3 дня путешествия в природной зоне. «Путешествие по природным зонам
МАОУ «ЧВСОШ»
Учитель: Микова Н.И.
Предмет: география
Класс: 8
Урок на тему «Путешествие по природным зонам России»
Цель: сформировать представление о разнообразии природных зон России
Задачи :
развивать творческие способности учащихся, умение работать в коллективе, воспитывать чувство коллективизма и товарищества.
Оборудование: презентация «Путешествие по природным зонам», фрагменты видеофильмов о животных и растениях разных природных зон (арктические пустыни, тундра и лесотундра, степи и лесостепи, пустыня, полупустыня), карта природных зон мира, набор картинок разных животных и растений, путеводные листы на каждого ученика, фломастеры, клей-карандаш, листы А4 с фоном разных природных зон, ножницы.
Ход урока
Перед началом урока учитель делит учащихся на две команды. Парты составляются для групповой работы, на партах раскладываются листы-путеводители, карандаши, клей, ножницы и другие принадлежности.
I. Изучение нового материала
1. Постановка целей урока (5 минут)
Сегодня мы отправляемся в экспедицию по природным зонам России.
Нам предстоит выяснить, как сменяются природные зоны, узнать их климатические особенности, познакомиться с животным и растительным миром. Сегодня мы побываем в роли путешественников.
Но, как и все путешественники и исследователи, во время нашей экспедиции мы будем собирать информацию о природных зонах, делать фотографии и записи в черновиках, чтобы вернувшись назад, обработать все собранные материалы, просмотреть их, и затем оформить в виде плакатов, тем самым навсегда запечатлеть наше путешествие.
Для начала проверю, что вы знаете об окружающем мире.
(СЛАЙД № 2-5) В Антарктиде из ледника Тейлора временами выходит Кровавый водопад. Вода в нём содержит двухвалентное железо, которое, соединяясь с атмосферным воздухом, окисляется и образует ржавчину. Это и придаёт водопаду кроваво-рыжий цвет. Однако двухвалентное железо в воде возникает не просто так - его производят бактерии, живущие в изолированном от внешнего мира водоёме глубоко подо льдом. Эти бактерии сумели организовать жизненный цикл при полном отсутствии солнечного света и кислорода. Они перерабатывают остатки органики, а «дышат» трёхвалентным железом из окружающих пород
Каждый из вас получил листы-путеводители. Это ваши черновики, в которых вы можете во время нашего виртуального путешествия (при просмотре презентации и по ходу моего рассказа) записывать названия животных, растений и особенности климата разных природных зон.
Таблица 1. Путеводный лист по природным зонам
Природные зоны |
Климатические особенности |
Животный мир |
Растительный мир |
Арктические пустыни | |||
Тундра и лесотундра | |||
Тайга | |||
Смешанные и широколиственные леса | |||
Степи и лесостепи | |||
Пустыни и полупустыни |
(слайд № 6)
Итак, мы отправляемся в виртуальное путешествие по природным зонам Земли. После нашего возвращения из путешествия, каждая команда выберет по две любые природные зоны. И вам предстоит, используя ваши записи и «фотографии», которые мы сделаем во время путешествия, оформить эти природные зоны на плакатах и отобразить в них животный и растительный мир. Поэтому будьте внимательны, записывайте названия растений и животных природных зон и особенности климата.
– Отправляемся в наше путешествие!
2. Природные зоны России (20 минут)
Просмотр видеороликов и рассказ учителя
Арктические пустыни (http://video.mail.ru/mail/iva077/_myvideo/296.html )- (3.20 минут)
Зона арктических пустынь находится в Северном Ледовитом океане, на островах, покрытых льдами. Здесь среди растений встречаются мхи и лишайники. Растительный мир очень скуден, поэтому среди животных встречаются хищники, так как травоядным здесь нет пищи. Хищники – белые медведи, моржи, которые занимаются ловлей рыбы, защищены от сурового климата толстой кожей и мехом, подкожным слоем жира.
Здесь часто встречаются птичьи базары – это большое скопление птиц. Птицы прилетают сюда и улетают при наступлении сильных морозов, например кайры, тупики.
Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покровы держатся почти весь год. Зимой здесь долгая полярная ночь.
Низкие температуры воздуха зимой (до −60 °), в среднем −30˚С в январе и +3˚С в июле. Годовая сумма атмосферных осадков до 400 мм. Зимой почва пропитывается 75-300 см
(слайд № 7)
- Итак, арктические пустыни прошли, далее следует
Тундра и лесотундра
– а сейчас заглянем в гости к семье, живущие в тундре
Лесотундра - переходный тип ландшафта, в котором редколесья чередуются с кустарниковыми или типичными тундрами.
Количество атмосферных осадков в лесотундре небольшое (200-350 мм), однако из-за мерзлоты и низких температур влага испаряется очень медленно. Результатом этого является наличие большого числа озёр и болот, которые занимают до 60% площади этой природной зоны. Средние температуры воздуха на территории лесотундры в июле составляют 10-12°С, а в январе от −10° до −40 °C.
Растительность тундры и лесотундры изменяется в зависимости от долготы. Из деревьев в зоне лесотундры наиболее распространены карликовые берёзы, полярные ивы, встречаются ели, пихты и лиственницы. Распространены также мхи и лишайники, а также мелкие кустарники.
В фауне тундры и лесотундры преобладают лемминги, северные олени, песцы, куропатки, полярная сова и большое разнообразие перелетных, водоплавающих и малых, селящихся в кустарниках, птиц.
(слайд № 10)
- вот мы и подошли к Степи, лесостепи (http://www.youtube.com/watch?v=keC_pytn1t8 ) – (с 2.35 минут – 5.30 минут)
Климат лесостепи, как правило, умеренно-континентальный . Годовое количество осадков 600 мм. Абсолютный минимум в зоне лесостепи обычно равен −36… −40 градусов.
Лето в лесостепи часто бывает жаркое и засушливое, особенно на юге лесостепи, однако в среднем оно всё же менее жаркое, чем в степной зоне. Средняя температура июля в зависимости от места расположения колеблется приблизительно от 18,5 градусов до 23 градуса .
В лесостепи нет особых, свойственных только ей видов животных. Типично степные виды (суслик , сурок , дрофа и др.) сочетаются и сосуществуют здесь с типично лесными представителями (белка , куница , лось ). Видовой состав меняется от степного к лесному при движении на север.
Характерно чередование лиственных лесов с участками разнотравных степей. В Европе и в Европейской части России типичны светлые широколиственные леса из дуба (дубравы), липы , каштана , ясеня и других.
В Сибири распространены островные мелколиственные березово-осиновые колки .
(слайд № 11)
И заканчивается наше путешествие Пустыней, полупустыней (http://www.youtube.com/watch?v=TfE261soiWM ) – 3 мин
(слайд № 12)
Вот мы и завершили наше путешествие
3. Физминутка (1 минута)
(слайд № 13)
Я по природным зонам иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивание).
У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтобы нам грибов набрать.
Вот лисица пробежала (рукой провести слева вправо)
Тут же белка проскакала (другой рукой провести справа влево)
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места)
II. Работа в группах (10 минут)
– Мы вернулись из нашего путешествия и сейчас нам предстоит обработать и оформить всю информацию и материалы, которые мы собрали в нашем путешествии.
Учитель раздает командам карточки с названиями природных зон.
– Каждой группе достаются свои природные зоны для исследования.
– У вас есть ваши листы-путеводители с записями, которые вам помогут, вот у нас фотографии, которые мы сделали во время путешествия.
Учитель раздает командам фотографии и рисунки животных и растений разных природных зон.
Задача каждой группы – собрать материал по своим природным зонам: внешний облик, климатические условия, представители растительного и животного мира.
Выступления по порядку расположения природных зон в России в соответствии с законом широтной зональности
Учащиеся получают рисунки животных и растений, плакаты с фоном природных зон и начинают составлять картины природных зон из рисунков, дорисовывая, докрашивая и оформляя картину.
Выступления команд (5 минут)
От каждой команды выходят по очереди ученики, показывают свои собранные природные зоны, рассказывает об особенностях животного и растительного мира, климате. После рассказа участники других команд могут дополнять ответ.
– Почему в разных природных зонах обитают разные животные и произрастают разные растения?
(Разные климатические условия, рельеф и т.д.)
III. Рефлексия (слайд № 14)- 5 минут
По загрязнению окружающей среды Урал лидирует среди районов … Федерации. На его долю приходится 2/5 выбросов ртути и соединений хлора, 30% фтористых соединений. Почти треть российских городов с наиболее загрязненной атмосферой находятся… . вокруг 20 … городов образовались техногенные пустыни. Треть уральских рек лишена биологической жизни из-за сброса… вод.
Проверить (слайд № 15)
IV. Обобщение и вывод (3 минуты)
– Перед нашим путешествием мы ставили цели. Вспомните, ребята, зачем мы отправлялись в путешествие, с какой целью?
Ответ учащихся: рассмотреть природные зоны Земли, их животный и растительный мира, климатические особенности.
– Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей?
Значит, мы рассмотрели природные зоны и теперь мы знаем их особенности, можем отличить и определить их по животным и растениям, которые для них характерны.
– Как вы считаете, в какой природной зоне живем мы? (В лесной, зона тайги).
IV. Домашнее задание (1 минута)
Учитель выставляет оценки за урок всем учащимся.
Литература:
Урок - соревнование
«Путешествие по природным зонам России"
Цель:
Расширение и систематизация знаний обучающихся по теме «Природные зоны России».
Задачи
Образовательные:
Закреплять знания обучающихся о растительном и животном мире природных зон;
развивающие:
Развивать познавательную активность, внимание, логическое мышление;
Развивать умение работать в группах;
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе, желание защищать и охранять её;
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ресурс адресован обучающимся 4 класса
Форма работы: групповая
УМК любой
Материалы и оборудование:
Презентационное сопровождение занятия, выполненное в программе PowerPoint 2010;
Мультимедиа оборудование (компьютер с подключёнными колонками, мультимедийный проектор, экран);
Раздаточный материал.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Цель , которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе на уроке.
Задачи :
Создать положительный эмоциональный настрой;
Помочь принять правильную рабочую позу.
Методы : словесные.
Ни жить, ни творить «за других» нельзя.
Жить и творить должен каждый сам…
2. Эмоциональный настрой.
Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?
Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте это тепло.
Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!
3. Вхождение в тему урока
Цель , которая должна быть достигнута учащимися: сформулировать цели урока, понять значимость изучаемого материала.
Цель, которую ставит перед собой учитель: сообщить учащимся тему урока, обеспечить мотивацию учения школьников и подвести к формулировке целей урока.
Метод : беседа.
- Ребята, а вы любите путешествовать?
Мы сегодня отправимся в путешествие по нашей стране.
Скажите, как называется страна, в которой мы живем? (Россия).
А как её называли раньше? (Русь).
- Широко раскинулась русская земля на все четыре стороны света. Богата и разнообразна природа нашей Родины: бескрайние зеленые луга, золотые поля, дремучие
леса, необъятная синева неба, яркое солнце, хрустальная рябь рек, озер и морей, заоблачные горные вершины. Но нет дороже нашего края сибирского, где мы живем. Недаром гласит пословица: «Нет роднее всего края родимого».
Обучающимся демонстрируется музыкальное слайд - шоу. (Слайд 2)
4. Актуализация опорных знаний.
Цель , которая должна быть достигнута учащимися: актуализировать свои знания о природных зонах.
Цель , которую ставит перед собой учитель: организовать деятельность учащихся по повторению сведений о природных зонах.
Ребята, сегодня мы проведем обобщающий урок по теме «Природные зоны». У нас есть возможность отправиться в увлекательное путешествие по природным зонам нашей страны и полюбоваться на неповторимые картины родной природы, а также закрепить знания по этой теме, которые вы получили ранее.
Кроме того, я предлагаю организовать соревнования между командами за звание «Знатоки родной земли». На каждой остановке нашей экспедиции вам предстоит выполнить различные задания и заработать баллы, чем больше вы их наберете, тем выше вероятность стать победителями.
Правила игры.
В игре представлены 5 остановок. На каждой остановке предлагаются 6 заданий. Каждое задание оценивается по 10 баллов. Команда по очереди выбирает категорию и вопрос, определив самостоятельно его сложность. При правильном ответе команда получает свои баллы, при неправильном ответе вопрос уходит зрителям, которые так же набирают баллы за игру. Знатоками родной земли становиться та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. А так же выбирается три зрителя с наибольшим количеством баллов, которым присваивается звание «Умник» или «Умница» и вручается золотая, серебренная и бронзовая медали.
Результаты игры подсчитывает счетная комиссия.
Условия понятны? Итак, прошу занять места в вертолете, в добрый путь! (Слайд 3)
5. Представление команд.
1 команда “Туристята”
Нам лучше мокнуть под дождем,
Чем в душной комнате томиться,
Так пусть вперед зовет нас гром,
И пусть нам молния светится.
2 команда “Экологята”
Мы с края таежного - судьба у нас такая,
Вырасти скорее мы мечтаем.
Тебя, родной наш край,
Надеемся, - спасем.
И славу краю нашему, друзья, мы принесем.
3 команда “Иркутята”
На юг подайся - степь обильная,
На север - все кругом тайга.
Наш край - земля суровая,
Таков любимый наш сибирский край.
6. Разминка
Но перед путешествием предлагаю немного размяться. Слушайте и смотрите внимательно!
Игра: можно отвечать только ДА или НЕТ. (Заранее подготовить карточки со словами ДА и НЕТ).
«Верные и неверные утверждения»
* В списки Всемирного наследия включены Вулканы Камчатки. (да)
*Самое большое по площади озеро России - это Байкал. (нет) Каспийское
*В Арктике обитают моржи, тюлени, белые медведи. (да)
*У растений тундры длинные корни. (нет) короткие - мерзлота
*Цепь питания тундры ЯГЕЛЬ - ОЛЕНЬ - РЫСЬ (нет) ЯГЕЛЬ - ОЛЕНЬ - ВОЛК
*В тундре добывают нефть и газ. (да)
*Экологической проблемой леса является вырубка лесов? (да)
Молодцы, ребята! Вы хорошо готовились и отвечали всё правильно. Ну, вот немножко размялись.
7. Обобщение знаний о природных зонах в форме «Своя игра»
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: применить знания о положении, особенностях неживой природы, о животных и растениях природных зон в ситуации выбора.
Цель, которую ставит перед собой учитель: обеспечить формирование у учащихся умения самостоятельно применять знания в ситуации выбора.
Метод: самостоятельная работа в группах.
Слайды 4 - 10
Первая остановка нашего виртуального путешествия «Угадай природную зону». (Материал в приложении 1)
Физминутка.
Цель , которая должна быть достигнута учащимися: снять физическое напряжение.
Цель , которую ставит перед собой учитель: активно изменить деятельность учащихся, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.
Итак, в путь.
Руки в стороны -
В полет отправляем вертолет.
Правая рука вперед,
Левая рука вперед,
Раз, два, три, четыре
Прилетели - тише, тише.
(Слайды 4, 11 - 16 по щелчку и гиперссылке)
Вторая остановка нашего виртуального путешествия «Кто поселился неверно?» (Материал в приложении 2)
Упражнение «Волшебное окошко»
Настоящий путешественник должен уметь видеть необычное в самых обыкновенных вещах, уметь фантазировать, обладать смекалкой, воображением. Давайте потренируемся.
У меня в руках «Волшебное окошечко», сегодня оно голубого цвета.
(квадрат голубого цвета)
Выгляните из этого окошечка, вы увидите что-то удивительное, интересное. Что вы увидели? (ответы нескольких детей)
Третья остановка нашего виртуального путешествия «Шифровка ботаника» (Материал в приложении 3)
Исполнение песни «Иркутская история»
Четвертая остановка нашего виртуального путешествия «Составь верно цепь питания» (Материал в приложении 4)
Игра - пантонима «Изобрази животного любой природной зоны»
Пятая остановка нашего виртуального путешествия «Экологическая безопасность» (Материал в приложении 5)
8. Подведение итогов урока.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.
Цель, которую ставит перед собой учитель: дать анализ и оценку успешности достижения цели урока.
Методы: беседа, самооценка.
- Ребята, наше путешествие подходит к концу, и мы возвращаемся домой. Вы отлично потрудились, были внимательны, быстры, сообразительны! Мне было очень приятно с вами путешествовать! Спасибо! Пришло время подвести итоги соревнования. Давайте подсчитаем баллы. Победила команда №… Вам присуждается звание «Знатоки родной земли». Поздравляем!
9. Рефлексия.
Цель , которая должна быть достигнута учащимися: дать оценку своему эмоциональному состоянию.
Цель , которую ставит перед собой учитель: организовать рефлексию учащихся по поводу своего психо - эмоционального состояния.
Рефлексия совместной деятельности на уроке проводится письменно по формуле Я... Мы... Мне...
научился(лась) новому, работал в группе хорошо и предлагал версии;
хорошо работал(а) в группе, узнала много нового;
работал(а) хорошо;
работал(а) не очень активно, но помогал своей группе;
узнал(а) много нового и интересного.
Мы:
Обобщили знания о природных зонах;
работали слаженно и каждому давали нарисовать или что-нибудь предложить;
высказали свои версии;
работали превосходно;
мы поработали очень хорошо в группе;
в группе работали отлично;
в группе многое узнали;
мы работали слаженно, как сообщества;
мы поработали всей группой сообща;
работали дружно.
Мне:
понравился урок, понравилось работать с этой темой;
понравилась эта тема;
все очень понравилось;
понравился сегодняшний урок;
понравилось работать в группе.
(Слайд 20)
10. Домашнее задание:
Цель , которая должна быть достигнута учащимися: понять способ выполнения домашнего задания.
Цель, которую ставит перед собой учитель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Вам предоставляется задание по выбору:
А) Приготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников;
Б) « Сам себе художник» Дополните дорожку своим рисунком по теме «Природные зоны России»
Список использованной литературы
1. И. Н. Болотникова “Уроки - игры в средней школе”. Волгоград: 2003.
2. Н. Н. Кондратюк Дидактические материалы по окружающему миру”. М: 2003.
3. Н. Н. Перепечева “Нестандартные уроки природоведения - 3-4 класс”. Волгоград: 2004.
4. А.Ф. Романова “Предметные недели в школе”. Волгоград: 2007.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели: сформировать представление о разнообразии природных зон на Земле, рассказать о способах приспособления растений и животных к условиям обитания в природной зоне, закрепить понятие «широтная зональность», развивать творческие способности учащихся, умение работать в коллективе, воспитывать чувство коллективизма и товарищества.
Оборудование: презентация «Природные зоны Земли», фрагменты видеофильмов о животных и растениях разных природных зон (пустыни, саванн и редколесий, экваториальных лесов), карта природных зон мира, набор картинок разных животных и растений, путеводные листы на каждого ученика, фломастеры, клей-карандаш, листы А3 с фоном разных природных зон.
Ключевые слова и понятия: природные зоны: арктические пустыни, тундра, лесная зона, степи, пустыни, саванны, влажные экваториальные леса.
Ход урока
Перед началом урока учитель делит учащихся на две команды. Парты составляются для групповой работы, на партах раскладываются карандаши, клей, ножницы и другие принадлежности.
I. Изучение нового материала
1. Постановка целей урока (5 минут)
Слайд 1
Сегодня у нас необычный урок. На прошлом уроке мы познакомились с понятием «широтная зональность» и узнали, что на Земле существует множество природных зон. Сегодня мы отправляемся в экспедицию по природным зонам Земли.
Слайд 2
Нам предстоит выяснить, как сменяются природные зоны, узнать их климатические особенности, познакомиться с животным и растительным миром. Сегодня мы побываем в роли путешественников.
Но, как и все путешественники и исследователи, во время нашей экспедиции мы будем собирать информацию о природных зонах, делать фотографии и записи в черновиках, чтобы вернувшись назад, обработать все собранные материалы, просмотреть их, и затем оформить в виде плакатов, тем самым навсегда запечатлеть наше путешествие.
Для начала давайте вспомним важные моменты, которые помогут нам понять смену природных зон.
Слайд 3
Фронтальный опрос
- Везде ли на Земле одинаковый климат? (Нет) Слайд 4
- От чего зависит различие климат? (От количества тепла, температуры, о угла падения солнечных лучей. Чем ближе к экватору, тем выше температуры, чем дальше от экватора – ближе к полюсам, тем ниже температуры.) Слайд 5
- Что такое широтная зональность? (Изменение природных зон с широтой)
- Как на Земле изменяется широтная зональность? (От экватора к полюсам, по широтам)
- Что такое природная зона? (Природная зона – это большая территория со сходными климатическими условиями, имеющая определенный растительный и животный мира) . Слайд 6
- Какие ученые внесли свой вклад в изучение биосферы и природных зон Земли? (Владимир Иванович Вернадский и Александр Гумбольдт)
Рисунок 1. Вернадский Владимир Иванович
Рисунок 2. Александр Гумбольдт
Слайд 7. Учитель раздает листы-путеводители по природным зонам.
Таблица 1. Путеводный лист по природным зонам
Природные зоны | Климатические особенности | Животный мир | Растительный мир |
Арктические пустыни и тундра | |||
Лесная зона | |||
Степная зона | |||
Зона пустынь | |||
Зона саванны | |||
Зона экваториальных лесов |
– Каждый из вас получает листы-путеводтели. Это ваши черновики, в которых вы можете во время нашего виртуального путешествия (при просмотре презентации и по ходу моего рассказа) записывать названия животных, растений и особенности климата разных природных зон.
Мы поделились на команды, поэтому вам предстоит работать в команде.
– Не забывайте, что, работая в команде, нужно помогать друг другу, выслушивать мнения друг друга, каждый человек команды вносит свои идеи и старания в общее дело.
– Итак, мы отправляемся в виртуальное путешествие по природным зонам Земли. После нашего возвращения из путешествия, каждая команда получит по три любые природные зоны. И вам предстоит, используя ваши записи и «фотографии», которые мы сделаем во время путешествия, оформить эти природные зоны на плакатах и отобразить в них животный и растительный мир. Поэтому будьте внимательны, записывайте названия растений и животных природных зон и особенности климата.
После оформления работ, вы посовещаетесь и выберите представителей команды, которые будут демонстрировать ваши плакаты и рассказывать об особенностях ваших природных зон.
– Отправляемся в наше путешествие!
2. Природные зоны Земли (10 минут)
Просмотр презентации и рассказ учителя
Слайд 8 – 14
Арктические пустыни и тундра
Зона арктических пустынь находится в Севером Ледовитом океане, на островах, покрытых льдами. Здесь среди растений встречаются мхи и лишайники. Растительный мир очень скуден, поэтому среди животных встречаются хищники, так как травоядным здесь нет пищи. Хищники – белые медведи, которые занимаются ловлей рыбы, защищены от сурового климата толстой кожей и мехом, подкожным слоем жира .
Здесь часто встречаются птичьи базары – это большое скопление птиц. Птицы прилетают сюда и улетаю при наступлении сильных морозов. Кайры, тупики.
В зоне тундры растений становится больше, здесь уже встречаются карликовые березки и карликовые ивы, также мхи и лишайники, кустарнички (клюква, брусника, морошка) и грибы. На фоне низкой растительности грибы хорошо видны, а так как здесь лето короткое и прохладное, то грибы никогда не бывают червивыми.
Животный мир богаче, чем растительный, так как растительной пищи мало. Здесь встречаются олени, которые питаются лишайниками, грызуны – лемминги, которые строят норы в земле, очень много птиц: уток, лебедей .
Характерной особенностью тундры являются болота, так как здесь очень сильная увлажненность и низкие температуры, поэтому влага не успевает испариться.
Слайд 15. Лесная зона
Лесная зона встречается на материках Евразия и Северная Америка.
Слайд 16–18
В лесной зоне встречаются различные виды деревьев. Если в лесной зоне преобладают хвойные деревья (кедр, лиственница, сосна, пихта), то это зона тайги, если встречаются и хвойные и лиственные деревья (березы, осины) – это зона смешанных лесов.
В лесной зоне очень много растительности, которая служит одним животным пищей – олени, лоси, птицы, белки, бурундуки, другим жилищем и укрытием – кабаны, волки, лисы.
Деревья задерживают корнями воду при таянии снега, влагу во время дождей, поэтому здесь достаточное увлажнение и большое разнообразие растений и животных.
Слайд 19. Степная зона
Найдите на картах зону степей.
Слайд 20–22
Степная зона представляет собой большие пространства травянистой растительности. Здесь очень много света, поэтому растут светолюбивые травы. В степях находятся самые плодородные почвы – черноземы, которые используются в сельском хозяйстве, поэтому почти все степные зоны распаханы людьми.
Здесь очень много грызунов, которые роют в земле норы, живут большими группами, потому что в открытом пространстве легко стать добычей хищных птиц – орлов, ястребов. Грызуны питаются злаками и другими растениями. Дрофа – птица, которая быстро бегает, также обитает в степной зоне. Здесь можно встретить змей, хомяков, а также быстро бегающих антилоп, диких лошадей.
Слайд 23. Зона пустыни
Слайд 24, 25
Просмотр фильма «Пустыни»
Здесь очень мало осадков, иногда осадки не выпадают в течении целого года. Растения приспособились к добыванию воды – очень длинной корневой системой, уходящей на большую глубину. Листья некоторых растений превратились в колючки, для уменьшения испарения воды.
Животные, как правило хищники – ящерицы, пауки, скорпионы, насекомые (жуки, муравьи), змеи. Животные ведут подвижный ночной образ жизни, так как раскаленный днем песок заставляет их прятаться от зноя в укрытиях, зарываться в землю.
Знаменитые «корабли пустыни» – верблюды, запасают воду в горбах и в водных мешках в желудке, способны преодолевать сотни километров без воды и еды .
Слайд 26. Зона саванны
Слайд 27–29
Просмотр фильма «Саванны и редколесья»
На Земле нет такого места больше нигде, как в саване, в котором встречается самое большое разнообразие хищников и травоядных. Особенностью саванн является травянистые равнины, на которых встречаются небольшие группы деревьев. Траву в больших количествах поедают насекомые, например, саранча . Растительноядные животные: антилопы, слоны, жирафы, грызуны, хищники: гепард (рекордсмен по бегу), леопарды, хищные птицы. Животные травоядные проходят большие расстояния в поисках воды, держатся большими группами, многие очень быстро бегаю, чтобы спасаться от хищников .
Слайд 30. Зона экваториальных лесов
Слайд 31–32. Просмотр фильма «Экваториальные леса»
Экваториальные леса – это зона самого теплого и влажного климата на Земле, поэтому здесь произрастает пышная растительность, которая служит пищей и укрытием для многих животных, птиц, насекомых.
Экваториальный лес очень густой, деревьям приходится бороться за место под солнцем, поэтому гигантские деревья достигают 50 – 60 метров .
В лесах живут слоны, тигры, гориллы, мартышки. Очень много насекомых – термитов, муравьев. Большое разнообразие птиц, которые питаются плодами деревьев, нектаром цветов (нектарницы) .
Слайд 33.
3. Физминутка (1 минута)
Я по природным зонам иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивание).
У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтобы нам грибов набрать.
Вот лисица пробежала (рукой провести слева вправо)
Тут же белка проскакала (другой рукой провести справа влево)
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места) .
II. Работа в группах (12 минут)
– Мы вернулись из нашего путешествия и сейчас нам предстоит обработать и оформить всю информацию и материалы, которые мы собрали в нашем путешествии.
Учитель раздает командам карточки с названиями природных зон.
1 команда: арктические пустыни и тундра, зона саванн и редколесий, степная зона.
2 команда: лесная зона, зона пустыни, зона экваториальных лесов.
– Каждой группе достаются свои природные зоны для исследования.
– У вас есть ваши листы-путеводители с записями, которые вам помогут, вот у нас фотографии, которые мы сделали во время путешествия.
Учитель раздает командам фотографии и рисунки животных и растений разных природных зон.
Задача каждой группы – собрать материал по своим природным зонам: внешний облик, климатические условия, представители растительного и животного мира, их приспособление к условия обитания и т.д.
Вы можете поделить природные зоны между собой, можете работать все вместе, все это по вашему усмотрению, но не забывайте, что вы одна команда и нужно друг другу помогать.
Учащиеся должны подобрать соответствующий материал, оформить его на листе А3. Очередность отчетов соответствует порядку расположения природных зон на Земле в соответствии с законом широтной зональности.
Учащиеся получают рисунки животных и растений, плакаты с фоном природных зон и начинают составлять картины природных зон из рисунков, дорисовывая, докрашивая и оформляя картину.
– Теперь ваша задача выбрать представителей, которые будут демонстрировать плакаты и рассказывать об особенностях ваших природных зон. Обсудите, кто будет выступать и что необходимо сказать.
Учащиеся выбирают представителей и подготавливают их к выступлению.
Выступления команд (8 минут)
От каждой команды выходят по очереди ученики, показывают свои собранные природные зоны, рассказывает об особенностях животного и растительного мира, климате. После рассказа участники других команд могут дополнять ответ.
Загадка
Где-то бушует вьюга,
Где-то метет метель,
Где-то полгода длится
Долгий полярный день.
Где-то жара и пекло-
Солнца лучи горячи,
Так нагревают землю,
Будто в жаркой печи.
Где-то реки, озера,
Где-то край топких болот,
Где-то с ясного неба
И капля дождя не идет.
Где-то сосны и ели,
Густой и тенистый лес,
Где-то мхи и лишайник-
Край пустоты окрест .
(Природные зоны)
Слайд 34
– Почему в разных природных зонах обитают разные животные и произрастают разные растения?
(Разные климатические условия, рельеф и т.д.)
III. Обобщение и вывод (3 минуты)
– Перед нашем путешествием мы ставили цели. Вспомните, ребята, зачем мы отправлялись в путешествие, с какой целью?
Ответ учащихся: рассмотреть природные зоны Земли, их животный и растительный мира, климатические особенности.
– Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей?
Значит мы рассмотрели природные зоны и теперь мы знаем их особенности, можем отличить и определить их по животным и растениям, которые для них характерны.
– Как вы считаете, в какой природной зоне живем мы? (В лесной, зона тайги).
– Как вы считаете, нужно ли знать особенности каждой природной зоны и для чего?
Учащиеся высказывают свое мнение и делают предположения.
– Как вы думаете, только ли растения и животные вынуждены приспосабливаться к разным природным зонам? Приспосабливаются ли к ним люди и как?
(Жилье, одежда, питание, занятие или работа)
– Действительно, чтобы жить в определенной природной зоне, необходимо знать ее особенности. Например, в северных районах нашей страны, в строительстве домов используются совсем другие технологии, по сравнению с южными районами, на юге окна часто открыты в течении всего года, а на севере в домах используют тройное остекление. Чтобы проложить дороги, газопроводы, добывать полезные ископаемые в северных районах нужно затрачивать гораздо больше денег и использовать особые материалы, так как там очень суровые климатические условия.
– А можно ли вмешиваться в дикую природу и изменять ее, не зная как все растения и животные взаимосвязаны в ней и к чему это может привести?
Нет. Прежде чем что-либо менять в природе, нужно выяснить, как это связано с животными, растениями, климатом, чтобы не нарушить всю природу.
Например, вырубая лес, мы уничтожим жилище животных и птиц, а вместе с этим и их пищу.
IV. Домашнее задание (1 минута)
§ 47 пересказ. Нарисовать любую природную зону в тетради.
Слайд 35
Учитель выставляет оценки за урок всем учащимся.
Используемая литература:
- Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. 6 кл. – М.: Дрофа, 2008.
- Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – М.: ВАКО, 2010.
- Мультимедиа-ресурс: 1С: Школа. Экология. Учебное пособие. 10 – 11 кл.
- Конспект урока «Урок-мастерская на тему: «Составление карты природных зон России: «По страницам Красной книги» rudocs.exdat.com/docs/index-364074.html.
- Видеофильм компании BBC Серия «Континенты» – «Дикая Африка. Саванна».
- Видеофильм компании BBC Серия «Континенты» – «Дикая Африка. Пустыня».
- Видеофильм компании BBC Серия «Континенты» – «Дикая Африка. Джунгли».
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
с мультимедийной презентацией
«Путешествие по природным зонам России»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МКОУ «Раздольевская ОШ»
Саламатова А.Ю.
2016-2017 учебный год
Тип урока : нетрадиционный - обобщение изученного материала.
Форма урока : Урок-путешествие.
Цели урока:
Обобщить знания учащихся по разделу «Природа России»;
Закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ,
взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования;
Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме.
Развивать:
Познавательный интерес;
Творческую активность;
Умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы;
Умение работать с картой.
Воспитывать:
Бережное отношение к природе;
Взаимопомощь и взаимоконтроль через совместную деятельность в процессе решения и проверки заданий.;
Повысить интерес к предмету через игровую форму урока.
Оборудование:
Мультимедийная установка, карточки с названием природных зон России, 6 конвертов с набором описания природных зон, «Зоологическое лото», учебники «Окружающий мир» 4 класс, тетради на печатной основе к учебнику «Окружающий мир», карта «Природные зоны России», листы контроля для каждого ученика.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная.
Методы обучения: словесно - наглядный, самостоятельная работа учащихся в группах, игровые моменты, конкурсы.
Планируемый результат:
Развитие интереса к изучению природы России.
Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России.
Самостоятельное составление таблицы с использованием материала учебника.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Интересная игра сегодня у нас
К ней готовился каждый из вас.
Чтоб победить, надо много знать,
Уметь думать, логически рассуждать.
Вам, я думаю, всё по плечу,
(Презентация. Слайд 1)
2. Вхождение в тему урока
Учитель: - Сегодня у нас контрольно – обобщающий урок по теме “Природные зоны России”. Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны. Наша задача –проверить и обобщить знания по этой теме. Вы сами сможете проверить себя на дорожке знаний.
Если вы будете хорошо отвечать на вопросы, сможете преодолеть большое расстояние. Не забудьте взять с собой смекалку, внимание, наблюдательность, честность и другие хорошие качества.
Для удачного путешествия я предлагаю вспомнить, с чем мы с вами знакомились при изучении каждой природной зоны.
3. Актуализация знаний.
«Разминка» С условиями разминки познакомьтесь на экране. (Презентация. Слайд 2)
(За каждый правильный ответ с места ученик получает картинку с изображением животного) (приложение 1)
(Фронтальная работа по вопросам учителя)
Вопросы учителя:
Предполагаемые ответы учащихся
1. Какими океанами омывается Россия
а) с запада?
б) с севера?
в) с востока?
Атлантический
Северный-Ледовитый
Тихий
2. На территории России располагаются равнины…
Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Средне-Сибирское плоскогорье.
3. Каменным поясом России называют
Уральские горы
4. Самое глубокое озеро России
Байкал
5. Река, несущая свои воды в Каспийское море
Волга
6. Сколько природных зон на территории России
Арктика
Лесная
Пустынь и полупустынь
10. Зона субтропиков на территории России
Черноморское побережье Кавказа.
Учитель: Подведем итоги. Закрасьте столько клеточек на дорожке, сколько есть у вас картинок животных.
4. Обобщение знаний о положении, особенностях неживой природы и занятиях населения природных зон.
Работа в группах.
Учитель:
Мы находимся на станции «Географическая» (Презентация. Слайд 3)
Разделитесь на группы по 4 человека, сидящих по соседству. Каждая группа выбирает руководителя, и получат конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача отобрать и поместить на доску правильные ответы.
(Ученики работают в группах, находят 3 соответствующих карточки, прикрепляют их на доску, один из группы кратко рассказывают по карточкам о природной зоне при желании добавляя сведения с просмотренного сайта)
Доска:
Черноморс.
Тундра
Арктика
Пустыня
Лесная
Степь
Природная зона
Положение зоны
климат
Занятие населения
Примерный ответ учащегося: «Зона Арктики находится на Северном Ледовитом океане и островах, расположенных в нем. Климат в зоне Арктики характеризуется коротким прохладным летом и длительной морозной зимой. В зоне Арктики многолетняя мерзлота, глубокие снега и сильная метель. Малочисленное население занимается рыболовством, научными исследованиями, перевозкой грузов на кораблях».
(аналогично о других природных зонах).
Проверка и подведение итогов этапа в «Дорожке знаний» по количеству правильных ответов группы.
(Если группа не допустила ошибок, все её члены закрашивают по 3 клеточки, каждая ошибка -1 балл)
5.Физминутка. По родному краю дружно мы шагаем. (марш на месте)
Справа от нас – зелёный луг. (поворот)
Слева от нас находится лес (поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белки с ветки на ветку скок, (прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (махи руками)
Солнце над берёзами светит нам. (повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам! (наклоны)
6. Обобщение знаний о животных, населяющих природные зоны.
Учитель: Мы прибываем на следующую станцию нашего путешествия «Зоологическую»
Игра «Рассели животных по природным зонам» (Презентация. Слайд 4)
(Учащиеся, получившие карточки расселяют их по соответствующим зонам.)
О т в е т: Арктика – кит, тюлень, тупик;
Субтропики – богомол, косуля, дельфин, жук-скарабей;
Тундра – лемминг, северный олень;
Степи – кобылка, суслик;
Зона лесов – рысь, глухарь,лось;
Пустыни – корсак, ушастый ёж.
Проверка:
Учитель: Назовите животных, которые расселены ребятами в зоне Арктики (тундры, лесов и т.д.)
Кто не согласен? Объясните свой ответ.
Подведение итогов по этапу. Если вы поселили своего животного правильно, закрасьте 1 клеточку
Учитель: Пришло время отправляться дальше. Мы прибываем на станцию «Ботаническая»
(Презентация. Слайд 5)
7. Обобщение знаний о растениях природных зон.
Учитель: Ребята! Вам предлагается вспомнить различные растения, произрастающие в той или иной природной зоне и выполнить тест. На индивидуальных листах проставьте номера описаний растений рядом с угаданным названием.
Индивидуальный лист:
каштан
лиственница
ягель
дуб
лишайник
Учитель читает поочередно вопросы по слайду. Дети проставляют номера угаданных растений
(Презентация. Слайд 6)
Самопроверка. Проверьте свои достижения на экране.
(Презентация. Слайд 7)
Правильный ответ: 1-лишайник
2-дуб
3-лиственница
4-каштан
5-ягель.
Учитель: По числу правильных ответов закрасьте клеточки в «Дорожке знаний».
Учитель: Я думаю, что вы успешно справились с заданием, и мы отправляемся на последнюю станцию в нашем путешествии «Экологическую»
8. Обобщение знаний о национальных парках и заповедниках России.
Формирование умения работать с таблицами, самостоятельно используя материал учебника.
(Презентация. Слайд 8)
Учитель: Во время путешествия мы успешно расселили животных по природным зонам, узнали названия растений, произрастающих на территории России. Хочется напомнить, что некоторые из них находятся под охраной государства, как исчезающие. Давайте вспомним, какие заповедники и национальные парки созданы в России в каждой природной зоне.
В тетрадях на печатной основе найдите задание на стр. 46
Используя материал учебника, заполните таблицу
«Заповедники и национальные парки России».
название
Где находится
Когда создан
Остров Врангеля
Зона Арктики
(Между Восточно-Сибирским и чукотским морями)
Таймырский заповедник
Зона Тундры
(Таймырский полуостров)
Приокско-террасный
Зона лесов
(На юге Московской области по берегу Оки)
1945 год
Дрофиный питомник
Зона степей
Заповедник «Черные земли»
Зона пустынь
(республика Калмыкия)
1990 г.
Сочинский национальный парк
Черноморское побережье
Работа в парах по проверке заполненной таблицы по слайду на экране.
(Презентация. Слайд 8)
Учитель: За каждый правильно указанный заповедник закрашивается одна клетка. Суммируйте количество правильных ответов и закрасьте соответствующее количество клеток.
Учитель:
Какой вывод по получившейся таблице можно сделать?
Предполагаемый ответ учащегося: Государство заботится о природных ресурсах страны. Это подтверждается тем, что по всей территории России созданы заповедники и национальные парки, где редкие растения и животные находятся под охраной.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Сколько километров прошли по дорожке знаний? (1 клетка – 1 км)
На какой из станций Вам особенно было интересно?
Что удалось на уроке?
Что не получилось, над чем нужно поработать?
Учитель: Мне особенно хочется отметить ребят,
которые активно работали на уроке...
10. Домашнее задание: (Презентация. Слайд 9)
Вам предоставляется задание по выбору:
А) «Я эколог-исследователь» .Приготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников;
Б) « Охраняй природу!» Выполнить задание в тетради с печатной основой стр. 47-48 «Красная книга России»
В) «Юный географ» подготовить реферат по теме “Природные зоны России»