный и барский голос.
Мавра Кузминишна отперла калитку. И на двор вошел лет восемнадцати круглолицый офицер, типом лица похожий на Ростовых.
– Уехали, батюшка. Вчерашнего числа в вечерни изволили уехать, – ласково сказала Мавра Кузмипишна.
Молодой офицер, стоя в калитке, как бы в нерешительности войти или не войти ему, пощелкал языком.
– Ах, какая досада!.. – проговорил он. – Мне бы вчера… Ах, как жалко!..
Мавра Кузминишна между тем внимательно и сочувственно разглядывала знакомые ей черты ростовской породы в лице молодого человека, и изорванную шинель, и стоптанные сапоги, которые были на нем.
– Вам зачем же графа надо было? – спросила она.
– Да уж… что делать! – с досадой проговорил офицер и взялся за калитку, как бы намереваясь уйти. Он опять остановился в нерешительности.
– Видите ли? – вдруг сказал он. – Я родственник графу, и он всегда очень добр был ко мне. Так вот, видите ли (он с доброй и веселой улыбкой посмотрел на свой плащ и сапоги), и обносился, и денег ничего нет; так я хотел попросить графа…
Мавра Кузминишна не дала договорить ему.
– Вы минуточку бы повременили, батюшка. Одною минуточку, – сказала она. И как только офицер отпустил руку от калитки, Мавра Кузминишна повернулась и быстрым старушечьим шагом пошла на задний двор к своему флигелю.
В то время как Мавра Кузминишна бегала к себе, офицер, опустив голову и глядя на свои прорванные сапоги, слегка улыбаясь, прохаживался по двору. «Как жалко, что я не застал дядюшку. А славная старушка! Куда она побежала? И как бы мне узнать, какими улицами мне ближе догнать полк, который теперь должен подходить к Рогожской?» – думал в это время молодой офицер. Мавра Кузминишна с испуганным и вместе решительным лицом, неся в руках свернутый клетчатый платочек, вышла из за угла. Не доходя несколько шагов, она, развернув платок, вынула из него белую двадцатипятирублевую ассигнацию и поспешно отдала ее офицеру.
– Были бы их сиятельства дома, известно бы, они бы, точно, по родственному, а вот может… теперича… – Мавра Кузминишна заробела и смешалась. Но офицер, не отказываясь и не торопясь, взял бумажку и поблагодарил Мавру Кузминишну. – Как бы граф дома были, – извиняясь, все говорила Мавра Кузминишна. – Христос с вами, батюшка! Спаси вас бог, – говорила Мавра Кузминишна, кланяясь и провожая его. Офицер, как бы смеясь над собою, улыбаясь и покачивая головой, почти рысью побежал по пустым улицам догонять свой полк к Яузскому мосту.
А Мавра Кузминишна еще долго с мокрыми глазами стояла перед затворенной калиткой, задумчиво покачивая головой и чувствуя неожиданный прилив материнской нежности и жалости к неизвестному ей офицерику.
В недостроенном доме на Варварке, внизу которого был питейный дом, слышались пьяные крики и песни. На лавках у столов в небольшой грязной комнате сидело человек десять фабричных. Все они, пьяные, потные, с мутными глазами, напруживаясь и широко разевая рты, пели какую то песню. Они пели врозь, с трудом, с усилием, очевидно, не для того, что им хотелось петь, но для того только, чтобы доказать, что они пьяны и гуляют. Один из них, высокий белокурый малый в чистой синей чуйке, стоял над ними. Лицо его с тонким прямым носом было бы красиво, ежели бы не тонкие, поджатые, беспрестанно двигающиеся губы и мутные и нахмуренные, неподвижные глаза. Он стоял над теми, которые пели, и, видимо воображая себе что то, торжественно и угловато размахивал над их головами засученной по локоть белой рукой, грязные пальцы которой он неестественно старался растопыривать. Рукав его чуйки беспрестанно спускался, и малый старательно левой рукой опять засучивал его, как будто что то было особенно важное в том, чтобы эта белая жилистая махавшая рука была непременно голая. В середине песни в сенях и на крыльце послышались крики драки и удары. Высокий малый махнул рукой.
– Шабаш! – крикнул он повелительно. – Драка, ребята! – И он, не переставая засучивать рукав, вышел на крыльцо.
Фабричные пошли за ним. Фабричные, пившие в кабаке в это утро под предводительством высокого малого, принесли целовальнику кожи с фабрики, и за это им было дано вино. Кузнецы из соседних кузень, услыхав гульбу в кабаке и полагая, что кабак разбит, силой хотели ворваться в него. На крыльце завязалась драка.
Целовальник в дверях дрался с кузнецом, и в то время как выходили фабричные, кузнец оторвался от целовальника и упал лицом на мостовую.
Другой кузнец рвался в дверь, грудью наваливаясь на целовальника.
Малый с засученным рукавом на ходу еще ударил в лицо рвавшегося в дверь кузнеца и дико закричал:
– Ребята! наших бьют!
В это время первый кузнец поднялся с земли и, расцарапывая кровь на разбитом лице, закричал плачущим голосом:
– Караул! Убили!.. Человека убили! Братцы!..
– Ой, батюшки, убили до смерти, убили человека! – завизжала баба, вышедшая из соседних ворот. Толпа народа собралась около окровавленного кузнеца.
– Мало ты народ то грабил, рубахи снимал, – сказал чей то голос, обращаясь к целовальнику, – что ж ты человека убил? Разбойник!
Высокий малый, стоя на крыльце, мутными глазами водил то на целовальника, то на кузнецов, как бы соображая, с кем теперь следует драться.
– Душегуб! – вдруг крикнул он на целовальника. – Вяжи его, ребята!
– Как же, связал одного такого то! – крикнул целовальник, отмахнувшись от набросившихся на него людей, и, сорвав с себя шапку, он бросил ее на землю. Как будто действие это имело какое то таинственно угрожающее значение, фабричные, обступившие целовальника, остановились в нерешительности.
– Порядок то я, брат, знаю очень прекрасно. Я до частного дойду. Ты думаешь, не дойду? Разбойничать то нонче никому не велят! – прокричал целовальник, поднимая шапку.
– И пойдем, ишь ты! И пойдем… ишь ты! – повторяли друг за другом целовальник и высокий малый, и оба вместе двинулись вперед по улице. Окровавленный кузнец шел рядом с ними. Фабричные и посторонний народ с говором и криком шли за ними.
У угла Маросейки, против большого с запертыми ставнями дома, на котором была вывеска сапожного мастера, стояли с унылыми лицами человек двадцать сапожников, худых, истомленных людей в халатах и оборванных чуйках.
– Он народ разочти как следует! – говорил худой мастеровой с жидкой бородйой и нахмуренными бровями. – А что ж, он нашу кровь сосал – да и квит. Он нас водил, водил – всю неделю. А теперь довел до последнего конца, а сам уехал.
Увидав народ и окровавленного человека, говоривший мастеровой замолчал, и все сапожники с поспешным любопытством присоединились к двигавшейся толпе.
– Куда идет народ то?
– Известно куда, к начальству идет.
– Что ж, али взаправду наша не взяла сила?